Научная статья на тему 'ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ'

ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
810
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА / ПОЗИТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / РАВЕНСТВО / ПЛАТОН / АРИСТОТЕЛЬ / ЦИЦЕРОН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чемурзиева Е.М.

В статье подчеркивается, что попытка всестороннего понимания права оказывается продуктивной при обращении к его истокам, а именно к античной традиции, которая внесла огромный вклад в развитие философской мысли, культуры, морали, права и т. д. Основополагающими источниками философского осмысления права являются учения древнегреческих и древнеримских мыслителей, таких как Пифагор, софисты, Платон, Аристотель, Цицерон, Марк Аврелий и др. Анализ их идей позволяет выделить естественно-правовой и позитивно-правовой подходы к пониманию сущности права и его истоков. Делается вывод о том, что формирование двух уровней правопонимания обусловлено дуалистичностью самого концепта права, которое, с одной стороны, эксплицируется как сущность человека, с другой - как социальнополитическое явление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Чемурзиева Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL AND POSITIVE UNDERSTANDING OF LAW IN ANCIENT PHILOSOPHICAL THOUGHT

The paper emphasizes that an attempt at comprehensive understanding of law is productive when turning to its origins, namely to the ancient tradition, which made a huge contribution to the development of philosophical thought, culture, morality, law, etc. The fundamental sources of philosophical understanding of law are the teachings of ancient Greek and Roman thinkers, such as Pythagoras, the sophists, Plato, Aristotle, Cicero, Marcus Aurelius, and others. The analysis of their ideas allows us to distinguish between natural and positive approaches to understanding the essence of law and its origins. It is concluded that the formation of two levels of legal understanding is due to the duality of the concept of law, which, on the one hand, is interpreted as the essence of a person, on the other, as a socio-political phenomenon.

Текст научной работы на тему «ЕСТЕСТВЕННОЕ И ПОЗИТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАВА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ»

Общество: философия, история, культура. 2021. № 5. С. 167-170. Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 5. P. 167-170.

Научная статья УДК 130.2:340.15

https://doi.org/10.24158/fik.2021.5.26

Естественное и позитивное понимание права в античной философской мысли Елизавета Магометовна Чемурзиева

Чеченский государственный университет, Чеченская Республика, Грозный, Россия, elizabeth.liz@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5093-1266

Аннотация. В статье подчеркивается, что попытка всестороннего понимания права оказывается продуктивной при обращении к его истокам, а именно к античной традиции, которая внесла огромный вклад в развитие философской мысли, культуры, морали, права и т. д. Основополагающими источниками философского осмысления права являются учения древнегреческих и древнеримских мыслителей, таких как Пифагор, софисты, Платон, Аристотель, Цицерон, Марк Аврелий и др. Анализ их идей позволяет выделить естественно-правовой и позитивно-правовой подходы к пониманию сущности права и его истоков. Делается вывод о том, что формирование двух уровней правопонимания обусловлено дуалистичностью самого концепта права, которое, с одной стороны, эксплицируется как сущность человека, с другой - как социально-политическое явление.

Ключевые слова: право, естественное понимание права, позитивное понимание права, справедливость, равенство, Платон, Аристотель, Цицерон

Для цитирования: Чемурзиева Е.М. Естественное и позитивное понимание права в античной философской мысли // Общество: философия, история, культура. 2021. № 5. С. 167-170. https://doi.org/10.24158/fik.20215.26

Original article

Natural and positive understanding of law in ancient philosophical thought Elizaveta M. Chemurzieva

Chechen State University, Chechen Republic, Grozny, Russia, elizabeth.liz@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5093-1266

Abstract. The paper emphasizes that an attempt at comprehensive understanding of law is productive when turning to its origins, namely to the ancient tradition, which made a huge contribution to the development of philosophical thought, culture, morality, law, etc. The fundamental sources of philosophical understanding of law are the teachings of ancient Greek and Roman thinkers, such as Pythagoras, the sophists, Plato, Aristotle, Cicero, Marcus Aurelius, and others. The analysis of their ideas allows us to distinguish between natural and positive approaches to understanding the essence of law and its origins. It is concluded that the formation of two levels of legal understanding is due to the duality of the concept of law, which, on the one hand, is interpreted as the essence of a person, on the other, as a socio-political phenomenon.

