Научная статья на тему 'Этапы анализа эффективности проектов по внедрению информационных систем на предприятии'

Этапы анализа эффективности проектов по внедрению информационных систем на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ IS-ПРОЕКТОВ / ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ IS-ПРОЕКТОВ / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ IS-ПРОЕКТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ленцова А. В.

Оценка эффективности внедрения информационных систем на пред­приятии – это сложный и трудоёмкий процесс, в ходе которого необходимо учесть множество факторов, которые будут влиять на проект, а также большое количество разнообразных эффектов, которые станут результатом введения или модернизации IS. В данной работе предложен и рассмотрен перечень стадий анализа эффективности информационных систем, а также дана их общая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы анализа эффективности проектов по внедрению информационных систем на предприятии»

тяную промышленность в целом разрабатывать и применять все более новые и совершенные технологии.

Список литературы:

1. Орлов С.П., Ефремов М.М., Бабамуратова Е.Б. Сетевая модель Петри расписания задач при управлении программными проектами // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер.: Технические науки. - 2011. - N 2. - С. 30-36.

2. Иващенко А.В. Обеспечение согласованного взаимодействия в интегрированной информационной среде предприятия. - Самара: СНЦ РАН, 2011. - 206 с.: ил.

3. Lednev A. Mobile P2P taxi service / MSc Dissertation, University of Surrey. - 2010. -75 p.

4. Иващенко А.В. Управление взаимодействием персонала предприятия в многоактор-ной интегрированной информационной среде // Программные продукты и системы. - 2012. - № 3. - С. 18-22.

5. Lednev A., Ivaschenko A. Auction model in the problem of active programmes management interacting in P2P networks // ICAART 2013, 5th International Conference on Agents and Artificial Intelligence. - 2013. - Vo. 1. -Р. 431-434.

ЭТАПЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ПРЕДПРИЯТИИ1

© Ленцова А.В.*

Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский

Оценка эффективности внедрения информационных систем на предприятии - это сложный и трудоёмкий процесс, в ходе которого необходимо учесть множество факторов, которые будут влиять на проект, а также большое количество разнообразных эффектов, которые станут результатом введения или модернизации К. В данной работе предложен и рассмотрен перечень стадий анализа эффективности информационных систем, а также дана их общая характеристика.

Ключевые слова эффективность К-проектов, этапы оценки эффективности К-проектов, инвестиционное проектирование К-проектов.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, в рамках программы стратегического развития ФГБУ ВПО «Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга» на 2012-2016 гг.

* Студент Социально-экономического факультета. Научный руководитель: Кудряшова М.Г., доцент кафедры Экономики и сервиса, кандидат экономических наук.

Эффективность проектов, связанных с инвестированием в информационные системы (18-проекты), является достаточно сложной экономической категорией, включающей в себя множество элементов.

Эффективность информационных систем это соотношение затрат на внедрение и эксплуатацию 18, а также степень соответствия работы 18 и её результатов всем предъявляемым требованиям и поставленным задачам.

Соответственно анализ 18-проекта, даже не обладающего широкими масштабами является достаточно трудоёмким для специалистов. Проблемы оценки заключаются, прежде всего, в:

- многообразии и структурной неоднородности информационных систем;

- проблематичности оценки стоимости нематериальных активов предприятия (интеллектуальной собственности);

- сложности, а порой и невозможности определения количественных эффектов от использования информационных систем;

- определении тех источников эффективности, которые основываются на резервах улучшения производственной и финансовой деятельности предприятия, а также обнаружении упущенных возможностей.

Также важнейшей проблемой является выбор методов оценки эффективности проекта. На практике, специалисты могут применять сразу несколько методов оценки, как финансовых, так и нефинансовых. Это зависит от различных ситуаций, требующих конкретных показателей для принятия оптимальных решений. Однако, не смотря на разобщённость в подходах к оценке эффективности 18-проектов, в ее основу должен быть положен ряд принципов. Белых А.П. выделяет принцип, заключающийся в сложности структуры информационных систем, который требует её описание обоснованным множеством уровней и подсистем. Согласно ему, 18 должна быть исследована методами декомпозиции и композиции на основе моделирования восходящих и нисходящих процессов, акцентируя внимание на архитектурно значимых точках как предельно локализованных связях информационных, аппаратных, функциональных и программных компонентов 18 [2, с. 26].

