УДК 7.017.4
Shalimova L.A. NATURALSCIENTIFIC UNDERSTANDING OF COLOR IN THE WORK OF SCIENTISTS. The
article discusses: the natural-scientific works of scientists, researchers, physicists, psychologists in the field of study of color. The study of the phenomenon of color is defined as the proposed «world of objects» and the study of certain areas of science, containing information functions, highlighting the status of the psychophysical perception of color itself.
Key words: color, color, percept, emotion, motive, detectors, physiology, modification, semantics.
Л.А. Шалимова, канд. филос. наук, доц. каф. гуманитарных наук филиала Российского гос. социального университета, г. Дедовск, E-mail: [email protected]
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЦВЕТЕ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ
В статье рассматриваются естественнонаучные труды ученых, исследователей, физиков, психологов в изучаемой области цвета. Исследование цветового феномена определяется как в предлагаемом «мире предметов», так и исследовании областей определенных наук, содержащих информационные функции, для подчеркивания психофизического статуса восприятия цвета.
Ключевые слова: цвет, цветность, перцепт, эмоции, мотив, детекторы, физиология., модификация, семантика.
Опытно-экспериментальная работа, относительно естественнонаучных представлений в области восприятия цвета и влияния его на человека, проводилась во все исторические формации. Однин из последних энциклопедических умов современности К.Г. Юнг, резюмируя свои наблюдения над подсознанием человека в работе «Проблемы души нашего времени» констатировал: «<....> в наименьшей степени поддается изучению то, что насквозь пронизывает человеческое существо и дает о себе знать каждое мгновение. К такого рода реальности относится и эмоциональный компонент в восприятии цвета» [1, с. 327].
В природе нет окрашенных объектов и нет ни одного оттенка, не вызывающего эмоционального отклика. Однако этот факт редко доходит до нашего сознания. Еще в меньшей степени это способно стать сознательным переживанием цвета как неотъемлемого и поэтому одного из важнейших компонентов нашего существования.
Мы живем не только в цветном, но и предметном мире, и эта «предметность» для человека важнее, чем «цветность». Эта данность проявляется в том, что мы видим не просто цвета, а окрашенные в цвета предметы. Каждый человек самой жизнью поставлен перед необходимостью манипулировать предметами (вещами) и лишь единицы (художники) - цветами (колоритом). «Каждый нормальный человек способен представить себе хотя бы некоторые цвета «сами по себе», т.е. не привязанные к какой-либо окрашенной поверхности. А это значит, что такой человек обладает идеей цвета в исконном смысле этого слова», - продолжает подчеркивать К. Юнг [2, с. 127]. При этом, сама идея подразумевает визуализацию идеального объекта, что напрямую означает видение мысли и этимологически соотносится с понятием образ. Позвольте заметить, что не всегда мир цвета неравнозначен «миру предметов», ввиду того что он не может быть описан по тем же законам.
Вместе с тем мир цвета для нас, современных людей, отнюдь не менее важен, чем остальной мир, потому, что сам цвет доступен восприятию зрением только в форме цветных плоскостей различной яркости. В этом направлении работал выдающейся исследователь, совершивший небольшой экскурс в эволюцию области цвета - В. Тернер. Он утверждал, что цветовое зрение людей является одним из видовых признаков человека и с уверенностью констатировал: десятки миллионов лет назад глаз будущего человека подвергался формирующему воздействию солнечного света в направлении сегодняшнего состояния. «Миллионы лет, все живущие на Земле видели мир цветным»- объяснял ученый на примере своей работы «Цветовая классификация в ритуалах Ндембу» [3, с. 71].
Экспериментальное и теоретическое изучение цветового зрения длится не первое столетие, что подтверждается многими учеными. Эта проблема штурмуется и со стороны физиологии зрения, и со стороны психофизики, отражение которой находятся в работах многих ученых, что отмечается в научных работах многих соотечественников. В этой связи выявлено, что в анналах академической науки накоплены поистине бесценные
фундаментальные знания, которые распространяются на строение не только цветового анализатора, но и его закономерностях о природе возникновения цветового ощущения. Данное предположение подтверждается и в трудах А. Устинова, например, в статье «К вопросу о семантике цвета в эргономике и дизайне» [4]. В этом случае, можно диагностировать некую зависимость: с самых ранних истоков культуры человек учился использовать цвет наряду с другими явлениями окружающей его природы. Ранние способы его использования были связаны с символической функцией различных цветов. По мнению В. Гете, выраженному в работе «Борьба за реалистическое мировоззрение», поясняется: «<...> в первую очередь это касается использования красного, белого и черного цвета в пещерной росписи, в ритуальной раскраске тел при погребальных обрядах. Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности» [5, с. 33-34]. Параллельно цвет использовался и в целях создания комфортной среды обитания, окраски одежды.
