Научная статья на тему 'Естественник-философ о писателе: Ю. А. Жданов о М. А. Шолохове'

Естественник-философ о писателе: Ю. А. Жданов о М. А. Шолохове Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
210
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПИСАТЕЛЯ / METHOD OF THE WRITER / ГУМАНИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭПОС / NATIONAL EPICS / РУССКАЯ ИДЕЯ / RUSSIAN IDEA / КУЛЬТУРА / CULTURE / ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ / NATURE IMAGE / HUMANIST

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осипова Татьяна Осиповна

В статье представлена история взаимоотношений М.А. Шолохова и Ю.А. Жданова. На примере статей Ю.А. Жданова, посвященных жизни и творчеству писателя, рассматривается вклад ученого в современное шолоховедения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Natural-Philosopher about the Writer: Y.A. Zhdanov about M.A. Sholokhov

The article touches upon the history of relationships between M.A. Sholokhov and Y.A. Zhdanov. Y.A. Zhdanov’s articles devoted to the writer’s works and life are analyzed to consider the contribution that Y.A. Zhdanov made to the modern research on Sholokhov.

Текст научной работы на тему «Естественник-философ о писателе: Ю. А. Жданов о М. А. Шолохове»

СТРАНИЧКА ГАЗЕТЫ "ДАР"

УДК 001.89+821.161.1.09"1917/1991"

ЕСТЕСТВЕННИК-ФИЛОСОФ О ПИСАТЕЛЕ: Ю.А. ЖДАНОВ О М.А. ШОЛОХОВЕ

Т.О. Осипова

В своей книге "Взгляд в прошлое", увидевшей свет за два года до смерти ее автора, Юрий Андреевич Жданов писал: "В Астрахани в 1928 году в скромном издании "ЗиФ" ("Земля и Фабрика") мне явился "Тихий Дон". Каждая страница романа горячо обсуждалась у нас взрослыми, притягивала к себе неожиданностью, правдивостью и художественной глубиной" [1, с. 319].

Интерес к личности и творчеству молодого донского писателя усиливали и рассказы отца о встречах с М.А. Шолоховым. Об одной из них Жданов вспоминал в своей книге: «Отец рассказывал, что после смерти Алексея Максимовича Горького он пригласил Михаила Александровича Шолохова и просил его от имени руководства возглавить осиротевший Союз писателей страны. Ответ был отрицательный. Отец спросил: "Неужели властишки не хочется?". Шолохов улыбнулся и отрицательно покачал головой« [1, с. 319].

Встретиться с писателем Жданову удалось лишь в 1953 г., когда он был назначен заведующим отделом науки и культуры Ростовского обкома КПСС. Этому назначению предшествовали события, достаточно драматичные для молодого ученого. Он был не только отстранен от работы в ЦК КПСС, но и не допущен к своей прежней должности ассистента Московского государственного университета, где в 1947 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по философии. На выбор были предложены два города: Челябинск и Ростов-на-Дону. Как известно, одним из инициаторов этой "почетной депортации", как характеризовал свой отъезд из Москвы сам Жданов, был М.А. Суслов. Когда в 1982 г. Ростовскому университету было присвоено имя Суслова, Юрий Андреевич с горечью сказал: "И с того света меня достал".

Челябинск, сердце Урала, где в то время успешно развивалась атомная промышленность, был достаточно привлекателен как индустриальный центр. Однако там не было университета, научных традиций, а Жданов, несмотря на свою работу в ЦК КПСС, всегда чувствовал себя "университетчиком". Он выбрал Ростов, объяснив это двумя причинами. Во-первых, здесь был университет, потомок Варшавского, эвакуированного из Польши под давлением наступавших на Восточном фронте немцев в 1915 г. Во-вторых, привлекала южная природа нашего края*, знакомая по детским воспоминаниям и книгам Шолохова.

Как вспоминал Жданов, первой встрече с Шолоховым способствовало "московское знакомство" с художником А.И. Лактионовым и скульптором Е.В. Вучетичем. При этом Юрий Андреевич заметил интересную подробность в отношениях Шолохова с этими художниками. Если Лактионова писатель поддерживал, не давая при этом каких-либо советов, то Вучетич неоднократно делился с Шолоховым своими замыслами, реализованными и нереализованными. Именно писатель, посмотрев созданную скульптором фигуру Степана Разина, посоветовал вложить в руку атамана степной цветок - бессмертник. С Шолоховым Вучетич обсуждал и проект па-

Осипова Татьяна Осиповна - кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной литературы Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105, e-mail: filippidy@rambler.ru.

