Научная статья на тему 'Эталоны красоты современной молодежи'

Эталоны красоты современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4621
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСИВЫЙ МУЖЧИНА / BEAUTIFUL MAN / КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА / BEAUTIFUL WOMAN / ЭТАЛОН / STANDARD / ИДЕАЛ / IDEAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погонцева Дарья Викторовна

В статье рассматривается роль эталонов, идеалов, «значимого другого» в развитии личности. Показана роль формирования представления об идеальном Другом, для становления самосознания и самооценки личности. На эмпирическом уровне рассматривается представления современных молодых девушек об идеальном Другом: красивой женщине и красивом мужчине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Standards of beauty of today''s youth

The article discusses the role of standards, ideals, «significant other» in the development of personality. The role of providing an idea of the perfect person, for the formation of self-awareness and self-identity. At the empirical level the presentation of modern young women's ideals: a beautiful woman and a handsome man are discussed.

Текст научной работы на тему «Эталоны красоты современной молодежи»

ЭТАЛОНЫ КРАСОТЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Погонцева Д. В.

В статье рассматривается роль эталонов, идеалов,«значимого другого» в развитии личности. Показана роль формирования представления об идеальном Другом, для становления самосознания и самооценки личности. На эмпирическом уровне рассматривается представления современных молодых девушек об идеальном Другом: красивой женщине и красивом мужчине.

Ключевые слова: красивый мужчина, красивая женщина, эталон, идеал.

Высокая динамичность процессов, произошедших в социальной, политической и экономической сферах российской действительности в 90-е гг. XX в., повлек за собой глубокие изменения в социальной структуре, смену культурно-идеологических интересов, смену идеалов и эталонов. В современной науке все чаще поднимается проблема изучения представлений об идеальной внешности и красоте, что диктуется активным развитием рекламы косметических средств, фитнесс-центров, спа-салонов, пластических операций. Каждая вторая реклама демонстрирует современные «идеалы красоты», стандарты, к которым следует стремиться. Следует также подчеркнуть, что в данном контексте мы говорим об эстетическом идеале как об образе «должной красоты», который существует в сознании человека. Также можно отметить рост количества исследований, посвященных роли физической аттракции, т. е. внешней привлекательности или непривлекательности как факторам, влияющим на поведение людей в различных сферах жизни (реклама, судебные решения, трудоустройство, выборы и т. д.), а также феноменам категоризации и дискриминации другого по внешнему облику. Используя различные стереотипные суждения, мы делим людей на группы по внешнему облику, а каждую из этих групп наделяем определенными характеристиками, которые могут как соответствовать данной группе, так и быть ложными. Как результат, «внешний облик - становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни... Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации» [4].

А. В. Петровским в 1988 г. была предложена трехфакторная концептуальная модель «значимого другого». Данная модель включает: авторитет, кото-

рый обнаруживается в признании окружающими за «значимым другим» права принимать ответственные решения в существенных для них обстоятельствах; эмоциональный статус «значимого другого» (аттракция), его способность привлекать или отталкивать окружающих, быть социометрически избираемым или отвергаемым, вызывать симпатию или антипатию; властные полномочия субъекта или статус власти [11, 12]. Однако в том случае, когда мы говорим об эталоне «красивой женщины» и о конкретизации образа, мы имеем только симпатию женщины к другой женщине, оценку аттрактивности второй, в то же время ее власть проявляется косвенно (в желании походить на идеал). Под эталоном мы понимаем некий образец, который влияет на оценку чего-либо или кого-либо. Как пишет И. Кант, «естественная склонность человека сравнить себя в своем поведении с кем-нибудь более авторитетным и подражать его манерам» [3, с. 489]. Такое поведение в некоторых работах связывают с модой, так, по мнению Е. Аброзе, мода является «способом достижения установленных временем идеалов» [1, с. 17]. К. А. Абульханова также отмечает, что «при отсутствии адекватного представления о себе некоторые легко поддаются навязанному или случайно найденному внешнему образцу» [2, с. 86]. Л. В. Петров [10] отмечает, что эталонный образ человека, в нашем случае - красивой женщины, включает в себя характеристики «образов Я» и множества образов конкретных людей: знакомых и незнакомых, близких и далеких, существующих и существовавших, в единстве идеального и реального, возможного и актуального, желаемого и имеющегося.

Внешний облик - это конструкт, который является полисемантичным, ценностно-смысловым образованием, на интерпретацию которого влияет весь комплекс характеристик ситуации общения, встро-

Северо-Кавказский психологический вестник > № 11/3 2013 г.

