Научная статья на тему 'Эстетические взгляды Джона Голсуорси как основа идиостиля писателя'

Эстетические взгляды Джона Голсуорси как основа идиостиля писателя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
647
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖ. ГОЛСУОРСИ / ПУБЛИЦИСТИКА / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ / ИДИОСТИЛЬ / РЕАЛИЗМ / ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фурсова И.Н.

Данная статья посвящена исследованию публицистики Дж. Голсуорси. В рамках этого анализа предпринимается попытка охарактеризовать литературные предпочтения автора и его идиостиль. Статьи Дж. Голсуорси раскрывают эстетические и творческие взгляды писателя и позволяют судить о его воззрениях на искусство и его направления, реализм как основной творческий принцип Дж. Голсуорси, литературу и проявления авторской индивидуальности в процессе создания художественных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетические взгляды Джона Голсуорси как основа идиостиля писателя»

Русская и зарубежная литература

89

2. Камю А. Гостеприимство. Изгнание и царство. - М., 2011. - 220 с.

3. Моторина Л.В. Философская антропология. - М., 2003. - 256 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд. - М., 1997.

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЖОНА ГОЛСУОРСИ КАК ОСНОВА ИДИОСТИЛЯ ПИСАТЕЛЯ

© Фурсова И.Н.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Данная статья посвящена исследованию публицистики Дж. Голсуор-си. В рамках этого анализа предпринимается попытка охарактеризовать литературные предпочтения автора и его идиостиль. Статьи Дж. Голсуорси раскрывают эстетические и творческие взгляды писателя и позволяют судить о его воззрениях на искусство и его направления, реализм как основной творческий принцип Дж. Голсуорси, литературу и проявления авторской индивидуальности в процессе создания художественных произведений.

Ключевые слова: Дж. Голсуорси, публицистика, эстетические взгляды, идиостиль, реализм, искусство, художественное произведение.

Огромное значение для анализа литературного наследия и индивидуальной манеры письма Голсуорси имеют его статьи. Эстетические и творческие взгляды Голсуорси, изложенные в его статьях, освещали такие исследователи как А.М. Гаврилюк, И.Л. Галинская, Е.Ю. Гениева, А.Ф. Головен-ченко, Д.Г. Жантиева, Т.Д. Кириллова, Н.П. Михальская, М.П. Тугушева, А.В. Чичерин, и многие другие. Анализируя публицистику Дж. Голсуорси, А.М. Гаврилюк утверждает, что «мы можем говорить о наличии у Голсуорси прогрессивной, вполне самостоятельной и оригинальной эстетической системы, которая явилась решающим фактором, определившим творческое лицо писателя, его метод и стиль» [1, с. 25]. В целом, статьи Голсуорси можно условно разделить по следующим тематикам: 1. статьи, раскрывающие эстетические взгляды Голсуорси; 2. статьи, раскрывающие литературные предпочтения Голсуорси; 3. статьи, раскрывающие особенности и трудности творческого процесса; 4. статьи, посвященные проблемам драматургии;

5. статьи о войне и ее последствиях.

В широко известных теоретических работах английского романиста («Туманные мысли об искусстве», «Почему нам не нравятся вещи как они есть»,

Старший преподаватель кафедры Английского языка.

90

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

«О законченности и определенности», «Искусство и война», «Кредо писателя» и др.), Голсуорси отстаивает свои эстетические взгляды.

Тема искусства занимает большое место в творчестве писателя. Видя сущность и силу искусства в ее влиянии на человека, Голсуорси говорит, что искусство «как свет, перебегает от человека к человеку, показывая высоты и глубины природы, зовет вперёд или предостерегает от гибели и, будя чувства, открывает одно сердце другим» [3, с. 369]. Рассматривая искусство как средство познания действительности, Голсуорси утверждает, что основная задача художника как «проповедника искусства» - правдивое отображение жизни. И только «тот, кто видит вещи такими как они есть, кто видит соразмерность, скрытую от других (и наделен даром ее выразить), тот и есть художник» [3, с. 339]. Истинное искусство писатель характеризует такими свойствами как красота, жизненность, правдивость, определенность, законченность, таинственность, гуманность и вечность. Голсуорси утверждает, что «подлинное произведение искусства вечно остается прекрасным и живым, хотя приливы и отливы моды могут иной раз ненадолго выбросить его на мель» [3, с. 409].

