Научная статья на тему 'Естествознание, гуманитарные науки и философия: Ю. А. Жданов об аспектах их взаимодействия'

Естествознание, гуманитарные науки и философия: Ю. А. Жданов об аспектах их взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / SCIENCE / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ / NATURAL SCIENCE / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / HUMANITIES / ДИАЛЕКТИКА / DIALECTICS / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ГНОСЕОЛОГИЯ / GNOSIOLOGY / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / SCIENTIFI C WORLD OUTLOOK / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / ГУМАНИЗМ / HUMANISM / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Титаренко Инна Николаевна

Рассматриваются взгляды Ю.А. Жданова на различные аспекты взаимодействия философии, естественных и гуманитарных наук. Подчеркивается свойственный ему глубокий философский подход к анализу проблем ин-теграции научного знания в целостную картину мира, формирования методологических оснований науки, повы-шения социальной ответственности ученого, воспитания подлинного гуманизма в научном сообществе. Этот подход позволял Ю.А. Жданову охватить единым взором научный процесс современности и наметить перспективы его дальнейшего развития, выступая за дальнейшее сближение философии, естествознания и гумани-тарных наук, за утверждение общечеловеческих ценностей и формирование высокой культуры научной мысли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural Science, Humanities and Philosophy: Yu. Zhdanov about Aspects of their Interaction

Opinions of Yu.A. Zhdanov about different aspects of philosophy, natural science and humanities integration are touched upon. Deep philosophical approach to the analysis of scientifi c knowledge integration problem into the entire world outlook, formation of methodological bases of science, rise of social responsibility of a scientist, upbringing of real humanism in the scientifi c society are emphasized. This approach let Yu.A. Zhdanov study contemporary scientifi c process and think of prospects of its further development support further integration of philosophy, natural science and humanities, affi rmation of common to all mankind values and lofty culture formation of scientifi c thought.

Текст научной работы на тему «Естествознание, гуманитарные науки и философия: Ю. А. Жданов об аспектах их взаимодействия»

К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.А. ЖДАНОВА

ББК Е01+Юо

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ И ФИЛОСОФИЯ: Ю.А. ЖДАНОВ ОБ АСПЕКТАХ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

История развития научной мысли знает немало имен выдающихся мыслителей, чей талант характеризовался подлинным энциклопедизмом. Однако нынешние темпы развития науки и скорость ежегодного прироста научной информации настойчиво подталкивают ученых ко все большей и большей специализации. "Нет сомнения, что необходимость специализации диктуется бурным ростом объема научных и технических знаний. Чтобы изучить свое дело, не стать поверхностным дилетантом, приходится концентрировать внимание на узкой области, сознательно не позволять себе разбрасываться, отвлекаться в сторону" [1, с. 31]. И чем более узкого профессионализма требует жизнь от современного научного деятеля, тем ценнее деятельность и труды тех мыслителей, чьи свершения стремятся встать вровень с ренессансным гением, чьи знания и эрудиция обширны и многогранны, чьи помыслы в своей чистоте сродни идеям французских просветителей. К таким мыслителям, можно без всяких сомнений, отнести Юрия Андреевича Жданова, 90-летие со дня рождения которого исполняется в этом году. Круг его научных интересов поистине обширен - химия, физика, биология, биофизика, экология, философия, теория культуры... Помимо этого - многолетняя плодотворная деятельность в области организации науки, редакционно-издательского дела, общественно-политической жизни Юга России.

Широта взглядов и разносторонность исследовательских интересов, глубокие познания в различных сферах науки и высокая гражданская ответственность позволяли Ю.А. Жданову осмысливать процессы научного развития, восходя к глубоким философским обобщениям в отношении современной социокультурной ситуации, намечая пути решения

И.Н. Титаренко

общественных проблем и утверждая непреходящие человеческие ценности. Философия науки, а также вопросы организации научной деятельности и образования занимают немалое место в наследии Ю.А. Жданова [2]. Простое перечисление тем, поднимаемых в его работах по данной проблематике, заняло бы немалый объем, а потому не стоит даже пытаться хотя бы бегло охватить их все в одной статье. Остановимся лишь на одной из них - теме взаимодействия естественнонаучного, гуманитарного знания и философии, к которой Юрий Андреевич обращался во многих своих трудах и которая не только не утратила своей актуальности в наши дни, но, пожалуй, даже обрела еще большую остроту.

