Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству'

Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
991
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN WITH SIGHT VIOLATIONS / ESTHETIC CULTURE / ESTHETIC EDUCATION / ESTHETIC GOOD BREEDING / THE FINE ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунова Татьяна Владимировна

В данной статье рассматривается проблема эстетического воспитания детей со зрительной депривацией. Проанализированы характерные особенности эстетического воспитания. Выявлена и обоснована роль занятий по изобразительному искусству в общей системе эстетического воспитания учащихся с нарушениями зрения. Компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся и определяют задачу и содержание эстетического воспитания школьника, основными средствами которого могут быть социализация в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic education of children with visual impairments in the classroom for visual arts

In this article the problem of esthetic education of children with a visual deprivation is considered. Character-istics of esthetic education are analysed. The role of classes in the fine arts in the general system of esthet-ic education of pupils with sight violations is revealed and proved. Components of esthetic culture act as criteria of esthetic good breeding of pupils and defines a task and the content of esthetic education of the school student which fixed assets can be socialization in society.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коршунова Т. В. Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75282. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75282.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 75282

УДК 376.37

Коршунова Татьяна Владимировна,

старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и коррек ционной психологии АОУ ВПО «Ленинградский государственный уни верситет имени А. С. Пушкина», г. Санкт-Петербург [email protected]

Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема эстетического воспитания детей со зрительной депривацией. Проанализированы характерные особенности эстетического воспитания. Выявлена и обоснована роль занятий по изобразительному искусству в общей системе эстетического воспитания учащихся с нарушениями зрения. Компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся и определяют задачу и содержание эстетического воспитания школьника, основными средствами которого могут быть социализация в общество.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, дети с нарушениями зрения, эстетическая воспитанность, изобразительное искусство, эстетическая культура. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Социальная интеграция детей с особыми проблемами, в том числе с нарушениями зрения, предполагает интеграцию их в сферу эстетической культуры. В связи с этим проблема эстетического воспитания таких детей всегда являлась чрезвычайно значимой как в социальном, так и в собственно педагогическом плане. Причем особенно актуализируется она на современном этапе развития общества, связанном с переосмыслением многих ценностей.

Эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

В основе методологии эстетического воспитания лежит научное положение, согласно которому эстетическое неразрывно связано с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, оказывает активное воздействие на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность.

Эстетическая воспитанность предполагает: 1) эмоциональное отношение ко всему окружающему; 2) осмысление содержания и средств выражения прекрасного; 3) наличие эстетических и нравственных суждений; 4) стремление к самостоятельному художественному творчеству.

Особенность эстетического воспитания состоит в том, что оно затрагивает, прежде всего, чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоциональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность - это не врожденные качества. Они формируются под влиянием окружающей среды и педагогического воздействия.

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Коршунова Т. В. Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75282. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75282.htm. - ISSN 2304-120X.

Между тем проблема эстетического воспитания детей с нарушениями зрения не является на сегодняшний день разработанной в достаточной мере. Лишь отдельные и частные её стороны рассматривались в работах Л. П. Григорьевой, В. З. Кантор, А. В. Потемкиной, Э. М. Стерниной и др., посвящённых выявлению содержательных специфических и методических аспектов эстетически воспитательного воздействия на школьников в условиях коррекционно-образовательного учреждения [1-4].

При этом обращают на себя внимание две неблагоприятные тенденции. С одной стороны, рассмотрение вопросов эстетического воспитания детей зачастую осуществляется вне диалектики общего и специфического.

С другой стороны, за рамками анализа остаются, в частности, уроки изобразительного искусства у младших школьников с нарушениями зрения.

В общей системе эстетического воспитания учащихся особенно велика роль занятий по изобразительному искусству. Учебными программами по этому предмету в качестве основной задачи его преподавания определена следующая: развитие у детей эстетических чувств, интереса и любви к искусству. Этому должны, в конечном счете, быть подчинены все виды учебной деятельности детей: рисование с натуры, по памяти, по воображению на уроках изобразительного искусства.

Составной частью эстетики является теория эстетического воспитания. Эстетическое воспитание - целенаправленная система действенного формирования человека, способного воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир, творить «вторую природу» по законам красоты.

Эстетическое воспитание - это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры школьников.

Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности учащихся, а именно:

- эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и неизменное, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, в труде, поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

- знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

- наличие эстетического идеала и способности на его основе, верно, оценивать произведения искусства, идейно-эмоциональный отклик на эти произведения;

- овладение культурным наследием прошлого, отношения к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;

- степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;

- мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни;

- потребность и умение строить жизнь по «законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми [5].

Таким образом, вышеперечисленные компоненты эстетической культуры выступают в качестве критериев эстетической воспитанности учащихся и определяют задачу и содержание эстетического воспитания школьника, основными средствами которого могут быть: общественная жизнь, труд, быт, игра, природа, искусство.

2

Коршунова Т. В. Эстетическое воспитание детей с нарушениями зрения на занятиях по изобразительному искусству // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 23. - ART 75282. - 0,2 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75282.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический ^ электронный журнал

Список литературы

1. Григорьева Л. П. О системе развития зрительного восприятия при нарушениях зрения // Психологический журнал. - 1988. - № 2. - С. 3-4.

2. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. - СПб., 2004.

3. Потемкина А. В. Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика. - СПб., 2004.

4. Стернина Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников. - Л., 1980.

5. Боровик О. В., Забрамная С. Д. Методические рекомендации к пособию для психологопедагогических комиссий. - М., 2002.

О ISSN 2304-Ш

ниегтг

Tatyana Korshunova,

Senior teacher of department of correctional pedagogics and correctional psychology, Leningrad State University of A. S. Pushkin, St. Petersburg [email protected]

Aesthetic education of children with visual impairments in the classroom for visual arts Abstract. In this article the problem of esthetic education of children with a visual deprivation is considered. Characteristics of esthetic education are analysed. The role of classes in the fine arts in the general system of esthetic education of pupils with sight violations is revealed and proved. Components of esthetic culture act as criteria of esthetic good breeding of pupils and defines a task and the content of esthetic education of the school student which fixed assets can be socialization in society.

Key words: esthetic education, children with sight violations, esthetic good breeding, the fine arts, esthetic culture.

Рекомендовано к публикации:

Елецкой О. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 13.04.15 Получена положительная рецензия 15.04.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 15.04.15 Опубликована 04.06.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Коршунова Т. В., 2015

www.e-koncept.ru

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.