Научная статья на тему 'Эстетическая одаренность и интеллект'

Эстетическая одаренность и интеллект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
659
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / AESTHETIC ENDOWMENT / ИНТЕЛЛЕКТ / INTELLIGENCE / ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / VERBAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Григорьев Андрей Александрович, Козьяков Роман Валерьевич, Лаптева Екатерина Михайловна, Смирнова Ольга Михайловна

В статье рассматриваются два вопроса: о существовании общей эстетической одаренности и освязи эстетической одаренности с интеллектуальными способностями. Осу ществляетсяпопытка решить эти вопросы путем анализа данных, полученных при апробации методики для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества. Часть участвовавших в этой апробации испытуемых выполняли также тест для измерения эстетической восприимчивости в области изобразительного искусства (VAST) и/или тест интеллекта (матрицы Равена). Кроме того, анализировались данные специально проведенного исследования, в котором, помимо методики для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества и матриц Равена, использовались три субтеста из теста структуры интеллекта Амтхауэра: Осведомленность, Аналогии и Обобщения. Полученные результаты состояли в следующем. Методики измерения эстетической одаренности в области литературного творчества и изобразительного искусства не связаны между собой. Имеет место диссоциация их связей с тестом общего интеллекта: в то время как методика для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества и матрицы Равена не связаны, имеет место невысокая, но значимая корреляция VAST и матриц Равена. Таким образом, проведенный анализ не выявил свидетельств существования общей эстетической одаренности. Эстетическая одаренность в области литературного творчества не связана с общим интеллектом, о чем свидетельствует, помимо отсутствия ее корреляции с матрицами Равена, и отсутствие ее корреляции с субтестом Осведомленность, но связана с вербальными способностями: имеет место невысокая, но значимая ее корреляция с субтестом Аналогии, а также положительная корреляция еес латентной переменной, образованной из субтестов Аналогии и Обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Григорьев Андрей Александрович, Козьяков Роман Валерьевич, Лаптева Екатерина Михайловна, Смирнова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aesthetic Endowment and Intelligence

The article ponders on two issues: on the existence of general aesthetic endowment and onthe relationship between aesthetic endowment and intellectual abilities. An attempt is made tosettle these issues via analysis of the data obtained in the approbation of the test for measuringaesthetic endowment in the domain of literary creativity, during which part of the participants was also administered the Visual Aesthetic Sensitivity Test (VAST) and/or intelligence test(Raven’s Matrices), as well as via analysis of the data of a special study in which, except for thetest for measuring aesthetic endowment in literary creativity and Raven’s Matrices, three subtests of the Amthauer’s Intelligence Structure Test (Information, Analogies and Generalizations) were used. The results obtained were as follows. The tests for measuring aesthetic endowment inliterary creativity and fine art do not correlate, and there is a divergence in their correlations with the test on general intelligence: while the test for measuring aesthetic endowment in literary creativity does not correlate with the Raven’s Matrices, there is a low but significant correlation between the VAST and Raven’s Matrices. Thus, the conducted analysis did not reveal evidence for existence of general aesthetic endowment. Aesthetic endowment in literary creativity does not correlate with general intelligence, which is proved by the absence of its correlation with both the Raven’s Matrices and the subtest Information, but it does correlate with verbal abilities: there is a low but significant correlation with the subtest Analogies, and a positive correlation with a latent variable formed from the subtests Analogies and Generalizations

Текст научной работы на тему «Эстетическая одаренность и интеллект»

Психология. Журнал Высшей школы экономики.

