Научная статья на тему 'Эстетические воззрения У. Пейтера'

Эстетические воззрения У. Пейтера Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
444
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
У. ПЕЙТЕР / АНГЛИЙСКИЙ ЭСТЕТИЗМ / СМЕРТЬ / "РЕНЕССАНС: ОЧЕРКИ ИСКУССТВА И ПОЭЗИИ" / РОМАН "МАРИЙ ЭПИКУРЕЕЦ: ЕГО ЧУВСТВА И ИДЕИ" / W. PATER / ENGLISH AESTHETICISM / "THE RENAISSANCE: STUDIES IN ART AND POETRY" / "MARIUS THE EPICUREAN: HIS SENSATIONS AND IDEAS" / DEATH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Макартецкая Юлия Александровна

Целью статьи является анализ эстетических воззрений У. Пейтера. Автором показана степень изученности «пейтероведения»; предоставлена общая характеристика произведений писателя; дан очерк жизни и творчества; обозначены его эстетические воззрения. В основе используемой методологии лежит историко-литературный подход. В завершение исследования автор приходит к выводу, что новаторство Пейтера проявилось в отстаивании субъективного начала творчества и процесса художественного восприятия, а также определяет границы влияния автора на последующую литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AESTHETIC VIEWS OF W. PATER

The article aims to analyze the aesthetic views of W. Pater. The degree of scrutiny of “paterology” is shown; a general description of the works and a sketch of the life and work of the author are given; his aesthetic views are highlighted. The methodology used is based on a historical and literary approach. At the end of the study, the author concludes that Pater’s innovation was manifested in upholding the subjective beginnings of creativity and the process of artistic perception, and also defines the boundaries of the author’s influence on the future of literature.

Текст научной работы на тему «Эстетические воззрения У. Пейтера»

УДК 821 (091)

DOI: 10.18384/2310-7278-2019-4-121-128

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ У. ПЕЙТЕРА

Макартецкая Ю. А.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация Аннотация. Целью статьи является анализ эстетических воззрений У. Пейтера. Автором показана степень изученности «пейтероведения»; предоставлена общая характеристика произведений писателя; дан очерк жизни и творчества; обозначены его эстетические воззрения. В основе используемой методологии лежит историко-литературный подход. В завершение исследования автор приходит к выводу, что новаторство Пейтера проявилось в отстаивании субъективного начала творчества и процесса художественного восприятия, а также определяет границы влияния автора на последующую литературу. Ключевые слова: У. Пейтер, английский эстетизм, смерть, «Ренессанс: Очерки искусства и поэзии», роман «Марий Эпикуреец: Его чувства и идеи»

AESTHETIC VIEWS OF W. PATER

Yu. Makartetskaya

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow 119991, Russian Federation

Abstract. The article aims to analyze the aesthetic views of W. Pater. The degree of scrutiny of "paterology" is shown; a general description of the works and a sketch of the life and work of the author are given; his aesthetic views are highlighted. The methodology used is based on a historical and literary approach. At the end of the study, the author concludes that Pater's innovation was manifested in upholding the subjective beginnings of creativity and the process of artistic perception, and also defines the boundaries of the author's influence on the future of literature.

Keywords: W. Pater, English aestheticism, "The Renaissance: Studies in Art and Poetry", "Marius the Epicurean: His Sensations and Ideas", death

Темой предлагаемого исследования являются эстетические воззрения У. Пейтера (W. Pater, 1839-1894), виднейшего эссеиста и художественного критика поздневикторианской эпохи, оксфордского преподавателя и, без сомнения, главного теоретика движения эстетизма (англ . "aesthetic movement") .

© CC BY Макартецкая Ю. А. , 2019 .

Необходимость исследований в данной области представляется очевидной не только ввиду значимости данной фигуры для истории искусствоведческой и литературной мысли, но и, не в последнюю очередь, по причине неизученности всего связанного с Пейтером в российском литературоведении

