Научная статья на тему 'Естественнонаучный базис хрематического сознания'

Естественнонаучный базис хрематического сознания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИ ДЕТЕРМИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ПОЗНАНИЯ / ЦЕЛОСТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛЕВОЕ И ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА / ХРЕМАТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / СИСТЕМА «ПРИРОДА ОБЩЕСТВО ЧЕЛОВЕК КОСМОС» / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОВ ПОЗНАНИЯ/ПОСТИЖЕНИЯ / ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА / «NATURE SOCIETY MAN SPACE» SYSTEM / PERIODIC SYSTEMS OF LAWS OF COGNITION/COMPREHENSION / GENETIC DETERMINED PASS OF COGNITION / GENETIC DETERMINATE MIND OF A PERSON / LEFT HEMISPHERE OF MIND / RIGHT HEMISPHERE OF MIND / CHREMATISTIC CONSCIOUSNESS / OF SPECIAL LAWS OF PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслова Н. В., Антоненко Н. В.

Статья представляет естественнонаучные основы хрематического сознания человека, указывая механизмы формирования антихрематического сознания в период ноосферного перехода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains natural-scientific basis of chrematistic consciousness of a person and aimed to use mechanisms of upgrading genetic determinate mind of a person.

Текст научной работы на тему «Естественнонаучный базис хрематического сознания»

МОДЕРНИЗАЦИЯ

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ БАЗИС ХРЕМАТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

THE BASIS OF NATURAL SCIENCES FOR CHREMATISTIC CONSCIOUSNESS

Н. В. Маслова, доктор психологических наук, кандидат исторических наук Н. В. Антоненко, доктор психологических наук

Статья представляет естественнонаучные основы хрематического сознания человека, указывая механизмы формирования антихрематического сознания в период ноосферного перехода.

The article contains natural-scientific basis of chrematistic consciousness of a person and aimed to use mechanisms of upgrading genetic determinate mind of a person.

Ключевые слова: генетически детерминированный способ познания, целостное мышление, левое и правое полушария головного мозга, хрематическое сознание, система «природа - общество - человек - космос», периодические системы законов познания/постижения, психики человека.

Key words: genetic determined pass of cognition, genetic determinate mind of a person, left hemisphere of mind, right hemisphere of mind, chrematistic consciousness, «nature - society - man - space» system, periodic systems of Laws of cognition/comprehension, of special Laws of psychology.

Главный мировоззренческий вопрос сегодня

«Analis ratio - talis et actions». (лат. «Каков разум - таковы и поступки»)

Более 25 лет целенаправленно изучая работу человеческого сознания, мы пришли к убеждению: эволюция науки и, в конечном счёте, эволюция общества являются функцией экстраверсии сознания. Под экстраверсией следует понимать интегрированный процесс проявления в природе - обществе - Мире сознания человека. Качество сознания человека/общества определяет качество эволюции общества. Тому история знает множество примеров: гедонистическое сознание нацелено на получение удовольствий, сознание лидеров фашизма погружало мир в войну, коммунистическое сознание устремляло население по линии самоотречения и жертвенности, патриотическое сознание окрыляло на подвиги, хрематическое сознание превращает жизнь в погоню за золотым тельцом. Без решения наукой вопроса качества сознания человека/общества и передачи этих знаний в систему образования и воспитания детей подготовка кадров, способных строить будущее, невозможна. Ноосферный переход общества может не состояться, если не будут решены эволюционно значимые мировоззренческие вопросы перехода от хрематического к ноосферному сознанию, от левополушарного к целостному мышлению, от антропоцентрической к космопланетарной парадигме Человека. В этом мировоззренческом переходе осуществляется осмысление корневых природосообразных функций человека. Пользуясь терминологией компьютерной эры, речь идёт о перезагрузке неадекватной человеку техногенной программы мышления и сознания на принципиально естественную программу, адекватную задачам и возможностям функционирования системы «человек - общество» в глобальной системе «Природа

- Космос». Мы видим возможность решения вопроса естественного природосообразного качества сознания человека как антихрематического. Сознание как социоприродное явление и как научное понятие столь многогранно, что нам придётся отказаться от мысли в данной статье даже коснуться многих его аспектов, таких как философия, структуралистика, когнитивная психология, воспитание сознания, история его становления. В статье рассмотрим нейрофизиологический базис сознания, ибо здесь кроется отгадка рождения хрематического сознания и его повсеместного шествия по планете сегодня.

