УДК 316.3-05:111.85(470.12) Балюшина Юлия Львовна
кандидат философских наук,
доцент кафедры истории и философии
Череповецкого государственного университета
ЭСТЕТИКА МАЛОГО ГОРОДА КАК ФАКТОР ГЕНЕЗИСА ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ) [1]
Balyushina Yulia Lvovna
PhD in Philosophy, Assistant Professor, History and Philosophy Department, Cherepovets State University
SMALL TOWN AESTHETICS AS A FACTOR OF PERSONAL GENESIS (CASE STUDY OF THE VOLOGDA REGION TOWNS) [1]
Аннотация:
Работа посвящена анализу эстетики пространства малых городов в его влиянии на генезис личности жителей. Автор обосновывает важность эстетической составляющей окружающей человека среды, ощущаемой эмоционально, для его социализации; обрисовывает специфику природно-антропогенного ландшафта малых городов Вологодской области. На основании проведенного анкетирования жителей малых городов Вологодской области сделан вывод об эстетической значимости городского пространства для большинства жителей данных городов, естественная, исторически конструируемая красота которых оказывает благотворное влияние на генезис личности.
Ключевые слова:
малый город, Вологодская область, эстетика, генезис личности, социализация.
Summary:
The article analyses the aesthetics of small towns and its influence on the personal genesis of their residents. The author proves the importance of the aesthetic aspects of human environment perceived emotionally for socialization of a person. The paper outlines the specifics of the natural and man-made landscape of small towns of the Vologda region. On the basis of the survey of small town residents the author comes to the conclusion that the urban space has an aesthetic value for the majority of the inhabitants of these towns, the natural, historical beauty of which has a beneficial effect on the personal development.
Keywords:
small town, Vologda region, aesthetics, personal genesis, socialization.
Человек становится человеком в полном смысле этого слова, лишь интегрируясь в общество, проходя сложный процесс социализации, в результате которого он оформляется как личность, под которой понимается совокупность социально значимых психических свойств, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение. Личностные качества человека трансформируются в течение всей его жизни, поэтому представляется возможным говорить о генезисе личности - появлении, формировании и дальнейшем развитии социальных свойств. На процесс генезиса личности оказывают влияние различные факторы - условия, обстоятельства, побуждающие человека к развитию и действию: мегафакторы (мировое сообщество, космос, планета), макрофакторы (государство, общество, СМИ), мезофакторы (город, народ, этническая принадлежность) и микрофакторы (семья, школа, трудовой коллектив).
Большинство людей в современном мире постоянно живут в городах: рождаются, развиваются и умирают в особом урбанизированном пространстве, искусственно созданном предыдущими поколениями, характеризующемся рядом специфических черт, одной из которых является внешний облик города, воспринимаемый человеком в том числе и эстетически. Как отмечает А.В. Лисицына, «почти каждый человек интуитивно или осознанно ощущает привлекательность историко-архитектурной среды [города], ее соразмерность и гармонию» [2, с. 54]. Мы создаем города, а города в чем-то создают нас самих [3, с. 5]. Городское пространство, его организация, эстетика оказывают непосредственное влияние на жизнь и деятельность людей, их социализацию, становление уникальных личностных характеристик. Характеризуя предметно-пространственную антропогенную среду, А.В. Иконников пишет: «Окружение влияет на становление личности и формирование отношений в социуме» [4, с. 4].
Эстетика городского пространства как один из его атрибутов также является социализирующим фактором, детерминирующим становление таких личностных свойств, как способность чувствовать, понимать и ценить прекрасное, что в свою очередь способствует развитию умения тонко чувствовать окружающий мир. Эстетика среды, согласно А.Е. Куликовой, способствует эмоциональному окрашиванию восприятия всего мира в целом; эстетические характеристики внешнего мира, резонируя с внутренними субъективными ценностями, установками и переживаниями, помогают человеку глубже проникнуть в свой внутренний мир [5], то есть развивают способность к рефлексии и самопознанию, которые необходимы гармонически развитой личности. В связи с
вышесказанным объектом исследования будет являться город как фактор социализации, предметом - эстетический облик города в его влиянии на генезис личности горожан.
