Научная статья на тему 'Естественно-правовые детерминанты социальной работы'

Естественно-правовые детерминанты социальной работы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРАВА / КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРАВА / НЕГАТИВНЫЕ ПРАВА / ПОЗИТИВНЫЕ ПРАВА / THE SOCIAL WORK / THE SOCIAL POLICY OF STATE / THE RIGHTS OF MAN / THE SOCIAL RESPONSIBILITY / THE INDIVIDUAL RIGHTS / THE COLLECTIVE RIGHTS / THE NEGATIVE RIGHTS / THE POSITIVE RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лыгина Марина Аркадьевна

В статье анализируются естественноправовые детерминанты социальной работы. Рассматривается процесс генезиса и развития представлений о правах человека. Выясняются различия между западной и незападной концепциями прав человека как важного фактора детерминации социальной работы. Проводится дифференциация между «негативными», «позитивными» и коллективными правами. Исследуется проблема соотношения прав и ответственности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural and legal determinants of social work

In the article are analyzed the natural right determinants of a social work. The process of genesis and development of ideas about the rights of man is examined. The differences between the western and non-western concepts of the rights of man as the important factor of the determination of a social work, are explained. Is conducted differentiation between "negative", "positive" and collective rights. The problem of the relationship of rights and responsibility of personality is investigated.

Текст научной работы на тему «Естественно-правовые детерминанты социальной работы»

Основой естественноправового обоснования социальной работы выступает концепция прав человека, которая до сих пор по-разному трактуется в различных социокультурных традициях.

Современное понятие прав человека, зафиксированное в различных международных и национальных документах, является результатом длительного исторического развития. Истоки прав человека можно обнаружить в истории самых разных религиозных, философских, этических учений. Так, в буддизме, иудаизме, христианстве, мусульманстве, даосизме, конфуцианстве выражена идея «не поступать с другим человеком так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой». Один из древнейших признаков прав человека - запрет произвольного убийства.

Понятие «права человека» прочно вошло в политический и философско-правовой лексикон после Второй мировой войны, когда в результате попрания человеческих прав погибло более 50 млн человек. Были приняты основополагающие международные документы, направленные на защиту прав человека, и созданы постоянные комиссии ООН, европейского сообщества, отслеживающие нарушения политическими режимами прав человека. Но, несмотря на это, правовой статус данной категории до сих пор вызывает споры. Большинство традиционных стран мусульманского, буддистского и конфуцианского Востока, а также Африки и Латинской Америки, отвергает концепцию прав человека в том виде, как она представлена в официальных документах ООН, аргументируя это неприятие тем, что она выражает специфику западной культуры. Неоднозначность концепции прав человека вызывает проблемы при рассмотрении ее в качестве теоретического обоснования целей и задач социальной работы в обществе. В связи с этим представляется целесообразным осуществить философский анализ самого понятия «права человека».

Идея прав человека восходит к известному выражению софиста Протагора «человек есть мера всех вещей». На ее основе в эпоху Возрождения был сформулирован принцип антропоцентризма, утверждающий, что человек является смысловым центром бытия, творцом истины, блага и красоты. Итальянский мыслитель Джованни Пико делла Мирандола опубликовал «Речь о достоинстве человека», ключевые положения которой впоследствии были использованы в различных документах по правам человека. Важный вклад в формирование учения о ценности и самодостаточности человека внес Р. Декарт, высказавший предположение о самодостаточности человеческого мышления. Он дополнил принцип антропоцентризма элементами рационалистического мировоззрения, согласно которому мир полностью, без остатка, может быть познан человеческим разумом.

Концепция прав человека в ее нынешнем виде вряд ли была бы возможна без учения И. Канта об автономии человеческой воли. Философ утверждал, что человек только в том случае является человеком в подлинном смысле этого слова, если его моральные принципы и побуждения не зависят от внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей.

Кант выдвинул три максимы поведения: 1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство; 3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо. Следует согласиться с мнением профессора В.В. Балахонского о том, что «диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, именно она раскрывает ведущую тенденцию в развитии социальной работы общества» [1, с. 172].

Г. Гегель, развивая учение Р. Декарта о тождестве мышления и бытия, доводит его до логической завершенности. «Быть разумным, - считает Г. Гегель, - значит быть свободным. Свобода составляет понятие человека» [2, с. 107]. Значительный вклад в становление концепции прав человека внесли философы-экзистенциалисты ХХ столетия. «Человек - это и есть свобода», -утверждал Ж.-П. Сартр.

Об экономических аспектах свободы человека и его прав писали западные ученые (Адам Смит и Давид Риккардо и др.). Они исходили из того, что свобода человека является обязательным условием становления и функционирования рыночной экономики.

В правовых теориях Нового времени (Г. Гроция, Дж. Локка, Ш. Монтескье и др.) была выработана юридическая концепция естественных прав человека, которая нашла свое воплощение в первой статье Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года.

