Научная статья на тему 'Эталонная и реальная маскулинность в оценках мужчин и женщин'

Эталонная и реальная маскулинность в оценках мужчин и женщин Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1092
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТАЛОННАЯ МАСКУЛИННОСТЬ / РЕАЛЬНАЯ МАСКУЛИННОСТЬ / ФЕМИНИННОСТЬ / «НАСТОЯЩИЙ» МУЖЧИНА / МНОЖЕСТВЕННАЯ МАСКУЛИННОСТЬ / СОЦИОЛОГИЯ МАСКУЛИННОСТИ / A “REAL” (TRUE) MAN / REFERENCE MASCULINITY / REAL MASCULINITY / FEMININITY / MASCULINE PLURALITY / SOCIOLOGY OF MASCULINITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пермякова Татьяна Владимировна, Куимов Виталий Сергеевич

Статья посвящена анализу оценок эталонной и реальной маскулинности, полученных в ходе проведения мужских и женских фокус-групп. Исследование показало наличие противоречий в сознании мужчин и женщин при характеристике качеств «настоящего» и реального мужчины, а также существование проблемы множественности реальной маскулинности, необходимости ее типологизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideal and real masculinity in evalution of men and women

This article analyzes the estimation of the reference and real masculinity obtained during the men’s and women’s focus groups monitoring. The study revealed the presence of contradictions in the minds of men and women when describing the qualities of “real” (true) and the just real men, and the existence of the multiple real masculinity problem, the need for its typology.

Текст научной работы на тему «Эталонная и реальная маскулинность в оценках мужчин и женщин»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 13 (304). Философия. Социология. Культурология. Вып. 29. С. 14-18.

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

:)

Т. В. Пермякова, В. С. Куимов

ЭТАЛОННАЯ И РЕАЛЬНАЯ МАСКУЛИННОСТЬ В ОЦЕНКАХ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН1

Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Парадоксы российской маскулинности: противоречия нормативного и ценностного», проект № 12-03-00075.

Статья посвящена анализу оценок эталонной и реальной маскулинности, полученных в ходе проведения мужских и женских фокус-групп. Исследование показало наличие противоречий в сознании мужчин и женщин при характеристике качеств «настоящего » и реального мужчины, а также существование проблемы множественности реальной маскулинности, необходимости ее типологизации.

Ключевые слова: эталонная маскулинность, реальная маскулинность, фемининность, «настоящий» мужчина, множественная маскулинность, социология маскулинности.

Важнейшим элементом социальной регуляции выступают культурные образцы, детерминирующие социальное поведение и взаимодействие людей в обществе. Наиболее устойчивыми культурными образцами выступают эталоны фемининности и маскулинности, характеризующие качества, черты и особенности поведения мужчин и женщин. Несмотря на стремительно меняющиеся экономические и политические условия, каноны мужественности и женственности изменяются очень медленно, что придает им черты стереотипичности. Существование эталонных образцов (в т. ч. маскулинности и феминин-ности) крайне важно для сохранения устойчивости и стабильности общества, однако в реальной жизни любой эталон распадается на множество вариантов и лишь частично присутствует в чертах, качествах и поведении реальных мужчин и женщин.

В ходе реализации научно-исследовательского проекта «Парадоксы российской маскулинности: противоречия норматив-

ного и ценностного» была сделана попытка конструирования эталонной и реальной

маскулинностей в процессе коллективной работы участников фокус-групп. Формат фокус-группы позволяет обнаружить и процесс воспроизводства представлений, и его результат.

Для определения эталонной маскулинности применялись две методики - ассоциации и методика сортинга.

