Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ФАКТУАЛИЗАЦИИ В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД'

ЭТАПЫ ФАКТУАЛИЗАЦИИ В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАДИСКУРС / ФАКТУАЛИЗАЦИЯ / МЕДИАФАКТ / КАРТИНА МИРА / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пром Н.А.

В статье предлагается обоснование термина «фактуализация» и рассмотрение его специфики в медиадискурсе. Актуальность исследования обусловлена проблемой гипервоздействия СМИ на адресата. Цель работы состоит в том, чтобы в лингвофилософском ключе рассмотреть феномен фактуализации, результатом которой является интериоризация (принятие) факта действительности в сознании адресата. Научную новизну мы видим в выявлении этапов фактуализации и их дискурсивных характеристик. Исследование установило, что ментальным продуктом фактуализации является новая субъективная реальность индивида. Дискурсивно-обусловленными являются этапы фактуализации в медиакоммуникации, когда медиафакт становится фактом сознания аудитории с последующей вербальной манифестацией состоявшейся фактуализации. Фактуализация, сопровождая коммуникацию в медиадискурсе, в некоторой степени повторяет его этапы. Напомним, массовая коммуникация представляет собой форму связи и общения, а также процесс производства медиареальности средствами массовой коммуникации и ее восприятие аудиторией. В качестве ее основных этапов выделяют постановку цели редактором, отражение либо моделирование социальной действительности автором сообщений, распространение массовой информации в СМИ, ее восприятие и потребление адресатами. В качестве этапов фактуализации определены факт объективной реальности, факт сознания креатора медиафакта, факт медиареальности и факт сознания реципиента. Фактуальность адресата располагает двумя уровнями - фактицитетом, включающим факты в основе ценностей, и фактаурусом, обусловливающим поступки. Факт действительности представляет собой онтологическую основу знания, актуальность которого обусловливает его отбор креатором медиафакта. Интересность медиафакта обеспечивает успешную трансформацию факта знания в факт сознания адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF FACTUALIZATION IN MEDIA: LINGUOPHILOSOPHICAL APPROACH

The article substantiates the term “factualization” and considers its specifics in media discourse. The relevance of the study is due to the problem of media hyperinfluence on the addressee. The purpose of the work is to consider the phenomenon of factualization in a linguophilosophical way; factualization results in the internalization (acceptance) of a reality fact in the mind of an addressee. The scientific novelty is seen in identifying the stages of factualization and their media discourse characteristics. The study has established that the mental product of the factualization is a new subjective reality of an individual. The stages of factualization in media communication are discoursively conditioned, when the media fact becomes a fact of the audience's consciousness with the subsequent verbal manifestation of the factualization. Accompanying the communication in media discourse, factualization to some extent repeats its stages. Mass communication produces media reality for the audience. Its main stages are the setting of a goal by the editor, reflection or modeling of social reality by the author of messages, the dissemination of mass information in the media, its perception and consumption by the addressees. The fact of objective reality, the fact of consciousness of the media fact’s creator, the fact of media reality and the fact of recipient’s consciousness have been defined as the stages of factualization. The addressee's factuality has two levels, i.e. facticity that includes values-based facts and a facturus that determines actions and deeds. The reality fact is the ontological basis of knowledge, the relevance of which determines its selection by the creator of a media fact. The interestingness of the media fact ensures the successful transformation of the fact of knowledge into the fact of addressee’s consciousness.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ФАКТУАЛИЗАЦИИ В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД»

ЖУРНАЛИСТИКА В ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОМАСПЕКТЕ JOURNALISM IN HISTORICAL AND THEORETICAL ASPECT

УДК 811.161.1'42

DOI 10.36622/AQMPJ.2022.24.93.017

Волгоградский государственный технический Volgograd State Technical University

университет The chair of foreign languages

Профессор кафедры «Иностранные языки», Doctor of Philology, full professor

доктор филологических наук Prom N.A.