По справедливому замечанию С.С. Касаткиной, «в малых российских городах элементов, определяющих перспективное развитие человека в условиях городской среды, значительно меньше, чем в городах других категорий. Однако специфика малых городов особенно уникальна в связи с условиями историко-культурного наследия» [6, с. 13]. Именно поэтому исследование эстетики малого города в ее влиянии на генезис личности жителей представляется весьма актуальным.
Еще во времена Античности мыслители задумывались об эстетике городского пространства и ее влиянии на жителей города. Так, Аристотель писал о том, что город должен быть «легко обозрим» с одной точки [7]. Конечно, мыслитель здесь акцентировал внимание на безопасности городской территории, но подобное расположение города имеет и эстетическое значение, поскольку способствует формированию целостной картины городской территории в сознании наблюдателя.
Особое внимание эстетике городской среды уделяли мыслители эпохи Ренессанса, отмечая влияние архитектуры и пространственного расположения зданий и улиц на воспитание умов и нравов. Так, Л.Б. Альберти в шестой книге о зодчестве, рассуждая о красоте городов и городских сооружений, писал: «Только красота добьется от неприязненных людей того, что они, умерив свой гнев, оставят ее нетронутой» [8, с. 178]. Здесь автор говорит читателю не только о том, что прекрасное здание не пострадает от руки вандала, но и о том, что прекрасное извне способно украсить душу человека. Под красотой представители эпохи Возрождения понимали, как правило, гармоничное соответствие городских элементов друг другу и целому [9, с. 178; 10, с. 15].
На протяжении дальнейшей истории интерес к эстетическому облику городов неоднократно вспыхивал с новой силой, а философы и архитекторы стремились отыскать тот способ концептуальной организации городского пространства, который бы сочетал такие характеристики среды, как функциональность, эргономичность и эстетичность.
В настоящее время активно ведется оценка качества городской среды по более чем десяти направлениям [11], но эстетические ее характеристики в расчет не принимаются. То есть на государственном уровне не признается важность эстетического окружения человека - красоты, «при-глядности» городского пространства. Можно ли назвать это правильным? По мнению автора, нет. Согласно психологическим, медицинским, философским и другим междисциплинарным исследованиям, цвет, текстура и форма способны оказывать как позитивное, так и негативное влияние на организм, психику и личность человека, вызывая те или иные настроения, активируя или угнетая творческую активность, нагнетая депрессивные состояния или же умиротворяя и успокаивая (В.М. Бехтерев, А.С. Зайцев, Л.В. Колчина, О.В. Свириденко, Ю.О. Хохлова, Э.П. Чернышова, Н.С. Шуваев, У. Эко, А.А. Эрленбуш). Постоянно проживая в условиях пространства, окрашенного в мрачно-серые оттенки, созерцая серые одинаковые стены, покрытые трещинами, серый асфальт, человек рискует впасть в депрессивное состояние, что чревато деградацией личности. Не видя повседневной, обычной городской красоты, человек испытывает ее дефицит, стремится возместить данный недостаток различными способами, такими как путешествия, просмотр ТВ-программ или уход в иную реальность - алкоголь, наркотики и пр. Последнее также ведет к десоциализации.
Большинство малых городов России имеют многовековую историю своего существования. Многие из них изначально возникали вокруг объектов, имеющих сакральное значение (поклонных мест, монастырей и т. д.). Соответственно, их архитектура и планировка имели вполне определенные смыслы. Некоторые города появлялись в стратегически важных в военном аспекте пунктах. Это своеобразные города-крепости, монументальные, надежные, основательные. В те времена города строились не только из прагматических соображений, но также имели эстетическое значение и наполнение. Именно поэтому они и в наши дни вызывают у людей трепет, восхищение, доставляют посещающим эстетическое наслаждение от созерцания и пребывания в них.
Бытуя в пространстве, пронизанном прекрасным, личность гармонизируется, достигает спокойствия и равновесия. Эстетически воспринимая мир, она приближается к «пограничной ситуации», что обеспечивает возможность проникновения в глубины истинного бытия [12]. Такая личность приобретает способность глубоко понимать и оценивать действительность, расставлять приоритеты, исходя из собственных мировоззренческих установок, становится в меньшей степени подверженной внешнему, зачастую корыстному влиянию.
