Научная статья на тему 'Эстетика как наука и как явление в контексте профессиональной деятельности педагогов искусств'

Эстетика как наука и как явление в контексте профессиональной деятельности педагогов искусств Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
288
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ESTHETICS / ИСКУССТВО / ART / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ESTHETIC CONSCIOUSNESS / РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / EMOTIONAL EXPERIENCE / ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ESTHETIC EXPERIENCE / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Куракин С.И.

Эстетика это сложное понятие. Многие эксперты и специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, что есть эстетическое. Данная сфера захватывает ту область человеческой жизни, где объектом наблюдения и изучения становятся человеческие аффекты, эмоции и чувства. Поэтому в суждениях на данную тему необходимо учитывать иррациональный компонент, который выводит эстетическое знание за рамки строгой научности. Эстетика как наука существует только как философско-историческая дисциплина, изучающая опыт накопленный человечеством в процессе развития культуры и искусств. Но если речь заходит о непосредственном эстетическом эффекте, то совершая попытки раскрыть его природу, нам всегда нужно учитывать ряд субъективных факторов. Педагог творческой специальности обязан учитывать все тонкости и нюансы эстетики, как в качестве исторического знания, так и в качестве личностного опыта. В данной статье эстетика рассматривается с разных позиций, также разбирается особая связь эстетики с искусством. Предприняты попытки раскрыть сущность эстетических переживаний и опыта, обосновывая их как основное содержание рассматриваемой сферы знания. Затронут вопрос о необходимости развития эстетического сознания педагогов искусств, в связи с поиском путей повышения качества воспитания и образовательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTHETICS AS A SCIENCE AND AS A PHENOMENON IN THE CONTEXT OF WORK OF ARTS TEACHERS

Esthetics is a complex concept. Many experts and specialists cannot come to a consensus, what esthetics is? This scope of knowledge captures the area of human life, where the object of observation and study are human affects, emotions and feelings. That''s why in the judgments on the subject an irrational component should be considered, which drives esthetic knowledge beyond the exact science. Esthetics as a study exists only as a philosophical and historical discipline. It studies the experiences accumulated by mankind in the process of development of culture and arts. But when it comes to immediate esthetic effect, making attempts to uncover its nature, one always needs to consider a number of subjective factors. Arts teacher is obliged to consider all the subtleties and nuances of esthetics such as historical knowledge, and even his own personal experience. In the article esthetics is considered from different positions, also connection of esthetics and arts is discussed. The author makes an attempt to discover the core of esthetic emotions and experience. As a result, esthetic emotions and experience are understood as the main part of this specific scope of knowledge. The issue of development of esthetic consciousness of arts teachers, in connection with the search for ways to improve the quality of upbringing and educational work is raised.

Текст научной работы на тему «Эстетика как наука и как явление в контексте профессиональной деятельности педагогов искусств»

В период с 1991 по 2005 годы главной целью становится образование личности, а именно её собственного развития. Частные и платные школы активно развиваются. Вновь организуются колледжи, лицеи и гимназии.

В настоящее время гражданское воспитание осуществляется через учебные заведения посредствам общеобразовательных предметов, которые неразрывно связаны с познанием гражданственности: «История», «Политика и право», «Экономика», через семью, а также СМИ, музеи, выставки.

В официальном документе Правительства РФ «Стратегия образования 2020» определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе [3].

Гражданское образование необходимо для развития государства и постоянно требуется гражданскому обществу. Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от активности участия в ней педагогов [4].

Исходя из этого, перед педагогами стоит сложная задача -поиск и исследование новых возможностей повышения уровня

Библиографический список

гражданского образования, в соответствии с современными требованиями. Гражданское образование требует нововведений, а значит есть необходимость находить социально-педагогические факторы становления личности в современном обществе, разрабатывать и внедрять новые современные методы для формирования гражданина, которые должны основываться на знаниях, навыках и ценностях.

