Научная статья на тему 'ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СООБЩЕСТВА "ЛЕНТАЧ"'

ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СООБЩЕСТВА "ЛЕНТАЧ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
3
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ИНТЕРНЕТ-МЕМ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЛЕНТАЧ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шумакова Елена Артемьевна

В работе отражены способы визуализации интернет-текста. На примере сообщества «Лентач» во ВКонтакте рассмотрены наиболее популярные типы визуального контента. В статье описаны не только хорошо известные способы, такие как инфографика, иллюстрации, фотографии и т. д., но и новые, малоизученные, а именно - мемы. В ходе исследования были разделены понятие мемов и интернет-мемов, рассмотрена классификация мемов в интернет-пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СООБЩЕСТВА "ЛЕНТАЧ"»

Е. А. Шумакова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СООБЩЕСТВА «ЛЕНТАЧ»

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда

(проект № 18-18-00007)

В работе отражены способы визуализации интернет-текста. На примере сообщества «Лентач» во ВКонтакте рассмотрены наиболее популярные типы визуального контента. В статье описаны не только хорошо известные способы, такие как инфографика, иллюстрации, фотографии и т. д., но и новые, малоизученные, а именно - мемы. В ходе исследования были разделены понятие мемов и интернет-мемов, рассмотрена классификация мемов в интернет-пространстве.

Ключевые слова: эстетика, интернет-мем, социальные сети, визуализация, Лентач.

Сегодня визуализация информации используется во всех видах СМИ, рекламы и социальных сетях. Визуальный контент - это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее. Интернет-СМИ и интернет-реклама немыслимы без визуального контента или визуализации информации. Это зависит в первую очередь от специфики просмотра информации самими пользователями социальных сетей, сайтов, новостных приложений и т. д. Чаще всего их интерес к тому или иному материалу обусловлен его визуальным оформлением.

Преобладание визуального контента связано с наличием визуального мышления у большинства людей. Визуальное мышление - в психологии, творческий способ решения задач на основе образного моделирования. Понятие «\^иа1ТЫпк^» было сформулировано в 1970-х годах американским психологом Рудольфом Арнхеймом [10]. Он говорит о том, что ключом к эффективному визуальному взаимодействию является способность найти всем известные визуальные символы, которые не требуют дополнительных разъяснений. Основным критерием, согласно которому можно определить, насколько сильно у вас развита способность к созданию визуальных данных, может считаться понимание другими людьми увиденного.

При рассмотрении вопроса нам показались наиболее полезными работы таких авторов как Р. Арнхейм [9], А. Бергер [1], С. Н. Васильшина [2], А. А. Ганюшин [8], С. И. Симакова [8], В. Э. Шевченко [9] и др.

С. И. Симакова выделяет несколько видов визуального контента [7]:

1) иллюстрации;

2) фотографии;

3) инфографика;

4) мультимедийный контент (видео, клипы, анимация).

Первым способом визуализации как в книгопечатании, так и в журналистике, а позже и в рекламе, стала иллюстрация. Рисунки к тексту стал добавлять еще Иоганн Гутенберг, однако сопровождение вербальной письменной информации яркими иллюстрациями известно еще со времен шумерских глиняных табличек и древнеегипетских папирусов. Иллюстрация - (от лат. Шш^айо - освещение, наглядное изображение) - дополнительное наглядное изображение в тексте издания. Иллюстрация поясняет, служит оформлением или дополняет основную текстовую информацию издания [6]. Иллюстрация в первую

очередь помогает погрузиться в чтение и лучше представить себе то, что описывается в материале, а для рекламы иллюстрация играет чуть ли не главенствующую роль, ведь она демонстрирует, как выглядит тот или иной товар.

Следующим этапом развития визуализации информации стала фотография. Ее история началась еще в пятом веке, но фотожурналистика в современном понимании появилась в результате усовершенствований в полиграфии и фотографии между 1880 и 1897. До этого времени снимки в журналах и газетах были постановочными. Для рекламы появление фотографии стало знаковым, ведь теперь товары были не нарисованными, а настоящими. Общедоступность фотографии также сыграла определенную роль в интернет-журналистике. Интернет-СМИ довольно часто используют любительские фотографии с места событий для иллюстрации материалов. К тому же такие фотографии помогают СМИ быть более оперативными, что немаловажно в современном информационном пространстве [4].

