Научная статья на тему 'ЭСТЕТИКА ДИДЖИТАЛ-АРТ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ЭСТЕТИКА ДИДЖИТАЛ-АРТ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
610
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДЖИТАЛ-АРТ / ЦИФРОВОЕ ИСКУССТВО / ИСКУССТВО / МЕДИА / ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВО НОВЫХ МЕДИА / ДИЗАЙН / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МИР ИСКУССТВА / НАБЛЮДЕНИЕ / УЧАСТИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ермолаева Светлана Юрьевна, Воробьева Cофья Вячеславовна

В статье рассматривается эволюция цифрового искусства; поднимаются вопросы о феномене направления в медиареальности, которое дает новые возможности для творчества и его восприятия, и об эстетике «искусства новых форм», его задачах и функционировании в социокультурном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETICS OF DIGITAL ART IN THE SOCIO-CULTURAL SPACE

The article discusses the evolution of digital art; raises questions about the phenomenon of direction in media reality, which gives new opportunities for creativity and its perception, and about the aesthetics of «art of new forms», its tasks and functioning in the socio-cultural space.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИКА ДИДЖИТАЛ-АРТ В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

УДК 001.94

DOI 10.34823/SGZ.2021.3.51601

С.Ю. ЕРМОЛАЕВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций МПГУ

С.В. ВОРОБЬЕВА Магистрант Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования МПГУ"

Эстетика диджитал-арт в социокультурном пространстве

В статье рассматривается эволюция цифрового искусства; поднимаются вопросы о феномене направления в медиареальнос-ти, которое дает новые возможности для творчества и его восприятия, и об эстетике «искусства новых форм», его задачах и функционировании в социокультурном пространстве.

Ключевые слова: диджитал-арт, цифровое искусство, искусство, медиа, технологии, искусство новых медиа, дизайн, интерактивность, мир искусства, наблюдение, участие, композиция, компьютерное искусство.

S.Ju. ERMOLAEVA PhD in Pedagogy, Associate Professor at the Chair of Journalism and Media Communications, Moscow Pedagogical State University

S.V. VOROB'EVA 1st year master's Student of Journalism and Media Communications, Moscow Pedagogical State University

Aesthetics of digital art in the socio-cultural space

The article discusses the evolution of digital art; raises questions about the phenomenon of direction in media reality, which gives new op-

* Ермолаева Светлана Юрьевна, e-mail: syu.ermolaeva@mpgu.su ** Воробьева Озфья Вячеславовна, e-mail: sonyavorobeva@inbox.ru

portunities for creativity and its perception, and about the aesthetics of «art of new forms», its tasks and functioning in the socio-cultural space.

Keywords: digital art, art, media, technology, new media art, design, interactivity, art world, surveillance, participation, composition, computer art.

Мы живем в обществе, которое ежедневно взаимодействует с Интернетом. Цифровое искусство относится к разнообразным творениям, возникающим в результате взаимодействия техник, процессов и материалов, использующих особенности электронных устройств, таких как компьютеры, цифровые камеры, программное обеспечение для графического дизайна, смартфоны, мобильные телефоны или планшеты и, наконец, Интернет и сети. На сегодняшний день цифровые изображения заполняют нашу повседневную жизнь - бил-борды на улицах, цифровые рекламные щиты, популярные мероприятия по проекционному картированию, экраны смартфонов, видеоигры. Каждый может создавать контент и размещать его в Интернете. Но что должны делать художники в такое время и в такую эпоху и какова роль искусства в цифровую эпоху?

Когда мы перешли из эпохи, где телевизоры и камеры были аналоговыми, а сотовые телефоны не существовали, общество претерпело изменения и перешло к цифровому обществу, в котором мы живем сейчас1. Художники лидировали в реагировании на новые технологии, такие как компьютерная графика, Интернет, искусственный интеллект, робототехника и виртуальная реальность, и в передаче изменений в нашей жизни и нашем мировоззрении через их произведения искусства. Подобно научно-фантастическим романам и фильмам, искусство наглядно демонстрировало, что могло произойти в будущем и в прошлом, даже предлагая смоделированный опыт этих идей.