1. Сознание человека - фундаментальный фактор реальности

«Мы подходим к очень ответственному времени -к коренному изменению нашего научного мировоззрения.

И в его основе - познание человеком самого себя»

В.И. Вернадский

Сознание человека может рассматриваться в 3-х аспектах: как процесс, как психическая познавательно-экспертная деятельность и как мировоззренческая структура личности. Объектом сознания во всех 3-х аспектах является внешний и внутренний мир носителя сознания. Несовершенство многих концепций и схем сознания связано в значительной мере именно с неумением учесть целевую функцию субъекта сознания, что и определяет изначальное несовершенство системы отсчёта. Здесь берёт начало широко известный субъективный фактор. Именно субъективная целевая функция (кто познаёт? что познаёт? для чего познаёт?) лежит в основе исторически сложившихся в обществе четырех форм познания субъектами мира и сформировавшихся на их основе четырех форм сознания человека.

Исторически первое - религиозное сознание человека - в качестве цели имеет веру. Художественно-эстетическое сознание исследует эстетический идеал (образец образцового). Обыденное сознание нацелено на познание собственно материального бытия. Только научное сознание имеет предметом исследования сущность, структуру, функции и законы Мира. Различные цели познания привели к появлению разнонаправленных форм сознания в обществе. Но даже в каждой из этих четырех целевых фрагментарных системах познания мира, именуемых формами сознания, мы неизбежно обнаруживаем два противоположных вектора. Рассмотрим их.

1. Сознание, качественно адекватное природе человека является естественным для него. Мы называем его природосообразным или целостным сознанием. Познавая, человек не нарушает законы природы, информации, законы собственного тела (мы убедимся насколько это важно!) и нейрофизиологические законы, устремлён к познанию сути.

Исторически сложились 4 формы сознания

Обыденное

со»иапие

Рис. 1. Четыре формы сознания в человеческом обществе

Назначение процесса познания-сознания состоит в раскрытии до уровня понимания индивидом того, что же представляет собой действительность. В процессе познания выявляется сущность (суть) действительности и складывается осознанность человека, т.е. формируется воспринимающая и экспертирующая мир мировоззренческая структура сознания как результат двух одновременных процессов - познания и сознания мира. Как братья-близнецы они не всегда различимы: познание в русле естественных законов Мира и природы самого человека формирует адекватное же сознание. Использование хорошо сформированной мировоззренческой структуры сознания даёт личности адекватный процесс познания и продуктивную экспертную деятельность. Такой человек уверен в себе, он словно знает наперёд правильные решения и способен быстро продвигаться в жизни и деятельности. Человек не теряет время, силы, энергию на исправление ошибок, восстановление сил. Всё его окружение, как кажется, помогает ему. Успешно формируется естественное сознание человека. У него естественным образом сформиро-

ваны высокие аксиологическое (ценностно-смысловое) и акмеологическое, т.е. духовно-нравственное мыслетворчество, поведение и жизнедеятельность конгруэнтно Всеобщим Законам Мира [4], общества [5], собственному здоровью [2], естественным законам психики [1]: он использует возможности своего сознания гармонично собственной природе и развивает их.

Естественное сознание человека - это мировоззренческая структура личности и соответствующая ей психическая познавательно-экспертная деятельность, которая обеспечивает обобщённое и целенаправленное отражение внешнего и внутреннего миров, аксиологическую, акмеологическую целеполагающую и управленческую деятельность человека конгруэнтно Всеобщим Законам Мира [4] и специальным законам психики человека [1, 9]. Такой человек является ноосферной личностью.