v2V

Так, исследования, посвящённые Пейтеру, сводятся к работам немногочисленных специалистов [2-5; 7] и учёных, которые, не занимаясь впрямую творчеством У Пейтера, изучали его в контекстном плане и немало сделали для исследования сложных процессов, протекавших в английской культуре второй половины XIX в . [1; 6; 8]. Сверх того, мало что из написанного Пейтером переведено на русский язык: «Воображаемые портреты» ("Imaginary Portraits: A New Collection", 1887), «Ребёнок в доме» ("Imaginary Portraits . I . The Child in the House", 1878) со вступительной статьёй П . П . Муратова, «Ренессанс: Очерки искусства и поэзии» ("The Renaissance: Studies in Art and Poetry", 1873) . Библиография же зарубежных исследований о Пейтере значительно объёмнее (см . , например: [9-15]) . Сравнительно хорошо изученный аспект творчества Пейтера -принадлежащая ему концепция Ренессанса, пейтеровские экфрасисы, влияние Пейтера на О Уайлда и отчасти метод его художественно-критического эссеизма. Число же специальных работ, посвящённых анализу его романа «Марий-эпикуреец» ("Marius the Epicurean: His Sensations and Ideas", 1885) или иных художественных произведений, в целом незначительно (например, см .: [9; 13]) .

Как верно, на наш взгляд, отмечает Муратов, Пейтер принадлежит к тем писателям, которых почти невозможно по достоинству оценить по одно-му-единственному произведению: ему принадлежат сочинения, выполненные в самых разных жанрах, а также относящиеся к разным сферам гуманитарной специализации К эссеисти-ке Пейтера относятся: исследования об

английских поэтах ("Appreciations . With an Essay on Style", 1889 / «Оценки . С приложением эссе о стиле»), об античной мифологии и античной скульптуре ("А Greek Studies: A Series of Essays", 1895 / «Греческие очерки: Серия эссе»); кроме того, здесь следует назвать сборники, куда входят ранние работы об истории и природе искусства ("Miscellaneous Studies: A Series of Essays", 1895 / «Очерки на разные темы: Серия эссе») К собственно историко-культурным исследованиям Пейтера относятся его наиболее известное произведение -книга о Ренессансе ("Studies in the History of the Renaissance"; 1873, последующие издания под названием "The Renaissance: Studies in Art and Poetry", 1877; 1888; новейший рус . пер . под названием «Ренессанс Очерки искусства и поэзии» . М . , 2006) и работа о платонизме ("Plato and Platonism: A Series of Lectures", 1893 / «Платон и платонизм: Серия лекций»)

Уолтер Хорейшо Пейтер родился 4 августа 1839 г. в Лондоне . Часто в отечественных исследованиях, посвя-щённых творчеству писателя, можно наблюдать транслитерацию его имени как «Патер» . Также высказывалось мнение о его французском происхождении. Впрочем, французская родословная писателя никак фактически не подтверждена, как и то обстоятельство, насколько вправе и искренне Пейтер мог полагать своим предком французского живописца XVIII в . Жана Батиста Патёра (16951736), на чём настаивал, в частности, В П Головин, использовавший транслитерацию «Патер» К слову сказать, транслитерация фамилии другого знаменитого искусствоведа, оказавшего влияние на Пейтера, - Дж. Раскина

(для нас предпочтительнее), часто звучащая как «Рёскин», также является спорным вопросом в отечественном литературоведении

Пейтер был вторым сыном в семье Ричарда Глоуда Пейтера, переехавшего жить в Лондон в начале XIX в . и занявшегося там медициной . Доктор Пейтер скоропостижно скончался, когда юный Уолтер был ещё в младенческом возрасте . Начальное образование он получил в Энфилдской средней школе . В 1853 г. Пейтера отправляют учиться в "King's School" в Кентербери. В школьные годы ему довелось прочитать книгу Дж. Раскина «Современные живописцы» (1843, 1846, 1856, 1860), спровоцировавшую у него интерес к занятиям в области изучения истории западноевропейского искусства После школы Пейтер проходит полный курс обучения в Куинз-колледж Оксфордского университета После его окончания Пейтер остаётся в Оксфорде до конца своих дней и преподаёт здесь студентам философию, предпочитая всем прочим способам существования одинокую и спокойную жизнь преподавателя, писателя и учёного У писателя были две старшие сестры - Эстер и Клара, всячески окружавшие его заботой и жившие вместе с ним до самой его смерти, произошедшей 30 июля 1894 г. В отношении Клары достойным внимания представляется то обстоятельство, что в 1899-1900 гг. она давала уроки древнегреческого языка В . Вулф, впоследствии отразившей не слишком удачливый опыт в эссе под названием «О незнании греческого» ("On Not Knowing Greek") .

