Научная статья на тему 'Естественнонаучный антисциентизм как кризис современной сциентистской системы'

Естественнонаучный антисциентизм как кризис современной сциентистской системы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИСЦИЕНТИЗМ / КРИЗИС / CRISIS / КОНФЛИКТ / CONFLICT / СИСТЕМНОСТЬ / SYSTEMATIC / ANTI-SCIENTISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шустова О.Б., Сидоров Г.Н.

В статье рассматриваются различные проявления антисциентизма в естественнонаучном знании. Показано, что главной причиной антисциентизма является конфликт человека с природой. Современное естествознание не укладывается в рамки позитивной науки, поэтому вынуждено прибегать к различным «ненаучным» доказательствам, выдаваемым за науку. В качестве причины кризиса современной науки выделено то, что она не обеспечивает потребностей общества в областях физического и духовного здоровья населения, предотвращение и ликвидация последствий природных катаклизмов, продление жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural science anti-scientism as the crisis of modern scientific system

The article discusses various manifestations of anti-scientism in the natural sciences. It is shown that the main cause of antiscientism is the conflict between man and nature. Modern science does not fit into the framework of positive science, so had to resort to a variety of «non-scientific» proofs issued for science. As the causes of the crisis of modern science there is highlighted the fact that it does not provide needs of society in the areas of physical and mental health, prevention and mitigation of natural disasters, the extension of human life.

Текст научной работы на тему «Естественнонаучный антисциентизм как кризис современной сциентистской системы»

УДК 141-044.372

О. Б. ШУСТОВА Г. Н. СИДОРОВ

Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина

Омский государственный педагогический университет

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ АНТИСЦИЕНТИЗМ КАК КРИЗИС СОВРЕМЕННОЙ

СЦИЕНТИСТСКОЙ СИСТЕМЫ_

В статье рассматриваются различные проявления антисциентизма в естественнонаучном знании. Показано, что главной причиной антисциентизма является конфликт человека с природой. Современное естествознание не укладывается в рамки позитивной науки, поэтому вынуждено прибегать к различным «ненаучным» доказательствам, выдаваемым за науку. В качестве причины кризиса современной науки выделено то, что она не обеспечивает потребностей общества в областях физического и духовного здоровья населения, предотвращение и ликвидация последствий природных катаклизмов, продление жизни человека.

Ключевые слова: антисциентизм, кризис, конфликт, системность.

Причиной любого конфликта является кризис внутри относительно устойчивой системы. Для человека и общества в целом характерен ряд постоянных конфликтов в различных сочетаниях: с природой, техникой, наукой, религией, государственной политикой, которые выступают на передний план в определенные исторические периоды.

Кризис современной сциентистской системы обусловлен, прежде всего, конфликтом в обществе. Главная проблема современной науки в том, что она не отвечает целиком и полностью потребностям общества. Если в классический период научной рациональности авторитет науки не подвергался сомнению, то в настоящее время он поддерживается зачастую искусственно. Сейчас понятие научности является, по словам Л. Витгенштейна, «понятием с нечеткими границами» [1, ^ 110], а точнее, неким идеализированным понятием, так как идеальный образ расходится с реально существующей наукой [2].

Вторая главная проблема заключается в том, что понятие рациональности до сих пор отождествляется с позитивной наукой, которая претендует на обладание единственно верной информацией. Это приводит к антисциентистским тенденциям прежде всего в естественных науках. «Современные исследования показывают, что, хотя в свое время естественные науки были взяты за образец и идеал научности (не только в самой науке, но и в философии), сегодня естественнонаучный идеал подвергается критике во многих направлениях философии, гуманитарных и социальных науках» [3]. Рационализм в естествознании выступает в роли двойственной истины, которая являет собой эмпирическое и теоретическое знание, в то время как в гуманитарном знании рационализм представ-

лен в основном теоретическим знанием. Теоретическое и эмпирическое знание имеют совершенно различные онтологии: мир мысленных идеальных конструктов в первом случае и мир эмпирических предметов, принципиально наблюдаемых во втором [4]. В настоящее время, как и в предыдущие века, в естественных науках преобладает эмпирическое знание, которое выступает своего рода тормозом, пытающимся заключить естествознание в прокрустово ложе протокольных предложений и «натуралистических объяснений». Однако, как показывает научно-исторический опыт, эмпирические законы способны не объяснить, а лишь зафиксировать факты окружающего нас мироздания [2].

