Научная статья на тему 'Эстетическое восприятие окружающей действительности старшими дошкольниками (на материале тематического рисования)'

Эстетическое восприятие окружающей действительности старшими дошкольниками (на материале тематического рисования) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
651
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лихошерстова Н. А.

Общеизвестно, что человек уже на ранних этапах своего эволюционного развития создавал наскальные рисунки, среди которых прослеживается усложняющаяся цепочка изображений: отдельные конкретные сюжеты, образы-символы, образы-знаки. Очевидно, что в той или иной степени они являлись естественной попыткой человека создать язык, способный определенным образом моделировать окружающую действительность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое восприятие окружающей действительности старшими дошкольниками (на материале тематического рисования)»

3. Латюшин В.В. Воспитание любви к природе: метод. рек. учителям биологии // Челяб. гос. пед. ин-т. - Челябинск: ЧГПИ, 1987. - 62 с.

4. Усова A.B. Межпредметные связи в условиях стандартизации образования. - Челябинск: Изд-во ЧИТУ «Факел», 1996. - 52 с.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ)

© Лихошерстова H.A.*

Белгородский государственный университет, г. Белгород

Общеизвестно, что человек уже на ранних этапах своего эволюционного развития создавал наскальные рисунки, среди которых прослеживается усложняющаяся цепочка изображений: отдельные конкретные сюжеты, образы-символы, образы-знаки. Очевидно, что в той или иной степени они являлись естественной попыткой человека создать язык, способный определенным образом моделировать окружающую действительность. Поэтому рисунок всегда выступает в качестве текста, с помощью которого человек может передать воспринятый им окружающий мир.

В дошкольном возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов и явлений окружающей действительности. Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает реалии окружающего мира.

Можно выделить особенности развития эстетического восприятия на каждом возрастном этапе. Так у старших дошкольников:

- развивается апперцепция - свойство восприятия, зависящее от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека, вырабатывается собственное эстетическое восприятие объекта или явления;

- совершенствуется характер и содержание обобщенных способов обследования предметов с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

- продолжает развиваться эстетическое восприятие окружающей действительности через умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, замечать сходство и различие, обобщать;

- формируются эстетические суждения, дошкольники учатся самостоятельно, аргументировано и развернуто давать эстетическую оценку окружающей действительности.

* Ассистент кафедры Дошкольной педагогики и психологии.

Развитие эстетического восприятия у дошкольников происходит в различных видах деятельности, например: в быту, в труде, в игровой деятельности, на занятиях, в самостоятельной деятельности, при ознакомлении с социальными и природными явлениями и т.д.

Но следует обратить внимание на изобразительную деятельность старших дошкольников, в частности на тематическое рисование. Тематическое рисование - изображение простых сюжетных картин - людей и их деятельности, природы, т.е. всего того, что мы наблюдаем в окружающем нас мире.

В тематическом рисовании дошкольник передает непосредственные впечатления об окружающей действительности, делает элементарные эстетические обобщения и анализ наблюдаемых жизненных явлений, расширяет знания и представления о природе, жизни людей, социальных явлениях и т.д. В тематическом рисовании дети учатся наблюдать и анализировать предметы и явления окружающего мира. Тематическое рисование способствует развитию эмоционально-эстетической отзывчивости на окружающую действительность.

Чувственный и рассудочный уровни познания пронизаны единой связью, которая не теряется в процессе осмысления увиденного и прочувствованного, но трансформирует последние как материал, переводя их на другой, понятийно-образный уровень: душа, переполненная чувствами, стремится выразить их в наполненном смыслом тексте, в линиях и формах архитектуры или в красках живописи [1].

В дошкольном возрасте дети с удовольствием и интересом занимаются рисованием. Но рисунки детей 6-7 лет становятся сложнее, приобретают детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Дети свободно владеют обобщенными способами анализа изображения, рисунки становятся более пропорциональными и симметричными. Например: изображая человека, ребенок хорошо прорисовывает пальцы на руках, глаза, рот, брови, волосы. Одежда в рисунках детей старшего дошкольного возраста постепенно детализируется. Например: дети прорисовывают пуговицы, карманы, украшают одежду различными деталями. Дети самостоятельно могут высказывать эстетиче -ские суждения, аргументировано и развернуто оценивать изображения.

Разрабатывая тематику занятий для рисования, мы ориентируем дошкольников на то, чтобы содержание темы занятия было направлено на максимальную возможность в рисунках изображать реальные жизненные ситуации. Так как одной из важнейших сторон тематического рисования является изучение темы во всех ее проявлениях, во всевозможных конкретных действиях и конкретных жизненных событиях. Определение понятия конкретной темы рисования, с четким указанием места и действия персонажей, требует от дошкольника точного выполнения. Но постепенное наполнение сюжета рисунка действующими лицами и предметами провоцирует дошкольника на проявление творчества, т.к. раскрыть тему сюжета изображения (выделить характерные детали предметов, проанализировать пространственное распо-

ложение предметов и объектов в рисунке, определить цветовую гамму и т.д.) требует от дошкольника проявление творческих способностей.

В тематическом рисовании у дошкольников развивается эстетическое восприятие. А подлинное восприятие начинается тогда, когда дошкольник не только эмоционально переживает содержание изображаемого, но и становится на уровень сотворчества, из пассивного созерцателя превращается в активного творца, который в своих художественных произведениях (рисунках на определенную тему) раскрывает накопленные эстетические впечатления об окружающей действительности, с помощью выразительных средств дает эстетическую оценку теми или иными явлениям окружающей действительности.

