Научная статья на тему 'Эстетико-антропологическая интерпретация выразительного потенциала человеческой красоты'

Эстетико-антропологическая интерпретация выразительного потенциала человеческой красоты Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
843
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ / ФИГУРАТИВНОСТЬ / ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / HUMAN BEAUTY / HUMAN ESSENCE / FIGURATIVENESS / IMPERSONATION / AESTHETIC ANTHROPOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щербинин Михаил Николаевич, Андреева Наталья Сергеевна

Красота человека рассматривается как один из факторов антропогенеза. Для выяснения природы воздействия представлений о красоте человека на объективацию человеческой сущности выявляются их объективные и субъективные основания. Человеческая красота представлена как способ обобщения человеческого индивидуального и родового многообразия до сущностного и общечеловеческого единства. Для определения онтологизирующего человеческую сущность потенциала человеческой красоты используются категории эстетической антропологии ‘выразительность’ и ‘фигуративность’.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic-anthropologic interpretation of human beauty expressive potential

In the present article, human beauty is considered as one of the factors of anthropogenesis. The objective and subjective bases of human beauty are reveals to determine the nature of human beauty evaluations impact on the human essence of objectification. Human beauty is presented as a way to summarize the human individual and generic diversity to the essential and universal unity. Such categories of aesthetic anthropology as ‘expressiveness’ and ‘figurativeness’ are used to determine the ontologizing potential of human beauty.

Текст научной работы на тему «Эстетико-антропологическая интерпретация выразительного потенциала человеческой красоты»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 25 (354). Философия. Социология. Культурология. Вып. 35. С. 45-49.

ЭСТЕТИКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КРАСОТЫ

Красота человека рассматривается как один из факторов антропогенеза. Для выяснения природы воздействия представлений о красоте человека на объективацию человеческой сущности выявляются их объективные и субъективные основания. Человеческая красота представлена как способ обобщения человеческого индивидуального и родового многообразия до сущностного и общечеловеческого единства. Для определения онтологизирующего человеческую сущность потенциала человеческой красоты используются категории эстетической антропологии - 'выразительность' и 'фигуративность'.

Ключевые слова: красота человека; человеческая сущность; фигуративность; олицетворение; эстетическая антропология.

В обосновании общечеловеческих (сущностных) характеристик эстетическая антропология ищет эстетические способы их представленности, выражения, антропологиза-ции в сфере человеческих чувств, в генезисе смыслов. Способна ли красота человека быть обобщением человеческих характеристик в их сущностном единстве? Благодаря заключенному в ней символически-образному и выразительному потенциалу человеческая красота выступала способом такого обобщения в антропогенезе, эстетическим способом всепредставленности человеческой сущности, выражения и визуализации социальных и духовных сущностных характеристик в их становлении.

Красота, добро и истина - эта древняя триада философских абсолютов причастна области надутилитарного и избыточного смыслосо-держащего континуума. По мысли М. К. Ма-мардашвили, человек «не есть продукт природы». Человеческое «рождается на каких-то неестественных, неприродных, немеханических, неавтоматических основаниях»1.

Представления о красоте человека, отсылающие к характеристикам человеческой сущности, нуждаются в их своевременной концептуализации. Человеческое чувство красоты - сложное непосредственное восприятие, универсальное, поскольку соотносится с различными объектами, имеющее как субъективные, так и объективные основания. При этом даже конкурсы красоты, существуя на грани легитимности и на грани общественного признания, не являются репрезентацией уровня представлений о красоте человека в общественном сознании, развиваемых худо-

жественным творчеством, искусством, самой жизнью. Подобные мероприятия не принимают в расчет «избыточную» добавку к человеческой красоте - выражение лица, фигуры, мимики, жеста, движения. Эту избыточность принимает в расчет иной «конкурс» - художественное творчество, а также обыденное восприятие человеческой красоты. Людей объединяет их стремление к красоте - естественному и социальному способу обобщения. Красота человека как способ идентификации с группой, родом, человечеством солидаризирует индивидов, решая проблему самоидентичности.

А если это так, то что есть красота...? Как нетрудно заметить, небезызвестный вопрос поэта был отнесен именно к человеческой красоте, наследуя некую традицию русской литературы XIX столетия, завороженную этой тревожащей, впечатляющей, сопряженной с демонизмом и губительной антропологической константой.

