Е. А. Шумакова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ЭСТЕТИКА ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА СООБЩЕСТВА «ЛЕНТАЧ»
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда
(проект № 18-18-00007)
В работе отражены способы визуализации интернет-текста. На примере сообщества «Лентач» во ВКонтакте рассмотрены наиболее популярные типы визуального контента. В статье описаны не только хорошо известные способы, такие как инфографика, иллюстрации, фотографии и т. д., но и новые, малоизученные, а именно - мемы. В ходе исследования были разделены понятие мемов и интернет-мемов, рассмотрена классификация мемов в интернет-пространстве.
Ключевые слова: эстетика, интернет-мем, социальные сети, визуализация, Лентач.
Сегодня визуализация информации используется во всех видах СМИ, рекламы и социальных сетях. Визуальный контент - это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн, логотипы и прочее. Интернет-СМИ и интернет-реклама немыслимы без визуального контента или визуализации информации. Это зависит в первую очередь от специфики просмотра информации самими пользователями социальных сетей, сайтов, новостных приложений и т. д. Чаще всего их интерес к тому или иному материалу обусловлен его визуальным оформлением.
Преобладание визуального контента связано с наличием визуального мышления у большинства людей. Визуальное мышление - в психологии, творческий способ решения задач на основе образного моделирования. Понятие «\^иа1ТЫпк^» было сформулировано в 1970-х годах американским психологом Рудольфом Арнхеймом [10]. Он говорит о том, что ключом к эффективному визуальному взаимодействию является способность найти всем известные визуальные символы, которые не требуют дополнительных разъяснений. Основным критерием, согласно которому можно определить, насколько сильно у вас развита способность к созданию визуальных данных, может считаться понимание другими людьми увиденного.
При рассмотрении вопроса нам показались наиболее полезными работы таких авторов как Р. Арнхейм [9], А. Бергер [1], С. Н. Васильшина [2], А. А. Ганюшин [8], С. И. Симакова [8], В. Э. Шевченко [9] и др.
С. И. Симакова выделяет несколько видов визуального контента [7]:
1) иллюстрации;
2) фотографии;
3) инфографика;
4) мультимедийный контент (видео, клипы, анимация).
Первым способом визуализации как в книгопечатании, так и в журналистике, а позже и в рекламе, стала иллюстрация. Рисунки к тексту стал добавлять еще Иоганн Гутенберг, однако сопровождение вербальной письменной информации яркими иллюстрациями известно еще со времен шумерских глиняных табличек и древнеегипетских папирусов. Иллюстрация - (от лат. Шш^айо - освещение, наглядное изображение) - дополнительное наглядное изображение в тексте издания. Иллюстрация поясняет, служит оформлением или дополняет основную текстовую информацию издания [6]. Иллюстрация в первую
очередь помогает погрузиться в чтение и лучше представить себе то, что описывается в материале, а для рекламы иллюстрация играет чуть ли не главенствующую роль, ведь она демонстрирует, как выглядит тот или иной товар.
Следующим этапом развития визуализации информации стала фотография. Ее история началась еще в пятом веке, но фотожурналистика в современном понимании появилась в результате усовершенствований в полиграфии и фотографии между 1880 и 1897. До этого времени снимки в журналах и газетах были постановочными. Для рекламы появление фотографии стало знаковым, ведь теперь товары были не нарисованными, а настоящими. Общедоступность фотографии также сыграла определенную роль в интернет-журналистике. Интернет-СМИ довольно часто используют любительские фотографии с места событий для иллюстрации материалов. К тому же такие фотографии помогают СМИ быть более оперативными, что немаловажно в современном информационном пространстве [4].
