111!111Й1И1!Ш № 3,
сическую драматургию, вживание в образы героев, принадлежащих к конкретной профессии, она воспитывает и развивает детей, формирует у них умение ориентироваться в профессиях, позволяет выбрать (по призванию) ту деятельность, которая является наиболее значимой для учащегося с учетом его интересов, склонностей, способностей и с учетом запросов рынка труда, обеспечивает воспитание профессионально важных качеств личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Корогодский, 3. Я. Ваш театр / З. Я. Коро-годский. — М. : Знание, 1984. — 80 с.
2. Максимова, В. Н. Акмеология школьного образования / В. Н. Максимова. — СПб. : ЛОИРО, 2000. — 230 с.
3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 № 30-15433/16 // Внешкольник. — 2002. — № 9. — С. 1—8.
Поступила 29.06.09.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТВОРЧЕСТВА
Н. Г. Ткачева (средняя общеобразовательная школа № 55 г. Астрахани)
В статье исследуются возможности художественного медиатворчества в эстетическом воспитании учащихся. Медиатворчество рассматривается как часть общей эстетической культуры личности.
Ключевые слова: эстетическое воспитание; феномен культуры; медиатворчество; медиаобразование; медиаразвитие.
Эстетическое воспитание, рассматриваемое нами в общем контексте культуры общества, включает в себя эстетическое освоение окружающего мира, искусства и формирование целостного эстетического отношения к действительности.
Под эстетическим воспитанием мы понимаем становление личности учащегося как феномена культуры, со своим уникальным неповторимым мироощущением, амбивалентным в ценностном отношении. Как отмечает Е. Л. Яковлева, «наступает новый виток развития, на котором может быть осознано, что главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает» [3, с. 5].
В процессе воспитания учащийся социализируется в систему общественных отношений и одновременно усваивает эстетические ценности и идеалы, при-
сущие этой системе. Анализ эстетических вкусов и пристрастий в общем контексте культуры общества показывает, что конкуренция эстетических вкусов (от китча до высочайших достижений культуры) представляет собой не буквальный показатель недостаточной развитости и несовершенства эстетической сферы общества, а вполне закономерное явление живого функционирования культурного организма общества. Роль движущей силы в культуре всегда выполняли противоречия между изысканным эстетическим вкусом и китчем. «Культурный контекст является обязательным условием любого системного анализа, что позволяет избежать абстрактных рассуждений о сущности эстетического и сформулировать иной подход к эстетическому воспитанию личности учащегося средствами художественного творчества, чем это принято в системе школьного образования» [2, с. 12].
© Ткачева Н. Г., 2009
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Эстетическое воспитание личности учащегося средствами художественного творчества рассматривается нами прежде всего как процесс культурной идентификации личности. В этом контексте задача школьного воспитания состоит в том, чтобы помочь ученику, во-первых, экстраполировать, явить свой культурный феномен миру; во-вторых, через знакомство и освоение культурных достижений своего народа и человеческой культуры в целом, через занятия художественным творчеством развить свои творческие способности до максимально возможного для данного учащегося уровня.
Движущими силами эстетического воспитания выступают противоречия между культурно-эстетической средой общества и собственными внутренними потребностями личности, ее склонностями, пристрастиями, неповторимыми особенностями мировосприятия. Рассматривая уровни развития эстетической культуры учащихся, следует исходить не из формальной дифференциации по внешним культурным пластам, а из качественных характеристик, таких как эстетическое переживание, восприятие, отношение к действительности, отражение мира в художественной деятельности, из анализа продуктов этой деятельности. Такая внутренняя дифференциация учащихся как субъектов эстетического воспитания выявляет уникальность каждой личности. В данной системе воспитания учащийся выступает носителем специфической эстетической модели мироощущения, что снимает вопрос о критериях эстетического развития личности, позволяющих однозначно и объективно определить, развит или не развит учащийся. Тем не менее, признавая неповторимость и уникальность каждой личности, надо помнить, что «результат эстетического воспитания всегда ассоциируется с определенным эталоном, образцом, который представлен в культуре в качестве идеала» [1, с. 18] При этом цель эстетического воспита-
ния состоит в приближении к данному идеалу.
Начавшийся в конце XX в. переход общества с технологического этапа развития на информационный поставил систему образования перед необходимостью учитывать новые реалии действительности, использовать в образовательном процессе информационные носители и средства. Эстетическая сфера культуры также стремительно меняется. Современная культурная среда безоговорочно выдвинула в ряд актуальных задач эстетического воспитания включение в педагогический процесс мультимедиасредств. Являясь частью художественной культуры всего общества и одной из форм искусственной реальности, медиапродукция потребляется особым образом — как произведение художественной культуры.
Одной из важнейших задач нашего исследования было изучение влияния медиапродукции на формирование эстетической культуры личности, а также возможностей медиапедагогики в эстетическом воспитании личности.
Исходными моментами при практической организации исследования стали следующие положения.
Эстетическое воспитание личности с использованием возможностей мультимедиасредств, происходящее в формах медиаобразования, медиаобучения и медиавоспитания, включает в себя соответственно три позиции:
1) художественное медиаобразование, предполагающее получение учащимся определенного объема знаний, которые становятся основой эстетической медиакультуры личности;
2) художественное медиаобучение, т. е. освоение учащимся практических навыков художественно-творческой деятельности в процессе создания медиапродукции;
3) художественное медиавоспитание как освоение принципов ценностного ориентирования в художественной медиакультуре.
11111111111* № 3,
Проведенные нами экспериментальные исследования и соответствующие теоретические разработки в рамках изучения влияния медиакультуры на эстетическое воспитание личности позволили заключить, что освоение медиакультуры и ее художественных средств является неотъемлемой частью эстетического воспитания учащегося как личности. Художественное творчество в форме создания и потребления медиапродукции формирует высокий уровень эстетической культуры личности и осмысленное отношение к изучению художественных языков и кодов, которые, подобно языкам различных народов, служат ключом к постижению иных культур.
Художественное медиатворчество способствует постижению закономерностей эстетического восприятия, специфики видов и жанров искусства, художественных языков, манер и стилей, формирует особый тип мировосприятия — художественное мировосприятие.
В процессе медиатворчества учащиеся приобретают способность чувствовать, понимать, оценивать эстетическое явление вне искусства, постигают интегральные структуры и связи элементов разных явлений жизни «в художественном оформлении».
Результаты анализа медиапродукции учащихся — участников эксперимента и
наблюдений за включением детей в специальные программы медиаобучения показали высокую эффективность воздействия предлагаемых нами программ не только на художественное и общее развитие детей, но и на реальное формирование медиакультуры, ориентации в информационных потоках. При этом выяснилось, что эстетически воспитанный человек оказывается не только более восприимчивым к медиапродукции, но и более защищенным от ее негативного воздействия. Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что роль художественного медиатворчества личности в процессе эстетического воспитания значительна и художественное медиатворчество является средством эстетического воспитания личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Прохорова, Т. Н. Особенности нового мышления в современном понимании педагогики искусства в школе / Т. Н. Прохорова // Образование как ресурс развития : сб. — Астрахань, 2002. — С. 18.
2. Прохорова,Т. Н. Теория и практика формирования творческой личности учащегося в системе художественно-эстетического образования : дис. ... д-ра пед. наук / Т. Н. Прохорова. — М., 2003. — 320 с.
3. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. — М. : Флинта, 1997. — 287 с.
Поступила 28.11.08.