Научная статья на тему 'Эстетика цвета в архитектуре и дизайне'

Эстетика цвета в архитектуре и дизайне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2046
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цвет / архитектура / дизайн / эстетика цвета / цвет в архитектуре и дизайне / восприятие / архитектурное восприятие / цветовое восприятие / функциональные составляющие архитектуры и дизайна / color / architecture / design / aesthetics of color / color in architecture and design / perception / architectural perception / color perception / functional components of architecture and design.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н. В. Солманидина, А. О. Шепталина

В статье рассматривается проблема эстетики цвета в архитектуре и дизайне. Проведено исследование о том, как цвет влияет на восприятие той или иной архитектуры. Определено, как с помощью цвета можно подчеркнуть функциональные составляющие архитектуры и дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLOR AESTHETICS IN ARCHITECTURE AND DESIGN

The article deals with the problem of color aesthetics in architecture and design. It also discusses how color affects the perception of a particular architecture, how using color you can emphasize the functional components of architecture and design.

Текст научной работы на тему «Эстетика цвета в архитектуре и дизайне»

ЭСТЕТИКА ЦВЕТА В АРХИТЕКТУРЕ И ДИЗАЙНЕ

Н.В. Солманидина, канд. филос. наук, доцент А.О. Шепталина, магистрант

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10542

Аннотация. В статье рассматривается проблема эстетики цвета в архитектуре и дизайне. Проведено исследование о том, как цвет влияет на восприятие той или иной архитектуры. Определено, как с помощью цвета можно подчеркнуть функциональные составляющие архитектуры и дизайна.

Ключевые слова: цвет, архитектура, дизайн, эстетика цвета, цвет в архитектуре и дизайне, восприятие, архитектурное восприятие, цветовое восприятие, функциональные составляющие архитектуры и дизайна.

Цвет рассматривается в различных сферах: искусстве, архитектуре, дизайне, эстетике. Понятие "эстетика" можно рассматривать с разных сторон. Во-первых, понятие может иметь значение "чувствующий", т.е. описывает, как правило, субъект познания. Во-вторых, значение этого понятия может быть и как "чувственный". В этом плане допускается соотнесение с познаваемым объектом. Казалось бы, такое простое с первого восприятия слово, но сложное по его понятию и определению.

Цвет - это один из ключевых факторов, которые участвуют в формировании образа архитектурного объекта. С помощью цвета можно не только выделить объект и сделать его самым заметным, но и создать акцент на самом уникальном, что есть в архитектуре и дизайне - объемно-пространственные ходы. Цвет помогает эффективно и легко «объединить» разные по составу, виду и функциям здания. Цвет всегда оказывается не только уместным, но и незаменимым в любой архитектурной и дизайнерской типологии.

Любой цвет всегда вызывает те или иные эмоциональные реакции. Основными критериями для описания цветов является определение «темный» или же «светлый». Свет всегда играет очень важную роль в описании цвета, а, возможно, и самую главную. Без освещения не будет и самого понятия «цвет». К примеру, в помещении с хорошим освещением цвет будет выглядеть более чистым и насыщенным, и на-

оборот. То же самое происходит и в экстерьере. Один и тот же цвет может по-разному восприниматься утром, днем и вечером. Если это правильно использовать, один и тот же объект может преображаться и изменяться внешне (благодаря цвету и освещению) в течение суток.

Цвет всегда и сложен, и прост одновременно. Люди всегда воспринимают его по-разному. Цвет объединяет в себе все самые универсальные и, что немало важно, индивидуальные качества того или иного объекта. Варианты же самого восприятия безграничны.

