Научная статья на тему 'Эстетика в рекламе как отражение этического состояния жизни'

Эстетика в рекламе как отражение этического состояния жизни Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3657
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетика рекламы / этический контекст / рекламное послание / коммуникативный канал / способы донесения рекламного послания / качество рекламы / эстетическое напряжение жизни / история развития рекламы / aesthetics of advertising / ethical essence / advertising message / communication channel / ways of sending advertising messages / advertising quality / aesthetic life stress / advertising history

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чеховских Константин Анатольевич

Представлен анализ исследования эстетики в рекламе как феномена и фактора развития общества в условиях кардинальной смены парадигмы жизни, культурной, этической и эстетической трансформации общества под воздействием процессов вестернизации и протестных явлений в культурно-этическом пространстве России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of studying esthetics in advertisement as a phenomenon and factor of society development in conditions of cardinal change of life paradigm, cultural, ethic and esthetic transformation of the society under the action of westernization processes and protest phenomena in cultural-ethic space of Russia has been introduced.

Текст научной работы на тему «Эстетика в рекламе как отражение этического состояния жизни»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. - В 2-х т. - Т 1. - М.: Наука, 1993. - 672 с.

2. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - В 2-х т. -Т. 2. - М.: Наука, 1993. - 671 с.

3. Мееровский Б.В., Нарский И.С. Философия мировой воли и скорби // А. Шопенгауэр. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. - В 2-х т. -Т. 1. - М.: Наука, 1993. - С. 632-665.

4. Быховский Б.Э. Шопенгауэр. - М.: Мысль, 1975. - 206 с.

5. Нарский И.С. Артур Шопенгауэр - теоретик вселенского пессимизма // Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1992. - 479 с.

6. Сычева С.Г Основы эстетики. - В 2-х ч. - Ч. II. - Томск, Изд-во ТПУ, 2004. - 94 с.

7. Cassirer E. The myth of the state. - New Haven, London: Yale university press, 1966. - 303 p.

Поступила 14.05.2010 г.

УДК 659.1:7.01(075.8)

ЭСТЕТИКА В РЕКЛАМЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЖИЗНИ

К.А. Чеховских

Юргинский технологический институт (филиал) ТПУ, г. Юрга E-mail: [email protected]

Представлен анализ исследования эстетики в рекламе как феномена и фактора развития общества в условиях кардинальной смены парадигмы жизни, культурной, этической и эстетической трансформации общества под воздействием процессов вестернизации и протестных явлений в культурно-этическом пространстве России.

Ключевые слова:

Эстетика рекламы, этический контекст, рекламное послание, коммуникативный канал, способы донесения рекламного послания, качество рекламы, эстетическое напряжение жизни, история развития рекламы.

Key words:

Aesthetics of advertising, ethical essence, advertising message, communication channel, ways of sending advertising messages, advertising quality, aesthetic life stress, advertising history

Реклама как информационно-коммуникативный канал и бизнес привлекает к себе внимание широких слоев общества в России и во всем мире. Это естественно, поскольку посредством рекламы регулируется в значительной степени экономическая, социальная, политическая, культурная и духовно-нравственная жизнь.

Реклама является общественно-значимым явлением. Она оказывает большое влияние на сознание людей и процессы, протекающие в обществе. Так, например, в США после избрания Б. Обамы президентом в коммерческой рекламе появились его личные и семейные портреты. По мнению ведущих политологов, это явление отражает позитивные надежды американцев (уставших от агрессивной политики предыдущего президента), связанные с предстоящей деятельностью нового президента Соединенных Штатов.

В силу своей информационно-коммуникативной специфики и общественной значимости, реклама может подчеркивать как положительные, так и отрицательные аспекты нашего бытия, становясь при этом важным фактором воздействия или агентом влияния в обществе. Так, в 90-е - начале 2000-х гг. массированная реклама пива и алкогольной продукции на российском телевидении и печа-

ти привела к массовой пивной алкоголизации российской молодежи и, как следствие этого, к росту числа правонарушений и преступлений, совершенных молодыми людьми в состоянии опьянения. В целях снижения преступности молодежи в законодательном порядке реклама пива была значительно ограничена и, прежде всего, на телеэкране. Так же была запрещена реклама табачных изделий.

Из вышесказанного следует, что реклама и рекламная деятельность нуждается в постоянной регламентации и регулировании по мере проявления различных эффектов воздействия рекламы на социальные слои общества и, соответственно, их поведение.