Keywords: law, natural understanding of law, positive understanding of law, justice, equality, Plato, Aristotle,

Cicero

For citation: Chemurzieva E.M. Natural and Positive Understanding of Law in Ancient Philosophical Thought // Society: Philosophy, History, Culture. 2021. No. 5. P. 167-170. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/fik.2021.5.26

Зарождение философии в Древней Греции было обусловлено диверсификацией моделей общественной и политической мысли в контексте развития законодательных, экономических, культурных отношений, обусловивших формирование уникальной формы рационального осмысления человеком себя и своего места в бытии. Одновременно наблюдался расцвет аристократического уклада древнегреческих полисов и актуализация концепта права, сформировавшегося на основе обычаев и традиций, где оно отождествлялось с естественной справедливостью.

Развитие философско-правовой мысли в античную эпоху можно разделить на три периода. Натурфилософский (досократовский) этап, на котором происходило зарождение философского мышления, охватывает VII - V вв. до н.э. Классический период отражает достижения эллинской культуры, основоположниками которой стали Сократ, софист Протагор, Платон и Аристотель. Третий этап (конец IV в. до н.э. - VI в. н.э.) связан с философскими исканиями эпикурейцев, скептиков, стоиков, в частности, Эпикура, Пиррона, Зенона, Цицерона, Марка Аврелия и др.

Само по себе учение о философии права является олицетворением развития и процветания осмысленного понимания бытия права и необходимо для преодоления кризиса правового

сознания. В классической правовой философии выделяются две доктринальные модели - естественно-правовая и позитивно(положительно)-правовая. Естественное право производно от природы человека как разумного существа и принадлежит ему с момента рождения. Идея позитивного права направлена на получение свободы и права посредством государства, созданного людьми. Парадигма естественного права зародилась в глубокой древности, а ее основные принципы нашли отражение в философских исканиях последующих мыслителей.

Объектом настоящего исследования является философия права. Предметом исследования выступает естественное и позитивное понимание права в античной философской мысли.

Цель исследования - анализ природы становления и развития естественного и позитивного правопонимания в античной философской мысли, представляющих собой два системных уровня правопонимания, в рамках которого мы отмечаем наличие права по рождению и права по гражданству.

Задачи работы: исследование правопонимания в античной философии; рассмотрение философского контекста выделения естественного и позитивного права в учениях Пифагора, софистов, Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей; раскрытие особенностей понимания права в римской философии.

Важно отметить, что право не тождественно справедливости, однако должно отражать ее, иначе невозможно достижение целей, для реализации которых оно создано. Согласно позиции римских юристов, без права нет справедливости, соответственно, право является гарантом справедливости.

В греческой философской мысли заложено начало экспликации понятий «государство» и «закон», поэтому можно говорить о том, что мыслители античности внесли исключительный вклад в развитие правовых и нравственно-этических учений.

На различных этапах развития античной философской мысли бытие представлялось сначала в виде чувственно воспринимаемой действительности, в основе которой находится та или иная материальная стихия, в последующем складывается понимание духовной сущности мира, способного к саморазвитию.

Как уже отмечалось, в исследованиях разных философов, в том числе юристов, развивалась мысль о существовании как положительного (позитивного) права, воплощенного в законодательстве, так и естественного права, основой которого признается справедливость. Эти позиции представляют два системных уровня понимания права, в которых, согласно В.С. Нерсесянцу [1], находят выражение два аспекта бытия права - как сущности и как явления. Трактуя право как сущность, мы ссылаемся на изначальное право субъекта на естественное по своей природе право на жизнь, свободу, частную собственность и т. д. Право как сущность человеческого бытия находит отражение в этических и политических концепциях древнегреческих мыслителей, ориентированных на ценности идеи всеобщего блага. Характеристика права как явления отсылает нас к инструментальной функции права, которое является чьим-то установлением, законом.

Смысловая нагрузка рефлексии древних греков была ориентирована на идею справедливости, согласно которой надлежит оценивать действующее в социуме право. С точки зрения одних философов, в основе общественных отношений лежит справедливость, природа которой восходит к божественной данности, и, соответственно, право имеет естественно-правовой характер. Софисты же полагали, что закон и справедливость своим рождением обязаны становлению человеческого общества. Необходимо отметить, что на законы накладывался отпечаток условности и относительности. Такое мнение сложилось, поскольку люди непрерывно меняли установленные законы, следуя за своим восприятием тех или иных обстоятельств.

