Научная статья на тему 'Эталон жизнедеятельности и его структура'

Эталон жизнедеятельности и его структура Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
727
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / Идеал / эталон / направленность развития / витальные потребности / социальные потребности / экзистенциальные потребности / духовность

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малышева К. А.

В статье дан критический анализ литературы с целью определения образцов, влияющих на человека в процессе его жизненного пути. Показано, что человек строит свою жизнедеятельность, соотнося ее с некоторой имплицитной моделью (эталоном) жизни, развивающейся с детства. Эталон имеет трехуровневую структуру: витальный, социальный и экзистенциальный уровни. Каждый уровень определяет выбор личностью модели жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эталон жизнедеятельности и его структура»

УДК 159.922

ЭТАЛОН ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО СТРУКТУРА © К. А. Малышева

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Россия, 191186 г. Санкт-Петербург, Набережная р. Мойки, 48.

Тел.: +7 (812) 315 07 25.

E-mail: ksemal@yandex.ru

В статье дан критический анализ литературы с целью определения образцов, влияющих на человека в процессе его жизненного пути. Показано, что человек строит свою жизнедеятельность, соотнося ее с некоторой имплицитной моделью (эталоном) жизни, развивающейся с детства. Эталон имеет трехуровневую структуру: витальный, социальный и экзистенциальный уровни. Каждый уровень определяет выбор личностью модели жизни.

Ключевые слова: жизнедеятельность, идеал, эталон, направленность развития, витальные потребности, социальные потребности, экзистенциальные потребности, духовность.

Современная ситуация требует от человека четкого понимания того, какие пути в жизни он избирает, какие цели ставит перед собой. Любое дело он сначала задумывает в соответствии со своими представлениями о будущем, определяя цель и характер необходимых действий, а затем осуществляет. Но в научной литературе до сих пор не существует понятия об образах, которые человек выбирает при построении своей жизни и деятельности. Поэтому мы провели критический анализ различных источников и выработали свою схему таких образов.

Сразу отметим, что мы будем говорить не столько о жизненных образах, поскольку понятие «жизнь» слишком широко в толкованиях, сколько о моделях жизнедеятельности.

Последний термин («жизнедеятельность») имеет разнообразные значения в разных концепциях. В одних жизнедеятельность понимается как составная часть «жизни», в других - как синоним последнего. Нам импонирует подход, в котором жизнедеятельность понимается как специфически человеческая деятельность на протяжении жизни субъекта [1-2], где делается акцент на активном характере бытия человека в окружающем мире. А поскольку любое внешнее действие опосредуется внутренними процессами, а внутренний процесс так или иначе проявляется вовне (Б. Ф. Ломов), то мы добавляем, что жизнедеятельность подразумевает как внешнюю (собственно деятельность при взаимодействии человека с окружающим миром), так и внутреннюю активность одновременно (при постановке целей, выборе средств для достижения результата, поиске смысла жизни). То есть, говоря словами С. Л. Рубинштейна, термин «жизнедеятельность» способствует раскрытию специфики развития личности в отличие от простого ее изменения («движения» личности в жизнедеятельности) [1].

Как известно, каждая деятельность (жизнедеятельность) имеет искомый образец, влияющий на постановку целей и способы их достижения. «Образец» в научной литературе представлен понятиями «эталон» и «идеал» [3-4]. Эти понятия рядоположены, т.к. в целом представлены ожиданиями, которые, соединяясь с предшествующим опытом,

создают образ реальности, влияющей на последующее осознание действительности. В то же время они имеют ряд различий.

Идеал определяется как высшая цель жизни, задающая бесконечность развития личности, «своеобразная максима», т. е. вслед за И. Кантом, подчеркивается его принципиальная недостижимость: к идеалу можно только стремиться, приближаться, но нельзя достигнуть [4-6].