2. Сознание качественно неадекватное человеческой природе - не является естественным для человека. Мы называем такой тип сознания нецелостным в связи с тем, что оно не использует полный ресурс возможностей, данных человеку от природы. Причин нецелостного сознания может быть много: несформированность соответствующих структур мозга (например, эффект Маугли), нейрофизиологические, физические и психические травмы с последующими задержками психического и познавательного развития, врождённые генетические дефекты, приобретённые навыки использования функция одного из полушарий головного мозга, общий низкий уровень культурного развития в семье, социуме, целенаправленный процесс дебилизации личности. Хрематическое сознание отдельной личности может иметь разные причины. Хрематическое сознание общества является результатом целенаправленного процесса депривации аксиологических (высших духовно-нравственных ценностей и целей) и акмеологических (высоких эталонов поведения и самореализации) ценностей у больших социальных групп социума.

Хрематическое сознание - это мировоззренческая структура личности и соответствующая ей психическая познавательно-экспертная деятельность, которые обеспечивают целенаправленное отражение внешнего и внутреннего мира с функцией личного обогащения, и власти, исключая высокие духовно-нравственные ценности и смыслы в мыс-ледеятельности и жизнедеятельности индивида.

Термином хрематистика Аристотель («Политика», IV в.) назвал такое качество ведения хозяйственной деятельности, которое нацелено исключительно на обогащение, контроль, власть). Такому стилю мыследеятельности и поведения индивида

МИР

чЛг

соответствует его хрематическое сознание как мировоззренческая структура его личности. Оно организует познавательно-экспертную оценку окружения и событий жизнедеятельности индивида. Хрематическая плеонаксия (р!вопазтоз -греч. чрезмерное сосредоточение ) - психическая деформация сознания, выражающееся в чрезмерном увлечении, сосредоточение на деньгах и власти, делает индивида одержимым, зависимым. Деньги становятся его фетишем, и с их помощью индивидом можно управлять. Рассмотрим нейрофизиологические корни деформации естественного сознания личности.

2. Генетически детерминированный способ познания

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Мишель де Монтень

Обратимся к сути процесса познания. Семантика слова заключает в себе движение по знакам, от знака к знаку. Постижение сути знака - уразумение его смысла во внутреннем мире человека последовательно. Первый акт сознания - опознавание знака. Вторым актом является у-знавание. Третьим актом является со-знание, т.е. обнаружение присутствия знака в собственном внутреннем мире (опыте) индивида. Интегрирующим актом является понимание индивидом единовременного присутствия знака во внешнем и его внутреннем мире, т.е. его о-со-знание. Так процесс познания -сознания понимается как уразумение смыслов по знакам. В этом сложнейшем нейрофизиологическом процессе задействованы органы восприятия (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус) индивида. Только лично ощущаемая («прожитая») информация становится «моим» знанием, точнее со-мной пребывающим знанием - сознанием. Для физиологического обеспечения «проживания» информации природой предусмотрен этап сенсорного-моторного (чувственного) восприятия. Сенсорные системы - глаза, уши, кожа, нос, язык, являясь частями тела связаны нервными волокнами с центральной нервной системой и корой головного мозга образуют комплекс нейрофизиологических анализаторов [10]. Это блок № 1 - приёма и передачи информации, обслуживающий головной мозг человека (схема 2). Присущий от природы каждому человеку детектор собственной истины и лжи (умение чувствовать информацию) является базой для дальнейшей работы головного мозга.

Сенсорные сигналы на входе в мозг перекодируются в электроимпульсы и все последующие эта-

I сенсор- номо- II сим- воль- ный III логиче- ский IV лингви- стиче- ский V сенсор- но-ки- нестети- ческий VI архи- виро- вание

сохра- нение об- разных «свёр- ток» чув- ствен- но-логи- ческой инфор- мации

чув- ствен- ное вос- приятие об- разное «свер- тыва- ние» чув- ствен- ной инфор- мации дискур- сивно- логи- ческое осмыс- ление инфор- мации аккомодация информации в сознании через слово-образ чув- ствен- ная аккомодация информации в сознании через движение

Схема 1. Этапы восприятия и усвоения информации на основе операциональной концепции интеллекта Ж. Пиаже 1