Перечень применения цвета можно продолжать долго, но достаточно вспомнить об искусстве как «высшей природе», по определению Гете. Опираясь на достижения в области изучения цвета, достоин осознания и тот факт, что цвет несет в себе нечто такое, что ставит его в особенные отношения с его же внутренним содержанием. Само влияние цвета на душевное состояние индивидуума является не единственным его качеством. Цвет есть не только атрибут дневного зрения, но и атрибут душевной организации, выступающей наряду с эмоциями, мотивами и мышлением. Кроме того, чем бы ни был цвет в природе, человеческому сознанию он является как образ и как представление, много раз отрицаемые механически-материалисти-ческим подходом к изучению его цветового воздействия. Данное представление отражается в работах Г. Бергмана, положенных на основу мнения физика Т. Куна, активно отрицающего объективность цветовых переживаний. При этом активно используются понятия, заимствованные из области философии. Во-первых, они необходимы для характеристики взаимоотношений духовного и реального миров, в трудах Г. Бергмана и Т. Куна. Во-вторых, для того, чтобы объяснить изучение экстенсивного развития знания «о картине мира и цвета». В-третьих, - объективности ради, как подтверждают Бергман и Кун «<...> объективна только та действительность, что существует независимо от человеческого сознания» [6, с. 290].
Анализируя результаты любого изучения или исследования, той или иной проблемы требуется и корректность её измерения, представляющиеся интересно обозначенной в научных изысках многих ученых, их разнообразной интерпретации и умозаключениях по факту изучения природы цвета. При этом многие исследования означают, что не следует быть приверженным ранее высказанным различным парадигмам («образам мира»), а задача любого исследования состоит в углублении понимания мира, природы цветности и его воздействия на все живое, которое не укладывается в рамки однообразного объяснения. Опыт
многих научных работ, посвященных проблеме цвета, приводит к выводу об объективности или субъективности самого предмета восприятия цвета. В этой связи, не один ученый не высказался о границе между ними, как в «объективном», так и «субъективном», что лежит, или находится на плоскости восприятия цвета. Не разрешена и следующая проблема, положенная в отношении критериев цвета, явно определяющих, к какому из двух главных подходов отнести ту или иную концепцию, активно выдвигаемую многими поколениями: философов и ученых, физиков и математиков, художников и психологов и т.д. Многие современные исследования ученых, направленные на изучение самого процесса возникновения ощущения цвета, определяют данный аспект следующим образом. По их мнению, цвет есть сложная смесь предпосылок для восприятия цветных лучей; он есть сам источник или отражающий предмет поверхности, не достигший рецепторов цветового зрения, т.е. сетчатки (колбочки), а значит цвета, как такового не существует; сетчатка глаза избирательно чувствительна (к синей, зеленой, желто-красной) частям спектра; при существовании «палочковой» системы рецепторов, совместно с колбочками, их реагирующая на освещенность часть обеспечивает человеку сумеречное зрение.