Пром Н.А. Russia, Volgograd,

Россия, г. Волгоград, тел. 89275338472 tel. 89275338472

Е-mail: natalyprom77@mail.ru Е-mail: natalyprom77@mail.ru

НА. Пром

ЭТАПЫ ФАКТУАЛИЗАЦИИ В МЕДИАКОММУНИКАЦИИ: ЛИНГВОФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД

В статье предлагается обоснование термина «фактуализация» и рассмотрение его специфики в медиа-дискурсе. Актуальность исследования обусловлена проблемой гипервоздействия СМИ на адресата. Цель работы состоит в том, чтобы в лингвофилософском ключе рассмотреть феномен фактуализации, результатом которой является интериоризация (принятие) факта действительности в сознании адресата. Научную новизну мы видим в выявлении этапов фактуализации и их дискурсивных характеристик. Исследование установило, что ментальным продуктом фактуализации является новая субъективная реальность индивида. Дискурсивно-обусловленными являются этапы фактуализации в медиакоммуникации, когда медиафакт становится фактом сознания аудитории с последующей вербальной манифестацией состоявшейся фактуализации. Фактуализация, сопровождая коммуникацию в медиадискурсе, в некоторой степени повторяет его этапы. Напомним, массовая коммуникация представляет собой форму связи и общения, а также процесс производства медиареальности средствами массовой коммуникации и ее восприятие аудиторией. В качестве ее основных этапов выделяют постановку цели редактором, отражение либо моделирование социальной действительности автором сообщений, распространение массовой информации в СМИ, ее восприятие и потребление адресатами. В качестве этапов фактуализации определены факт объективной реальности, факт сознания креатора медиафакта, факт медиаре-альности и факт сознания реципиента. Фактуальность адресата располагает двумя уровнями - фактицитетом, включающим факты в основе ценностей, и фактаурусом, обусловливающим поступки. Факт действительности представляет собой онтологическую основу знания, актуальность которого обусловливает его отбор креатором медиафакта. Интересность медиафакта обеспечивает успешную трансформацию факта знания в факт сознания адресата.

Ключевые слова: медиадискурс, фактуализация, медиафакт, картина мира, коммуникация.

N.A. Prom

STAGES OF FACTUALIZATION IN MEDIA: LINGUOPHILOSOPHICAL APPROACH

The article substantiates the term "factualization" and considers its specifics in media discourse. The relevance of the study is due to the problem of media hyperinfluence on the addressee. The purpose of the work is to consider the phenomenon of factualization in a linguophilosophical way; factualization results in the internalization (acceptance) of a reality fact in the mind of an addressee. The scientific novelty is seen in identifying the stages of factualization and their media discourse characteristics. The study has established that the mental product of the factualization is a new subjective reality of an individual. The stages of factualization in media communication are discoursively conditioned, when the media fact becomes a fact of the audience's consciousness with the subsequent verbal manifestation of the

© Пром Н.А., 2022

factualization. Accompanying the communication in media discourse, factualization to some extent repeats its stages. Mass communication produces media reality for the audience. Its main stages are the setting of a goal by the editor, reflection or modeling of social reality by the author of messages, the dissemination of mass information in the media, its perception and consumption by the addressees. The fact of objective reality, the fact of consciousness of the media fact's creator, the fact of media reality and the fact of recipient's consciousness have been defined as the stages of factualization. The addressee's factuality has two levels, i.e. facticity that includes values-based facts and a facturus that determines actions and deeds. The reality fact is the ontological basis of knowledge, the relevance of which determines its selection by the creator of a media fact. The interestingness of the media fact ensures the successful transformation of the fact of knowledge into the fact of addressee's consciousness.

Key words: media discourse, factualization, media fact, picture of the world, communication.

Актуальность темы исследования мы видим в том, что фактуализация как особый когнитивно-дискурсивный феномен, отражающий формирование факта в сознании человека, позволяет рассматривать коммуникативные процессы как информационные потоки, обеспечивающие связь между действительностью и поступками человека. При этом понимание факторов, влияющих на фактуализа-цию, помогает объяснить неадекватность реакции на действительность. Предлагаемое исследование как любое философское обоснование мы считаем важнейшим этапом работы над новым понятием. Задачи предлагаемого исследования мы видим в том, чтобы, во-первых, уточнить интерпретацию термина «фактуализация» в лингвофилософии, во-вторых, установить терминологический аппарат данного направления и, в-третьих, рассмотреть глубину фактуализации в сознании реципиента при восприятии медиаинформации.