Гуманитарное же знание, особенно в современном мире «вырывается из оков естественнонаучного познания и приобретает свои черты». К характеристикам гуманитарного знания относятся: ссылка на авторитет другого ученого, наличие большого числа исключений из общих правил, элементы иррациональности, что делает этот вид знания более гибким: вариативным и всеохватывающим. И хотя в гуманитарном знании тоже «есть место эксперименту», последний не играет ведущей роли [5]. Гуманитарные науки, в отличие от естественных, значительно реже претендовали на обладание истиной в последней инстанции; даже если такие факты и имели место, это было связано в основном с государственной политикой отдельных стран (марксизм в СССР). Поэтому антисциентический конфликт в гуманитарном знании куда менее заметен и ощутим, нежели в естествознании.

Естествознание, в частности, всегда трактовали как позитивную науку о мире таким, каким он является сам по себе. По этому поводу А. Бергсон рассуждал следующим образом: «На первый

взгляд может показаться благоразумным предоставить исследование фактов позитивной науке» [6, с. 199]. Далее он говорит о том, что позитивизм подходит к объектам с механистических позиций и пользуется одними и теми же принципами в изучении как неживого, так и живого вещества: «Научное познание и в самом деле могло возгордиться от того, что его утверждениям приписывали одинаковую ценность во всей области опыта» [6, с. 201, 203]. По мнению Бергсона, «законы находятся внутри фактов... Нельзя описать вид предмета без предварительного суждения о его истинной природе и его организации ... Цель философии — умозрение, то есть видение» [6, с. 201, 202]. В конечном итоге он приходит к выводу, что «нужно занимать по отношению к живому особую позицию и смотреть на него по-иному, чем позитивная наука» [6, с. 203]. Здесь явно прослеживается позиция натурфилософии, которая есть сочетание философской мысли с объективным взглядом натуралиста. Ф. Энгельс, не считая натурфилософию наукой, еще в XIX в. утверждал, что «натурфилософии пришел конец». С наступлением XXI в., вопреки надеждам Ф. Энгельса, натурфилософия не исчезла из биологии, но вполне успешно реализовала себя в метатеоретическом знании [7].

В философских учениях А. Бергсона, П. Тейяра де Шардена, В. И. Вернадского, Э. Гуссерля и других ученых и философов антисциентизм неизменно присутствует в разной степени. Так, например, Л. С. Берг рассматривает ландшафт как живой организм, играющий ведущую роль в видообразовании [8, с. 108, 110], что абсолютно не вписывалось в традиции классической научной рациональности. А. Бергсон считает, что «нужно применить насилие и актом воли вывести интеллект за его собственные пределы» [6, с. 199]. Тем самым он дает понять о необходимости пересмотреть строго натуралистические методы в отношении к живой природе. Э. Гуссерль в работе «Философия как строгая наука» также подвергает критике так называемый натурализм, переносящий методы исследования природы на область сознания, которая, по Гуссерлю, есть особая, отличающаяся от природы сфера реальности [9]. По мнению Э. Гуссерля, «когда мы переживаем отдельные внутренние восприятия или их группы и признаем их существующими, то имеем знания, но далеко не науку.

Наука, правда, имеет целью дать нам многообразие знания, но ясно, что требуется нечто большее, а именно систематическая связь в теоретическом смысле, и под этим разумеется обоснование знания и надлежащий порядок и связность в ходе этого обоснования» [10]. Тем самым Гуссерль хочет сказать, что внутреннее восприятие человеком данного факта или явления — это ещё не наука. Ведь «если реальный объект не взаимодействует с окружением, то он оказывается, в принципе, не наблюдаем, его всё равно что нет» [11]. И хотя немало ученых и философов подвергали сомнению абсолютизацию эмпирического знания, многие все же считают, что «на пути философской саморефлексии постижение тайн природы без этого знания невозможно — иначе изучение эмпирического материала истории науки не представляло бы особой ценности, что ставило бы под вопрос их собственный статус» [12]. Мы тоже полагаем, что эмпирическое знание необходимо с целью раскрытия законов природы, но объяснить их оно зачастую не в состоянии.