2017. Т. 14. № 2. С. 377-386. DOI: 10.17323/1813-8918-2017-2-377-386

Короткие сообщения

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ИНТЕЛЛЕКТ

А.А. ГРИГОРЬЕВ3, Р.В. КОЗЬЯКОВ\ Е.М. ЛАПТЕВА , О.М. СМИРНОВА"1

"ФГБУН Институт психологии РАН, 129366, Россия, Москва, ул. Ярославская, д. 13, стр. 1 ь Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет,129226, Россия, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1

cФедеральный институт развития образования, 129319, Россия, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1 d Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1505 «.Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория», 107392, Россия, Москва, ул. 2-я Пугачевская, д. 6а

Резюме

В статье рассматриваются два вопроса: о существовании общей эстетической одаренности и о связи эстетической одаренности с интеллектуальными способностями. Осуществляется попытка решить эти вопросы путем анализа данных, полученных при апробации методики для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества. Часть участвовавших в этой апробации испытуемых выполняли также тест для измерения эстетической восприимчивости в области изобразительного искусства (VAST) и/или тест интеллекта (матрицы Равена). Кроме того, анализировались данные специально проведенного исследования, в котором, помимо методики для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества и матриц Равена, использовались три субтеста из теста структуры интеллекта Амтхауэра: Осведомленность, Аналогии и Обобщения. Полученные результаты состояли в следующем. Методики измерения эстетической одаренности в области литературного творчества и изобразительного искусства не связаны между собой. Имеет место диссоциация их связей с тестом общего интеллекта: в то время как методика для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества и матрицы Равена не связаны, имеет место невысокая, но значимая корреляция VAST и матриц Равена. Таким образом, проведенный анализ не выявил свидетельств существования общей эстетической одаренности. Эстетическая одаренность в области литературного творчества не связана с общим интеллектом, о чем свидетельствует, помимо отсутствия ее корреляции с матрицами Равена, и отсутствие ее корреляции с субтестом Осведомленность, но связана с вербальными способностями: имеет место невысокая, но значимая ее корреляция с субтестом Аналогии, а также положительная корреляция ее с латентной переменной, образованной из субтестов Аналогии и Обобщения.

Ключевые слова: эстетическая одаренность, интеллект, вербальные способности.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 13-06-00607.

Введение

В данной статье делается попытка прояснить некоторые вопросы, касающиеся эстетической одаренности. Эстетическая одаренность — это способность создавать объекты, удовлетворяющие эстетическим критериям. Речь идет не только о создании высокохудожественных произведений искусства, такая одаренность может проявляться и в расположении цветов на клумбе, и в сервировке стола.

Такое определение эстетической одаренности основывается на пресуппозиции, что эстетические критерии существуют. Более того, вряд ли бы имело смысл говорить об эстетической одаренности, если бы эти критерии не обладали определенной стабильностью, были субъективными или конвенциональными. К счастью, работы в области «экспериментальной эстетики» показали, что эстетические суждения обладают определенной степенью объективности (Eysenck, 1997). Объективность же суждений зиждется на объективности критериев, в суждениях используемых. Данные эмпирических исследований, таким образом, оказались в согласии с искусствоведческими воззрениями (см., напр.: Сабадош, 2015).

Связана ли эстетическая одаренность с другими сторонами личности? В настоящей работе нас будет интересовать одна из таких связей -с интеллектом. Данные об интеллекте писателей, полученные в исследовании Ф. Бэрона (см.: Ушаков, 2011), дают основание предполагать ее наличие. Можно ли, однако, исследовать такую связь независимо от того,

проявила себя или нет эстетическая одаренность? Браться за такое исследование можно, лишь имея средство оценки не проявившей себя эстетической одаренности.

Такие средства есть, они используются в «экспериментальной эстетике». П.А. Сабадош выделяет четыре типа тестов эстетических способностей (см.: Сабадош, 2015). Первое место в его перечне занимают тесты эстетической чувствительности. Такие тесты состоят в предъявлении испытуемым двух или более стимулов (ими могут быть простые геометрические фигуры, а могут — и законченные художественные произведения), испытуемые должны эстетически оценить стимулы, например, выбрать из двух стимулов более эстетически совершенный — сделать эстетическое суждение.