В работе использованы такие методы исследования, как анализ феномена и его моделирование, предусматривающее разработку элементов и этапов рассматриваемого явления, метод интроспекции и контекстуального анализа, направленные на выявление смысловых особенностей языковых единиц в разном контекстном окружении.

Теоретической базой исследования послужили работы В.И. Карасика [1], Е.С. Кубряковой [2], В.В. Хорольского [3] и др. Философская концепция С. Х. Ляпина о трехмерном представлении факта как триипостасном единстве его составляющих - факта действительности, факта знания и факта сознания [4, с. 17] определяет основу предлагаемого исследования. Фактуализация включает цикл трансформаций ипостасей факта, обеспечивающий его осознание адресатом информации, и предполагает адаптацию фактуальности имеющейся картины мира к изменяющимся условиям действительности, в результате чего формируется новая субъективная реальность индивида.

Поведение и поступки, как известно, обусловлены знаниями человека о действительности, составляющими персонифицированную картину мира, которая, с точки зрения психолингвистов, «предстает как идеальное, концептуальное образование, имеющее двойственную природу: необъек-тивированное - как элемент сознания, воли или жизнедеятельности, и объективированное - в виде различных следов сознания, воли или жизнедеятельности, в частности - в виде знаковых образований, текстов» [5, с. 17] и характеризуется системностью и упорядоченностью [2; 6]. Вербально картина мира находит выражение в виде фактов. В этой связи проблему формирования картины мира и ее адаптации к меняющейся объективной реальности мы рассматриваем в контексте фактуализации, объясняющей возможности информационного потока, в том числе и воздействия на сознание человека [7].

Феномен фактуализации тесно связан с понятием реальности и ее типами, которые обусловлены дискурсом, с одной стороны, и участием сознания человека в ее формировании, с другой. В частности, объективную реальность мы понимаем как то, что человек видит, воспринимает и способен познать хотя бы в общих чертах; субъективная реальность представляется вариантом объективной реальности, более или менее искаженным сознанием человека, его восприятием, ценностями, интенциями и пр. В нашей работе мы имеем дело с медиареальностью, а также объективным и субъективным типами реальности. Поскольку фактуализация формирует субъективную реальность человека, в медиадискурсе она проходит две ступени: фактуализация действительности - внешнего мира - в сознании адресанта и фактуализация медиареальности в сознании адресата. Однако реализация первой ступени в медиадискурсе не обеспечивает законченность фактуализации, поскольку ее цель - воздействие на сознание получателя информации - не достигнута.

Медиареальность представляет собой опосредованную объективную реальность, где ключевым является слово «опосредованная», что убедительно было показано в целом ряде исследований [8; 9].

Так, опосредованность реальности медиадискурса представляет собой трансформационный цикл ипостасей факта. Анализ познавательного процесса во время потребления медиаинформации выявил четыре этапа фактуализации, каждый из которых представляет собой трансформацию состояний факта. Результаты анализа мы внесли в таблицу (Таблица 1).

Таблица 1

Этапы фактуализации в медиадикурсе

Этап Локализация факта Выраженность факта

I. Факт действительности Объективная реальность Событие (денотат)

II. Факт сознания адресанта Субъективная реальность в сознании субъекта информирования Аспект события (референт)

III. Факт знания Медиареальность Медиафакт (текст)

IV. Факт сознания адресата Субъективная реальность в сознании объекта информирования Факт (пропозиция), интерпретация, оценка, прогноз

Таблица 1 позволяет отметить следующее.

