ределяли коэффициент важности каждого показателя по шкале от 0 до 1. Понятно, что, например, такой показатель качества как наличие отработанного в театре механизма порядка жалоб и предложений менее значим для зрителей, чем, например, показатель удобство и общее состояние помещений театра или оперативность и вежливость персонала театра. Уже после оценки потребителями каждого показателя с учетом его коэффициента важности рассчитывалась общая оценка удовлетворенности зрителей качеством услуг учреждений культуры. Для этого использовалась вербально-числовая шкала Харрингтона.
Предложенная методика выявления степени удовлетворенности потребителей качеством услуг учреждений культуры после ее незначительной корректировки на предмет приведения в соответствие с уже утвержденными документами системы менеджмента качества может быть взята за основу при оценки удовлетворенности потребителей услугами театрально-зрелищных учреждений. Так, например, для оценки общей удовлетворенности качества услугой можно использовать вместо вербальночисловой шкалы Харрингтона шкалу оценки, приведенную в Порядке контроля и оценки соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам общих требований к предоставлению услуг. Показатели качества для оценки потребителей можно выделить на основе критериев удовлетворенности потребителей оказанием услуг, сформулированных в Положении о региональной системе оценки качества в сфере культуры Новосибирской области и т.д.
Также до сих пор затруднена на практике реализация такого метода контроля, предусмотренного Положением о региональной системе оценки качества в сфере культуры Новосибирской области, как метод экспертизы в рамках проведения экспертной оценки творческой составляющей деятельности учреждений. Это связано с тем, что даже в Новосибирске, не говоря, уже про более мелкие муниципальные образования, до сих пор отсутствует институт экспертного сообщества по разным направлениям деятельности в сфере культуры. Особенно этот вопрос актуален для оценки творческой составляющей деятельности театральных и концертных учреждений. Оценку качества услуг -показа спектакля, концерта - невозможно оценить только статистическими методами или путем опроса потребителей, так как оценка зрителями художественного уровня не всегда является адекватной. В связи с этим актуальным становится вопрос о создании при Министерстве культуры Новосибирской области экспертного совета. Более того, при Департаменте государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры России подобный Совет по вопросам творческой деятельности организации исполнительского искусства федерального ведения создан еще в 2009 году [4]. Так, например, Совет экспертов по развитию театрального дела, может быть сформирован из числа ведущих театральных деятелей, театральных критиков, театральных журналистов, менеджеров культуры и искусства, представителей научных институтов и учебных за-
Библиографический список
ведений, представителей общественных объединений и других организаций, деятельность которых связана с театральным искусством. Подобные Советы могут быть созданы по развитию музейного дела, библиотечного дела и т.д.
Создание и функционировании предложенных Советов будет способствовать реализации одной из задач, сформулированной в Положении о региональной системе оценки качества в сфере культуры Новосибирской области - привлечение общественности к внешней оценке качества предоставления услуг в сфере культуры на всех уровнях.
Более того, экспертные Советы при Министерстве культуры Новосибирской области могут привлекаться и для решения других задач в сфере культуры. Так, например, анализ российского опыта деятельности экспертов в сфере театрального искусства показал, что основными направлениями деятельности предлагаемого Совета помимо привлечения к оценке качества услуг театральных учреждений могут стать:
• привлечение экспертов к разработке стратегии развития театрального искусства на федеральном и региональном уровнях;
• инициирование активного диалога театра и общественности, создание условий для интерактивного дискуссионного социального пространства в сфере театрального искусства;
• поддержка проведения всероссийских и межрегиональных театральных фестивалей, конкурсов, смотров: привлечение экспертов для присуждения театральных премий, участие экспертов в конкурсном отборе творческих коллективов и исполнителей;
• оценка качества образования в области театрального искусства при аккредитации образовательных программ соответствующих направлений (специальностей) в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования;
• распределение на конкурсной основе целевых бюджетных средств между творческими коллективами или отдельными творческими деятелями, представившими заявки на государственный целевой творческий заказ (грант), на реализацию инновационных проектов в области исполнительского искусства, на иные формы государственной или муниципальной поддержки и др.