Если сущность человека выходит за рамки рода, обретая всечеловеческое содержание, то происходит ли это с помощью человеческой красоты или вовсе вопреки ей? С другой стороны, бесконечная динамика и разнообразие человеческой красоты не тонет ли в общечеловеческом эталоне, отсылающем к общечеловеческой сущности?

Говоря о целостности эстетического восприятия, необходимо обозначить единство внутренних и внешних аспектов в универсальной эстетической оценке, когда человек вызывает в воспринимающем и оценивающем субъекте чувство красоты, или целую гамму эмоций, составляющую чувство кра-

соты - радость, удивление, восторг, восхищение, потрясение. Эстетическая оценка, таким образом, является универсальной и «целостной» - когда наше восприятие схватывает внешние и внутренние, природные и духовно-социальные аспекты красоты человека в их единстве

С одной стороны, красота человека - это правильные пропорции, биологическая целесообразность, воспринимаемая и оцениваемая как красота. С другой стороны, уже в незапамятные времена к красоте человека добавляется «рукотворная» характеристика -выразительность. Феномены выражения и изображения наблюдаются в живой природе. Однако как человеческий культурный и деятельный феномен выражение и его вариант -изображение - достигают инвариантности и многоликости. Человеческие лицо и фигуру украшают выразительные действия и их собирательный результат, при участии мимики, жеста, движения. Духовно-социальные детерминанты, встраиваясь во внешний, видимый облик человека, формируют и обуславливают восприятие человеческой красоты.

Выразительные действия именно украшают человеческое лицо и человеческую фигуру (не только и не столько тело). Собирательный результат выражения встраивается в эстетическое восприятие человека, составляя духовно-социальный «пласт» человеческой красоты.

Мы интуитивно чувствуем красоту там, где проявилась духовная и социальная целесообразность, отдавая приоритет духовным или психическим свойствам. В целостной эстетической оценке человека разнообразные духовные диспропорции (выражение страха, тревоги, глупости, злобы) портят общее и целостное впечатление от физической пропорциональности. Так, «высшей красотой» Н. Г. Чернышевский называет красоту характера, которую можно заметить в чертах лица и поступках2.

Произошедшее в новоевропейской культуре обогащение представлений о человеческой красоте обусловили её роль в олицетворении и архетипизации социальных форм пространства, времени, движения. Портретная живопись расширила каноны красоты, вместе с тем «в портрете социальное проступает как уже видимое, антропометрически изображенное, т. е. человечески вымеренное и, следовательно, узнаваемое, опять-таки

олицетворенное воплощение социального статуса, положения в социальном пространстве, социальном времени и социальном движении»3. Как отмечает А. Л. Ястребов, пересмотр философской содержательности категории и образа прекрасного произошел в XVII в., когда, исчерпав диапазон стереотипных художественных приемов портретиро-вания прекрасного, культура, «чтобы наполнить смыслом красоту, даже предпринимает эксперимент по эстетизации безобразного»4. А. Л. Ястребов полагает, что феномен красоты, «уставший» и «дискредитированный веками», возрождается в гротескном сопоставлении с безобразным, в антагонистических построениях. Гротеск, приоткрывая новые горизонты художественного существования феномена красоты, обновляя и открывая его для свежих интерпретаций, на наш взгляд, развенчивает портретируемую красоту лица в её абсолютизации и возвращает человека к гармонии с природной и социальной сущностью, визуализируя, помимо прочего, возможности социальной инверсии и социальных форм движения.

При этом выразительный принцип бытия красоты не равнозначен изобразительному принципу художественного творчества. Сущность выразительности - в непреднамеренности, в диалектическом единстве спонтанности и деятельностности (активности).

Согласно Н. Г. Чернышевскому и известным положениям его диссертационной работы «Эстетические отношения искусства к действительности», сущность всего прекрасного в природе и живой действительности -непреднамеренность. «На нас чрезвычайно неприятно действует, если мы замечаем в сфере реального прекрасного какой бы то ни было преднамеренный расчет именно на красоту. Аффектация красоты в действительно существующем - совершенная противоположность истинной грации»2, - полагает автор. Непреднамеренность красоты, ее незнание о самой себе - прелесть прекрасного в действительности: «.. .в сознательной сфере прекрасное исчезает в ту минуту, как узнает о своей красоте, начинает любоваться на нее»2.

