Научная статья на тему 'Эстафета добра: к истории профессиональной подготовки педиатров на Европейском Севере России'

Эстафета добра: к истории профессиональной подготовки педиатров на Европейском Севере России Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
69
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДИАТРИЯ / PEDIATRICS / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Малявская Светлана Ивановна

В статье рассказывается о появлении и этапах развития кафедры педиатрии в Архангельском государственном медицинском институте, в настоящее время Северном государственном медицинском университете, ее руководителях и направлениях работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relay race of kindness: to the history of vocational training of pediatricians in the European North of Russia

The article tells about the appearance and stages of the development of the pediatrics department in the Arkhangelsk State Medical Institute, at present the Northern State Medical University, its leaders and directions of work.

Текст научной работы на тему «Эстафета добра: к истории профессиональной подготовки педиатров на Европейском Севере России»

DOI: 10.26442/2413-8460_2018.1.145-148

Эстафета добра: к истории профессиональной подготовки педиатров на Европейском Севере России

С.И.Малявская^

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Минздрава России. 163000, Россия,

Архангельск, пр-т Троицкий, д. 51

ипаика@пэти.ги

В статье рассказывается о появлении и этапах развития кафедры педиатрии в Архангельском государственном медицинском институте, в настоящее время - Северном государственном медицинском университете, ее руководителях и направлениях работы. ключевые слова: педиатрия, образование.

для цитирования: Малявская С.И. Эстафета добра: к истории профессиональной подготовки педиатров на Европейском Севере России. Педиатрия (Прил. к журн. Consilium Medicum). 2018; 1: 145-148. DOI: 10.26442/2413-8460_2018.1.145-148

Relay race of kindness: to the history of vocational training of pediatricians in the European North of Russia

S.I.Malyavskaya^

Northern State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation. 163000, Russian Federation,

Arkhangel'sk, pr-t Troitskiy, d. 51

[email protected]

The article tells about the appearance and stages of the development of the pediatrics department in the Arkhangelsk State Medical Institute, at present the Northern State Medical University, its leaders and directions of work. Key words: pediatrics, education.

For citation: Malyavskaya S.I. Relay race of kindness: to the history of vocational training of pediatricians in the European North of Russia. Pediatrics (Suppl. Consilium Medicum). 2018; 1: 145-148. DOI: 10.26442/2413-8460_2018.1.145-148

Одной из приоритетных задач, стоявших перед нашей страной в начале XX в., являлось создание государственной системы охраны материнства и детства, включающей в себя наряду с организацией работы специальных медицинских учреждений подготовку медицинских кадров для оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. Решение ее взяла на себя советская власть. Уже в первые послереволюционные годы удалось коренным образом перестроить организацию детского здравоохранения, создать систему антенатальной охраны плода, что обеспечило резкое снижение как внутриутробной и ранней детской, так и материнской смертности. За достаточно короткий срок была создана широкая сеть поликлинических и стационарных лечебных, а также консультационных и профилактических детских учреждений; организованы научно-исследовательские институты. Произошло постепенное разделение педиатрии на отдельные, более узкие специальности, что способствовало углублению изучения болезней детского возраста.

Требование подготовки врачей, профессионально и квалифицированно разбирающихся в проблемах педиатрии - науки о здоровом и больном ребенке, детских болезнях, их диагностике, лечении и профилактике, продиктовало необходимость организации при большинстве медицинских вузов педиатрических кафедр. В 1930 г. во 2-м Московском медицинском институте начал работать первый в мире факультет для подготовки врачей-педиатров, что положило начало открытию в стране специализированных педиатрических факультетов.

В Архангельском государственном медицинском институте (АГМИ) кафедра детских болезней была создана в 1935 г., через 3 года после открытия вуза. С самого начала работы она приобрела в АГМИ весомый авторитет благодаря своему первому руководителю Ю.В.Макарову (1894-1980).