В качестве дополнительной характеристики изучаемого нами автора приведём несколько высказываний о Пейтере, сделанных в разное время

видными историками литературы и выражающих, с нашей точки зрения, главное впечатление о нём: «... он был таким же смелым, как Ницше ... и только отличался своим выбором стратегий», - говорит У. Э . Баклер [10, р . 58]; «нечто неизмеримо большее видится нам в этом печальном, одиноком и сдержанном писателе, -какой-то цельный и благородный душевный тип, может быть, высшее и совершеннейшее воплощение западной души за много лет» [4, с . 3], -пишет П . П . Муратов; «проповедник новых эстетических идей . один из самых талантливых критиков современной Англии», - так высказалась о писателе З . А . Венгерова в 1905 г. в своей статье о нём [2, с . 269]. На самом деле, Пейтер являет собой тот «диафанный характер», о котором сам Пейтер пишет в эссе «Прозрачность», вошедшем в состав книги о Ренессансе, - а именно тип, по утверждению Ф . В . Федчина [7, с . 53], «идеальной восприимчивости и идеальной чувственности», противоположный всякой революционности; только такой тип личности, по Пейтеру, способен, созерцая, найти ответы на вопросы: что такое красота, что прекрасное отличает от природы и, в конце концов, почему удовольствие от прекрасного и мысль о прекрасном являются, согласно правилам эстетизма, единственным верным вектором существования жизни человека

Находясь одно время под влиянием другого знаменитого оксфордца -Раскина, основная идея которого может быть коротко представлена как «нравственное совершенствование людей через искусство», - Пейтер всерьёз заинтересовался итальянским искусством эпохи Возрождения и с течением

времени опубликовал ряд очерков, по-свящённых творчеству великих мастеров . С 1869 г. эти очерки публиковались в виде статей в журнале "Fortnightly Review". В 1873 г. отредактированный автором текст был издан отдельной книгой под названием «Очерки по истории Ренессанса» ("Studies in the History of the Renaissance") .

На формирование метода художественно-критического эссеизма, который активно используется в книге Пейтера о Ренессансе, повлиял жанр эссе, который возник и утвердился в своих правах в XVI в . благодаря М . Монтеню, его знаменитым «Опытам» ("Les essais") . Жанр эссе отличает: разнообразие тем, фрагментарность, преобладание прежде всего персональных суждений автора, нежели внутренней нити повествования, привлечение без разбора всех возможных средств аргументации и завораживающе блестящий литературный стиль В Англии жанр эссе как особая форма повествования получает распространение начиная с XVII в . (Ф . Бэкон) . Позже, в XIX в . , эту форму письма можно встретить в литературном наследии Ч . Лэма и Т. Карлайла. Из недр эссеиз-ма как определённого литературного жанра возник - неравнозначный ему, но безусловно близкий - эссеизм как метод исследования произведений искусства, в котором заложено своё собственное представление об искусстве, его роли, задачах и возможностях его изучения Впервые указанный метод в своих очерках и эссе опробовал критик У Хэзлитт (близкий друг Ч . Лэма)1 .

1 См . : Зиновьева А . Ю . Чарлз Лэм // Уильям

Шекспир: энциклопедия / сост. и научн . ред.

И . О . Шайтанов. М. : Просвещение, 2015 .

С 390-391.

Согласно Пейтеру, цель и смысл человеческого существования заключается в том, чтобы жить интенсивно, осмысленно и полноценно; проживать наиболее яркие вспышки чувств, тонкие переливы образов, изящные жесты, насыщенные гаммой переживаний пейзажи, вызывающие экстатический восторг величественные философские системы . Даже опыт религиозного чувства, с точки зрения Пейтера, становится по-настоящему ценным и важным только тогда, когда он ввергает нас в вихрь высокого напряжения душевных сил, состояния ужаса или блаженства, страдания или наслаждения. Жизнь прекрасна, но только в том смысле, что всё, что не прекрасно, не является жизнью по существу Отсюда следует императив полного подчинения чувству подлинно эстетического принципа нормативной морали и отвлечённой рациональности

Взгляды, изложенные Пейтером в книге о «Ренессансе», способствовали его сближению с движением прерафаэлитов (Д . Г. Россетти, Дж. Э . Миллес, У. Х. Хант)2 . Так, например, Пейтер постулирует истинность тезиса Дж . Китса (1795-1821), что искусство как таковое существует ради собственной красоты; что искусство никак не подвластно ни влиянию внешних по отношению к нему нравственных категорий, ни перспективам какого-либо утилитарного назначения Китс утверждал в заключении «Оды греческой вазе» (1819): "Beauty is truth, truth is beauty - that is all / Ye know on earth, and all ye need to know". Та же идея нашла своё вопло-

2 См . : Мосин И. Г. Прерафаэлизм: Большая иллюстрированная энциклопедия. СПб . : СЗКЭО, 2017. 208 с.