Эстетические суждения рассматривались как средство профессионального отбора для подготовки специалистов широкого круга — от архитектуры до оформления витрин — с 1920-х гг. (Bezruchko, Vimer-cati, 2002). Однако многие предлагавшиеся конкретные методики оказались неэффективными (Ibid.). Сравнительно удачной психометрической разработкой в этом направлении явился тест VAST (Visual Aesthetic Sensitivity Test). Описание методики и ее психометрические характеристики представлены в работе Григорьева с соавт. (Григорьев и др., 2014). В ряде исследований получены результаты, свидетельствующие о существовании слабой связи оценок VAST с интеллектом (Götz, 1987; Frois, Eysenck, 1995; Григорьев и др., 2014; Myszkowski et al., 2014). В связи с

этими исследованиями, однако, возникают вопросы.

Во-первых, стимульный материал теста VAST представляет собой рисунки. Можно ли считать, что этот тест измеряет одаренность в области не только изобразительного, но и других видов искусства? Во-вторых, в работах, в которых была получена корреляция оценок VAST с интеллектом, для измерения интеллекта использовались Прогрессивные матрицы Равена. Хотя в ряде работ было показано, что данная методика не является унифакторной (см., напр.: Lynn et al., 2004; Grigoriev, Lynn, 2014), она все же главным образом измеряет общий интеллект, и полученные результаты позволяют говорить о связи эстетической одаренности именно с общим интеллектом. Как связана эстетическая одаренность с другими видами интеллекта?

В настоящей статье приводятся результаты исследований, нацеленных на разрешение этих вопросов.

Существует ли общая эстетическая одаренность?

Допущение, что с помощью теста VAST можно измерить эстетическую одаренность не только в сфере изобразительного искусства, основывается на предположении, что существует общая эстетическая одаренность — некий аналог генерального фактора интеллекта. Насколько оправданно это предположение?

С целью ответа на этот вопрос была разработана методика для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества (ЭОЛ). Было последовательно создано и апробировано четыре вер-

сии методики. Последняя, четвертая версия и результаты ее апробации представлены в специальной работе (Григорьев и др., 2015).

ЭОЛ представляет собой аналог теста VAST, в котором вместо пар изображений фигурируют пары стихотворных отрывков. Один из отрывков является более совершенным в поэтическом отношении, испытуемые должны его выбрать. Вот пример задания ЭОЛ.

10.

День был прозрачен и светел

Был день прозрачен и светел

Данное задание взято из книги Г.А. Шенгели (Шенгели, 1960), в которой данные отрывки были примером не ломающего стих сверхсхемного ударения (первая строка) и примером ломающего стих сверхсхемного ударения (одно из требований к сверхсхемным ударениям — они должны принадлежать второстепенным по смысловому значению словам — во второй строке не соблюдено).

Апробация четвертой версии ЭОЛ проводил&ь на трех группах испытуемых: учащихся VI класса, учащихся VII класса, группы, состоящей из 9-классников и лиц более старшего возраста. В этих трех группах были получены средние: 10.28, 9.94 и 10.74; стандартные отклонения: 1.89, 2.15 и 2.78; показатели надежности (а Кронбаха): —0.12; 0.15 и 0.54 соответственно. Эти результаты свидетельствуют о том, что методика ЭОЛ может быть пригодна как инструмент для измерения эстетических способностей лишь с определенного возраста.

При апробации второй версии ЭОЛ часть испытуемых выполняли также тест VAST и тест Стандартные прогрессивные матрицы Равена плюс (СПМ+)1, а большинство испытуемых, участвовавших в апробации четвертой версии ЭОЛ, принимали участие в нашем предыдущем исследовании (Григорьев и др., 2014), в котором эти тесты использовались, данные по ним уже имелись. Если обе методики, измеряющие эстетическую одаренность, валидны и существует общая эстетическая одаренность, следует ожидать, что полученные по ним оценки будут коррелировать. Кроме того, «нагру-женность» методик одним и тем же фактором делает более вероятным сходство их корреляций с другими методиками; отсутствие диссоциации корреляций двух методик для измерения эстетической одаренности с тестом СПМ+ согласовывалось бы с предположением о существовании общей эстетической одаренности при дополнительном допущении о детерминированности этих корреляций общей эстетической одаренностью. Таким образом, корреляция VAST с ЭОЛ и отсутствие диссоциации корреляций этих методик с тестом СПМ+ могут интерпретироваться как свидетельства существования общей эстетической одаренности. С целью получения этих свидетельств были рассчитаны корреляции полученных при апробации второй и четвертой версий ЭОЛ оценок с данными по тестам VAST и СПМ+.