1) Подтверждается известное положение об опосредованном характере реальности медиадискурса: восприятие действительности и медиареальности всегда обусловлено персонифицированной картиной мира субъекта информирования (журналиста), а именно, входящей в нее фактуальностью и профессиональными интенциями; процессы фактуализации в медиадискурсе и в обычной коммуникации различаются наличием медиареальности, опосредующей коммуникацию между адресантом и адресатом. Первый и второй этапы являются домедийными, четвертый - постмедийным.

2) В каждой из реальностей факт представлен по-разному: в событийном денотате факта выделяется определенный аспект - референт факта, который вербализируется в тексте медиафакта и затем редуцируется в качестве его смысла до пропозиции в сознании адресата. При этом четкая граница между этапами отсутствует. Например, трудноопределима граница между воспринятым событием и его аспектом, а текст факта уже сформирован до его медиапрезентации.

3) Помимо пропозиции, результатом фактуализации выступает интерпретация, которая расценивается в качестве ее вербальной манифестации, то есть, показателя того, что фактуализация состоялась.

Рассмотрим предложенные в таблице 1 этапы подробно.

Этап I: факт объективной реальности. Медиадискурс, призванный информировать аудиторию о событиях действительности, имеет все технические возможности для выполнения данной функции. Медиа-факт часто сопровождается фото- и видеоматериалами, свидетельствующими о том, что событие доподлинно имело место. В этой связи онтологическая составляющая медиафакта как то, что происходило в объективной реальности, является важной для его формирования как на этапе перцепции события, так и на этапе верификации медиафакта. Этот правдивый «жизненный факт» [3, с. 25] или «факт действительности», который является основой для установленного факта и денотатативный уровень будущего медиафакта [7, с. 209]. Однако он не является тем, что происходит в энергоматериальном мире вне зависимости от нашего сознания, поскольку наш мир - объективная реальность - это то, что мы видим. Из этого следует, что даже самый правдивый медиафакт является субъективно обусловленным.

Этап II: факт сознания адресанта. Факт действительности не бывает освещен целиком и, как правило, включает ряд аспектов или сторон, из которых выделяется один, выступающий референтом медиа-факта. Однако он уже не принадлежит объективной реальности, а становится фактом реальности интерпретируемой, поскольку когнитивные процессы возможны только в рамках реальности, уже отраженной в сознании. Она, безусловно, субъективна и находится в сознании автора сообщения, который и определяет тот или иной аспект события как актуальный, концептуализирует и категоризирует медиафакт [10, с. 227]. Вместе с тем конструирование отраженной реальности обусловлено субъективной реальностью журналиста и его профессиональными интенциями (например, объективное информирование или развлечение).

Отдельный факт включается в серию фактов, посвященных одному или нескольким аспектам, объединенным ситуацией, и к моменту выхода в медиапространство журналист создает текст, который представляет собой вербальную манифестацию фактуализации его объективной реальности. Это первая ступень фактуализации в медиадискурсе.

Этап III: факт знания. Текст включается в процесс медийности - печатается, озвучивается и/или демонстрируется посредством каналов медиадискурса, и на выходе становится медиафактом. Аудитория читает, слышит и видит его, воспринимая с большей или меньшей степенью внимательности огромный объем информации за довольно короткий отрезок времени. Так, медиафакт становится «фактом знания». С.Х. Ляпин называет его неопределенной или полной формой факта [4, с. 10], который включает целый пакет медиафактов-квантов. В редуцированном формате пропозиции медиафакт встречается в медиадискурсе в виде сообщения на новостной ленте. Медиафакт, как и научный факт, представляет собой результат процесса познания и, безусловно, является знанием, хотя неотъемлемые черты знания - истинность и достоверность - в медиадискурсе часто вызывают сомнения.

Важно отметить, что медиафактом, в отличие от факта научного, считается не только факт установленный и доказанный, но и мнение участника медиадискурса и даже его оценка и прогноз [11]. Например, факт действительности - 16 июля 2014 года Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines был сбит ракетой серии 9М38, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук» - имеет военный, дипломатический, политический, геополитический, межэтнический, экономический, межличностный и ряд других аспектов, которые находят соответствующую репрезентацию в медиадискурсе. Приведем примеры некоторых из них.