Еще один способ визуализации, описанный С. И. Симаковой - инфографика. Инфографика - одно из успешных направлений в современных средствах массовой коммуникации. Создается с помощью фотографий, рисунков, графиков, диаграмм, картосхем и других иллюстраций. Это очень эффективный способ о чем-то рассказывать, показывая и подавая факты. Спектр применения инфографики необычайно широк. Классификации инфографики также чрезвычайно многочисленны. С точки зрения технологии выделяется статическая и динамическая инфографика. По принципу визуализации контента выделяются две группы видов инфографики: а) количественная визуализация, использующаяся для организации представления количественных (числовых) данных (графики, диаграммы, гистограммы и номограммы, которые, в свою очередь подразделяются на подгруппы (точечные, линейные, круговые и т. п.); б) качественная визуализация, для организации представления совокупности (например, иерархий) объектов и качественных данных (организационные диаграммы; диаграммы трендов; планы-графики, технологические диаграммы; рисунки и схемы, реконструкции; ментальные карты знаний, процессов, сущностей; миниатюры - пиктограммы, иконки, указатели и др.) [7]. В интернет-пространстве инфографика может принимать форму некоего интерактива. Например, читатель может «погулять» в гугл-картах по местности или даже по магазину и выбрать товар с полки или переместиться во времени с помощью тайм-линии.
Наряду с инфографикой, в интернет-пространстве часто используются такие способы визуализации информации, как видеоролики, клипы, инсталляции, флеш-анимация, слайд-шоу и т. д. Все это подпадает под понятие мультимедийный контент. Мультимедиа (англ. multimedia) - контент, или содержимое, в котором одновременно представлена информация в различных формах - звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд.
Мы рассмотрели использование данных видов визуализации в соцсетях на примере сообщества «Лентач» во ВКонтакте. «Лентач» - одно из крупнейших сообществ российского Интернета, специализирующееся на новостях. На сегодняшний день их группа ВКонтакте насчитывает около 2 миллионов подписчиков. Мы проанализировали период с 16 сентября по 16 октября 2018 года. В среднем один пост собирает 228 тысяч просмотров, 3 тысячи лайков, 96 репостов, 166 комментариев. Структура стандартного поста в «Лентаче» представляет из себя краткое новостное сообщение с каким-либо элементом визуализации.
Проанализировав 830 новостных сообщений в сообществе «Лентач» мы пришли к выводу, что основным инструментом визуализации являются мемы. Несмотря на то, что ряд исследователей не выделяют их в отдельную категорию, мы считаем, что это сделать необходимо.
Впервые термин «мем» появился в 1983 году в журнале «Scientific American» и использовался журналистом Дугласом Хофштадтером, ведущим паранаучную колонку «Metamagical Themas». Кроме того, Ричард Докинз в 1976 году в книге «Эгоистический ген» назвал мемы «единицей культурной информации», которая умеет размножаться [5]. Действительно, мемы способны быстро распространяться среди пользователей интернета, видоизменяться, подстраиваясь под определенную ситуацию, но при этом оставаясь узнаваемыми. Иногда мемы называют вирусными, потому что они распространятся также стремительно и «заражают» определенной идеей большое количество людей. Мем не может существовать в сознании только одного или двух человек, он по определению является продуктом коллективного сознания, то есть не создается одним человеком, не имеет автора.
Так как мы рассматриваем мемы в рамках интернет-пространства, нужно отличать мемы от так называемых интернет-мемов. Мем (в широком смысле) - единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, фотографий, ритуалов, жестов и т. д. Интернет-мемом могут быть: концепция, характерная ситуация, эпизод игрового кино, изображение персонажа, манера поведения, занятие или фраза, спонтанно приобретающие популярность, распространяясь в интернете посредством социальных сетей, форумов, блогов и так далее.
Нельзя сказать, что редакция сообщества «Лентач» отдает предпочтение тому или иному мему. В качестве визуализации используются как популярные на данный момент мемы, так и давно известные. Можно сказать, что паблик выбрал мемы, как собственный отличительный знак, создающий некий диссонанс: новости о политике и общественной жизни иллюстрируются таким развлекательным элементом.
Существует множество видов и подвидов интернет-мемов. Каждый из них по-своему уникален, имеет свою структуру и специфику оформления. Так как в статье мы уделяем большее внимание визуальным каналам восприятия, в данной классификации мы не будем рассматривать мемы, которые не имеют какой-либо визуальной или мультимедийной составляющей.
В сообществе «Лентач» наиболее часто встречаются ситуативные комиксы, они больше остальных опираются на невербалику. Это заранее определенная последовательность картинок, от которой, соответственно, и отталкивается вербальная часть мема (Рис. 1). В данном случае иллюстрируется новость о аресте блогера, который подошел к мэру Сочи, чтобы задать ему вопрос.
