Научная статья на тему 'ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО КАК ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА ПОЗИТИВНОГО ПРАВА'

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО КАК ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА ПОЗИТИВНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CIVIL COMMUNITY / RULE-OF-LAW STATE / NATURAL LAW / VALUES OF LAW / LEGAL LAWS / RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIVIDUAL / LEGAL STATUS OF THE INDIVIDUAL / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / ЦЕННОСТИ ПРАВА / ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Працко Геннадий Святославович

В статье выявляются особенности обретения позитивным правом ценностных качеств в условиях развития правовой государственности. При этом обосновывается первостепенная роль естественного права, трансформирующего свои идеи и требования в регулятивный потенциал позитивного права, что и придает последнему ценностное содержание, приближает его к интересам и потребностям членов гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL LAW AS A VALUABLE IDENTITY POSITIVE LAW

The article reveals the peculiarities of gaining value by positive law in the context of the development of legal statehood. At the same time, the primary role of natural law is substantiated, transforming its ideas and requirements into the regulatory potential of the positive law, which gives the latter a valuable content and draws it nearer interests and needs of members of civil society.

Текст научной работы на тему «ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО КАК ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА ПОЗИТИВНОГО ПРАВА»

УДК 340.131.4 ББК 67.0

Працко Геннадий Святославович Pratsko Gennady Svyatoslavovich

профессор кафедры «Коммерческое и предпринимательское право» Донского государственного технического университета; профессор кафедры теории и истории права и государства Российского государственного университета правосудия; профессор кафедры «Теории государства и права» Ростовского государственного университета путей сообщения доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор.

Professor, the Department of Commercial and Business Law, the Don State Technical University; Professor,

the Department of Theory and History of State and Law, the Russian Academy of Justice; Professor, the Department

of Theory of State and Law, the Rostov State Transport University, Doctor of Philosophy, Doctor of Law, Professor.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО КАК ЦЕННОСТНАЯ ПРИРОДА ПОЗИТИВНОГО ПРАВА

Natural law as a valuable identity positive law

В статье выявляются особенности обретения позитивным правом ценностных качеств в условиях развития правовой государственности. При этом обосновывается первостепенная роль естественного права, трансформирующего свои идеи и требования в регулятивный потенциал позитивного права, что и придает последнему ценностное содержание, приближает его к интересам и потребностям членов гражданского общества.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, естественное право, позитивное право, ценности права, правовые законы, права и свободы личности, правовой статус личности.

В условиях становления и функционирования гражданского общества и правового государства объектом особого внимания членов общества, каждой личности становится система действующего (позитивного) права. Она призвана содержать в себе всю совокупность тех законов и юридических норм, которые направлены на регулирование и охрану тех общественных отношений, от которых зависит качество повседневной жизнедеятельности человека, его приближенность к параметрам достойного существования. Право «на социальном уровне воспринимается как форма добра, как необходимое, естественное, значимое условие жизни общества» [6, с. 208-209].

Личность как субъект права весьма критически оценивает сущность и социальное назначение действующей системы права, делает выводы относительно ее сильных, позитивных сторон, служащих ее интересам, и обращает внимание на те механизмы законодательства,

The article reveals the peculiarities of gaining value by positive law in the context of the development of legal statehood. At the same time, the primary role of natural law is substantiated, transforming its ideas and requirements into the regulatory potential of the positive law, which gives the latter a valuable content and draws it nearer interests and needs of members of civil society.

Keywords: civil community, rule-of-law state, natural law, values of law, legal laws, rights and freedoms of the individual, legal status of the individual.

которые могут тормозить и ограничивать поведенческие акции, касающиеся реализации соответствующих прав и свобод, конкретных жизненных устремлений. Несомненным становится вывод, что вне «нормального права и здорового правосознания не может сложиться и здоровое общество, здоровое государство» [6, с. 211].