Основной целью гражданского образования является достижение такого уровня личностного сознания, которому можно было дать характеристику в одном предложении: «От того, что и как я делаю, как веду себя и за что голосую, зависит судьба моего народа, моя собственная, моего государства; за все я отвечаю, все я должен делать по закону и совести». Воспитать исторически грамотного гражданина является одной из главных задач современного образования. При всех этих обстоятельствах, не вызывает сомнения, что мы не хотим больше быть «Иванами, не помнящими родства».

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что исключительное значение приобретает исследование теоретических и практических аспектов гражданского образования, определение его целей, задач, принципов, осуществление анализа методов и форм воспитания гражданина.

1. Карамзин Н.М. О любви к отечеству и народной гордости. Антология педагогической мысли России (первая половина 19 в. до реформы 60-х гг.) сост. П.А. Лебедев. Москва, 1987.

2. Новиков Н.И. Умом и сердцем. Мысли о воспитании: хрестоматия. Москва, 1989.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р

4. Ковалева Е.В., Яковенко И.М. История педагогики и образования: учебно-методическое пособие. Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013.

References

1. Karamzin N.M. O lyubvi k otechestvu i narodnoj gordosti. Antologiya pedagogicheskoj mysli Rossii (pervaya polovina 19 v. do reformy 60-h gg.) sost. P.A. Lebedev. Moskva, 1987.

2. Novikov N.I. Umom i serdcem. Mysli o vospitanii: hrestomatiya. Moskva, 1989.

3. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda. Utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r

4. Kovaleva E.V., Yakovenko I.M. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Petropavlovsk-Kamchatskij: KamGU im. Vitusa Beringa, 2013.

Статья поступила в редакцию 17.05.16

УДК 37.018.8

Kurakin S.I., postgraduate, Department of Music Education, Musicology and Instrumental Performance, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia), Е-mail: tampampam@mail.ru

ESTHETICS AS A SCIENCE AND AS A PHENOMENON IN THE CONTEXT OF WORK OF ARTS TEACHERS. Esthetics is a complex concept. Many experts and specialists cannot come to a consensus, what esthetics is? This scope of knowledge captures the area of human life, where the object of observation and study are human affects, emotions and feelings. That's why in the judgments on the subject an irrational component should be considered, which drives esthetic knowledge beyond the exact science. Esthetics as a study exists only as a philosophical and historical discipline. It studies the experiences accumulated by mankind in the process of development of culture and arts. But when it comes to immediate esthetic effect, making attempts to uncover its nature, one always needs to consider a number of subjective factors. Arts teacher is obliged to consider all the subtleties and nuances of esthetics such as historical knowledge, and even his own personal experience. In the article esthetics is considered from different positions, also connection of esthetics and arts is discussed. The author makes an attempt to discover the core of esthetic emotions and experience. As a result, esthetic emotions and experience are understood as the main part of this specific scope of knowledge. The issue of development of esthetic consciousness of arts teachers, in connection with the search for ways to improve the quality of upbringing and educational work is raised.

Key words: esthetics, art, pedagogy, esthetic consciousness, reflection, emotional experience, esthetic experience, education, pedagogical competence.

С.И. Куракин, аспирант каф. музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства института культуры и искусств, ГАОУ ВО МГПУ «Московский городской педагогический университет», г. Москва, Е-mail: tampampam@mail.ru

ЭСТЕТИКА КАК НАУКА И КАК ЯВЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ИСКУССТВ

Эстетика - это сложное понятие. Многие эксперты и специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, что есть эстетическое. Данная сфера захватывает ту область человеческой жизни, где объектом наблюдения и изучения становятся человеческие аффекты, эмоции и чувства. Поэтому в суждениях на данную тему необходимо учитывать иррациональный компонент, который выводит эстетическое знание за рамки строгой научности. Эстетика как наука существует только как философско-историческая дисциплина, изучающая опыт накопленный человечеством в процессе развития культуры и

искусств. Но если речь заходит о непосредственном эстетическом эффекте, то совершая попытки раскрыть его природу, нам всегда нужно учитывать ряд субъективных факторов. Педагог творческой специальности обязан учитывать все тонкости и нюансы эстетики, как в качестве исторического знания, так и в качестве личностного опыта. В данной статье эстетика рассматривается с разных позиций, также разбирается особая связь эстетики с искусством. Предприняты попытки раскрыть сущность эстетических переживаний и опыта, обосновывая их как основное содержание рассматриваемой сферы знания. Затронут вопрос о необходимости развития эстетического сознания педагогов искусств, в связи с поиском путей повышения качества воспитания и образовательной работы.

Ключевые слова: эстетика, искусство, педагогика, эстетическое сознание, рефлексия, эмоциональный опыт, эстетический опыт, воспитание, педагогическая компетентность.

Представители творческих специальностей, задействованных в образовании, неизбежно сталкиваются с необходимостью разрешить трудности, связанные не только с обучающим процессом. Как правило, практическое освоение тех или иных искусств не сопровождается целенаправленным осмыслением особых свойств объекта искусства, которые не только сделали его таковым, но и дают возможность нам его таковым воспринимать. Чтобы это исправить, необходимо затронуть проблемные аспекты, которые являются относительно отвлеченными от основной педагогической деятельности. В нашем случае подразумевается феномен эстетического, который определяет позицию педагога в контексте искусства, а не в контексте образовательной среды.

Речь идёт о развитии эстетического сознания. В образовательном ракурсе эстетический компонент должен быть определён максимально объективно, в плане содержательной стороны (если говорить о развитии, что направляется и коррелируется педагогом). Но это не так просто сделать: поле эстетического знания обширно и многообразно; человечество накопила эстетический опыт, который и по сей день переосмысливается и обогащается. Поэтому теоретическое осмысление подобного носит, скорее, второстепенную функцию: оно вносит определенные изменения и уточнения в эстетику как научную дисциплину, но отнюдь не создаёт её.

Чтобы прояснить сказанное, нам необходимо выявить и сопоставить основные определения понятия «эстетика». Таким образом, будет обоснована мысль, касающаяся её влиятельности в роли научной дисциплины, а также появится возможность более свободного обсуждения сущности эстетического знания и его значимости для человека в педагогическом контексте.

В первую очередь, обратимся к наиболее общей формулировке, данной в философском словаре: «Эстетика - наука о законах создания и освоения эстетических и художественных ценностей. Эта наука философская, поскольку она выясняет ценность явлений окружающего нас мира, влияет на характер отношения к ним человека, формирует его мировоззрение» [1, с. 472]. В общем и целом, данную дефиницию можно рассматривать в качестве трафарета, который служит основой для вводных глав большинства учебных пособий на соответствующую тематику. Позволим себе занять критическую позицию и не согласиться с данной формулировкой, с той оговоркой, что в качестве отправной точки подобный взгляд на эстетику допустим. Тем не менее, мы не считаем эстетику наукой в традиционном смысле слова, то есть такой сферой знания, в которой допустимо ставить перед собой цель по нахождению определённого, неопровержимого знания, которое в последующем систематизируется и канонизируется. В таком виде эстетика может существовать только как историческая дисциплина, выражающаяся в перечислении и описании философско-эстетических концепций. Мы не отрицаем право на существования такой эстетики, но хотим обратить внимание на суть того феномена, который является причиной возможности её существования, в том числе и в качестве научной или учебной дисциплины.

Следующее определение, соответствуя общепринятой парадигме, всё же некоторым образом намекает на неуловимость предметного поля рассматриваемой нами области: «Термин "эстетика" обозначает автономную философскую дисциплину, изучающую способы и закономерности чувственного восприятия прекрасного и связанных с ним категорий в их различных проявлениях, формах и модуляциях» [2, с. 13]. Ключевым является словосочетание «чувственное восприятие». К.Г. Юнг высказывал мнение о невозможности через одну психологическую функцию адекватно выразить другую, то есть интеллектуализировать чувство невозможно: возможно лишь приблизительно описать его [3, с. 716]. Соглашаясь с этой точкой зрения, для нас знак равенства между эстетикой и наукой выглядит неубедительно. Это ощущение усиливается, если вспомнить высказывание Ф. Ницше, который, критикуя общепринятые позиции по отношению к

науке, писал: «Не будем утверждать, что в природе существуют законы. Есть только необходимости» [4, с. 143]. И далее: «Мы называем это "объяснением", но это - "описание", то, что отличает нас от более ранних ступеней познания и науки. Описываем мы лучше - объяснить же мы можем так же мало, как и все наши предшественники» [4, с. 147 - 148]. С какой бы долей позитивистской иронии не относиться к этим словам, трудно лишить их той суггестивной силы, на которую они способны. Но для нас важна не дискредитация таких понятий как закон или закономерность, путём их нивелирования до состояния необходи-мостей, (которые уже не отражают некую фундаментальность, а являются просто зависимыми явлениями, работающими hic et nunc, здесь и сейчас), а важно указание на описательную природу причинно-следственного изучения чего угодно. В таком свете наука уже не «динамическая система объективно-достоверных знаний о существенных связях действительности» или, иными словами, «совокупность способов, методов, приёмов получения объективных знаний о закономерностях мира» [1, с. 244 - 245], а динамическая система описательных данных о действительности. В виду того, что чувства плохо описываются, так как не вписываются в категории интеллекта, которыми он оперирует, то эстетика уже никак не попадает в поле строгой научности (кроме как в качестве историко-философской дисциплины, о чём мы говорили ранее).

«"Эстетика" может выступать в качестве термина и в качестве общеязыкового слова» [2, с. 13]. Мы считаем нужным обратить на это внимание, так как слово «эстетика» или «эстетичный» часто мыслится именно в этом бытовом, общеязыковом ключе и приравнивается к таким словам как: красивый, элегантный, приятный, необычный и т.п., что порой мешает адекватному определению. Трудность в самом слове и в его производных: каждая из этих производных обладает расплывчатым, трудно формализуемым (переводимым на точный условный язык) значением [2, с. 13]. Первый верный шаг к развитию эстетического сознания заключается в отходе от привычных общепринятых коннотаций.

Выявленная нами особенность эстетического чувства не является препятствием для формулирования дефиниции: напротив, оно станет тем ориентиром, что поможет максимально приблизиться к наиболее верному пониманию феномена эстетической реальности. Мы не станем сочинять собственный вариант: в этом нет необходимости. Вместо этого мы приведём ряд высказываний, с которыми в полной мере солидаризируемся. Первый, к кому мы обратимся, будет Жак Рансьер: «Эстетика не есть доктрина или наука, которую можно было бы призвать к некоему суду. Она есть конфигурация чувственного, которую можно осмыслить лишь ломая рамки дисциплин, ставящих каждого на своё место» [5, с. 125]. Или более развёрнутый вариант: «Для меня эстетика - отнюдь не занимающаяся искусством наука или дисциплина. Эстетика - это способ мыслить, который проявляется по поводу предметов искусства и силиться высказать, в чём они являются предметами мысли. Боле общим образом, это специфический исторический режим художественной мысли, представление о мышлении, согласно которому предметы искусства суть предметы мысли. <...> Иными словами "эстетика" - не новое имя для обозначения области "искусства", а специфическая конфигурация этой области» [5, с. 12 - 14].

Обращение к искусству для нас значимый момент: хотя это и кажется очевидным, то есть сама связь или взаимообусловленность эстетики и искусства, но в основе своей эстетическое не обязано искусству своим возникновением. Жак Рансьер, в первой приведенной его цитате, говорит о конфигурации чувственного: другими словами, он представляет эстетическое в виде чувственной синергии, где существует неразрывная связь части и целого. Эта чувственная конфигурация не пассивно переживаемая реальность, а данность суть энтелехии - потенциальность, которая реализовывается в осмыслении и осознании компонентов, порождающих какой-либо отдельный эффект: каждый

из этих эффектов может реализовываться и через искусство. (В качестве доказательства эстетического переживания вне искусства служит категория возвышенного в классическом кантов-ском понимании).

Но «искусство как орган жизнепонимания» [6, с. 103] по ряду причин, в которые мы не станем сейчас углубляться, взяло на себя обязательства порождать эстетические переживания: оно заменило потребность в эстетическом, по сути, став ей. Поэтому искусство и эстетика многими мыслиться в неразрывном единстве, но причина этого в той самой «необходимости», что обуславливается потребностями человека и общества, провоцируя мыслить и первое, и второе как тождество.

Искусство пробуждает в нас особые, уникальные по своей природе эмоции и чувства. Они в свою очередь побуждают нас на рефлексию, руководствующуюся принципом «Felix, qui potuit rerum cognoscëre causas» (Счастлив тот, кто мог познать причину вещей). Характер этой рефлексии обусловлен не столько индивидуальными особенностями, сколько социальными или историческими. В итоге рефлексивный опыт обобщается и систематизируется, становясь объектом философско-историче-ского изучения. Но до того - это, все же, процесс мышления, направленный на предмет искусства, стремящийся выявить его отношение к объекту искусства, который трудно выразить как-то иначе, кроме как простым, но всеобъемлющим словом «жизнь».

Как мы видим, эмоциональный опыт порождает опыт рефлексивный, что порождает эстетический опыт. Последнее и составляет основу содержательной стороны эстетики как сферы знания.

Приведём высказывания В.В. Бычкова, которые свидетельствуют о неоднозначном и комплементарном характере эстетики, резюмируя всё сказанное ранее: «Как самостоятельная научная дисциплина в составе философии эстетка оформилась в XVIII в., однако до сих пор внутри этой науки идут дебаты о её предмете, категориях, содержании, объёме и других характеристиках. И дело заключается не в недостатках умных голов, размышлявших на протяжении последних столетий об этом, а в трудноопи-суемости, вербальной неуловимости её предмета, тонкости духовной материи, с которыми она имеет дело. <...> Собственно эстетика - это фактически в строгом смысле слова даже и не наука, не совсем и не только наука, ибо её предмет в принципе не поддаётся полному рациональному осмыслению и словесному описанию» [7, с. 13].

Таким образом, может возникнуть вопрос, о чём тогда мы ведём речь, если причиной непрекращающихся дискуссий об основополагающих моментах, является проблема адекватной вербализации этих самых моментов? Но при первом подробном ознакомлении с эстетикой как учебной дисциплиной, вопрос разрешается сам собой. Содержательную сторону формирует эстетический опыт. Этот опыт вбирает в себя дух эпохи, который он знаменует, и как только начинается новый исторический

Библиографический список

этап, принимает вид исторического опыта, служащий ориентиром или вызовом для новой «эстетической жизни» общества. На наш взгляд, в этом и заключается причина непрекращающихся споров и дискуссий. (Для педагога творческого крыла, участие в подобном несмолкаемом полилоге является гарантией как профессионального, так и личностного роста).