При изучении национального гражданского права и права народа в римской юриспруденции возникла особая форма философии права - философия позитивного права, исходящая не из философии, а из юриспруденции. В сочинениях древнеримских юристов говорится как о цивильном (позитивном) праве и праве народов, так и о праве природы или природном (естественном) праве.

Изложенное свидетельствует о том, что в рассматриваемый нами период четкого разделения мыслителей на приверженцев философии позитивного и естественного права не было; каждый воспринимал право, исходя из своих воззрений на мир и справедливость в нем.

Гомер, Сократ, Аристотель, Цицерон, софисты, греческие и римские стоики развивали идею естественного права. В конце второго тысячелетия до н.э. возникают такие понятия, как дике - правда, справедливость, темис - правовой обычай, тиме - честь, достоинство, номос -закон. Справедливость расценивалась в сознании людей как закон, право.

Так, в VII в. до н.э. Гесиод в своих трудах рассматривал справедливость и благозаконие как порождение богов. Известный русский юрист П.Г. Редкин писал о гесиодовской справедливости следующее: «Такая правда и справедливость - дочь неба, небесная, божественная, и дочь

природной силы, мировая, природная, естественная, - отличается от права земного, положительного...» [2, с. 16]. Гомер воспринимал божественную справедливость в качестве объективного основания и критерия правового. Пифагор и его последователи занимались вопросами создания социальной и политической жизни с помощью определения справедливости и права как такового, в целях урегулирования взаимоотношения людей в государстве. Они полагали, что жизнь человека должна гармонировать с философскими понятиями справедливости и права. Таким образом, складываются две трактовки права - естественное и позитивное; право, установленное небом, божественное, и право земное, рукотворное.

Гераклит Эфесский как один из первых диалектов древности полагал, что в основе многообразия бытия лежит принцип единства и борьбы противоположных начал, которыми движет логос, божественный разум. Исходя из своей онтологической позиции, философ трактовал общественные законы как предопределенные космическим порядком, т. е. имеющие естественное происхождение.

Софисты, в свою очередь, предприняли попытку взглянуть на мир человеческими глазами, поскольку ранее сама природа человека, его роль, характер человеческого познания не учитывались; рассматривались объективно-божественные, а не субъективно-человеческие понятия явлений. Софисты доказали теорию равенства людей по природе, указывая на идентичность естественных потребностей как благородных, так и простых людей. В основе трактовки бытия Протагором лежит его известный принцип: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют».

Сократ декларировал, что сознание человека и божественный разум имеют аналогичную сущность, в связи с чем человек должен постичь самого себя и подчиниться установленным законам. В этом выражается идея справедливости. Философ указывал, что человек, познав божественные законы, обязан установить справедливые общественные законы, подчинение которым является долгом социума.

Платон развил учение Сократа, указывая на вечную идею государства и закона как основания, которые совпадают с идеей справедливости, являющейся высшей добродетелью человека. Платоновская философия гласит, что истинное бытие - это умопостигаемые и бестелесные идеи, имеющие природу чистого мышления. Суть бытия в данном контексте заключается в единстве. Философия Платона представляет собой теорию идей, имеющих иерархическую структуру, на вершину которой возведена идея блага. Человек наделен способностью к познанию, через которую становятся пригодными и полезными справедливость и все остальное [3].

Платон подчеркивал, что справедливость является высшим началом человека и государства. Реализация идей блага и справедливости в конечном итоге должна привести к идеальному государственному устройству, основанному на равенстве для равных. Это позволило бы обеспечить процветание государства и формирование в нем сильной инфраструктуры, а также способствовало бы укреплению его позиций среди других государств. Платон придавал большое значение знаниям о законе, полагая, что такая наука больше всего совершенствует человека.

Аристотель считал, что благо государства основано на нравственности и справедливости, которые служат общей пользе. Философ уделял большое внимание исследованию права, закона и их социально-политической характеристике. Изучая право в качестве политического явления, он использовал такие термины, как политическая справедливость или политическое право. «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения» [4, с. 380].