Современное развитие науки характеризуется несколькими новыми тенденциями. В числе наиболее существенных - посте -пенное сближение наук о человеке и наук о природе. В наше время огромную цивилиза-ционную значимость приобрели проблемы, связанные с человеком и его бытием, что позволяет многим исследователям говорить об антропологическом повороте в научной проблематике. И хотя "человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека" [3], нынешняя социально-культурная ситуация, действительно, предельно обостряет "человеческую тему". Показательно в связи с этим следующее рассуждение Ю.А. Жданова: "Не забудем, что загадку человека разрешают фактически все существующие науки. Они позволяют нам шаг за шагом познавать себя не путем интроспекции и углубления в самосозерцание и нирвану, а через человеческую деятельность, через общественную и индивидуальную практику. Математика, механика, химия, физика, биология, физиология, даже геология и космохимия - все это науки, объясняющие то, как возник человек,

Титаренко Инна Николаевна - доктор философских наук, профессор кафедры философии Таганрогского технологического института Южного федерального университета, 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский 44, e-mail: philosof@egf.tsure.ru, т. 8(8634)371615.

Titarenko Inna - Doctor of philosophy, professor of the philosophy department of the Taghanrogh Technology Institute of the Southern Federal University, 44 Nekrasovsky Street, Taghanrogh, 347928, e-mail: philosof@egf.tsure.ru, ph. +7(8634)371615.

как функционирует его тело, его существо. Сонм общественных наук - от технологии к педагогике, от экономики к философии, от археологии к психологии - ведет нас путем познания и самопознания человеческой природы " [4, с. 172].

Прекрасной демонстрацией сближения наук о природе и наук о человеке являются многие направления междисциплинарных научных исследований, в рамках которых объединяются сегодня усилия специалистов различных отраслей научного знания. В числе одного из наиболее ярких примеров уместно вспомнить в данном случае так называемые когнитивные науки. Утвердившись в середине прошлого века, "когнитивная наука" охватила собой широкий спектр исследований сознания и объединила новейшие разработки в области физиологии, биологии, нейрофизиологии, лингвистики, философии, психологии, математической логики, искусственного интеллекта и т.п. В современной зарубежной и отечественной научной литературе тысячами исчисляются публикации по проблематике когнитивных наук. Интерес различных научных дисциплин к вопросам, связанным с сознанием, вполне закономерен. Вряд ли следует доказывать, что сознание человека - это именно тот феномен, в изучении которого с необходимостью должны объединиться усилия философии, естественных, гуманитарных, общественных и технических наук. И это убедительное подтверждение процесса сближения различных сфер научного познания. В качестве других примеров такого сближения можно отметить и так называемые "пограничные" науки - биофизику, химическую физику, астрофизику и т.п. Примечательно, что еще в 1978 г. Ю.А. Жданов указывал на эту тенденцию в развитии научного знания: «Упо-требляя выражение Тимирязева, полчища "истов" и "логов" раздробили единый мир на множество научных феодов, разгороженных еще многими крепостными стенами. Однако сегодня мы с несомненностью констатируем постепенно идущее сближение наук, в том числе синтез знаний о природе и обществе. Эта тенденция к синтезу проявляет себя и в современной физической картине мира, и в учении о биосфере, и в постепенной трансформации нашего земного, геоцентрического естествознания в космическое, а главное - в успехах и торжестве материалистической диалектики как науки о всеобщих законах

развития природы, общества и мышления» [5, с. 146].

Вполне закономерно упомянута здесь философская диалектика. В основе решения проблемы интеграции знания лежит философский принцип единства мира. Мир как реальность представляет собой целостность и единство, "схватить" которое стремится философское мышление. В этой реальности нет пограничных столбов и шлагбаумов, отделяющих одни сферы бытия от других, нет "феодов", огороженных крепостными стенами. В ней есть субстанциальное единство, есть универсальные законы, связующие все явления в целостность, есть всеобщие взаимосвязи и взаимодействие. Мельчайшая живая клетка земного организма оказывается связанной с активностью Солнца, количество насекомых в конкретной местности - с производственной деятельностью человека, цунами - со взмахом крыльев бабочки. Мир един, и знания о нем, в какой бы отрасли науки они не были получены, должны интегрироваться в единство, "складываться" как мозаика в единую научную картину мира. И эту объединяющую роль выполняет философия, которая сегодня определяется не иначе как интегральная форма научного знания. Именно философия в настоящее время "играет важнейшую роль в сведении воедино различных наук и отраслей знания, в преодолении разобщенности естественных и гуманитарных наук" [6]. Осознавая в полной мере значимость философии в формировании научного мировоззрения и интеграции результатов научной деятельности общества в целом, Ю.А. Жданов подчеркивал: "Научная философия дает общую картину мира, показывает место и роль человека в природе, вскрывает общие закономерности всякого развития: от субатомных частиц до галактики, от белковой молекулы до человеческого мышления" [1, с. 35-36]. Понимание мира как целостности выступает как важнейший аспект философии, исходящей из естественнонаучных описаний действительности и подвергающей их осмыслению и обобщению на основе собственной методологии и категориального аппарата. "Философия стремится понять как единое целое то, что науки о природе и обществе разделили на том или ином основании на различные части..." [7]