енной в определенный социокультурный контекст. В. А. Лабунская [6] указывает на то, что внешность личности определяется как совокупность устойчивых (физиогномика, индивидуально-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамических параметров выражения (экспрессивное, невербальное поведение), организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических и социально-психологических компонентов структуры личности миром. Таким образом, можно отметить, что современная «индустрия красоты» влияет не только на изменения среднеустойчивых и динамических параметров, но и активно влияет на устойчивые параметры (фигура, телосложение).

Ряд авторов [5, 7] отмечает, что внешний облик является «пусковым механизмом» интерпретации личности и участвует в создании социально желательного, приемлемого образа у партнера по взаимодействию. При этом значимость различных компонентов внешнего облика в управлении впечатлением, в идентификации человека с определенной социальной группой, в статусно-ролевой дифференциации и категоризации людей может отличаться. В. А. Лабунская также подчеркивает важность изучения невербального выражения принадлежности к определенной группе, поскольку оно формируется в пространстве социокультурных и социально-психологических координат, в процессе интериоризации социальных представлений, содержание которых непостоянно [5].

Сам феномен категоризации заключается в том, что воспринимая некоего человека, о котором мы предварительно ничего не знаем, мы, тем не менее, по внешним признакам его облика, выражению лица, одежде, манере движения его категоризуем, т. е. относим к тому или иному социальному типажу, возрастной группе, социальному статусу и т. п., и исходя из знания этого типажа (не только лично приобретенного, но и полученного из книг и газет, просмотра художественных и документальных фильмов, рассказов близких людей и дальних), мы проецируем на него (приписываем ему) некие личностные характеристики и поведенческие ожидания. То есть в результате процесса категоризации субъект имеет дополнительную информацию о воспринимаемом, почерпнутую из перцептивных эталонов, поведенческих сюжетов.

В большинстве работ, посвященных феномену внешнего облика, объектом исследования является женщина. Это обусловлено тем, что долгое время средства по уходу за собой, своей внешностью были направлены преимущественно на женщин, БРА и фит-несс центры, новейшие технологии косметологии,

услуги салонов красоты (маникюр, педикюр, маски для лица и тела и т. д.) и парикмахерские имели основной доход за счет женщин. Проведенное нами исследование [13, 14] показало, что одной из основных характеристик красивой женщины является ее ухоженность (ухоженные руки, волосы, маникюр, педикюр, прическа и т. д.). Однако современный рынок указывает на то, что красота стала не только целью достижения для женщин, но и для мужчин.

В рамках нашего исследования мы поставили задачу сравнить атрибуты внешнего облика, которые способствуют категоризации мужчины и женщины как красивых. Мы опросили 120 респондентов (девушки, в возрасте от 18 до 25 лет, средний возраст 22 года), попросив их назвать эталон мужской красоты (не более 3-х имен) и женской.

В верхний квартиль представлений о красивой женщине вошли: Анджелина Джоли (М = 27), Одри Хепберн (М = 14), Мерилин Монро (М = 13), Кейт Мосс (М = 13), Моника Беллуччи (М = 12), Джесика Альба (М = 10), Дженифер Энистон (М = 7), Меган Фокс (М = 7), Шарлиз Терон (М = 7). Средний возраст красивой женщины - около 36 лет.

Анализ фотоизображений названных красивых женщин показал, что это чаще брюнетка, реже -крашеная блондинка, с выраженными глазами (большие, яркие, выразительные), средней комплекции, с пропорциональной фигурой. Эти данные свидетельствуют о том, что у участниц исследования не совпадают образы красивой женщины, вместе с этим они подтверждают, что участницы нашего исследования имеют представления о женской красоте и красивой женщине.

Далее мы рассмотрели представления женщин о красивом мужчине. Нами был получен список из 92 имен красивых мужчин. После чего мы при помощи квартилирования выделили среднее значение выборов и оставили в списке тех, кто был назван более 5 раз.

В списке красивых мужчин, в верхний квартиль попали: Б. Питт (М = 14), Х. Джекман, «мой парень/ муж» (М = 13), Д. Стетхем (М = 11), М. Касас, К. Ривз, Дж. Депп (М = 9), Р. Дауни-младший, Ш. Коннери (М = 7), П. Броснан, Й. Сомерхолдер, «папа» (М = 6), В. Дизель (М = 5). Средний возраст красивого мужчины - около 48 лет.