Компаративные мемы - как правило, выражают конфликт вечного с переходящим или высмеивают реалии нашей жизни. Обычно данные мемы имеют формы: «Ожидание -реальность» или «Что-то модно, что-то вышло из моды, а что-то вечно». В данном случае высмеивается новость о том, что власти Москвы планируют вывозить мусор в Архангельскую область (Рис. 2).
Также в сообществе нередко встречаются персонажные мемы - в основе лежит характерное для какого-либо известного персонажа поведение, высказывание или его образ. Например, всем известный герой мультфильма Пятачок (Рис. 3). Мемом иллюстрируется новость о том, что в Австрии посадили в тюрьму человека, который убивал пчел.
Часто бывает, что все вышеперечисленные мемы становятся картинками после того, как приобретут популярность в качестве видео. Это происходит потому, что многие пользователи уже знакомы с видео и могут воспроизвести в памяти детали, а картинка способствует более быстрому узнаванию того или иного мема. Фразы, присутствующие в мемах также могут быть взяты из популярных видео.
Леитач
5 охт в 15117
2 октября мэр Сочи гулял по набережной, а блогер решил подойти и задать ему вопрос.
Сегодня суд арестовал блогера на пять суток http://news.lenta.ch/hU3R
Перед тем как тебя задержат, ты можешь задать мне только один вопрос О Только один? о
Молодой человек,
Да __. / ______ пройдёмте
1
Г77) у г**Г ( ") (*• Тг*^
мт
Ср 4189 122
Рис. 1. Ситуативный комикс
О 4 215 СИ 325 <<>168 в 239 К
Рис. 2. Компаративный мем
В сообществе представлены и другие способы визуализации. Иллюстрации дают возможность для демонстрации оригинальных идей. Они могут быть как цельными, так и составными, созданными из разных элементов. Например, иллюстрация может представлять из себя графический текст, оформленный как облако диалога. Фотографии сообщество использует в постах, рассказывающих о важном событии или происшествии (например, захватили заложников в районе железнодорожного вокзала в Кёльне), а также просто для демонтрации интересного контента (например, работы победителей
фотоконкурса Wildlife Photographer). Мультимедийный контент в сообществе «Лентач» представлен разнообразно: видеоролики, анимированные изображения, подборки аудиозаписей. В сообществе активно используется инфографика в качестве визуализации к новостным постам. Данный способ визуализации обычно используется для усиления эффекта от новости. Например, карта российских дорог с обозначениями «Не стоит», «Не надо», «Лучше не пытаться», которая показывает плачевность состояния дорожного покрытия в России.
Лентач v
ТАЧ. 8 окт в 21:30
В Аэстрии убийцу пчёл посадили в тюрьму на год
http://nawp.lenta.ch/bq4h
(UPD: В Австрии, конечно же)
QP 3876 56 G 240К
Рис. 3. Персонажный мем
В сообществе «Лентач» присутствуют и такие способы визуализации информации, как дайджесты новостей (оформленные визуально); цитаты известных людей; интеграция новостного сообщения в изображение; новость и цитата из другого источника; оригинальные комиксы и др. Стоит отметить, что вся визуализация сообщества «Лентач» выполнена в едином стиле (сочетание фирменных цветов и шрифта).
Визуализация играет значительную роль в восприятии информации в социальных сетях. На примере новостного сообщества «Лентач» во ВКонтакте мы рассмотрели классификацию визуального контента и выяснили, что наиболее воспринимаемым форматом для аудитории в социальных сетях сегодня являются мемы.
Отметим, что интернет-мем как способ визуализации информации выполняет следующие функции:
1) способны в значительной степени воздействовать на читателей того или иного информационного сообщения, формировать отношение читателя к выдвинутой в материале проблеме;
2) помогают правильно воспринять текст и понять точку зрения автора, так как мемы выполняют функцию невербальных средств коммуникации;
3) мемы за счет своего сатирического характера способны построить прочную коммуникацию с читателями;
4) способны привлечь внимание к материалу за счет своей узнаваемости.
