Научная статья на тему 'Естественное возобновление берёзы повислой (Betula pendula Roth) и берёзы пушистой (B. pubescens Ehrh. ) на техногенных ландшафтах'

Естественное возобновление берёзы повислой (Betula pendula Roth) и берёзы пушистой (B. pubescens Ehrh. ) на техногенных ландшафтах Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
288
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕССТВЕННОЕ ВОЗОБНОВЛЕНИЕ / ТЕХНОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / BETULA PENDULA / BETULA PUBESCENS / NATURAL RESTORATION / TECHNOGENIC LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Калашникова Ирина Викторовна, Мигалина Светлана Валентиновна

Особенности морфогенеза древесных видов в условиях техногенных ландшафтов изучались на основе анализа структуры фитомассы двух видов берёз (Betula pubescens Ehrh. и B. pendula Roth) на золоотвале Рефтинской ГРЭС. Дана сравнительная оценка морфометрических и продукционных параметров данных видов берёз при произрастании на зольном субстрате и в одновозрастных лесных ценозах. Показаны видовые различия в структуре фитомассы. Сделан вывод о том, что на данной возрастной стадии рост и развитие берёз определяются эдафическими условиями, экологическими свойствами видов и уровнем конкурентной нагрузки в насаждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Калашникова Ирина Викторовна, Мигалина Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL WHITE BIRCH (BETULA PENDULA ROTH) AND COMMON BIRCH (BETULA PUBESCENS EHRH.) REGENERATION ON TECHNOGENIC LANDSCAPES

Specific features of tree species under the conditions of technogenic landscapes have been studied on the basis of phytomass structure analysis of the two birch species (Betula pubescens Ehrh. and Betula pendula Roth) found on the ash grounds of Reftinskaya GRES (hydroelectric power station). Morphometric and production parameters of the above birch species growing on the ash substrate and in forest cenoses of the same age have been compared. Specific differences of the phytomass structure are described. It is concluded that at the given age period the birch growth and development are to be determined by edaphic conditions, ecological properties of the birch species and the level of competition load in the plantation.

Текст научной работы на тему «Естественное возобновление берёзы повислой (Betula pendula Roth) и берёзы пушистой (B. pubescens Ehrh. ) на техногенных ландшафтах»

Естественное возобновление берёзы повислой

(Betula pendula Roth) и берёзы пушистой

(B. pubescens Ehrh.) на техногенных ландшафтах

И.В. Калашникова, м.н.с., С.В. Мигалина, к.б.н., Ботанический сад УрО РАН

Изучение особенностей морфогенеза древесных видов в ходе естественного зарастания техногенных ландшафтов имеет существенное значение при создании устойчивых дендроценозов на техногенных ландшафтах. Важными параметрами, отражающими адаптивные изменения древесных видов, являются особенности формирования фитомассы.

Экологическая пластичность B. pendula и B. pubescens в сочетании с высокой семенной продуктивностью и эдификаторными свойствами позволяют этим видам достаточно успешно заселять промышленные отвалы, в том числе золо-отвалы ТЭС. При этом адаптивные механизмы, реализуемые берёзами в условиях золоотвалов, изучены недостаточно.

Цель данной работы заключалась в изучении адаптивных реакций B. pendula и B.pubescens к техногенному стрессу на основе анализа формирования фитомассы при естественном возобновлении данных видов на зольном субстрате.

Материал и методы исследований. Исследования проводили в естественных насаждениях на золоотвале № 1 и прилегающих к нему территориях, подверженных кислотно-щелочному типу загрязнения со стороны Рефтинской ГРЭС (в Свердловской области).