В этих условиях, любой процесс возникновения цветовых ощущений принято разделять на несколько уровней:
- первый уровень - определяется в изложении работы «Трехкомпонентная теория Юнга-Гельмгольца», объясняющая необходимость данной теории раскрывающейся в следующем: «<....> при достаточности триады основных цветов (красного, синего, зеленого), столь необходимых для получения видимого спектра путем аддактивного смешения» [7, с. 59]. На основе этой теории выведена основа технологии получения цвета в кинескопе Ч. Подхема и Ж.Сондерса, на уровне совместной работы «Восприятие света и цвета» [8];
- второй уровень - предполагается от «первичных детекторов» сетчатки глаза, передающегося при его возбуждении на группу «градуальных нейронов», составляющих данный детекторный уровень. В настоящее время существует три вида этого уровня: красно-зеленый, сине-желтый, черно-белый (яркостный), хотя и существует обоснованное мнение, что их должно быть не менее четырех. Это связано с выявлением структурного процесса цветоразличения не только анализатором яркости, но и так называемым «униполярным, тёмного механизма», выявляемого наличием анализатора «белизны», что соответствует ощущению насыщенности цветового тона и на этом уровне укладывается в «теорию оппонентности» Э. Геринга. Его теория основывается на существовании уже не трех, а четырех основных цветов: красного, зеленого, желтого, синего, остающихся неизменным по цветовому тону, при различных стимуальных условиях, субъективно выделяемых большинством людей в качестве главных элементов цветовой гаммы. На основании первой части этой теории Геринга и была разработана современная «Натуральная цветовая система» [9];
- третий уровень - рассматривается при дальнейшей обработке информации в цветовом анализаторе и предполагает процесс сличения раздражителя с «узкополостным эталоном», позволяющим идентифицировать мелкие цветовые поля на фоне крупных. На данном уровне вносится целенаправленное утверждение, разработанное Г. Тонквистом в работе «Аспекты цвета». Автор пишет: «<...> существуют следующие гипотезы о дублировании всего множества селективных детекторов цвета нейронами образной памяти, о которых следует напоминать, при детальной разработке определенным механизмом цветового восприятия» [10, с. 3].
В этой связи, доказуемая практика однозначно свидетельствует о том, что все цветовые системы, основанные на феноменах восприятия цвета, более практичны, чем те, которые основаны на представлении о частотах видимого цвета и распределения физической энергии. Сама «Система естественного цвета» с 1979 г. была принята в качестве Шведского стандарта, представленной в системе Э. Гросмана С1Е на основе его методов колориметрии, ставших основанным сводом правил. Оппонируя Э. Гросману, В. Демидов в своей работе «Как мы видим то, что видим» констатирует следующее: «Данная система помогает выработать логическим путем и нужную систему обозначений для любого цветового восприятия независимо от вызывающего его физического стимула. Следовательно, в гипотезе «О разложимости света» и в сведении их до недоказуемости, поставлен восклицательный знак, сформулированный в рамках теории обозначенных предпосылок. Все психологические фак-
ты не позволяют до конца объяснить феноменологию цвета с реакцией на частоту спектрального излучения» [11, с. 39].
Интересным считается мнение Е. Соколова и А. Вартанова в статье «Как мы видим то, что видим», предлагающих две функции цветовых характеристик: энергетическую и информационную. Потому что, цветовое зрение рассматривается и характеризуется «тремя основными классами» феноменов: смешением цветов, чувствительностью, различиями между цветами или «порогами различия [12]. Несколько иначе, в поисках ответа на данную проблематику смотрит современный ученый П. Гацден-ко в своей книге «Эволюция понятии науки». По его авторитетному мнению, «Под цветовым зрением, фактически необходимо понимать способность к цветоразличению, а не создание цветовых образов, которые фактически в нем и присутствуют. Это поясняет физика и психофизиология, а не психология, занимающая главенствующее положение в естественнонаучном подходе к изучению восприятия цвета» [13, с. 241].
В этой связи, согласно положения С.С. Стивенсона в «Экспериментальной психологии», определяется и сам предмет психофизики, представляющий изучение функциональных отношений между физическим и психическим состоянием человека, понимаемыми как «закономерный ответ организма на цвет» [14].
В данном направлении, рассматриваемых отношений, интерес представляют работы выдающегося ученого Р. Ивенса, чьё мнение лежит в плоскости обсуждаемого подхода, но разделяющего науку и цвет. По его мнению, это « происходит как необоснованное сужение понятия от «психологии» до «психофизики» [15, с. 112]. Он убежден, что все качественные характеристики по восприятию цвета растворились в количественных характеристиках. Доказательством его правомерности служит пример качественности зеленого цвета по сравнению с красным, потому что, эти два цвета находятся в непрерывном континууме частот, (длин волн спектра), пояснял автор свою обоснованность.
