Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание личности учащегося средствами художественного творчества'

Эстетическое воспитание личности учащегося средствами художественного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ / МЕДИАТВОРЧЕСТВО / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАРАЗВИТИЕ / MEDIA DEVELOPMENT. 127 / AESTHETIC EDUCATION / CULTURE PHENOMENON / MEDIA CREATIVITY / MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Наталия Генриховна

В статье исследуются возможности художественного медиатворчества в эстетическом воспитании учащихся. Медиатворчество рассматривается как часть общей эстетической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткачева Наталия Генриховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic Education of the Student Personality by means of Creative Work

The article examines the possibilities of artistic media creativity in the aesthetic education of students. Media creativity is treated as part of general aesthetic culture of a person.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание личности учащегося средствами художественного творчества»

111!111Й1И1!Ш № 3,

сическую драматургию, вживание в образы героев, принадлежащих к конкретной профессии, она воспитывает и развивает детей, формирует у них умение ориентироваться в профессиях, позволяет выбрать (по призванию) ту деятельность, которая является наиболее значимой для учащегося с учетом его интересов, склонностей, способностей и с учетом запросов рынка труда, обеспечивает воспитание профессионально важных качеств личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Корогодский, 3. Я. Ваш театр / З. Я. Коро-годский. — М. : Знание, 1984. — 80 с.

2. Максимова, В. Н. Акмеология школьного образования / В. Н. Максимова. — СПб. : ЛОИРО, 2000. — 230 с.

3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15433/16 // Внешкольник. — 2002. — № 9. — С. 1—8.

Поступила 29.06.09.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ТВОРЧЕСТВА

Н. Г. Ткачева (средняя общеобразовательная школа № 55 г. Астрахани)

В статье исследуются возможности художественного медиатворчества в эстетическом воспитании учащихся. Медиатворчество рассматривается как часть общей эстетической культуры личности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание; феномен культуры; медиатворчество; медиаобразование; медиаразвитие.

Эстетическое воспитание, рассматриваемое нами в общем контексте культуры общества, включает в себя эстетическое освоение окружающего мира, искусства и формирование целостного эстетического отношения к действительности.

Под эстетическим воспитанием мы понимаем становление личности учащегося как феномена культуры, со своим уникальным неповторимым мироощущением, амбивалентным в ценностном отношении. Как отмечает Е. Л. Яковлева, «наступает новый виток развития, на котором может быть осознано, что главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает» [3, с. 5].

В процессе воспитания учащийся социализируется в систему общественных отношений и одновременно усваивает эстетические ценности и идеалы, при-

сущие этой системе. Анализ эстетических вкусов и пристрастий в общем контексте культуры общества показывает, что конкуренция эстетических вкусов (от китча до высочайших достижений культуры) представляет собой не буквальный показатель недостаточной развитости и несовершенства эстетической сферы общества, а вполне закономерное явление живого функционирования культурного организма общества. Роль движущей силы в культуре всегда выполняли противоречия между изысканным эстетическим вкусом и китчем. «Культурный контекст является обязательным условием любого системного анализа, что позволяет избежать абстрактных рассуждений о сущности эстетического и сформулировать иной подход к эстетическому воспитанию личности учащегося средствами художественного творчества, чем это принято в системе школьного образования» [2, с. 12].

© Ткачева Н. Г., 2009

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Эстетическое воспитание личности учащегося средствами художественного творчества рассматривается нами прежде всего как процесс культурной идентификации личности. В этом контексте задача школьного воспитания состоит в том, чтобы помочь ученику, во-первых, экстраполировать, явить свой культурный феномен миру; во-вторых, через знакомство и освоение культурных достижений своего народа и человеческой культуры в целом, через занятия художественным творчеством развить свои творческие способности до максимально возможного для данного учащегося уровня.