На этапе «разогрева» участникам было предложено написать по три ассоциации, связанных с понятием ‘настоящий мужчина’. В результате был получен целый спектр характеристик эталонной маскулинности, которые можно разделить на три группы по степени повторяемости. По мнению участников фокус-групп, ‘настоящий мужчина’ в первую очередь должен быть «добытчиком», а также уверенным, ответственным, порядочным, добрым, умным/разумным. Во вторую группу менее значимых качеств вошли такие характеристики, как надежный, целеустремленный, пользующийся всеобщим уважением, сильный, честный, верный, способный защитить, аккуратный/опрятный, брутальный/ мачо, заботливый/внимательный. Для женщин

важным качеством ‘настоящего мужчины’ является чувство юмора. Третью группу составили единожды упомянутые характеристики: состоявшийся, умеющий находить выход из ситуации, «золотые руки», здоровый, мужественный, адекватный, зрелый, спортивный.

Этот разброс спонтанных мнений удалось «причесать» на следующем этапе, используя методику сортинга. В рамках данной методики участникам дискуссии было предложено проранжировать качества (написанные на карточках), характерные для ‘настоящего мужчины’, т. е. коллективно сконструировать эталонную маскулинность. Результаты этой работы можно представить следующим образом.

Общим для всех является наличие такого качества настоящего мужчины, как ответственность, во всех группах оно занимает 1-3 позиции. Ответственность - традиционная характеристика маскулинности, детерминируемая статусом мужчины и выступающая определенным внешним императивом: мужчина должен быть ответственным. Если кто-то должен отвечать за происходящее, то этим «кто-то» должен быть мужчина. Следующим по значимости идет такое качество, как ум, оно отмечено всеми, но занимает 2-ю (старшие женщины) и 5-ю позиции (все остальные). Для молодых женщин важен не столько ум, сколько остроумие, которое, по их мнению, предполагает наличие ума. («Можно быть умным, но не остроумным, но быть остроумным при отсутствии ума нельзя»). Для участников фокус-групп ум не тождественен образованности, они четко разводят эти характеристики, при этом образованность как черта эталонной маскулинности не выбрана ни одной из групп.

Хорошее здоровье как качество «настоящего мужчины» наиболее значимо для старших мужчин, они ставят его на первое место. аргументируя тем, что «без здоровья невозможно все остальное». При этом в качестве жизненной ценности здоровье не называлось. Это свидетельствует о том, что здоровье выступает не фактической, а признаваемой ценностью, т. е. мужчины понимают необходимость и важность хорошего здоровья, но мало что делают для его поддержания и сохранения. Тем не менее, жизненный опыт обязывает их признавать важность данного качества. Молодые мужчины не указали здоровье среди качеств «настоящего» мужчины.

Отсутствие серьезных проблем со здоровьем в молодом возрасте, недостаток жизненного опыта, видимо, не позволяют молодым мужчинам в полной мере осознать значимость хорошего здоровья. На важность здоровья указывают и женщины: для молодых это качество более значимо (3 позиция), для старших - менее (6 позиция).

Важной характеристикой эталонной мужественности является уверенность в себе, молодые мужчины и женщины, а также старшие мужчины отводят данному параметру ведущие (1-ю и 2-ю) позиции, при этом старшие женщины ставят его лишь на 7-е место. Аналогичная ситуация и с таким качеством, как целеустремленность: мужчины обеих возрастных групп поставили это качество на 3 место, тогда как женщины считают его менее важным для ‘настоящего мужчины’: молодые женщины поставили его на 6 место, старшие - на 9-е. Подобный расклад позволяет предположить, что уверенность в себе и целеустремленность являются инструментальными качествами, позволяющими мужчине завоевывать и отстаивать свое место в этом мире. Это и определяет их значимость для мужчин.

Итак, мужчины более единодушны, чем женщины в определении характеристик эталонной маскулинности: это уверенность в себе, ответственность, целеустремленность, ум. У женщин совпадений меньше: они сошлись во мнении по 3 параметрам: «настоящий» мужчина должен быть ответственным (1 место в обеих группах), умным/остроумным (2-е место у старших женщин и 5-е - у молодых) и добрым (4-я и 5-я позиции).