пы работы с поступившей информацией скрыты внутри черепной коробки. Там расположены ещё 3 блока обработки информации (схема 2). Электрические импульсы попадают в системе «мозг» в энергетический блок (№ 2). Ретикулярная формация (сетчатая структура) является первым органом энергоблока на пути энергоимпульсов. Она играет роль батарейки: здесь аккумулируется энергия от всех органов восприятия. Именно ретикулярная формация в последующем распределяет энергию по всему мозгу. В энергоблоке есть и другие органы, функции которых совершаются благодаря считыванию качества и интенсивности энергий информационных импульсов: таламус распознаёт и отбрасывает вредоносные для системы сигналы. Это своеобразный контрольно-пропускной пункт мозга. Лимбический отдел «сортирует» и «запечатывает» информационные сигналы по качеству их эмоциональной энергии. Здесь происходит их закладка в долговременную память. Поясная извилина, содержащая на своих концах миндалину (парный орган) руководит распределением творческой энергии, а в случае её невостребованности, переключает эту энергию на оборону или нападение. Мозжечок руководит энергией движения. Так энергоблок связан с 6-ю слоями коры головного мозга и создаёт готовность к работе всего мозга.

Третий блок (№ 3) мозга - приёма и переработки информации (первичные, вторичные, третичные поля коры головного мозга) - обрабатывает поступившую информацию информирует аналоговые информационные свёртки - голографические аналоги воспринятой информации (мыслеобразы) [4]. Этап создания информационной символьной свёртки-аналога с чем-либо из его прежнего

1 Схема доработана. В научный оборот введено название V этапа (Н. Антоненко, М. Ульянова «Педагогика ноосферного развития» 2007 г.) и VI этапа (Н. Маслова «Ноосферное образование», 1999 г.)

опыта происходит почти мгновенно и человек начинает оперировать голографическим символом в дальнейших логико-смысловых аналоговых операциях на 3 - логическом и 4 - лингвистическом этапах познания (схема 1). На 5 этапе информация кинестетически закрепляется в клетках тела (человек при этом шагает, качается на стуле, совершает потягивания, стучит карандашом по столу, напевает, направляется «покурить» и др.). Этот процесс требует некоторого времени и завершается он нахождением места «проживания» новой информации в системе «мозг» (аккомодация голографического символа). Мы описали обычный путь мыслеобраза, который так получает прописку в человеческом биокомпьютере - головном мозге.

Четвёртый блок обработки информации - проектный. Он расположен в передних лобных долях головного мозга человека (схема 2). Его функции -нормировочная, контрольная (левое полушарие), перспективно-ориентировочная, проектная (правое полушарие). Здесь голографические аналоги информации - совершают кросс-коррелятивные операции с целью поиска требуемых индивиду решений. Именно здесь происходит сложный нейрофизиологический процесс мышления - корреляции и кросс-корреляции мыслеобразов с целью поиска смыслового решения на поставленный вопрос [4]. Генетически мозг организован для такого порядка прохождения информационной обработки у каждого человека без генетических и приобретённых отклонений: олигофреническое, шизоидное, маниакально-депрессивное, параноидальное и другие болезненные состояния). Это и есть генетически детерминированный способ познания. Он позволяет чрезвычайно эффективно, безошибочно решать жизненные, учебные, социальные, мировоззренческие задачи без потери собственной информации и истины.

3. Деформации мировоззрения нейрофизиологическими механизмами

«Привнесение информации является путём изменения сложных неравновесных систем» О.Л. Кузнецов

Генетически детерминированный путь познания как естественная последовательность приёма-обработки информации позволяет сформировать естественное целостное мышление человека и мировоззренческую структуру его сознания. Такой нейрофизиологический путь становления целост-

ного сознания является единственным для человека и имеет 3 обязательные составляющие:

1) последовательные этапы приёма-обработки информации;

2) включённость в нейрофизиологическую деятельность мозга 2-х его полушарий;

3) самоорганизацию индивидуальных голографических информационных мыслеобразов.

В каждой из этих составляющих кроются возможности деформаций сознания человека.