Цифровое искусство является категорией, определенным набором произведений, областью исследований и экспериментов. Его также можно назвать «электронным искусством», «интерактивным искусством» или «искусством с использованием новых технологий». Из-за нехватки финансовых ресурсов «медийное» искусство в некоторых странах начало развиваться поздно, но достаточно стремительно.

1 Пол К. Цифровое искусство. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2020, с. 30.

Компьютерное искусство приняло более четкую форму, когда Вера Мольнар и другие пионеры, занимающиеся концептуальным искусством, заинтересовались свойствами автоматизации компьютеров1. Это позволило им продолжать работу на основе комбинаторики. Историк-искусствовед Фрэнк Поппер также прославил диджитал-арт выпуском книги «Искусство в электронный век», в которой рассказал, как при помощи компьютера и голограмм можно было создать эстетику, опираясь на науку и новые технологии.

Цифровое искусство является медиумом, опирающимся на работу машин, и возможности, которые он предлагает, кажутся неисчерпаемыми. Американский писатель и куратор Джордж Фифилд полагал, что «в пространстве компьютера, где не действуют ни силы трения, ни закон тяготения, художник может запросто перегруппировать и совместить несколько изображений, фильтров и цветов, ощущая такую свободу творчества, о которой раньше нельзя было и меч-тать»2. Технологии диджитал-арт обеспечили развитие компьютерного искусства, нет-арта, цифровой фотографии и цифрового видео, экспериментальной скульптуры, почти всего современного стандарта и множества других практик своей историей и сообществом авторов. Методики по-прежнему продолжают развиваться, последователи «цифрового искусства» выстраивают собственную коммуникацию, обсуждают и оценивают работы, образуя тем самым нишу общего интереса. Используя их всегда по-новому, художники раскрывают различные возможности видения этого искусства людьми, а также нашу реальность в мире, где преобладает сила средств массовой информации. Общество стремительно меняется благодаря цифровым медиа. Мог ли кто-нибудь представить себе, что с появлением смартфонов такие вещи, как фотоаппараты, адресные книги и энциклопедии, станут устаревшими? Мы не знаем точно, что эти изменения означают для нашего будущего. Медиа-художники используют свою технику и опыт, чтобы создать пространство, в котором люди могут творчески использовать различные

1 Edmond C, Norbert H. L'art numérique: Comment la technologie vient au monde de l'art. Paris: Flammarion, 2009, р. 48-50.

2 Статья «Как компьютеры приручали искусство: глава из книги «Новые медиа в искусстве» [Электронный ресурс]. URL: https://discours.io/artic-les/theory/kak-kompyutery-priruchali-iskusstvo-glava-iz-knigi-novye-media-v-iskusstve (дата обращения: 11.04.2021).

формы медиа. Они также меняют наше повседневное видение, используя самые передовые технологии, предлагая новый взгляд на вещи, которые были нам неизвестны. Требуется время, чтобы новая технология появилась в мире в виде востребованного на рынке продукта. Однако на ограниченных художественных выставках с этими методиками можно экспериментировать на гораздо более ранней стадии. Новые идеи, созданные художниками, полезны и для экспертов в области технологий. В последние годы возможности для сотрудничества между художниками, учеными и инженерами стали распространяться по всему миру, тем самым открывая возможности для нового художественного образования. Оно рассматривалось в контексте постинституциональных преобразований1. Мобильность и нетворкинг стали важными в теории образования и учебном планировании. Эти тенденции привели к большей взаимосвязи между художниками, дизайнерами и другими профессионалами, создав новые гибриды, например, квантовых художников, биоэстетиков и специалистов по планированию диджитал-арт. Возникающий в настоящее время способ участия в искусстве будет развиваться дальше, что приведет к соединительной, сетевой парадигме для искусства и его теории, требующей контаминационной критики. Такое развитие искусства потребует и в конечном итоге приведет к радикальным изменениям в нашем подходе к художественному образованию2.

