Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание в системе образования'

Эстетическое воспитание в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1841
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
In article features of esthetic education in an education system are considered. / aesthetic education / and aesthetic development / aesthetic culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куницына Наталья Юрьевна

статье рассматриваются особенности эстетического воспитания в системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION IN THE EDUCATION SYSTEM

эстетическое воспитание и образование, эстетическое развитие, эстетическая культура.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание в системе образования»

12. Кузьмина, Н.В. Профессионализм педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина, A.A. Рен. -СПб.; Рыбинск, 1993. - 54 с.

13. Леонтьев, Д.А. Гордон Олпорт - архитектор психологии личности / Д.А. Леонтьев // Психол. журнал. - 2002. - Т. 23. - № 3. - С. 23-30.

14. Мошкин, В.Н. Педагогические условия воспитания культуры безопасности / В.Н. Мошкин. -http://www.oim.ru/reader.asp.

15. Мычко, Е.И. Практико-ориентированные технологии формирования коммуникативной культуры педагога: Дис. ... д-ра пед. наук / Е.И. Мычко. - Калининград, 2002. - 421 с.

16. Онушкин, В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. - СПб.: Речь; Воронеж: МО-ДЭК, 1995. - 232 с.

17. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Л.И. Вансовская, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под ред. A.A. Крылова. - СПб: СПбУ. - 1997. - 312 с.

18. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин. - М.: МАГИСТР ПРЕСС, 2000. - 488 с.

19. Сморчкова, В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе: Автореф.

дис. .. д-ра пед. наук / В.П. Сморчкова. - М., 2007. - 46 с.

20. Сморчкова, В.П. Формирование коммуникативной культуры социального педагога в системе профессиональной подготовки в вузе: Дис. ... д-ра пед. наук / В.П. Сморчкова. - М., 2007. - 495 с.

21. Станкевич, Л.В. Развитие коммуникативной культуры будущих юристов в условиях инновационной деятельности вуза: Дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Станкевич. - Челябинск, 2009 - 224 с.

22. Тулегенова, А.Г. Некоторые психолого-педагогические условия оптимизации учебно-воспитательного процесса / А.Г. Тулегенова. - http:// www.crimea.edu./tnu/magazine/scientist/edition3/ n03019.html.

23. Форд, Дж. Г. Теория личности К. Роджерса: обзор и перспективы // Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии (зарубежная гуманистическая психология / Дж. Г. Форд. - Ростов н/Д.: РГУ, 1996. - С. 83108.

24. Фу, К. Структурные методы распознавания образов / К. Фу. - М.: Мир, 1977. - 320 с.

25. Эткинд, А.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений / А.М. Эткинд // Вопр. психологии. - 1983. - №2. - С. 106-112.

УДК 37.036 ББК 316.7

Н.Ю. КУНИЦЫНА. соискатель (г. Воронеж)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности эстетического воспитания в системе образования.

Ключевые слова: эстетическое воспитание и образование, эстетическое развитие, эстетическая культура.

N.Y. KUNITSYNA

(Voronezh)

AESTHETIC EDUCATION IN THE EDUCATION SYSTEM

Abstract. In article features of esthetic education in an education system are considered. Key words: aesthetic education, and aesthetic development, aesthetic culture.

188 -I

Образование и педагогика

В настоящее время система образования в России представлена в следующем виде:

1) Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Является базовым компонентом формирования ценностей и воспитания ценностных отношений личности.

2) Дошкольное образование, которое дает детям элементарные знания, но все же не приравнивается к первой ступени школьного образования. Дети начинают посещать детский сад с 1/1,5 года (ясли) и находятся там до 6 лет (также добровольно по желанию родителей).

3) Начальное образование (начальная школа) начинается с полных 6 лет и длится в течение 4 лет (по результатам последних реформ в сфере образования). Начальное образование дети могут получать уже в гимназиях или лицеях, так как в нашей стране данные типы учебных заведений представлены комплексно - с 1 по 11 классы.

4) Неполное среднее образование в лицеях, гимназиях, общеобразовательных школах длится в течение 5 лет. Окончание 9 классов каждого из этих типов учебных заведений дает право на получение аттестата об общем среднем образовании.

5) Полное среднее образование или производственно-техническое образование с правом поступления в техникум, колледж и другие профессиональные учреждения. По завершении обучения 10 и 11 классов школы, гимназии, лицея выпускники получают аттестат о полном среднем образовании и имеют полное право на поступление в ВУЗ. Это право распространяется также на окончившего любое профессиональное учреждение.

6) Высшее образование с получением диплома специалиста, степени бакалавра, магистра или мастера с правом повышения квалификации в университете или НИИ, по окончании которого получают степень кандидата наук, а позже - доктора наук.

Конкретная реализация задач эстетического воспитания должна осуществляться в рамках системы образования, тем не менее, проблеме эстетического воспитания и эстетического развития личности еще не уделяется должного внимания.

Эстетическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Эстетическое отношение к действительности является специфическим видом общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое развитие - процесс формирования и обогащения способности к образно-художественному восприятию жизни, эмоционально-психологическое отношение к ней. Необходимое дополнение к учебной деятельности, развивающей логическое и творческое мышление.

Предполагает: изучение теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой и постижение ее языка и природы; участие в художественном творчестве [1].

Прекрасное в жизни - и средство, и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию

прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

В системе образования эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса и ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у человека воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т. Лихачевым принцип эстетизации жизни. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит воспитанников в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на занятиях важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед воспитанниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике,

например, нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония [2].

Таким образом, эстетическое воспитание -важная часть становления и развития личности. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) -без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой - цель педагогического процесса.

Учебно-воспитательные программы общеобразовательных учреждений должны отводить значительное место предметам, в составе которых воспитанникам предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.

Система образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, значимость которой неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Однако образование не должно сводиться исключительно к передаче знаний. Оно должно выполнять и функции формирования личностных качеств человека.

Отсюда вытекает и необходимость системной постановки воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Нельзя изолировать эстетическое воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и эстетическое воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности.

Поэтому и возникла необходимость в том, чтобы уточнить понятие эстетического воспитания, выделить показатели и критерии воспитательного процесса в системе образования, а после определить принципы и возможности культурно-образовательной среды в эстетическом воспитании.

Примечания:

1. Рапацееич, Е.С. Золотая книга педагога / Е.С. Рапацевич. - М.: «Современная школа», 2010.

2. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.