УДК 81.711 ББК 83.07
Т.А. Пруцких
ЭТАЛОН ОКРУГЛОСТИ И ПРОБЛЕМА СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
Ключевым вопросом сложного процесса смыслового восприятия является проблема «эталона» - фонетического и субстантивного. В статье представлены результаты экспериментальных исследований с носителями китайского языка, доказывающие, что лабиальные фонемы играют универсальную звукосимволическую роль в обозначении округлого.
Ключевые слова: восприятие; круг; лабиальные финали; звукосимволизм; фонетическое значение; китайский язык.
T.A. Prutskikh
ROUND STANDARD AND THE PROBLEM OF MEANING PERCEPTIO
The article considers meaning perception as a complicated mental activity where the question of standard (phonetic and substantial) is one of the most important. We present the results of some linguistic experiments with Chinese native speakers proving that labialfinals play the universal sound-symbolical role in signification of the round.
Key woods: perception; round; labial finals; sound-symbolism; phonetic meaning; Chinese.
Круг - один из самых древних символов, существовавший еще в архаической культуре и в той или иной степени отразившийся в мифах, ритуалах, бытовых представлениях, в искусстве. Семантическая емкость этого образа выявляет особенности мировидения определенной культуры и в то же время сама определяется системой, в ней наличествующей.
С участием концептов «круг», «колесо» формировались основные мифологопоэтические, философские, космологические представления человечества. В древнейшей картине мироздания круг - это образ Солнца; суточное и годовое движение Земли осознается как движение по кругу; происходят круговороты дня и ночи, времен года, лунных фаз, круговороты вещей в природе; имеют место биологические и космические циклы, вплоть до идеи реинкарнации (переселения душ). К образу движения по кругу восходит древнейшая модель времени и истории.
В образно-мифологическом сознании образы круга и кольца нередко содержат идею единства, бесконечности и законченности, целостности и высшего совершенства; иногда круг и кольцо - это весь мир, поэтому круг обычно сопровождает изображения мирового древа. Круг и кольцо - это и общность (людей, территории), а также власть над этой об-
щностью. В ряде традиций круг и кольцо -это еще и судьба. Греческая богиня случая и судьбы Тихе, как и римская Фортуна, изображалась в виде молодой женщины, стоящей на шаре или колесе (символ неустойчивости, изменчивости счастья; ср. фразеологизм колесо Фортуны, его соответствия в языках Европы и колесо дхармы в буддизме) [Мечковская, 2000 : 300]. В китайской космологии тоже достаточно четко прослеживается идея цикличности: 12 циклических знаков, 12 животных восточного гороскопа, 12 месяцев в календаре (лунном и солнечном).
Что человек воспринимает круглым, округлым, сферическим? Всегда ли радиус и диаметр предмета или наличие у него функционально значимого сечения круглой формы предполагают круглую или шарообразную форму воспринимаемого предмета? Может ли звучание слова быть связано со значением округлости?
Смысловое восприятие как сложная перцептивно-мыслительная мнемическая деятельность на протяжении долгого времени остается в центре внимания и психологов, и психолингвистов. «Сложность этого психического явления обусловливается прежде всего тем, что, будучи, с одной стороны, процессом непосредственного чувственного позна-
ния, оно, с другой стороны, в силу специфической природы своего объекта - речевого сообщения является процессом опосредованного второсигнального отражения действительности, то есть процессом раскрытия опосредованных словами связей и отношений, включающим осмысление» [Зимняя, 2001 : 309]. Проблема уровневой организации процесса речевого восприятия, а также проблема способа, характера обработки поступающего на слуховой анализатор акустического сигнала подробно рассмотрены в монографии И.А. Зимней «Лингвопсихология речевой деятельности» [Зимняя, 2001 : 309-341]. Мы же остановимся подробно лишь на вопросе «эталона» при смысловом восприятии.
Проблема «эталона» («прошлого образца» - И.М. Сеченов, «нервной модели» стимула - Е.Н. Соколов) является сложной и во многом еще нерешенной в общепсихологическом плане. Так, окончательно не определены сами механизмы сличения с эталоном, форма его представления в памяти и т.д. В то же время очевидным и плодотворным является положение о том, что «усвоение новых эталонов происходит на основе эталонов, сформировавшихся ранее...» и что «между разными системами эталонов существует взаимосвязь, обеспечивающая, с одной стороны, преемственность перцептивного развития ребенка, а с другой стороны, возможность оперирования разными типами оперативных единиц при решении разных типов перцептивных задач» (цит. по: [Зимней 2001 : 328]). Если соотнести это общепсихологическое положение с данными речевых исследований, то в исследованиях речевого восприятия «эталон», в зависимости от его «хранения» в постоянной памяти человека, рассматривается либо как «след», «отпечаток» прошлого воздействия, как своеобразная «энграмма», либо как сам процесс поиска [Леонтьев, 1971]. Вслед за И.А. Зимней, мы принимаем модель речевого восприятия К. Стивенса и М. Халле, согласно которой «эталон» является «абстрактным представлением», с которым и происходит сличение входящего звука, претерпевающего сложные преобразования. «Абстрактное представление» формируется и соотносится с входящим речевым сигналом на основе акустических, слуховых признаков сигнала. Актуализация этих абстрактных представлений
управляется системой правил языка. Считается, что эта идея восходит к В. Гумбольдту и в наиболее простом виде она выражается так: мозг слушающего синтезирует образы, следуя определенным правилам, и затем сравнивает эти порожденные внутри образы с поступающими.
