Научная статья на тему 'Эстетическое образование в условиях современного российского социума'

Эстетическое образование в условиях современного российского социума Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
850
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / AESTHETICS / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AESTHETIC EDUCATION / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / AESTHETIC CONSCIOUSNESS / СОЦИАЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / SOCIAL UNCERTAINTY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Конанчук Светлана Витальевна

В статье подчеркивается актуальность развития эстетического образования в условиях современного российского социума. Выявлены наиболее важные причины необходимости усиления эстетической составляющей современного образования. Указывается целесообразность развития эстетического сознания, раскрывающего гармонию человека и окружающего мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic education in the conditions of modern Russian society

The article considers relevance in the development of aesthetic education in the modern Russian society. The most important reasons for the need to strengthen the aesthetic component of modern education are revealed. The advisability of the development of aesthetic consciousness that reflects the harmony between man and the world is substantiated.

Текст научной работы на тему «Эстетическое образование в условиях современного российского социума»

С. В. Конанчук

(Санкт-Петербург)

эстетическое образование в условиях современного российского социума

aesthetic education in the conditions of modern Russian society

В статье подчеркивается актуальность развития эстетического образования в условиях современного российского социума. Выявлены наиболее важные причины необходимости усиления эстетической составляющей современного образования. Указывается целесообразность развития эстетического сознания, раскрывающего гармонию человека и окружающего мира Ключевые слова: эстетика, эстетическое образование, эстетическое сознание, социальная неопределенность

The article considers relevance in the development of aesthetic education in the modern Russian society. The most important reasons for the need to strengthen the aesthetic component of modern education are revealed. The advisability of the development of aesthetic consciousness that reflects the harmony between man and the world is substantiated

Key words: aesthetics, aesthetic education, aesthetic consciousness, social uncertainty

Для современного российского общества крайне актуальной является проблема преодоления последствий глубинных социальных трансформаций, происходящих в нашей стране в последнее двадцатилетие. Всеобъемлющий характер социальной неопределенности и неуверенности в своем будущем для современного человека неизбежно поднимает вопрос о способности общества противостоять развитию этого феномена.

Задача предотвращения социальной нестабильности предполагает усвоение индивидами устойчивых, социально одобряемых норм и ценностей, что указывает на необходимость усиления этико-эстетической составляющей современного образования, в значительной степени влияющей на самосознание человека.

В этой связи активное развитие эстетического образования могло бы стать предметом внимания ученых - специалистов различных отраслей социального знания, а также государственных служб.

Большое значение для современной России имеют институциональная теория социальной нестабильности и трансляция эстетических образов с помощью социальных институтов. Ориентация социальных институтов в основном на экономические цели приводит к тому, что они все в меньшей степени оказывают индивидам помощь в адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни. Аналогичным образом во многих сферах институционального взаимодействия происходит трансляция эстетических образов, связанных с экономическим результатом. Осознание этой проблемы специалистами в области исследований социальной нестабильности современного общества неизбежно поднимает вопрос о необходимости целенаправленно управлять влиянием социальных институтов на отдельную личность.

Следует отметить, что в настоящее время в российском обществе преобладает эстетика потребления, которая оказывает на

общество крайне негативное влияние. Переориентация экономики на удовлетворение символического спроса не способствует развитию реального производства и совершенствованию технологий.

Одной из важных целей эстетического образования может стать обучение осознанному применению и созданию таких эстетических символов, которые способны позитивно влиять на человека и его существование в современном мире. В первую очередь к ним относятся символы эстетики достижения, ориентирующие индивида на любое позитивное действие.

Положительное влияние на современного человека способно оказать разнообразие путей достижения самореализации, наглядно представляемое эстетическими символами. Ценностное разнообразие будет способствовать разрешению наиболее существенной проблемы современного человека - ощущения неполноценности и депрессии, которое может быть вызвано ориентацией общества на единообразные ценности материального успеха. Положительное влияние на человека могут оказать эстетические символы, связанные с культурными традициями, что способствует ориентации на ценности, относящиеся к духовной сфере, отвлекая его от гонки за уровнем символического ограбления, характерной для современного общества, помогая адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современной жизни [1, с. 111-114].

