Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ "БАТИК"'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ "БАТИК" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ВНЕКЛАССНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ / БАТИК / AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / TECHNOLOGY / BATIK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Эмилия Андреевна

В данной статье рассмотрены педагогические основы эстетического воспитания школьников. Роль внеклассной деятельности и искусства «Батик» в эстетическом воспитании школьников. Автором проведена диагностика уровня эстетического воспитания школьников, разработана и апробирована образовательная программа «Путь к творчеству». В статье сделан акцент на практическую значимость исследования, материалы и результаты которого могут быть полезны в проектировании образовательного процесса, эстетическом воспитании школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF MANUFACTURING PRODUCTS IN THE TECHNIQUE OF " BATIK"

This article discusses the pedagogical foundations of aesthetic education of schoolchildren. The role of extra-curricular activities and art “Batik” in the aesthetic education of schoolchildren. The author diagnosed the level of aesthetic education of schoolchildren, developed and tested the educational program “Path to Creativity”. The article emphasizes the practical significance of the study, the materials and results of which can be useful in the design of the educational process, the aesthetic education of students.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ "БАТИК"»

Педагогика

УДК:371

магистрант группы «Проектный менеджмент в образовании» (М-ПМО-18) Максимова Эмилия Андреевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ В

ТЕХНИКЕ «БАТИК»

Аннотация. В данной статье рассмотрены педагогические основы эстетического воспитания школьников. Роль внеклассной деятельности и искусства «Батик» в эстетическом воспитании школьников. Автором проведена диагностика уровня эстетического воспитания школьников, разработана и апробирована образовательная программа «Путь к творчеству». В статье сделан акцент на практическую значимость исследования, материалы и результаты которого могут быть полезны в проектировании образовательного процесса, эстетическом воспитании школьников.

Ключевые слова: эстетическое воспитание школьников, внеклассная деятельность, технология, батик.

Annotation. This article discusses the pedagogical foundations of aesthetic education of schoolchildren. The role of extra-curricular activities and art "Batik" in the aesthetic education of schoolchildren. The author diagnosed the level of aesthetic education of schoolchildren, developed and tested the educational program "Path to Creativity". The article emphasizes the practical significance of the study, the materials and results of which can be useful in the design of the educational process, the aesthetic education of students.

Keywords: aesthetic education of schoolchildren, extracurricular activities, technology, batik.

Введение. На современном этапе становления российской системы образования, с переходом на личностно-ориентированное развивающее обучение, развитием дополнительного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта, включение в образовательную программу внеклассных занятий искусства батик, является инновационным методом и необходимым средством эстетического воспитания, формирования творческой личности, умеющей видеть и решать жизненно, социально важные вопросы, что является актуальной проблемой в наше время [22].

Дети с малых лет проявляют интерес ко всякому яркому, красивому и отсутствие в этот период своевременного внимания, эстетического воспитания, может привести к последующему оскудению чувств, равнодушию и дисгармонии личности, которое снижает общий уровень культурного развития нашей страны. В решении данной проблемы, эстетическое воспитание - залог успешного, эффективного образования, где целью педагога является, активизация интереса восприятия, понимания прекрасного, развитие творческих способностей и самое главное, формирование эстетической культуры обучающихся.

Изложение основного материала статьи. Понятие «воспитание» содержит множество важных признаков и на протяжении столетий оно неоднократно изменялось и корректировалось. У каждого народа воспитание - значительная и существенная часть социокультурного процесса, уходящая корнями в историко-культурный опыт народа, в духовные традиции [18, С. 39]. Приспособление человека к условиям существования, к среде, в которой он живет, существует, принято называть воспитанием. Успех воспитания во многом зависит от развития эмоционально-чувственной сферы, где познание, чувство красоты, любви, уважения играют важную роль. По определению немецкого философа А. Браумгартена, термин «эстетика» проистекает от греческого слова, означающего «чувствовать», прекрасное - это то, что доставляет наслаждение созерцаемому [16, С. 8]. Иммануил Кант эстетику понимал как прекрасное в искусстве, для него она была критикой эстетической способности суждения [16, С. 6]. Поль Валери определил природу эстетического и указал на одну из её функций - функцию воспитания человеческих чувств, человеческой чувствительности [16, С. 12]. Сейчас, эстетика определяется как философская дисциплина об эстетическом, а также как научная дисциплина, изучающая процесс и особенности художественного творчества, личность творца, его художественные способности [16, С. 7].