В современном понимании права человека - это неотъемлемые свойства личности, определяющие наиболее существенные возможности ее социального развития. Права человека являются сложным и многогранным понятием, объединяющим в себе философские, этические, политологические, социальные и правовые аспекты.

Представление о правах человека в том виде, как они существуют в настоящее время, является продуктом западной культуры. В его основе лежит концепция человека, как твари Божьей, обладающей известной свободой самосовершенствования. В других культурах выработано иное понимание человека и, соответственно, существует другое представление о его правах. Это ставит под сомнение универсальный характер прав человека.

Для большинства незападных концепций прав человека характерно смешивание прав человека и человеческого достоинства. Это действительно близкие, но не тождественные понятия. Существует много концепций человеческого достоинства, которые не включают в себя права человека, являющиеся неотъемлемым правом каждого, потому что каждый есть разумное существо, т.е. личность, обеспеченная определенными неотъемлемыми правами, которые могут быть противопоставлены обществу в целом. В подобной интерпретации концепция прав человека выступает одним из важнейших обоснований необходимости и значимости социальной работы.

Основным отличием западной концепции прав человека от незападных учений является определение их источника. Западная концепция исходит из прирожденной данности этих прав любому индивиду на основании его принадлежности человеческому роду. Многочисленные незападные теории связывают права человека с его принадлежностью к некоторой социальной общности (роду, религии, государству, обществу). Соответственно этому социальная защита и определенные социальные гарантии распространяются только на членов данной общности. Так, например, в странах традиционной Африки отсутствует концепция прав человека в западном ее понимании. Здесь права основывались на членстве в обществе, семейном статусе, социальном положении и благосостоянии. Признание прав человека не имело и не имеет в настоящее время большого значения для политической практики в данном регионе.

По своему происхождению права человека являются неотъемлемыми свойствами личности, вытекающими из самой природы человека и социальных условий его существования. По своему содержанию они

выступают мерой возможного поведения личности, обеспеченной правовыми нормами и нравственными требованиями общества. Принципиально важным для обоснования социальной работы является рассмотрение прав человека сквозь призму соотношения личности и государства. В этом плане они служат допустимой границы применения государственной власти. Вся система социальной работы общества основывается на наличии у любого человека прав, гарантирующих возможность пользования достигнутой обществом свободой. Безусловно, права человека принадлежат отдельной личности, неотделимы от нее и не могут быть отчуждены каким-либо способом. Вместе с тем вся система прав человека имеет огромный

социальный смысл, поскольку представляет собой способы защиты

человечества от многочисленных угроз его существованию.

В системе социальной работы права человека выступают как юридические основания защиты людей от опасности экологического кризиса,

преступности и наркомафии, голода и нищеты, болезней и других социально опасных явлений. Реализация прав человека в обществе через систему социальной работы призвана обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей и обществом определенными, существенными материальными и духовными благами.

Основное различие между западным и незападным подходами к правам человека заключается в том, что для Запада характерен примат прав индивида над правами общества. Права человека присущи индивиду и осуществляются в первую очередь относительно общества. В незападных концепциях прав человека набор социальных прав и обязанностей однозначно имеет приоритет перед индивидуальными правами. В реальной практике это ведет к тому, что права человека соблюдаются в лучшем случае формально и обосновательные возможности подобной теоретической модели применительно к сфере социальной работы в значительной степени ограничены. Однако и индивидуализация прав человека на Западе создает

множество проблем, в том числе и в организации системы социальной работы общества, которые усугубляются с каждым днем. Это проявляется в атрофии чувства социальной ответственности, в пренебрежении социальными добродетелями. Глобализация мировых отношений вызывает необходимость общей ответственности людей за последствия индивидуальных и коллективных действий. Повышается ценность общего, иногда даже в ущерб индивидуальному. Поэтому понятие прав человека нуждается в соответствующей корректировке.

Универсализм прав человека, вытекающий из общности человеческой природы, не противоречит культурному многообразию. На Всемирной конференции по правам человека 1993 года, где обсуждались вопросы универсализма и культурного релятивизма, было провозглашено, что универсальность основных прав и свобод человека не подлежит сомнению, что международное сообщество должно относиться к правам человека с точки зрения социальной справедливости. Различные проблемы прав человека можно решать на основе принципа единства человечества, а значит, универсальности, сохраняя национальное и культурное многообразие.

В научной литературе четко прослеживается тенденция к расширению понятия прав человека, и сейчас, наряду с индивидуальными правами, говорят о коллективных правах людей: правах народов, религиозных, гендерных, профессиональных и других групп, что представляет несомненный интерес для теории социальной работы. В современном мире есть множество групп людей, нуждающихся в социальной защите, не имеющих возможности развивать свою национальную культуру, придерживаться традиционной религии. Статус прав народов определен документами ООН и защищается мировым сообществом.

В современной науке права и свободы человека делят на три группы:

1. «Негативные» - гражданские и политические права.

2. «Позитивные» - социально-политические права.

3. Коллективные - «права солидарности».