1. Этапы познания представлены на схеме 1. Нарушение последовательности, порядка обработки информации на этих этапах чревато деформациями всех последующих результатов процесса познания. Для убедительности восприятия этого материала невозможно не воспользоваться примером-аналогией с системой переваривания пищи. Может ли человек миновать этап приёма и первичной обработки пищи в ротовой полости, а затем в желудке и сразу приступить к усвоению полезных веществ? Но ведь именно этого требует сегодняшняя система образования от учеников и студентов, лишая их этапа сенсорной, символьной и кинестетической обработки в ходе познания. Рассмотрите схему 1. Мысленно отсеките сенсорный и символьный этапы обработки информации. Так практически отсекаются «ноги» у процесса познания в формирующемся сознании ребёнка. Отсеките мысленно кинестетический этап - не произойдёт усвоение информации через телесные реакции (не приобретутся двигательные навыки), не сформируется позиция «знаю и могу сделать», качественно отличающаяся от позиции «знаю, но не могу сделать» (отсекаются телесные опоры, «крепежи» информации) 1 Это происходит «незаметно» и «интеллигентно» в школе и вузе по причине нейрофизиологической неосведомлённости преподавателей, руководителей, родителей, учащихся. Мы утверждаем это на основе 35-летнего профессионального опыта работы в системе образования.

Методика преподавания - главный деформирующий инструмент педагогики. Зона его направленного воздействия - первичные этапы восприятия информации. Метод воздействия - депривация генетически обязательных сенсорного, символьного и кинестетического этапов эмоционально-чувственной обработки информации. Форма воздей-

1 Тело человека должно быть включённым в процесс не только восприятия и переработки, но и репрезентации учебной информации: тогда включается мозжечок (координатор действий тела), корковые и подкорковые центры управления движением. Активизируются и гармонизируются симпатическая и парасимпатическая системы, появляются эндорфины, снимаются телесные зажимы, человек чувствует себя комфортно, уверенно.

<МЬ

МИР

Схема 2. Генетически детерминированный способ познания (по А.Р. Лурия - Н.А. Давыдовской)

успеха (вызубрить, задолбить, обмануть, списать), власти над обстоятельствами, получения желаемого, во что бы то ни стало, в ряде случаев морального и материального поощрения за такие действия. Рождается детско-ученический и студенческий хрематизм. Получив положительные оценки за такой способ практически мыслить (решать проблему), молодой человек научается манипулировать, культивирует хрематическое мышление и укрепляет хрематическое сознание как способ успешного действия. Итак, изъятие естественных этапов восприятия и обработки информации является условием деформированного процесса познания. Это нейрофизиологическая депривация -лишение права личности на генетически детерминированный способ получения информации

- является самой распространённой деформацией сознания в его негативную форму - хре-матическое сознание человека.

ствия - регламентированное применение завуалированной под традиционную, но являющуюся деформирующей методики преподнесения информации. Это главный Троянский конь, который как подарок должен восприниматься жителями большого мирового города «школа - вуз - последипломное образование». У этого деформирующего инструмента педагогики есть свой защитный барьер - недопущение современной научной методики преподавания, опирающегося на генетически детерминированный способ познания, в школы и вузы. Речь идёт об отечественной научно-педагогической разработке - биологически адекватной телу и мозгу человека методике ноос-ферного образования (биоадекватная методика). К этому прибавляется требование «хорошей оценки», «успеваемости» в учёбе. Однако в этих условиях выполнение социального требования хорошо учиться, возможно, только для 3-5% учащихся. Это объясняется силой их генотипов и врождённым умением совершать операции сенсорного, символьного, кинестетического этапов познания даже вопреки применяемой методике. Остальные ученики обречены испытывать на себе скрытое противоречие: «должен понимать» вне естественных условий. Именно здесь кроется корень поиска социального

2. Вторая составляющая генетически детерминированного пути познания - включённость в нейрофизиологическую деятельность мозга обоих его полушарий. Это подразумевает полноценную нейрофизиологическую обработку информации в 3 блоке головного мозга (схема 2). Но деформации в нейрофизиологических процессах познания уже натворили бед: будучи лишённым сенсорно-моторного, символьного и кинестетического этапов восприятия информации (функции правого полушария), человек оказывается с остатками от воспринятой информации в левом полушарии головного мозга. Оно отвечает за логическую, аналитическую, лингвистическую, математическую деятельность человека и умение писать, читать, чертить, считать, говорить, находить части, иметь дело с логикой, частями и деталями (пазлами), ручной работой, запоминать слова, сюжеты, последовательности. Левое полушарие не работает с обобщением, синтезом, философией, смыслотворче-ством, другими видами творчества, интуицией, перспективной ориентацией, метапрограммированием, глобальным проектированием. Это высшие функции правого полушария. А высшие функции левого полушария - нормирование и контроль. Продолжая сравнение с физиоло-

