THE ROLE OF PHYSICAL TASKS DURING INCREASING TECHNICAL CREATURES OF
THE PUPILS
This work indicates the role of physical tasks in developing technical creatures of the pupils of the secondary comprehensive schools, here are some concrete tasks.
Keywords: physical tasks, technicalcreature, secondaryschool, pupils of the senior forms.
Сведения об авторах: Сатторов А. Э., профессор, зав. кафедрой алгебры и геометрии Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, e-mail: [email protected]
Алламуродов Б. Н., аспирант Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, e-mail: [email protected]
About authors: Sattorov A. E., Professor, head of Chair of Algebra and Geometry, Kurgantube State University named after N. Khusrav.
Allamurodov B.N., post-graduate student of theKurgantube State University named after N. Khusrav
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
Дайырбекова Г.
Университет «Сырдария», Республики Казахстан
Существует поверье о том, что великий Данте был одним из первых, кто взобрался на гору для того, чтобы просто полюбоваться с нее красотой окружающего пейзажа, если следовать этой версии, то, значит, совсем недавно, всего каких - нибудь 600 - 700 лет назад (в сравнении с миллионами лет со времени появления на земле человека), чувственный мир человека находился под сильным воздействием различного рода утилитарных тенденций.
Не станем гадать, так ли было на самом деле, а лишь напомним читателю о том, что органы чувств человека (зрение, слух и др.) в процессе трудовой деятельности прошли длительный путь развития, и только в постоянном контакте с эстетически значимыми явлениями появилась возможность превращения чувств физиологических в чувства эстетические.
Лишь благодаря труду, развитию органов чувств, благодаря наследованию опыта прошлых поколений человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла. То есть эстетическое чувство - более высокий тип человеческого чувства. Именно развитое эстетическое чувство является предпосылкой для человеческих представлений о мире как о целесообразном совершенстве.
Предыстория эстетического развития человека - это отражение сложных материальных и духовных процессов всей культуры общества. Другими словами, эстетическая культура есть часть культуры общества в целом. В самом общем виде материальная и духовная культура есть «исторический продукт, результат деятельности целого ряда поколений, каждое из которых стояло на плечах предшествующее общественных отношений и самого человека, который осуществляется в его интересах и проявляется в создании материальных и духовных ценностей [2].
Понятие культуры включает в себя два аспекта, соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности человека и ее результаты (орудия труда, процесс труда, одежда, жилище и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания (политика, право, философия, эстетика, искусство, религия и др.). Материальная и духовная культуры связаны между собой.
Трудовая деятельность должна будет вызывать у человека радость, производительный труд станет источником духовного наслаждения, будет наполнен эстетическим содержанием.
Такой взгляд на эстетическое отношение обусловлен всеобщностью эстетического, которое объективно присутствует в окружающей нас жизни. Например, алмаз не случайно был выбран человеком в качестве драгоценного камня, не случайно им стали украшать короны королей и жезлы военачальников, а женщины отдали ему
предпочтение перед другими минералами. Объективно присущие этому минералу качества (удивительная прозрачность, свойство преломлять световые лучи, «играть» всеми цветами радуги) позволили ему именоваться красивым. Также золото и серебро непроизвольно были выбраны людьми в качестве денежных эталонов. Объективного, продолжало развивать его промышленно присущие им эстетические свойства делают их естественным материалом роскоши, украшений, блеска, праздничного употребления, словом, положительной формой излишка и богатства. То есть эстетическое носит объективный характер.
Эстетическое и наши представления о прекрасном носят и абсолютный и относительный характер. Например, природа является мощнейшим духовным стимулятором для человека в первую очередь потому, что в ее основе объективно заложена красота, потому что своей удивительной гармоничностью, целесообразностью, целостностью природа вызывает в нас чувство совершенства. Но соизмеримость, гармоничность и целесообразность, существующие в природе, имеют для нас относительный смысл. Случается, что гармоничные и целесообразные процессы, происходящие в природе, превращаются в невиданной силы землетрясения (губительные японское и мексиканское землетрясения, происшедшие в начале и в конце XX века, унесли десятки тысяч человеческих жизней), смерчи, наводнения.
В процессе социального и естественнонаучного познания наши представления о красоте меняются. Эту истину обосновала наука, указавшая на диалектику статичного и изменчивого в прекрасном. Удивительны творения античных мастеров, уловивших норму прекрасного, поражают своей красотой произведения, созданные в эпоху Возрождения, не оставляют равнодушными прекрасная строгость и величавость искусства классицизма. Вместе с тем искусство прошлых эпох стремилось канонизировать красоту (правило золотого сечения, правило трех единств и пр.), отыскать для нее абсолютные нормы. Но красота ни в жизни, ни в искусстве никогда не является окончательной. И это постоянно подтверждается всем ходом развития жизни.