Рассмотрим цвет на более ранних исторических этапах. К примеру, в доиндуст-риальном периоде число цветов, которые окружали человека в повседневной жизни, были очень сильно ограничены по цветовой гамме. Существовали только натуральные тона. В основном это были натуральные цвета тех или иных природных материалов (различные минералы). Если же рассматривать 19 век, то все значительно отличается. Происходили различные научные открытия в промышленности. Это, в первую очередь, повлияло на появление разнообразных пигментов-красителей. Все они основаны на соединениях металлов: цинка, меди, хрома и т.д. Поэтому цветовая палитра на сегодняшний день очень велика(если сравнивать с самым ранним доиндустриальным периодом). Для правильного выбора цвета нужно владеть колористикой (разные оттенки

должны гармонировать между собой в любом дизайнерском или архитектурном проекте) Когда дизайнер или архитектор описывает тот или иной материал, предмет, объект, в любом случае, в описании упоминается цвет. Например, серо-синяя стена, коричневый паркет, кремовая штукатурка и так далее. Конечно же, красители с каждым годом становятся все доступнее. Покупатель видит разнообразную палитру цвета. Будь то краски по дереву, штукатурке или (если брать более глобально) различные по цвету материалы для интерьера и экстерьера. Но, можно предположить, что такой большой ассортимент цветовых сочетаний усложняет работу архитекторов и дизайнеров. Нужно иметь утонченный вкус, чтобы проект вызывал восхищение, искать правильную гармонию цветов и тем самым подчеркивать единичный образ объекта или же ряд строений.

Формы без цвета не существует. Проблема цвета всегда беспокоила людей. Люди стремились не только понять, но и ответить на вопрос, почему один цвет воспринимается красивее и интереснее, чем другие, искали гармонии в сочетании разных цветов и их оттенков.

Известный художник, теоретик, преподаватель в Баухаузе - В.В. Кандинский является основоположником абстрактного искусства. Конечно же, художника волновала проблема цвета. Именно ей Кандинский уделял большое внимание. Разработав собственную теорию, он представил ее в своих работах «О духовном в искусстве» и «Точка и линия на плоскости». Теоретиком была разработана педагогическая система, основой для которой послужили учение о взаимодействии цвета и формы, учение о первоэлементах. В Баухаузе его теории сыграли очень важную роль при разработке главных принципов по формообразованию. Таким образом, учения Кандинского о цвете стали обоснованием его абстрактного искусства, сложились в особую педагогическую систему, которая может быть использована в современном формообразовании.

Сурина М.О. в своей книге «Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитекту-

ре» уделяет большое внимание символам, которые являются самыми популярными в искусстве различных культур [4, с. 15]. Цвет, по мнению автора, позволяет наиболее глубоко раскрыть содержание, а также назначение того или иного символа. Также важно упомянуть и мировую культуру. Ведь, в первую очередь, она отражается в искусстве. Символические формы (будь то скульптура, картина или любое другое произведение искусства) всегда наделялись цветом. А цвет всегда несет и закрепляет за собой определенную смысловую нагрузку. Таким образом, чтобы понять, не только свою, но и чужую культуру, нужно правильно понимать цветовое значение цветов (а они, в свою очередь, заложены в символических формах и цветовых гаммах).

Современный архитектор Глазычев В.Л. в энциклопедии «Архитектура» рассматривает многолетние исследования природы архитектурного творчества на материале всемирной истории зодчества [2, с. 76]. Автор уверен, что цвет способен объединять. Цвет играет важную роль в архитектуре. Именно цветом можно подчеркнуть характер здания, создать выразительный облик сооружения. Для создания выразительного архитектурного облика нужно учитывать важные пункты. Во-первых, это назначение и тип объекта. Общественное пространство будет значительно отличаться от интерьера офиса. Во-вторых, это расположение и роль объекта в городском ансамбле. Объекты, расположенные в центре города будут иметь ряд отличий от объектов, которые расположены на окраинах. В-третьих, каждый объект имеет свои стилевые особенности, следовательно, нужно учитывать стиль, структуру и размер объекта. Также важное значение имеет расстояние и направление, с которых может наблюдаться объект. Следовательно, композиционно объект может располагаться по-разному (тяготеть к горизонтальной композиции или же, наоборот, вертикальной).