Интересны рассуждения Голсуорси о направлениях в искусстве. Писатель считает, что в искусстве с самого его зарождения и до наших дней существуют два направления - реализм и романтизм, поэтому все служители искусства делятся на реалистов и романтиков. Словом «реалист» Голсуорси определяет художника, который «стремится уловить и показать взаимосвязь жизни, характера и мышления, чтобы научить чему -то себя и других» [3, с. 340]. Романтиком же он называет художника, который «тяготеет к тому, чтобы выдумывать повести или картины с целью доставить радость себе и другим» [3, с. 340-341]. Однако, Голсуорси отмечает, что «найти примеры того и другого в чистом виде нелегко. Ибо даже у самого убежденного реалиста пробивается романтическая струя, а самому заядлому романтику не всегда удается быть совсем уже нереалистичным» [3, с. 342].

Голсуорси настойчиво и убедительно отстаивает реалистический принцип в литературе. Статьи «Литература и жизнь» и «Создание характера в литературе» с полным правом можно назвать манифестами реализма. Следует отметить, что Голсуорси никогда не прекращал свою борьбу за реализм и защита реалистических принципов является важнейшей стороной деятельности писателя. То, что Голсуорси избирает реалистический путь в литературе А.М. Гаврилюк объясняет следующими обстоятельствами: 1) цельностью и серьезностью натуры самого писателя, стремящегося выработать самостоятельный взгляд на мир; 2) глубокими реалистическими традициями английского искусства, ставшими эстетической основой для молодого писателя; 3) влиянием русской литературы; 4) уверенностью Голсуорси в том, что на традиционном пути критического реализма он найдет новое понимание действительности и создаст свой стиль [1, с. 14].

Русская и зарубежная литература

91

Голсуорси решительно противопоставляет реализм романтизму, натурализму, эстетизму, и особенно модернизму. В своих статьях Голсуорси проводит четкую грань между реализмом и модернизмом, видя разницу между ними не в форме выражения содержания, а в самом содержании: гуманистическом у реалистов, антигуманном - у модернистов. Следует также отметить исключительно стойкое и последовательное неприятие творчества Голсуорси модернистким лагерем. Писатели-модернисты (В. Вулф, Д Джойс, Д.Г. Лоренс, Т.С. Элиот, Э.М. Форстер и др.) не принимали Голсуорси как последовательного сторонника реализма в литературе; его гуманистические принципы представлялись им отжившими свой век.

Считая, что основной предмет литературного изображения - жизнь и человек во всем их многообразии, Голсуорси выступает за правдивую литературу и высказывает твердое убеждение в том, что истинный романист «не может не быть критиком действительности». Писателю нужно всегда руководствоваться неизменным правилом, - «воссоздавая, придерживаться правды» [3, с. 462]. Исходя из этого, Голсуорси считает, что только тот писатель переживет свое время, в котором сочетаются «художник и моралист». Большое внимание Голсуорси уделяет проявлению авторской индивидуальности, считая: «чтобы быть Литературой с большой буквы, произведение должно нести на себе печать подлинной индивидуальности. Оно, по своей сущности, должно быть не похоже на то, что было создано прежде» [3, с. 446]. В этом случае, по словам Голсуорси, «литература подобна нитке драгоценных камней, и ни один из них не похож на другой» [3, с. 447]. Анализируя произведения Голсуорси, А.М. Гаврилюк приходит к выводу, что «хотя в своем творчестве Голсуорси стремится к объективности и беспристрастности, во всех его произведениях со всей определенностью выражено «я» художника, его отношение к героям, их словам и действиям» [1, с. 44].

Голсуорси высоко ценит вклад русских писателей в сокровищницу мировой литературы в целом, и английской литературы в частности. Он пишет: «Русская проза... это самая мощная животворная струя в море современной литературы...» [3, с. 377]. Русские писатели привлекли Голсуорси своей поразительной искренностью и правдивостью. «Это свойство ваших писателей, - отмечал он, - как видно, глубоко национальное... Это, несомненно, одно из проявлений вашей способности глубоко окунаться в море опыта и переживаний, самозабвенно и страстно отдаваться поискам правды» [3, с. 372-373].

О литературных предпочтениях Голсуорси можно судить по его статьям («Предисловие к роману Диккенса «Холодный дом»», «Силуэты шести писателей», «Воспоминание о Конраде», «Толстой как романист», «Еще четыре силуэта писателей» и др.).