Таким образом, дальнейшее внедрение менеджмента качества в сфере культуры требует реализации мероприятий по совершенствованию методологических, организационно-правовых, финансовых, кадровых (включая вопросы подготовки специализированных кадров) основ данного процесса. Только в этом случае можно будет говорить о создание благоприятных условий для полноценного удовлетворения культурных потребностей населения, а, следовательно, реализации основных приоритетов и целей государственной и региональной политики в области культуры.
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 [Э/р]. - Р/д: http://www. ifap.ru/pr/2008/081209a.htm
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы [Э/р]. - Р/д: http://mkrf.ru/ dokumenty/583/
3. Менеджмент качества в сфере культуры: норматив. док., информац. материалы из опыты работы мин-ва культуры Новосибирской области / сост. Л.В. Стригина, Н.М. Афиногенова. - Новосибирск, 2011.
4.Седов, Я.В. Подходы к разработке оценки эффективности деятельности учреждений культуры // Материалы межрег. науч.-практ. конф. Новосибирск, 9-10 ноября 2011 г. - Новосибирск, 2011.
Bibliography
1. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 [Eh/r]. - R/d: http://www. ifap.ru/pr/2008/081209a.htm
2. Gosudarstvennaya programma Rossiyjskoyj Federacii «Razvitie kuljturih i turizma» na 2013 - 2020 godih [Eh/r]. - R/d: http://mkrf.ru/dokumenty/ 583/
3. Menedzhment kachestva v sfere kuljturih: normativ. dok., informac. materialih iz opihtih rabotih min-va kuljturih Novosibirskoyj oblasti / sost. L.V. Strigina, N.M. Afinogenova. - Novosibirsk, 2011.
4.Sedov, Ya.V. Podkhodih k razrabotke ocenki ehffektivnosti deyateljnosti uchrezhdeniyj kuljturih // Materialih mezhreg. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk, 9-10 noyabrya 2011 g. - Novosibirsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 04.03.13
УДК 111 85
Shalimova L.A. AESTHETIC-PHENOMENOLOGICAL APPROACH TO THE STUDY OF COLOUR IN RESEARCH OF J. W. GOETHE. The article examines different approaches of studying the nature of color phenomenon, originating from natural - scientific papers, arrayed to support the theory of aesthetic-phenomenological approach to the scientific works of color birth by Goethe.
Key words: aesthetic and phenomenological approach, physiological mechanisms, epistemological value of colors, the status of semantic objects verification.
Л.А. Шалимова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск, E-mail: [email protected]
ЭСТЕТИКО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЦВЕТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИВ. ГЕТЕ
В статье рассматриваются разнообразные подходы изучения природы феномена цвета, берущего начало от естественно-научных трудов, для обоснования выстраиваемой теории эстетико-феноменологического подхода рождения цвета в исследовании И.В. Гете.
Ключевые слова: эстетико-феноменологический подход, физиологические механизмы, гносеологическая ценность Цвета, статус семантических объектов, верификация.
Систематическое знакомство с научными подходами изучения цвета на основе выводов обозначенных философами Древней Греции, учеными раннего и позднего Средневековья, а также, величайшего физика И. Ньютона, позднее И.В. Гете, рассматривающих положения цветового феномена, в том числе и «эстетико-феноменологического». Исследование данного аспекта берет свое начало в естественно-научных трудах, прослеживающих торию и разработки практических навыков самой природы цвета, что, по представлению самого Гете, является наиболее основательным и необходимым во всех жизненно важных аспектах человека.
В настоящей работе рассматривается эстетико-феноменологический подход в концепции естественно-научной методики исследования цвета как результата диалектического синтеза, при этом, его гносеологические интерпретации обуславливают «закономерность» его природы.
В.О. Лихтенштадт, в статье «Гете: борьба за реалистическое мировоззрение» писал, - « <...> уже при жизни Гете, опираясь, главным образом, на его труд, возникла новая отрасль знания - физиология зрения, в которой приняли участие три физиолога -Шопенгауэр, Пуркинье, Мюллер. За исходную точку, в их исследованиях, легли труды Гете, а несколько позже, Гельмгольц уклонился от точки зрения Гете, но Геринг и его школа, вновь вернулись к ней» [1, с. 170].