Данные апробации второй версии методики

Выборка. Апробация второй версии методики для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества проводилась на выборке студентов коммерческих вузов. Все три методики (VAST, ЭОЛ и СПМ+) выполняли 18 человек (8 мужчин, 10 женщин; возраст — 20-46 лет).

Результаты. Были получены корреляции: между VAST и ЭОЛ 0.01 (нз.); между VAST и СПМ+ 0.48 (p < 0.05); между ЭОЛ и СПМ+ 0.08 (нз.).

Данные апробации четвертой версии методики

Выборка. Апробация четвертой версии ЭОЛ проводилась на выборке учащихся московской гимназии № 1505 (о составе выборки см.: Григорьев и др., 2015). VAST и ЭОЛ выполнял 101 человек; СПМ+ и ЭОЛ выполняли 105 человек.

Результаты. Корреляция между VAST и ЭОЛ оказалась равной —0.07 (нз.), между ЭОЛ и СПМ+ 0.06 (нз.). Корреляция между VAST и СПМ+, вычисленная на множестве 113 человек, выполнявших оба эти теста, приводилась в нашей предыдущей работе (Григорьев и др., 2014), она была равной 0.208 (p < 0.05).

Обсуждение

Относительно результатов, полученных при апробации второй и чет-

1 Сбор данных по тестам VAST и СПМ+ проводился компьютеризированно, компьютерные программы были разработаны А.В. Сухановским.

вертой версий ЭОЛ, можно сказать следующее. Во-первых, корреляции трех показателей, полученные на двух разных выборках, соответствуют друг другу. ЭОЛ не коррелирует ни с VAST, ни с СПМ+. В то же время на обеих выборках имела место невысокая, но значимая корреляция между VAST и СПМ+, что согласуется с данными других авторов (Götz, 1987; Frois, Eysenck, 1995). Таким образом, нам не удалось получить свидетельств существования общей эстетической одаренности: две методики для оценки разных видов эстетической одаренности не коррелируют друг с другом, их корреляции с третьей методикой диссоциируют.

Связь видов эстетической одаренности с интеллектуальными способностями

Приведенные данные о диссоциации методик для оценки разных видов эстетической одаренности требуют переформулировать второй из поставленных во введении вопросов: следует говорить о связи видов эстетической одаренности с интеллектуальными способностями. Согласно этим данным, в то время как методика для измерения эстетической одаренности в области изобразительного искусства коррелирует с тестом интеллекта, методика для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества не коррелирует с ним. Можно ли из этого заключить, что литературная одарен-

ность в отличие от изобразительной не связана с интеллектом? Такое заключение было бы преждевременным.

Согласно полученным нами данным, литературная одаренность, измеренная использованной нами методикой, не коррелирует с оценками теста СПМ+, являющегося главным образом тестом общего интеллекта. Можно предположить, что она будет коррелировать с некоторыми частными интеллектуальными способностями. Для проверки этого предположения была оценена связь литературной одаренности с баллами по первым трем субтестам теста структуры интеллекта Амтхауэра, а именно по субтестам Осведомленность, Аналогии и Обобщения.

Выборка. С целью контроля стабильности этой связи оценка проводилась на двух выборках испытуемых. Первую выборку составили участвовавшие в апробации ЭОЛ учащиеся гимназии № 1505, часть которых прошли впоследствии тестирование по другой версии матриц Равена (APM: Advanced Progressive Matrices) и/или по трем названным субтестам теста Амтхауэра2. Данные по ЭОЛ и по обоим или одному тесту интеллекта имелись для 41 учащегося (15 мальчиков, 26 девочек; возраст — 14-16 лет). Вторую выборку составили студенты одного из московских вузов. Первым по времени проводилось исследование в гимназии. В нем была получена фактически нулевая корреляция ЭОЛ c APM (см. ниже). Так как в

2 К сожалению, никто из выполнявших субтесты теста Амтхауэра не выполнял тест VAST, и мы не имели возможности оценить связи между ними.