Osipova Tatiana Osipovna - candidate of Philological Sciences, associate professor of Russian Literature Department, Southern Federal University, 105, B. Sadovaya Street, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: filippidy@rambler.ru.

* Во второй половине 1920-х он с матерью около двух лет жил в городе Ростов-на-Дону

мятника на Мамаевом кургане, и задуманный им Мемориал под Прохоровкой, посвященный Курской битве, и одобренный писателем, но так и не реализованный замысел Мемориала Победы в Москве.

Знакомству с Шолоховым содействовали и постоянные контакты Жданова с донскими писателями: А. Калининым, В. Закруткиным, Б. Изюмским и др.

История взаимоотношений М.А. Шолохова и Ю.А. Жданова позволяет понять ту роль, которую сыграл великий писатель в судьбе ученого, а статьи Ю.А. Жданова, посвященные жизни и творчеству Шолохова, безусловно, явились ценным вкладом в современное шолоховедения.

В 1957 г. Ю.А. Жданов стал ректором Ростовского государственного университета, пробыв на этом посту по 1988 г.

Характеризуя развитие своих отношений с Шолоховым в это время, он писал: "Время сближало нас" [1, с. 324]. 8 марта 1958 г. в гостинице "Московская" (Ростов-на-Дону) состоялась встреча М.А. Шолохова, Ю.А. Жданова, П.А. Красюкова, бывшего в 1930-е годы членом бюро Вешенского райкома партии, одного из прототипов образа Семена Давыдова ("Поднятая целина"), и Е.В. Вучетича, работавшего в это время над созданием скульптурного портрета писателя [2, с. 281] (фото). Они постепенно становились единомышленниками.

Жданов был инициатором присвоения Шолохову Ученым советом РГУ звания почетного доктора филологии (1965). По предложению Шолохова, Ученый Совет РГУ присвоил звание почетного доктора Ч.П. Сноу (1963). В связи с этим Михаил Александрович писал Сноу: "...Приглашаем Вас, Вашу супругу Памелу Хенсфорд-Джонсон, членов Вашей семьи прибыть по возможности в мае этого года в Ростов-на-Дону для вручения Вам диплома почетного доктора филологических наук Ростовского-на-Дону государственного университета, одного из старейших университетов в России" [2, с. 339]. Несколько позже Северо-Кавказский научный центр высшей школы, председателем которого являлся Ю.А. Жданов, поддержал инициативу М.А. Шолохова по выдвижению писателя Л.М. Леонова в действительные члены АН СССР (1972).

В 1959 г. по просьбе Жданова Шолохов встретился с коллективом РГУ. Встреча состоялась в зале областной филармонии. Писателем были прочитаны заключительные страницы "Поднятой целины". Как вспоминал Юрий Андреевич, "нас всех поразил трагизм концовки романа, подлинный дух времени" [1, с. 322].

С писателем ученого связывали многолетние теплые отношения. Юрий Андреевич с большой теплотой вспоминал "незабываемые встречи в шолоховском доме, когда за столом собиралась вся семья... звучали старинные песни." [1, с. 324]. Примечательна в этой связи надпись, сделанная Шолоховым на подаренном Жданову томе "Тихого Дона": "Дорогому Юрию Андреевичу Жданову с любовью и дружбой, не исключающими высокого уважения. М. Шолохов. 22.10.72, ст. Вешенская" [3]. А за два года до этого писатель вручил Жданову свой сборник "По велению души" с надписью: "Ю.А. Жданову. С любовью, которую питал к покойному отцу, которая потом перешла на все семейство Ждановых, а ныне покоится на тебе, мой дорогой! М. Шолохов. 21.05.70" [3]. О семействе Ждановых Шолохов упомянул не случайно. Он был хорошо знаком с сестрой Андрея Александровича Жданова, работавшей литературным сотрудником в журнале "Октябрь", где в 1928-1929 гг. были опубликованы первые три книги "Тихого Дона".