Вопросы эволюции изучения цвета всегда привлекали внимание человека. Известно, что в области физиологии зрения возобладал подход, который ранее именовался механическим и был связан с именем И. Ньютона, а не Гете. Произошло это, в связи с большой вероятностью представлений о цвете как о количестве механического движения энергии, используемой ранее при исследовании физиологических механизмов цвето-различения.
Труд И.В. Гете «Учение о цветах», противоположен ньютоновской установке, о чем сам автор неоднократно писал и что, безусловно, признается всеми исследователями его творчества: «Цвета - деяния света, деяния и страдательные состояния. Цвет и свет стоят, в самом точном отношении друг к другу. Однако, мы должны представлять через себя свойства всей природы, раскрывающие чувство зрения. <...> цвет есть закономерная природа по отношению к чувству зрения» [2, с. 178]. В этой связи А. Богданов отмечает: «<...> Гете стремился исследовать цвет в его физической и объективной связи, но именно как цвет, а не что иное, без всяких «подставок», без замещения его символами, которые легко превращались физиками в его «сущность». Так, по мнению А. Белого, «<...> теория красок Гете превращается в области, не касающиеся области определения у физиков» [3, с. 57]. В этой связи, можно предположить, что совершенно новыми смыслами пополняются представления о цвете и процессах его взаимодействия со всем живым в природе отношений. Безусловное преимущество главного определения Гете состоит в его афористичности, достойной пера великого поэта. Оно красиво, чего не скажешь об определениях механического направления. Внимательно вслушиваясь в разнообразные мнения о цвете, необходимо склонить или перевести разговор в дискретные утверждения:
- во-первых, цвет присущ всей природе - с этим утверждением человек встречается не раз;
- во-вторых, цвет несводим к колебаниям электромагнитных волн.
В процессе формирования новых познаний о цвете В. Соловьев прогнозировал: «<...> как о подчиняющимся уже имеющимся законам электричества и магнетизма, но стоящего выше
их» [4, с. 91]. Автор, в своих научных работах, посвященных красоте цвета, затронул важнейший вопрос о его красоте. Учел и происхождения эстетических чувств, принадлежащих к области биологии и психофизиологии, представляющих всю сложную природу света.
Истолковывая идеи Ньютона, во всей сложности природы света, способного разлагаться на составляющие «цветные лучи», Гете представил новый смысл в организации развивающейся системы света, как единство, а не множество «светочей».
А. Белый, как вдумчивый исследователь и приверженец естественно-научного метода Гете, в своих размышлениях продолжил мысль Гете о том, что «<...>данное единство это и есть суть духовного» [3, с. 61]. Это было созвучно мнениям сторонников учения Гете.
В соответствии с утверждениями Гете о том, что цвет - это следствие взаимодействия Света и Тьмы (материи), «прохождение света на тьме» или сквозь тьму, а цвета есть деяния и страдательные состояния света. Свет и тьма - это не цвета, это две крайности, меж коих цвета существуют благодаря модификации того и другого. Между тем, основываясь на данном постулате развивающейся системы свет - цвет, на современном этапе, можно предложить развитие данного мнения в следующей интерпретации:
- цвет, есть результат диалектического синтеза;
- цвет-это совершенно самостоятельная качественность;
- цвет - это неразложимость света на составляющие;
- Свет, есть качественность Цвета;
- гносеологическая (теоретико-познавательная ценность Цвета), как «закономерность природы», раскрывающаяся перед человеком «в свете, тьме и Цвете» [2, с. 111]. В этой связи, логически выстроенная теорема Гете, моделирует не только диалектический синтез, но и умышленно использует соответствующие категории, такие как: противоположности, целое, качество, отрицание отрицания, возникновение нового и все понятия, описывающее не статику, а динамику и сам процесс. Сам метод Гете не сводится к диалектике, а лишь отмечается прогрессивностью его исследований по сравнению с ньютоновским, который не останавливается на достигнутом. Исследования Гете выходят за рамки классической философской парадигмы конца XVIII века. При этом, само рождение Цвета рассматривается как его событие, столь важное в эстетической и этической плоскостях. Многие последователи учения Гете о цветах, обозначают гетевский способ рассмотрения проблемы Цвета как «<...> эстетико-диалектический» или «эстетико-этический» [5, с. 197], отмечал Й.П. Эккерман, как прогрессивность исследований Гете, по сравнению с другими учеными.