свете этого и приведенных выше результатов отсутствие корреляции данных по методике для измерения эстетической одаренности в области литературного творчества с результатами по тесту Прогрессивные матрицы Равена можно считать достаточно твердо установленным, мы не стали использовать ни APM, ни СПМ+ во второй выборке (студенты вуза).

Результаты и обсуждение. Анализ ответов показал, что некоторые испытуемые из второй выборки, возможно, не поняли инструкцию к субтесту Обобщения, в некоторых случаях можно было констатировать списывание; эти данные были исключены из анализа.

Количества наблюдений, средние и стандартные отклонения для первой и второй выборок представлены в таблице 1.

Корреляции эстетической одаренности в области литературного творчества с тестами интеллекта, полученные на первой и второй выборках, а также на объединенной выборке, приведены в таблице 2.

Как можно видеть в таблице 2, корреляция эстетической одаренности в области литературного творчества с общим интеллектом (0.07) незначима, это еще одно свидетельство отсутствия связи между эстетической одаренностью в области литературного творчества, измеренной данной методикой, и общим интеллектом. Не

Таблица 1

Количества наблюдений, средние и стандартные отклонения для первой и второй выборок

Учащиеся гимназии Студенты вуза

ЭОЛ АРМ Ос А Об ЭОЛ Ос А Об

Число наблюдений 43 42 47 47 47 92 91 89 86

Среднее 10.5 27.4 15.9 15.7 14.2 10.1 14.1 11.6 10.4

Стандартное отклонение 2.5 4.1 1.8 2.2 3.4 2.3 2.8 4.4 4.9

Примечание. Здесь и далее: ЭОЛ — эстетическая одаренность в области литературного творчества; АРМ — матрицы Равена; Ос — Осведомленность; А — Аналогии; Об — Обобщения.

Таблица 2

Корреляции ЭОЛ с тестами интеллекта, полученные в двух выборках и в объединенной выборке (в скобках количество пар наблюдений, на которых рассчитывалась соответствующая корреляция)

АРМ Ос А Об

Учащиеся гимназии 0.07 (37) -0.04 (39) 0.24 (39) 0.33** (39)

Студенты вуза - 0.08 (89) 0.20* (87) 0.12 (84)

Объединенная выборка - 0.08 (128) 0.21** (126) 0.18* (123)

*р < 0.1, **р < 0.05.

коррелирует (—0.04 в первой; 0.08 во второй и 0.08 в объединенной выборке) эстетическая одаренность и с субтестом Осведомленность. Вероятно, данный субтест преимущественно является, как и матрицы Равена, мерой общего интеллекта и малоинформативен относительно частных способностей, о чем свидетельствуют высокие нагрузки аналогичных субтестов других тестов по генеральному фактору интеллекта (см.: Rushton, 1999; Must et al., 2009). Однако эстетическая одаренность значимо коррелирует с субтестом Аналогии в объединенной выборке при положительных корреляциях в обеих выборках и маргинально значимо с субтестом Обобщения в объединенной выборке при положительных корреляциях в обеих выборках. Оба эти субтеста оценивают частные, а именно вербальные способности. Таким образом, полученные на обеих выборках, а также на объединенной выборке результаты согласуются с предположением, что литературная одаренность связана с вербальными способностями.