Движущими силами эстетического воспитания выступают противоречия между культурно-эстетической средой общества и собственными внутренними потребностями личности, ее склонностями, пристрастиями, неповторимыми особенностями мировосприятия. Рассматривая уровни развития эстетической культуры учащихся, следует исходить не из формальной дифференциации по внешним культурным пластам, а из качественных характеристик, таких как эстетическое переживание, восприятие, отношение к действительности, отражение мира в художественной деятельности, из анализа продуктов этой деятельности. Такая внутренняя дифференциация учащихся как субъектов эстетического воспитания выявляет уникальность каждой личности. В данной системе воспитания учащийся выступает носителем специфической эстетической модели мироощущения, что снимает вопрос о критериях эстетического развития личности, позволяющих однозначно и объективно определить, развит или не развит учащийся. Тем не менее, признавая неповторимость и уникальность каждой личности, надо помнить, что «результат эстетического воспитания всегда ассоциируется с определенным эталоном, образцом, который представлен в культуре в качестве идеала» [1, с. 18] При этом цель эстетического воспита-

ния состоит в приближении к данному идеалу.

Начавшийся в конце XX в. переход общества с технологического этапа развития на информационный поставил систему образования перед необходимостью учитывать новые реалии действительности, использовать в образовательном процессе информационные носители и средства. Эстетическая сфера культуры также стремительно меняется. Современная культурная среда безоговорочно выдвинула в ряд актуальных задач эстетического воспитания включение в педагогический процесс мультимедиасредств. Являясь частью художественной культуры всего общества и одной из форм искусственной реальности, медиапродукция потребляется особым образом — как произведение художественной культуры.

Одной из важнейших задач нашего исследования было изучение влияния медиапродукции на формирование эстетической культуры личности, а также возможностей медиапедагогики в эстетическом воспитании личности.

Исходными моментами при практической организации исследования стали следующие положения.

Эстетическое воспитание личности с использованием возможностей мультимедиасредств, происходящее в формах медиаобразования, медиаобучения и медиавоспитания, включает в себя соответственно три позиции:

1) художественное медиаобразование, предполагающее получение учащимся определенного объема знаний, которые становятся основой эстетической медиакультуры личности;

2) художественное медиаобучение, т. е. освоение учащимся практических навыков художественно-творческой деятельности в процессе создания медиапродукции;

3) художественное медиавоспитание как освоение принципов ценностного ориентирования в художественной медиакультуре.

11111111111* № 3,

Проведенные нами экспериментальные исследования и соответствующие теоретические разработки в рамках изучения влияния медиакультуры на эстетическое воспитание личности позволили заключить, что освоение медиакультуры и ее художественных средств является неотъемлемой частью эстетического воспитания учащегося как личности. Художественное творчество в форме создания и потребления медиапродукции формирует высокий уровень эстетической культуры личности и осмысленное отношение к изучению художественных языков и кодов, которые, подобно языкам различных народов, служат ключом к постижению иных культур.

Художественное медиатворчество способствует постижению закономерностей эстетического восприятия, специфики видов и жанров искусства, художественных языков, манер и стилей, формирует особый тип мировосприятия — художественное мировосприятие.

В процессе медиатворчества учащиеся приобретают способность чувствовать, понимать, оценивать эстетическое явление вне искусства, постигают интегральные структуры и связи элементов разных явлений жизни «в художественном оформлении».

Результаты анализа медиапродукции учащихся — участников эксперимента и

наблюдений за включением детей в специальные программы медиаобучения показали высокую эффективность воздействия предлагаемых нами программ не только на художественное и общее развитие детей, но и на реальное формирование медиакультуры, ориентации в информационных потоках. При этом выяснилось, что эстетически воспитанный человек оказывается не только более восприимчивым к медиапродукции, но и более защищенным от ее негативного воздействия. Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что роль художественного медиатворчества личности в процессе эстетического воспитания значительна и художественное медиатворчество является средством эстетического воспитания личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прохорова, Т. Н. Особенности нового мышления в современном понимании педагогики искусства в школе / Т. Н. Прохорова // Образование как ресурс развития : сб. — Астрахань, 2002. — С. 18.

2. Прохорова,Т. Н. Теория и практика формирования творческой личности учащегося в системе художественно-эстетического образования : дис. ... д-ра пед. наук / Т. Н. Прохорова. — М., 2003. — 320 с.

3. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. — М. : Флинта, 1997. — 287 с.

Поступила 28.11.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.