Еще один способ визуализации, описанный С. И. Симаковой - инфографика. Инфографика - одно из успешных направлений в современных средствах массовой коммуникации. Создается с помощью фотографий, рисунков, графиков, диаграмм, картосхем и других иллюстраций. Это очень эффективный способ о чем-то рассказывать, показывая и подавая факты. Спектр применения инфографики необычайно широк. Классификации инфографики также чрезвычайно многочисленны. С точки зрения технологии выделяется статическая и динамическая инфографика. По принципу визуализации контента выделяются две группы видов инфографики: а) количественная визуализация, использующаяся для организации представления количественных (числовых) данных (графики, диаграммы, гистограммы и номограммы, которые, в свою очередь подразделяются на подгруппы (точечные, линейные, круговые и т. п.); б) качественная визуализация, для организации представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных (организационные диаграммы; диаграммы трендов; планы-графики, технологические диаграммы; рисунки и схемы, реконструкции; ментальные карты знаний, процессов, сущностей; миниатюры - пиктограммы, иконки, указатели и др.) [7]. В интернет-пространстве инфографика может принимать форму некоего интерактива. Например, читатель может «погулять» в гугл-картах по местности или даже по магазину и выбрать товар с полки или переместиться во времени с помощью тайм-линии.

Наряду с инфографикой, в интернет-пространстве часто используются такие способы визуализации информации, как видеоролики, клипы, инсталляции, флеш-анимация, слайд-шоу и т. д. Все это подпадает под понятие мультимедийный контент. Мультимедиа (англ. multimedia) - контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд.

Мы рассмотрели использование данных видов визуализации в соцсетях на примере сообщества «Лентач» во ВКонтакте. «Лентач» - одно из крупнейших сообществ российского Интернета, специализирующееся на новостях. На сегодняшний день их группа ВКонтакте насчитывает около 2 миллионов подписчиков. Мы проанализировали период с 16 сентября по 16 октября 2018 года. В среднем один пост собирает 228 тысяч просмотров, 3 тысячи лайков, 96 репостов, 166 комментариев. Структура стандартного поста в «Лентаче» представляет из себя краткое новостное сообщение с каким-либо элементом визуализации.

Проанализировав 830 новостных сообщений в сообществе «Лентач» мы пришли к выводу, что основным инструментом визуализации являются мемы. Несмотря на то, что ряд исследователей не выделяют их в отдельную категорию, мы считаем, что это сделать необходимо.

Впервые термин «мем» появился в 1983 году в журнале «Scientific American» и использовался журналистом Дугласом Хофштадтером, ведущим паранаучную колонку «Metamagical Themas». Кроме того, Ричард Докинз в 1976 году в книге «Эгоистический ген» назвал мемы «единицей культурной информации», которая умеет размножаться [5]. Действительно, мемы способны быстро распространяться среди пользователей интернета, видоизменяться, подстраиваясь под определенную ситуацию, но при этом оставаясь узнаваемыми. Иногда мемы называют вирусными, потому что они распространятся также стремительно и «заражают» определенной идеей большое количество людей. Мем не может существовать в сознании только одного или двух человек, он по определению является продуктом коллективного сознания, то есть не создается одним человеком, не имеет автора.

Так как мы рассматриваем мемы в рамках интернет-пространства, нужно отличать мемы от так называемых интернет-мемов. Мем (в широком смысле) - единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, фотографий, ритуалов, жестов и т. д. Интернет-мемом могут быть: концепция, характерная ситуация, эпизод игрового кино, изображение персонажа, манера поведения, занятие или фраза, спонтанно приобретающие популярность, распространяясь в интернете посредством социальных сетей, форумов, блогов и так далее.

Нельзя сказать, что редакция сообщества «Лентач» отдает предпочтение тому или иному мему. В качестве визуализации используются как популярные на данный момент мемы, так и давно известные. Можно сказать, что паблик выбрал мемы, как собственный отличительный знак, создающий некий диссонанс: новости о политике и общественной жизни иллюстрируются таким развлекательным элементом.

Существует множество видов и подвидов интернет-мемов. Каждый из них по-своему уникален, имеет свою структуру и специфику оформления. Так как в статье мы уделяем большее внимание визуальным каналам восприятия, в данной классификации мы не будем рассматривать мемы, которые не имеют какой-либо визуальной или мультимедийной составляющей.

