Научная статья на тему 'Эстетическая гимнастика как новое спортивное направление в дополнительном образовании школьников'

Эстетическая гимнастика как новое спортивное направление в дополнительном образовании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1249
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Светлана Васильевна, Исаева Анна Ивановна

Обоснована актуальность развития и укрепления массовых направлений в гимнастике, даны рекомендации по оптимальным срокам начала специализации юных спортсменок в эстетической гимнастике, представлены компонентный состав и структура технической подготовки в данном виде спорта, приводится классификация элементов эстетической гимнастики с характеристикой их доступности и соревновательной значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Светлана Васильевна, Исаева Анна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическая гимнастика как новое спортивное направление в дополнительном образовании школьников»

составной частью более длительного и многогранного процесса развития ответственности как показателя субъектности человека.

Литература

1. Борзых, В.В. О свободе морального выбора / В. В. Борзых // Вопр. философии. 1992. №1. С. 175-177.

2. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. М.: Изд. корпорация «Логос», 1999. 272 с.

3. Ильин, B.C. Наука будущего: гносеологический анализ / B.C. Ильин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7, Философия. 1985. №5.

4. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. М., 2000.

5. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. 2-е изд. М.: Гуманиг. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. 360 с.

6. Кирьякова, A.B. Теория ориентации личности в мире ценностей: монография / A.B. Кирьякова. Оренбург, 1996. 187 с.

С. В. ВИШНЯКОВА, А.И. ИСАЕВА (Волгоград)

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК НОВОЕ СПОРТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Обоснована актуальность развития и укрепления массовых направлений в гимнастике, даны рекомендации по оптимальным срокам начала специализации юных спортсменок в эстетической гимнастике, представлены компонентный состав и структура технической подготовки в данном виде спорта, приводится классификация элементов эстетической гимнастики с характеристикой их доступности и соревновательной значимости.

Получившая олимпийское представительство художественная гимнастика в настоящее время развивается в соответствии с присущими спорту высших достижений общими закономерностями и стремительно прогрессирует. Основными

тенденциями ее развития стали повышение требований к морфофункциональным показателям гимнасток, резкая интенсификация соревновательной деятельности тренировочного процесса, возрастание сложности программ с насыщением композиций элементами трюкового характера, стремление к предельной реализации индивидуальных возможностей гимнасток, ранняя специализация с ориентацией на высокие результаты в юном возрасте. Становится абсолютно понятным: современная художественная гимнастика перестает быть доступной для всех желающих ею заниматься, что приводит к постепенной утрате возможности культивирования этого вида спорта как массового [2; 3; 4; 5; 9].

В связи с этим возникает необходимость развивать и укреплять массовое направление в гимнастике, пропагандируя зарождение новых, модных ее видов, привлекая широкие слои женского населения к регулярной и адекватной их возможностям двигательной активности. Это в наибольшей степени относится к представительницам подрастающего поколения, поскольку дефицит такой активности при двух школьных уроках физкультуры в неделю, как и чрезмерные нагрузки при занятиях художественной гимнастикой в спортивных школах, в равной мере не способствуют гармонизации морфофункциональных показателей и физических кондиций.

Большинство родителей разделяют справедливую точку зрения, что для девочек художественная гимнастика является видом спорта, который содействует гармоничному развитию организма с раннего возраста, поэтому привлечь исходный контингент в целом не представляет особого труда.

Этап предварительной подготовки в художественной гимнастике начинается с 4-5 лет и продолжается 2-3 года, плавно переходя в этап начальной специализации (совпадающий с обучением в группах начальной подготовки соответствующих гимнастических отделений ДЮСШ). Занятия обычно проводятся 2-3 раза в неделю по 1-2 часа и должны различаться (быть разнообразными) по своему содержанию. Все средства данных этапов доступны многим занимающимся, поэтому они должны носить массовый характер.