Инженерно-технический аспект: По мнению аналитиков Российского союза инженеров, гибель Boeing 777 произошла в результате его комплексного поражения как ракетным вооружением боевого самолета, с использованием ракеты «воздух-воздух» ближнего боя, так и пушечным вооружением с использованием 30-мм авиационной пушки или контейнера СППУ-22 с двуствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л (Военно-промышленный курьер, 25.08.2014). Несмотря на модальность конструкции (По мнению аналитиков Российского союза инженеров), медиафакт выглядит объективным, во-первых, потому что вводится ссылка на инженеров-аналитиков - относительно независимых лиц в глазах аудитории, во-вторых, содержит исключительно техническую информацию, входящую в заключение экспертизы.

Аспект межгосударственного взаимодействия: Киев обвинил в крушении лайнера ополченцев, которых, по мнению Запада, поддерживает Россия. <... > Версию Киева поддержали США, Великобритания и Австралия, заявившие, что лайнер был сбит ракетой «земля-воздух» с территории, контролируемой ополченцами. В дальнейшем появились заявления, что Евросоюзу необходимо пересмотреть отношение к России в свете того, что «пророссийские сепаратисты сбили самолет» (РИА новости, 17.07.2019). Применяя высокую степень субъективности, выраженной очевидной для читателя модальностью (Киев обвинил; по мнению Запада; версия Киева), автор показывает безосновательность обвинений. Данный эффект усиливается, когда приводится заявление «пророссийские сепаратисты сбили самолет». Читателю становится понятно, что медиафакт, строго говоря, не имеющий права расцениваться как фактуальная база для последующих действий, легко прошел легитимацию и рассматривается в качестве основания для возможных последующих мер (Евросоюз пересматривает отношение к России). Эмоции реципиента в значительной степени активизируют процесс фактуализации, результатом которой становится принятие точки зрения автора.

Экономический аспект: Лондон грозит Москве новыми санкциями из-за расследования крушения Boeing (ТАСС, 20.07.2014). Здесь вина России в случившемся предъявляется как юридический факт, каковым он не может быть без официального оглашения результатов международного расследования. Это лишь закрытая просочившаяся в СМИ информация, то есть, медиафакт, который также не может расцениваться как юридический [10, с. 216]. Так, на основании медиафакта рассматриваются варианты международного наказания.

Фокусируясь на отдельных аспектах факта объективной реальности и создавая, тем самым, иллюзию процесса познания и получения объективного знания за счет демонстрации различных точек зрения, мнений и оценок, субъекты информирования презентуют цельную действительность, которая воспринимается аудиторией как мозаичная виртуальная медиареальность в виде смеси реального и возможного.

Этап IV: факт сознания адресата. Если рассматривать сознание как динамическую прогнозирующую модель действительности, то есть субъективную реальность индивида, а мышление как «процесс согласования модели с оригиналом и прогнозирования» его состояний [12], то в основе представления о мире - картины мира и, в итоге, формирования личности лежит пространство фактов, в терминологии С.Х. Ляпина, фактицитет сознания. Пространством актуальных фактов, стимулирующих действия-реакции и поступки, является фактаурус, единицы которого в ближайшей перспективе или на долгосрочной основе выполняет функции обоснования поступков, аргументов и единиц мышления. Рассмотрим эти уровни фак-туального сознания подробнее.

Фактаурус. Значимый для реципиента медиафакт переходит в новое фазовое состояние «фактаурус», анализируется, переосмысливается, интерпретируется и становится «фактом сознания», входящим в обобщенный потенциал актуального бытия, и определяет фоновые пропозиции человека, служащие ориентиром в информационном пространстве в зоне действия данного медиафакта. В этой форме факт становится элементом сознания человека, выполняющего функцию источника аргументов для утверждений, отрицаний и обоснования идей, а также наглядных примеров с целью убеждения и коррекции поступков в зависимости от складывающейся ситуации, контекста, функциональной организации деятельности. Новый факт в сознании способен менять этот бэкграунд, обусловливая изменения убеждений, влияя на действия и поступки. Например, Семь человек погибли, еще 30 числятся пропавшими без вести в результате мощного землетрясения на японском острове Хоккайдо, которое произошло рано утром в четверг, 6 сентября. Подземные толчки силой до 7 баллов вызвали оползни, уничтожившие десятки домов. Известно также о более чем 150 пострадавших (Лента.ру, 6.09.2018). Данный медиафакт становится актуальным в сознании знакомых человека, который находится в это время в опасной зоне, послужит причиной их беспокойства, поэтому они совершат действия, чтобы выяснить, все ли с ним в порядке, и нивелировать тревогу: позвонить, написать сообщение и др.