Таким образом, эстетическое чрезвычайно многообразно и свойственно как окружающему человека миру, так и самому человеку. Получая возбуждение от наиболее волнующих как общественных, так и природных явлений, человек определенным образом переживает полученную чувствами информацию. На основании этого переживания у него возникает эстетическое чувство. В результате осмысления этих чувств у человека появляются эстетические идеалы (которые, понятно, исторически обусловлены и базируются на основе конкретного способа производства). Поэтому в самом общем виде эстетическая культура человека - это единство чувств, вкусов и идеалов, которые материализуются в процессе преобразования мира по законам красоты. Это культура чувственного освоения и преобразования мира в соответствии с созданными определенным обществом возможностями для максимального раскрытия сущностных сил человека, поэтому эстетическая культура носит конкретно-исторический характер.
Поскольку эстетическое отношение носит всеобщий характер, а человек есть совокупность всех общественных отношений, то любой их вид испытывает воздействие эстетического, которое охватывает и материальные и идеологические отношения. И здесь особую роль приобретает эстетическая культура человека.
В материальных отношениях мы коснемся прежде всего трудовой деятельности человека, так как труд стал основой и результатом развития человека, органов его внешних чувств, руки, языка, мышления, поскольку он является основной сферой формирования и проявления эстетического отношения. Практическое освоение действительности вообще является изначальным для любого отношения, в том числе и эстетического. Данные археологии, например, говорят о том, что орнамент древних каменных орудий на ранних этапах развития человечества нес в себе не эстетический, а сугубо утилитарный смысл. В тот период люди еще не могли оценить эстетический характер выполняемых ими на орудиях труда различного рода насечек, необходимых для той или иной цели.
Только в процессе социального развития, параллельно с которым формировался сам человек, на основе практического освоения действительности возникло эстетическое отношение и уже в этом качестве стало оказывать созидательное влияние на материальные стороны жизни человека [1].
Что же составляет эстетическую сторону процесса труда? Чтобы ответить на этот вопрос, следует напомнить, что способности человека преобразовывать действительность, что отличие человека от животного состоит в том, что он может творить материю универсально, что к этому процессу преобразования он может универсально, что к этому процессу преобразования он может прикладывать любую меру в зависимости от своих сознательных целей, тогда как животное строит материю односторонне, лишь в одном физиологическомизмерении. Способность человека преобразовывать мир в соответствии с нужной в каждом данном случае мерой говорит об умении человека создавать материю «по законам красоты» То есть мера , как объективное основание красоты, как одна из главных ее характеристик. Вместе с тем мера оказывается необходимой в любой трудовой деятельности. Как в самом процессе, так и в результате труда объективно присутствует мера, с которой соотносит, сравнивает свой труд тот или иной создаваемый предмет труда человек. Поэтому совершающееся в процессе трудовой деятельности (здание материи «по законам красоты» включает в себя эстетическую сторону.
Любая деятельность человека (в том числе и трудовая) - это единство стремлений, направленных на создание вещи, орудия труда, произведения искусства и т.п. и непосредственных материальных сил, в которые материализуются эти стремления.
Таким образом, сам процесс труда объективно включает в себя как эстетическое содержание, так и совершаемое в процессе любой трудовой деятельности восхождение к идеалу, также наполненное эстетическим содержанием. Труд является естественным условием человеческого существования, а человек становится человеком только в труде.
Для реализации эстетического начала в процессе труда важную роль играет индивидуальная склонность человека к определенной деятельности, так как если он тяготится трудом, то о наслаждении им не может быть и речи. Первостепенное значение имеет здесь уровень социально-экономического развития общества. В нашей стране сейчас идет перестройка в подготовке специалистов на различных уровнях. Эта работа (имея в виду интересующий нас аспект) носит двуединую направленность: совершенствование профессиональной ориентации (в процессе обучения в школе, ПТУ, при поступлении в вуз) и соединение индивидуальных склонностей к какой-то конкретной деятельности с интересами государства.
Стремление в трудовой деятельности к намеченной цели вызывает гармоничное развитие трудовых навыков и способностей личности, способствует ее универсальному развитию, ведет к действительной свободе [4].