Таким образом, мы можем говорить о целостности эстетической оценки с доминированием духовной целесообразности при восприятии человека. Мы можем полагать, что человеческая красота играла в антропогенезе немаловажную роль, являясь способом обоб-

щения, собирания человека в его индивидуальном и родовом многообразии до общечеловеческого единства и целостности.

Развиваемое в последние годы философское направление эстетической антропологии находит ключ к исследованию духовно-социальной детерминации человеческой сущности в эстетических способах её самовыражения. Эстетическая антропология раскрывает формы эстетического самопознания человека в связи с последовательным доминированием видов и жанров искусства, развивающих и обогащающих систему представлений о красоте человека. Уровни самопознания -философский и художественно-эстетический - раскрываются в их «взаимодополнении и непосредственном взаимодействии»5.

В процессах становления, самопознания, самосовершенствования человека переход к социально-духовной детерминации в человеческой сущности происходил поэтапно. Красота человека при этом выступала способом трансценденции к общему за пределы биологического и родового. Красота человека может рассматриваться как необходимый способ продуцирования социальных смыслов, способ выхода за пределы исторической данности к качественно иному состоянию человеческой сущности: «На протяжении человеческой истории со времен палеолита прослеживается историческое "убегание" от природного начала к духовной составляющей, то есть к началу "собственно человеческому", осуществляемое именно средствами красоты человека»6.

Для рассмотрения красоты человека как способа обобщения и собирания в общечеловеческом единстве и целостности родового и индивидуального разнообразия представляется перспективным использование эсте-тико-антропологических категорий «выразительности», «олицетворения» и «фигуратив-ности», обобщающих потенциал онтологиза-ции человеческой сущности, заключенный в красоте человека.

Красота человека как отражение физиологической целесообразности строения человеческого тела (природная красота), по всей видимости, является способом обобщения природной и родовой сущности человека. Вспомним известное высказывание И. Ефремова о том, что «в каждой расе в древности была своя отточенность, своя мера прекрасного»7. Однако даже физическая красота не-

сет в себе общечеловеческие обобщающие или нормативные характеристики. Красота человека как выражение духовной и социальной целесообразности может служить обобщающим способом антропологизации меры человеческого в человеке, способом обобщения до общечеловеческой сущности.

По всей видимости, духовно-социальные характеристики, общие, целесообразные, гармоничные, идеальные, должны быть выражены во внешней форме, проявиться фигуративно в движении, мимике, жесте, поступках, словах, тембре голоса, молчании. Заключая в себе потенциал собирания и потенциал «сгущения», собранности, «.. .фигуратив-ность отвечает интересам самообнаружения, совершенствования, обобщения, гармонизации человеческой сущности на фоне её социально-исторической и индивидуальной динамики <...> Исторически обобщенный характер эстетических ценностей говорит сам за себя»8. Образуемое в результате саморазвития человеческой сущности единство М. Н. Щербинин называет «сложнокомби-нированным», а целостность - «дробной»5, существующей в динамическом диалектическом взаимодействии, взаимодополнении её индивидуальных и социальных характеристик. Изобразительные и выразительные феномены искусства участвуют в гармонизации человеческого бытия, формируя представления и о красоте человека. Так, обращение искусства к феномену «преображения» демонстрирует возможности преобразования противоположных сил индивидуализации и социализации, социальной и индивидуальной видов реальности, одного в другой, через образ, «в "расчете" на удержание этих указанных противоположностей в едином социокультурном пространстве человечности одновременно, и также в "расчете" на возможную гармонизацию человеческого бытия»9. «Тем самым человеческий род преображался ("пре-ображался"), восходя к разнообразию своего единства, своей постоянно расширяющейся полноты и целостности»8.

Как отношение или система представлений человеческая красота имеет свои объективные и субъективные основания, обуславливающие её способность объективации человеческой сущности.

Вопрос о наличии объективного источника чувства красоты нередко трактуется как «основной вопрос эстетики». Источником

чувства красоты, объективно существующим вне сознания и являющимся свойством или закономерностью объектов мира, может выступать гармония, универсальное диалектическое единство, норма, целесообразность, гомеостатическое равновесие в концепциях системности мира и его объектов. Таким образом, в качестве объективных оснований чувства красоты могут рассматриваться фундаментальные внутренние свойства предмета, улавливаемые во внешних свойствах как ощущение красоты предмета. Во взаимообусловленных процессах самопознания, самосовершенствования и становления человека объективность феномена человеческой красоты является залогом и предтечей актуализации человеческой сущности как результата её самоузнавания и самопознания.