Причиной существующей до сих пор путаницы является навязывание психологией чуждого ей представления об «объективном». «Объективность» в классической физике - это «то, во что не вмешивается человеческая субъективность». «Объективность» психологии - это «существующее независимое состояние от воли субъекта (причем неважно, внутри или вовне). Цвет не исчезает из мира, если кто-либо зажмуривает глаза» [1б]. Именно таким образом была постулирована Ньютоном онтологическая предпосылка, относительно природы цвета и света существующая в физике, будучи некритично воспринята психологией, служит тормозом к принятию цвета в качестве собственного психологического объекта. Парадоксальным образом это связано как раз с тем, что за цветом не признается его объективное существование вне воспринимающего его субъекта. Однобокость суждений на сей счет, вскрывает огромную часть исследовательских работ, ориентированных на стимулы. Например, Геринг сформулировал свой постулат в работе «Теория противоположных цветов», в которой он объяснил, следующие составляющие цвета. По его мнению, чтобы в уме воспроизвелся любой цвет с определенной точностью «<...> прежде всего, нужно не обращать внимания на причины и условия его возникновения. Для систематизации цветов, единственное, что имеет значение, - это сам цвет. Ни качественные, ни количественные, ни физические свойства излучения не будут относиться к делу» [17, с. 112].
Из представленных мнений и их предположений, о естественно-научных разработках, посвященных его «Величеству Цвету», многими учеными, можно подвести небольшой итог о том, что цвет не является физическим объектом, из которого исходят световые лучи, а отражается или передаются в направлении глаза. Цвет - это не физический пигмент, в который красится объект, и не вещество, из которого он сделан. Цвет - это то, что мы видим и можем описать с помощью свойств, которые мы в нем видим. Представляя доказательную базу квинтэссенции или «пятой сущности и элемента» по Аристотелю, на уровне цитаты, полностью раскрывающей доказательную основу научного трактата в «Теории противоположных цветов» Г. Тонк-виста, утверждающего, что « <...> всех нас интересует не цвет-стимул, а цвет-перцепт. Цвет, существующий в восприятии человека в виде предметного образа, который отличается от сенсорного рядом качеств.» [18, с. 147]. В последующей научной работе «Аспекты цвета. Что они значат и как они могут быть использованы» Г. Тонквист поучал, раскрывая проблемы цвета в психологии, особо подчеркивая, что данный подход, в отличие от «стимульного», создал принципиально новые возможности
для исследования эмоциональной компоненты восприятия цвета. Именно Г. Тонквист, поставил цвет в один ряд с параметрами светлоты, насыщенности и цветового тона. В изучении данной области цвета утвердились такие ученые как: Л.Т. Троланд, Е.Т. Шехтелл, РД. Норманн. Их мнения, обоснованно сошлись в том, что перенос акцента, или переход от «субъективного ощущения» к атрибуции цвета объективного мира, происходит закономерно, как только в поле рассмотрения исследователя попадает эмоциональный компонент в его восприятии. Одновременно цвет начинает рассматриваться не просто как ощущаемый, но и как влияющий на человеческое поведение, при этом обозначается модифицирующий психофизический статус, для становления «фундаментальной психологической категории»: значения, поведения и эмоции.
Таким образом, цвет переносится в сферу психического опыта и переживания. Многие ученые, на этот счет, предполагают, что ограниченность собственного опыта упирается в ограниченность собственного метода: «Я знаю, что цвета вызывают эмоции, но, пока я не смогу, это знание операционализи-ровать, я не считаю его научным» [19, с. 95], заявили о своем мнении Ч. Измайлов и Н. Волков в работе «Взаимосвязь между эмоциями и цветом».
Как отмечалось ранее, на познание объективной реальности претендует не только физика, но и психология, о чем обоснованно подчеркивается в работе группы английских ученых Тро-ланда, Шехтела, Норманна «Потребность определения цвета». «Перенос любых физических моделей на психологию, не только не делает её более «научной» в смысле объективности, но и как выясняется, может исказить представления об изучаемом объекте» [20, с. 186].
В данном определении цветовой возможности, внутренне все выглядит достаточно противоречиво, поскольку пытается совместить два различных способа о предмете. В одном случае: сам цвет неизбежно начинает рассматриваться всем присущим, не только по отношению к восприятию, но и к самой природе, её свойству «быть объективным» (т.е. существовать независимо от нашего желания, которое должно быть перенесено в область переживания и чувства). Этим определением утверждаются определенные стороны реальности на сегодняшний день, которые не могут быть измерены с помощью физических приборов, но существуют благодаря, а не вопреки органам восприятия у человека. На таких позициях стоит каждый, кто заявляет, о том, что он воспринимает некоторые вещи не «глазом», а «душой». Именно этому и вторит афоризм Гете: «Каждый верно увиденный предмет рождает в нас новый орган восприятия» [21, с. 207]. В этом случаи речь идет о некоторых (объективных) переживаниях и чувствах, связанных с восприятием цвета. Не позволительно думать, что речь идет об экстрасенсорных восприятиях, о которых ни кто не берется судить. После столь интересного и значительного экскурса, необходимо вывести ряд определений, о том, что существует более чем одно официально признанное определение цвета, среди всего бушующего многообразия, которые поражают своей объективностью. В настоящее время существует несколько точек зрения, относительно цвета и связанных с ним подходов к его изучению.