В конечном счете прямо или опосредованно возникает вопрос о ценностном содержании системы действующего (позитивного) права, творцом которого выступают властные структуры, действующие в соответствии со своей волей, целями, социальной направленностью. В этом свете важно, чтобы правовые установки властных структур в значительной степени пересекались с жизненными интересами и потребностями значительной части членов общества. Только та система права выполняет миссию существенной социальной силы общества, становится но-

ПРАВОПОНИМАНИЕ И ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА

сителем социальной энергии и обладает способностью обеспечивать требуемый порядок в системе общественных отношений, которая естественным образом обретает ценностные качества [1, с. 161].

Весомым фактором, сближающим волевые устремления государственных и муниципальных властных структур и жизненные притязания членов общества, является сугубо ценностная сущность системы действующего законодательства, которая и призвана обслуживать жизненные интересы человека. Институты гражданского общества в процессе сотрудничества и взаимосвязи с развивающимся правовым государством призваны инициировать эффективное преобразование системы позитивного права, воспринимать, признавать, поощрять все те правовые конструкции и новеллы, которые привносят ценностное содержание в систему действующего законодательства и тем самым обусловливают благоприятные условия для полноценной жизнедеятельности членов общества. В связи с этим возникает существенный вопрос о ценностной природе позитивного права, о приближении его мощного потенциала к повседневным потребностям каждой личности, которая должна видеть в праве поддержку, опору, а не противодействие своим жизненным устремлениям.

Мыслители прошлого и настоящего исходят из того кардинального положения, что над действующим (позитивным) правом довлеют идеи естественного права, которые и могут привносить ценностный потенциал в систему действующего законодательства, если этому не будут противостоять государственно-властные структуры. Над положительным правом стоит вечное право природы [4, с. 93]. Поэтому и ценностную природу позитивного права можно усматривать в первую очередь именно в естественном праве.

Уяснение сущности, ценностной природы права как особого общественного явления может быть основано на выявлении природы человека во всех проявлениях [9, с. 27]. Приоритетное отношение к жизнедеятельности человека - миссия естественного права, которое рассматривает объектом своего воздействия именно человека со всеми его приоритетными жизненными устремлениями.

Естественное право «предписывает, чтобы каждое отдельное лицо пользовалось внешней

свободой в тех пределах, в каких это требуется добром» [8, с. 69]. Добро для личности усматривается в первую очередь в ее достойном во всех отношениях положении. Это тот главный ценностный компонент, который привносит (должно привносить) естественное право в систему действующего позитивного права. Поступательное движение позитивного права к добру (к ценностному содержанию) возможно лишь на мощной базе естественного права.

По сравнению с позитивным правом естественное право имеет приоритет в плане приближения его идей и принципов к интересам и потребностям личности, а это означает, что наличие ценностей в позитивном праве - состояние, производное от естественного права. Природа естественного права заключается в природе существования самого человека, его благоприятной жизнедеятельности. Из этого логично вытекает вывод, что ценностное содержание позитивного права аккумулируется и инициируется естественным правом, поэтому и природу ценностей в позитивном праве следует искать в естественном праве, которое и представляет собой непреходящую ценность.

Однако привнесение ценностей естественного права в систему действующего позитивного права не следует понимать примитивно и упрощенно. Быть или не быть ценностям естественного права в позитивном праве в решающей степени зависит от сущности, воли, целевой направленности государства и его властных структур. Именно по этой причине не следует преувеличивать роль естественного права, силу его воздействия на позитивное право и систему действующего законодательства.

Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что в рамках философии права речь не всегда идет о прямом воздействии естественного права на юридическую защиту человека посредством средств позитивного права. Роль естественного права нередко усматривалась только в своеобразном спасении души человека, а это «могло вести и фактически вело к девальвации права» [3, с. 101]. Лишь в условиях формирования гражданского общества и правового государства постепенно созревают благоприятные условия для восприятия правовой действительностью ценностей естественного права в их максимальном объеме. Это обусловлено тем, что с этих позиций

выступает и значительная часть членов общества, которая заинтересована в обеспечении и охране естественных и неотчуждаемых прав и свобод каждой личности, что и представляет высшую правовую ценность.