Проблема эстетики в рекламе достаточно активно обсуждается в литературе и печати, и особенно пристальное внимание к эстетической компоненте рекламы в России стало заметно в начале XXI столетия. Это было вызвано как становлением рекламного бизнеса в России, так и конкуренцией производителей во всех сегментах товарного рынка, расширением товарного ассортимента, превышением предложения над спросом. Так в работе

А.В. Костиной [1] предпринята попытка исследования эстетики рекламы, ее усиливающееся влияние на интенсификацию процессов и формирова-

ние массового сознания. А.Р. Дегтярев [2] рассматривает эстетическую компоненту рекламы посредством изобразительных средств, композиционных законов и форм, акцентируя внимание на психологических аспектах восприятия визуальнообразной композиции.

Е.В. Сальникова в работе [3] «Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы» исследовала психологию доставки и восприятия рекламы, образность в пространстве спонтанных и непреходящих идеалов, неопределенных мотиваций и осознанных желаний общества и индивидуумов. Так же рассмотрено влияние на эстетику рекламы архаического сознания, традиций классической культуры и авангардных новаций. В работе сделана попытка исследования рефлексии феноменов восхитительного и трогательного в сфере рекламы через призму этических идеалов и эманаций, проследить процессы ее развития в зависимости от глубинных дохристианских традиций России и от процессов вестернизации современной российской культуры и протестных тенденций. Подробно рассмотрены различные ситуативные клише, трансформация и генезис персонажей в отечественной рекламе последних лет.

Л.Е. Трушина [4] отметила, что в условиях развития современной массовой культуры требуются новые методы и подходы в изучении смены эстетической парадигмы рекламы. Заметным вкладом в изучение эстетики рекламы как средства общественных коммуникаций является работа С.А. Дзи-кевича [5], в которой автор рассматривает различные способы доставки рекламной информации и методы определения коммуникативных критериев эффективности рекламных сообщений.

Настоящая дисциплина изучает в рекламе эстетическую компоненту или составляющую, которая целом определяет эстетическое качество рекламы, поскольку, являясь товаром и продуктом потребления, реклама должна обладать определенными потребительскими качествами, которые регламентируются различными законами и нормативными актами.

Эстетика в рекламе является основным способом донесения до потребителя образа (симуляктра) предмета или услуги и их качества. По мнению В.В. Ученовой [6], эстетический фактор в рекламе является доминирующим, поскольку реклама выполняет в обществе роль катализатора (визуализа-тора, аудитора, медиума) социальных предпочтений в выборе продуктов потребления и траектории жизни и деятельности.

Современная реклама в значительной степени феноменальна, поскольку испытывает эстетическое и этическое напряжение, возникающее при взаимовлиянии культур. При этом традиционная эстетическая компонента жизни российского общества также испытывает напряжение которое характеризуется как эстетическое напряжение. Росту эстетического напряжения в российской культуре, жизни и рекламе способствует усиливающаяся ве-

стернизация России, которая, с одной стороны, вызывает отрицание инокультурных влияний в обществе, а с другой, - ведет к возрождению традиционных российских эстетических культурных начал. Появление на рынке продукции с российской исторической символикой является отражением этих процессов.

Вместе с тем, интеграция, в том числе и ценностей, неизбежна при глобализации современного мира, и реклама способствует данному процессу, инсталлируя в российское информационное и культурное пространство эстетические символы и знаки иных культур, в том числе массовых, воспринимаемых обществом как проявление авангардных тенденций.

В связи с этим, в рекламе, доминирующей сегодня в процессах функционирования, отмечается усиливающаяся актуализация массовой культуры в целом и рекламы в частности, а также интенсификация процессов, связанных с влиянием этих феноменов на формирование массового сознания. Например, эстетика негритянского репа буквально пропитала некоторые молодежно-культурные среды в современной России, вызывая этический протест в обществе, граничащий с расизмом.

Наблюдаемая в настоящее время смена эстетической парадигмы жизни - это отражение политических, экономических и социальных отношений в реальном мире. С другой стороны, - это результат целенаправленного воздействия на сознание общества со стороны заинтересованной группы лиц и корпораций, стремящихся подчинить своему влиянию процессы, протекающие в жизни людей и сообществ.