В 1976 г. Жданов посетил Шолохова в Вешенской. По словам ученого, их беседа носила "литературный характер". В частности, писатель высоко отозвался о романе Ю. Бондарева

Встреча в гостинице «Московская» (г. Ростов-на-Дону). Слева-направо: П.А. Красюков, Е.В. Вучетич, М.А. Шолохов, Ю.А. Жданов (фото из [3])

"Горячий снег": "Хорошо написано. Донесена правда о войне" [1, с. 329]. А несколько ранее Жданов спросил Шолохова об его отношении к А. Солженицыну, чьи произведения в то время активно передавались западными радиовещаниями. В ответ писатель сравнил И.А. Бунина с автором "Ракового корпуса": "...как подлинный художник, он (Бунин. - Т.О.) открывает перед читателем не только правду жизни, но и право выбора позиции. Судьба каждого из героев допускает неоднозначную нравственную оценку, исходя из реальных подходов, разных позиций. Бунин читателей не лишает права выбора, Солженицын в своих произведениях такого права за читателем не оставляет. Он не художник" [1, с. 327]. Это "бунинское" отсутствие "авторского диктата", по мнению Жданова, - одна из ключевых особенностей творческого метода и самого Шолохова. Судьбы его героев никогда "не замыкаются в однозначностях, допускают множество мнений, оценок, подходов. В этом одна из особенностей творческого гения" [1, с. 328].

Думается, Шолохова и Жданова сближало и то, что сам Юрий Андреевич позднее назовет ощущением "драматических противоречий эпохи": "С одной стороны, титанические усилия в строительстве нового мира, энтузиазм революционных преобразований, с другой - мрачные страницы глупого насилия, репрессий и несправедливости" [1, с. 322]. Оба были искренны и честны, оба верили в силу и справедливость партии. Но в то же время оба не могли не замечать те "мрачные страницы", о которых упомянул ученый. Как рассказывал Юрию Андреевичу сам писатель, нарком НКВД Герман Ягода, прочитав страницы "Тихого Дона", посвященные Верхне-Донскому (Вешенскому) восстанию, заметил: "А вы ведь контрик?" [1, с. 322].

Широко известно сегодня письмо М.А. Шолохова Л.И. Брежневу, в котором великий писатель протестовал против тех, кто стремился "принизить роль русской культуры в историческом духовном процессе. отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности", опорочить русский народ, "показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству" [4]. Об этом, но уже на новом историческом этапе, говорил и Ю.А. Жданов: ".напрасно некоторые лихие публицисты приглашают нас "вернуться" в цивилизацию, припасть к ее джинсам. Очень странно слышать приглашение "цивилизоваться" людям страны, которая дала миру Пушкина. Горького и Шолохова. Странно призывать к возвращению в цивилизацию народ, который спас мир от фашизма и вывел человечество в Космос" [1, с. 43].

Причем, как и у великого писателя, у Жданова слова никогда не расходились с делом. Именно в РГУ по инициативе Жданова была создана первая в стране кафедра теории культуры. Долгие годы он возглавлял Донское пушкинское общество, Южно-Российскую лигу защиты культуры, входил в состав правления регионального отделения Фонда имени М.А. Шолохова, являлся инициатором проведения в Ростове-на-Дону регулярных международных научно-практических конференций "Шолоховские чтения" и неизменным их участником. Как здесь не вспомнить высказывание А.В. Белоконя, преемника Жданова на посту ректора РГУ, о том, что в истории РГУ значимы две даты: 1915 год, когда Варшавский университет обосновался в Ростове-на-Дону, и 1957 год, когда его ректором стал Юрий Андреевич Жданов [1, с. 14].

Ю.А. Жданов - автор ряда статей о личности и творчестве великого писателя.

Размышляя о месте Шолохова в мировой культуре, он полемизировал с теми отечественными шолоховедами, которые пытались ограничить содержание бессмертной шолоховской эпопеи "Тихий Дон" лишь историей казачества, игнорируя утверждаемые писателем с огромной художественной силой общечеловеческие ценности. В этой связи Жданов в статье "Вектор истории" писал о том, что книги Шолохова "перешагнули границы государств и народов, подтвердив слова Гегеля: "Но если национальному эпосу по праву суждено приобрести непреходящий интерес и для других времен и народов, то для этого описываемый им мир должен быть не только миром особой нации, но в этом особом народе с его героизмом и подвигами одновременно должна отчетливо запечатлеваться и общечеловеческая сторона"" [5, с. 187-188].