История любого научного коллектива начинается с его создателя. И чем больше масштаб личности лидера,

тем органичнее развивается начатое им дело, тем успешнее работают заряженные его энергией и идеями коллеги, выше результаты их деятельности. И тем дольше память об Учителе, даже если его уже давно нет рядом. Именно таким человеком был профессор Макаров, чье имя до сих пор свято чтится в стенах нашего вуза.

Юрий Васильевич -выпускник Казанского университета. Время его учебы совпало с началом Первой мировой войны, а затем - революционными событиями, в которых ему пришлось принимать участие то на одной, то на другой стороне. Лишь в 1921 г. студент и военврач Макаров смог успешно окончить альма-матер и был принят ассистентом в детскую клинику Казанского клинического института для усовершенствования врачей. Здесь он с большим упорством занялся научными исследованиями актуальнейших на тот период спутников лихолетий и военных испытаний: рахита, витаминной недостаточности, детского туберкулеза.

За 14 лет работы под руководством заслуженного деятеля науки РСФСР профессора Е.М.Лепского и в тесном научном содружестве с ним Юрий Васильевич получил большой профессиональный опыт, подготовил и в 1936 г. защитил докторскую диссертацию. Одновременно получила научную степень кандидата медицинских наук его жена Герма Адольфовна Хайн-Мака-рова (1899-1984), работавшая в университетской клинике по тем же проблемам патологических состояний

организма ребенка при нарушениях питания. Признание их научных достижений совпало с открытием кафедры детских болезней АГМИ, куда Макаровы получили приглашение на работу.

Здесь перед учеными открылось, можно сказать, непаханое поле деятельности. В лечебных учреждениях не хватало детских коек, лечением детей занимались в основном врачи общего терапевтического профиля и фельдшеры. Требовалось срочно начать выпуск врачей, специально подготовленных именно к работе с детьми. Кроме того, в регионе, по климатическим условиям экстремальном для проживания человека, который был определен «всесоюзной лесопилкой» и куда ехали на работу семьи с детьми со всей страны, нужно было не только определить круг краевой патологии педиатрического профиля, но и выделить для изучения самые актуальные задачи того времени.

Для устройства кафедральной клиники институт получил в городе старинный двухэтажный особняк на углу улицы Карла Маркса и Троицкого проспекта. Здание было плохо приспособлено для детской больницы, но Макаровым удалось обустроить его не только с умом, но и с душой. На втором этаже разместились уютные палаты для детей раннего возраста, на первом располагались палаты для детей старшего возраста, клиническая лаборатория, используемая для педагогических целей, и довольно большая лекционная аудитория, где Юрий Васильевич читал клинические лекции для студентов 4-5-го курсов с демонстрацией больных.

Практические занятия вела Герма Адольфовна. Широко эрудированный клиницист и ученый, она играла большую роль в воспитании студентов и молодых врачей, обучении их клиническому мастерству и лабораторному делу, служила примером гуманного отношения к матери и ребенку. К работе на кафедре привлекались также практикующие врачи, ставшие членами областного отделения Общества детских врачей РСФСР, созданного профессором Макаровым практически сразу по приезде в Архангельск. Он и его сотрудники во время обходов, лекций и практических занятий не только щедро делились своим клиническим опытом, но и знакомили практикующих врачей с самыми передовыми методами диагностики, профилактики и лечения заболеваний детского возраста.

В довоенные годы коллектив кафедры занимался изучением клинической картины и патогенеза острых расстройств пищеварения у детей. Тогда же было опробовано в лечении этих заболеваний применение альги-ната, выделенного сотрудниками кафедры физической и коллоидной химии АГМИ во главе с доцентом А.И.Вед-ринским из водорослей Белого моря. Эти наработки станут самыми актуальными для решения проблем педиатрии скорого военного времени: острых расстройств пищеварения, гипотрофии, рахита (особенно у детей-блокадников), пневмоний, авитаминозов - преобладающих видов патологии у детей первого года жизни в тот период, а также токсической диспепсии -основной причины высокой детской смертности.