Культурным трансформациям, активно влияющим на облик современной России, сегодня уделяется крайне мало внимания. Проблемы эстетического сознания и эстетического образования на фоне общих проблем экономики и политики рассматриваются как второстепенные. В то же время государственными структурами осознается, что социальное и культурное развитие страны невозможно без преемственности культурных традиций и ценностей. Сегодня в условиях политической и экономической нестабильности государство пытается решать вопросы социализации личности, не уделяя должного внимания проблемам эстетического образования, что в будущем

может негативно сказаться на процессе общественного развития.

Таким образом, развитие художественно-эстетического образования в России обусловлено следующими факторами:

- неуклонная технизация всех сфер современного социума, наступление нового этапа развития российской экономики, политики, социальной сферы и культуры. Усиление процессов рационализации мышления требует восстановления равновесия за счет включения эстетического начала в жизнедеятельность человека, вызывает необходимость эстетизации производства, быта и других социальных сфер;

- переход к информационному обществу, в котором динамично протекают все социальные процессы, что актуализирует роль образования в формировании мировоззрения современного человека;

- новые условия жизни, связанные с общим экологическим кризисом, приводят к глубоким трансформациям - кризису развития социальной и художественно-эстетической культуры. В этих условиях образование может стать главным способом адаптации человека к сложившейся социальной реальности.

Эти факторы вызывают необходимость усиления этико-эстетической и эколого-э-стетической составляющих современного образования. Таким образом, очевидной становится целесообразность развития эстетического сознания, раскрывающего гармонию человека и окружающего мира.

Современные исследователи отмечают, что сегодня эстетика в условиях современной социальной неустойчивости обретает статус онтологической дисциплины. При этом можно отметить двойственность эстетических феноменов: они обладают как физической, так и метафизической природой. Эстетический поворот бытия к человеку осуществляется в условиях глобализации в форме индивидуализированного общества. Возникла ситуация всевластия мировых капиталов и финансов, широкого распространения товарно-денежных отношений во многих социальных сферах и их глубокого внедрения в структуры внутреннего мира

человека. Так, например, Т. М. Шатунова отмечает, что хроническое перепроизводство продуктов труда и явлений культуры в товарной форме обусловливает развитие процесса эстетизации всех социальных сфер [2].

Социальный смысл этого процесса - проведение власти мировых капиталов и финансов на уровень повседневной жизни людей, то есть современный вариант захвата человека властными отношениями, тип власти социально организованного соблазна. Соблазн оказывается механизмом власти, по словам Ю. Хабермаса, «своеволие эстетического» превращается в его агрессию - реальное основание «негативной эстетики» не только в эстетической теории, но и в повседневной жизни людей [3, с. 40-52].

Двойственность эстетизации проявляется в том, что внутри данного процесса зарождаются своеобразные социальные способы культурной сопротивляемости человека натиску эстетической агрессии. Т. М. Шатунова называет такими механизмами поведения современного человека трансгрессию, интерпассивность, нарративность.

Трансгрессия - преодоление непреодолимого предела. Человек становится более чем личность, когда он живет на пределе или за пределами возможного, и эти действия - единственное, что можно сделать в ситуации, когда живешь в эпицентре любой катастрофы. Трансгрессия подобна художественному акту в искусстве - это качественно новая ступень существования человека

- прорыв к невозможному.

Другой механизм эстетизации как формы властных отношений - нарративность или стремление человека «рассказывать свои истории», находясь под влиянием общества. Человек стремится придать своим поступкам эстетическое оправдание, представить свою жизнь более прекрасной, выстраивая ее из социального хаоса к обретению смысла. Еще один способ нейтрализации человеком эстетизированных форм властвования

- «интерпассивность». Позитивные варианты интерпассивности превращают индивида в субъекта, например, с помощью получения удовольствий «посредством другого». Интерпассивность подобна художественной

форме жизни, поскольку человек способен в такой ситуации как бы «прожить множество жизней», расширяя собственный опыт. Таким образом, эстетическое начало в современном социуме играет двойственную роль - одновременно негативную и позитивную.