щение в творчестве прерафаэлитов Пейтер называл «Прерафаэлитское братство» «эстетической школой в поэзии» . Критика современности со стороны прерафаэлитов была связана с их сознательной ориентацией на культуру позднего, «дорафаэлевского» итальянского Средневековья (в их восприятии это, прежде всего, творчество Фра Беато Анджелико), - то есть культуру искренне религиозную, с одной стороны, и далёкую от «академизма», с другой . В 1868 г. в печати появляется эссе Пейтера «Эстетическая поэзия», посвящённое поэзии У Морриса (1834-1896) и Д . Г. Россетти (18281882), в чьих стихах Пейтер «уловил» словесное воплощение идей художников-прерафаэлитов . В 1883 г. публикуется эссе Пейтера «Данте Гейбриэл Россетти», где последний признаётся создателем нового идеала в поэзии В творчестве Д Г Россетти происходит соединение и слияние поэзии и живописи: свои картины он дополняет стихами, а стихи - картинами . Как отмечает А П Саруханян, главная особенность его картин - «совмещение в одной фигуре, в одном лице красоты мистической и чувственной . В девственной чистоте ощущается греховность, в бестелесности - эротичность» [5, с . 248]. Явным образом художники-прерафаэлиты предпочитали изображать женские прекрасные лица и тела, т к именно в них находили собственное понимание метафизической сути прекрасного Помимо Д Г Россетти («Дом жизни: Цикл сонетов», 1881) и У. Морриса («Защита Гиневры», 1858), отстаивавших подобное видение красоты, участниками движения прерафаэлитов традиционно считаются: Э . Бёрн-Джонс, Дж . Э . Миллес,

У. Х. Хант, М . Браун, А. Хьюз, У Крейн, Дж . У. Уотерхаус . Прерафаэлиты настаивали на том, что современный им так называемый Большой стиль, который восходит к академизму Дж. Рейнолдса (1723-1792), не соответствует истинному, с их точки зрения, пониманию смысла искусства. Раскин в письмах, опубликованных в газете «Таймс» (1851), обозначил концепцию прерафаэлитов как своеобразное возвращение к природе ("a return to nature") . Среди исследований Раскина, так или иначе связанных с движением прерафаэлитов, наиболее важными представляются: «Художественный вымысел: прекрасное и безобразное» ("Fiction: Fair and Foul", 1880), «Английское искусство» ("The Art of England", 1883), «Современные художники» ("Modern Painters", 1843, 1846, 1856, 1860) .

В 1885 г. в печати появился исторический и философский роман Пейтера «Марий-эпикуреец: Его чувства и идеи», действие которого разворачивается в столице Римской империи во времена императора Марка Аврелия (2-я пол . II в . н . э . ) . В этом романе мы видим историю жизни некоего молодого римлянина, исповедующего поначалу эпикурейскую, а затем стоическую философию, но, в конечном счёте, обретающего свой идеал в нарождающемся и утверждающемся христианстве В книге «Воображаемые портреты» и незавершённом романе «Гастон де Латур» ("Gaston de Latour: An Unfinished Romance", 1896) Пейтер повествует о том, при каких обстоятельствах и каким именно образом люди самых разнообразных вкусов и нравов, воспитания и образования пытаются «приспособиться к жизни» В 1896 г. друг Пейтера литературный

критик Ч . Л . Шедуэлл осуществил публикацию первых семи глав романа о Гастоне . В 1995 г. Дж . Монсмен напечатал книгу - «Гастон де Латур: Пересмотренный текст», подвергнув новой редакции первые семь глав, а также оставшиеся шесть, которые Шедуэлл, апеллируя к их очевидной незавершённости, оставил в небрежении

Тонкий, исполненный в полутонах, отчасти импрессионистский стиль и соответствующее ему тонкое художественное восприятие Пейтера оказали влияние не только на следующее за ним поколение британских эстетов, но и на многих искусствоведов Франции, Германии, России (П . П . Муратов, Ю . И . Айхенвальд и др . ) . Таким образом, влияние суждений Пейтера о природе искусства на становление английского эстетизма представляется бесспорным. Среди источников формирования его концепции можно назвать наследие романтизма и кьеркего-ровский субъективизм эстетического желания