В сообществе «Лентач» наиболее часто встречаются ситуативные комиксы, они больше остальных опираются на невербалику. Это заранее определенная последовательность картинок, от которой, соответственно, и отталкивается вербальная часть мема (Рис. 1). В данном случае иллюстрируется новость о аресте блогера, который подошел к мэру Сочи, чтобы задать ему вопрос.

Компаративные мемы - как правило, выражают конфликт вечного с переходящим или высмеивают реалии нашей жизни. Обычно данные мемы имеют формы: «Ожидание -реальность» или «Что-то модно, что-то вышло из моды, а что-то вечно». В данном случае высмеивается новость о том, что власти Москвы планируют вывозить мусор в Архангельскую область (Рис. 2).

Также в сообществе нередко встречаются персонажные мемы - в основе лежит характерное для какого-либо известного персонажа поведение, высказывание или его образ. Например, всем известный герой мультфильма Пятачок (Рис. 3). Мемом иллюстрируется новость о том, что в Австрии посадили в тюрьму человека, который убивал пчел.

Часто бывает, что все вышеперечисленные мемы становятся картинками после того, как приобретут популярность в качестве видео. Это происходит потому, что многие пользователи уже знакомы с видео и могут воспроизвести в памяти детали, а картинка способствует более быстрому узнаванию того или иного мема. Фразы, присутствующие в мемах также могут быть взяты из популярных видео.

Леитач

5 охт в 15117

2 октября мэр Сочи гулял по набережной, а блогер решил подойти и задать ему вопрос.

Сегодня суд арестовал блогера на пять суток http://news.lenta.ch/hU3R

Перед тем как тебя задержат, ты можешь задать мне только один вопрос О Только один? о

Молодой человек,

Да __. / ______ пройдёмте

1

Г77) у г**Г ( ") (*• Тг*^

мт

Ср 4189 122

Рис. 1. Ситуативный комикс

О 4 215 СИ 325 <<>168 в 239 К

Рис. 2. Компаративный мем

В сообществе представлены и другие способы визуализации. Иллюстрации дают возможность для демонстрации оригинальных идей. Они могут быть как цельными, так и составными, созданными из разных элементов. Например, иллюстрация может представлять из себя графический текст, оформленный как облако диалога. Фотографии сообщество использует в постах, рассказывающих о важном событии или происшествии (например, захватили заложников в районе железнодорожного вокзала в Кёльне), а также просто для демонтрации интересного контента (например, работы победителей

фотоконкурса Wildlife Photographer). Мультимедийный контент в сообществе «Лентач» представлен разнообразно: видеоролики, анимированные изображения, подборки аудиозаписей. В сообществе активно используется инфографика в качестве визуализации к новостным постам. Данный способ визуализации обычно используется для усиления эффекта от новости. Например, карта российских дорог с обозначениями «Не стоит», «Не надо», «Лучше не пытаться», которая показывает плачевность состояния дорожного покрытия в России.

Лентач v

ТАЧ. 8 окт в 21:30

В Аэстрии убийцу пчёл посадили в тюрьму на год

http://nawp.lenta.ch/bq4h

(UPD: В Австрии, конечно же)

QP 3876 56 G 240К

Рис. 3. Персонажный мем

В сообществе «Лентач» присутствуют и такие способы визуализации информации, как дайджесты новостей (оформленные визуально); цитаты известных людей; интеграция новостного сообщения в изображение; новость и цитата из другого источника; оригинальные комиксы и др. Стоит отметить, что вся визуализация сообщества «Лентач» выполнена в едином стиле (сочетание фирменных цветов и шрифта).

Визуализация играет значительную роль в восприятии информации в социальных сетях. На примере новостного сообщества «Лентач» во ВКонтакте мы рассмотрели классификацию визуального контента и выяснили, что наиболее воспринимаемым форматом для аудитории в социальных сетях сегодня являются мемы.

Отметим, что интернет-мем как способ визуализации информации выполняет следующие функции:

1) способны в значительной степени воздействовать на читателей того или иного информационного сообщения, формировать отношение читателя к выдвинутой в материале проблеме;

2) помогают правильно воспринять текст и понять точку зрения автора, так как мемы выполняют функцию невербальных средств коммуникации;

3) мемы за счет своего сатирического характера способны построить прочную коммуникацию с читателями;

4) способны привлечь внимание к материалу за счет своей узнаваемости.