На наш взгляд, есть необходимость добавить как минимум ещё три принципа, характеризующие особенности оценки эффективности 18-проектов:

1. Проект должен быть рассмотрен на протяжении всего своего жизненного цикла (расчётного периода);

2. Необходимо учитывать альтернативные проекты и проводить сравнительный анализ. При разработке новой информационной системы, как правило, вырабатывается ряд альтернативных проектов. После чего, проводится сравнительный анализ, учитывающий качественные и количественные характеристики. Если же проект связан с модификацией 18, за базу обычно берутся предыдущие показатели работы системы;

3. Анализ эффективности IS также требует учёта влияния неопределённостей и рисков, сопровождающих реализацию проекта.

Кроме того, процесс инвестиционного проектирования ИС имеет ряд особенностей. Эти особенности можно учесть, разделив анализ проекта на обобщающие этапы. Первые этапы, представленные ниже, выделяет А.В. Костров в своей работе «Информационный менеджмент. Оценка уровня развития информационных систем» [9, с. 39]. Однако автор не даёт какого-либо описания указанных стадий и явно опускает ряд важных моментов, которые специалисту необходимо учитывать при анализе эффективности IS-проектов. Поэтому мы предлагаем расширенный перечень этапов с общим описанием каждого из них.

I этап основывается на определении причин инвестирования в IS. Предприятие должно решить, существует ли необходимость в инвестициях, и если да, то чем она обоснована.

II этап включает в себя формирование критериев отбора проектов с позиции предприятия или инвесторов, т.е. набор показателей, которые будут являться приоритетными для субъектов, на которых ориентирован анализ.

На III этапе специалисты должны определить стадию зрелости предприятия относительно управления IS. Такая оценка позволяет понять, в каком случае решение об инвестициях в информационные системы будет недостаточным, а в каком избыточным (влекущим за собой большой объём затрат при малом результате), а значит неэффективным в обоих случаях.

Для оценки организационной зрелости компании специалисты широко используют классификацию, предложенную в «Software Engineering Institute» (SEI) американского университета Карнеги-Меллона [5, с. 29]. Она включает в себя 5 уровней и характеризует состояние системы управления на предприятии и направления её развития. По методологии Cobit эти стадии соотносятся с уровнями развития предприятия в области управления информационными системами [14]. На основе этих двух классификаций была составлена табл. 1, отражающая соотношение общих характеристик организации и характеристик управления IS на определённом уровне организационной зрелости.

Необходимо отметить, что на практике применение данной классификации, а именно, отнесение анализируемого предприятия к конкретному этапу, встречается с некоторыми сложностями. Они обусловлены, прежде всего, вербальностью характера описания стадий, так как общей методологии количественной оценки пока не разработано. Однако, А.В. Костров в своей статье предлагает подход основанный на методе экспертной оценки [8].

При оценке зрелости необходимо определить группу критериев и характеристик с присуждением каждому из них весового коэффициента. После чего, для каждой стадии будет рассчитана область значений каждого критерия, а также граничное значение общего критерия по группам. Стадия, в интервал критерия которой попадает характерный для предприятия показатель, и будет являться уровнем её организационной зрелости.

Таблица 1

Уровни организационной зрелости предприятия

Уровень

Характеристика организации

Характеристика управления ИС

Бизнес носит слабоструктурированный инновационный характер.

Имеет место неэффективное планирование. Информационные связи носят спонтанный характер.

Предприятие очень чувствительно к возникновению кризисных явлений в экономике, а также к структурным изменениям.

Начало: Отсутствует система управления информационными системами и руководство не осознаёт необходимость её создания. Общая стратегия развития 18 также отсутствует.

Конец: Осознание необходимости наличия комплексного подхода к управлению информационными системами. Причиной тому обычно служит высокий уровень зависимости от 18, а также большие издержки при отсутствии видимых результатов^

Появление жесткого управления, оперативного управления и контроля. Деятельность предприятия носит более устойчивый характер, основный процессы повторяемы и управляемы. Предприятие начинает искать пути снижения издержек. Сложившиеся информационные связи пока не формализованы.

Частично представлены стандартизированные информационные процессы, но они не документированы. Сотрудниками производится активная разработка показателей эффективности, а также внедрение процессов планирования и мониторинга работы 18. Устанавливается взаимосвязь между работой систем и бизнесом.

о р

и

©

Появление формализованных процессов как в производстве, так и в управлении. Они документированы, стандартизированы и объединены в общий информационный поток. Появляется возможность оперативного получения информации о качестве использованных ресурсов, а также анализа ситуации по всем аспектам управленческой деятельности. Оперативное планирование опирается в основном на показатели предшествующих периодов. Формирование долгосрочных целей фактически не производится._

Все процедуры стандартизированы и документированы, а сотрудники обучены их использованию. Однако механизмы контроля качества их выполнения проработаны недостаточно.

р рпУ

Формирование внутрифирменных стандартов на количественные показатели качества как самой продукции, так и всех стадий процесса их деятельности. Стратегические планы получают количественную оценку. Стратегическое и оперативное планирование взаимосвязаны.