Одна из тенденций современных интернет-СМИ - интеграция известных мемов в информационные материалы в качестве визуального дополнения. В Интернете мемы распространяются со скоростью света, так как любой пользователь имеет возможность
оперативно передать мем другому пользователю, тот третьему и так далее. Мемы служат для привлечения внимания к информации, так как являются узнаваемыми для большинства пользователей сети Интернет. Визуализация информации стала неотделимой частью подачи информации в интернет-пространстве, и ее изучение имеет большую значимость. При создании визуального контента необходимо учитывать потребности аудитории и знать механизмы воздействия на нее. Именно поэтому в нашей работе мы уделяем большое внимание интернет-мемам, так как большая часть аудитории в Интернете - это молодые люди, которых привлекает данный вид визуализации. Мы уже выяснили, что мемы являются продуктом коллективного сознания и узнаваемы большим количеством людей, в основном молодых. Такими образом можно говорить о желании СМИ привлечь к актуальным проблемам внимание молодежи посредствам мемов. Интернет-СМИ говорят с пользователями на их языке. Такой способ визуализации информации как мемы приковывает к себе внимание читателей за счет узнаваемости, ведь как было сказано ранее, мемы распространяются среди пользователей сети Интернет с большой скоростью. СМИ проявляют повышенный интерес к мемам как к способу выражения невербальных средств коммуникации. К сожалению, у текста нет тех преимуществ, которые есть у радио или телевидения, он не может передать жесты, мимику и т. д. С помощью мемов это становится возможным. Прикрепленная к тексту картинка, аудио или видео помогает читателю лучше понять точку зрения автора и определить его эмоциональный настрой. Интернет-мем, размещенный в медиапубликации, по сути, является оформлением ситуации социального взаимодействия между автором и читателем, иконический элемент в нем выполняет функцию максимально быстрой и точной передачи не только информации, как таковой, но и отношений к ней автора.
Если говорить о визуализации информации в паблике «Лентач» в целом, то она ушла вперед в сравнении с подобными СМИ. С нашей точки зрения, администрация «Лентача» видит потенциал именно в визуализации текста, поэтому так часто можно встретить графическое оформление цитат, коротких новостных сообщений, дайджестов, встречается также и инфографика.
Список литературы
1. Бергер, А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. [Текст] / А. Бергер. - М. : Издательский дом «Вильямс», 2005. - 276 с.
2. Василишина, С. Н. Современные инструменты визуализации информации [Текст] / С. Н. Василишина; М. Б. Макаренко // Матерiали Мiжнародного форуму шновацшних проекпв студенев, астрашив i молодих учених - «Соцiально-економiчний, еколопчний та гумаштарний розвиток регюшв» 5-7 кв^ня 2012 року. - Луганськ: Вид-во СНУ iм. В. Даля, 2012. - С. 113-119.
3. Ганюшин, А. А. Цифровая фотография в новых медиа [Электронный ресурс] / А. А. Ганюшин // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. - URL: http://www.zpu-joumal.ru/e- zpu/2013/5/ (дата обращения: 15.11.2018).
4. Голуб, В. А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса фотографических технологий / В. А. Голуб // Вестн. Томск. ун-та. Сер. 17. Филология. -2012. - № 1. - С. 122-128.
5. Докинз, Р. Эгоистичный ген [Текст] / Р. Докинз ; пер. с англ. Н. Фомина. - М. : Мир, 1993. - 318 с.
6. Каган, Б. Словарь полиграфических терминов [Текст] / Б. Каган. - М. : РепроЦЕНТР, 2005. - 592 с.
7. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник ЧелГУ. - 2015. - № 5. - С. 163-169.
8. Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Волж. ун-та им. В. Н. Татищева. - 2012. - № 3. - С. 219-226.
9. Шевченко, В. Э. Визуальная история как новый вид журналистского сообщения (на примере украинских журналов) [Электронный ресурс] / В. Э. Шевченко // Журналистский ежегодник. - 2013. - № 2. Ч. 2. - С. 49-52.
10. Arnheim, R. Art and Visual Perception: A Psychology of the Creative Eye. Waltham: Elsevier, 2004. 518 p.
Шумакова Елена Артемьевна - магистрант факультета журналистики Челябинского государственного университета, лаборант-исследователь кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Электронная почта: еlena_ocodod@mail.ru.
Научный руководитель: Светлана Ивановна Симакова - кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций.