Научная статья на тему 'Эстетика и информационная насыщенность архитектурно-планировочного ансамбля университетского кампуса'

Эстетика и информационная насыщенность архитектурно-планировочного ансамбля университетского кампуса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
университетский кампус / эстетика среды вуза / информативные качества фасадов / реконструкция учебных корпусов / архитектурная семиотика

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Н.В. Самойлова, А.М. Липчанская, Е.Д. Новикова, С.А. Крафт

Вопросы качества университетских пространств в настоящее время изучены недостаточно полно. Быстрые трансформации и возрастающая роль вузов в жизни города требуют серьёзного научного подхода к организации среды университетских кампусов. В настоящей статье изучены художественные и семиотические свойства архитектуры фасадов и пространственной среды, выявленные различными исследователями. На основе выполненного теоретического анализа сформулированы эстетические и информативные качества, которые являются наиболее важными для организации образа университетского кампуса. В качестве примера практического использования выделенных качеств, представлено разработанное проектное решение для одного из корпусов ВолгГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетика и информационная насыщенность архитектурно-планировочного ансамбля университетского кампуса»

Эстетика и информационная насыщенность архитектурно-планировочного ансамбля университетского кампуса.

Н.В. Самойлова, А.М. Липчанская, Е.Д. Новикова, С.А. Крафт Волгоградский государственный технический университет

Аннотация: Вопросы качества университетских пространств в настоящее время изучены недостаточно полно. Быстрые трансформации и возрастающая роль вузов в жизни города требуют серьёзного научного подхода к организации среды университетских кампусов. В настоящей статье изучены художественные и семиотические свойства архитектуры фасадов и пространственной среды, выявленные различными исследователями. На основе выполненного теоретического анализа сформулированы эстетические и информативные качества, которые являются наиболее важными для организации образа университетского кампуса. В качестве примера практического использования выделенных качеств, представлено разработанное проектное решение для одного из корпусов ВолгГТУ. Ключевые слова: университетский кампус, эстетика среды вуза, информативные качества фасадов, реконструкция учебных корпусов, архитектурная семиотика.

Значимость многоплановой деятельности вузов для жизни городов, регионов, и страны в целом, требует соответствия статусу внешнего облика университетских кампусов. Неэстетичный образ фасадов наносит огромный урон репутации и имиджу вуза. Визуальная оценка среды вуза абитуриентами является основой, создающей первичное впечатление. Внешняя привлекательность сооружений и пространств вуза полезна для осуществления деятельности на международном уровне, привлечения студентов из других стран. В процессе исследования качества образа университетских кампусов отечественных вузов, было выявлено, что многие вузы уделяют внимание внешнему образу, но большей частью акцентируются на облике главных корпусов. Общий ансамблевый подход к организации комплекса вузовских зданий, включающих разнообразные объекты, и образующих большое количество внутренних пространств, не используется. Отсутствие единого стилевого и композиционного решения ансамбля зданий, составляющих университетский кампус, является следствием: неравномерного уровня ремонта зданий (одни блистают новой облицовкой, а здания рядом с отсутствием ремонта и обветшалыми

фасадами); наличия высокой визуальной замусоренности фасадов (разнообразно развешанные сплит-системы, бессистемно вывешенные объявления и т.п.); неэффективного использования поверхностей фасадов; низкой информационности пространств и архитектурных сооружений университетских кампусов. Всё перечисленное приводит к снижению эстетических и информативных качеств внешнего облика кампуса.

Выявленная проблема обусловила поставку цели: изучить архитектурно-художественные подходы, определяющие сущностные характеристики эстетических и информативных качеств комплекса фасадов зданий университетских кампусов. Для достижения цели выбран экспериментальный объект - фасад высотного корпуса «Г» ВолгГТУ, расположенный в Волгограде на пересечении улиц Огарева и Циолковского, для которого нами было разработано целостное композиционное решение оформления внешнего вида, повышающее эстетические и информативные качества объекта. В процессе работы были получены следующие результаты:

1) Определено, в чем именно заключаются эстетические качества восприятия архитектурного сооружения и архитектурного ансамбля, включающего группу из нескольких разнородных архитектурных объектов, составляющих университетский кампус. Многие исследователи затрагивают тему эстетики архитектурных объектов и градостроительной среды, образованной такими объектами, однако недостаточно исследований, посвященных эстетическим качествам, которыми должен обладать университетский кампус. С.А. Раздрогина в своем исследовании указывает на следующие эстетические качества архитектурных зданий: лаконичность формы; соразмерные пропорции общей структуры объекта и деталей, его составляющих; гуманный масштаб здания, сообразный человеческому масштабу; цветовое решение здания, способное оказывать влияние на эмоциональное состояние человека [1]. Исследователи П. П. Олейник, Ю. Г.

Корчагина считают, что эстетическая функция фасада состоит в усилении восприятия внутреннего пространства здания [2]. Н.С. Любин отмечает, что эстетическим качеством фасада является устойчивый дизайн, который состоит в совместном развитии архитектуры здания и окружающей его среды, обеспечивающий взаимное влияние этих элементов друг на друга [3]. Зарубежные исследователи, в частности, А.А. Мохамед выделяют необходимость учета в организации среды университетского кампуса повседневной эстетики, аспект которой заключается в том, что студенты разных направлений подготовки имеют различное представление об эстетической ценности среды [4]. В частности, в его исследовании выявлено, что студенты инженерного направления проявили большее внимание к качествам комфортности среды, а студенты архитекторы акцентировались на её художественной привлекательности и разнообразии [4]. Ученые С.Н Сарагих, Э. Мариса дополняют исследования эстетических качеств кампусов вуза изучением студенческих общежитий. Ими отмечено качество защищенности, влияющее на эмоциональное ощущение спокойствия, выражение данного качества должно быть планировочно и архитектурно отражено, в виде четкой границы - внутри-снаружи [5]. Важным они считают создание внутри общежитий пространств для творческой деятельности и социального взаимодействия студентов [5]. Индийские исследователи О.П. Обаиджевве, Э.Р. Эджоввокогене, Л. Акпойотор обращают внимание на эстетические качества университетской библиотеки, отмечая: важность колористического, светового и микроклиматического решений в совокупности, создающие эстетику среды; роль пространства, усиливающего настрой на чтение и размышление, творческие процессы, не только в интерьере, но и виды, открывающиеся снаружи; создание возможностей выхода пространства библиотеки за пределы здания, его интегрированности в пространство университетского кампуса [6]. Недостатки эстетических

качеств влияют на посещаемость студентами университетских пространств, в частности, среды библиотеки, отмечено в исследованиях А.О. Эсан и И.А. Блессинг [7].

На основании анализа эстетических качеств, выделенных различными исследователями и нашими собственными наблюдениями, основанными на опросах студентов, анализе среды отечественных университетских кампусов мы определили следующие эстетические качества, которыми должен обладать фасад здания, являющегося частью университетского кампуса:

- интегративностъ объекта. Фасад сооружения, являясь внешним выражением облика здания, должен быть интегрирован в окружающую его урбанизированную среду. В изучаемом нами случае, интеграция должна происходить преимущественно с сооружениями университетских зданий. Визуально весь комплекс университетских сооружений должен представлять цельный архитектурно-градостроительный ансамбль, связанный единым творческим решением. Пространства кампуса должны коррелироваться между собой, являясь разнообразными, перетекать из одного в другое.

- соответствие композиционным и пропорциональным закономерностям. Ансамбль университетского кампуса должен быть построен с соблюдением основных законов композиции. В частности, соответствие объемно-пространственной соразмерности сооружений ансамбля, модульной сочетаемости архитектурных частей, продуманности целостного колористического и фактурного решения оформления фасадов университетского комплекса. Достигнуть объемно-пространственной соразмерности можно путем изменения композиционного "веса" объекта, за счет использования подходящей цветовой гаммы или фактуры, которые способны создать иллюзию уменьшения или увеличения, скрыть или акцентировать внимание на объекте или его части. Модульная сочетаемость достижима за счет выделения общего крупного модуля и усиление эффекта

его визуального прочтения. Цветовое решение фасадов, с одной стороны позволяет расставить доминанты, акцентируя внимание на отдельные части ансамбля. В отдельном сооружении, например, на входные группы, в общем архитектурном решении на конкретное здание, например, на главный, с точки зрения, размещенных в нем функций, учебный корпус. С другой стороны, единое цветовое решение ансамбля университетского кампуса является своего рода брендом, передающее цветовую палитру, характерную, или индивидуально подобранную для конкретного вуза и используемую для покраски сооружений в различных градостроительных локациях. Подбор комбинирующихся между собой фактур и текстур архитектурных сооружений и элементов пространств ансамбля кампуса также важен для восприятия объекта. Удачный подбор материалов может усилить все ранее описанные композиционные составляющие художественного решения, а отсутствие должного внимания к выбору текстуры и фактуры, используемых материалов, способно свести к минимуму все творческие преимущества разработанного образа.

- благоустроенность среды. Визуально человек воспринимает комплексно архитектурные объекты и окружающую их среду, включающую основные элементы благоустройства: озеленение, места для комфортного отдыха (лавочки, навесы и другие малые архитектурные формы), качество дорожного покрытия, необычные решения входных и рекреационных зон.

2) Выделены основные требования к информативным качествам фасадов зданий, являющихся частью университетского кампуса. Изучая внешний облик зданий, ученые О.Т. Иевлева, И.И. Чикаев отмечают, что фасады способны создавать и транслировать эмоции, передавать определенный посыл в городскую среду, и эта способность зависит знакового синтаксиса элементов, содержащихся в визуальном образе [8]. В исследовании И.А. Добрицыной указаны следующие свойства среды, в

совокупности определяющее её смысловые эстетические качества: -трансляция через архитектурное пространство современных культурных кодов развития страны; символизм и пространственно-энергетический потенциал архитектурных объектов, отражающих заложенные в них семантические посылы; комфортность пребывания в архитектурно-градостроительной среде; уникальность архитектурного образа [9]. В научной работе И.М. Белени выделены новые технологические решения фасадов, которые обладают высокими информативными и эстетическими качествами, к ним относятся: медиафасады, стимулирующие активное взаимодействие фасада с пешеходами и другими внешними участниками городского пространства; кинетические фасады, автоматические трансформации подвижных элементов которых, обеспечивают разнообразие визуального восприятия; двойные оболочки, представляющие собой структурированный фасад, создающий возможности изменения образа здания и создание облика с новыми эстетическими качествами [10].

Изученные подходы и теоретические положения позволили нам определить информативные качества, которыми должен обладать архитектурно-пространственный ансамбль университетского кампуса:

- Знаковая контрастность. Если образ университетского комплекса представляет собой контраст к его окружающей застройке или градостроительной среде, то это выделяет его, повышая семантическую значимость. Человек визуально получает информацию о том, что перед ним что-то другое, выделяющееся из общего контекста застройки и это привлекает его внимание к объекту.

- Семантическая наполненность. Одной из основ архитектурной семиотики является архитектурная семантика. На практике архитектурный язык часто дополняется знаковой информационной конкретикой. И в этом случае важно обеспечение соответствия информационного посыла,

заложенного в фасаде: статусу и целям вуза, его образовательной направленности, соответствие логике городского контекста [11]. В большинстве случаев российские университеты находятся в сложившейся городской среде исторического центра, включающей жилую, административную, общественную застройку. Однако, зачастую сами здания университетского кампуса никак не идентифицируются от окружающей его среды. Многие пешеходы, проходят мимо и не получают через пространство фасадов вуза никакой информации об этом учебном учреждении. Данное положение является не соответствующим самому статусу вузов для жизни города и его жителей, вуз - не только центр общественной жизни города, но и научно-прогрессивной жизни региона. И данная информация должна быть отражена в архитектурной семантике университетского кампуса.

- Информативная гармоничность. В университетском кампусе необходимо обеспечивать соразмерность информативного использования пространств. Многие вузы для различных информационных объявлений используют временные установки, баннерные растяжки, рекламные стенды. Явными недостатками, снижающими информативные и эстетические качества, выявленные нами в процессе исследования, являются: использование, при размещении информации, шрифтов, несоответствующих стилю зданий кампуса; отсутствие учета главных ракурсов восприятия информации пешеходами и водителями; аляпистость представления информации, снижающая её восприятие и затирающая базовый архитектурный семантический контекст; отсутствие композиционной соразмерности шрифтов с расстоянием их восприятия; чрезмерная загруженность фасадов информацией; неравномерность размещения информации в ансамбле кампуса; отсутствие знаковых объектов отмечающих идентичность архитектурных кодов, и не передающих конкретную стилистику (брендинг) вуза.

3) Разработано проектное решение трансформации фасада, выбранного экспериментального объекта, демонстрирующее возможности использования на практике выделенных эстетических и информативных качеств. На рисунке 1 представлены: градостроительная ситуация, размещения корпуса «Г» ВолгГТУ в структуре Ворошиловского кампуса, внешний облик главного фасада в разные годы.

Рис. 1. - корпус «Г» в структуре Ворошиловского кампуса ВолгГТУ. Внешний вид (авторские фотографии): А - 2017 г.; Б - 2021 г.; В - 2024 г.; Г

- схема размещения корпуса в планировочной структуре кампуса.

Выполненное проектное предложение акцентировано на реализацию

выделенных качеств фасада здания, являющегося частью кампуса:

- эстетические качества: позволили обеспечить интегративность объекта, за счет колористического решения фасада здания, соответствующего по цветовой гамме окружающей застройке. Цвет не диссонирует с примыкающими корпусу "Г" зданиями. Благодаря этому оно является гармоничной частью общего ансамбля университетских корпусов (рис. 2 А, Б, В); соответствия композиционным и пропорциональным закономерностям, использовано при создании предложения декоративного оформления, отвечающего модульному и ритмичному построению архитектуры разрабатываемого корпуса, а кроме этого помогло композиционно объединить его с прилегающими корпусами; обеспечения разнообразия среды в проекте выполнено за счет изобразительного способа, который сделал фасад корпуса «Г» более привлекательным, выделив его среди других корпусов.

Рис. 2. - Проектное предложение организации фасада корпуса «Г» Ворошиловского кампуса ВолгГТУ. А, Б, В - колористические варианты; Г, Д, Е - вид главного фасада в разное время суток; Ж - фрагмент изображения.

- информативные качества: в реализации знаковой контрастности, задействовано декоративное оформление композиционно-значимого фасада здания, за счет цветового, светового и содержательного контекста которого усилена высотная доминанта здания корпуса «Г», отмечающего угол Ворошиловского кампуса ВолгГТУ (рис. 2 Г, Д, Е); семантическое наполнение обеспечено содержательным знаково-смысловым наполнением изображения, отражающим направления подготовки, осуществляемые в разрабатываемой вузовской локации (рис. 2 Ж); информативная гармоничность заключается в лаконичности и знаковости заложенной информации, разработанная композиция включает блок для размещения сменной актуальной информации, предложенный вариант наполнения

демонстрирует, что информация для её комфортного прочтения должна быть краткой, но ёмкой по содержанию.

Ценность выполненной работы - научное обобщение теоретических исследований, посвященных изучению смысловой роли и художественному оформлению фасадов зданий, в качества, важные для организации образа университетского кампуса. Практической значимостью проведенного исследования является демонстрация применения выделенных эстетических и информативных качеств в конкретном проектном решении. Использованный метод проектирования позволил достигнуть более качественно значимого результата, не только обеспечив повышение художественной значимости разрабатываемого фасада, но и позволив увеличить степень его информативного использования, семантически-значимого содержания. Выявленные проблемы, исследованные подходы, выделенные качества обеспечивают теоретическую и практическую базу для дальнейших исследований решения проблемы развития архитектурных пространств университетских кампусов.

Литература

1. Раздрогина С.А. Влияние архитектуры на эмоциональное состояние человека // Инженерно-строительный вестник Прикаспия. 2022. №2 (40). С. 42-45.

2. Олейник П.П., Корчагина Ю.Г. Современные технологические решения в дизайне фасадов // Инженерный вестник Дона, 2020, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2020/6300.

3. Любин Н.С. Архитектура как часть устойчивого развития // Инженерный вестник Дона, 2021, № 5. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2021/6968.

4. Mohamed A. Everyday Aesthetics and Attractiveness of the University Campus // 2022. Doi: 10.5772/intechopen.107873.

5. Saragih S., Marisa A. Designing Dormitory Student with Modern Architecture Concept at Universitas Sumatera Utara Kwala Bekala // Jurnal Koridor. 2023. Vol. 14. P. 91-106. Doi: 10.32734/koridor.v14i2.14384.

6. Obaidjevwe O., Ejovwokoghene E., Akpojotor L. Library Building Aesthetics and Undergraduates' Patronage of Public University Libraries in Delta State // International Journal of Education and Developmental Issues. 2023. Vol. 2. P. 20-29.

7. Esan A., Blessing I. Library Building Aesthetics and Functionality: A panacea to Low Patronage of University Library, A Case Study of Emily Aig-Imoukhuede Library, Benin-City // Library Philosophy and Practice (e-journal). 2023. URL: digitalcommons.unl.edu/libphilprac/7793

8. Иевлева О.Т., Чикаев И.И. Обзор эволюции фасадов зданий и сооружений // Инженерный вестник Дона, 2022, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2022/7602.

9. Добрицына И.А. Эстетический потенциал архитектуры и культурная политика // Academia. Архитектура и строительство. 2016. №4. С. 33-39.

10. Беленя И.М. Архитектура фасадов современных общественных зданий в аспекте устойчивого развития // Экономика строительства. 2023. №3. С. 62-72.

11. Самойлова, Н.В. Университеты в контексте городского технопарка: новые формы семиотической организации пространства // Визуальная антропология - 2019. Город-университет: жизненное пространство и визуальная среда: Материалы III Международной научной конференции, Великий Новгород, 28-30 августа 2019 года / Под редакцией С.С. Аванесова, Е.И. Спешиловой. - Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2020. - С. 478-488.

References

1. Razdrogina S.A. Inzhenerno-stroitel'nyj vestnik Prikaspiya. 2022. №2. (40). pp. 42-45.

2. Olejnik P.P., Korchagina YU.G. Inzhenernyj vestnik Dona, 2020, №2. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2020/6300.

3. Lyubin N.S. Inzhenernyj vestnik Dona, 2021, № 5. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2021/6968.

4. Mohamed A. Everyday Aesthetics and Attractiveness of the University Campus. 2022. Doi: 10.5772/intechopen.107873.

5. Saragih S., Marisa A. Jurnal Koridor. 2023. Vol. 14. pp. 91-106. Doi: 10.32734/koridor.v14i2.14384.

6. Obaidjevwe O., Ejovwokoghene E., Akpojotor L. International Journal of Education and Developmental Issues. 2023. Vol. 2. pp. 20-29.

7. Esan A., Blessing I. Library Philosophy and Practice (e-journal). 2023. URL: digitalcommons.unl.edu/libphilprac/7793.

8. Ievleva O.T., CHikaev I.I. Inzenernyj vestnik Dona, 2022, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2022/7602.

9. Dobricyna I.A. Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. 2016. №4. pp. 3339.

10. Belenya I.M. Ekonomika stroitel'stva. 2023. №3. pp. 62-72.

11. Samoylova, N.V. Vizual'naya antropologiya - 2019. Gorod-universitet: zhiznennoe prostranstvo i vizual'naya sreda: Materialy III Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Velikij Novgorod, 28-30 avgusta 2019 goda. Pod redakciej S.S. Avanesova, E.I. Speshilovoj. Velikij Novgorod: Novgorodskij gosudarstvennyj universitet imeni YAroslava Mudrogo, 2020. pp. 478-488.

Дата поступления: 3.04.2024

Дата публикации: 15.05.2024

М Инженерный вестник Дона, №5 (2024) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n5y2024/9238

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.