Гражданские и политические права называют «негативными» потому, что для их исполнения государство не обязано предпринимать каких-либо конкретных действий, а лишь должно не вмешиваться в их осуществление отдельными индивидами. В перечень этих прав входят: право на жизнь, право на свободу, право на безопасность, право на справедливость, право на личную жизнь, право на свободу совести, слова, собраний, шествий и т.д. К основным свободам относятся: свобода от пыток, свобода от рабства, свобода от дискриминации в правах, свобода от изгнания.

Реализация социально-экономических прав - «позитивных» - требует конкретных действий от государства. Длительное время многие западные страны, находящиеся под влиянием либеральной идеологии, отрицательно относились к социальным и экономическим правам, полагая, что они противоречат основам свободной рыночной экономики. Так, например, в 1986 году Государственный департамент США направил ноту своим дипломатическим и консульским представителям за рубежом, в которой

предложил исключить из ежегодных докладов о правах человека раздел «Экономическая, социальная и культурная ситуация». Этим подчеркивалось, что США считают экономические и социальные права пожеланиями, а не юридическими обязательствами.

В последние годы западные страны смягчили свою позицию и стали признавать юридическую обязательность для себя положений «Пакта об экономических, социальных и культурных правах» и других международных документов в этой области. Данный подход нашел отражение в итоговом документе Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993), в котором, в частности, сказано: «Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и религиозной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в виду, государства несут обязанность, независимо от политических, экономических и культурных систем, поощрять и защищать все права человека и основные свободы» [3, с. 12]. Тем самым было подчеркнуто, что для реализации социальных и экономических прав граждан государство должно проводить соответствующую социальную политику.

В коллективные права включают право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие, а также права народов, о которых стали говорить после Второй мировой войны в связи с распадом колониальной системы и изменением политической карты мира: право на мир, право на самоопределение, право на свободное распоряжение своими естественными ресурсами, право на развитие, право на общее наследие человечества (дно морей и океанов за пределами действия национальной юрисдикции) и др.

Права народов принадлежат коллективу людей, образующих народ или нацию, и не могут быть реализованы отдельной личностью. В ходе реализации прав народов каждое отдельное лицо, входящее в состав того или иного народа, используя свои права и свободы, показывает личное отношение к определенному вопросу. Мнение большинства, выраженное таким образом, составляет волю народа.

Все три рассмотренные группы прав выступают в виде определенного юридического обоснования задач и направлений реализации социальной работы в обществе. Но, как показывает практика кризисного социального развития современного глобализирующегося общества, наибольшее значение для практики социальной работы имеют позитивные права и свободы, включающие социально-политические права человека.

Основные права и свободы человека взаимосвязаны и взаимозависимы: ни одно право и ни одна свобода не должны противопоставляться другим правам и свободам или трактоваться в ущерб им. Но это не означает, что не существует приоритетных для какого-либо времени прав и свобод. Так, особенности современного развития человеческого общества выдвигают на

первый план право человека на жизнь в условиях мира и международной безопасности, здоровой окружающей среды.

Философское осмысление теоретических основ социальной работы общества невозможно без разрешения проблемы соотношения прав и ответственности личности, обладающие равным статусом и потому их нельзя рассматривать раздельно друг от друга и абсолютизировать одну из сторон. Права человека имеют смысл только в обществе, когда свобода одного человека неминуемо соприкасается со свободой других людей. Создавая общество, человек оговаривает право на индивидуальную свободу и

делегирует в общественное пространство только ту часть своей свободы, которая не затрагивает его идентичность. Очевидно, что право на свободу распоряжаться своей волей не является абсолютным: оно ограничено свободой других. Жизнь в обществе означает, что индивид должен добровольно или принудительно ограничивать реализацию прав с учетом интересов других людей. Ответственное поведение базируется на осознании человеком пределов своей свободы и вытекающих из этого прав. Если учесть, что общество является обязательным условием возникновения и развития человека, средой его обитания, то ответственное поведение

имплицировано в человеческую сущность.

Опасения, что абсолютизация прав человека приведет к росту индивидуализма и постепенно разрушит общественную целостность,

основываются на примитивном понимании прав человека как некой

привилегии на произвольное поведение. Философия исходит из того, что человек свободен настолько, насколько он сознает свою свободу, и обладает правами лишь в той мере, в какой сознает эти права. Именно осознанное отношение к своим правам и есть ответственность. Поэтому у человека столько же прав, сколько и ответственности.

Пренебрежение правами человека является следствием низкой философской и правовой культуры и наносит вред проведению ответственной эффективной социальной политики государства, делает ее бессмысленной и односторонней. Чтобы этого не происходило, необходимо совершенствование правового сознания и правовой культуры, формирование у всех социальных работников гуманистического мировоззрения.

Литература

1. Балахонский В.В., Лыгина М. А. Нравственные детерминанты социальной работы // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 3 (47).

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1993. Кн. 1.

3. Права человека и вооруженные конфликты. М.: НОРМА, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.