Однако в период бурной индустриализации в XX в., когда государственная власть стремилась главным образом обеспечить жильем всех нуждающихся в нем, эстетические принципы организации городского пространства были отодвинуты на второй план. В результате города наполнились однотипными «серыми коробками», которые по всем основаниям можно назвать безликими, скучными, мрачными и даже безобразными. С течением времени перечисленные характе-
ристики становятся все более явными, что обусловлено естественным процессом старения и отсутствием финансовых средств на капитальный ремонт зданий и сооружений, а также недооце-ниванием властями эстетической значимости городской среды для жизнедеятельности людей.
В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование (январь - апрель 2016 г.) отношения жителей малых городов Вологодской области (Устюжны, Тотьмы, Великого Устюга, Сокола, Белозерска, Кириллова и др.) к внешнему облику своего города. Выборка составила 70 чел., что обеспечивает доверительную вероятность 90 %. Это представляется достаточным в связи с тем, что автор стремится обрисовать общую картину, тогда как выявление деталей может стать целью следующего исследования.
Здесь следует отметить, что на территории Вологодской области расположено 13 малых городов с численностью жителей от 7,5 до 37 тыс. чел. [13] (что соответствует категории малых городов). Они имеют долгую историю своего существования и богатое историческое прошлое, что нашло отражение в их внешнем облике и эстетических характеристиках. Так, Белозерск был основан более 1 000 лет назад; Тотьма, Устюжна и Великий Устюг насчитывают восьмисотлетнюю историю своего существования, Кадников, Никольск, Вытегра - двухсотлетнюю. Малые города Вологодчины славятся архитектурными, религиозными и природными достопримечательностями, а уникальное наложение результатов человеческой деятельности на природный ландшафт создает неповторимую эстетику их облика.
Здесь необходимо уточнить, что для данного исследования не столь важно, когда тот или иной населенный пункт приобрел административный статус города, поскольку архитектурный облик начинает формироваться с первыми постройками в условиях того или иного природного ландшафта, что и задает его специфику и уникальность, эстетические векторы, сохранившиеся до наших дней, несмотря на постоянные трансформации в течение всего периода существования города. По мнению В.А. Комовой, атрибутика города едина на всем протяжении его развития, то есть основные его особенности остаются неизменными во времени [14].
По результатам эмпирического исследования было выявлено, что 37 % опрошенных назвали город своего проживания красивым, 6 % - некрасивым и 24 % охарактеризовали его как «город-музей», что свидетельствует об их небезразличном отношении к прекрасному, а также к самому внешнему облику города. Следовательно, почти для двух третей опрошенных жителей фактор эстетики является осознанно значимым. Среди наиболее часто встречающихся ответов на открытый вопрос об ассоциациях с городом были отмечены: 1) природа, 2) памятники, 3) храмы. Названные объекты имеют ярко выраженную эстетическую окраску и значимость. Малые города обладают естественной традиционной красотой благодаря тесному переплетению и наложению природных и антропогенных объектов: зеленых насаждений, скверов, водоемов, вокруг которых на протяжении многих веков органично выстраивались здания и сооружения. Это создает успокаивающее и умиротворяющее сочетание цветов и красок, которое оказывает, согласно психологической науке, благотворное воздействие на наблюдателя. Памятники и храмы создавались в соответствии с эстетическими и геометрическими канонами. Они имеют глубокие, в том числе и сакральные смыслы, которые, существуя на уровне архетипа, воспринимаются человеком бессознательно. Фиксируясь на неосознанном уровне образов, они задают те или иные интенции личности [15].
В настоящее время в ряде малых городов Вологодчины происходит восстановление и развитие социальной инфраструктуры (детских садов, медицинских учреждений). Подобные необходимые для благополучия жителей объекты, будучи красивыми как таковые, строятся в современном модернистском стиле, вследствие чего они не вписываются в существующий ландшафт, вызывая эстетический диссонанс. Так, например, детский сад в г. Кириллове, построенный в 2011 г. с использованием современных технологий и стилей, лаконичный и яркий, представляется островком из другого мира в пространстве естественно-природных оттенков и традиционных конструкций.