То, что создает проблемное поле эстетики, более походит на антиномии, нежели на реально разрешимые вопросы. Причину этого можно усмотреть не только в неспособности в полной мере интеллектуализировать чувство или эмоцию, но и в сложном историческом пути эстетики как сферы знания; в её неоднозначном состоянии на сегодняшний день: «Важно помнить о той оригинальной траектории эстетической теории, которую она проделала за последние два столетия. Начавшись как философия чувственности (эстетика субъекта) и трансформировавшись в философию искусства (эстетика объекта), эстетическая теория к началу XX в. отказывается как от одного (вследствие недоверия позиции субъекта), так и от другого (вследствие размывания границ как объекта, так и искусства). Этот отказ сказался двусмысленным образом на эстетической теории: с одной стороны, высвобождение от пут субъекта и объекта позволило говорить о "тотальной эстетизации", с другой стороны, эта свобода позволила многим современным критикам заявлять об исчерпанности эстетической проблематики, о "конце эстетика" и о том, что эстетика может сегодня существовать лишь как история эстетических учений. Всё это происходит на фоне беспрецедентного растаскивания проблемного поля эстетики со стороны культурологи, теории искусства, психологии и даже собственно философии - растаскивание, происходящего не редко под лозунгом "междисциплинарных исследований", под которыми зачастую, увы, имеется в виду навязывание одному проблемному полю порядка тем и проблем поля другого» [8, с. 13 - 14].

Соглашаясь с приведенным мнением, в заключение добавим: эстетическое как явление жизни, сопровождало человечество всё его сознательное существование, и если даже оно не воздействовало на своего носителя прямым образом, то всегда потенциально на это было способно. С этой точки зрения неважно, каковы наши суждения на этот счёт, ведь как абсолютное знание о физиологии и анатомии нашего сердца никак не изменит принципы его функционирования, так и неоспоримое знание эстетического воздействия как такового не изменит фундаментальной природы нашего восприятия. Но поиск подобного не прекращаются не потому, что существует самодовлеющее желание прийти к конечной истине, а, скорее всего, потому, что существует потребность в самом поиске подобного.

Вовлечение в этот поиск людей обучающихся искусствам всех образовательных ступеней является первостепенной задачей, определяющей содержательную сторону эстетического воспитания, а также определяющей характер деятельности, направленной на формирование и развитие эстетического сознания.

1. Краткий философский словарь. Под редакцией А.П. Алексеева. Москва: РГ-Пресс, 2015.

2. Лебедев В.Ю., Прилуцкий А.М. Эстетика: учебник для бакалавров. Москва: Юрайт, 2014.

3. Юнг К.Г. Психологические типы. Москва: «Прогресс-Универс», 1995.

4. Ницше Ф. Весёлая наука. Перевод с немец. М. Кореневой, С. Степанова, В. Топорова. Санкт-Петербург: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.

5. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. Перевод с французского В.Е. Лапицкого. Петербург: Machina, 2012.

6. Вейнингер О. Пол и характер. Перевод с немецкого В.О. Лихтенштадт. Москва: Астрель, 2012.

7. Бычков В.В. Эстетика: учебник для вузов. Москва: Академический проект, Фонд «Мир», 2011.

8. Радеев А.Е. Ницше и эстетика. Харьков: Гуманитарный Центр, 2013.

References

1. Kratkij filosofskijslovar'. Pod redakciej A.P. Alekseeva. Moskva: RG-Press, 2015.

2. Lebedev V.Yu., Priluckij A.M. 'Estetika: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Yurajt, 2014.

3. Yung K.G. Psihologicheskie tipy. Moskva: «Progress-Univers», 1995.

4. Nicshe F. Veselaya nauka. Perevod s nemec. M. Korenevoj, S. Stepanova, V. Toporova. Sankt-Peterburg: Azbuka, Azbuka-Attikus, 2011.

5. Rans'er Zh. 'Esteticheskoe bessoznatel'noe. Perevod s francuzskogo V.E. Lapickogo. Peterburg: Machina, 2012.

6. Vejninger O. Poliharakter. Perevod s nemeckogo V.O. Lihtenshtadt. Moskva: Astrel', 2012.

7. Bychkov V.V. 'Estetika: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Akademicheskij proekt, Fond «Mir», 2011.

8. Radeev A.E. Nicshe i 'estetika. Har'kov: Gumanitarnyj Centr, 2013.

Статья поступила в редакцию 17.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.