Целесообразно определить, как будет коррелировать с эстетической одаренностью в области литературного творчества латентная переменная, образованная из субтестов Аналогии и Обобщения, — агрегированный показатель вербальных способностей. Эта переменная была вычислена как первый фактор, полученный путем факторного анализа сумм правильных ответов по данным

субтестам методом главных компонент без вращения. Факторный анализ проводился на объединенной выборке. Выделившийся первым фактор объяснил 78.4% суммарной дисперсии. Были рассчитаны факторные значения латентной переменной. Корреляция этой переменной с ЭОЛ составила 0.20 (p < 0.05). Таким образом, корреляция латентной переменной — агрегированного показателя вербальных способностей — с показателем эстетической одаренности в области литературного творчества примерно равна соответствующим корреляциям манифестных показателей вербальных способностей.

Заключение

В представленных в настоящей статье исследованиях не удалось получить свидетельств существования общей эстетической одаренности. При оценке возможностей теста VAST следует проявлять осторожность, рассматривая его как средство оценки эстетической одаренности лишь в сфере изобразительного искусства, что и предполагает его название. Полученные данные согласуются с положением о наличии связей разных видов эстетической одаренности с интеллектуальными способностями: эти данные указывают на то, что одаренность в области изобразительного искусства связана с общим интеллектом, одаренность в области литературного творчества — с вербальными способностями.

Литература

Григорьев, А. А., Князева, Т. С., Козьяков, Р. В., Смирнова, О. М., Сухановский, В. Ю. (2014). Диагностика эстетической одаренности: апробация теста VAST в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 11(3), 96-109. Григорьев, А. А., Смирнова, О. М., Широпаев, А. А. (2015). Измерение эстетической одаренности

в области литературного творчества. Сибирский психологический журнал, 55, 61-71. Сабадош, П. А. (2015). Разработка методов диагностики эстетических способностей: тесты эстетической чувствительности. В кн. А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, М. А. Холодная (ред.), Современные исследования интеллекта и творчества (с. 250-262). М.: Изд-во «Институт психологии РАН». Ушаков, Д. В. (2011). Психология интеллекта и одаренности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». Шенгели, Г. А. (1960). Техника стиха. М.: Гослитиздат.

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Григорьев Андрей Александрович — ведущий научный сотрудник, ФГБУН Институт психологии РАН, доктор филологических наук, доцент. Контакты: [email protected]

Козьяков Роман Валерьевич — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет, кандидат психологических наук, доцент. Контакты: [email protected]

Лаптева Екатерина Михайловна — ведущий научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, кандидат психологических наук. Контакты: [email protected]

Смирнова Ольга Михайловна — педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория». Контакты: [email protected]

Aesthetic Endowment and Intelligence

Andrei A. Grigoriev", Roman V. Koziakovb, Ekaterina M. Lapteva0, Olga M. Smirnovad

a Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, 13 Yaroslavskaya Str., Moscow, 129366, Russian Federation

bRussian State social university, 4b1 Vilgelm Pik Str., Moscow, 129226, Russian Federation cFederal Institute of Development of Education, 9b 1 Chernyakhovskogo Str, Moscow, 129319, Russian Federation d State Budgetary Educational Institution of Moscow Gymnasium № 1505 "Moscow City Pedagogical Gymnasium-Laboratory", 6a 2nd Pugatchyovskaya Str., Moscow, 107392, Russian Federation

Abstract

The article ponders on two issues: on the existence of general aesthetic endowment and on the relationship between aesthetic endowment and intellectual abilities. An attempt is made to settle these issues via analysis of the data obtained in the approbation of the test for measuring aesthetic endowment in the domain of literary creativity, during which part of the participants was also administered the Visual Aesthetic Sensitivity Test (VAST) and/or intelligence test (Raven's Matrices), as well as via analysis of the data of a special study in which, except for the test for measuring aesthetic endowment in literary creativity and Raven's Matrices, three subtests of the Amthauer's Intelligence Structure Test (Information, Analogies and Generalizations) were used. The results obtained were as follows. The tests for measuring aesthetic endowment in literary creativity and fine art do not correlate, and there is a divergence in their correlations with the test on general intelligence: while the test for measuring aesthetic endowment in literary creativity does not correlate with the Raven's Matrices, there is a low but significant correlation between the VAST and Raven's Matrices. Thus, the conducted analysis did not reveal evidence for existence of general aesthetic endowment. Aesthetic endowment in literary creativity does not correlate with general intelligence, which is proved by the absence of its correlation with both the Raven's Matrices and the subtest Information, but it does correlate with verbal abilities: there is a low but significant correlation with the subtest Analogies, and a positive correlation with a latent variable formed from the subtests Analogies and Generalizations.