Выступая против популярной в 1950-1960-е годы теории "отщепенства" Григория Мелехова, Жданов писал о главном герое романа "Тихий Дон" как о характере огромной "внутренней нравственной силы", наделенном "самыми лучшими душевными качествами, задатками" [5, с. 189].

Отстаивая имя Шолохова как автора "Тихого Дона", Жданов вновь вспомнил Гегеля: «... в потоке бытия всегда всплывали ничтожества и завистники, стремившиеся принизить гения до своего уровня. А был ли Гомер? А существовал ли Шекспир? "В этом, - по словам Гегеля, -нуждаются злорадные посредственности, завистливые люди, которых раздражает великое, выдающееся, которые стремятся умалить его". Для лакеев нет героев» [6, с. 102].

Много внимания уделял ученый и проблеме шолоховского гуманизма, выделяя при этом основные его черты: "всечеловечность" и "обращенность в будущее". Именно об этом писал

Жданов в статье "Великий земляк", посвященной девяностопятилетнему юбилею писателя: "Мощная струя всечеловеческого начала, противоборствуя со вспышками национальной ограниченности, обособленности, конфронтации, пронизывает не только душу шолоховских героев, но и определяет дух автора. Всечеловеческий гуманизм Шолохова противостоит двум опасным крайностям: великодержавному шовинизму и национал-сепаратизму" [6, с. 102]. Не случайно, мощным прологом мелеховского рода в "Тихом Доне" выступает история любви Прокофия Мелехова к робкой, маленькой турчанке, а сам главный герой "изначально несет в себе две могучие струи. Европа и Азия, Запад и Восток" [7, с. 33]. Шолохов, призывая к патриотизму, никогда не забывал об "общечеловеческом интересе": "Каждая нация, большая или малая, имеет свои культурные ценности. Из этих ценностей складывается великое духовное достояние народа" [8].

По мнению ученого, "нацеленность" на будущее является не только существенной стороной творческого метода Шолохова, но и "могучей чертой русской духовности" [6, с. 102], ибо устремленность в будущее, вера в него стали "доминантным аккордом русской художественной мысли от Пушкина до Маяковского" [6, с. 103]. Поэтому черное солнце, воссиявшее над трагической судьбой Григория Мелехова, - пронизывает, как говорил Ю.А. Жданов, -"единственный лучик надежды" - сын Мишатка; возле могил Давыдова и Нагульнова рыдает юная Варюха-горюха, а все потерявший Андрей Соколов находит смысл своей дальнейшей жизни в сироте Ванюшке. Не случайно, отмечает Ю.А. Жданов, такую важную роль в произведениях Шолохова играют образы детей, воплотившие веру писателя "в торжество лучшего жизненного начала в человеке" [7, с. 36].

Жданов был твердо уверен: осознать русскую идею, о которой так много говорят в последние десятилетия, невозможно без книг Шолохова. Одна из его статей так и называлась "М.А. Шолохов и русская национальная идея". Ученый отмечает, что именно Шолохову удалось словом художника утвердить "важнейшую социальную значимость русской национальной идеи: поиск социальной справедливости с опорой на традиции общинного духа, казачьей дружинной солидарности." [7, с. 35].

Не менее важным явилось для Жданова и то, что поиски этой общинности, соборности показаны Шолоховым в их противоречивости, "в противоположности к разрушительному неистовству толпы" [7, с. 35]: жестокая расправа казаков над беременной турчанкой, насилие над Франей, безудержная жестокость Донской Вандеи ("Тихий Дон"), бабий бунт в "Поднятой целине".

В 1998 г. МГУ выпускает учебное пособие "История русской литературы ХХ века (20-90-е годы)", содержащее статью о Шолохове и характеризующее великого писателя как "прозаика-неинтеллигента" [9]. Характеристика эта вызвала в свое время резкий протест современных шолоховедов. В связи с этим уместно вспомнить статью Ю.А. Жданова "Художник, мыслитель", опубликованную за двадцать лет до выхода вышеназванного пособия, в которой автор поднимает проблему "Шолохов и интеллигенция", утверждая, что, хотя проблемы научной истины не обсуждаются на страницах шолоховских книг, произведения писателя "прямо направлены научной интеллигенции, как и интеллигенции в целом, обращены к ней" [10, с. 81], ибо именно Шолохову, как когда-то великому Толстому, удалось с наибольшей глубиной дать "художественный ответ на вопросы своей эпохи" [10, с. 83].