«Массовый человек» сегодня стремится к обретению разнообразных привлекательных имиджей и эстетических стандартов, сливаясь с ними и превращаясь в нечто, не имеющее собственного лица. «Симулякри-зация» человека (Бодрийяр) - основной результат эстетизации современного социума. Не сопротивляясь власти, проникающей с помощью СМИ в его жизнь, не сопротивляясь агрессии эстетического, человек превращается в идеального потребителя, соответствующего обществу потребления [4, с. 194, 208].

Метафизические чувства являются особым культурным инструментом современного человека, помогающим различать эстетизированное как властное отношение и эстетизированное как возможность возврата к изначальной истинной природе. Подлинно эстетические феномены имеют истинную ценность и онтологическую содержательность, поэтому именно эстетическое начало «спасает человека для жизни», оправдывая его существование. Современный человек нуждается в оправдании своего существования, и такое оправдание может осуществиться именно в сфере эстетического, по словам Ф. Ницше: «Бытие и мир получают свое оправдание лишь как эстетический феномен» [5, с. 140].

Эстетическое образование является необходимым условием становления духовно-нравственной личности, раскрытия и реализации ее творческого потенциала во всех социальных сферах. Кроме того, эстетическое образование представляет собой один из активных способов воспитательного воздействия государства на сознание подрастающего поколения с помощью исторически сложившейся системы образования в сфере культуры и искусства.

В современном мире происходит актуализация синестезийных основ эстетического сознания не только в социальной сфере,

но и в художественной практике. Современное искусство развивается под воздействием социокультурных реалий информационного общества и процессов глобализации: бурного развития интерактивных технологий, экспансии массовой культуры, повсеместного применения масс-медийных форм, процессов виртуализации общества и культуры в целом. С философской точки зрения глобализация представляет собой процесс культурно-цивилизационной унификации как человечества в целом, так и отдельного человека на основе научно-технического прогресса, в котором доминирующую роль играет Интернет [6, с. 30].

Рассматривая современное явление эстетизации процесса образования, можно подчеркнуть, что современное образование - это особая сфера проявления двойственности феномена эстетизации. Эстетическая компонента современного образования усиливается по ряду причин: растет число материально обеспеченных учащихся, получающих образование не ради профессии, а ради «образовательного удовольствия», кроме того, бескорыстное отношение к образованию в настоящее время инспирировано ситуацией глубокого рассогласования задач образования и будущей профессиональной деятельности человека. Образование превращается в самодостаточную неутилитарную ценность. Эстетическая компонента образования определяет профессиональную и духовную значимость образованного человека, поэтому эстетика зачастую может навязываться учащемуся как образовательный товар. В то же время эстетика как общий культурный фон выполняет в современном образовании интегрирующую роль, кроме того, эстетика формирует у человека способность продуктивного творческого воображения, необходимого в научной, образовательной и любой другой деятельности. Таким образом, эстетическая компонента современного образования представляет собой результат взаимодействия властных эстетизированных отношений и моментов «отвоевания» эстетического начала в пользу человека [4, с. 194-208].

В современной социокультурной ситуации наблюдаются противоречия: между декларированием главенствующей роли образования в обществе, позволяющей человеку занимать в нем ведущую позицию, и игнорированием опережающей функции образования; между потребностями в новом образовании и отсутствием финансового и научно-методологического обеспечения этого процесса; между созидательными тенденциями сохранения и развития личности человека и деструктивно-гедонистическим влиянием СМИ, в том числе эстетизации и героизации негативных социальных явлений, таких как насилие, агрессия и др. Выявленные противоречия могут быть разрешены через новое понимание феномена образования, в особенности через его эстетическую составляющую, а также за счет реализации философско-антропологической парадигмы, интеграции метасистемного и онтологического подходов в современном образовании; стратегической ориентации на создание нового качества жизни, обусловленного актуализацией творческой компоненты образования и этико-эстетиче-ских ориентиров [7, с. 69, 74].

В построении новой концепции современного образования необходимо учитывать два направления: нужна смена образовательных парадигм, новая философия образования, соответствующая новому историческому времени, а также необходимо учитывать новые условия эстетизации современного социума, оказывающие как негативные, так и позитивные воздействия на человека, на всю социально-культурную сферу, в том числе и на современное образование.