Как видим, в характеристике эталонной маскулинности у мужчин присутствует определенный я-центризм, что выступает подтверждением теорий западных ученых (Л. Кольберга, К. Гиллиган) об ориентации мужчины прежде всего на себя и женщины на других. Для мужчин важны качества, приводящие к результату (целеустремленность, уверенность в себе), для женщин - качества, направленные на отношения, поэтому женщины хотели бы видеть в «настоящем» мужчине не только традиционно маскулинные, но и фемининные качества, например, доброту.

Особенно бурным во всех группах было обсуждение такого параметра эталонной маскулинности, как верность. Наиболее важным это качество считают молодые мужчины

и старшие женщины, те и другие поставили его на 4-е место, тогда как молодые женщины отвели ему 7-ю, а старшие мужчины - 10-ю позицию («Бедные жены!»), практически исключив его из набора качеств ‘настоящего мужчины’. В защиту приводились аргументы биолого-антропологического свойства о природной полигамности мужчин, о невозможности быть верным в сексуальном плане одной женщине («мужчине нужно разнообразие») и т. п. Жизненный опыт дает зрелым мужчинам право утверждать это, тогда как молодые мужчины находятся пока в плену иллюзий. Старшие женщины, испытав на себе мужские измены (некоторые участницы откровенно говорили об этом), особенно ценят верность в браке, хотя и понимают ее иллюзорность. Объяснить же лояльность в этом вопросе молодых женщин значительно труднее. Возможно, такая позиция объясняется небольшим брачным стажем и отсутствием супружеских измен в арсенале собственного опыта.

Влияние возраста на представления об эталонной маскулинности удалось обнаружить всего по одному качеству: только старшие участники (и женщины, и мужчины) считают, что ‘настоящий мужчин’ должен «хорошо зарабатывать» (3-е и 4-е место). (Следует отметить, что фиксация статистических закономерностей в рамках качественной стратегии является некорректной, поэтому данный вывод носит гипотетический характер и нуждается в эмпирической проверке количественными методами). Молодые исключили данный параметр из «джентльменского набора» эталонной маскулинности. (Аналогичный результат мы получили при проведении близкого исследования среди студентов). Почему? Возможно, молодые полагают, что ответственность и целеустремленность - это достаточные и эффективные инструменты в деле обеспечения хорошего дохода, либо считают, что придавать большое значение таким прозаическим вещам, как деньги, «неприлично» и что это придет со временем. В любом случае, это явно противоречит той реальной жизненной практике, с которой сталкивается любой, в т. ч. и молодой, человек в повседневной жизни. Представители старшего поколения смотрят на это по-другому: жизненный опыт научил их реалистично воспринимать важность материального фактора и не лукавить в его оценке. Это подтверждается и

тем, что среди проблем современного мужчины старшие участники называют прежде всего проблемы, связанные с необходимостью зарабатывать и обеспечивать семью. Для старших мужчин ответственность - не абстракция, не отвлеченное красивое понятие, а четкое осознание необходимости работать и отвечать за благополучие своих близких.

Какие характеристики эталонной маскулинности остались за пределами пятерки лидеров? Это умение настоять на своем, твердость; умение делать что-то своими руками; трудолюбие; способность постоять за себя; заботливость; привлекательность.

Следующей задачей в рамках фокус-групп было определение (с помощью той же методики сортинга) качеств реального мужчины.

Результаты показали значительные изменения в иерархии качеств по сравнению с ‘настоящим мужчиной’, что свидетельствует о несовпадении эталонной и реальной маскулинностей: реальные мужчины не столь ответственны, как хотелось бы, менее уверены в себе, не обладают хорошим здоровьем, не умеют зарабатывать, но при этом тверды, умеют настоять на своем, в меру умны и способны достичь поставленных целей, умеют «работать руками», компенсируя неумение зарабатывать. Женщины отмечают внешнюю привлекательность современных мужчин (5-6 позиции), все ценят, хотя и не очень высоко (7-я, 9-я и 10-я позиции) в мужчинах доброту и заботливость. Среди реальных качеств отсутствуют верность и трудолюбие, ответственность названа только старшими мужчинами. В целом, при характеристике реальных мужчин участники фокус-групп проявили меньше единодушия, чем при характеристике эталонной маскулинности. Это подтверждает уже упомянутую идею о том, что нет единой универсальной маскулинности, она существует в реальной практике в виде множества различных маскулинностей, что и определяет фиксируемый разброс в оценке качеств.