Эстетическое воспитание - часть целостного воспитательного процесса, в педагогическом энциклопедическом словаре говорится, что: «эстетическое воспитание - целенаправленное формирование эстетических вкусов и идеалов личности, развитие её способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства» [17, С. 799]. В.А. Сухомлинский считал: «созерцание прекрасного - это первое окошко в мир красоты, это умение видеть неразрывную связь со способностью личности испытывать переживания, удовольствие от созерцания прекрасного. Природа даёт переживание красоты и гармонии жизни» [8, С. 134]. Б.М. Неменский пишет: «Суть эстетического воспитания состоит в том, чтобы утверждать добро как прекрасное» [19, С. 169]. Значит, эстетическое воспитание - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в жизни, искусстве, где цель - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты: эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы и испытывать эстетические чувства [10, С. 119]. Иными словами, эстетическая деятельность - это всякая деятельность человека в её общечеловеческой значимости.

В дополнительном образовании эстетическому воспитанию обучающихся содействуют занятия всех видов детских объединений, но особенно кружки (студии) художественно-эстетической направленности, где глубже и шире изучают мировую художественную культуру, историю и виды искусства. Дополнительное образование более общее понятие и широкая сфера, которая охватывает как внеурочную деятельность, так и деятельность учреждений дополнительного образования. Внеурочная работа решает, прежде всего, задачи воспитательного просветительского характера и организуется классными руководителями, вожатыми, воспитателями при активном участии самих школьников [6, С. 274]. Термин «внеклассная деятельность» говорит за себя, что работа ведётся вне класса, то есть, это организация педагогом различных видов деятельности во внеурочное время. Под внеурочной (внеклассной) деятельностью в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) следует понимать: «образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение результатов освоения основной образовательной программы» [22].

Таким образом, внеклассная работа носит ярко выраженный воспитывающий характер, где для её успеха необходима целенаправленная деятельность учителя, педагога по развитию интеллектуально-творческого, личностного потенциала обучающегося. Необходимо помнить, что меркантильные интересы не возобладали над воспитательными [11, С. 57].

Батик - очень древнее и вечно юное искусство, родиной считается Юго-Восточная Азия, остров Ява в Индонезии, в переводе с яванского языка означает «рисование горячим воском», его также переводят как «капли на ткани» («Ьа» - хлопчатобумажная ткань, «йк» - точка или капля). Сегодня батик широко используется в дизайне интерьеров, востребован модельерами, создающими более демократичную одежду [4, С. 13]. Существует четыре основных способа росписи по ткани: техника горячего батика; техника холодного батика; набивной батик (набойка); узелковый батик. Все способы росписи отличаются техникой выполнения и составом резерва. Например, в технике «горячий батик», в качестве резервирующего состава используют расплавленный воск, в технике «холодный батик» - резерв (клей), они не дают раствору красителя проникнуть через себя и тем самым сохраняют место нанесения рисунка узора. Холодный батик представлен тремя техниками: «классический», «многослойный» и «незамкнутая графика» [7, С. 32]. Метод свободной росписи позволяет наносить оттенки, рисунки и без резерва. В технике набивной батик рисунок наносится с помощью штампов, сделанных из различных материалов. Узелковый батик - выкручивание, вращение, сгибание, прессование, обматывание ткани с последующей окраской свертка, результат которого зависит от системы завязывания. Мы видим, что множество способов оформления тканей, породило многообразие декоративных эффектов, развития воображения и самовыражения художника. Занятия по росписи способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления.

Нами проведено исследование для определения уровня эстетического восприятия школьников в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» «Айылгы» города Якутска, организация, которой основывается на том, что школьники второго года обучения, ранее на уроках, занятиях по изобразительному искусству и технологии не изучали технологию батик.

В исследовании участвовало двенадцать обучающихся из контрольной и экспериментальной группы, в возрасте от 10 до 14 лет. Для этого, специально, была составлена общеобразовательная общеразвивающая программа, куда был включён раздел изучения искусства батик и разработаны технологические карты серии занятий, которые были в последующем апробированы. Целью исследовательской работы выступает: разработать и апробировать программу занятий, способствующих эстетическому воспитанию обучающихся. Для решения поставленной цели провели наблюдение, анкетирование и тестирование. Анкетирование - для определения эмоционального отношения школьников к учебному процессу, интереса, художественно-эстетического предпочтения, желания, характера возникающих трудностей в обучении. Ведём наблюдение с целью определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности школьников, самостоятельности выполнения ими практических заданий. Проводим диагностику эстетического восприятия Г.А. Урунтаевой «Изучение восприятия картины», для выявления уровня эстетической воспитанности и отдельно диагностику по критериям, творческих работ обучающихся с учетом технологических особенностей батика.

