Научная статья на тему 'Этапы формирования и развития инновационно-ориентированных региональных сетевых бизнесструктур (на примере автодилерских сетей)'

Этапы формирования и развития инновационно-ориентированных региональных сетевых бизнесструктур (на примере автодилерских сетей) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВЫЕ ЭФФЕКТЫ / NETWORK EFFECTS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS / АВТОДИЛЕРСКИЕ СЕТИ / CAR DEALERSHIP NETWORK / СЕТЕВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / NETWORKING / СЕТЕВЫЕ БИЗНЕС-СТРУКТУРЫ / NETWORKING BUSINESS STRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Машегов П.Н., Мавлюбердинова И.А.

В статье рассматриваются автодилерские предприятия как элементы сетевых бизнес-структур регионального уровня. Дается их классификация, рассматриваются принципы их формирования, основные аспекты влияния их хозяйственной деятельности на экономику региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATION-ORIENTED REGIONAL NETWORK BUSINESSSTRUCTURES (ON AN EXAMPLE OF DEALER NETWORKS)

The paper presents the elements of car dealership enterprise network business structures at the regional level. The classifi cation, principles of their formation, the main aspects of the impact of regional business structures business activities on the regional economy are presented.

Текст научной работы на тему «Этапы формирования и развития инновационно-ориентированных региональных сетевых бизнесструктур (на примере автодилерских сетей)»

УДК 334.7 П.Н. МАШЕГОВ

доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента и маркетинга, Орловский государственный университет E-mail: yand-man@yandex.ru И.А. МАВЛЮБЕРДИНОВА

аспирант, кафедра менеджмента и маркетинга, Орловский государственный университет

UDC 334.7 P.N. MASHEGOV

Doctor of economic sciences, Professor, Department of management and marketing, Orel State University E-mail: yand-man@yandex.ru I. A. MAVLIUBERDINOVA Graduate student, Department of management and marketing, Orel State University

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ БИЗНЕС-СТРУКТУР (НА ПРИМЕРЕ АВТОДИЛЕРСКИХ СЕТЕЙ)

STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATION-ORIENTED REGIONAL NETWORK BUSINESS-STRUCTURES (ON AN EXAMPLE OF DEALER NETWORKS)

В статье рассматриваются автодилерские предприятия как элементы сетевых бизнес-структур регионального уровня. Дается их классификация, рассматриваются принципы их формирования, основные аспекты влияния их хозяйственной деятельности на экономику региона.

Ключевые слова: сетевые эффекты, инвестиции, автодилерские сети, сетевые взаимодействия, сетевые бизнес-структуры.

The paper presents the elements of car dealership enterprise network business structures at the regional level. The classification, principles of their formation, the main aspects of the impact of regional business structures' business activities on the regional economy are presented.

Keywords: network effects, investments, car dealership network, networking, networking business structure.

Станции технического обслуживания (СТО), заключающие дилерский договор с производителем автомобилей, не просто получают доступ к определенным группам товаров по выгодной цене и получают возможность внедрять новые технологии управления персоналом, они становятся частью сети.

К оцениванию деятельности подобного предприятия нельзя подходить только с точки зрения микроэкономики. СТО обычно являются независимыми предприятиями и не имеют никаких юридических связей с другими подобными предприятиями. В редких случаях это может быть какая-то небольшая, региональная группа СТО, принадлежащая одному владельцу, но она обычно не выходит за рамки федеральных округов. Собственники принимают многие решения исходя из собственного видения экономической ситуации и своего положения на рынке [6].

Однако в отличие от других СТО, не имеющих дилерских договоров, предприятия, заключившие договора с одним и тем же автопроизводителем обязаны в рамках этих договоров соблюдать одни и те же стандарты в своей работе, выполнять планы по ремонту и обслуживанию, продаже автомобилей и закупке запчастей. Все эти автодилеры начинают быть связаны некоей общей стратегией поведения на глобальном рынке. Таким образом, они уже не только множество независимых хозяйствующих субъектов, они становятся частью сети.

Автомобильные и сельскохозяйственные дилерства

© П.Н. Машегов, И.А. Мавлюбердинова © РЖ Mashegov, I. А. МауНиЬег&поуа

- это, прежде всего, сеть, созданная производителем для продажи своих товаров и услуг. Здесь сеть - это группа независимых компаний, находящихся в постоянном взаимодействии с определенным центральным офисом или отделением и также между собой в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Между компаниями устанавливаются непосредственные или опосредованные пространственные связи, формирующие устойчивую структуру, в рамках которой создается дополнительная экономическая выгода для каждого участника, вовлеченного в эти отношения. Под «сетевой структурой» соответственно понимается состав (хозяйствующие субъекты) и строение сети (сетевые взаимодействия).