Анализ характеристик среднестатистического реального мужчины можно продолжить, характеризуя его положительные и отрицательные черты.

Полученные ответы существенно различаются в зависимости от пола: мужчины больше говорят о качествах, женщины о практических навыках.

Характеризуя положительные качества реальных мужчин, старшие мужчины об-

ратили внимание на традиционные качества русского человека - оптимизм, настойчивость, трудоспособность, терпение («тяжело сломать русского человека»), целеустремленность, а также качества, приобретенные в тяжелые 90-е годы - моральную силу («много чего пришлось пережить»), утрату веры в государство («надеяться можно только на себя»); деловитость, практицизм («стали ближе к Европе»). Молодые мужчины выделили мобильность и самостоятельность современных мужчин, гибкость ума и нестандартность мышления, амбициозность, стремление зарабатывать.

Женщины позитивной характеристикой современных мужчин считают внимание к своей внешности, стремление хорошо выглядеть («появилось чувство стиля», «в ароматах лучше ориентируются»), а также потребность в приобретении хороших вещей, в т. ч. и автомобилей. Не забыли женщины и традиционное умение мужчин разбираться и пользоваться техникой («машину лучше водят»). Подчеркнули и такой немаловажный момент, как стремление мужчин к саморазвитию через чтение и путешествия. Молодые женщины обратили внимание на то, что современные молодые мужчины больше, чем раньше, гуляют с детьми, что свидетельствует о сдвигах в семейных ролях.

Старшие мужчины и женщины отметили в качестве позитивной характеристики стремление определенной части современных мужчин к здоровому образу жизни.

Таким образом, можно сказать, что российский среднестатистический мужчина лишь отчасти обладает качествами ‘настоящего мужчины’ и в большей степени теми, которые находятся в нижней части эталонной иерархии.

Разговор о положительных качествах реальных мужчин неизбежно привел к вопросу об отрицательных характеристиках. Все, кроме молодых мужчин, в качестве отрицательной черты отмечают традиционно российскую зависимость мужчин от алкоголя, старшие женщины подчеркнули, что «пить стали больше». В современной ситуации добавляются новые зависимости - от Интернета, футбола, телевидения.

Для молодых мужчин традиционные нормы эталонной маскулинности гораздо важнее, чем для старших, и несоответствие им они воспринимают как отрицательные каче-

ства. Молодые мужчины обратили внимание на психологические слабости мужчин: ограниченную мобильность мужской психики, боязнь показаться слабым, нежелание и неспособность делиться своими проблемами. Женщины добавили к этому неумение уступать, жесткость, неумение слушать, слышать и договариваться («да мужчины по природе не могут разговаривать!»), подчеркивая более развитые вербальные способности женщин, что подтверждается исследованиями ученых. Таким образом, тип мачо сегодня не востребован женщинами, они хотели бы видеть в современном мужчине и некоторые феминные черты, которые, возможно, способствовали бы снятию напряжения в отношениях мужчин и женщин.

Кроме этого, молодые мужчины в качестве «мужских слабостей» назвали неразумность, которую можно интерпретировать как иррациональность, неспособность действовать обдуманно, взвешенно, с осознанием последствий своих действий. Достаточно самокритично со стороны молодых мужчин прозвучали такие отрицательные характеристики, как нарциссизм и самовлюбленность, наличие которых обусловлено, скорее всего, именно возрастом. Отмечено и недостаточное внимание к семье: возросшие потребности и потребительское изобилие приводит к необходимости много работать, что существенно сокращается возможности общения с семьей. Время, уделяемое семье, явно недостаточно, и мужчины оценивают это отрицательно.