В противоположность идеалу эталон может быть расчленен и проанализирован. Если идеал - это производная мировоззрения, возникающая в сознательном возрасте, то эталон формируется у ребенка изначально - без него невозможно развитие человека. Он более подвержен изменениям, чем идеал.

Итак, эталон - это обобщенный, усредненный образ объекта, некая имплицитная модель, в соответствии с которой человек сличает свою реальность и отбирает подходящую для его дальнейшей деятельности информацию. Именно этот образ формирует модель желаемого будущего, являясь стимулом постановки стратегических и тактических целей поведения и достижения запланированного результата.

Цель же, заложенная в идеале,- жизненная цель - распределена по всей жизни человека, она не зависит от эмпирических условий и не имеет фина-листского характера, ибо конечный результат жизни - смерть [7-8]. Такая цель выступает только жизненным ориентиром при проектировании дальнейшей направленности развития личности [4].

Что же касается направленности развития, то она есть страстное стремление к этим целям, тяга к обогащению ценностно-смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей. Таким образом, направленность можно рассматривать в качестве динамической тенденции, выражающей в жизненных целях и образе действий генеральную линию жизни и вектор ее развития [9]. Она актуализирует определенный уровень жизнедеятельности в зависимости от актуальной потребности, структуры ценностей и эталона жизненного пути [6, 9].

Многие авторы рассматривают разные уровни развития человека, но большинство из них концен-

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. №1

201

трируются на анализе биологического и социального уровней [4, 7]. Ориентируясь на общенаучные тенденции последних лет, мы считаем, что здесь упускается еще один очень важный уровень -смысложизненный. Это упущение, в свою очередь, свидетельствует о наличии проблем при формировании ценностей, с чем современное общество сталкивается не только в теории, но и на практике.

Более целостны, на наш взгляд, теории, рассматривающие виды ориентаций на разные уровни целей: 1) уровень «обладание»; 2) уровень «самореализация» / «самоутверждение»; 3) уровень «служение» - выход за пределы своей личности («чем больше отдаю, тем больше приношу добра, познаю истину»), сопричастность всему сущему на Земле [10-11]. По мнению современных ученых, последний тип целей должен стать ведущим, поскольку только человек, живущий духовной жизнью в соответствии с нравственными принципами, может найти смысл своей жизни. Другие принципы приводят к искривлению жизненного пути.

Понятие «духовность» также неоднозначно в понимании. И все же чаще ученые трактуют его как высший смысловой уровень развития человека, объединяющий в себе телесные и душевные (психические) измерения и характеризующийся целостностью и полнотой бытия в противоположность холодному рассудку и животной похоти [8, 11] и др. На уровне духовности на смену узколичных потребностей, жизненных отношений и прагматических ценностей приходит ориентация на высшие нравственные категории («совесть», «внутренняя свобода», «ответственность», «любовь»). На этом уровне развития человек находит ответы на экзистенциальные вопросы, открывает смысл жизни, выходя за пределы насущной реальности, которую он осмысливает в соответствии с ведущим эталоном.

Этот уровень развития личности подробно описан психологами еще в начале XX века, но потом оставлен без внимания (В. А. Снегирев, В. И. Несмелов, В. Зеньковский и др.). Тогда считалось, что человек в обретении духовности может проходить ряд стадий: от стадии «внешнего» человека до стадии «внутреннего» человека. Основная характеристика первого - самоопределение на витальном уровне, ориентация на внешний закон (этику, мораль или отрицание их, выражающееся в протесте против любых ограничений), поскольку его внутренняя позиция находится в процессе развития (еще не развит онтологический уровень его мировоззрения), мир воспринимается им дискретно, как приносящий или не приносящий удовольствие. Поэтому человек не может выйти на решение экзистенциальных дихотомий. «Внутренний» человек ориентирован на внутренний закон - совесть. Его формирование начинается при разрешении социальных вопросов, в процессе чего осознаются моральные, затем формируются нравственные категории. Возникающие экзистенциальные вопросы

(«кто я?», «для чего живу?» и т.п.) актуализируют потребность человека к личностной интеграции.