Определяя культуру как "синтез всех форм деятельности человека, то интегрирующее, что объединяет любые формы деятельности" [10, с. 84], Жданов приходит к выводу, что Шолохов, органично соединив в своем творчестве художественную правду, глубокий психологизм, историко-онтологическое отражение действительности и политическое отношение к ней, внес свой активный вклад в становление науки о культуре. Это и есть "тот синтез, который позволяет формировать подлинную и истинную культуру человека" [10, с. 84].

Особое место в статьях Ю.А. Жданова как представителя естественных наук занимает вопрос понимания и изображения природы в произведениях Шолохова. Ученый не раз отмечал, что пейзаж в его книгах никогда не играет подсобной роли, "не является фоном или физико-географической рамкой. Можно сказать, что у Шолохова вообще нет пейзажа, а есть целостный мир, в котором в единстве действуют и люди, и стихии" [5, с. 192]. Подобно античному хору природа сопровождает героев, оценивает их. Именно поэтому русская река, навеки сопряженная с великой эпопеей Шолохова, не является в произведении некой географической координатой, местом действия. По словам Жданова, тихий Дон, подобно пушкинской Неве,

становится "символом народной истории, жизни, бед и радостей, поисков и утрат, символом нескончаемости, бесконечности народного бытия" [11, с. 4].

Не вызывает сомнения, что своими работами, посвященными великому писателю, Жданов внес свой вклад в современное шолоховедение. Весьма важным, на наш взгляд, является то, что он, наделенный талантом ученого-естественника и философа, сумел увидеть и раскрыть те грани творчества писателя, которые до него не были предметом внимания литературоведов.

Ю.А. Жданов умер 19 декабря 2006 г., всего на месяц пережив реорганизованный в ноябре того же года Ростовский государственный университет, которому отдал без малого полвека своей жизни. А за пару лет до смерти, подводя итоги своей деятельности на посту ректора РГУ, Ю.А. Жданов признался: "Жалею о том, что университет не носит имени великого Шолохова -не по нашей вине" [1, с. 338].

ЛИТЕРАТУРА

1. Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 448 с.

2. Михаил Шолохов: Летопись жизни и творчества (Материалы к биографии). М.: Галерия, 2005. 536 с.

3. Личный архив семьи Ждановых.

4. Михаил Шолохов: Письма 1924-1984: Жизнеописание в документах. М.: Сов. писатель, 2003. 632 с. С. 523-524.

5. Жданов Ю.А. Вектор истории // Слово о Шолохове. М.: Правда, 1973. 544 с. С. 186-194.

6. Жданов Ю.А. Великий земляк // Научная мысль Кавказа. 2000. № 2. С. 102-103.

7. Жданов Ю.А. М.А. Шолохов и русская национальная идея // Шолоховские чтения-97. Проблемы изучения творчества М.А. Шолохова. (г. Ростов-на-Дону, ст. Вешенская, 19-25 мая, 1997 г.). Ростов н/Д., Изд-во РГУ, 1997. 288 с. С. 32-41.

8. Шолохов М.А. Собр. соч: В 8 т. Т. 8. М.: Худож. лит-ра, 1986. 384 с. С. 221.

9. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). Основные имена. Учебное пособие для филологических факультетов университетов / Отв. ред. С.И. Кормилов. М.: Изд-во МГУ, 1998. 480 с. С. 367.

10. Жданов Ю.А. Художник, мыслитель // "Тихий Дон": уроки романа: О мировом значении романа М. Шолохова. Ростов н/Д: Ростовское кн. изд-во, 1979. 144 с. С. 81-85.

11. Жданов Ю.А. Судьбы народного духа // Войны России ХХ века в изображении М.А. Шолохова. Шолоховские чтения. (г. Ростов-на-Дону, ст. Вешенская, 19-25 мая, 1997 г.). Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1996. 214 с. С. 3-10.

7 марта 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.