Рассуждения Пейтера произвели сильное впечатление на таких современников, как, например, О . Уайлд, которого можно считать живым воплощением формулы эстетического, писательница Вернон Ли (автора многочисленных эссе об искусстве и мистических рассказов), с которой Пейтер вёл переписку на протяжении долгого времени, Э . Доусон, Л . Джонсон, Дж . Мур, О . Бёрдсли,

Дж . М . Хопкинс, а также на многих писателей ХХ в (М Пруст, Дж Джойс) В сходном с Пейтером жанре «исторических» повествований работали после него, по нашему мнению, такие писатели, как А Франс («Боги жаждут»), Д . С . Мережковский («Смерть богов: Юлиан Отступник»), П П Муратов («Герои и героини»)

Идеи «искусства для искусства», почерпнутые из работ Т Готье и Ш . Бодлера, благодаря Пейтеру, со временем трансформировались в концепцию эстетизма, которая нашла своё воплощение в творчестве наиболее значимых английских художников и поэтов конца XIX в . Новаторство Пейтера проявилось в отстаивании субъективного начала творчества и процесса художественного восприятия Для Пейтера индивидуальное эстетическое чувство в отношении подлинного произведения искусства, переживание отдельных моментов чувственного восприятия приобретает характер сотворчества Воображение, сохраняя в памяти красоту, тем самым способствует постижению истины Ощущение красоты означает эмоциональное познание жизненной правды, заключённой в произведении искусства Истина, чувственно зримая, - это красота, а безусловная красота есть истина

Статья поступила в редакцию 25.06.2019 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аникин Г. В. Эстетика Джона Рескина и английская литература XIX века. М. : Наука, 1986. 320 с.

2 . Венгерова З . А . Валтер Пэтер // Венгерова З . А. Литературные характеристики . Книга вторая. СПб . : «Типо-Литография А. Э . Винеке», 1905. С. 267-277.

3. Головин В. П . Об Уолтере Патере, его творческом методе и книге «Ренессанс» // Патер У Ренессанс. Очерки искусства и поэзии; пер . с англ. В . Д . Дажиной. М. : Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. С. 317-336.

4. Муратов П . П. Уолтер Патер // Патер У Воображаемые портреты . Ребёнок в доме; пер. с англ. и вступит, ст. П. П . Муратова. М. : Издательство В . М. Саблина, 1908. С. 1-13.

5 . Саруханян А. П . Эстетическое движение в Англии рубежа веков // Разрыв и

связь времён. Проблемы изучения литературы рубежа XIX-XX веков / отв . ред. М. Ф . Надъярных, А. Ф . Кофман. М. : ИМЛИ РАН, 2017. C. 245-283.

6 . Соколова Н . И . Творчество Данте Габриэля Россетти в контексте «средневекового

возрождения» в викторианской Англии. М. : МГПУ, 1995. 168 с.

7 Федчин Ф В Формирование мировоззрения и творческого метода Уолтера Патера Часть 2. Круг интеллектуальных и поэтических источников эссе «Прозрачность» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. 2016. № 3. С. 49-59.

8 . Шестаков В . П. Английский акцент. Английское искусство и национальный харак-

тер . М. : РГГУ 1999. 188 с.

9 . Behlman L. Burning, Burial, and the Critique of Stoicism in Pater's Marius the Epicurean //

Nineteenth-Century Prose . 2004. Vol. 31. No . 1. pp. 133-169.

10 . Buckler W. E . Walter Pater. The Critic as Artist of Ideas . New York: New York University

Press, 1987. 359 p.

11. Jones R. E . Catching All Passions in His Craft of Will: Portraits and Pater in Oscar Wilde's "The Portrait of Mr. W. H .": Thesis for the degree of Master of Arts . Richmond (VA): Virginia Commonwealth University, 2016 . V+83 p. 12 . Lee A . The Platonism of Walter Pater: DPhil dissertation . University of Oxford, 2012. 183 p .

13. Levey M . Introduction // Pater W. Marius the Epicurean: His Sensations and Ideas (1885) / ed . by M . Levey. London: Penguin Books, 1985. 314 p .

14. Pater the Classicist. Classical Scholarship, Reception, and Aestheticism / ed. by Ch. Martindale, S . Evangelista, E. Prettejohn. Oxford: Oxford University Press, 2017, 384 p.