Внешний облик красивого мужчины - это темноволосый высокий мужчина с темно-серыми или зелеными глазами, с достаточно четко очерченными чертами лица, со спортивным телосложением.

Таким образом, высказывая предположение о том, что эталонные образы влияют на формирование самооценки, оценки и отношения к другому человеку. В данной работе можно говорить о том, что экранные образы, как мужские, так и женские, формируют

представление у современной молодежи о нормах телесности и красоте. Существует положение о том, что к ключевым элементам культуры относятся эталонные образы мужчины и женщины, которые определяют половую идентификацию каждого поколения. Таким образом, можно предполагать, что те эталоны, которые были названы респондентами, наполнены характеристиками тех персонажей, которых они играют в кино. Большинство женщин, названных как эталон, отображают классический вариант фемининности (мягкая, ранимая, заботливая), в то время амплуа большинства актеров-мужчин -это архетип Героя, что соответствует классическим представлениям о маскулинности.

Интересно отметить, что на первом месте в обоих списках - семейная пара Бред Питт и Анджелина Джоли, которых неоднократно в СМИ называли «самой красивой парой Голливуда». Сам этот список также показывает, что в верхний квартиль попадают самые медийные личности, актеры, фильмы с которыми выходили в последнее время. Таким образом, можно говорить о том, что представление об эталоне красоты является динамичной характеристикой и отражает актерское амплуа. В связи с этим в дальнейшем мы видим продолжение работы в увеличении выборки и использование методик, которые будут направлены на изучение социально-психологических характеристик, наполняющих данные категории: красивый мужчина и красивая женщина.

Важно также отметить, что в верхний квартиль попали представители западной киноиндустрии и индустрии музыки, однако необходимо отметить, что, во-первых, в нижнем квартиле присутствуют имена российских актеров, актрис, музыкантов. Во-вторых, меди й ность за рубежных звезд находится на уровен ь выше, они известны и обсуждаемы, они являются культовыми фигурами, как для Европы, так и для Америки. Более того, эти эталоны носят скорее ситуативный характер, и список будет меняться в зависимости от выхода определенных фильмов и клипов на экраны. Так, вошедший в верхний квартиль М. Касас - актер, ставший известным благодаря съемкам в лирической мелодраме «Три метра над уровнем неба», и его называли юные девушки (18-20 лет), в то время как более взрослые респондентки (от 25 и старше) отметили, что это имя им не известно. Можно предположить, что через некоторое время данный актер может исчезнуть из списка «эталонов» и его место займет иной актер.

Можно также предположить, что эти идеалы являются некой воображаемой референтной группой, поскольку оказывают на человека воздействие и влияют на самооценку оценку других людей, при этом - эталоны красоты - выступают как объекты для подражания, формируют определенную моду на аксессуары, цвет, стиль одежды, прически и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аброзе Е. А. Мода в динамике культурных процессов Европы. - СПб.: Нестор, 2005. - 130 с.

2. Абульханова К. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. - М.: Изд-во ИП РАН, 2002. - С. 88-103.

3. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 6. - М.: Мысль, 1966. - 743 с.

4. Лабунская В. А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. - 2010. - № 1. - С. 26-39.

5. Лабунская В. А. Теоретико-эмпирический анализ феномена аттрактивности внешнего облика женщины-предпринимателя и готовности других предпринимателей к сотрудничеству с ней // Человек. Сообщество. Управление. - 2008. - № 4. -С. 30-40.

6. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 608 с.

7. Нестерова-Маликова К. Г. Особенности идентификации женщин с группой предпринимателей на основе их внешнего облика (на примере изучения представителей среднего и малого бизнеса): автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ростов н/Д, 2008. - 25 с.

8. Панферов В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей // Вопросы психологии. - 1982. - № 5. - С. 139-141.

9. Петренко В. Ф. Категоризация // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2011. - С. 62.

10. Петров Л. В. Феномен моды в процессе межличностного общения // Сб. науч. трудов Категории этики и эстетики. - Ленинград: Ленинградский ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт им. А. И. Герцена, 1973. - С. 147-158.

11. Петровский А. В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. - 1991. -№ 1. - С. 7-18.

12. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998.

13. Погонцева Д. В. Представления современной молодежи о внешней красоте женщины // Российский психологический журнал. - 2008. -Т. 5. - № 4. - С. 110-112.

14. Погонцева Д. В. Социально-психологические особенности представлений женщин о красивой женщине: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ростов н/Д, 2010. - 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.