«Языковое сознание должно содержать нечто, не поддающееся детальному объяснению, - сходное с инстинктом предчувствие всей системы в целом, на которую опирается язык в данной индивидуальной форме. Здесь уже проявляется то, что, в сущности, повторяется во всем процессе образования (и восприятия - Т.П.) языка. Язык можно сравнить с огромной тканью, все нити которой более или менее заметно связаны между собой и каждая
- со всей тканью в целом. С какой бы стороны к этому ни подходить, человек всякий раз касается в речи лишь какой-то отдельной нити, но, движимый инстинктом, он постоянно совершает это так, как будто в данный момент ему открыта вся основа, в которую неизбежно вплетена эта отдельная нить» [Гумбольдт, 1984 : 88].
Смысловое восприятие начинается с выделения значимых элементов речевого высказывания (слов). Этот процесс опирается на особый тип слуха, которым обладает лишь человек, - фонематический слух. Слух этот основан на способности выделять и идентифицировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам - фонемам [Горелов, 2001 : 78].
В литературе неоднократно отмечалась приоритетная роль лабиальных фонем в названии округлых, шарообразных, выпуклых, выпяченных предметов в самых разных языках. Лабиальные используются для обозначения предметов округлых, шарообразных и т.д. благодаря таким характеристикам их артикуляции, как округление либо выпячивание губ и увеличение объема ротового резонатора. С.В. Воронин в своей монографии «Основы фоносемантики» излагает результаты анализа обозначений округлого в английском языке, делая вывод, что «лабиальные в английских обозначениях округлого несомненно играют роль звукосимволических элементов. Такая картина характерна не только для английского. Проведенный в работе подсчет еще по семи языкам различных языковых семей пока-
зывает, что превышение вероятного ожидания лабиальных в обозначениях округлого таково: в русском - 1,40, в чувашском - 1,88, в венгерском - 1,58, в монгольском - 1,60, в индонезийском - 1,55, в хауса - 1,41, в суахили -1,52» [Воронин, 1982 : 102], в английском -2,5, в китайском - 2 [Пруцких, 2004 : 272].
Считаем уместным обратить внимание на результаты проведенного нами эксперимента с носителями китайского языка с целью определения округлости и продолговатости некоторых предметов. Выяснилось, что кость, труба, сверло, вал, изгиб (извилина), гроздь (бу-
ского языка по признаковой шкале «круглый-квадратный», полученные в результате экспериментов с носителями языка.
Шкала оценок построена следующим образом:
полностью круглый - 1, не полностью круглый - 2, никакой - 3,
не полностью квадратный - 4, полностью квадратный -5.
По этой шкале рассчитывается среднеарифметическое число, которое и соответствует средней оценке информантов по исследуе-
Зоны существенных отклонений Схема 1
Признак Лабиальные финали китайского языка
u о uo ou ao uai uan uang Ui un
Круглый- квадратный 2,4 1,1 2,1 2 1,4 3,3 3,4 3,4 3,8 3,5
сы) - это, прежде всего, вытянутые предметы; труба (горн), дуга, арка, радуга, цилиндр, залив - округлые предметы; самыми «круглыми» оказались - гонг, плод (фрукт), нора (пещера). В состав каждого слова входят лабиальные финали.
А.П. Журавлев разработал целую систему измерения фонетического значения (ФЗ) не только слова, но и отдельно взятого звука речи. С помощью так называемых признаковых шкал (всего 25) оказалось возможным не только обнаружить у звуков речи какую-то содержательность, но и буквально измерить эти тонкие, почти не осознаваемые нами свойства звуков. Подробное описание всей процедуры анализа ФЗ изложено в книге А.П. Журавлева «Звук и смысл» [Журавлев, 1991 : 10 -15], мы же, не вдаваясь в подробности специальных математических приемов, приведем средние оценки лабиальных финалей китай-
мому признаку. «Средняя оценка только тогда является значимой, т.е. свидетельствует о том, что по данному признаку звук вызывает какое-то впечатление (обладает конкретной фонетической значимостью - Т.П.), когда эта оценка попадает в одну из зон значимых отклонений» [Журавлев, 1991 : 15] (схема 1).
Лабиальные финали u, o, uo, ou, ao попали в зону значимых отклонений в сторону округлости, что свидетельствует о вполне определенной, устойчивой связи данных звуков с незвуковым свойством округлости. Самыми «круглыми» оказались финали o и ao.