Рассуждения Гете, как экспериментатора достаточно просты, чтобы мог проверить их каждый желающий. Изложение этих наблюдений занимает 850 параграфов, необходимых для того, чтобы постигнуть феномен учения о цвете, достаточно умения наблюдать и здравого разума, что встречается редко, чем можно было бы себе представить. Следует заметить, что, рассматривая положение, согласно которому цвет есть результат прохождения света на тьме или сквозь тьму, Гете изучал цветообразования в «мутных средах» атмосферы, а не в форме привязанных к объектам красок. По его наблюдениям, «<...>атмосферные цвета, образуются при двух разных условиях наблюдения:
- через наблюдаемый источник (солнце) сквозь полупрозрачную среду (атмосферу);
- сквозь наблюдаемое “свечение” самой атмосферы на черном “фоне”, когда источник света за спиной. Эти условия, одновременно присутствуют в часы восхода и заката солнца в ясную
погоду. В эти часы, небосвод представляет одну огромную цветовую палитру. На ней природа (Свет и Тьма) рождают гамму известных человеку цветов» [2, с. 103]. При этом любой желающий сможет провести собственное исследование, наблюдая цветовую динамику природных явлений по методике Гете, для того, чтобы стать очевидцем зримо происходящего. Например:
- в закатные часы западный небосклон пылает могучими оттенками красного, это и есть о результат «прохождения света «сквозь» материю;
- краски, пройдя через оттенки в зените, на востоке, постепенно сгущаются до темно-синего, почти черного цвета. Это результат «прохождения света во тьме», или «просвечивания» тьмы «сквозь» свет, чем плотнее материя, тем гуще красные тона и чем чернее фон, тем больше синего. (Необходимо задуматься над тем, что голубизна определяется чернотой космоса, скрывающегося за слоем атмосферы, так же как краснота заката, которая скрывается за плотностью атмосферы и свечением солнца, что плохо сочетается с привычной мыслью о том, что кислород атмосферы имеет голубой цвет). Главное при этом соблюсти два условия наблюдения, в которых важно отметить, не цвет молекул кислорода, а точечный источник света через дым (он станет красноватым), при наблюдении за пламенем обычной свечи или горящего спирта. Гете часто указывал на «<...> величие природы в её простоте и что величайшие свои явления она неизменно повторяет в малых формах. Закон, вызывающий синеву небес наблюдается и в нижней части огонька свечи, как в освященном дыме, поднимающегося над деревней, расположенной у подножия темных гор» [2, с. 44]. При этом Гете был не только великим поэтом, а проницательным и оригинальным ученым. В настоящее время Гете признан как основатель не только физиологической оптики, но и морфологии растений и животных. Современная раскраска географических карт тоже принадлежит И.В. Гете.
Согласно установленному мнению, И.В. Гете утверждал «<...> что свет невидим, но не потому, что не окрашен, а потому что, у человека нет физического органа для восприятия света вне материальной среды. Зрением человек может воспринять только цвета, а не возможность видеть свет иначе, чем в форме цветов, потому что единственная форма восприятия света - есть человеческий глаз. Цвет, в силу своей природы, несет в себе нечто, не совпадающее полностью с тем, чем он является при поверхностном взгляде. Цвет человека впечатляет, как некая развивающаяся идея, которая не укладывается в понятие «цвет», а является природной данностью» [2, с. 171].
«С чисто философской точки зрения работа И.В. Гете значительно превосходит все рассмотренные и описанные научные учения о цвете. Ньютон усматривает причину возникновения Цвета вовне. При этом отражает не обособленность человека от «объективной» вселенной, а его единство в ней, что позволяет установить связь Цвета с электромагнитными явлениями, а также и «чувственно-нравственное», т.е. эмоциональное действие. У многих ученых мира, высказано иное мнение относительно теории цвета в отношении чувства зрения отражающего некую «природную закономерность», справедливо задающихся вопросом, а существует ли эта закономерность? Задавая подобный вопрос человек всякий раз, становится на позицию эстетико-феноменологического подхода в изучении цвета или приближении к ответу» [6, с. 74].