- Первая точка зрения принадлежит И. Ньютону. По его мнению, все цвета содержатся в свете и являются субъективными знаками различных частот спектра;
- кроме этих невидимых частот цвету в мире ничто не соответствует. Значит, изучать цвет следует, основываясь на анализе распределения его, но только в роли индикаторов различных участков спектра по интенсивности энергетического потока. Более того необходимо последовательно придерживаться этой методологии и колориметрии, главным образом исследуя так называемый «стимул».
- Вторая точка зрения в определении цвета выражена и принадлежит Герингу. По его мнению, сам цветовой образ (перцепт) несет в себе достаточно информации для его изучения, поэтому нет необходимости в ньютоновских гипотезах о возникновении цвета. Эта методология исключает из рассмотрения законы распределения энергии излучения цвета самой по себе, сосредоточившись на исследовании психологических параметров цветового восприятия. В этом случае можно избежать суждений о том, чему соответствует цветовой образ в окружающем мире и какое основное внимание приковано к исследованию «перцепта».
- Третья точка зрения, близкая к предыдущей и принадлежит к позитивистски ориентированным исследователям, дающим определение цвета через операциональные понятия:
«Цвет - это не просто то, что человек называет цветом и на что реагирует, как на цвет». Отличие здесь в том, что многие авторы не только избегают высказываний о естественной причине цветовых образов, а научной истиной считают только утверждения, проверяемые экспериментальными процедурами, что ограничивает проникновение в мир переживаний, связанных с восприятием цвета.
- Четвертая точка зрения рассматривает цвет как самостоятельную психологическую категорию и основывается на фактах: поведенческих, физиологических и психологических реакциях человека на цвет, что требует относить цвет к явлениям объективной реальности. Как и в двух предыдущих случаях. Определенного ответа на вопрос, чему соответствует цветовой образ в окружающем мире, в этом случае не дается.
Таким образом, на основании рассмотренных точек зрения на цвет, можно заключить, что: цвет означает онтологизирование как феномен субъективного мира; цвет стремится объединить следствие и причину, являясь естественнонаучным аспектом; цвет в представлении Ньютона, о его естественных причинах возникновения и цветового ощущения, по-прежнему следует рассматривать как гипотезу, не получившую экспериментального подтверждения. Ее корреляты лежат в мифологии или наивной установке наблюдателя, а методологическая слабость заключается в одностороннем и упрощенном рассмотрении «взаимодействия» как «разложения» на элементы, соответствующие ньютоновской парадигме. Гипотезы авторов, ссылающихся на физиологию, психологию, психофизику, являются предпосылкой теоретических построений, а не результатов опыта. На вопрос о соответствии цвета и эмоций, перечисленные подходы отвечают по-разному. В ньютоновском (механическом) подходе сама постановка этого вопроса некорректна, потому что он не занимается «субъективными», с его точки зрения, феноменами;
подход, ориентирующийся вслед за Герингом на исследование «перцепта», допускает исследование эмоциональной составляющей цветового восприятия наряду с другими психологическими параметрами цвета: светлотой, насыщенность и тоном; позитивно ориентированный подход к исследованию цвета ограничен средствами собственной методологии, не допускающей оперирование неоперационализируемыми понятиями, такими как субъективный опыт; определение цвета как атрибут внешнего мира, полностью признает его эмоциональность, в чем он и совпадает с рассматривающей его точкой зрения как «пер-цепт»; следующий вывод заключается в том, что известные подходы еще очень далеки от понимания феномена связи цвета и эмоций, а в лучшем случае остаются на уровне констатации факта, а в худшем, страдают отсутствием методологических предпосылок для его исследования в других областях жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека; неудовлетворительно и то, что только начинается его исследование в психологии, как науке по определению цвета, с его психологическим содержанием, заимствованным у физиков, физиологов, приобретенных для изучения и применения в разнообразных древних учениях о цвете, в том числе и эзотерических; все изложенное и высказанное говорит о том, что психология еще не до конца определила Цвет в качестве своего изучаемого объекта, в его движении от субъекта к объекту и наоборот (т.е. его социальном изначалии).