Еще одна методика звукосимволического исследования, которая носит название «эксперимент подбора» (matching experiment), заключается в предъявлении двух звучаний и, как правило, двух смыслов. Одной из разновидностей данной методики является предъявление нескольких (обычно двух) звучаний и
нескольких (обычно двух) рисунков, заменяющих смыслы. Такая методика использовалась еще в 1924 году Узнадзе (см.; [Brown 1955]), а в 1947 году подобной процедурой воспользовался В. Келлер, который предложил испытуемым (немцам) два рисунка и два звучания -tekete и maluma (рис 1).
респондента). Нужно было соотнести рисунки человечков - толстого и худого - с наиболее подходящими для каждого из них именами (Вио2Ьио и Ding1ding). 112 (85%) участников эксперимента соотнесли звучание Вио2Ьио с рисунком № 1, а звучание Ding1ding - с рисунком № 2.
Рис 1
Как и следовало ожидать, фигуре № 1 было приписано звучание та1ита, а фигуре № 2
- звучание 1еке1е. Эксперименты с рисунками свидетельствуют в первую очередь о структурном сходстве символа (в данном случае та1ита и 1еке1е) с символизируемым понятием. Испытуемый приписывает звучание 1еке1е с тремя взрывными согласными прерывистой ломаной фигуре, а звучание та1ита с тремя сонорными и лабиальным и - фигуре, с плавно изгибающимися линиями [Левицкий, 1973 : 14], что, безусловно, подтверждает существование универсального звукосимволизма.
В книге «Основы психолингвистики» И.Г Горелова и К.Ф. Седова представлены опыты, подобные методике подбора, проведенные в конце 60-х годов авторами на страницах газеты «Неделя»: рисунки несуществующих животных, различные геометрические фигуры и т.п. были представлены параллельно с несуществующими словами (квазисловами), которые были специально подобраны в соответствии с фоносемантическими данными по характеру рисунков [Горелов, 2001: 13 - 14]. Мы приведем один пример из данного эксперимента, где очевидна связь между лабиальным о, сонорным л в звучании ОЛОФ и округлым существом на рисунке 1, а также соотношение между звонкими согласными взрывным г и фрикативным р, самым открытым из гласных а в звучании ГБАРГ и квадратным существом на рисунке 2 (рис. 2).
Автором данной статьи также был проведен эксперимент по рассматриваемой методике с носителями китайского языка (всего 132
2 ГБАРГ
Рис. 2
Такой высокий процент соотнесения звучания лабиальных со значением округлости (в виде рисунка) нельзя считать случайным, что, без сомнения, можно связать с выполнением лабиальными звукосимволической функции указания на округлость денотата.
1 Buo buo
2 Ding1ding
Рис. 3
Данные примеры подтверждают, что округлость действительно фоносемантически связана с лабиальностью, и это явление универсально. Но выражение округлости - это не единственный признак лабиальных звуков. Исследования С.В. Воронина показали, что для лабиальных характерен набор следующих основных фонетических значений: «большой
- округлый - выпяченный - громкий - темный
- печальный - мягкий - медленный - глупый» [Воронин, 1982 : 94]. Горизонты дальнейших исследований становятся вполне очевидными, тем более что звукоизобразительные слова в любом языке представляют собою самый малоисследованный пласт лексики.
1
2
Библиографический список
1. Воронин, С.В. Основы фоносемантики [Текст] I С.В. Воронин. - Л. і Изд-во ЛГУ, 1982.
2. Горелов, И.Н. Основы психолингвистики [Текст] I И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. - М. і Лабиринт, 2001.
3. Гумбольдт, В. фон. Избранные труды по языкознанию [Текст] I В.фон Гумбольдт. - М. і Прогресс, 1984.
4. Журавлев, A.n. Звук и смысл [Текст] I A.^ Журавлев. - М. і Просвещение, 1991.
5. Зимняя, ИЛ. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] I ИА. Зимняя. - М. і Московский психолого-социальный институт; Воронеж і НПО «МОДЕК», 2001.
6. Левицкий, В.В. Семантика и фонетика [Текст] I В.В. Левицкий. - Черновцы і Изд-во ГУ, 1973.
7. Леонтьев, A.A. Психологическая структура значения [Текст] I A.A. Леонтьев II Семантическая структура словаі Психолингвистические исследования. - М. і Наука, 1971.
8. Мечковская, Н.Б. К характеристике аксиологических потенций словаі концепты «круг», «колесо» и их оценочно-экспрессивные дериваты [Текст] I Н.Б. Мечковская II Логический анализ языка. Языки пространств. - М. і Языки русской культуры, 2000.
9. Пруцких, T.A. Структурно-фонетический анализ лексико-семантической группы (ЛСГ) обозначений округлого в китайском языке [Текст] I ТА. Пруцких II Китайское языкознание. Изолирующие языки материалы XII Междунар. конф., Москва, 22-23 июня 2004 года. - М. і ИЯ РAH, 2004.
10. Brown, R. Phonetic symbolism in natural languages [Text] I R. Brown, A. H. Black, A.E. Horowitz II J. Abnorm. a. Soc. Psychol. - 1955.