Начиная с конца XIX в. антисциентизм не преминул проявить себя в тех областях, где на протяжении двухсот лет отвоевывалось научное господство. Примером естественнонаучного антисциентизма может служить синтетическая теория эволюции, которую упорно пытаются вставить в рамки классической науки. Её приверженцы на протяжении многих десятилетий усиленно пытаются экстраполировать данные различных наук (морфологии, эмбриологии, палеонтологии, генетики) на процесс видообразования «по Дарвину». Все эти мнимые доказательства уходят корнями в мифологию [13]. Однако экстраполяция аналогии, в том случае если она проводится далее конкретного исследуемого признака, теряет всякий смысл, например проведение аналогии между естественным и искусственным отбором, а также между онтогенезом и филогенезом. В последнем случае, касающемся биогенетического закона, имеет место поспешное обобщение — распространенная ошибка индуктивистского подхода, который долго доминировал в естественных науках. Кроме того, сам термин «эволюция» неоднозначен, а точнее, имеет много смысловых значений: прогресс, видообразование, изменения во времени, появление новых признаков и т.д. То есть в данном случае множество значений либо подмена понятия равносильно отсутствию значения вообще.

Говоря об антисциентической некорректности терминологии по вопросу синтетической теории эволюции нельзя не упомянуть о так называемых «семантических доказательствах» этой теории, лежащих в основе семантической мифологизации. Так, если дарвинистам нужно было бездоказательно заявить, почему одни организмы несопоставимо отличаются от других, то это несуществующее явление называлось выдуманным термином «аромор-фоз», а для объяснения закладывания в организме необъяснимых эволюцией органов образовывалось слово «архаллаксис». Если скорость эволюции дарвинистам надо было считать обычной, они изобретали термин «горотелия», если ускоренной — «та-хителия», а то и вообще «квантовая эволюция» [7]. Достаточно семантически обозначить несуществующее явление, и оно начнет «существовать». Таким образом, формируются явно «ненаучные доказательства», выдаваемые тем не менее за науку.

Примером экологического антисциентизма [14] является труд В. И. Вернадского о ноосфере. На наш взгляд, Вернадский очень научно обосновал свое учение о «биосфере» [15]. Вопреки «классической науке», упорно проводящей линию возникновения живого из неживого, В. И. Вернадский строит свою теорию на положении о том, что жизнь появилась на Земле не единично, а сразу в массовом эффекте в виде биоценозов [16].

Это практически полностью соответствует метафизике Ветхого Завета, повествующей о единовременном появлении биотопов и биоценозов в третий «день» творения [17, Быт. 1, ст. 9—13]. Учение о биосфере всеми учеными рассматривается как научное. Но во взгляды В. И. Вернадского о происхождении биосферы научное сообщество, как правило, не вникает. Что касается учения В. И. Вернадского о ноосфере, то оно является утопией, поскольку надеяться на формирование «сферы разума» в настоящее время нельзя и таковую можно представить себе лишь гипотетически [15]. Также можно отметить, что любой антисциентизм, независимо от природы возникновения, базируется на вере [18].

Подводя итог вышеизложенному, мы можем сделать вывод, что в естествознании антисциентизм проявляет себя в самых различных формах, как естественных, исходящих ещё со времен Античности (натурфилософия), так и мнимых научных (синтетическая теория эволюции), а также утопических теориях (учение о ноосфере). Таким образом, в основе естественнонаучного антисциентизма лежит конфликт человека и природы, причем человек вступает в конфликт как со второй природой, созданной им самим, так и с первой — «первозданной» природой. За природным конфликтом, по нашему мнению, следует социальный конфликт [19]. А в результате — кризис науки, как не оправдавшей доверия в ряде областей: обеспечения физического и духовного здоровья населения, предотвращение и ликвидация последствий природных катаклизмов, продление жизни человека и многих других явлений.

Библиографический список

1. Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Философские работы. — М. : Гнозис, 1994. — Ч. 1. - С. 110-111.

2. Шустова, О. Б. О критериях научности в эмпирическом и теоретическом знании [Электронный ресурс] / О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 465. — Режим доступа : http://www.science-education.ru/108-8881 (дата обращения: 17.04.2013).

3. Розин, В. М. Типы и структура «нормальных» научных работ / В. М. Розин // Философия науки. — М. : ИФ РАН, 2004. — Вып. 10. — С. 69 — 85.