Однако значение философии состоит не только в формировании картины мира, основанной на современных научных достижениях

и открытиях, не только в побуждении ученого к поиску всеобщего единства явлений и познанию универсальных законов развития. Не менее значима осуществляемая в рамках философского знания разработка логики, методологии, гносеологии. Более того, философия совершенствует сам процесс логико-понятийного мышления. Ю.А. Жданов в связи с этим отмечал: "Не секрет, что среди некоторой части естествоиспытателей распространено мнение, будто в естествознании и технике можно обойтись без философии. Это неверно уже потому, что умение оперировать понятиями человеку не дано от рождения, а формируется в ходе его обучения. Философия учит тому, как правильно употреблять понятия" [1, с. 35]. Эти мысли предельно близки идеям великих ученых-естествоиспытателей. Так, например, А. Эйнштейн, вовсе не склонный переоценивать роль философии в системе научного знания и ее влияние на исследовательский процесс в естественных науках [8], тем не менее, писал: "В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам прошедших поколений" [8, с. 248]. Данную "вынужденность" Эйнштейн объяснял не в последнюю очередь тем простым фактом, что без теории познания наука становится "примитивной и путанной" [8, с. 310].

Еще одним весомым аргументом в пользу развития взаимосвязей между философией, гуманитарными и естественными науками Ю.А. Жданов считал настоятельную потребность в повышении социальной ответственности ученого и научного сообщества в целом. При этом значение данной темы в его работах таково, что она вполне заслуживает отдельного рассмотрения. Но не коснуться ее здесь было бы неверно, ведь апелляция к социальной ответственности - это, пожалуй, главный довод в пользу укрепления взаимодействия философского, гуманитарного и естественного знания. Будучи и выдающимся ученым, и современником многих трагических событий, выпавших на XX в., Ю.А. Жданов глубоко прочувствовал всю сложность и неоднозначность проблемы "наука и нравственность" [5, с. 144]. С одной стороны, история научной деятельности изобилует фактами оправдания морально-этическими принципами и костров инквизиции, и выступлений против эволюционной теории дарвинизма,

и отвержения методов вивисекции в физиологии, и гонений на талантливых ученых. С другой стороны, невозможно отмахнуться от того вполне очевидного факта, что если уравнение Эйнштейна, связывающее энергию и массу, не может быть рассмотрено в категориях добра и зла, то создание на основе этого уравнения атомной бомбы требует нравственной оценки. Прекрасно зная историю научной мысли и разнообразные подходы к решению этой важнейшей проблемы, Ю.А. Жданов обращается к трудам многих выдающихся ученых прошлого, так или иначе ее касавшихся. Его идеи оказываются глубоко созвучными мыслям В.И. Вернадского о том, что ученый, в своей деятельности ищущий истину, стремящийся к пониманию окружающего, в то же самое время является определенным фактором этического характера в жизни [9]; высказываниям Л.Н. Толстого о познании истин, необходимых для блага людей, как подлинной цели науки [10]; убеждениям М. Борна в неизбежности для ученого вопроса совести о том, как далеко он хочет сотрудничать в развитии сил, угрожающих самому существованию цивилизованного мира [11] и многих других. Ю.А. Жданов был абсолютно уверен, что прогрессивные ученые никогда не были чужды социальных проблем, нужд и потребностей своей эпохи, стремясь использовать полученные знания на благо людей. Но они и не должны были быть чужды. Ускорен -ный прирост объемов научной информации, неуклонное возрастание в системе научного знания роли технических наук, качественное повышение эффективности производительных сил на основе инновационных научных техно -логий, закрепление статуса непосредственной производительной силы за наукой - все эти реалии нынешнего дня выдвигают особые требования ученому. "Если прежде технические новшества и изобретения, как правило, вначале использовались в мирных целях и лишь затем находили военное применение, то крупнейшие открытия современности в первую очередь становились средствами разрушения, орудиями войны. Широкое развитие радиолокационной техники, реактивных аппаратов началось с их военного использования. Энергия атомного ядра впервые применена как разрушительная сила. Над человечеством нависла угроза термоядерного оружия, биологической, психо-химической, экологической, метеорологической войны" [12, с. 15-16].