Анализируя результаты научных работ, полученные путем изучения существа цветовой составляющей в жизни человека, необходимо объединить данное разнообразие мнений в научно-практическом изучении теоретической части существующей проблематики, чтобы принять, приумножить и взять «на вооружение», для более глубокого использования цветовой динамики в социальной жизни людей.
В заключительной части статьи, можно с уверенностью констатировать, что развитие изучения огромного поля великого разнообразия научно-представленных предпосылок, трактовок, относительно цветовой парадигмы, является необходимым условием изучения цвета и его особенностей. Полезно и приятно осознавать, что на всех представленных уровнях познания о нем, избранное направление является весьма перспективным и актуальным, несмотря на то, что в данной области исследования существовало и продолжает существовать поисковое начало, для более состоятельного и современного научного исследования на обозримый период времени. Представленное исследование, разрешается в обзорной динамике «цветовой эволюции», что способствует практическому освоению разнообразных цветовых аспектов, направленных на развитие прямого и активного участия цвета в жизни человека. Дальнейшее изучение цвето-
вых реалий, способствует укреплению базового понятия воздей- турологических, эстетических, психологических особенностей,
ствия и применения его, не только в социальной и психологи- проявляющих себя не только в лабораторных условиях, но и на
ческой конструкции всего современного общества, но и его куль- уровне современных научно-технологических реалий.
Библиографический список
1. Юнг, К.Г. Проблема души нашего времени. - М., 1975.
2. Jung, C.G. Memoreis. Dreames. Reflections. - N. Y., 1963.
3. Тернер, В. Цветовая классификация в ритуалах Ндембу: проблема невербальной классификации // В. Тернер. Символ и ритуал. -
М., 1983.
4. Устинов, А.Г. К вопросу о семантике цвета в эргономике и дизайне // Дизайн знаковых систем: психолого-семиотические проблемы: труды ВНИИТЭ. - М., 1984.
5. Гете, И.В. Борьба за реалистическое мировоззрение. - СПб., 1920.
6. Философский словарь. - М., 2003.
7. Подхем, Ч. Восприятие света и цвета / Ч. Подхем, Ж. Сондерс. - М., 1978.
9. Геринг, Э. Теория противоположных цветов. - Берлин, 1900.
10. Тонквист, Г.С. Аспекты цвета / В.О. Лихтенштадт. Борьба за реалистическое мировоззрение. - СПб., 1920.
11. Демидов, В.И. Как мы видим то, что видим. - М., 1987.
12. Соколов, Е.Н. К исследованию семантического цветового пространства / Е.Н. Соколов, А.В. Вартанов // Психол. журнал. - 1987. -№ 2. - Т 8.
13. Гацденко, П.П. Эволюция понятия науки. - М., 1980.
14. Стивенс, С.С. Экспериментальная психология. - М., 1960. - Т. 1.
15. Ивенс, РМ. Введение в теорию цвета. - М., 1994.
16. Философия / под.ред. Г. Шишкоффа. - М., 2003.
17. Геринг, Э. Теория противоположных цветов. - Берлин, 1900.
18. Тонквист, Г. Аспекты цвета. Что они значат и как они могут быть использованы. // Проблема цвета в психологии. - М., 1993.
19. Измайлов, Ч.А. Взаимосвязь между эмоциями и цветом / Ч.А. Измайлов, Н.Н. Волков. - М., 1983.
20. Троланд, Л.Т. Потребность определения цвета / Л.Т. Троланд, Л.Т. Шехтел, Е.Г. Норманн. - М., 1956.
21. Гете, И.В. Учение о цветах. - Петербург, 1920.
22. Корж, Н.Н. Красный цвет: существует ли он? / Н.Н. Корж, Т.А. Ребеко // Проблема цвета в психологии. - М., 1993.
23. Корж, Н.Н. Трудно ли запомнить цвет? / Н.Н. Корж, Е.А. Лупенко, О.В. Сафуанова // Проблема цвета в психологии. - М., 1993.
24. Лихтенштадт, В.О. Гете: Борьба за реалистическое мировоззрение. - СПб., 1920.
25. Сафуанова, О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994.