Постулируемое в качестве объективного основания красоты универсальное диалектическое единство мира обнаруживает в человеческой красоте самоотрицающее диалектическое начало развития человека и человечества. Чувство красоты порождается непосредственным восприятием закономерностей развития в противоречивом диалектическом единстве различных сторон и аспектов. О. В. Буткевич определяет радость в качестве основы чувства красоты, связанного с восприятием глубинной закономерности мира. «Будучи закономерностью не раз навсегда данной взаимосвязи, но и закономерностью развития <...>, эта закономерность, оказавшись воспринятой непосредственно в явлениях, в тех или иных конкретных видимых, ощущаемых, проявляющихся перед нами взаимосвязях мира, в принципе не только способна, но и должна доставлять человеку безотчетное чувство радости. Радости непосредственного восприятия развития, прогресса, восходящего движения, радости субъективного, личного, эмоционального приобщения к великим, извечным процессам развивающейся, творящей себя материи»10.

М. К. Мамардашвили отмечает существенную связь эстетического переживания с «каким-то особым пронзительно-радостным состоянием»11, без которого не существует ни одного нашего переживания искусства или занятия искусством. Именно это состояние автор определяет как критерий истины, как радость «необратимой исполненности смысла»12.

В то же время красота является миру как феномен субъективного и спонтанного вос-

приятия и на протяжении веков оправдывает и обуславливает человеческую субъективность, субъектность, активность оценки и спонтанность действия. Как было отмечено нами ранее, «красота оправдывает и определяет человека как субъекта восприятия, мышления и действия, участвуя в развитии сущностных характеристик человека»6.

Таким образом, красота может рассматриваться как ценностное или познавательное отношение человека к миру. Эстетическое переживание человеческой красоты и постоянное обновление её выразительных характеристик является родом интуитивного восприятия или предвосхищения внутренней сущности предмета и имеет активный характер, являясь способом познания человеческой сущности. Кроме того, в «мировоззренческом и философском обосновании человеческого един-

13

ства и целостности»13 интерес к человеческой красоте обусловлен воздействием эстетических факторов (искусства в частности и прекрасного в целом) на развитие и становление человека.

Примечания

1 Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления. М. : Моск. шк. полит. исслед., 2000. С. 46-47.

2 Чернышевский, Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности // Чернышевский, Н. Г. Сочинения : в 2 т. Т. 1. М. : Мысль. 1986. С. 104.

3 Щербинин, М. Н. Эстетико-антропологиче-ское бытие социума // Вестн. Тюмен. гос. унта. 2009. № 5. С. 193.

4 Ястребов, А. Л. Трансформация границ бытийных констант : репрессия красоты и реабилитация уродства // Вестн. Амур. гос. унта. 2002. Вып. 16. Гуманитар. науки. С. 48-49.

5 Щербинин, М. Н. Субъект и субъективность в фигуративности эстетико-антропологиче-ского поиска // Эстетическая антропология : фигуративный аспект : материалы Все-рос. науч.-практ. конф. (Тюмень, 13 декабря 2013 г.). Тюмень : Мандр и Ка, 2013. С. 3.

6 Андреева, Н. С. Онтологический статус красоты человека // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2013. № 10. Сер. «Философия». С. 73.

7 Ефремов, И. А. Туманность Андромеды. Звездные корабли. Сердце Змеи. М. : АСТ, 2001.С. 125.

8 Щербинин, М. Н. Фигуративность в самопознании : эстетико-антропологический опыт //

Эстетическая антропология : фигуративный аспект : коллектив. моногр. Тюмень : Мандр и Ка, 2014. С. 17-18.

9 Щербинин, М. Н. Эстетико-антропологи-ческое освоение социума // Эстетико-антро-пологическое бытие социума : коллектив. моногр. Тюмень, 2010. С. 10-11.

10 Буткевич, О. В. Красота : Природа. Сущность. Формы. Л. : Художник РСФСР, 1983. С. 96.

11 Мамардашвили, М. К. Эстетика мышления. С. 9.

12 Там же. С. 11.

13 Щербинин, М. Н. Сущность и бытие человека в эстетико-антропологическом измерении / М. Н. Щербинин, С. М. Халин, В. Г. Бо-гомяков // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2012. № 2. Сер. «История». С. 177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.