4. Лебедев, С. А. Философия науки / С. А. Лебедев. — М. : Акад. проект, 2006. — С. 149.

5. Николина, Н. В. Эпистемы в теории гуманитарного знания / Н. В. Николина // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2015. — № 1 (135). — С. 85 — 87.

6. Бергсон, А. Творческая эволюция / А. Бергсон. — М. : Канон-Пресс-Ц., 2001. — 380 с.

7. Шустова, О. Б. Натурфилософские подходы в биологии как проявление метатеоретического знания / О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров // Вестник Омского университета. — 2011. — № 3 (61). — С. 71 — 75.

8. Берг, Л. С. Труды по теории эволюции / Л. С. Берг. — Л., М. : Наука, 1977. — С. 108, 110.

9. Ненашев, М. И. Антропный принцип и проблема наблюдателя / М. И. Ненашев // Вопросы философии. — 2012. — № 4. — С. 64 — 74.

10. Карпин, В. А. Философско-методологический анализ теории патологического процесса / В. А. Карпин // Философ-ско-методологический анализ теории патологического процесса. — Новосибирск : Дефис. Сиб. отд. РАН, 2005. — 135 с.

11. Разумов, В. И. К новой парадигме закона / В. И. Разумов,

B. П. Сизиков // Вестник Омского университета. — 2012. — № 2. — С. 213 — 219.

12. Зотов, А. Ф. Научная рациональность: история, современность, перспективы / А. Ф. Зотов // Вопросы философии. — 2011. — № 5. — С. 3 — 17.

13. Шустова, О. Б. Синтетическая теория эволюции как мифология ХХ в. / О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров // Вестник Омского университета. — 2009. — № 3. — С. 71—75.

14. Денисов, С. Ф. История и философия науки. В 3 ч. Ч. 3 /

C. Ф. Денисов. — Омск : ОмГПУ, 2014. — С. 122.

15. Сидоров, Г. Н. Биосферный и ноосферный подходы в рамках научной рациональности / Г. Н. Сидоров, О. Б. Шустова, Д. Г. Сидорова // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2015. — № 1 (135), — С. 72 — 74.

16. Шустова, О. Б. Эволюционизм и креационизм: наука или философия? моногр. / О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров. — Омск : ОмГАУ, 2009. — 200 с.

17. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Заветов. — М. : Московская патриархия, 1979. — Быт. гл. 1, ст. 9 — 13.

18. Шустова, О. Б. Философская категория веры в научном познании / О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров // Вестник Омского университета, 2014. — № 1 (71) — С. 28 — 30.

19. Шустова, О. Б. Человек как системообразующий фактор научного познания / О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. — 2015. — № 1 (135). — С. 82 — 84.

ШУСТОВА Ольга Борисовна, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры философии, истории, экономической теории и права Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина.

СИДОРОВ Геннадий Николаевич, доктор биологических наук, профессор (Россия), профессор кафедры биологии и биологического образования Омского государственного педагогического университета; главный научный сотрудник Омского научно-исследовательского института природно-очаго-вых инфекций.

Адрес для переписки: g.n.sidorov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.06.2015 г. © О. Б. Шустова, Г. Н. Сидоров

Книжная полка

Рид, Томас. Философия здравого смысла / Томас Рид ; пер. М. Абрамов, И. Мюрберг. - М. : Канон + Реабилитация, 2014. - 640 с. - ISBN 978-5-88373-384-9.

Содержащийся в настоящем издании перевод книги Т. Рида «Исследование о человеческом духе на основе здравого смысла» на русский язык осуществлен с издания The Works of Thomas Reid. ed. Hamilton (London-Edinburgh. V. I., 1868) M. A. Абрамовым при участии И. И. Мюрберг. Перевод сверен с подлинником и отредактирован А. Л. Субботиным. В корпус примечаний включены практически все подстрочные примечания к тексту издателя У. Гамильтона и примечания переводчика М. Абрамова. Издание содержит в качестве приложений «Диссертацию о здравом смысле» У. Гамильтона в переводе М. А. Абрамова (приложение 1) и воспоминания Д. Стюарта «Рассказ о жизни и творчестве Томаса Рида, доктора богословия» в переводе И. И. Мюрберг (приложение 2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.