Прежде всего, следует упомянуть о благотворном воздействии на формирование языка и стиля Голсуорси русских писателей, а именно И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова. Для нашего исследования также зна-

92

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

чимы статьи «Силуэты шести писателей» и «Еще четыре силуэта писателей». В данных статьях через анализ стилевого своеобразия таких мастеров слова как Ч. Диккенс, И.С. Тургенев, Г де Мопассан, Л.Н. Толстой, Дж. Конрад, А. Франс, А. Дюма, А.П. Чехов, Р.Л. Стивенсон и УГ Хадсон можно выявить индивидуальные черты стиля самого Голсуорси, а также выяснить с кого брал пример писатель. Для каждого из любимых писателей Голсуорси дает емкую и меткую характеристику. Например, рассматривая романы Тургенева как «величайшие образцы искусства прозы», Голсуорси называет его «самым утонченным поэтом», который способен «довести пропорции романа до совершенства» [3, с. 397]. Тургенев, несомненно, сыграл большую роль в развитии и выработке стиля Голсуорси. По мнению Гаврилюк, «Гол-суорси взял для себя за основу тургеневский метод, который он определил как метод строгого отбора материала и выделения немногих, наиболее выразительных деталей» [1, с. 36]. Для Голсуорси Мопассан - «верховный учитель» в вопросах стиля, поскольку «никто пока не превзошел его в наблюдательности, остроте мысли, в умении облечь их в краткую и четкую форму» [3, с. 399-400]. Образцом языка и стиля Голсуорси считает также язык и стиль Толстого, повествование которого «создает непосредственное ощущение действительной жизни» [3, с. 402]. Голсуорси выявляет основной метод повествования Л.Н. Толстого, называя его «собирательным»: «давая бесконечное количество явлений и живописных деталей, он заполняет все промежутки, ничего не оставляя воображению читателя, и делает это с такой силой и свежестью, что неизбежно увлекает его» [3, с. 402]. Этот метод также находит свое применение в прозе Голсуорси. Еще один писатель, по словам Голсуорси, является «эталоном стиля». Он утверждал, что «все романисты могут бессознательно перенимать у Диккенса основы стиля, ибо он был прирожденным писателем и превосходным, необычайной силы стилистом» [3, с. 396]. Подчеркивая великолепное знание языка, Голсуорси восхищается талантом Диккенса в изображении человека.

Первыми читателями, советчиками и критиками произведений Голсуор-си были его друзья-писатели: Джозеф Конрад и Эдвард Гарнет. Конрад всегда верил в талант Голсуорси, основу которого видел в «сочетании иронической проницательности с острым и верным взглядом на исследуемые жизненные явления» [6, с. 293]. Голсуорси, в свою очередь, дорожил дружбой с Конрадом и посвятил ему статью под названием «Воспоминание о Конраде», где он дает характеристику творчества и эстетических взглядов писателя, а также выявляет роль Конрада в своем творчестве. Кроме того, Голсуор-си «набрасывает силуэт» Конрада в статье «Силуэты шести писателей», называя его «несравненным колористом и рассказчиком, глубоким психологом, ведущим читателя к нравственному открытию» [3, с. 404]. Дружеские отношения связывали Голсуорси с Гарнетом, который был взыскательным критиком и вместе с тем благожелательным наставником писателя. Как от-

Русская и зарубежная литература

93

мечает К. Дюпре, «для Голсуорси отношения с Гарнетом были очень напряженными. Голсуорси чувствовал необходимость в критической оценке Гар-нета и в то же время тяготился ею» [4, с. 74]. Гарнету принадлежит и один из первых критических этюдов о Голсуорси, отличавшийся большой глубиной проникновения в суть его творческих исканий, что было вполне естественно, поскольку Гарнет имел доступ в творческую лабораторию писателя, о чем свидетельствует обширная переписка, изданная в 1934 г.

Тонкости и тайны творческого процесса, отношение к писательскому труду и свое понимание мастерства Голсуорси высказывает в статьях («Нужно учиться», «Аллегория о писателе», «Литература и жизнь», «Создание характера в литературе», «О выражении мыслей» и др.), в письмах к друзьям, родным и начинающим авторам.