Анализ химических, гранулометрических и водно-физических характеристик показал, что золошлаковые отходы (ЗШО) на 60—90% состоят из алюмосиликатов, на 75% — из фракций песка и пыли (зола), а также характеризуются повышенным количеством микроэлементов. Преобладание в составе ЗШО пылевых и мелких фракций и низкое содержание MgO и CaO (не более 3—5%) обусловливает рыхлость зольного субстрата и процессы дефляции с поверхности золоотвала. Специфика ЗШО РГРЭС заключается в сильнощелочной реакции среды (рН до 9,6), слабой теплопроводности в сочетании с резкими суточными колебаниями температуры субстрата на поверхности и глубине, высокой водо- и воздухопроницаемости. Сложность гидрологического режима золоотвала связана с сильным перегревом и пересыханием по-

верхностного слоя отвала и образованием на определённой глубине водоупорных слоёв [1]. Золошлаки РГРЭС нетоксичны, практически не содержат азот (0,5 мг/100 г) и органическое вещество, отличаются низким количеством калия (3,4 мг/100 г) и повышенным содержанием фосфора (16,7 мг/100 г) [1].

Сбор материала осуществляли на временных пробных площадях (ВПП), заложенных в естественных дендроценозах на «чистой» золе и в лесных насаждениях на дерново-подзолистых почвах (контроль). С учётом возраста и распределения деревьев по таксационным признакам на каждой ВПП формировали систематическую выборку модельных деревьев (18—25 шт. каждого вида с ВПП), у которых определяли морфометрические показатели: диаметр и высоту ствола; диаметр и протяжённость кроны; параметры фитомассы по фракциям: массу ствола, ветвей, листвы, отмерших ветвей, скелетных корней и тонких корней. Корневые системы изучали методом полной и сегментативной раскопки.

Возраст модельных деревьев составлял 12—15 лет. Оценку агрохимического фона ВПП проводили на основе определения рН (водный), подвижного фосфора и калия, легкогидролизуемого азота. Достоверность статистических различий между выборками устанавливали по критерию Манна-Уитни.

Результаты и их обсуждение. Известно, что численность, ростовые и продукционные параметры деревьев контролируются экологическими и фитоценотическими факторами среды и зависят от эколого-биологических свойств древесных видов [2]. Кроме того, в условиях технозёмов структурные и продукционные показатели деревьев и древостоев в значительной степени определяются эдафическими условиями [3].

Агрохимическая оценка ВПП показала, что за период, прошедший с момента консервации золоотвала, под естественными древостоями на «чистой» золе сформировалась лесная подстилка и хорошо разложившийся гумусовый горизонт,

который является источником доступного азота (табл. 1). В золе общее содержание доступного азота осталось очень низким (0,5—0,6 мг/100 г золы), количество подвижного калия — в 2—6 раз меньше, а содержание фосфора сопоставимо с дерново-подзолистыми почвами. В процессе фильтрации атмосферных осадков, жизнедеятельности растений и микроорганизмов реакция золы изменилась от сильнощелочной до слабощелочной.

На основе таксационной характеристики древостоя, распределения деревьев по ступеням толщины, а также относительных параметров стволов и крон нами было показано, что в контроле у обоих видов берёз под воздействием высокой конкурентной нагрузки наблюдалось ослабление радиальных приростов, усиление роста в высоту, а также формирование наиболее компактных крон. На зольном субстрате конкурентная нагрузка за свет была ниже, а определяющее влияние на изменение морфометрических параметров деревьев, по нашему мнению, оказало низкое содержание элементов минерального питания и особенности гидрологии золы. Вследствие этого у одновозрастных деревьев B. pendula и B. pubescens наблюдалось уменьшение радиального прироста ствола, при этом формирование хорошо развитых крон с более высокими значениями ширины и относительной протяжённости [4].

Сравнение видов показало, что в условиях «чистой» золы B. pubescens характеризовалась более высокими значениями относительной высоты ствола и относительной протяжённости кроны, чем B. pendula. Данный факт мы связываем с различиями в экологических свойствах исследованных видов берёз. B. pubescens более требовательная к водно-минеральному режиму субстрата, испытывает больший стресс в сложных гидрологических условиях золы. Более протяжённая крона, позволяющая полнее перехватывать свет, проникающий в глубину полога, отражает большую теневыносливость B. pubescens по сравнению с B. pendula [4].