Keywords: aesthetic endowment, intelligence, verbal abilities. References

Bezruchko, N., & Vimercati, A. B. (2002). Rule-based aptitude measurement: Artistic judgment.

Popular Measurement. Journal of the Institute for Objective Measurement, 4, 24-30. Eysenck, Y. J. (1997). The objectivity and lawfulness of aesthetic judgements. In L. Dorfman, C. Martindale, D. Leontiev, G. Cupchik, V. Petrov, & P. Machotka (Eds.), Emotion, creativity, and art (Vol. 1, pp. 5-35). Perm: Perm State Institute of Arts and Culture. Frois, J. P., & Eysenck, H. J. (1995). The visual aesthetic sensitivity test applied to Portuguese children and fine art students. Creativity Research Journal, 8(3), 277-284. Gotz, K. O. (1987). Visual aesthetic sensitivity and intelligence. Perceptual and Motor Skills, 65(2), 422.

Grigoriev, A. A., Knyazeva, T. S., Koz'yakov, R.V., Smirnova, O. M., & Sukhanovsky, V. Y. (2014). The Diagnostics of Aesthetic Endowments: Approbation of the Test VAST in Russia. Psychology. Journal of Higher School of Economics, 11(3), 96-109. (in Russian)

Grigoriev, A. A., Smirnova, O. M., & Shiropaev, A. A. (2015). Measuring of aesthetic endowment in the domain of literature. Siberian Journal of Psychology, 55, 61-71. (in Russian)

Grigoriev, A., & Lynn, R. (2014). A study of the intelligence of Kazakhs, Russians and Uzbeks in Kazakhstan. Intelligence, 46, 40-46.

Lynn, R., Allik, J., & Irwing, P. (2004). Sex differences on three factors identified in Raven's Standard Progressive Matrices. Intelligence, 32, 411-424.

Must, O., te Nijenhuis, J., Must, A., & van Vianen, E. M. (2009). Comparability of IQ scores over time. Intelligence, 37, 25-33.

Myszkowski, N., Storme, M., Zenasni, F., & Lubart, T. (2014). Is visual aesthetic sensitivity independent from intelligence, personality and creativity? Personality and Individual Differences, 59, 16-20.

Rushton, J. P. (1999). Secular gains in IQ not related to the g factor and inbreeding depression - unlike Black-White differences: A reply to Flynn. Personality and Individual Differences, 26, 381-389.

Sabadosh, P. A. (2015). Razrabotka metodov diagnostiki esteticheskikh sposobnostei: testy estetich-eskoi chuvstvitel'nosti [Development of methods for diagnostics of aesthetic abilities: tests of aesthetic sensitivity]. In A. L. Zhuravlev, D. V. Ushakov, & M. A. Kholodnaya (Eds.), Sovremennye issledovaniya intellekta i tvorchestva [The modern research on intelligence and creativity] (pp. 250-262). Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences.

Shengeli, G. A. (1960). Tekhnika stikha [The technique of verse]. Moscow: Goslitizdat.

Ushakov, D. V. (2011). Psikhologiya intellekta i odarennosti [The psychology of intelligence and endowment]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences.

Andrei A. Grigoriev — leading research fellow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences, D.Sc., associate professor. E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Roman V. Kozyakov — associate professor, Russian State Social University, Ph.D. E-mail: [email protected]

Ekaterina M. Lapteva — leading research fellow, Federal Institute of Development of

Education, Ph.D.

E-mail: [email protected]

Olga M. Smirnova — educational psychologist, State Budgetary Educational Institution of Moscow Gymnasium № 1505 "Moscow City Pedagogical Gymnasium-Laboratory". E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.