«Какое право от природы, - писал Аристотель, - а какое по закону и уговору, если речь идет о том, что может быть и так, и иначе, и при условии, что и то и другое подвержено изменениям, также ясно» [5, с. 160]. Как видно из этого фрагмента, Аристотель также различал естественное право и право по установлению, или позитивное право. При этом они должны соответствовать друг другу. Мыслитель, отмечая соотнесенность права и закона, подчеркивал, что «не может быть законным властвование не только по праву, но и вопреки праву, а подчинять возможно и вопреки праву» [6]. Право, по мнению Аристотеля, носит политический характер, а единство политических и правовых форм и явлений, противопоставляемых деспотизму, предполагало правовое государство [7]. Философ полагал, что человек является неотъемлемой частью права и закона, о чем свидетельствует его выражение: «Человек, живущий вне закона и права, -наихудший из всех» [8].

Стоики указывали на необходимость воздействия человеческих законов, соответствующих естественным законам человеческого сообщества. Они также уделяли внимание учению о благе. В их концепции миром управляет высший разум. Отождествляя понятия закона разума и закона природы, они подчеркивали взаимосвязь человека с космосом, поскольку считали, что человек

подчинялся законам природы и стремится к самосохранению. Высшим благом для стоиков считалось жить в гармонии с природой и претерпевать посланные свыше испытания.

Теоретические взгляды стоиков оказали влияние на Цицерона и римских юристов. Цицерон отмечал: «Никто из глупцов не может быть счастливым; нет мудреца, который был бы несчастен». Он полагал, что разум человека сам по себе не несет благо, поскольку может нести в себе порок. Мудрость, дарованная высшим разумом, позволяет использовать разум во благо. Достижение блага, в свою очередь, зависит от самого человека, его поступков. Подчинение высшему разуму для осуществления лучших дел считалось важным и состояло в служении общему благу, соблюдению справедливости. Добрым деяниям противостоят пороки, такие как страх, трусость, несправедливость и т. д. Самым отвратительным из них Цицерон считал алчность, особенно если она поражает государственных деятелей, призванных защищать общественное благо. Превратить «государство в источник для стяжания не только позорно, но даже преступно и нечестиво» [9, с. 334].

Цицерон разработал философское учение о праве, законе и государстве. Он полагал, что право состоит из природной справедливости, которая является частью природы и нас самих. Мыслитель был убежден, что «истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену такого закона - кощунство; сколько-нибудь ограничить его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно» [10, с. 64]. Стремление к справедливости заложено в нас с рождения, особенно когда это касается непосредственно наших прав, поэтому Цицерон называл естественным правом саму потребность людей в справедливом общественном порядке. Это объясняет их желание познать вечный, неписанный закон, восходящий к божественному разуму. Человек усваивает его бессознательно, но не способен оказать на него влияние. Соответственно, для него природа выступает как божественное начало - космос, имеющей свой разум, законность и установленный порядок. Источником и носителем естественного права является высший разум.

Таким образом, проведенный анализ природы становления и развития естественного и позитивного правопонимания в античной философской мысли позволяет заключить, что формирование двух уровней правопонимания, в рамках которых отмечается наличие права по рождению и права по гражданству, обусловлено дуалистичностью самого концепта права, которое, с одной стороны, эксплицируется как сущность человека, с другой - как социально-политическое явление.

Список источников:

1. Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2005. 656 с.

2. Цит. по: Нерсесянц В.С. Политические учения Древней Греции. М., 1979. 264 с.

3. Платон. Государство. М., 2015. 398 с.

4. Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 375-644.

5. Аристотель. Никомахова этика // Там же. С. 53-293.

6. Аристотель. Политика. С. 592.

7. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: в 2 т. М., 1995.

8. Аристотель. Политика. С. 377.

9. Цицерон М.Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. 245 с.

10. Цицерон М.Т. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1994. 222 с.

Информация об авторе Е.М. Чемурзиева - аспирант кафедры философии Чеченского государственного университета, Чеченская Республика, Грозный, Россия.

Information about the author E.M. Chemurzieva - PhD student, Philosophy Department, Chechen State University, Chechen Republic, Grozny, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 13.04.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 29.04.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 13.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.