Результат анализа анкет обучающихся на контрольном этапе выяснил, что большинству испытуемых нравится учиться, узнавать новое, работать с незнакомыми художественными материалами, многие испытывали страх сделать ошибку, нуждались в помощи педагога, но, тем не менее, старались самостоятельно справиться с задачами, творчески выразить себя. У них появилось желание ещё глубже изучить искусство батик, создать серию работ и организовать выставку. Наблюдение осуществлялось во время текущих занятий, в итоге, в контрольной группе у двоих обучающихся, в экспериментальной у четверых активность превышает отвлекаемость, что свидетельствует о высоком уровне познавательной активности последней (см. табл.1). Также, в контрольной группе у троих, в экспериментальной у двоих, активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах, что говорит о снижении отвлекаемости последней группы. И отвлекаемость превышает активность, только в контрольной группе - 17 %. Все это даёт понять об ощутимых изменениях в восприятии, понимании, заинтересованности, познавательной активности обучающихся.

Таблица 1

Результат соотношения отвлекаемости и активности школьников

Показатель Контрольная группа Экспериментальная группы

Отвлекаемость 17 % 0 %

Познавательная активность 33 % 67 %

Равный показатель отвлекаемости и активности 50 % 33 %

По изучению восприятия картины (см. табл. 2), исследование показало следующие результаты:

Таблица 2

Результат диагностики по методу Г.А. Урунтаевой «Изучение восприятия картины»

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группы

Первая группа (низкий уровень) 50 % 0 %

Вторая группа (средний уровень) 50 % 33 %

Третья группа (высокий уровень) 0 % 67 %

Из положения видно, что в контрольной группе низкий уровень получили трое школьников и средний уровень тоже трое, а высокого уровня не зафиксировали. В экспериментальной группе низкий уровень никто не показал, средний уровень получили двое обучающихся - 33 % и высокий уровень составил 67 %, четверо обучающихся от общего числа группы. Следовательно, восприятие и анализ картин, понимание стиля работ художников улучшилось. Рассмотрим результат диагностики по критериям творческих работ изготовления панно на тему «Моя фантазия»: (см. таб. 3).

Результат диагностики по критериям творческих работ

Таблица 3

Результат контрольной группы:

—^^Критерии Уровни «Композиционное решение» «Тоновое решение композиции» «Качество работы»

Низкий 33% 33% 17%

Средний 34% 50% 66%

Высокий 33% 17% 17%

Результат экспе риментальной группы:

Критерии Уровни^^^^^ «Композиционное решение» «Тоновое решение композиции» «Качество работы»

Низкий 0% 0% 0%

Средний 17% 33% 33%

Высокий 83% 67% 67%

По итогам первого критерия контрольная группа во всех уровнях показала 33(34)%. В экспериментальной, снизил показатель низкий уровень и составил 0%. Средний уровень - 17 %, высокий уровень поднялся до 83%. По второму критерию в контрольной группе средний уровень повысился - 50%, за счёт снижения показателя низкого уровня до 33%. Высокий уровень не дал изменений. В экспериментальной группе средний уровень 33%, и высокий уровень поднялся до 67%, за счет снижения низкого уровня. По третьему критерию в первой группе: низкий уровень - 17%, средний - 67%, высокий - 17%. В экспериментальной низкий уровень составил 0 %, средний - 33%, и поднялся высокий уровень, до 67%. По сдвигам видно, что занятия с применением инновационных методов обучения, формирования эстетического воспитания положительно влияет на результат образовательно-воспитательного процесса экспериментальной группы. Таким образом, экспериментальная группа показала значительные сдвиги, снизив показатель низкого уровня до 0% по всем критериям, средний уровень, в общем, получили по одному, по два ученика, в каждом критерии. И высокий уровень по трем критериям достигли более высоких результатов - 83%, до пяти учеников.

Итак, в течение нескольких месяцев нами были разработаны и проведены серии занятий, по разработанной программе «Путь к творчеству», чтобы выявить уровень эстетического воспитания, культуры обучающихся, посредством изучения и изготовления изделий в технике холодный батик. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время раннее выявление и построение эффективной системы обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей, составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Цель программы - развить творческое мышление и творческие способности обучающихся посредством изобразительного искусства, путем создания условий для их творческой самореализации. «Путь к творчеству» предназначен для работы в студии с обучающимися в возрасте от 7 до 17 лет, в очной форме обучения. Вся программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, инновационных педагогических технологий, способствующих воспитанию творческой личности, систематическому формированию и поддержанию у обучающихся мотивации к творчеству. Рассмотрим раздел учебного плана - «Батик», второго года обучения (см. табл.4). Ему отведено 54 часа, на изучение технологии «Холодный батик», в третьем году - 40 академических часов, на изучение технологии «Горячий батик». Это обусловлено тем, что для овладения любой технологией изготовления изделия, недостаточно знания и умения одного вида искусства.