Показателем фактауруса становится отказ от курения электронных сигарет под влиянием медиафакта Дым от электронных сигарет приводит к повреждениям ДНК, которые могут вызвать рак. К такому заключению пришли ученые из школы медицины Нью-Йоркского университета (Мир 24, 30.01.2018). Но только в том случае, если человек никогда не вернется к курению, осознавая вред данного процесса, медиа-факт переходит на уровень фактицитета в сознании реципиента.

Фактицитет (термин М. Хайдеггера) составляют факты, которые лежат в основе «целей, основных норм поведения, ведущих и господствующих идей, принципов, идеалов, символов веры, надежды, любви» [4, с. 18]. Это пространство фактов, детерминирующих человеческую деятельность и обладающих, в отличие от ориентационных фактов (фактауруса), локализованным и дифференцированным смыслом. Таковыми, в первую очередь, являются медиафакты, содержащие информацию об исторических событиях. Например: Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами! (Обращение Ю. Левитана 22 Июня 1941 года. Объявление о начале войны). Этот медиафакт, вошедший в менталитет народов России, символизирует невероятный героизм людей в годы второй мировой войны, гордость за победу. В истории каждой страны есть факты, повлиявшие на сознание и менталитет ее народа. В Америке, таким событием стала атака террористов в 2001 году: On 11 September 2001 (known as 9/11 in America), Islamist extremists hijacked four planes that were flying above the US. It was the biggest terrorist attack ever on America (ВВС. 9.09.2011). - 11 сентября 2001 года (известный в Америке как 9/11) исламистские экстремисты захватили четыре самолета, которые летели на США. Это была самая большая террористическая атака против Америки.

Оба медиафакта российской и американской истории становятся фактами сознания сначала в состоянии фактауруса, обусловливая реакцию человека в ближайшей перспективе (состояние бдительности в условиях опасности, угрожающей жизни и здоровью граждан всей страны; поступление на военную службу для защиты государства; героизм; жизнь в условиях длительных военных действий; помощь пострадавшим; вступление в волонтерские движения и др.), а затем и фактицитета, фактуального бэкграунда, определяющего жизненную позицию и потенциальный вектор людей этого и последующих поколений (патриотизм, мобилизация сил каждого человека и взаимопомощь в тяжелой ситуации, самопожертвование, историческая память). Так, фактуальность сознания располагает двумя уровнями - фактаурусом и фактицитетом, которые соотносятся с актуальным и фоновым (пресуппозициональным) аспектами.

Таким образом, фактуализация в медиадискурсе обеспечивает адаптацию фактуальности имеющейся картины мира к изменяющимся условиям действительности, результатом чего становится новая субъективная реальность адресата. Выполненными считаем поставленные в начале работы задачи. В частности, фак-туализация характеризуется в лингвофилософском ключе: определена терминология как инструментарий, необходимый для дальнейшего исследования: выделены следующие этапы данного процесса в медиадис-курсе: факт действительности, факт сознания создателя медиафакта, факт медиареальности и факт сознания реципиента медиафакта. Факт действительности представляет собой онтологическую основу знания и денотат будущего факта. Признак актуальности обусловливает отбор факта объективной реальности сознанием

креатора медиафакта. Когнитивные процессы концептуализации и категоризации обеспечивают формулировку факта знания и, тем самым, первый уровень фактуализации в медиадискурсе. Для успешной трансформации факта знания в факт сознания адресата медиафакт должен заинтересовать аудиторию. Фактуаль-ность сознания адресата располагает двумя уровнями - фактицитетом, включающим факты в основе ценностей, принципов, идеалов, и фактаурусом, обусловливающим действия и поступки.