Общество всегда заинтересовано во внедрении ценностей естественного права в ведущие сферы жизнедеятельности людей, включая систему действующего законодательства, а государство в силу разного рода причин может противиться этому процессу и тем самым ущемлять социальный и правовой статус личности, посягать на ее интересы, права и свободы. В итоге тормозится проникновение ценностей естественного права в систему позитивного права, не развивается ее ценностная основа.

При отсутствии приоритетных ценностей в позитивном праве утрачивается вера значительной части членов общества в силу и справедливость права как общественного феномена. Разочарование в праве может ослаблять мотивацию субъектами права предсказуемого и стабильного правомерного поведения. Следствием этого может быть деформация основ усиления правовой законности и укрепления правового порядка в важнейших сферах жизнедеятельности общества и личности.

Главный ценностный компонент, который призвано трансформировать естественное право в систему позитивного права, состоит в том, чтобы все действующие законы и юридические нормы в целом служили личности, отстаивали ее жизненные интересы и потребности, права и свободы, предохраняли от произвола и беззакония. Высшая форма внедрения ценностей естественного права в потенциал позитивного права заключается в воспроизводстве необходимых правовых законов, которые, как и само естественное право, адресованы интересам и потребностям каждой личности.

Разумеется, члены общества в целом не интересуются теоретическими особенностями соотношения ценностей естественного и позитивного права, но практически, на уровне своего правосознания и правовой культуры, осмысливают и анализируют воздействие права как мощного общественного явления на различные стороны своей жизнедеятельности и делают выводы относительно позитивных и негативных аспектов этого воздействия. В итоге, пусть и незримо, делается умозаключение

о наличии или отсутствии ценностных компонентов в действующей системе права. Это не может не стать достоянием общественного мнения и не оказать влияния на властные структуры, включая правотворческие органы, поощряющие либо отвергающие процесс внедрения правовых законов в систему действующего законодательства.

В соотношении потенциалов естественного и позитивного права приоритет остается за естественным правом, поскольку оно всегда является средоточием непреходящих правовых ценностей, а позитивное право может лишь в определенной мере воспринимать эти ценности либо полностью их отвергать. Но в реальной правовой действительности баланс или диспропорции в системе правовых ценностей практически подмечаются членами общества на примере состояния их прав и свобод, их социального и правового статуса.

Компетентные властные структуры не могут произвольно игнорировать внедрение ценностей естественного права в систему действующего законодательства, если стремятся наладить гармонию в отношениях общества и государства, личности и должностного лица. Успех правовой эффективности как главного звена правовой жизни общества самым непосредственным образом связан с наличием или отсутствием тех ценностей, которые привносит естественное право в систему позитивного права.

Значимо добиться такого состояния общественной и частной жизни, при котором позитивное право, действующее законодательство при их формировании и реализации были всецело открыты для трансформации и внедрения в свой потенциал идей и принципов естественного права, привносящих в регулятивные и охранительные юридические механизмы те ценности, которые обусловливают достойное существование практически каждого человека. Важно, чтобы такая теоретическая постановка проблемы стала достоянием правовой практики.

Естественное право - набор требований, которые обусловлены самой натуральной природой общества, объективными условиями жизнедеятельности людей, естественным ходом вещей и которые привносят ценности в правовую жизнь общества [2, с. 418]. Высшее проявление ценностного характера естествен-

ПРАВОПОНИМАНИЕ И ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА

ного права состоит в его обращении к правам и свободам человека. Каждый человек с момента своего рождения начинает свою жизнедеятельность, реализуя данное ему от природы естественное право «безотносительно того, что об этом может записать законодательный орган» [7, с. 6].