Однако процесс труда, помимо целесообразной деятельности, включает в себя еще предмет труда (земля, вода руда, металл и др.) и орудия труда. Для того чтобы сумет преодолеть возникающие в процессе целесообразной деятельности трудности на пути к достижению намеченное цели, человеку необходимо развивать свои способности таким образом, чтобы достичь оптимального воздействия на предмет труда, чтобы труд стал по настоящем творческим. То есть речь идет об исполнительской сторон процесса труда, об уровне мастерства человека как необходимом условии качественного и эффективного выполнения определенной деятельности. Что же такое мастерство, каковы его особенности, что определяет его эстетическую наполненность? Мастерство обусловлено «глубоким» знанием свойств преобразуемых материалов (предмета труда, свободным владением орудием производства, инструментом, агрегатом или системой машин), наличие и «живинки» - нешаблонного творческого подхода к производству операций и решению многих непосредственно относящихся к данному виду труда технологических проблем [3].
Очевидно, что знание особенностей почвы необходимо для труженика, который растит пшеницу, а кузнецу, вальцовщику или мебельщику необходимо досконально знать свойства материалов, с которыми они работают. Это относится не только к производителям материальных ценностей, но и к производителям ценностей духовных.
Однако человеку недостаточно просто хорошо знать свойства преобразуемых им материалов, их следует рассматривать во взаимосвязи с целым рядом других предметов и явлений, наряду с целями и задачами своего производства, так как успех дела в немалой степени зависит от четкого осознания конечной цели, ради которой преобразуется этот материал.
Соблюдение логики и меры материала, хозяйское отношение к делу невозможны без умелого владения орудиями труда, знания современной техники.
Но не только сам процесс труда несет в себе эстетический смысл. Эстетические аспекты существуют и в продуктах труда. Эти продукты можно рассматривать как бы на того, эта двух уровнях. Первый - продукт труда как отражение целесообразности, соответствия в нем содержания и формы, гармонии составляющих его элементов и т. д. Это можно назвать «техническим» уровнем продукта труда. Второй - продукт труда как отражение степени развития личности, ее способностей творить в соответствии с определенным идеалом. Это можно назвать «социальным» уровнем продукта труда. К этим двум уровням примыкает такой показатель, как качество продукта труда, на что обращает наше государство (Создать продукты с качеством «Сделано в Казахстане»).
Разумеется, мы обратили внимание не на все аспекты эстетического отношение к труду, но и те, на которых мы остановились, дают основания утверждать, что эстетическое содержание объективно присуще трудовой деятельности, трудовая деятельность, совершаемая в соответствии с законом красоты, оказывает позитивное воздействие как на процесс труда и его продукт, так и самого человека.
Литература:
1. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.:Гардарики, 2005. - 556 с.
2. Каган М. С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
3. Пошаев Д. К. Информационная культура будущих учителей: теория, методология и
практика формирования. Монография. Шымкент, 2014. - 186 c.
4. Пошаев Д. К., Кожамкулова А. Роль профессиональной культуры учителей в
формированиии новой системы образования // Сборник научных трудов ШСУ, том 1.
Шымкент, 2011. - С. 82-94.
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ
В статье рассмотрены сущность и особенности эстетической культуры который включает в себя два аспекта (материальная и духовная), соответствующих двум органически взаимосвязанным сторонам трудовой деятельности человека. Стремление в трудовой деятельности к намеченной цели вызывает гармоничное развитие трудовых навыков и способностей личности, способствует ее универсальному развитию, ведет к действительной свободе. Представлены данные представления о прекрасном, о культуре чувственного освоения и преобразования мира в соответствии с созданными определенным обществом возможностями для максимального раскрытия сущностных сил человека, о труде которые является естественным условием человеческого существования, а человек становится человеком только в труде.
Ключевые слова: эстетическая культура, эстетическое отношение, эстетические аспекты, процесс труда.
AESTHETIC CULTURE: ESSENCE AND PECULIARITIES
This article deals with the essence and characteristics of aesthetic culture which convey two aspects (material and immaterial), corresponding the two organically interlinked sides of human labor activities. Eagerness in labor activities towards the targeted intention provoke harmonic development of personalities labor skills and competences, it enables his or her universal development, leading to real freedom.There presented information about fascinating, about culture of obtaining sense and world's reforms according to formed opportunities by definite society for maximally discovering human real force, about labor which is natural condition for human existence, and a person becomes a person only in labor.
Keywords: aesthetic culture, aesthetic relationships, aesthetic aspects, labor process.
Cведения об авторе: Дайырбекова Гулмира, старший преподаватель кафедры "Изобразительное искусство и дизайн" Университета "Сырдария", Республика Казахстан, email: [email protected]
About author: Daiyrbekova Gulmira, senior lecturer of the chair of "Arts and design" Syrdarya University, Republic of Kazakhstan