В области своих исследований Гете получил заслуженное продолжение в работе В. Кандинского «О духовном в искусстве». В ней автор описал два этапа последствий восприятия цвета:
- на первом этапе наблюдения проявляется «чисто физическое действие цвета», переживаемое как «завороженность» красотой, как удовлетворение или раздражение, тепло или охлаждение глаза, бывающие кратковременными или основанными на эффекте новизны;
- при более умелом и глубоком наблюдении «рождается глубоко идущее, вызывающее потрясение духа» действие, рождающейся вибрацией души. Первая элементарная физическая сила превращается в путь, по которому краска достигает души. На основании этого заключения Кандинский делает следующий вывод о том, что « <...> за красками стоят именно идеи, а не просто ощущения, о чем свидетельствует тот факт, что изучая по отдельности действия цветов, как желтый или синий, возможно чисто теоретически предсказать их действие. И это происходит при смешении их с зеленым, при возникающем - беспокойстве, возбуждении и центробежности желтого. Уравновешивание «торжественной углубленностью», покоем и центростреми-тельностью синего рождается «земное самодовольное спокойствие» зеленого, который «ничего не хочет и никуда не зовет», это и есть логическое последствие, легко достигаемое теорети-
чески, в обоснованиях взглядов многих современных ученых исследующих данный феномен» [7, с. 25].
В рамках гётевского мировоззрения относительно цвета, воспринимаемого глазом, столь же объективно, как и электромагнитные колебания, высоко ценимые физиками. Осмелюсь заметить, что Гете указывал путь гораздо дальше, позволяя выйти из сферы метафизического рассмотрения в область, непосредственно относящуюся к психологии. Постулируя познавательную ценность цвета, для непосредственно воспринимающего его человеком, он придает цвету статус символа, обладающего объективным значением. Данное представление нашло свое полное подтверждение в формулировании научной идеи определение цвета не только ощущением, но и образом, в научном трактате М. Люшера «Психологическая структура цвета», где «<...> цвет приобретает статус семантических объектов, подтверждающих, что все чувственное, поскольку оно проникнуто идеей и есть символ» [8, с. 209]. Мнение ученого С.С. Аве-ренцева, совпадает с определением символа как образа, «взятого в аспекте своей знаковости», что проявляется в «<...>вы-хождении образа за свои пределы при наличии некого смысла, интимно слитого с образом, но ему «не тождественного» [9, с. 326]. Продолжая свою мысль автор утверждает, что «<...> данное определение, позволяет выйти человеку из сферы метафизического в область непосредственно относящуюся к психологии, при наличии эстетико-феноменологического подхода, как части субъективной компоненты в переживании цвета, потому что все адресовано к восприятию каждого отдельно взятого объекта и требует не только доверия к своему чувству цвета, но и восприятию его» [9, с. 329]. Тем не менее, существует мнение о современном человеке, которому может показаться противоречивым требование воспитания чувства цвета, тем более, что в этом задействовано наличие генетически исследуемого цветового зрения, как области постижения объективных законов природы действительности, преследующей свои цели по дальнейшему развитию.
Своими исследованиями, в определенной им области, И.В. Гете обосновал подтверждение, о том, что «<...> цвет, как символ не является результатом человеческого творчества. Всякое выявление символического содержания цвета и есть результат сотворчества человека и Природы, или «чувственно-нравственного действия цвета» [2, с. 173]. Данное определение послужило основанием ставить цвет «гораздо выше» законов электричества и магнетизма, потому что все возможные значения цвета группируются вокруг «определенного архетипического ядра». Именно оно и составляет сущность эмоционально-образного потенциала, который присущ цвету в силу самой природы его восприятия, что на языке цвета обозначает элементы, которые содержат эмоционально-образное начало. При этом Гете обозначил значения различных цветов, которые не пересекаются друг с другом, что нашло свое подтверждение в формулировании научной работы «Психологическая структура цвета» М. Люшера. К этому мнению, в своих трудах присоединились:
-Гегель, в определении понятия «семантическое ядро цвета» подобно понятию «гельштальт», « <...> «вполне проникающей форме», организующей явление изнутри, и в то же время прообраз (архетип), как внешне воспринимаемая форма, в восприятии которой, не последнюю роль играют эмоции» [10, с. 202].