гической системой пищеварения, изъятие правого полушария из обработки информации, можно сравнить с изъятием тонкой кишки, где происходит всасывание организмом полезных веществ. Тренируя функции левого полушария изо дня в день 10-15 лет учёбы, человечество по государственной программе целенаправленно тренирует хрематическое мышление молодого человека. Консервативные и специальные хрематические программы образовательных предметов (курсов), наполняющие левое полушарие мозга человека, - вот главный деформирующий инструмент педагогики и андрогоги-ки (обучение взрослых) на этом этапе познания. Зона его направленного воздействия - левое полушарие головного мозга. Метод воздействия - тренировка функций и навыков левого полушария. Форма воздействия - направленная «пазловая» информационная диверсия. Защитный барьер - недопущение современных научных программ и «священное» право вседозволенности секретных программ. Итак, изъятие правого полушария из процесса обработки информации является важнейшим условием деформированного процесса познания. Это нейрофизиологическая депривация естественного способа обработки информации является повсеместным приёмом деструкции естественного сознания и ведёт к хрематическому сознанию. Вторая часть деструктивной работы состоит в наполнении и поддержании исключительно левополушарного процесса мышления человека. Подавляющая часть научных теорий и социальных проектов намеренно исключает из поля своего рассмотрения деформирован-ность левополушарного мышления человека и его следствия: изначальное несовершенство в постановке задач, выборе целей, методов, средств, неумение учесть роль других уровней работы с информацией, кроме логического мышления.

3. Самоорганизация индивидуальных голографических мыслеобразов, их корреляция и кросс-корреляция - это завершающий нейрофизиологический процесс естественного пути познания, мышления, сознания человеком себя в Мире. Он проистекает в 4 программном блоке головного мозга. Именно здесь формируются решения, находятся ответы, создаются программы и планы жизнедеятельности человека. И всё это благодаря естественному мышлению, которое является единственно возможным ин-

струментом целостного процесса осознания Мира-Природы-Человека. Целостное сознание - это экспертно-аналитический процесс изучения совокупности смыслов голографических знаков-символов во внешнем мире природы, культуры, социума и внутреннем мире индивида при согласованной их обработке левым и правым полушариями головного мозга в системе генетически детерминированного способа познания. При этом индивид по своему желанию может пользоваться тем или иным пониманием знака-символа (смыслом). Такое параллельное сосуществование многих проекций смыслов в сознании человека мы называем целостным адекватным 1 сознанием. Целостный процесс познания-сознания происходит как нелинейный голографический процесс понимания совоку-пости смыслов явления и результат их ранжирования для разных уровней применения согласно специальным законам психики человека [4]. К примеру, в баснях И.А. Крылова: какую из них ни вспомни - везде есть знак многих смыслов! Вот «Лебедь, рак и щука». Смысл поиска гармонизации внутреннего мира личности так юмористично передан в образах лебедя, рака и щуки, что нет необходимости пояснения: эта басня адресована всем сразу: политикам и деловым людям, организаторам и подчинённым, семье и школе. Постижение скрытых за формой смыслов открывается человеку в разные периоды жизни. В мире же, который знаком индивиду, сущее становится знаком. То, что осознано, становится знакомо индивиду как личный опыт, а знак становится абстрактным напоминанием произошедшего в реальности, символом известного субъекту смысла. С этой позиции знание субъекта укладывается в символ, и эта абстракция для него становится наиболее конкретным истолкованием фактов. Так мы пришли к пониманию того, что знак отсылает человека к символу, который в мире сознания человека означает известный ему смысл. Мир является символьным лишь с позиций сознания. Для сознания символы играют роль клавиатуры рояля. Качество присутствующих символов и скрытых за ними смыслов во внутреннем мире человека оказывается принципиальной и жизненно важной реальностью: на каких клавишах играется мелодия жизни? Именно символы, ранее принятые во внутренний мир человека, играют роль ключей допуска к его сознанию, к его личным смыслам. В процессе мышления, т.е. кор-

1 Адекватность понимается как соответственное постановке вопроса отражение одного из многих смыслов.