Существует система контроля качества работы информационных систем на основе непрерывного мониторинга всех информационных процессов, и соответствия их стандартам качества. Такая система позволяет совершенствовать работы 18, увеличивая тем самым её отдачу_

ур и

Эффективное управление качеством всех процессов с целью их оптимизации на основе количественных показателей.

Высокий уровень оптимизации и процессов контроля качества работы 18. Информация о выполнении каждого процесса фиксируется. 18 являются эффективным инструментом в деятельности предприятия, а система управления ими -одной из составных частей системы управления организацией._

На наш взгляд, следующим, IV этапом должно выступить определение модели жизненного цикла информационной системы. Жизненный цикл 18, также известный как жизненный цикл программного обеспечения - это период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации [12]. Стандарты жизненного цикла 18 разработаны как на мировом уровне (I8O/IEC 12207:1995), так и на национальном (ГОСТ 34.601-90). Эти документы не предлагают конкретную модель жизненного цикла. Их положения описывают в основном структуру процессов жизненного цикла и не конкретизируют как реализовать или выполнить действия и задачи, включенные в эти процессы.

Поэтому перечень и характеристики моделей жизненного цикла представлены на основе информации, представленной в работе С. Орлика и Ю. Бу-луя «Введение в программную инженерию и управление жизненным циклом» [12] и могут быть представлены в виде:

1. Каскадная модель - предусматривает чётко фиксированную последовательность выполнения всех стадий проекта. Так в случае неэффективной работы разработчиков, руководство может без каких-либо существенных потерь пригласить других, более квалифицированных работников;

2. Итерационная модель - является альтернативой каскадной модели и характеризуется разбиением жизненного цикла на итерации (мини-проекты), преследующие цель получения работающей информационной системы;

3. Спиральная модель - включает в себя признаки как каскадной, так и итерационной модели, т.е. после выполнения определённой итерации, производится полный анализ результатов. На каждой итерации производится оценка риска превышения сроков и стоимости проекта, необходимость выполнения последующей итерации, уровень точности и полноты понимания требований к системе, а также целесообразность прекращения проекта.

Как видно из описания моделей, каждая из них отличается сложностью и трудоёмкостью оценки работы информационных систем. Так что выбор модели при проектировании зависит, прежде всего, от уровня зрелости организации в управлении 18, а также наличия квалифицированного персонала.

V этап основывается на всех предыдущих, так как он требует определения методов оценки эффективности 18-проектов. Сюда включается выбор методов определения затрат на реализацию 18-проектов, а также затрат на поддержание последующей работы системы. Также определяются эффекты от введения и работы системы и характеризующие каждый эффект показатели, которые возможно будет оценить.

Среди данных методов можно выделить:

- затратные методы - базируются на оценке затраченных ресурсов на IS. К ним можно отнести определение показателя ТСО (общая стоимость владения), оценку единовременных затрат и котловой метод (соотношение затрат на создание IS и годового оборота предприятия).

- методы оценки прямого результата - основываются на оценке прямого измеримого результата, следующего из реализации проекта. Данная классификация включает такие методы и показатели как клиентский индекс (CI), прикладная информационная экономика (AIE), метод определения источника экономической стоимости (EVS) и экономической добавленной стоимости (EVA).

- методы, основанные на оценке идеальности процесса - базируются на сравнительном как статичном, так и динамичном анализе. Сюда относится определение возвратности инвестиций (ROI), справедливой цены опционов (ROV), а также метод функциональной точки и метод быстрого экономического обоснования (REJ).

- квалиметричные подходы - отражают качественные эффекты. Подобные методы используют аппарат репрезентативной теории измерений: статистические, экспертные и социологические методы. Так, например, методика представления IS через сбалансированную систему показателей (BSC) и определение совокупного экономического эффекта (TEI).

VI этап заключается в оценке чувствительности показателей эффективности проекта к возможным изменениям. Данный этап анализа предложен в работе Е.В. Васильевой. Он позволяет выяснить, как различные показатели реагируют на изменение исходных данных в базовом варианте, в рамках которого формируются денежные потоки [3, с. 20].

Анализ чувствительности проводится в несколько этапов. Во-первых, необходимо выбрать показатель эффективности проекта, относительно которого будет проверяться чувствительность системы на изменение базовых параметров. Во-вторых, специалист должгн провести отбор ключевых переменных модели, т.е. данных, отклонения значений которых от базовых заметно отразятся на величине показателя эффективности. После этого определяются вероятностные и ожидаемые диапазоны значений ключевых переменных и рассчитываются значения показателей эффективности для принятых диапазонов ключевых переменных.