1. Агрохимические показатели пробных площадей (ВПП)

ВПП Горизонт (толщина), см рН среды (водный) Содержание подвижных форм элементов питания (мг/100 г)

N P2O5 K2O

Ао (0-3) 6,6 - - -

Контроль А! (3-20) 6,7 7,3 26,0 20,1

(дерново-подзолистая В! (20-40) 6,6 4,5 13,2 21,8

почва) В2 (40-70) 6,4 1,1 3,5 10,9

ВС (70-90) 5,9 - 0,6 9,4

Естественные А0 (0-3) 6,1 - - -

дендроценозы гумусовый горизонт (3-4) 6,3 6,1 9,4 18,2

на золоотвале зола (4-20) 7,5 0,5 8,6 3,1

(зола) зола (20-40) 8,1 0,6 11,1 2,8

Зола* 9,5 0,5 16,7 3,4

Примечание: * — зола до начала формирования растительных сообществ

Анализ общей структуры фитомассы в относительных величинах на разных ВПП показал, что оба вида в условиях зольного субстрата характеризуются более высокими значениями доли кроны (в том числе листвы и ветвей) и тонких корней и значительно более низкими величинами доли стволовой древесины по сравнению с контролем. Кроме того, в условиях зольного субстрата для B. pubescens отмечена более высокая доля фитомассы, приходящейся на корневую систему, и заметно меньшая доля надземной фитомассы по сравнению с деревьями на лесных почвах. У B. pendula не обнаружено значимых различий в распределении фитомассы на надземную и подземную части в зависимости от условий роста (рис. 1).

Ранее было показано, что увеличение относительной массы корневой системы растений, в том числе фракции тонких корней, является адаптивным механизмом, направленным на повышение устойчивости к действию техногенного фактора и росту в условиях технозёмов [5].

Кроме того, в более жёстких условиях роста у древесных видов отмечено возрастание долевого участия ассимилирующих органов при одновременном сокращении доли стволовой древесины. Такое изменение структуры фитомассы рассматривается как результат перестройки обменных процессов организма в направлении поддержания активности фотосинтезирующих органов за счёт уменьшения прироста древесины и является общей защитной реакцией растений [6].

Сравнение видов на ВПП показало, что B. pendula имела более высокую долю надземной

части вследствие высокого вклада стволовой древесины, а B. pubescens характеризовалась большей долей корневой системы (табл. 2). Данные изменения отражают свойства видов. Ранее было показано, что на начальных этапах онтогенеза центром оттока ассимилятов у B. pendula является ствол [7], а B. pubescens уже в первые годы жизни формирует более мощную корневую систему по сравнению B. pendula [8], что может быть связано с проявлением стресс-толерантных свойств данного вида.

Характер перераспределения общей фитомассы между подземной и надземной частями дерева с увеличением диаметра ствола у обоих видов был одинаков: на золоотвале увеличивается доля надземной части, а в контроле — доля корневой системы при одновременном уменьшении доли ствола (рис. 2).

Мы полагаем, что снижение доли ствола при сохранении доли листвы и тонких корней в условиях жёсткой конкуренции может являться компенсаторной реакцией на изменение баланса между формированием надземной и подземной частей дерева.

Таким образом, полученные нами результаты позволяют заключить, что на данной возрастной стадии основными факторами, определяющими морфометрические и продукционные параметры B. pendula и B. pubescens, являются экологические свойства видов, эдафические условия местопроизрастания и уровень конкурентной нагрузки. При этом изучаемые виды реализуют как сходные, так и различные приспособительные реакции.