15 . Shuter W. F. Rereading Walter Pater. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 176 p .

REFERENCES

1. Anikin G . V. Estetika Dzhona Reskina i angliiskaya literatura XIX veka [The aesthetics of John Ruskin and English literature of the 19th century], Moscow, Nauka Publ. , 1986. 320 p. 2 . Vengerova Z . A . [Walter Peter], In: Vengerova Z . A. Literaturnye kharakteristiki. Kniga vtoraya [Literary characteristics. The second book], St. Petersburg, "Tipo-Litografiya A. E . Vineke" Publ. , 1905. pp. 267-277. 3. Golovin V. P. [About Walter Pater, his creative method and the book "Renaissance"]. In: Pater W. Renessans. Ocherki iskusstva i poezii [The Renaissance . Essays on art and poetry], Moscow, Izdatel'skii dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve Publ . , 2006. pp. 317336

4 . Muratov P. P. [Walter Pater], In: Pater W. Voobrazhaemye portrety. Rebenok v dome

[Imaginary portraits The child at the home] Moscow, Izdatel'stvo V M Sablina, 1908 pp. 1-13.

5 . Sarukhanyan A. P. [Aesthetic movement in England at the turn of the century]. In:

Nad"yarnykh M . F. , Kofman A. F. , chief eds. Razryv i svyaz' vremen. Problemy izucheniya literatury rubezha XIX-XX vekov [The gap and the connection of times . Problems of studying literature at the turn of the 19-20 centuries] Moscow, A M Gorky Institute of World Literature of the Russian Academy of Science Publ. , 2017. pp. 245-283.

6 . Sokolova N . I . Tvorchestvo Dante Gabrielya Rossetti v kontekste «srednevekovogo

vozrozhdeniya» v viktorianskoi Anglii [The works of Dante Gabriel Rossetti in the context of "medieval revival" in Victorian England], Moscow, Moscow City Teacher Training University Publ. , 1995. 168 p.

7 . Fedchin F. V. [On the formation of Walter Pater world view and creative method. Intellectual

and poetical sources of the essay "Diaphaneite"]. In: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 15. Iskusstvovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Arts], 2016, no. 3, pp. 49-59.

8 . Shestakov V. P. Angliiskii aktsent. Angliiskoe iskusstvo i natsional'nyi kharakter [English

accent English art and national character] Moscow, Russian State University for the Humanities Publ. , 1999. 188 p.

9 . Behlman L. Burning, Burial, and the Critique of Stoicism in Pater's Marius the Epicurean.

In: Nineteenth-Century Prose, 2004, vol. 31, no . 1, pp. 133-169.

10 . Buckler W. E . Walter Pater. The Critic as Artist of Ideas . New York, New York University

Press Publ. , 1987. 359 p. 11. Jones R. E . Catching All Passions in His Craft of Will: Portraits and Pater in Oscar Wilde's "The Portrait of Mr. W. H .": Thesis for the degree of Master of Arts. Richmond (VA), Virginia Commonwealth University, 2016 . V+83 p . 12 . Lee A . The Platonism of Walter Pater: DPhil dissertation . University of Oxford, 2012. 183 p.

13. Levey M. Introduction. In: Pater W. Marius the Epicurean: His Sensations and Ideas (1885); ed . by M . Levey. London, Penguin Books Publ. , 1985. 314 p .

14. Martindale Ch. , Evangelista S. , Prettejohn E. , eds. Pater the Classicist. Classical Scholarship, Reception, and Aestheticism . Oxford, Oxford University Press Publ. , 2017, 384 p.

15 Shuter W F Rereading Walter Pater Cambridge, Cambridge University Press Publ , 1997 176 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Макартецкая Юлия Александровна - аспирант кафедры истории зарубежной литературы Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; e-mail: juliamauve@gmail. com

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yuliya A. Makartetskaya - Postgraduate student at the Department of History of Foreign Literature, Lomonosov Moscow State University; e-mail: juliamauve@gmail. com

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Макартецкая Ю . А . Эстетические воззрения У Пейтера // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2019 . № 4. С. 121-128 . DOI: 10.18384/2310-7278-2019-4-121-128

FOR CITATION

Makartetskaya Yu. A . Aesthetic views of W. Pater. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Russian philology, 2019, no . 4, рр . 121-128 . DOI: 10.18384/2310-7278-2019-4-121-128

V12V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.