Библиографический список

1. Карасик В.И. Языковая пластика общения: монография. Волгоград: Парадигма, 2017. 462 с.

2. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С. 141-172.

3. Хорольский В. В. «Событие» в журналистике и теории массовых коммуникаций // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2013. Том 12, выпуск 10: Журналистика. С. 22-29.

4. Ляпин С.Х. Концептологическая формула факта // Концепты. Научные труды Центроконцепта. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1997. Вып. 2. С. 5-71.

5. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. 375 с.

6. Абрамова Ю.С., Ларина Т.А. К вопросу о «картине мира» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017. № 11 (77): в 3-х ч. Ч. 1. C. 55-59.

7. Дмитровский А.Л. Проблема факта в медиатексте // Ученые записки Орловского государственного университета. 2014. № 1 (57). Т. 1. C. 203-214.

8. Рогозина И.В. Функции и структура медиа-картины мира // Методология современной психолингвистики: сб. статей. Москва; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003б. С. 121-137.

9. Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. 2011. 392 с.

10. Пром Н.А. Фактуализация как когнитивная система адаптации реальности // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2019. № 4. С. 50-63. DOI: 10.18384/2310-712X-2019-4-50-63.

11. Пром Н.А. Фактуализация реальности в медиадискурсе : характеристики, типы, способы выражения: монография. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2020. 188с.

12. Мельников Г.П. Системология и языковью аспекты кибернетики. М.: Сов. радио, 1978. [Электронный ресурс] URL: http://www.philol.msu.ru/~lex/melnikov/meln_r/ogl.htm (дата обращения: 14.01.2021).

References

1. Karasik V.I. Language plastics of communication: monograph. Volgograd, 2017. 462 p.

2. Kubryakova E.S. The role of word formation in the formation of the linguistic picture of the world // The role of the human factor in language. Language and picture of the world. Moscow, 1988. P. 141-172.

3. Khorolsky V.V. "An event" in journalism and the theory of mass communications // Vestnik NSU. Series: History, Philology. 2013. Vol. 12. Iss. 10: Journalism. P. 22-29.

4. Lyapin S.H. Conceptological formula of fact // Concepts. Scientific works of Tsentrokontsept. Arkhangelsk: Publishing house of Pomorsky University, 1997. Iss. 2. P. 5-71.

5. Krasnykh V.V. "The own" among "the strangers": myth or reality? Moscow, 2003. 375 p.

6. Abramova Y.S., Larina T.A. To the question of the "picture of the world" // Philology. Theory & Practice. Tambov, 2017. Vol. 11 (77): in 3 parts. Part 1. P. 55-59.

7. Dmitrovsky A.L. The problem of fact in the media text // Scientific notes of the Orel State University. 2014. Iss. 1 (57). Vol. 1. P. 203-214.

8. Rogozina I.V. Functions and structure of the media picture of the world // Methodology of modern psycholinguistics: collection of articles. Moscow; Barnaul, 2003. P. 121-137.

9. Annenkova I.V. Media discourse of the XXI century. The linguo-philosophical aspect of the language of the media. Moscow: Publishing house Moskow university; Faculty of Journalism, Moscow State University named after M. V. Lomonosov. 2011. 392 p.

10. Prom N.A. Factualization as a cognitive system for adapting reality // Vestnik MGOU. Series: Linguistics. 2019. Vol. 4. P. 50-63. DOI: 10.18384 / 2310-712X-2019-4-50-63.

11. Prom N.A. Actualization of reality in media discourse: characteristics, types, ways of expression: monograph. Volgograd: PrinTerra-Design, 2020.188 p.

12. Melnikov G. P. Systemology and linguistic aspects of cybernetics. Moscow, 1978. [Electronic resource] URL: http://www.philol.msu.ru/~lex/melnikov/meln_r/ogl.htm (date of application: 14.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.