© Вишнякова С.В., Исаева А.И., 2007

Действительно, на практике количество девочек в гимнастических секциях в первые годы занятий почти не снижается. Приступать к тренировкам могут все желающие, исключая детей, имеющих медицинские противопоказания. С другой стороны, организующие и инструктивные документы, в том числе правила соревнований, стимулируют и поощряют лишь высокое спортивное мастерство. Поэтому большинство детских спортивных школ, зачисляя по действующему Положению в состав групп начальной подготовки детей 6-7-летнего возраста, сразу культивируют гимнастику с ориентацией на последующие высшие достижения. И даже если поначалу некоторое время все девочки могут заниматься по одной программе и справляться с ней, то дальше неумолимо начинается все более выраженный отсев «бесперспективных» детей, причем этот процесс происходит как естественным, так и искусственным путем на этапах начальной специализации и углубленной тренировки.

В беседах со специалистами по художественной гимнастике выяснилось, что выход из сложившейся ситуации они видят в разработке для большинства занимающихся новых упрощенных программ.

Очевидно, что хорошую перспективу имеет в этом отношении эстетическая гимнастика, которая в последние годы завоевывает все большую популярность. Однако проблема заключается в том, что, во-первых, процесс разработки необходимого программно-методического обеспечения значительно отстает от динамичного развития этого нового вида спорта, а во-вторых, среди ведущих специалистов пока нет единства в подходах к его проектированию по причине несформированности необходимых отправных положений. В частности, не до конца решен вопрос о целесообразном заимствовании или, напротив, элиминировании средств и методов тренировки в эстетической и художественной гимнастике. Кроме того, признавая взаимосвязь двух видов спорта, специалисты не определились и в том, когда должно происходить деление общего контингента занимающихся для дальнейшей специализации в эстетической или художественной гимнастике.

Приказом Федерального агентства по физической культуре и спорту № 459 от 01.08.2005 г. эстетическая гимнастика была

признана новым видом спорта, в соревнованиях по которому принимают участие спортсменки с 12 лет. На наш взгляд, данное решение в основном адресовано девушкам, по разным причинам завершившим карьеру в художественной гимнастике, спортивной акробатике, а также в других видах гимнастики и решившим применить достигнутое мастерство в групповой гимнастике.

Однако важнейшие двигательные и функциональные способности человека достигают пика развития в молодые годы. Это в первую очередь относится к таким определяющим для гимнастки качествам, как гибкость, координация движений, скоростно-силовые свойства, реактивные способности нервной системы, разного рода сенсомоторные, волевые и другие характеристики. Тренеру важно захватить наиболее благоприятный возрастной период для формирования двигательных и функциональных способностей спортсменок с целью своевременного развития. Все это приводит к смещению «центра тяжести» базовой подготовки в гимнастике на старший дошкольный и младший школьный возраст.

Анализ научно-методической литературы, программ по художественной гимнастике для ДЮСШ, педагогические наблюдения за 6 - 7-летними детьми в группах художественной гимнастики убеждают, что девочки этого возраста уже готовы к обучению и функциональному совершенствованию с помощью специальных средств художественной, ритмической, танцевальной гимнастики. Наиболее одаренным в моторном отношении девочкам предлагается в дальнейшем заниматься художественной гимнастикой, а остальные уже с 6 - 7 лет могут быть переориентированы на занятия эстетической гимнастикой.

Согласно теории и методике художественной гимнастики, наиболее близкой к эстетической гимнастике, выделяют следующие виды подготовки: техническая, физическая, психологическая, тактическая, теоретическая, интегральная, которые взаимосвязаны и составляют сложную динамическую систему. При этом в сложно-координационных видах спорта техническая подготовка наиболее специфична и значима для достижения высоких спортивных результатов.

Специальная техническая подготовка в эстетической гимнастике базируется,

Таблица 1

Элементный состав композиций ведущих сборных команд мира по эстетической гимнастике

Основные группы элементов Минимум по правилам соревнования % Сред. число % Макс. число %

I. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛ [ЕМЕНТЫ

1. Общее кол-во движений тела: волна тела, взмах тела, А-серия (2 движения тела), В-серия (3 движения тела) 8 35,0 10 26,3 16 22,0

2. Общее кол-во равновесий 3 13,0 4 10,6 5 6,8

3. Общее кол-во поворотов 3 13,0 4 10,6 5 6,8

4. Общее кол-во прыжков 3 13,0 5 13,1 7 9,6

II д РУГНЕ ЭЛЕМ] ЕНТЫ

1. Общее кол-во движений тела - — 2 5,3 9 12,3

2. Общее кол-во движений рук - - 2 5,3 15 20,5

3. Общее кол-во движений ног - - 1 2,6 3 4Д

4. Общее кол-во шагов, подпрыгиваний, перескоков 4 17,3 5 13,1 6 8,2

5. Акробатические элементы 2 8,7 5 13,1 7 9,6

Всего 23 100 38 100 73 100

главным образом, на беспредметной основе. Отсутствие предметов освобождает руки гимнасток и дает им больше возможностей для выражения эмоций. С целью обеспечения выраженной художественной направленности увеличивается доля средств, направленных на развитие специальной выразительности движений за счет сокращения упражнений с предметами.