Один из приемов появления новой эстетической нормы является совмещение традиционной эстетики с «новшествами», которые обычно ранее находились под запретом. Так, дуэт Льва Лещенко и Бориса Моисеева на одном из концертов - это типичный пример публичного совмещения прежних высокоэстетичных символов и ранее запрещенных негативных явлений в целях легализации последних и введения новой этической нормы.

Попытка эстетического оправдания и легализации «запретного» в России и во всем мире - это стремление определённых сил понизить качество эстетического напряжения современной жизни и культуры, обесценить жизненно-важные ценности и упростить (вульгаризировать) философию жизни общества. Видимо поэтому, в средствах массовой информации и в эфире продолжает существовать неэстетичная реклама (косноязычные тексты, пошлые картинки, на радио и телевидении - дикторы с дефектами речи и др.). Подобная реклама, ориентированная на подрастающее поколение, призвана формировать у него низкопробный эстетический вкус и привычки, вульгаризированную коммуникативную модель поведения, что в целом размывает этические нормы бытия.

Как показала действительность, улучшения качества запретного при совмещении не происходит в силу устойчивости в российском обществе этических норм классицизма. На это указывают успехи высокохудожественной и этически выверенной рекламной продукции, которая в силу указанных причин не вписывается пока в общий план и выделяется в безвкусном и безнравственном рекламном потоке.

Эта особенность российского рынка рекламы с недавних пор используется производителями товаров повседневного спроса при продвижении новых видов продукции и их брендов. Успех, сопутствующий высокоэстетической рекламе, указывает на устойчивую в российском обществе потребность в качественном рекламном продукте и, значит, в высоком эстетическом напряжении жизни.

Эстетическое напряжение жизни присуще всему, что создается человеком, в том числе политическим системам и политической рекламе. Так, создавая свою власть, большевики стремились придать ей высокое нравственно-эстетическое напряжение. Известный представитель Белого движения

В.В. Шульгин [7] по этому поводу заметил, что белые начинали почти как святые, а закончили почти, как бандиты, а красные - всегда были бандитами, но всегда стремились к святости. То есть, через святость пытались наполнить политическую систему высоким эстетическим напряжением и этическим качеством.

Повторимся: реклама это продукция, которая должна отвечать соответствующим эстетическим требованиям качества. Если качество рекламной продукции не соответствует эстетическому напряжению жизни общества, такая реклама не будет продвигать товар и способствовать его реализации.

И, резюмируя, отметим, что эстетическое напряжение жизни общества возрастает по мере развития общественного сознания и общественных отношений и не может понижаться по прихоти и воле отдельных индивидуумов или сообществ. Под воздействием неблагоприятных факторов (прямых запретов, законов, норм и т. д.) эстетическое напряжение жизни перетекает в полулегальные сферы человеческой деятельности, не контролируемые властью, порождая явления и духовные продукты, потребление которых позволяет обществу испытывать необходимое для нормальной жизни эстетическое напряжение.

Объектно-предметная область эстетики в рекламе ориентирована на изучение человека в его деятельности в сфере создания и продвижения рекламной продукции. В центре внимания дисциплины находятся такие проблемы, как соотношение массового и элитарного. Адаптация рекламой некоторых форм последнего, а также особенности художественного восприятия искусства и рекламы, послание и драматургия рекламного текста, взаимозависимость эстетических особенностей рекламы и художественных предпочтений ее адресата,

игровой, семиотической и символической концепций и современной мифологии играют значительную роль в формировании системы ценностей и стереотипов поведения.

Реклама как средство коммуникативного послания сложилась сравнительно недавно. В эпоху раннего и позднего средневековья рекламная продукция создавалась для платежеспособных потребителей, не участвующих в общественных и профессиональных объединениях, а потому испытывающих определенный дефицит информации. В структурированных иерархичных сообществах с коллективным способом времяпровождения (как, например, высший дворянский свет) и широкими горизонтальными коммуникативными связями, реклама-информация в основном распространялась устно между членами этих сообществ и носила рекомендательный характер.

Для массового потребителя на рынке существовала публичная ярмарочная устная реклама, которую выкрикивали зазывалы, как правило, в рифмованной форме.

Бурное развитие рекламы в Европе началось после реформации, в начале XVII в. В то время ее характер был в основном информационно-презентабельный с тенденцией к визуально-реалистичному отражению продукта или услуги. Так над входом в мастерскую или иное заведение вывешивался предмет деятельности или услуги: башмак, сапог, пивная кружка, ножницы и т. п. Большинство потребителей не умели читать, поэтому реклама в основном была предметно-образной.