Автодилерская сеть имеет свои особенности:

- она содержит довольно большое количество некрупных относительно независимых хозяйствующих субъектов;

- инновационная активность и постоянная переподготовка персонала является обязательным условием функционирования такой сети, т.к. если дилер не выполняет планов по обучению и внедрению новых технологий, он может лишиться своего статуса;

- автодилерские сети имеют некие централизованные органы, заинтересованные в сборе обобщающей информации и выступающие в качестве координаторов деятельности, в качестве которого обычно выступает производитель.

Дилерские центры получают последние техноло-

08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - БСОШМ1С 8С1БЖБ8

гические разработки от автопроизводителей и производителей запасных частей, а также инновационные технологии в сфере обучения, мотивации персонала, маркетинга и управленческих технологий.

На экономику СТО, имеющих дилерские договоры с дистрибьютором автопроизводителя, оказывают важную роль некоторые сетевые эффекты:

- эффект масштаба - снижение затрат на единицу произведенной продукции при распределении постоянных затрат на большее количество произведенной продукции. Каждая дополнительно произведённая единица продукции оказывает положительный эффект, снижая уровень цены для всех произведённых единиц.

- кривая обучения - отражает повышение производительности при выполнении задач по мере накопления опыта, что есть проявление положительного эффекта повышения эффективности операций вследствие накопления информации в виде знаний и отработки определённых навыков в рамках структуры компании.

Однако как головные компании, оказывающие заметное влияние на развитие своих новых дилеров, так и дилерские предприятия оказывают влияние на регион, в котором находятся.

В основе их воздействия экономику региона лежат несколько принципов:

- увеличение объема производства и продаж сетевых продуктов без привлечения дополнительных материальных ресурсов внутри региона, где они расположены, приводит к росту объема получаемой прибыли без эффекта растущего давления на природную среду. Т. е. исключаются негативные факторы от размещения крупных промышленных производств, на которых рассматриваемый регион может не специализироваться;

- ценность сетевого продукта обусловлена тем, что чем больше товара в сети, тем более ценным он становится для всех потенциальных потребителей (закон Меткалфа). Для СТО это проявляется в основном в том, что потребители начинают испытывать интерес к тем новым технологиям, которые раньше их отпугивали дороговизной и сложностью обслуживания и соответственно отсутствием других пользователей - например, телематические системы, устанавливаемые на современные автомобили;

- принцип обратного ценообразования состоит в том, что все лучшие продукты сети, встречающиеся в различных ее ответвлениях, имеют явную тенденцию к снижению цен с течением времени. Кроме всего прочего, для автодилеров это связано с банальным моральным устареванием продукции и появлением новых технологий;

- принцип переоценки ценностей состоит в постепенном, но лишь частичном замещении материальных ценностей системой новых знаний и виртуальными ценностями, то есть специфически сетевыми продуктами. Потребители современных СТО хотят теперь не просто получить конкретную услугу по продаже или ремонту автомобилей, их интересует спектр дополнительных услуг, которые невозможно получить на небольшой

СТО, не входящей в сеть [4].

Кроме того, следует выделить несколько функций-региональных сетевых бизнес-структур в развитии экономики региона, которые присущи как дилерским СТО, так и другим региональным сетевым бизнес-структурам, вне зависимости от их отраслевой принадлежности [3]:

- разработка и налаживание эффективных коммуникаций между организациями, занимающимися разными видами деятельности, но способными стать частью сетевой структуры с различными организационными функциями;

- объединение географически разрозненных однотипных предприятий в единую сеть, способную внести свой вклад в повышение конкурентоспособности региона;

- формирование качественно новой конечной продукции, востребованной рынком;

- диффузия инноваций в выбранной области;

- получение материальной выгоды в виде расширения бизнеса и увеличения прибыли, а также создание потенциала, направленного на использование современных методик разработки и продвижения инновационных товаров и услуг.

Формирование определенного состава и строения сети в конкретных условиях определяет тип сетевой структуры. В зависимости от типа формирующейся сетевой структуры может быть предусмотрено возникновение центра, выполняющего интеграционные функции, или рассматриваться равноправное участие и взаимодействие партнеров в соответствии с типологией сетевых структур Р. Майлза и Ч. Сноу [9].

Они разделили сети в своей классификации на:

- стабильную - когда центральная фирма сосредоточена на нескольких ключевых компетенциях, а вспомогательные виды деятельности отдает на аутсорсинг постоянным партнерам;

- внутреннюю - когда корпорация выделяет свои подразделения в отдельные виды бизнеса и сотрудничает с ними на рыночных условиях;

- динамическую - когда центральная фирма может вообще не обладать активами, привлекать их на условиях аутсорсинга, но должна обладать хотя бы одной наиболее важной компетенцией - как правило, знанием того, что хочет потребитель.

Дилерские СТО можно отнести к динамичным сетям. Головное предприятие может самостоятельно производить автомобили и запчасти, а может отдавать заказы н заводы партнеров. Точно так же дело обстоит и с маркетинговыми исследованиями, разработкой новых систем обучения и т.д. Главным в работе головного предприятия является то, что оно является связующим звеном для всех подразделений сети, вырабатывая стратегический план развития. При этом вопросы, связанные непосредственно с решением поставленных задач, остаются на усмотрение участников сети, будь то производственный комплекс, обучающий центр, лаборатория или СТО.