Естественное право по своей сущностной природе абсолютно независимо от воли и притязаний государства и его властных структур и в то же время неотчуждаемо от личности, непосредственно соотносится с ее естественными и неотчуждаемыми правами и свободами. Как специфическое явление, опосредованное природой человека, фактом его существования, естественное право адресует свой ценностный потенциал обществу в целях обеспечения достойной жизнедеятельности свободных людей, стремящихся к реализации по максимуму своих интересов и потребностей.

Естественное право «как выражение объективных ценностей и требований человеческого бытия является единственным и безусловным первоисточником правового смысла и абсолютным критерием правового характера всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство» [5, с. 153]. Позитивное право по степени его приближенности (или отдаленности) к механизмам удовлетворения интересов и потребностей личности можно оценивать как соотносимым с ценностями естественного права, так и отвергающим их.

Специфика ценностной сущности естественного права состоит в том, что это право ни при каких условиях не может быть регулятором конкретных общественных отношений, поскольку не содержит в себе правовые нормы с их четкими поведенческими предписаниями. Но с позиций естественного права представляется возможным оценивать правовое поведение соответствующих субъектов права.

Правомерное поведение носит требуемый и универсальный характер, в нем заинтересовано все общество, поскольку такое поведение сужает сферу посягательства на определенные права и свободы личности и становится гарантией их неприкосновенности, что адекватно и ценностям естественного права.

В условиях неконтролируемого противоправного поведения непосредственно наруша-

ются соответствующие права и свободы, а сама система права не подтверждает свой ценностный характер. Реализация прав и свобод личности достигает максимума реализации только при наличии массового правомерного поведения, что созвучно и требованиям естественного права.

Естественное право в виде идей разума, добра, свободы, справедливости «выступает в качестве известного базисного основания позитивного права, его своего рода предосновы» [2, с. 425]. Сказанное отправляет к определенному идеалу, которому должна следовать система позитивного права. Но это вовсе не означает, что позитивное право, действующие законы и подзаконные акты обусловлены идеалами и ценностями естественного права и изначально направлены, минуя все барьеры, исключительно на обеспечение прав и свобод, достойного образа жизни для большинства членов общества. Быть или не быть ценностям естественного права в системе позитивного права в решающей степени зависит от воли и намерений государства, его правотворческих органов. Естественное право может рассматриваться в качестве «предосновы» позитивного права, но только в качестве своеобразного правового идеала, средоточия существенных потенциальных возможностей.

Воплощение идей естественного права в качестве ценностной основы позитивного права - процесс сложный и неоднозначный. Для этого должны сложиться необходимые политические, экономические, социальные, духовно-нравственные и иные существенные условия, присущие процессам становления основ гражданского общества и правового государства и признания личности, ее прав и свобод социальной ценностью. В противном случае система позитивного права не в состоянии обретать ценностный потенциал, обслуживать интересы членов общества. В противоположность естественному праву позитивное право рассматривается как отклонение от естественного права, как искусственное, ошибочное или произвольное установление официальных властей [2, с. 148-150].

Только в рамках функционирования основ гражданского общества и правовой государственности особое значение приобретает интерес к ценностям права как к весомым средствам позитивного и достаточно эффективного

воздействия на все ведущие сферы правовой действительности, включая правовое мышление, правосознание, правовую культуру значительной части членов общества.

Именно личность в первую очередь ощущает на себе благотворное проявление ценностей права, преподносящих права и свободы человека в качестве самого кардинального приоритета. Такая правовая обстановка в обществе является следствием соотношения, связи идей и требований естественного права с той частью системы действующего законодательства, которая воспринимает указанные идеи и в итоге обретает требуемый ценностный характер во благо общества и каждой личности. Постепенно укрепляются те правовые механизмы, которые не только не противостоят идеям и принципам естественного права, а проявляют готовность воспринимать ценности, аккумулирующие эффективность системы позитивного права и обусловливающие ее поворот к жизненно важным устремлениям членов гражданского общества.