„«0,1.6% 16’0% 0’8% А

11,0%’

6,8%

63,8%

1,3% 17'5%

17,2%

14,1%

1,4%

В

48,5%

2,2% 215%*1

11,5°%,

6,6%

0,9%

18,5%

12,8%

□ ствол

□ ветви

1,3%

56,9%

23,3%

Г

2,3%

42,2%

I листва

I отмершие ветви

скелетные корни н тонкие корни

Рис. 1 - Структура фитомассы B. pendula (А, В) и B. pubescens (Б, Г) в абсолютно сухом состоянии на разных ВПП: контроль (А, Б) и зольный субстрат (В, Г). Подписи данных отражают долю фракций (%) в общей фитомассе дерева. Жирным шрифтом выделены фракции, достоверно отличающиеся на разных ВПП в пределах одного вида (р<0,0001; **р<0,05)

е

ÍO

4 IO !* § M к tsT

5 s

(D S

0 1 2 3 4 5 6 7

B 9

диаметр ствола, см

0123456789

Рис. 2 - Соотношения надземной и подземной частей фитомассы деревьев B. pendula (о) и B. pubescens (•) в зависимости от диаметра ствола на разных ВПП:

1 - зольный субстрат; 2 - контроль. Коэффициенты корреляции достоверны при: ** - р<0,01; *** - р<0,001

2. Межвидовые различия в структуре фитомассы B. pendula и B. pubescens при совместном произрастании на ВПП

Фракция фитомассы Различия между видами

контроль зольный субстрат

Ствол *** **

Крона: н.д. н.д

листва н.д н.д

ветви н.д н.д

Отмершие ветви н.д н.д

Корневая система: *** **

тонкие корни *** **

скелетные корни *** **

Примечание: сравнения приведены для относительных показателей (доли фракций от общей фитомассы дерева); ** - р<0,001; *** - р<0,0001; н.д. - различия не достоверны

Адаптируясь к сложному водному режиму и недостатку питательных элементов зольного субстрата, B. péndula и B. pubescens формируют хорошо развитые кроны и увеличивают долевое участие тонких корней и ассимилирующих органов при одновременном уменьшении радиального прироста и сокращении доли древесины стволов. Формирование у B. pubescens высокой относительной доли корневой системы и более протяжённой кроны является отражением более высоких требований данного вида к водноминеральному режиму и его устойчивости к экологическому стрессу. У B. pendula увеличение доли надземной фитомассы за счёт высокого вклада стволовой древесины, а также более высокие средние значения диаметра и высоты

ствола отражают высокие конкурентные свойства, присущие данному виду.

На наш взгляд, данные изменения являются адаптивными реакциями изученных видов, направленными на развитие мощного поглощающего аппарата, поддержание активности фотосинтезирующих органов и устойчивого роста в условиях техногенного стресса.

Литература

1. Махнёв А.К. Экологические основы и методы биологической рекультивации золоотвалов тепловых электростанций на Урале. Екатеринбург: УрО РАН, 2002. 356 с.

2. Бузыкин А. И. Естественное изреживание разногустотных молодняков в экспериментальных посадках сосны // Хвойные бореальной зоны. XXV. 2008. № 3-4. С. 244-249.

3. Масюк А.Н. Особенности формирования корневой системы робинии лжеакации в разных лесорастительных условиях, созданных на рекультивированных землях // Грунтознавство. 2009. Т. 10. № 1-2. С. 65-70.

4. Калашникова И.В. Габитуальные и морфологические параметры берёз в условиях золошлакоотвалов тепловых электростанций // Структурные и функциональные отклонения от нормального роста и развития растений под воздействием факторов среды: матер. междунар. конф. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2011. С. 104-107.

5. Ярмишко В.Т. Влияние техногенного загрязнения на тонкие корни Pinus sylvestris L. // Проблемы современной дендрологии: матер. междунар. конф. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2009. С. 785-789.

6. Мартынюк А.А. Особенности формирования надземной фитомассы сосновых молодняков в условиях техногенного загрязнения // Лесоведение. 2008. № 1. С. 39-45.

7. Галибина Н.А., Софронова И.Н. Биохимические и структурные особенности растений рода Betula L. на начальных этапах онтогенеза // Структурные и функциональные отклонения от нормального роста и развития растений под воздействием факторов среды: матер. междунар. конф. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2011. С. 84-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Николаева Н.Н., Лери М.М. Структурная организация однолетних сеянцев берёзы // Структурные и функциональные отклонения от нормального роста и развития растений под воздействием факторов среды: матер. междунар. конф. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2011. С. 220-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.