Можно выделить несколько этапов формирования такой сети [2].

Первоначально происходит формирование предпосылок возникновения сетевой структуры. Основными из них являются изменение масштабов компании-производителя, ее деятельности, а также планируемое расширение географии присутствия.

Затем происходит непосредственно формирование сетевой структуры. На этом этапе предприятие имеет региональные масштабы, действуя преимущественно на нескольких региональных рынках. Управление развитием основными видами деятельности осуществляется в рамках сетевой структуры.

Данный этап развития компании может быть условно разделен на создание сетевой организационной структуры через создание вертикальных и горизонтальных связей между элементами сети и последующую трансформацию в сетевую структуру, которая будет базироваться на сотрудничестве между несколькими кампаниями.

Последний этап связан с увеличением размеров кампании, включением большего числа элементов и выходом на рынки других стран.

Когда компания выходит на мировой рынок, стратегия ее поведения должна учитывать новые факторы:

- необходим высокий уровень сетевого взаимодействия элементов сети в целях сохранения целостности сетевой структуры при достижении общей единой

цели, а не каждого конкретного элемента. Но при этом для каждого участника она должна иметь конкретное количественное выражение: рост доходов, капитализации компании, финансовых показателей и т.д. для того, чтобы каждый элемент сети мог производить стратегическое планирование своей деятельности с учетом общей глобальной цели;

- проверка будущего участника сети на предмет полезности его включения в структуру для сети в целом должна проводиться достаточно тщательно и до его включения в состав сети. Роль нового элемента должна соответствовать стратегическому видению развития сети;

- распределение ресурсов, являющихся частью совместного интеллектуального и информационного капитала: ноу-хау, технологии, знания и информация и т. д. с учетом роли каждого конкретного элемента в развитии сети.

В результате реализации указанных аспектов, предъявляемых к международной компании, в процессе включения в ее состав новых элементов, на региональном уровне формируется новая форма организации предпринимательской деятельности - региональная сетевая бизнес-структура. При рассмотрении на микроуровне она представляет собой отдельные хозяйствующие субъекты, однако в основе ее построения на макроуровне лежит сетевая организационно-управленческая форма.

Библиографический список

1. Баринов В.А., Жмуров Д.А. Развитие сетевых формирований в инновационной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. №2

2. Болычев О.Н. Этапы формирования и развития сетевых предпринимательских структур // Известия ТулГУ Экономические и юридические науки . 2009. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-i-razvitiya-setevyh-predprinimatelskih-straktur (дата обращения: 29.07.2014).

3. Ермоленко А. А., Хилько Н. А. Сетевые организации: потенциал развития региональных экономических систем // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика . 2011. №4. С.73-78.

4. Карев А.В., 2012. Сетевые эффекты на современных рынках URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/24467/

5. Клейнер Г.Б. Системная экономика. М.: ЦЭМИ, 2013.

6. Машегов П.Н., Вигурская И.А. 2013 Сетевые эффекты в инновационной сфере и управлении человеческим капиталом. URL: http://umc.gu-unpk.ru/umc/zj2013_2.php;

7. МильнерБ.З. Теория организации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М. 2000. 480 с.

8. Паринов С.И. К теории сетевой экономики. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.

9. Фетисова О. В. Влияние деятельности сетевых компаний на развитие регионального потребительского рынка / О. В. Фетисова, В. В. Курченков // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 35 (218). С. 29-34.

References

1. Barinov V.A. Zhmurov D.A. Development of network formations in the innovation economy // Management in Russia and abroad. 2007. № 2.

2. Bolychev O.N. Stages of formation and development of the network of business structures // Proceedings of the TulSU. Economic and legal sciences. 2009. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/etapy-formirovaniya-i-razvitiya-setevyh-predprinimatelskih-struktur (date of access: 29.07.2014).

3. Ermolenko A.A., Khilko N.A. Network Organization: development of potential of regional economic systems // Herald Adyghe State University. Series 5: The Economy. 2011. № 4. Pp.73-78.

4. KarevA.V., 2012. Network effects in today's markets URL: http://www.creativeconomy.ru/articles/24467/;

5. Kleiner G.B. System economics. Moscow: CEMI, 2013.

6. MashegovP.N., Vigurskaya I.A. 2013 Network effects in innovation and human capital management. URL: http://umc.gu-unpk.ru/ umc/zj2013_2.php;

7. MilnerB.Z. Organization theory: a textbook. 2nd ed., Rev. and add. Moscow: INFRA-M. 2000. 480 p.

8. Parinov S. On the theory of the network economy. Novosibirsk IEIE SB RAS, 2002.

9. Fetisov O.V. Effect of networking companies on the development of regional consumer market / O.V. Fetisov, V.V. Kurchenkov // Regional Economy: Theory and Practice. 2011. № 35 (218). Pp. 29-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.