МИР

чЛг

реляции (наложении голографических мысле-образов) происходит опознание, узнавание и принятие новых образов. Осуществляя познание, человек постоянно ищет смыслы и своё место в мире. Познавая мир, он пытается «вооружиться», обрести защиту на случай неопределённых и опасных ситуаций. Сознание выполняет экспертные функции, играет роль компаса, маяка. Этот взгляд соответствует принципу самоорганизации живых систем в синергетической парадигме Мира. Приведём пример. Как хорошо темперированный клавир, настроенный рояль или скрипка позволяют отчётливо различать все звуки гаммы, так и хорошо работающее естественное сознание человека позволяет различать его цели и идеалы, смыслы и выборы.

Рассмотрим обязательную гамму из 7 нот-идеалов личности, без которых его жизнь «рассыпается» как замок на песке. Под идеалами здорового естественного сознания человека мы понимаем его собственные наилучшие представления о здоровье и полноте жизни, творчестве, межличностных отношениях, социальной реализации, системе принципов, которым доверяет человек, собственном взгляде на мир (мировоззрение) и собственном высшем предназначении в Мире (высший потенциал личности). Каждая из этих 7 нот гаммы жизни человека является для него своеобразным маяком в океане мировой информации. Именно на этих нотах играет человек свою мелодию жизни. И хорошо, если у него были своевременно сформированы все 7 идеалов-маяков адекватно его природе. В случае отсутствия даже одного, мелодия жизни напоминает какофонию. В нейрофизиологическом процессе постоянно происходят корреляции и кросс-корреляци информационных мыслеобразов с личными идеалами - этими 7 нотами персональной гаммы человека. Это акты экспертной оценки новой информации или замысла на соответствие их генетическим планами жизни и возможностям личности. Согласно исследованиям автора голографической концепции работы мозга К. Прибрама [8] именно голографическая природа мыслеобразов даёт возможность всесторонней экспертизы и на её основе безошибочного выбора решения. Здесь в работе 4 блока головного мозга с голографическими мыслеобраза-ми, кроется, к сожалению, возможность подмены персональных идеальных символов на ложные для него идеалы. Это смысловая деформация состоит в подмене процесса самоорганизации мыслео-бразов идеалов на предложение и навязывание идеалов. Смачные и яркие герои с экранов, роликов, клипов, комиксов предлагают себя в качестве образца для подражания. Массированные атаки средств прессы, радио, кино-видеоиндустрии, поп-

культура, отсутствие доступа к подлинным источникам правдивой информации полностью блокируют возможность выхода из экономической, социально-политической, культурно-образовательной, душевно-духовной хрематистики. Американский биохимик Альберт Сен-Дьёрди считал мозг не органом мышления, а органом выживания. Мы помним, что лишённый чувственно-символьного этапа восприятия человек, не способен свои символы самостоятельно творить (самоорганизовываться), и он принимает то, что ему легко предлагают без личного смыслотворческого акта. При этом проектная функция его головного мозга подменяется её левополушарной частью - блоком нормирования и контроля. Человек воспринимает функцию нормирования и контроля в качестве смысла и цели жизнедеятельности. А это именно то, что так важно для хрематического сознания! Зона направленного воздействия на этом этапе - левая лобная доля головного мозга. Метод воздействия - подмена смыслов. Форма воздействия - информационные атаки и ложь. Защитный барьер - недопущение естественной самоорганизации мыслеобразов личности в результате информационной перегрузки и информационного прессинга. Итак, подмена позитивных смыслов и идеалов, запечатлённых в сознании человека в виде мыслеобразов и препятствие их самоорганизации (смыслотворчества) является важнейшим условием разрушения мировоззренческой системы личности. Нейрофизиологическая депривация естественных смыслов, целей и навязывание хрематических смыслов - вот суть структурно-качественной деформации естественного сознания и трансформация его в хрематиче-ское сознание человека.