С 1939 г. подготовка научно-педагогических кадров в АГМИ стала осуществляться через систему аспирантуры (позднее врачей-педиатров готовили на 6-м курсе лечебного факультета через субординатуру кафедры педиатрии). Первой из выпускников института, получивших специализацию по педиатрии на кафедре Ю.В.Макарова, в аспирантуру поступила Т.П.Левитина. Уже в годы Великой Отечественной войны в качестве соискателя начала работу здесь М.В.Пиккель.

Для педиатров военные годы стали особенно тяжелыми. На фоне голода, стрессовых ситуаций, недостатка медикаментов и других проблем здоровье детей было резко подорвано (Архангельск в годы войны оказался на втором месте по голодной смертности после блокадного Ленинграда). Туберкулез, поносы, сепсис, хронические пневмонии на фоне голода и истощения носили необычно тяжелый, злокачественный характер. Сотрудники кафедры работали со студентами не только в клинике, но и в детских яслях, областном доме

ребенка, родильных домах, самоотверженно борясь за жизнь и здоровье детей. Недаром многие из них были отмечены государственными наградами.

При этом не прерывалась и научная работа, направленная на решение практических задач того времени. В клинической картине детских болезней разрабатывались соответствующие сложившейся ситуации принципы лечения детей с истощением и рахитом; применялись новые препараты, позволяющие улучшить процесс восстановления здоровья у детей с острыми желудочно-кишечными заболеваниями. Кафедра научно обосновывала методы профилактики нарушений питания в условиях его недостаточности за счет включения в пищу мяса и жира морских зверей, не употреблявшихся ранее в этих целях.

Результаты уникальных исследований были доложены на научной сессии АГМИ осенью 1942 г., опубликованы в вышедшем тогда же пособии «О терапевтическом действии альгиновых кислот и альгинатов при желудочно-кишечных заболеваниях у детей». К научной деятельности на кафедре активно привлекались студенты. В годы войны на работу сначала в клинику, а потом и на кафедру впервые пришли выпускницы АГМИ.

Профессор Макаров все годы работы в Архангельске научно и организационно возглавлял работу по борьбе с детской заболеваемостью и смертностью, много времени отдавал повышению квалификации медицинских работников детских лечебно-профилактических учреждений, выступал с докладами на конференциях по вопросам детского здравоохранения. Все его научные труды того периода посвящены наиболее актуальным проблемам педиатрии: «Рахит у детей», «О релаксации диафрагмы у детей», «О клинике и патологической анатомии туберкулеза у детей», «О туберкулезных инфильтратах в легких у детей», «Роль яслей в профилактике детского туберкулеза», «О морфологических изменениях в почках у детей при инфекциях, расстройствах пищеварения и питания и при некоторых других заболеваниях», «Ревматизм у детей», «О лечении острой сердечной недостаточности»... Им на многие годы вперед были определены стратегические направления научно-педагогической деятельности кафедры, планомерно и последовательно осуществляющиеся и до нашего времени, подготовлены научно-педагогические кадры, сформировавшие педиатрическую научно-педагогическую школу Архангельского Севера. В последние годы работы в АГМИ профессор Макаров совмещал заведование кафедрой с работой заместителя директора по научно-учебной работе.

В 1946 г. Юрий Васильевич и Герма Адольфовна Макаровы вернулись в Казань, где многие годы работали затем в Казанском медицинском институте. Он возглавлял кафедру детских болезней, она после защиты в 1948 г. докторской диссертации - кафедру пропедевтики детских болезней. Оба прожили большую жизнь, наполненную плодотворной работой и любовью -к людям вообще, детям, друг другу...

Кафедру почти на 20 лет принял в свое руководство доцент А.Г.Суворов (1894-1971), также воспитанник казанской педиатрической школы, прекрасный клиницист, известный педиатр-кардиолог и замечательный педагог. Александр Григорьевич в 1914 г. окончил Вятскую фельдшерскую школу и был призван на фронт, после войны работал земским врачом. В 1919-1924 гг. учился на медицинском факультете Казанского университета, затем был ординатором, аспирантом, ассистентом детской клиники, совмещая научные исследования с лечебной работой.