Начиная с первой четверти XVII в. производством рекламы активно стали заниматься профессиональные художники. Тогда же, во второй четверти XVII в. в Европе появилась реклама, которая сооружалась на шляпах матрон в виде композиций из фруктов и овощей. Это было связано с тем, что в это время страны Европы испытывали дефицит мяса, и местные власти всячески пропагандировали и поощряли потребление сельскохозяйственных продуктов. Причем выделяли значительные средства на изготовление наружной рекламы в виде картин, располагавшихся в публичных местах, модных фруктово-овощных шляп и причесок матрон и т. п. Таким образом, реклама под патронажем власти интенсивно развивалась, становясь более художественной и выразительной. Следует отметить, что эти изображения фруктов и овощей были очень популярны среди горожан. Появилась мода - украшать ими обеденные комнаты и залы. Художественные изыскания в практической рекламе оставили глубокий след в изобразительном искусстве средневековой Европы, в картинах известных мастеров ренессанса, и сохранилось в виде художественного направления в изобразительном искусстве - натюрморта.

В XVПI-XIX вв. эстетическое качество рекламы непрерывно повышалось по мере усиления конку-

рентной борьбы за потребителя. В преимущественном положении оказывались те предприниматели, кто мог себе позволить заказать рекламное изображение у известных художников. В это время эстетика становятся предметом пристального внимания ученых, исследования которых все же не выходят за рамки эгалитарных представлений о прекрасном.

Эпоха социальных катастроф и достижений XX в. в корне изменила структуру общества, унифицировала систему социальных ценностей и вывела общество к черте, за которой стала просматриваться эстетическая сфера практической жизни, отраженная в рекламных посланиях и рекламном окружении.

Создание в СССР и в странах Восточной Европы условий для массового приобщения граждан к высокохудожественным образцам мировой культуры положительно повлияло на развитие эстетического вкуса населения этих стран и способствовало утверждению классической культуры, что в значительной мере подчеркивало преимущество социализма над капитализмом. И этот факт вынуждал руководство капиталистических стран «подтягивать» культурный уровень своего населения до уровня социалистических, что способствовало установлению культурных связей между странами. В 70-80-е гг.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Костина А.В. Эстетика рекламы - М.: ООО «Вершина», 2003.- 304 с.

2. Дегтярев А.Р. Изобразительные средства рекламы: Слово, композиция, стиль, цвет. - М.: ФАИР-ПРеСс, 2006. - 256 с.

3. Сальникова Е.В. Эстетика рекламы: Культурные корни и лейтмотивы. - СПб.: Алетейя; - М.: Эпифания, 2001. - 288 с.

4. Трушина Л.Е. Смена парадигм в эстетике рекламы // Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 66-68.

прошлого века во всем мире большой популярностью пользовались Большой симфонический оркестр СССР, балетные и цирковые труппы, академические и народные хоры, танцевальные и песенные ансамбли. Советские школы живописи, балета, танца, художественной гимнастики и фигурного катания завоевали всеобщее признание во всем мире. И это стало возможным по мере распространения и утверждения классической высокоэстетической культуры в массе советского народа.

Современный мир «помешан» на массовой культуре, эстетический уровень которой на целые порядки ниже советской, а потому и вызывает в современном российском обществе острую критику и неприятие, что является одной из причин кризиса отношений «отцов и детей» в России и во всем мире.

Вместе с тем, вызовы времени вынуждают общество к переосмыслению существующих культурных стандартов, где главными элементами художественного отражения мира являются творения человека, в создании которых он давно опередил своего мифического создателя, вызывая в среде клерикалов пессимизм и уныние по поводу перспектив в обозримом будущем. Поэтому эстетика творчества в настоящее время остается основным приоритетом в духовном и этическом развитии человека.

5. Дзикевич С.А. Эстетика рекламы. - М.: Гардарики, 2004. -232 с.

6. Ученова В.В. Философия рекламы. - М.: Гелла-принт, 2003. -208 с.

7. Шульгин В.В. Дни. 1920: Записки / Сост. и авт. вступит. статьи Д.А. Жуков; коммент. Ю.В. Мухачева. - М.: Современник, 1989. - 559 с.

Поступила 09.04.2010г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.