Таблица 4

Учебно-тематический план программы на 2018-2019 учебный год Второй год обучения Раздел «Батик»

№ Наименование разделов и тем Количество часов

Теория Практика Всего

11 Батик

11.1 Рисуем на ткани 0,5 1,5 2

11.2 Открытка своими руками 1,5 4,5 6

11.3 «Подарок» 5,5 16,5 22

11.4 «Моя фантазия» 6 18 24

Итого: 13,5 40,5 54

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства, материального обеспечения, методической оснащенности, профессиональной компетентности, проектирования информационно-образовательной среды объединения.

Выводы. Таким образом, нами проведена исследовательская работа, где изучена проблема эстетического воспитания школьников на внеклассных занятиях, рассмотрены её педагогические основы, роль внеклассной деятельности и искусство батик как средство эстетического воспитания. В диагностике уровня эстетического воспитания школьников применены теоретический и эмпирический методы исследования, при анализе которых выявлено постепенное повышение уровня эстетического и художественного воспитания, творческих способностей, умения и качества знаний, что видно из результатов практической творческой работы школьников. Разработана и апробирована общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Путь к творчеству», внедрен раздел «Батик». Составлен учебно-методический комплекс, проведены разные темы занятий, как: «Рисуем на ткани», «Открытка своими руками», «Подарок», «Моя фантазия». В результате, обучающиеся спроектировали, изготовили своими руками такие изделия, как: елочная игрушка, открытка, платок, панно в технике холодный батик с применением солевого эффекта. Занятия проходили оживлённо с большим интересом, инициатива к познанию и обучению исходила с самих обучающихся, превышало желание испробовать, создать что-то своё в данной технике. Все работы получились разные, неповторимые, где виден вкус, почерк и индивидуальность каждого школьника. Нашей главной целью было формирование эстетической культуры, воспитания обучающихся, активизация интереса восприятия, понимания прекрасного, развитие творческих способностей посредством изготовления изделий в технике батик, которая в конечном итоге достигнута.

Следовательно, организация внеклассной деятельности по направлению, расширение программы введением в образовательный процесс обучения технике батик, дает положительный эффект в развитии эстетического воспитания школьников, повышению интереса и мотивации к обучению, удовлетворению потребности к новым знаниям, самовыражению, самоопределению, саморазвитию и достижению высоких результатов. Представленные в ней материалы, результаты и рекомендации могут быть использованы методистами, педагогами в процессе обучения техники «Батик», студентами, изучающим данную проблему. Исследование данной проблемы помогло внедрить инновационный метод воспитания в процесс обучения внеклассной деятельности в дополнительном образовании и определить ее немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения.

Литература:

1. Батик Е.А. Шилкова. - М.: РИПОЛ классик, 2012. - 32 с.

2. Бычков О.В. Эстетика // Новая философская энциклопедия / М.: Мысль, 2010

3. Веракс А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятий с детьми от 5-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

4. Давыдов С.Г. Батик: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

5. Данилов Д.А. Воспитание - основной компонент в системе современного образования: учебное пособие / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова. - Якутск: СВФУ, 2015. - 148 с.

6. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей : учебник для студ. пед. училищ и колледжей / Е.Б. Евдалова, Л.Г. Логинова, Н.М. Михайлова. - М.: Гуманитар. ВЛАДОС, 2004. - 349 с.

7. Журавлева И.Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. - М.: Эксмо, 2004. - 176 с.

8. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Высш. шк., 2008. - 391 с.

9. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. -Изд. 10-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 375 с.

10. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Вебли, Проспект, 2004. - 432 с.

11. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: «Академия», 2007. - 480 с.

12. Малыхина Л.Б. Проектирование и анализ учебного занятия в системе дополнительного образования детей / авт.-сост. Л.Б. Малыхина. - Волгоград: Учитель, 2016. - 171 с.

13. Методика воспитательной работы / А.М. Руденко [и др.]; под ред. А.М. Руденко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 283 с.

14. Методика проведения мониторинговых исследований в образовательной организации / Сев.-Вост. федер. ун-т им. М.К. Аммосова, Пединститут; [Ф.М. Сокольникова]. - Якутск: Офсет, 2014. - 112 с.

15. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. - М.: МИПКРО, 2003.

16. Никитич Л.А. Эстетика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. - 439 с.

17. Педагогический энциклопедический словарь / Л.С. Глебова - М.: Дрофа, 2003.

18. Подласый И.П. Педагогика: Учебник. - М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс : учебник для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. - М.: Гуманитар. ВЛАДОС, 2004. - Кн. 2. Процесс вомпитания. - 256 с.

20. Сухомлинский В.А. Этюда о коммунистическом воспитании // Народное образование, 1967

21. Урунтаева Г.А. Детская практическая психология: учебник для студ. учреждений высш. образования / Г.А. Урунтаева. - М.: «Академия», 2015. - 256 с.

22. ФГОС начального общего образования / МОиН РФ. М.:, 2010

23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 0-13 Москва: Проспект, 2015. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.