По окончании в 1938 г. аспирантуры А.Г.Суворов был направлен Наркомздравом ассистентом кафедры детских болезней Ижевского медицинского института. В 1943 г. он защитил диссертацию на степень кандидата медицинских наук по теме «Некоторые этиологические моменты острых расстройств пищеварения и питания у детей по материалам детской клиники Ижевского медицинского института и мероприятия по борьбе с ними». Вскоре после этого Андрей Григорь-

146 Педиатрия. Cons^L^um Medicum 2018 | №1

евич вернулся на работу ассистентом в детскую клинику Казанского медицинского института.

В 1946 г. А.Г. Суворов был избран заведующим кафедрой детских болезней АГМИ, возглавив также областное отделение Общества детских врачей РСФСР. С 1947 г. деятельной помощницей доцента Суворова на кафедре стала М.В.Пик-кель, защитившая в Казанском медицинском институте кандидатскую диссертацию на тему «Рахит у детей-дистрофиков» (научный руководитель - профессор Ю.В.Макаров).

Мария Владимировна - дочь сосланного в Архангельск врача-педиатра, одна из первых выпускниц института, связавших всю свою дальнейшую судьбу с альма-матер. Она начала работу в детской клинике профессора Макарова еще студенткой, проявив большой интерес и способности к научно-исследовательской работе. После окончания в 1942 г. с отличием мединститута по специальности «Лечебное дело» была направлена по предложению Юрия Васильевича на работу врачом-ординатором детского отделения 1-й Архангельской клинической больницы и под его руководством за сравнительно небольшой срок выполнила на основе собственного опыта лечения номы у детей несколько работ, представленных на научных сессиях СГМУ военных лет.

Но главное внимание Мария Владимировна сосредоточила на проблеме детей с дистрофиями, предупреждении и лечении детских инфекций, являющихся самой тяжелой детской патологией и основной причиной детской смертности в те годы. Ее научные труды «Опыт применения раствора сульфидина по Планельесу при лечении летних детских поносов» (тогда единственный метод лечения этого часто смертельного заболевания) и «Рахит у детей г. Архангельска и некоторые особенности рахита у детей-дистрофиков» (о сочетании рахита с дистрофией у детей в возрасте от 1 мес до 3 лет) имели большую практическую значимость. По предложенной ею схеме в районах и городах Архангельской области успешно проводились профилактика рахита и лечение детей, страдающих этим заболеванием.

После защиты кандидатской диссертации Мария Владимировна, будучи уже ассистентом кафедры детских болезней АГМИ, организовала курс детских инфекций на базе инфекционной больницы. К этому времени состав больных в детской клинике изменился: расстройства пищеварения, считавшиеся алиментарными у детей до 2 лет, стали расшифровываться как инфекция. Появилась новая нозологическая форма — кишечная коли-инфекция, протекавшая с тяжелыми токсикозами (токсическая диспепсия), многие колиты имели стафилококковую этиологию. В инфекционную больницу стали часто поступать больные менингитами (менингококковый и туберкулезный).

Тяжелейшей проблемой того времени - туберкулезным менингитом, который относился к смертельным заболеваниям, и занялась в 1950-е годы Мария Владимировна. Клинические наблюдения потребовали изучить особенности воспаления мозговых оболочек. Начались настойчивые поиски действенных приемов борьбы с болезнью. Для таких больных она организовала отделение на базе инфекционного городка. Позднее при ее непосредственном участии на базе второго детского инфекционного корпуса (ДИК-2) было создано отделение нейроинфекции, а затем открыто специализированное отделение детской больницы.

Исследования продолжались несколько лет и закончились полной победой ученого. Сегодня тубер-

кулезный менингит в Архангельской области встречается лишь эпизодически, и в этом огромная заслуга кафедры педиатрии АГМИ и лично М.В.Пиккель. Мария Владимировна обобщила научные исследования по этой проблеме в докторской диссертации и стала первой женщиной-профессором среди выпускников АГМИ.

В 1965 г. Мария Владимировна возглавила кафедру детских болезней АГМИ. С ее именем связаны поворотные события в истории архангельской педиатрии - открытие в 1972 г. многопрофильной областной детской клинической больницы и в 1976 г. - педиатрического факультета. Ныне они функционируют как единый клинико-научно-педагогический комплекс, осуществляющий совместную деятельность по подготовке педиатров, изучению современных форм краевой детской патологии, их проявления, течения и лечения.