Учитывая изложенное, вслед за М. Я. Дворецкой [6] мы выделяем трехкомпонентную структуру эталона жизнедеятельности:

• Витальный (биологический) уровень эталона характеризуется поведенческой направленностью человека на чувственное, физическое удовлетворение. Ведущими потребностями являются витальные (еда, сон, секс и др.); цель человека - гомеостаз. На этом уровне человек самоопределяется только в сфере увлечений.

• Социальный уровень эталона определяет стремление человека к социальной адаптивности (умение осуществить выбор и брать на себя ответственность), построению гармоничных отношений с окружающими, активному познанию и преобразованию реальности (самосозидающая личность); цель - социализация. Ведущие потребности (когнитивные, коммуникативные, в труде, морали и т.п.) реализуются в совокупности разных сфер и форм активности (семейная, профессиональная, образовательная).

• Экзистенциальный уровень эталона жизнедеятельности обозначает стремление к смысловой наполненности жизни, связанной с проблемой понимания бытия (сформированное целостное мировоззрение и смысложизненные ориентации), нравственностью и духовным развитием. Целеполага-ние выступает как активность в изменении наличной ситуации и ее нравственной оценки, цели имеют экзистенциальное содержание, не ограниченное земной жизнью человека. Ведущие потребности -экзистенциальные (в смысле жизни, любви как принятии, совести, внутренней свободе). Этот уровень эталона соотносится со смысложизненным самоопределением.

Таким образом, эталон жизнедеятельности ориентирован на реализацию потребностей в соответствии с доминирующим уровнем и интегрирует ценностные ориентации и установки личности. Это позволяет человеку осуществлять выбор в контексте направленности и дает возможность развития (прогрессивного или патологического) человека в процессе жизнедеятельности.

Исходя из проведенного анализа мы предлагаем свое определение понятия «эталон жизнедеятельности»: для нас это обобщенный образ жизнедеятельности, который задает модель желаемого будущего в соответствии с доминирующей ориентацией на витальный, социальный или экзистенциальный компонент эталона и определяет способы воплощения этой модели.

Итак, подводя итоги, отметим, что понятия «эталон» и «идеал» нетождественны. В сравнении с идеалом (как недосягаемым образом) эталон является более реальным образованием. Находясь в зависимости от уровня потребностей (биологические, социальные или экзистенциальные), эталон жизне-

деятельности влияет на постановку целей и способы их достижения. В свою очередь, достигнутые цели уточняют эталон, конкретизируя его, поэтому, влияя на постановку человеком целей, можно корректировать и эталоны его жизнедеятельности, тем самым влияя на образы будущего и модели их реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. С. 48.

2. Коржова Е. Ю. Психологическое познание человека как субъекта жизнедеятельности: дисс. ... д-ра псих. наук. СПб., 2001. 495 с.

3. Ситников В. Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых). СПб.: Химиздат, 2001. 288 с.

4. Веселова Е. К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. 316 с.

5. Андриянова Е. В. // Социальная философия и современное обществознание: мат-лы конф. Екатеринбург, ноябрь 2001 -январь 2002. Екатеринбург: изд-во Урал. университета, 2002. С. 81-83.

6. Дворецкая М. Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения у разных социальных групп: дисс. ... канд. псих. наук. СПб., 2003. 286 с.

7. Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, Независимый институт гражданского общества, 2002. 260 с.

8. Колесов Д. // Развитие личности. 2003. №1. С. 47-76.

9. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: Основные сферы жизнедеятельности: дисс. ... д-ра псих. наук. СПб., 2001. 398 с.

10. Грачев А. А. // Психологические проблемы самореализации личности: Вып. 4. СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 75-86.

11. Фонарев А. Р. Психология личностного становления профессионала: автореф. ... д-ра псих. наук. Калуга, 2004. 49 с.

Поступила в редакцию 28.03.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.