О социальной незрелости современных мужчин, отсутствии «стержня» говорили и молодые женщины, подчеркивая инфантилизм, затянувшееся детство («слишком много развлечений: игры, кино, посиделки с друзьями»), нежелание расти, развиваться и даже отсутствие интеллекта. Современные мужчины, по их мнению, не умеют обращаться с женщинами. В целом, критика женщин оказалось достаточно жесткой, зачастую их высказывания противоречили тем позитивным качествам, которые были ими же названы выше.

Старшие мужчины оценивали современных мужчин скорее с позиции тех изменений, которые произошли с сильной половиной на протяжении их жизни. Они говорили о том, что мужчины стали злее, агрессивнее, меркантильнее («во всем ищешь выгоду»), более равнодушные («Раньше голосуешь на трассе,

если машина сломалась - толпа народу остановится. Сейчас кто-то остановится? Никогда!»), менее социальные. В целом, старшие мужчины оказались наименее критичными, что вполне оправдано их возрастом и жизненным опытом.

Старшие женщины видят, (опять-таки благодаря жизненному опыту) два (но каких!) недостатка современных мужчин - безответственность и неверность. Достаточно интересно, что безответственность они связывают с ростом свободы и отсутствием внешнего контроля и ограничений (например, со стороны партии, месткома). Подчеркивают потребительское и приспособленческое отношение к жизни. Если женщина готова браться за любую работу, то мужчина - нет («Не нравится работа - ее бросить и сидеть и ждать, когда появится». «Он не чувствует ответственности за семью»). Данный пассаж хорошо иллюстрирует проблему гендерных различий стратегии безработных, на которую уже давно обратили внимание социологи. Что касается второго «мужского греха» - неверности, то женщины объясняют его, во-первых, количественным преобладанием женщин, во-вторых, снижением зависимости мужчин от женщины в бытовом плане («Раньше покушать где? Только дома, больше где? Ресторан - один-два на весь город! Сейчас поссорились - пошел покушал где угодно, любые бытовые приборы доступны, постирать - не проблема. Раньше он был более зависим от женщины»).

Безответственность и неверность - две стороны одной медали («Мужчина очень легко переходит из одной семьи в другую, бросает одну, потом другую, не понравилось - пошел к третьей. Ему ничего не стоит, он просто платит алименты»). В процессе дискуссии прозвучали интересные высказывания по поводу сегодняшней мужской неверности и разводов: если раньше немолодому мужчине в новом браке, с новой спутницей приходилось все начинать заново - деньги, квартира и т. п., то сегодня в любом возрасте можно найти «готовый» вариант: «молодая,

красивая, с квартирой, при деньгах и... одинокая». Это и дает современному мужчине преимущество перед женщиной.

Кроме названного, старшие женщины считают, что сегодня мужчины стали не только равнодушнее, но и менее смелыми и мужественными («Соседи ругаются, скандалят -равнодушие», «В общественном транспорте как себя ведут? Ругаются, матерятся. Многие осуждают, но сказать, сделать замечание боятся»).

Таким образом, несовпадение эталонной и реальной маскулинностей свидетельствует о противоречии должного и сущего, ценностного и нормативного в сознании современных мужчин и женщин, при этом эталонная маскулинность не является недосягаемым абстрактным образцом, а выступает реальным мотиватором мужского поведения, в той или иной степени способствующей приближению к ней.

Результаты проведенных фокус-групп со всей отчетливостью показали, что необходимым аспектом анализа маскулинности является ее типологизация, что в реальной действительности существует множество мужских типов со своими положительными и отрицательными атрибутами, специфическими для каждого типа особенностями и проблемами. Типология современной российской маскулинности представляется весьма перспективным направлением в рамках как гендерных исследований, так и социологии маскулинности.

Примечание

1 Одной из задач проекта было определение различий в представлениях о «настоящей» и реальной мужественности мужчин и женщин. Исследование проведено методом фокус-групп: ФГ1 - молодые женщины (25-35 лет), ФГ2 - молодые мужчины (25-35 лет), ФГ3 -старшие женщины (40-55 лет), ФГ4 - старшие мужчины (40-55 лет). Исследование проведено в июле и сентябре 2012 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.