Человечеству, видевшему ужасы Хиросимы и Нагасаки, знакомому с действием химического и бактериологического оружия, пережившему Чернобыль, прекрасно известно, что "чистое знание" и "чистая истина" могут нести не только добро, но и зло. В этой связи Ю.А. Жданов не раз обращался и к фашизму как к жуткому, но весьма показательному примеру использования науки и технических достижений в бесчеловечных целях, перед которым бледнеют ужасы Апокалипсиса: автомобиль, превратившийся в "газваген" для травли неугодных людей, теория реактивного движения, использованная для обстрела мирного населения европейских городов, медицина, ставшая вопреки своей глубинной сущности орудием уничтожения, история, ориентированная на воспитание у молодежи идей расовой исключительности. [13]. Действительно, как далеко может зайти ученый по пути созидания сил, угрожающих самому существованию мира? А ведь даже сегодня, когда техника столь сильна, что способна уничтожить человечество как род, сегодня, в век успешного развития нанотехнологий и генной инженерии, еще нередко можно услышать, что цель ученого - это "чистая истина", а ее применение - дело практиков, о котором ученому и знать-то не следует. С этой точки зрения наука нейтральна, и совесть ученого не должна восставать против ужасов, порожденных негуманным использованием сделанных открытий. Да, сама наука нейтральна, но, как абсолютно справедливо замечал Ю.А. Жданов, долг каждого честного ученого - решительно восстать против опасного злоупотребления достижениями науки, отстоять светлые гуманные традиции естествознания [12, с. 20]. Не случайно в качестве подлинных примеров служения идеалом гуманизма он приводил жизнь Ф. Жолио-Кюри, М. Борна, Дж. Берна-ла и других мыслителей. Невольно всплывает в памяти известное обращение А. Эйнштейна к ученым мужам: "Забота о самом человеке и его судьбе должна быть в центре внимания при разработке всех технических усовершенствований. Чтобы творения нашего разума были благословением, а не бичом человечества, мы не должны выпускать из виду великие нерешенные проблемы организации труда и распределения благ. Не забывайте об этом за своими схемами и уравнениями" [8, с. 151]. Естественные и технические науки с каждым годом оказываются все сильнее связанными

с социальными проблемами человечества и, следовательно, инженер или натуралист обязаны знать принципы, методы и выводы наук, изучающих историю общества, его структуру и закономерности [1, с. 31]. Гуманизм должен стать подлинной целью научного творчества во всех проявлениях. Воспитать его, сформировав у ученого подлинно нравственный подход к оценке своих достижений, преодолев приоритетными ценностями разрыв научно-технического творчества и морали, призваны философия и гуманитарное знание. В этом смысле ответственность за судьбу мира лежит не только на плечах естествоиспытателей, но и на плечах гуманитариев и обществоведов. Их усилия должны быть направлены сегодня прежде всего на повышение социальной ответственности современного ученого, на утверждение непреходящих человеческих ценностей и этических идей, отвечающих идеалам прогрессивного общественного развития.

Следуя своим представлениям о роли философии в построении научной картины мира и повышении социальной ответственности научного сообщества, о взаимосвязи естественных и гуманитарных дисциплин, Ю.А. Жданов активно высказывался за расширение гуманитарного и философского образования для студентов естественных и технических специальностей. Понимая гуманитарное образование в широком смысле как "формирование у слушателя правильного мышления на основе изучения философии и логики", он говорил о невозможности становления действительно грамотного и образованного специалиста без понимания общих закономерностей развития природы и общества [1, с. 36]. Логика образовательного процесса должна с необходимостью отражать логику современного развития научного знания: естественные, гуманитарные науки и философия, связанные в процессе познания реальности на основе принципа единства мира, должны быть неразрывно связанными в образовательном процессе. Без этого невозможно говорить о подготовке творчески ориентированных, широко образованных, грамотно мыслящих специалистов в какой бы то ни было научной сфере. Именно поэтому Ю.А. Жданов столь эмоционально выступал против проявившегося в России уже в 90-е годы XX в. процесса узкой специализации образования: «В пределе такой процесс метко охарактеризован Шоу,