Цвет всегда влияет на настроение человека. Архитекторы и дизайнеры никогда не используют цвета случайным образом. Цвет служит для обеспечения необходи-

мой атмосферы. В этом заключается его использование не в качестве указательного элемента. Использование цвета в архитектуре - одна из самых сложных проблем. Создавая проект, нужно приложить усилия не только архитекторов, но и художников, а также дизайнеров. Самое первое, что видит и воспринимает прохожий, заказчик, посетитель - цветовое сочетание объекта. Визуальная архитектурная форма состоит из трех единств: цвета, пространства и объема. Если нет какого-либо одного из этих факторов - архитектурная форма не реализуется.

Колористика в архитектуре и дизайне рассматривается не только игрой с цветовой палитрой. Опираясь на законы коло-ристики, дизайнеры и архитекторы создают пространство. Чтобы создавать, нужно знать правила цвета. На протяжении всей жизни уметь учиться видеть новое. Красный, желтый, синий и белый являются основными цветами. Смешение этих цветов дает возможность получить новые оттенки и цветовые гаммы.

Для дизайнера и архитектора главной задачей всегда является одна функция -"подстроить" характер под человека. Человеку должно быть удобно и комфортно там, где он проводит время (работает, отдыхает, занимается спортом и так далее). Стоит обратиться к психологии. Есть два основных психологических типа личности. Это экстраверты и интроверты. Первые -всегда открыты внешнему миру, общению, доброжелательны и уверены в себе. Они активно взаимодействуют с другими людьми и привлекают к себе внимание. И вторые - по характеру закрытые люди, необщительные. Как правило, интровертам более комфортно проводить время в одиночестве. Предпочтения двух психологических типа будут различаться. Это подчеркивает тот факт, что цвета, которые бу-

интерьере, будут иметь глобальные различия. Экстравертам всегда ближе теплые цвета (для них подойдет использование солнечных цветов, таких как желтый, красный, оранжевый и все их оттенки). Интровертам же, наоборот, подойдут холодные цвета (синий, голубой, фиолетовый).

Также интересна и физиология цвета. По своей природе цвет является излучением. В связи с этим различные цвета и их оттенки имеют разную длину волны. Когда глаз человека воспринимает цвет, тут же передается сигнал в мозг. Он начинает активно передавать сигналы всей нервной системе. Теплые цвета всегда имеют большую длину волны. Следовательно, если длина волны больше, это значит, что требуется затрата большого количества энергии. А от этого, в свою очередь, увеличивается сердцебиение и частота дыхания. К примеру, неправильное использование красного цвета в интерьере может вызывать раздражительность и агрессию у хозяина. У холодных же цветов длина волны значительно меньше. Они всегда расслабляют организм и успокаивают его. Именно поэтому в архитектуре и дизайне на самых первых этапах проектирования важно подобрать цвета правильно.

Эстетика цвета в архитектуре и дизайне занимает главную роль. Для профессионала важно создать такие цветовые решения и сочетания, которые могли бы существовать в гармонии между собой. В любом объекте, будь то торговый центр или выставочный павильон, любые малые архитектурные формы или же интерьер-от их цвета или же цветовых сочетаний будет максимально зависеть привлекательность и функциональность. В архитектуре и дизайне важно уметь подчеркнуть все плюсы. А помогает в этом на протяжении столетий именно цвет.

дут для них использованы, к примеру, в

Библиографический список

1. Брызгов Н.В., Воронежцев С.В., Логинов В.Б. Творческая лаборатория дизайна, 2010.

2. Глазычев В.Л. Архитектура. Энциклопедия. Астрель. - М., 2002.

3. Кандинский В. О духовном в искусстве // Творчество. 1988. № 8. С. 26.

4. Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре: учеб. пособие для вузов, обучающихся худож. спец. и дизайну. - Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010. -151 с.

COLOR AESTHETICS IN ARCHITECTURE AND DESIGN

N.V. Solmanidina, candidate of philosophy sciences, associate professor

A.O. Sheptalina, graduate student

Penza state university of architecture and construction

(Russia, Penza)

Abstract. The article deals with the problem of color aesthetics in architecture and design. It also discusses how color affects the perception of a particular architecture, how using color you can emphasize the functional components of architecture and design.

Keywords: color, architecture, design, aesthetics of color, color in architecture and design, perception, architectural perception, color perception, functional components of architecture and design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.