-Гельмгольц с утверждением того, что, «<...> через Цвет с человеком говорит «закономерная природа», а её язык - символический» [11, с. 231]. При этом, нельзя данный постулат путать с символической теорией восприятия у Гельмгольца, замечает Р. Ивенс, «< .> символ не раскрывает, а напротив, скрывает реальность от наблюдателя» [11, с. 227].
-Кандинский, определил условия восприимчивости к «психическому действию краски» к уровню духовного развития индивидуума, как носителя общечеловеческих ценностей. Он утвердился во мнении о том, что нельзя не отметить определенную работу и упражнения по развитию в человеке способности правильно переживать цветовой образ. «В цвете, все люди проходят от чувственно-воспринимаемого к душевно-воспринимае-мому, сознательно это наблюдая» [7, с. 34].
- Вагнер, Кох - авторы руководства по переживанию цвета, которое может показаться противоречивым требованием в воспитании чувства цвета, «<...> требующего в своем развитии и воспитании, равенства отношений к мышлению, как психическому органу и обеспечения постижения объективных законов цветового феномена» [12, с. 123].
- в своих сочинениях Шнейдер довольствуется тем, что «<...> при правильном узнавании чувственного, оно всюду обнаруживается как откровение духовного» [13, с. 10].
- В определении Канта, разум как «<..>способность воспринимать идеи, для обсуждаемой способности воспринимать Цвет, может содержать данное мнение, но при необходимости установления отсутствующих отношений ранее в биологической эволюции между чувством зрения и разумом» [14, с. 121].
Необходимо подчеркнуть, что на самом деле, любое новое знание, которым человек в несчетном количестве овладевает в течение жизни, требует точной настройки всей системы наших органов восприятия, мышления и моторики.
В этой связи, обоснованность позиций эстетико-феноменологического подхода, определяется не только совпадением свидетельств таких исследователей, как И. Гете, Р. Штейнер,
В. Кандинский, Й. Иттен, Г. Вагнер, но и многих других. Об этом свидетельствует логическая взаимосвязь основных положений эстетико-феноменологического подхода, которая, в своей совокупности, складываются в стройную методологию, включающую в себя различные результаты естественно-научных исследований. В рамках этой методологии существуют: как собственные методы верификации (подтверждение истины), так и пути достижения её результатов. Важным аргументом в пользу правомерности такого подхода к цвету могут служить материалы, полученные в результате экспериментальных соответствий «цвет-эмоция». Простое рассмотрение цвета в ряду психологических категорий неизбежно относит его в разряд объективных стимулов поведения, т.е. существующих вне индивида. Следует заметить, что эстетико-феноменологический подход по определению понимания цвета, не ограничивается сферой искусства. Он может быть перенесен и на «нерукотворную» реальность. Данный подход к исследованию зависит от того, насколько исследователь удовлетворится сведением сущности цвета «не более чем»:
- к ощущению и колебанию волн видимого спектра;
- к рассмотрению цвета как сложного природно-культурного феномена.
Анализируя положения эстетико-феноменологического подхода к цвету можно сделать следующий вывод:
- свет - есть неразложимое целое;
- качественность цвета определяется взаимодействием Света к Материи;
- цвет не сводится к электромагнитным колебаниям;
- цвет присущ всей природе;
- цвет, есть необходимое звено в процессе познания природы, раскрывающей свои законы человеческому мышлению посредством зрения;
- цвет - есть цвета, представляющие семантические феномены (как обозначение между знаком и обозначаемым им объектом);
- цвет формирует чувства человека и его сознание;
- цвет способствует развитию духовных качеств человека.
В этой связи, многие исследователи, ученые, соглашаются
признать возможность существования объективности где-либо, кроме физической «объективной действительности», её иной формы выражения в области восприятия цвета. Многие, ученые, в своих убеждениях, опираются на силу существования естественных значений цвета, связанных с чувствованием цветности в природе, как самого человека, так и окружающей его действительности.