Преподавание педиатрии на педиатрическом факультете началось с 1979 г. К тому времени динамично развивающаяся под руководством М.В.Пиккель кафедра детских болезней уже сформировалась как многопрофильная. На ней преподавались все основные разделы педиатрии: факультетская, госпитальная педиатрия и субординатура; сложились и выделились курсы преподавания детских инфекций и неонатологии. Поэтому кафедра детских болезней стала для нового факультета базой образования профильных кафедр, осуществляющих преподавание детских болезней. В 1982 г. она разделилась на кафедру педиатрии педиатрического факультета (заведующая - доцент А.Я.Тру-бина) и кафедру педиатрии лечебного и стоматологического факультетов (заведующая - доцент, затем профессор ВА.Терновская). В 1987 г. была организована кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии на базе больницы им. Н.А.Семашко (заведующая - доцент, затем профессор В.И.Макарова). В 1993 г. ранее организованный М.В.Пиккель курс детских инфекций был преобразован в кафедру детских инфекционных болезней (заведующая - доцент, затем профессор Л.В.Титова; ныне - доктор медицинских наук О.В.Самодова). Организатором и руководителем кафедры неонатологии и перинатологии в 1995 г. стала доцент, затем профессор Г.Н.Чумакова. Наработки в области последипломного образования интернов и ординаторов, а также профессиональной переподготовки врачей-педиатров позволили организовать в 1998 г. кафедру педиатрии факультета подготовки кадров и профессорско-преподавательского состава, которую возглавила профессор Е.Н.Сибилева.

Все руководители этих кафедр - ученики профессора Пиккель, которая стала основательницей северной научно-педагогической педиатрической школы, имеющей значительный объем научной продукции и признанной на региональном и всероссийском уровнях. Мария Владимировна умела донести до каждого коллеги важность сочетания врачебной практики с научными изысканиями, без чего немыслимо профессиональное совершенствование. Своим примером беззаветного служения детям, добротой, интеллигентностью она пробудила у многих студентов интерес к педиатрии, и сегодня у нее целая плеяда учеников и последователей. Среди них В.Н.Королева, Т.И.Муган-дина, В.Д.Новожилова, Л.А.Носкова, В.Н.Пономарева, В.И.Макарова, Е.Н.Сибилева, Л.А.Зубов. В период ее заведования раскрывалось клиническое мастерство и педагогический талант В.А.Терновской, Л.В.Титовой, Г.Н.Чумаковой, А.С.Кирсановой, Л.К.Анисимовой, кото-

рые во многом определили лицо кафедры в последующие годы. Мария Владимировна в полной мере раскрыла организаторские способности прекрасных клиницистов и педагогов Г.П.Смирновой, А.К.Копалина, Л.А.Акимовой, О.Ю.Леонтьевой, Т.Л.Ширяевой.

В 1978 г. профессор М.В.Пиккель передала руководство кафедрой доценту А.Я.Трубиной, но продолжала консультировать больных, участвовала в обходах, принимала государственные экзамены на педиатрическом факультете, в конце 1980-х 2 года работала на вновь образованной кафедре пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии. Уже в 90-летнем возрасте профессор Мария Владимировна написала и издала книгу «Клиника туберкулезного поражения центральной нервной системы у детей», так как считала, что природу победить нельзя: опасные инфекции имеют привычку мутировать, приспосабливаться и ждать своего часа. При благоприятных для них условиях они могут вернуться, но поколения врачей, не встречавшихся с ними, не знающих их в «лицо», могут не распознать опасность.

Затем в разное время кафедрой педиатрии руководили доценты Л.К.Анисимова, В.А.Терновская, а также доктора медицинских наук из Ленинграда - ВЛ.Пай-ков, А.В.Добронравов, В.Г.Сапожников. В 1992 г. ее возглавила защитившая к тому времени докторскую диссертацию и вскоре получившая ученое звание профессора В.А.Терновская.