Выводы

Выявлены 3 из 4-х блоков генетически детерминированного пути познания, подверженных нейрофизиологическим деформациям в ходе познания человеком Мира: блок восприятия, приёма и обработки информации, проектный блок. Указаны методы и формы деформирующих воздействий, которые приводят к деструкциям естественного процесса познания и структуры сознания личности, как результат, духовно-нравственной природы человека и мировоззрения единства Мира. Человек с деформированным сознанием никогда, сколько бы сил и средств ни вкладывали в «решение» этой проблемы, не может быть строителем устойчиво развивающегося общества.

Наше исследование, решая прямую задачу обнаружения нейрофизиологических корней хремати-ческого сознания человека, как нам представляется, показало сколь профессиональным, тонко и чутко должен быть организован процесс трансформации сознания человека и человечества в пе-

риод ноосферного перехода. К счастью, сознание подвергается изменениям в ходе всей жизни. Оно, словно «эо^-ргодгат» компьютера, может быть заменено. Эти изменения могут называться когнитивным развитием, перцептивным научением, ростом сознания, индивидуальным духовным развитием. Это строительство себя самого идёт всю жизнь. Именно об этом сказал гуманист А. Мас-лоу: «Самоактуализация - постоянный процесс развития своих потенциалов».

Гармоничный генетически детерминированный способ мышления - это уникальный естественный мост между миром и личностью человека, его душой, духом. Он подарен нам Природой, и хранить его необходимо в чистоте и святости, в удивлении и благоговении перед ним. С помощью этого божественного подарка мы постоянно самоорганизуемся. Но для этого он должен быть исправен. Только в первом случае он способен адекватно ставить цели и творить планы жизни. Согласно взглядам великого русского физиолога, лауреата Нобелевской премии И.П. Павлова, огромное значение имеет рефлекс цели здорового сознания человека: «Вся жизнь, все её улучшения, вся её культура делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели».

Глобальный кризис является функцией экстраверсии бездуховного хрематического сознания человека в пространство общества, природы, планеты, Космоса. Выход из этого кризиса сопряжён, прежде всего, с трансформацией качества сознания человека, а оно куётся в образовании [7]. Трансформации экономики, политики, социальной жизни общества являются вторичными. Это тот случай, когда от перестановки мест слагаемых принципиально меняется результат. Следует задуматься над известной физической формулой мощности совершаемой работы:

N = N + N

системы полезная затрат

Очевидно, что деятельность живой системы «человек» тем эффективнее и мощнее, чем меньше происходит потерь (затрат) мощности в её жизнедеятельности, мыследеятельности, труде. Развитие необходимо рассматривать [3] как повышение эффективности использования мощности ресурсов, прежде всего мировоззренческих, имеющихся в распоряжении человека и общества.

Литература

1. Антоненко Н.В. Периодическая система специальных законов психики человека. М.: Институт холодинамики, 2007. - 45 с.

2. Брайко Л.И. Периодическая система законов здоровьеразвития человека / Вторые между-нар. системономические чтения. Сб. докладов. Киев; Ялта: КАНОН, 2012. - С. 43-58.

3. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа - общество - человек: устойчивое развитие. Москва; Дубна, 2000. - 390 с.

4. Маслова Н.В. Периодическая система Всеобщих Законов Мира. М.: Институт холодинамики, 2005. - 184 с.

5. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов человеческого общества. М.: Институт холодинамики, 2006 - 291 с.

6. Маслова Н.В. Периодическая система Общих Законов познания/постижения. М.: Институт холодинамики, 2007 - 179 с.

7. Маслова Н.В. Ноосферное образование: пособие. Симферополь: Доля, 2012. - 296 с.

8. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.

- 425 с.

9. Ульянова М.В. Периодическая система Общих законов управления // Вторые междун. системономические чтения. Сб. докладов. Киев; Ялта: КАНОН, 2012. - С. 24-31.

10. Хомская Е.Д. Нейропсихология: 4-е изд. СПб.: Питер, 2005. - 496 с.

Маслова Н. В. - доктор психологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, председатель бюро отделения ноосферного образования РАЕН

Антоненко Н. В. - доктор психологических наук, советник РАЕН, сопредседатель бюро отделения ноосферного образования РАЕН

e-mail: [email protected]; [email protected] http://canon.crimea.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.