Для упорядочивания ведущих средств этого вида подготовки нами предложена их классификация, которая подразумевает выделение трех основных компонентов: технического, художественного и группового. В состав технического компонента входят упражнения без предмета, хореографические упражнения, упражнения, развивающие пластичность, полуакробати-ческие, акробатические элементы и поддержки. Художественный компонент представлен музыкально-двигательными упражнениями и упражнениями на воспитание выразительности. Групповой компонент включает в себя упражнения, способству-

ющие быстрым построениям и перестроениям, двигательные взаимодействия, упражнения на развитие синхронности исполнения. Некоторые средства могут быть одновременно отнесены к нескольким компонентам специальной технической подготовки гимнасток.

Количественный анализ обязательных и других элементов в композициях сборных команд (Россия, Словакия, Финляндия, Чехия, Эстония и др.) на чемпионате мира по эстетической гимнастике в 2002 г. представлен в табл. 1.

Как видно, для этого вида спорта характерны разнообразные движения. Наиболее специфичными являются пластические упражнения, а именно - обязательные и другие различные движения тела, рук и ног, которые позволяют значительно повысить зрелищность и художественное восприятие композиции [6; 10; 1].

Анализ правил соревнований по эстетической гимнастике, состава основных профилирующих элементов каждой струк-

— ИННОВАЦИИ В ОБЩЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ-------------------

Таблица 2

Уровень освоенности элементов занимающимися эстетической гимнастикой в первые 2 года подготовки

Год эбучения Структурная группа

Равновесия | Повороты | Прыжки | Волны, взмахи

Трудность

А В С D А В С D А В С D А В С D

Количество гимнасток, освоивших элементы (п: %)

I 16 10 2 - 17 10 3 - 18 14 6 2 - 18 10 6

80 50 10 - 85 50 15 - 90 70 30 10 - 90 50 30

II 20 15 12 9 20 17 15 13 20 20 18 15 - 20 17 13

100 75 60 45 100 85 75 65 100 100 90 75 - 100 85 65

турной группы движений и степени их трудности показал, что большинство основных профилирующих элементов соответствуют трудностям групп А и В. Необходимо отметить, что элементы в художественной гимнастике оцениваются выше, чем в эстетической гимнастике, за счет требований к качеству их исполнения и наличия манипуляций с предметами.

Требования к специальной подготовленности занимающихся эстетической гимнастикой, бесспорно, ниже требований к подготовленности «художниц». Упражнения из арсенала эстетической гимнастики гораздо более доступны для юных спортсменок. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, мы рассмотрели конкретный круг технических элементов, освоенных занимающимися эстетической гимнастикой соответственно на первом и втором году подготовки. Исследовался двигательный арсенал 40 гимнасток - по 20 человек на каждом году обучения (табл. 2).

Наглядно видно, что к концу второго года занятий спортсменки уже осваивают большое количество элементов и приобретают навыки пластичных действий, которые дают впоследствии возможность быстро совершенствоваться не только в техническом, но и художественном отношении.

Занятия эстетической гимнастикой не требуют от спортсменок особых способностей и высокого уровня развития физических качеств, не связаны с большими тренировочными нагрузками, присущими спорту высших достижений, а поэтому более доступны для широких масс населения. Базируясь на средствах художественной гимнастики, эстетическая ориентируется не только на выступления в соревно-

ваниях, но и на возможность участия в праздниках, фестивалях, показательных выступлениях, тем самым делая этот вид спорта привлекательным для многих занимающихся.

Для дальнейшего развития данного направления в гимнастике необходимо весь многолетний тренировочный процесс привести в соответствие со школьным образованием, разработать рациональные и оптимальные программы подготовки занимающихся на всех этапах и внедрить их в практику секций эстетической гимнастики на базе общеобразовательных учреждений, в соответствующих отделениях спортивных школ и спортивных клубах.