Одна из тенденций современных интернет-СМИ - интеграция известных мемов в информационные материалы в качестве визуального дополнения. В Интернете мемы распространяются со скоростью света, так как любой пользователь имеет возможность

оперативно передать мем другому пользователю, тот третьему и так далее. Мемы служат для привлечения внимания к информации, так как являются узнаваемыми для большинства пользователей сети Интернет. Визуализация информации стала неотделимой частью подачи информации в интернет-пространстве, и ее изучение имеет большую значимость. При создании визуального контента необходимо учитывать потребности аудитории и знать механизмы воздействия на нее. Именно поэтому в нашей работе мы уделяем большое внимание интернет-мемам, так как большая часть аудитории в Интернете - это молодые люди, которых привлекает данный вид визуализации. Мы уже выяснили, что мемы являются продуктом коллективного сознания и узнаваемы большим количеством людей, в основном молодых. Такими образом можно говорить о желании СМИ привлечь к актуальным проблемам внимание молодежи посредствам мемов. Интернет-СМИ говорят с пользователями на их языке. Такой способ визуализации информации как мемы приковывает к себе внимание читателей за счет узнаваемости, ведь как было сказано ранее, мемы распространяются среди пользователей сети Интернет с большой скоростью. СМИ проявляют повышенный интерес к мемам как к способу выражения невербальных средств коммуникации. К сожалению, у текста нет тех преимуществ, которые есть у радио или телевидения, он не может передать жесты, мимику и т. д. С помощью мемов это становится возможным. Прикрепленная к тексту картинка, аудио или видео помогает читателю лучше понять точку зрения автора и определить его эмоциональный настрой. Интернет-мем, размещенный в медиапубликации, по сути, является оформлением ситуации социального взаимодействия между автором и читателем, иконический элемент в нем выполняет функцию максимально быстрой и точной передачи не только информации, как таковой, но и отношений к ней автора.

Если говорить о визуализации информации в паблике «Лентач» в целом, то она ушла вперед в сравнении с подобными СМИ. С нашей точки зрения, администрация «Лентача» видит потенциал именно в визуализации текста, поэтому так часто можно встретить графическое оформление цитат, коротких новостных сообщений, дайджестов, встречается также и инфографика.

Список литературы

1. Бергер, А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. [Текст] / А. Бергер. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 276 с.

2. Василишина, С. Н. Современные инструменты визуализации информации [Текст] / С. Н. Василишина; М. Б. Макаренко // Матерiали Мiжнародного форуму шновацшних проекпв студенев, астрашив i молодих учених - «Соцiально-економiчний, еколопчний та гумаштарний розвиток регюшв» 5-7 кв^ня 2012 року. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2012. - С. 113-119.

3. Ганюшин, А. А. Цифровая фотография в новых медиа [Электронный ресурс] / А. А. Ганюшин // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. - URL: http://www.zpu-joumal.ru/e- zpu/2013/5/ (дата обращения: 15.11.2018).

4. Голуб, В. А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса фотографических технологий / В. А. Голуб // Вестн. Томск. ун-та. Сер. 17. Филология. -2012. - № 1. - С. 122-128.

5. Докинз, Р. Эгоистичный ген [Текст] / Р. Докинз ; пер. с англ. Н. Фомина. - М. : Мир, 1993. - 318 с.

6. Каган, Б. Словарь полиграфических терминов [Текст] / Б. Каган. - М. : РепроЦЕНТР, 2005. - 592 с.

7. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник ЧелГУ. - 2015. - № 5. - С. 163-169.

8. Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. - 2012. - № 3. - С. 219-226.

9. Шевченко, В. Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) [Электронный ресурс] / В. Э. Шевченко // Журналистский ежегодник. - 2013. - № 2. Ч. 2. - С. 49-52.

10. Arnheim, R. Art and Visual Perception: A Psychology of the Creative Eye. Waltham: Elsevier, 2004. 518 p.

Шумакова Елена Артемьевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета, лаборант-исследователь кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

Электронная почта: еlena_ocodod@mail.ru.

Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.