47 % респондентов указали, что испытывают «эстетическое удовлетворение от красоты природы» на городской территории и в ближайших окрестностях, лишь 14 % респондентов отметили, что испытывают «эстетическое удовлетворение от красоты архитектуры города». Столь различные цифры, по мнению автора, объясняются недостаточным уровнем образования значительной части жителей малых городов. Речь идет о том, что для должного восприятия и оценки исторических архитектурных объектов необходим определенный уровень подготовки: знание истории, понимание традиций народа, исторической и архитектурной ценности того или иного объекта, что способствует постижению глубинного смысла и значения созерцаемого объекта, наделению его априорной экзистенциально и феноменологически переживаемой значимостью, тогда как эстетические переживания красоты природы являются более простыми и доступными, но не менее значимыми для генезиса личности.
22 % опрошенных в процессе исследования отметили, что ощущают «своеобразный "дух города", на формирование и существование которого оказывает значительное влияние и эстетический облик городского пространства». Ощущение «духа города» обеспечивает человеку чувство причастности к городской жизни, не позволяет ему стать потерянным и чужим на своей малой родине. Испытывая сопричастность городу, личность понимает себя как часть целого - своего города, приобретает способность принимать на себя долю ответственности за его благополучие.
Подводя итоги, следует отметить, что эстетика городской среды, являясь одним из мезо-факторов генезиса личности, оказывает на нее противоречивое влияние. Архитектурные решения советского периода угнетают активность и творческий потенциал личности, провоцируя депрессивные состояния. Но советское наследие в малых городах не столь велико. Они обладают исконной неповторимой и непередаваемой красотой, которая во многом создает их уникальность благодаря своеобразному наложению рукотворных конструкций на природные ландшафты. Многие малые города имеют многовековую историю, в процессе которой формировался их архитектурный и эстетический облик, вызывающий восхищение жителей. Уникальная эстетика малых городов способствует развитию способности тонко чувствовать окружающий мир, рефлектировать, проникать в процессе экзистенциально-феноменологического переживания в глубины бытия, что необходимо для формирования самостоятельного мышления и мировоззрения. Сочетание естественно-природных цветов и классических архитектурных форм, имеющих сакральный смысл, способствует достижению равновесия и вызывает ощущение сопричастности, творческого подъема и небезразличия к городу. Указанные качества являются неотъемлемыми атрибутами гармоничной личности.
Ссылки и примечания:
1. Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-33-01341.
2. Лисицына А.В. Историко-архитектурная среда средних и малых городов Нижегородского Поволжья как феномен культурного наследия // Архитектон: известия вузов. 2014. № 45. С. 53-65.
3. Иконников А.В. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. М., 1984.
4. Там же. С. 4.
5. Куликова А.Е. Эстетика природы и ее роль в формировании личности // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 209-212.
6. Касаткина С.С. Системный подход как философский принцип исследования генезиса личности в городском пространстве // Общество: философия, история, культура. 2016. № 1. С. 12-13.
7. Аристотель. Политика [Электронный ресурс] // Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 376-644. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/aristot/07.php (дата обращения: 20.04.2016).
8. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве / пер. с итал. В.П. Зубова. Т. I. M., 1935.
9. Там же. С. 178.
10. Палладио А. Четыре книги об архитектуре / пер. с итал. И.В. Жолтовского. М., 1989.
11. Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания [Электронный ресурс] : приказ Минрегиона России от 9 сент. 2013 г. № 371. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. Подробнее об этом см.: Лукманова Р.Х., Столетов А.И. Роль эстетического в становлении личности // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 2. С. 1038-1041 ; Маракулина Л.В. Эстетика цвета как фактор формирования эстетически развитой личности // Научные труды SWorld. 2006. Т. 9, № 3. С. 29-30.
13. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/cata-log/afc8ea004d56a39ab251f2bafc3a6fce (дата обращения: 23.04.2016).
14. Комова В.А. Столица как социокультурный феномен // Дискуссия. 2014. № 8. С. 24-28.
15. Cм.: Чернышова Э.П. Феноменология архитектурной формы: влияние архитектурно-пространственной формы на психику человека // Научные труды SWorld. 2013. Т. 49, № 3. С. 59-62.