Литература

1. Бакшеева, Т. В. Двигательно-пластичес-кая подготовка специалистов в области физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.В. Бакшеева. Майкоп, 2004. 22 с.

2. Горбачева, Ж. С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ж.С. Горбачева. СПб., 2000. 24 с.

3. Зотова, Ф.Р. К вопросу о современных тенденциях развития спорта / Ф.Р. Зотова, A.C. Чинкин // Теория и практика физической культуры. 2001. № 2. С. 39-43.

4. Каравацкая, H.A. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ H.A. Каравацкая. Смоленск, 2002. 20 с.

5. Литвиненко, С.Н. Спорт для всех и элитный спорт - противники или партнеры? / С.Н. Литвиненко // Спорт для всех. 2002. №4. С. 38-40.

6. Назаренко, ЛД. Пластичность как двигательно-координационное качество /

Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. 1999. №8. С. 48 - 51.

7. Правила соревнований по художественной гимнастике. М., 2004.

8. Правила соревнований по эстетической гимнастике. М., 2004. 32 с.

9. Смолевский, В.М. Спортивная гимнастика: эволюция или кризис вида? / В. М. Смолевский // Теория и практика физической культуры. 2005. № 1. С. 30 - 32.

10. Сомкин, A.A. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных гимнастов в спортивной аэробике: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / A.A. Сомкин. СПб., 2003. 55 с.

Т.В. САМОХОДКИНА (Волгоград)

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЦЕННОСТНОКОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Раскрываются сущностные характеристики ценностно-коммуникативной культуры личности, определяются этапы ее формирования.

В мире происходят глобальные изменения, суть которых связана с переходом к иной парадигме мирового устройства: теперь мир представляется не совокупностью отдельных национальных государств, а целостным и неразделимым. Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен мыслить в новом аспекте не только личности, семьи, государств или иных союзов, а в планетарном аспекте (В.И. Вернадский). Вместе с тем, как свидетельствуют многочисленные исследования, число человеческих культур, скорее всего, будет увеличиваться. В связи с этим неотъемлемой функцией современного сознания является стремление человека вступить в диалог с людьми иной культуры, составить обобщенное представление о мире в целом и своем месте в нем.

Социокультурная ситуация требует формирования такой личности, которая

была бы готова к универсальному общению, т. е. к общению во времени и пространстве (Б.А. Парахонский). Общение в пространстве необходимо потому, что мир является поликультурным. Общение во времени дает возможность понять историю каждой культуры. Такое общение возможно лишь на основе ценностно-комму-никативной культуры личности, которая находит свое выражение в готовности личности участвовать в конструктивном диалоге на основе универсальных гуманистических ценностей с представителями других культур во времени и пространстве.

Анализ научной философской (М. С. Каган, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Б.А. Парахонский, Л.Н. Столович, Н.З. Чавчавад-зе), педагогической (B.C. Ильин, А.И. Кирь-якова, A.B. Мудрик, И.А. Колесникова, Л.П. Разбегаева) и психологической (В. Ви-люнас, Д.А. Леонтьев, A.A. Леонтьев, P.C. Немов, В.Н. Мясищев, Е.И. Рогов) литературы позволяет раскрыть сущностные характеристики ценностно-коммуни-кативной культуры: она представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся знанием о ценности «универсальное общение», эмоционально-личностным отношением к нему и проявляющееся в реализации деятельностно-прогностических аспектов этой ценности.

Когнитивно-оценочный компонент цен-ностно-коммуникативной культуры личности представляет собой единство знаний об общении как ценности и их оценки. Содержание знаний о ценности «универсальное общение» раскрывается через основные «импульсные» идеи: идею Другого как ценности, идею ценности конструктивного диалога.

Необходимо учитывать, что ценность человек воспринимает главным образом через ее оценку, которая выступает инструментом определения меры ценности того или иного предмета или явления действительности и, вместе с тем, средством, способом выражения отношения к нему. Оценка позволяет судить о месте ценности «универсальное общение» среди иных приоритетов и в целом о степени освоения учащимся сущности данного феномена. Таким образом, знания об общении позволяют школьнику получать различ-

© Самоходкина Т.В., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.