Позитивное право расширяет и укрепляет свой ценностный потенциал по мере самостоятельного движения к потенциалу естественного права, а система действующих законов обретает ценностную привлекательность по мере ее насыщения правовыми законами. Между ценностями естественного права и регулятивным потенциалом позитивного права сохраняется широкий простор для соотношения. Естественное право остается той резервной зоной, которая находится в постоянной готовности обслуживать ценностные начала позитивного права и тем самым сохранять свою направленность интересам человека.

Безусловно, естественное право никоим образом не подменяет собой позитивное право, оно лишь обогащает своим ценностным потенциалом систему действующего законодательства, отдает приоритет правовым законам, приближает их регулятивную направленность

Литература

1. Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 1999.

2. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2001.

3. Жуков В.Н. Возрожденное естественное право в России конца XIX - начала XX вв.:

к жизненным интересам и потребностям каждого члена гражданского общества. Естественное право - это право, обращенное к человеку и приоритетное по отношению к человеческим устремлениям; естественное право - это правовая форма отражения первичности и приоритета естественного над искусственным в многогранных человеческих отношениях [5, с. 153].

Позитивное право как практический регулятор общественных отношений отражает в той или иной степени принципы равенства, свободы, справедливости в силу восприятия ценностного воздействия естественного права. Будучи фактором объективного свойства, естественное право как раз и предназначено для того, чтобы постоянно обусловливать ценностные параметры позитивного права и системы действующего законодательства при условии готовности к этому общества и государства.

Поскольку гражданское общество находится в услужении интересам человека, оно закономерно воспринимает требования естественного права в качестве ценностного инструмента, а правовое государство обеспечивает юридические условия для внедрения и закрепления идей и принципов естественного права в системе действующего законодательства. В выигрыше остаются все члены общества, получающие реальный доступ к реализации своих приоритетных прав и свобод. В отрыве от идей и требований естественного права позитивное право не может состояться в качестве приоритетной регулятивной ценности, способной в достаточной мере содействовать обеспечению и охране основных прав и свобод человека. Позитивное право обретает всеобщее признание, высокий авторитет и ценностный потенциал только на основе аккумуляции идей, принципов и требований естественного права, адресованных интересам личности.

Bibliography

1. Alekseev S.S. Law. Experience of complex research. Moscow, 1999.

2. Alekseev S.S. Ascent to the law. Searches and solutions. Moscow, 2001.

3. Zhukov V.N. Revived natural law in Russia of the late XIX - early XX centuries: socio-

ПРАВОПОНИМАНИЕ

И ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА

общественно-политическая функция и онтоло- political function and ontological basis // State and

гическая основа // Государство и право. 2001. law. 2001. № 4.

№ 4. 4. Korkunov N.M. Lectures on the general

4. Коркунов Н.М. Лекции по общей тео- theory of law. St. Petersburg, 1909.

рии права. СПб., 1909. 5. Nersesyants V.S. Essence, concept and value

5. Нерсесянц В.С. Сущность, понятие и of law // Problems of the general theory of law and ценность права // Проблемы общей теории state: textbook for universities / ed. by V.S. Nerse-права и государства: учебник для вузов / под syants. M., 1999.

ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. 6. Polyakov A.V. General theory of law.

6. Поляков А.В. Общая теория права. СПб., St. Petersburg, 2001.

2001. 7. Narodov L.P., Uporov I.V. Natural human

7. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естествен- rights. St. Petersburg, 2001.

ные права человека. СПб., 2001. 8. Trubetskoy E.N. Encyclopedia of law.

8. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. St. Petersburg, 1998.

СПб., 1998. 9. Shershenevich G.F. General theory of law:

9. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: textbook. Moscow, 1995. Vol. 1. Issue 1. учебное пособие. М., 1995. Т. 1. Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.