Ведь компьютерные сети открывают возможность своего рода планетарного творчества, которое не удалось достичь никакими другими средствами коммуникации. Эти идеи, порожденные разнообразием мест, расположенные в самых разных культурных контекстах и передаваемые, конечно, через уникально противоположных индивидуумов, могут стать очень важными по значению и подтексту. Сетевое взаимодействие порождает переплетение воображений, которое дает термину «ассоциативное мышление» наиболее развернутое толкование3. Визуальный дискурс искусства, воплощенный в живописи, скульптуре, кино и фотографии,

1 Omar K. I Was Raised on the Internet. Munich: Prestel Publishing, 2018, р. 94.

2 Oliver G. Museum and Archive on the Move: Changing Cultural Institutions in the Digital Era. Berlin: De Gruyter, 2017, р. 76-78.

3 Ерохин С.В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. Спб.: Алетейя, 2010, с. 310-312.

имеет собственное закрытое общение. При всей очевидной свободе от ограничений, способы художественного решения произведения искусства (как «отправитель» или «получатель») составляют набор правил, изучение которых позволяет войти в разрешенный дискурс. Контроль, отбор, организацию и перераспределение искусства следует понимать, как часть больших процессов упорядочивания в обществе, где искусство является подмножеством более широкого дискурса, подчиняющегося институциональному управлению желаниями и властью.

Цифровое искусство все еще невероятно ново, а люди, которые задействуют его с максимальным потенциалом, выходят за рамки «нормы»1. Цифровое искусство бросает вызов традиционным отношениям между активными наблюдающими субъектами и пассивными объектами искусства, создавая интерактивные поведенческие контексты для удаленных эстетических встреч.

Объединяя разум и дух с техникой, опираясь на разнообразные идеи из различных дисциплин и применяя их в искусстве, диджитал-арт предвосхитил и отреагировал на возможности сетевых коммуникаций и вопросы, которые становятся все более важными для искусства и культуры2. Художники сыграли важную роль в разработке идей, которые имеют широкие культурные разветвления, даже несмотря на то, что процесс историзации обычно не происходит в визуальных формах искусства. Скорее, используя формулы и слова, научная, историческая и другие формы литературы являются основными местами, где более общепринятые языки конкретизируют возникающие культурные конфигурации в исторических повествованиях. В результате научные и философские модели обычно считаются предшественниками последующего развития изобразительного искусства. Однако процесс культурного становления зависит от взаимосвязанного обмена идеями между дисциплинами, так что во многих случаях неверно приписывать ту или иную область происхождения какой-либо общей концепции. Диджитал-арт отразил интеграцию эстетических и научных интересов, основанных на кибернетике. Отдельные произведения ис-

1 Цилински З. Археология медиа. М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019, с. 108.

2 Манович Л. Язык новых медиа. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018, с. 25-31.

кусства стали рассматриваться как творческие системы, поведение которых можно изменять и регулировать посредством интерактивного обмена информацией1.

Таким образом, цифровые данные невозможно увидеть глазом. Мы больше не выясняем, что происходит в огромном сетевом ландшафте. Здесь искусство может стать для нас ключом к размышлениям о мире сегодня и в будущем. Поскольку медиаискусство помогает творчески подходить к инновациям, созданным цифровыми технологиями, оно также предлагает порассуждать о состоянии нашего цифрового медиаобщества с различных точек зрения2. По мере того как мир медиа меняется, медиаискусство так же будет трансформироваться, порождая новое видение критического сознания художников. Искусство, достойное белостенных галерей, не всегда требует холста и красок. Есть не менее талантливые художники, использующие торрент-программы и обновленные пиктограммы, стремящиеся оставить свой след в истории. Фактически, сейчас Интернет является одновременно сценой и метафорическим инкубатором для одного из самых увлекательных видов современного искусства нашего времени - диджитал-арт3. Обмен между пользователями, художниками и влиятельными учреждениями, контролирующими Интернет, делает его особенно интересным и, казалось бы, безграничным в качестве средства массовой информации. В скором времени контекст и состояние контента будут кардинально отличаться от всего, что мы действительно можем себе представить в данный момент.

1 Ascott R. Telematic Embrace: Visionary Theories of Art, Technology, and Consciousness. Berkeley, CA: University of California Press, 2003, p. 112-115.

2 Dominique M. Art Beyond Digital. Link Editions, Brescia, 2018, p. 52-54.

3 Jay David B. The Digital Plenitude: The Decline of Elite Culture and the Rise of New Media. Cambridge, MA: MIT Press, 2019, p. 123-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.