Условием полноценного и долговечного романа Голсуорси считает наличие в нем жизненно правдивого человеческого характера. В статье «Создание характера в литературе» он подробно останавливается на проблеме создания характера в художественном произведении. Называя процесс создания характера таинственным, Голсуорси отмечает, что единого правила нет и процесс создания характеров различен не только у разных писателей, но и у него самого. В общих чертах Д.Г. Жантиева описала этот процесс следующим образом: «извлекая из «склада» памяти называемого подсознанием, впечатления, накопившиеся в процессе жизненного опыта, Голсуорси сплавляет воедино «разрозненные кусочки» и претворяет их в образы» [5, с. 195]. В процессе создания характера автор большое место отводит не только подсознанию, но и индивидуализации. Он пишет: «для того чтобы создать характер, наделенный индивидуальной жизнью, писатель должен во-первых, осветить его ярко со всех сторон, раскрыть во всей многогранности. Во-вторых, элементом характера всегда должен быть юмор, помогающий делать характер более живым» [3, с. 466]. Все исследователи Голсуорси утверждают, что источником создания характеров у писателя была жизнь и круг общения Голсуорси. Этот факт не отрицал и сам автор, говоря, что «воздействовать на нашу радужную оболочку и на творческие нервы наших пальцев может лишь ограниченное количество людей, и если только ты не гений, нужно искать свой материал поблизости от себя» [3, с. 485].

Стержнем любого литературного произведения, по словам писателя, является характер и сюжет. Сюжет, по Голсуорси, должен быть четким, органичным, жизненно убедительным и не содержать ничего лишнего. Связь между характером и сюжетом в произведении неразрывна. Поэтому Голсуорси утверждает, что «в романе, так сказать, продиктованном совестью, сюжет -это характер, освещенный ярко и со многих точек» [3, с. 499]. Умение создавать характеры и вырастающие из них сюжеты Голсуорси называет искусством повествования.

Писатель большое внимание уделяет вопросу формы произведения и выступает против поисков новых форм как самоцели. Считая, что форма должна

94

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

способствовать раскрытию замысла произведения, а не затемнять и усложнять его понимание Голсуорси отмечает, что «чем проще форма, чем яснее и общедоступней, тем лучше» [3, с. 368]. Этой же цели, по его мнению, должен служить и стиль писателя. Рассматривая стиль как «верность идее и настроению и совершенная соразмерность в выражении их» [3, с. 335], Голсуорси ратует за ясность и точность выражения мысли, и простоту ее изложения.

Автор много и серьезно размышляет и пишет о писательском труде, и в конце жизни, анализируя свой путь в литературу, он дает наставления молодым писателям, раскрывающие его основные литературные принципы. По мнению Д.Г. Жантиевой, о принципах, которыми руководствовался Голсу-орси в своем творческом труде, лучше всего говорит следующая его фраза в письме к начинающему писателю: «В искусстве сокращенных путей нет. Это неустанная тяжелая работа сознания, а еще больше - души» [3, с. 499].

Завершая анализ публицистики Голсуорси, следует отметить, что статьи писателя содержат много интересных мыслей и вводят в творческую лабораторию писателя, свидетельствуя о раздумьях и упорном труде, с которыми было связано создание его произведений, об его исключительной требовательности к себе. Как отмечает Д.Г. Жантиева «написанные образно, с большой страстностью, они воспринимаются как своего рода художественные произведения» [5, с. 209].

Список литературы:

1. Гаврилюк А.М. Стиль Форсайтовского цикла Дж. Голсуорси / А.М. Га-врилюк. - Львов: Вища школа, 1977.

2. Гениева Е.Ю. Литературная ситуация на рубеже веков. Английская литература на рубеже XIX и ХХ веков / Е.Ю. Гениева // История всемирной литературы: в 9-ти т. Т. 8. - М., 1994.

3. Голсуорси Дж. Собрание сочинений: в 16-ти томах. Том 16 / Дж. Го-суорси; пер. с англ. - М.: Правда, 1962.

4. Дюпре К. Джон Госуорси. Биография / Пер. с англ.; послесл. Н.П. Ми-хальской / К. Дюпре. - М.: Радуга, 1986.

5. Жантиева Д.Г. Эстетические взгляды английских писателей и русская классическая литература / Д.Г. Жантиева // Из истории литературных связей XIX века. - М.: Изд-во АН СССР, 1962.

6. Михальская Н.П. Книга Кэтрин Дюпре о жизни Джона Голсуорси / Н.П. Михальская // Дюпре К. Джон Госуорси. Биография: пер. с англ. - М.: Радуга, 1986.

7. Тугушева М.П. Джон Голсуорси. Жизнь и творчество / М.П. Тугуше-ва. - М.: Наука, 1973.

8. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи / А.В. Чичерин. - М.: Сов. Писатель, 1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.