который предсказал, что скоро специалисты будут знать "все ни о чем". Узкая специализация в таком случае означает детски непорочное незнакомство с другими сферами человеческой деятельности или, что часто еще хуже, знакомство с ними по слухам, ходячим мнениям, по неточной информации. Тем самым чрезмерная узкая специализация порождает опасность безответственных и легкомысленных решений, когда инженерная или естественнонаучная проблема выходит за собственные рамками и соприкасается с другими сферами человеческой деятельности. Но в жизни такое соприкосновение имеет место всегда» [1, с. 31]. Соприкосновение просто неизбежно в изучении мира, в котором нет резких водоразделов между различными формами движения материи. И это единство с необходимостью поставит перед исследователем сложные философские проблемы, решение которых может обернуться демонстрацией "ученого невежества": "Серьезным источником невежества является высокомерие узкого профессионализма, профессионального кретинизма: если я хорошо знаю химию, то могу компетентно судить о социологии, хотя ее и не изучал; если мне доступны глубины математики, то уж политические проблемы руками разведу" [14, с . 53-54].

Наши дни дают массу примеров, когда представители той или иной сферы знания с потрясающим невежеством судят о проблемах человека и общества. Естествоиспытатели, литераторы, психологи строят "новые философии", демонстрируя глубочайшее непонимание законов развития сложноорга-низованных систем, незнание истории их рассмотрения, непорочное незнакомство с категориальным аппаратом философии. Совсем недавно Д.И. Дубровский выступил против безмерно расплодившихся "самодельных философов": «Таких самодельных философов сейчас расплодилось непомерное число. Все они выступают в роли учителей жизни, объясняют нам, как устроен бесконечный мир, как надо спасать человечество, "спасать Россию" и т.п. Их ассортимент достаточно разнообразен» [15]. Чем сильнее невежество, тем более воинствующие позиции занимает невежда [14, с. 53; 15]. Невежда совсем не безобиден и вовсе не смешон. Показывая это, Ю.А. Жданов писал еще в 1995 г.: «Отрицая объективное знание, невежество легко смыкается с иррационализмом, становится жертвой

шарлатанства, обскурантизма, модных мифов. Оно может глубокомысленно рассуждать об "избыточности образования" в современном мире или о необходимости сокращения научно-технической базы в России на две трети, как в недавних решениях парижской "Организации по экономическому сотрудничеству и развитию"» [14, с. 54]. В конечном итоге это приводит к распространению мистицизма и иррационализма, к подрыву веры в разум и его возможности в познании реальности, к различного рода "реформированиям" научно-исследовательской системы. Такие последствия невежества угрожают уже самой науке как таковой: "Защита науки от проникновения в нее чуждых ей взглядов и в наше время необходима. Новейшие писания о телекинезе, т.е. о способности перемещать предметы с помощью мысли, модные телепатия и ясновидение - все это ничуть не лучше старого почтенного столоверчения и вызывания духов" [5, с. 141-142] В этой защите широкие перспективы открывает применение научной философии с ее диалектической методологией, без освоения которой вряд ли возможно формирование высокой культуры научного мышления [4, с. 173]. Эти идеи Ю.А. Жданова имеют сегодня, наверное, еще большую актуальность, чем в 70-80-е годы прошлого века, когда они были высказаны. Для России современной как никогда важно "отрезвление" общественного сознания, избавление его от навязанного мистицизма, возрождение непреходящих ценностей бытия, укрепление мировоззренческой роли науки [16].

К сожалению, отечественная высшая школа движется по пути неуклонно возрастающей специализации, образовательные стандарты стремятся к максимальному профессионализму и ориентации на потребности рынка труда. Такая динамика придает особую значимость работам Ю.А. Жданова, в которых поставлены вопросы о соотношении философии, естественнонаучного и гуманитарного знания. Нет сомнений, что специалист должен быть специалистом в своей сфере, но должен ли он быть лишь "узким специалистом"? Обучая профессионала, нужно всерьез озаботиться воспитанием еще и мыслящего, думающего, нравственного, ответственного ученого. Иначе в чьих руках окажется судьба человечества и мира через пару десятков лет? "Наука - не самодвижущая сущность, которая сама себя двигает и развивает, не мистический субъект,

а результат деятельности живых, реальных людей - носителей знаний, ученых. А эти люди не могут отмахиваться от проблем современности, от злобы дня, от судеб мира." [5, с. 147].