Разнообразные цвета, существующие в области чувственного мира, в своем явлении для человеческого созерцания и есть та сама действительность, состоящая из потока знаний, которые получает человек посредством цветового статуса естественных знаков или символов адресованных не глазу, а конкретному человеку, его душе, чувствам, разуму. В этой связи, весь цветовой адресат, в равной степени, относится и ко всему живому, что может и способно его воспринимать, любуясь, наслаждаясь, волнуясь и сопереживая цветовой палитре, как феномену эстетики цвета. При этом уместно заметить и обоснованность содержания эстетико-феноменологического подхода, умело выявленного, не только теоретическим, но и практическим путем в «Учении о цветах» И.В. Гете, что стало необходим для изучения не только, в направлениях фундаментальной науки современности, но и прикладных, требующих особого расположения цветовой палитры, для содержательной полезности в своеобразной ориентации человека в психологическом, дисциплинарном и междисциплинарном обучении, для более полного проявления природы чувств.
Библиографический список
1. Лихтенштадт, В.О. Гете: борьба за реалистическое мировоззрение. - СПб., 1920.
2. Гете, И.В. Учение о цвете. - М., 1975, 1978.
3. Белый, А. Соч. - М., 1960. - Т. 1.
4. Соловьев, В. Красота в природе. - М., 1990.
5. Эккерман, Й.П. Разговор о Гете. - М., 1981.
6. Свасьян, К.А. Философское мировоззрение Гете. - М., 1984.
7. Кандинский, В. О духовном в искусстве. - М., 1910.
8. Люшер, М. Психологическая структура цвета. - М.; СПб., 2004.
9. Аверинцев, С.С. Символ // Краткая литературная энциклопедия. - М., 1991.
10. Гегель, Г.В. Эстетика. - М., 1971.
11. Ивенс, Р Введение в теорию цвета. - М., 1964.
12. Кох, Э., Вагнер Г. Методическое обучение переживание цвета / Э. Кох, Г. Вагнер - М., 1964.
13. Шнейдер, Р Очерки теории познания гетевского мировоззрения. - М., 1960.
14. Кант, И. Трактаты и письма. Философская библиотека / под ред. Р Шмидта. 1980. - Т. 1.
15. Устинов, А.Г. К вопросу о семантике цвета в эргономике и дизайне // Дизайн цветовых систем: психолого-семиотические проблемы. -М., 1984.
16. Ньютон. И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света. - М., 1873.
17. Rood, R. Color and Light in Painting. - New Vore, 1941.
Bibliography
1. Likhtenshtadt, V.O. Gete: borjba za realisticheskoe mirovozzrenie. - SPb., 1920.
2. Gete, I.V. Uchenie o cvete. - M., 1975, 1978.
3. Belihyj, A. Soch. - M., 1960. - T. 1.
4. Solovjev, V. Krasota v prirode. - M., 1990.
5. Ehkkerman, Yj.P Razgovor o Gete. - M., 1981.
6. Svasjyan, K.A. Filosofskoe mirovozzrenie Gete. - M., 1984.
7. Kandinskiyj, V. O dukhovnom v iskusstve. - M., 1910.
8. Lyusher, M. Psikhologicheskaya struktura cveta. - M.; SPb., 2004.
9. Averincev, S.S. Simvol // Kratkaya literaturnaya ehnciklopediya. - M., 1991.
10. Gegelj, G.V. Ehstetika. - M., 1971.
11. Ivens, R. Vvedenie v teoriyu cveta. - M., 1964.
12. Kokh, Eh., Vagner G. Metodicheskoe obuchenie perezhivanie cveta / Eh. Kokh, G. Vagner - M., 1964.
13. Shneyjder, R. Ocherki teorii poznaniya getevskogo mirovozzreniya. - M., 1960.
14. Kant, I. Traktatih i pisjma. Filosofskaya biblioteka / pod red. R. Shmidta. 1980. - T. 1.
15. Ustinov, A.G. K voprosu o semantike cveta v ehrgonomike i dizayjne // Dizayjn cvetovihkh sistem: psikhologo-semioticheskie problemih. -
M., 1984.
16. Njyuton. I. Optika ili traktat ob otrazheniyakh, prelomleniyakh, izgibaniyakh i cvetakh sveta. - M., 1873.
17. Rood, R. Color and Light in Painting. - New Vore, 1941.
Статья поступила в редакцию 14.03.13