Реализация этих двух направлений может способствовать осуществлению необходимых преобразований в сфере российского образования, соответствующих сложившимся новым экономическим и социально-культурным условиям и отвечающих эволюционным тенденциям развития мировой образовательной системы.

Следует обратить внимание на еще одно явление - феномен информационной вой-

ны, влияющий практически на все сферы современной действительности: социальную, политическую, экономическую и, безусловно, духовную сферу, в том числе сферу современной культуры и образования. Интересно, что результатом информационной войны является не просто информирование массы людей в выгодном свете, но также создание целостного синестезийного образа в общественном и индивидуальном сознании.

Успех информационной войны во многом зависит от стабильности духовных и эстетических ценностной, а также нормативной структуры данного общества. В этом смысле информационная война будет наиболее эффективна в обществе, подверженном состоянию социальной нестабильности. Наиболее активными пользователями социальных сетей являются молодые люди, чаще всего учащиеся. Это обстоятельство оказывает влияние на характер самих практик и на содержание транслируемых образов. Индивид оказывается в ситуации свободной конкуренции идеологических позиций, к которой он зачастую не готов.

Сегодня становится особенно актуальным заявление одного из наиболее ярких мыслителей XX века Л. Витгенштейна: «Этика и эстетика суть одно» [8, с. 299, 90]. Эстетика и этика рассматривают явления культуры и жизненные явления с точки зрения «абсолютной ценности», и эстетика, и этика сущностно связаны с идеей счастья, радости, блага. Эти положения указывают на неразрывное единство этики и эстетики, а это означает, что любое эстетическое суждение не является бездейственным, оно имеет какие-либо этические последствия.

Феномен информационной войны следует рассматривать не только как явление социальное, но и как следствие процессов глобализации, затрагивающих практически все сферы современной культуры. Феномен информационной войны выявляет неразрывную взаимосвязь этического и эстетического компонентов современного образования и культуры, а также необходимость выбора и последующих действий для каждого человека, направленных на разрушение или созидание [9, с. 331-333].

А. А. Грякалов отмечает, что противостоять «апокалиптическому тону» современности способна, прежде всего, топологически ориентированная эстетика события. Homo Aestheticus - человек интенсивно проживаемого опыта, мировосприятие и представления которого требуют пристального внимания к окружающему миру и, как результат, - актуализации мысли о настоящем. Существует такое современное явление, как появление нового инфантильного сознания, в котором отсутствует ответственная творческая мотивация. Именно эстетическое создает ту напряженность эстетической мысли, которая необходима для эстетического сопротивления современным кризисным явлениям [10, с. 49-58].

Подводя итоги, следует отметить, что становление новой эстетической картины мира в современном социально-культурном пространстве требует от современника актуальной включенности во все происходящее и особой этико-эстетической ответственности за собственные мысли и поступки.

Литература

1. Жуковицкая Н. Н. Одарённый ребёнок в образовательной системе:управление процессом сопровождения:учеб.-метод. пособие. - СПб.: ЛОИРО, 2012. - 119 с.

2. Жуковицкая Н. Н. Мониторинг работы с одарёнными детьми в региональной образовательной системе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 6. - С. 6-15.

3. Жуковицкая Н. Н. Одаренный ребёнок в региональной образовательной системе: модель системно-ориентированного сопровождения: коллект. моногр. - Ульяновск: Зебра, 2017.

4. Жуковицкая Н. Н. Управление процессом сопровождения одарённых детей: сетевые модели: моногр. - Saarbrucken, Deutschland: LAP LAMBERTAcademic Publishing, 2017. - 287 с.

5. Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / под ред. Е. И. Казаковой, А. М. Моисеева. - М.: РОССПЭН, 2003. - 168 с.

6. Одарённый ребёнок в образовательной системе: психолого-педагогическая модель сопровождения: сборник статей / под научн. ред. Н. Н. Жуковицкой. - СПб.: ЛОИРО, 2013. -140 с.

7. Одарённый ребёнок в образовательной системе:управленческая модель: материалы на-учн.-практич. конф./под. научн. ред. Н. Н. Жуковицкой. - СПб.: ЛОИРО, 2014. - 227 с.

8. Основные современные концепции творчества и одарённости. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

9. Рабочая концепция одарённости. - 2 изд., расш. и перераб. - М., 2003. - 34 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.