Эта идея, выражающая социальную ответственность ученого и гражданскую позицию небезразличного человека, является прекрасным проявлением того научного гуманизма, за утверждение которого с такой подкупающей искренностью ратовал Ю.А. Жданов. В своих работах, посвященных проблеме соотношения и взаимодействия философии, гуманитарных и естественных наук, он выступал не только как выдающийся ученый и организатор науки, но и как философ в истинном смысле этого слова. Философ, способный охватить единым взором научный процесс современности и наметить перспективы его дальнейшего развития. Философ, призванный вести науку к мудрости, понятия - к идеям, рассудок - к разуму. Философ, стремящийся к подчинению истины благу человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов Ю.А. Роль гуманитарного образования в подготовке инженера и естествоиспытателя // Из личного архива Ю.А. Жданова. Вып. 1. Государ -ство. Наука. Гуманизм. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008. 52 с.

2. Таланов В.М. В.И. Вернадский и Ю.А. Жданов: высокое соприкосновение // Научная мысль Кавказа. 2009. № 1. С. 15-16.

3. Делез Ж. Различение и повторение. СПб.: Изд-во "Петрополис", 1998. 384 с. С. 19.

4. Жданов Ю.А. Новые "плоды просвещения" // Ю.А. Жданов. Избранное: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 368 с.

5. Жданов Ю.А. Толстой и социальная роль науки // Там же.

6. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. 1996. № 7. С. 22.

7. Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. 286 с. С. 73.

8. Эйнштейн А. Собрание научных трудов: В 4 т. Т. 4. М.: Наука, 1967. 600 с.

9. Вернадский В.И. Война и прогресс науки // Очерки и речи. В 2 т. Т. 1. Пг.: Научное химико-техническое изд-во, 1922. 158 с. С. 138.

10. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.: В 90 т. Т. 40. М.: Худож. лит-ра, 1956. 593 с. С. 434.

11. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. 536 с. С. 358.

12. Жданов Ю.А. Идеи гуманизма и мировоззрение естествоиспытателей // Из личного архива Ю.А. Жданова. Вып. 1...

13. Жданов Ю.А. Советский Союз спас цивилизацию Европы // Ю.А. Жданов. Избранное: В 2 т. Т. 2. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 368 с. С. 4-5; Он же. Империалистическая сущность немецкого расизма // Там же. С. 24-25 и др.

14. Жданов Ю.А. Демоническая сила невежества // Там же. С. 53-54.

15. Дубровский Д.И. "Самодельные" философы наступают // Вестник Российского философского общества. 2008. № 3. С. 147.

16. Солонин Ю.Н. Россия в контексте современной социально-философской мысли // Отчуждение человека в перспективе глобализации мира: Сб. статей. Вып. 1. СПб.: Изд-во "Петрополис", 2001. 378 с. С. 270; Солонин Ю.Н, Аркан Ю.Л. Пути России: замечания, полемика и попытка оценки // Перспективы человека в глобализирующемся мире: Сб. статей. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. 373 с. С. 235.

28 мая 2009 г.

ББК Г.г.(2)

ДУХ ПРОМЕТЕЯ ЖИВЕТ НА КАВКАЗЕ М.Ю. Келигов

Прометей (с греч. - "предвидящий", "думающий прежде") - сын титана Иапета (Япета) и океаниды (нимфы) Климены (варианты: сын Фемиды, Геи, Азии), один из привлекательнейших персонажей в древнегреческой

Келигов Мурат Юсупович - доктор философских наук, профессор филиала Северо-Кавказского государственного технического университета в г. Назрань, 384106, Республика Ингушетия, г. Назрань, ул. Муталие-ва, 58, е-шаД: mkeligov@yandex.ru, т. 8(8732)227519

доолимпийской мифологии. После создания Эсхилом трилогии о Прометее, одна из частей которой называется "Прометей Прикованный", предание о Прометее привлекало к себе внимание представителей различных сфер культуры - поэзии, прозы, живописи,

Keligov Murat - Doctor of philosophy, professor of the branch of the North-Caucasian State Technical University. 58 Mutalieva Street, Nasran, Ingush Repablic, 384106, е-mail: mkeligov@yandex.ru, ph. +7(8732)227519.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.