Тематическое рисование одно из средств развития эстетического восприятия окружающей действительности у дошкольников. Тяготение к творческой деятельности, стремление выразить свои чувства и эмоции, мысли и настроение наиболее полно и продуктивно проявляются в тематическом рисовании. Ребенку, не ведающему норм и правил искусства, присущи в рисунке непосредственность и искренность, смелость выражения своих представлений. Тематическое рисование вызывает эмоциональный отклик и развивает эстетическое отношение к реальному миру, позволяет ребенку самостоятельно разобраться и передать в рисунке красоту окружающей действительности.

Тематическое рисование может быть организовано на основе наблюдений или предложенной теме. Предлагая дошкольнику определенную тему для наблюдения и изображения, мы должны предполагать то, что «маленький» художник должен увидеть и передать в рисунке не только определенные жизненные явления, захватывающие его остротой ситуации, но видеть и различать в окружающем мире комическое и трагическое, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Определяя понятие конкретной темы рисования, с четким указанием места и действия персонажей требует от ребенка точного выполнения, но дает возможность проявить самостоятельность в эстетических суждениях и провоцирует дошкольника на проявление творчества.

Тематическое рисование дает возможность использовать вариативность в названиях тем для рисования. Детям необходимо предлагать следующие темы для рисования: добра и зла, прекрасного и безобразного, отношений между людьми, быта, отдыха и т.д. Вариативность тематики в рисовании с дошкольниками предполагает успешное развитие эстетического восприятия окружающей действительности.

Однако планируя занятия на определенную тему, педагоги дошкольных образовательных учреждений зачастую испытываю трудности. Название тем для рисования типичные, повторяющиеся, дублирующие друг друга, например: весенняя тематика, представлена следующими темами -«Пришла весна»; «Весеннее солнышко», «Весенняя капель», «Бегут ручейки» и т.д.; жизнь животные представлена следующими темами - «До-

машние животные», «Дикие животные», «Кто живет в лесу?», «Зоопарк» и т.п. Многие темы просто скопированы с источников методической литературы, где представлены конспекты занятий.

А ведь для развития эстетического восприятия окружающей действительности у дошкольников педагог должен уметь планировать занятия на такие темы, которые способствуют художественно-эстетическому проектированию эстетической предметно-жизненной среды в рисунке, помогают дошкольнику осознавать и чувствовать реальные жизненные ситуации.

Проявляя себя в изобразительной деятельности, под влиянием художественных образов дошкольник начинает по-новому относиться к явлениям окружающей действительности. Беседы об окружающей действительности, излагаемые в сухой, рассудочной форме, не доходят до ребенка, но, будучи облеченными в художественную форму, глубоко трогают его и оставляют значительный след. Тематическое рисование обладает громадным потенциалом развития у детей эстетического восприятия к окружающему миру и способствует построению системы отношений дошкольника с окружающей действительностью.

Флерина Е.А. указывала: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, отражение, которое построено на работе воображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к изображаемому» [2].

В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок, а в рисовании, используя разнообразные художественные материалы (карандаш, сангина, уголь, пастель, тушь) дошкольник превосходно передает свое видение красоты окружающей действительности. Например, на одних рисунках можно увидеть добрые образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, злые, жесткие. Именно так ребенок выражает свою любовь, дружбу, уважение, неприязнь, отвращение, испуг.

В тематическом рисунке ребенок пытается передать воспринятый им окружающий мир, с его прекрасными и безобразными сторонами. Это проявляется в рисунках детей: линии становятся более пластичны и выразительны. Линия, черта, штрих могут быть в рисунках короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и движущимися по кругу, пересекающимися и т.д. Через легкость, воздушность, плавность, остроту и агрессивность изображаемых линий ребенок тем самым пытается рассказать о характере героя, о его отношении к окружающему миру.

В тематическом рисунке, возникает необходимость передать действие предметов или явлений путем расположения их на листе бумаги таким образом, чтобы было ясно, какое это событие или явление окружающей действи-

тельности, при передаче связного содержания устанавливать постоянные пространственные отношения, согласовывать предметы по величине. Для передачи многообразия цветовой гаммы окружающего мира ребенок должен уметь дифференцированно использовать цвет в рисунке, для передачи характерных признаков предметов (пушистый, прозрачный, колючий и т.п.) дети должны хорошо усвоить различные способы работы кистью и красками.

Изображение фигур в движении позволяет снизить стереотипность. Само тематическое рисование, которое включает умение изображать не только предметы, но и людей, в движении и действиях, предоставляет дошкольникам максимальную возможность воспринимать, осознавать, чувствовать и изображать реальные повседневные ситуации. Овладение техникой рисования позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки содержанием которых будут предметы и явления окружающей действительности.

Таким образом, развитие эстетического восприятия к окружающей действительности, стремление выразить свои чувства и эмоции, мысли и настроение наиболее полно и продуктивно проявляется в тематическом рисовании. Вариативность тематики расширяет у детей представления об окружающей действительности, учит выделять красивые, радующие глаз компоненты окружающего мира, формирует умения обосновывать свой выбор и давать эстетическую оценку.

Список литературы:

1.Длугач Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. - М.: ИФ РАН, 2002. - С. 221.

2.Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. -С. 181.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Лосева A.B.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Многоаспектность и многофакторность школьных трудностей у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) позволяет специалистам по-разному определять значимость тех или иных факторов в возникновении трудностей у детей в процессе их обучения.

* Старший преподаватель кафедры Специальной педагогики, психологии и предметных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.