Основным направлением научной деятельности кафедры стало изучение влияния климатических и экологических факторов на здоровье детей, прогнозирование его изменений с целью научной организации профилактики, а также определение особенностей течения и тактики лечения заболеваний в этих условиях. Изучались также совершенно новые и крайне актуальные проблемы синхронизации матери и ребенка, отца и ребенка, социализации ребенка на ранних этапах онтогенеза, а также психосоматики, психологии детского возраста, нейропсихофармакологии. Возглавила это научное направление профессор В.А.Тернов-ская. Исследования проводились в рамках государственной программы «Дети Севера».

Для разработки этих проблем была определена методология исследований, интегральная для оценки как физиологических, так и патологических изменений в организме человека, создана единственная тогда на Северо-Западе цитохимическая лаборатория, в которой проводились исследования энергетического метаболизма на субклеточном уровне. Уникальность предложенных методик заключается в том, что самые минимальные отклонения в организме, которые начинаются при различного рода адаптационных процессах, воздействии патогенов, возникновении заболеваний, выздоровлении, отражаются в этих метаболических сдвигах на субклеточном уровне, что и позволяет оценить влияние окружающих факторов среды, воздействий патогенов, лекарств, токсикантов, природно-

климатических факторов и, самое главное, оценить са-ногенетические процессы в организме как взрослого, так и ребенка. С помощью этих параметров возможно создание оптимально работающей прогностической программы развития, течения, лечения и исходов заболевания.

Результаты исследований вызвали интерес не только в России, но и за рубежом. Уже в 1990 г. данные исследований Виктории Афанасьевны по оценке влияния гео-гелиомагнитной ситуации на здоровье ребенка были включены в координационный проект исследований по этой проблеме в Германии, доложены на международном конгрессе в Вене по проблемам биоклиматологии. А в целом В.А.Терновская докладывала о них на международных конгрессах во Франции, Норвегии, Канаде, Австрии, Турции, Болгарии, США, Италии, Греции, Польше. В 1991 г. она была избрана членом Американского национального географического общества, а с 1994 г. является действительным членом Нью-Йоркской академии наук. Результаты этих исследований легли в основу компьютерной программы «Ребенок и качество жизни», которая является одновременно диагностической, прогностической и лечебно-профилактической. На международных конференциях докладывали результаты своих исследований сотрудники кафедры Е.Н.Сибилева, ЛА.Зубов, А.К.Копалин и др.

Деятельный ученый и высококвалифицированный педагог, заслуженный врач Российской Федерации профессор В.А.Терновская продолжила и результативно развила дело своего учителя профессора М.В.Пиккель. Она вырастила свою плеяду учеников, создала собственную научную школу, в которой есть не только специалисты, посвятившие себя науке и профессиональному образованию, но и практикующие врачи региона. Под ее научным руководством защищено 14 кандидатских и 1 докторская диссертация. Научной деятельностью на кафедре активно занимаются и студенты, которыми ежегодно выполняются 10-12 научно-исследовательских работ. Они принимают участие в проведении врачебно-студенческих конференций и заседаний общества педиатров.

В 2006 г. профессор В.А.Терновская передала кафедру как «эстафету добра» своей ученице профессору С.И.Малявской.

Перспективами кафедры по научной работе на современном этапе определены: внедрение новых достижений науки и практики в работу областной детской клинической больницы и лечебно-профилактических учреждений области, создание научных направлений как базиса организации центров по эндокринологии, кардиологии, аллергопульмонологии, гастроэнтерологии на Севере. Принципами деятельности кафедры на современном этапе являются преемственность, сохранение, передача и приумножение исследовательских традиций, заложенных основателями кафедры; основным научным направлением - развитие превен-тологии и мультидисциплинарной защиты детства.

Сведения об авторе

Малявская Светлана Ивановна - д-р мед наук, проф., зав. каф. педиатрии ФГБОУ ВО СГМУ, г. Архангельск. E-mail: [email protected]

148 Педиатрия. Consilium Medicum 2018 | №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.