VII этап (заключительный) включает в себя подведение итогов. На данной стадии процесса инвестиционного проектирования, на наш взгляд, специалисты должны сравнивать показатели эффективности альтернативных проектов, сопоставлять их с располагаемыми ресурсами для их реализации и представить инвесторам или прочим заинтересованным лицам.

На основе вышеперечисленного можно сделать вывод, что анализ эффективности IS-проекта представляет собой достаточно сложный и трудо-

ёмкий процесс, который требует привлечения грамотных, высококвалифицированных специалистов в той сфере, в которой будет производиться анализ. Конечно же, точные результаты в проектировании никогда не гарантированы, так как специалистам не предоставляется возможность учесть все факторы (особенно внешние). Однако многое зависит от того, какой метод будет выбран для оценки эффективности.

Список литературы:

1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон РФ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.

2. Белых А.П. Методологические основы прогнозирования и оценки эффективности информационных систем: монография. - Пермь: Изд-во ФГОУ ВПО «Пермское ГСХА». - 2010.- 137 с.

3. Васильева Е.В. Оценка эффективности информационных технологий / информационных систем [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Васильева, О.М. Данилина, Н.М. Лобанова; Гос. ун-т упр., Ин-т информ. систем упр. ГУУ - М., 2006. - 164 с.

4. Калиберда Е.А. Анализ эффективности информационных систем: учебное пособие. - Омск: Омский гос. институт экономики и сервиса, 2006. -109 с.

5. Костров А.В. Матвеев Д.А. Информационный менеджмент. Оценка эффективности информационных систем: уч. пособие. - Владимир, 2004. -116 с.

6. Костров А.В., Матвеев Д.А. Информационный менеджмент. Оценка уровня развития информационных систем: монография. - Владимир: Изд-во ВлГУ 2012. - 125 с.

7. Скрипкин К.Г. Экономическая эффективность информационных систем. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 256 с.

8. Костров А.В. К задаче определения стадии зрелости предприятия в отношении информатизации / А.В. Костров, О.С. Коротеева // Интеграл. -2010. - № 6 (55). - С. 56-59.

9. Беляев Д.А. Об оценке эффективности информационных систем управления [Электронный ресурс] // Блог: Мемуары о будущем: персон. сайт Дмитрия Беляева. - [2012]. - Режим доступа: http://bda-expert.com/2010/04/ is-effekt-1 (дата обращения: 15.03.2013).

10. ИСО 9000 - Менеджмент качества [Электронный ресурс] // Международная организация по стандартизации. - Режим доступа: http://www.iso. org/iso/ru/home (дата обращения: 21.03.2013).

11. Международный стандарт управления, контроля и аудита ИС [Электронный ресурс] // Naumen Service Desk. - [2013]. - Режим доступа: www.na-umen.ru/products/service_desk/references/14 (дата обращения: 21.03.13).

12. Орлик С., Булуй Ю. Введение в программную инженерию и управление жизненным циклом [Электронный ресурс] // Авторский блог Сергея Орлика. - [2012]. - Режим доступа: http://www.software-testing.ru/library/aro-und-testing/engineering (дата обращения: 15.03.2013).

13. Ядыков С. Эффективность информационных систем: докопаться до истины [Электронный ресурс] // Системная интеграция Ветрикс. - [2010]. -Режим доступа: http://vetriks.ru/info/49-info-3-1.html (дата обращения: 21.03.12).

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

© Образцов Е.С.*

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Данная статья посвящена проблемам внедрения новых технологий и программных продуктов на предприятии и предложена схема устранения таких проблем.

Сфера информационных технологий развивается с каждым днём. Регулярно появляются всё новые и новые программные и аппаратные решения, которые, несомненно, помогают справляться с различными задачами более эффективно. Однако в современном мире часто бывают такие ситуации, что развитие продуктов в отдельно взятом предприятии не происходит. Это может происходить по ряду некоторых причин, будь то нежелание начальства выделять на это денежные средства, или же закостенелость ответственных сотрудников, которые боятся дальнейшего развития.

В данной статье будут рассмотрены факторы, тормозящие развитие, их причины и решения, которые, на мой взгляд, будут способствовать правильному развитию 1Т-инфраструктуры в целом.

ГГ-инфраструктура на предприятии имеет несколько важных направлений в своей деятельности. Можно выделить, как минимум, три основных направления:

- Обеспечение бесперебойной работы оборудования.

- Обеспечение безопасности и резервирования данных.

- Развитие программных и аппаратных составляющих инфраструктуры предприятия.

Основные причины, которые тормозят развитие ГГ-инфраструктуры предприятия, можно разделить на две составляющих:

* Аспирант кафедры МиПИУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.