Bibliography
1. Yung, K.G. Problema dushi nashego vremeni. - M., 1975.
2. Jung, C.G. Memoreis. Dreames. Reflections. - N. Y., 1963.
3. Terner, V. Cvetovaya klassifikaciya v ritualakh Ndembu: problema neverbaljnoyj klassifikacii // V. Terner. Simvol i ritual. - M., 1983.
4. Ustinov, A.G. K voprosu o semantike cveta v ehrgonomike i dizayjne // Dizayjn znakovihkh sistem: psikhologo-semioticheskie problemih: trudih VNIITEh. - M., 1984.
5. Gete, I.V. Borjba za realisticheskoe mirovozzrenie. - SPb., 1920.
6. Filosofskiyj slovarj. - M., 2003.
7. Podkhem, Ch. Vospriyatie sveta i cveta / Ch. Podkhem, Zh. Sonders. - M., 1978.
9. Gering, Eh. Teoriya protivopolozhnihkh cvetov. - Berlin, 1900.
10. Tonkvist, G.S. Aspektih cveta / V.O. Likhtenshtadt. Borjba za realisticheskoe mirovozzrenie. - SPb., 1920.
11. Demidov, V.I. Kak mih vidim to, chto vidim. - M., 1987.
12. Sokolov, E.N. K issledovaniyu semanticheskogo cvetovogo prostranstva / E.N. Sokolov, A.V. Vartanov // Psikhol. zhurnal. - 1987. - № 2. - T 8.
13. Gacdenko, P.P. Ehvolyuciya ponyatiya nauki. - M., 1980.
14. Stivens, S.S. Ehksperimentaljnaya psikhologiya. - M., 1960. - T. 1.
15. Ivens, R.M. Vvedenie v teoriyu cveta. - M., 1994.
16. Filosofiya / pod.red. G. Shishkoffa. - M., 2003.
17. Gering, Eh. Teoriya protivopolozhnihkh cvetov. - Berlin, 1900.
18. Tonkvist, G. Aspektih cveta. Chto oni znachat i kak oni mogut bihtj ispoljzovanih. // Problema cveta v psikhologii. - M., 1993.
19. Izmayjlov, Ch.A. Vzaimosvyazj mezhdu ehmociyami i cvetom / Ch.A. Izmayjlov, N.N. Volkov. - M., 1983.
20. Troland, L.T. Potrebnostj opredeleniya cveta / L.T. Troland, L.T. Shekhtel, E.G. Normann. - M., 1956.
21. Gete, I.V. Uchenie o cvetakh. - Peterburg, 1920.
22. Korzh, N.N. Krasnihyj cvet: suthestvuet li on? / N.N. Korzh, T.A. Rebeko // Problema cveta v psikhologii. - M., 1993.
23. Korzh, N.N. Trudno li zapomnitj cvet? / N.N. Korzh, E.A. Lupenko, O.V. Safuanova // Problema cveta v psikhologii. - M., 1993.
24. Likhtenshtadt, V.O. Gete: Borjba za realisticheskoe mirovozzrenie. - SPb., 1920.
25. Safuanova, O.V. Formih reprezentacii cveta v subjhektivnom opihte: dis. ... kand. psikhol. nauk. - M., 1994.
Статья поступила в редакцию 08.10.13
УДК 20(09)(57)+390(47=57)
Khomushku O.M. RELIGIOUS TRADITIONS OF THE PEOPLES OF THE SAYAN-ALTAI AS A FACTOR OF FORMATION OF ETHNO-ECOLOGICAL CULTURE. In this work the religious ideas of the Sayan-Altai, affecting their иtnoиkologiиeskuы culture. An analysis of a complex system of traditional syncretic religion, cults and rituals of the peoples of the region.
Key words: religious traditions, иtnoиkologiиeskaв culture, syncretism, the picture of the world.
О.М. Хомушку, д-р филос. наук, проректор по научной работе и международным связям Тувинского гос. университета, г. Кызыл, Е-mail: [email protected]
РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ САЯНО-АЛТАЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В работе рассматриваются религиозные представления народов Саяно-Алтая, оказавших влияние на их этноэкологическую культуру. Дается анализ сложной синкретической системы традиционных религиозных воззрений, культов и обрядов народов данного региона.
Ключевые слова: религиозные традиции, этноэкологическая культура, синкретизм, картина мира.