Научная статья на тему 'Есть такая логика!'

Есть такая логика! Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ЛОГИКА / ГЕГЕЛЬ / МАРКСИЗМ / PHILOSOPHY / LOGIC / HEGEL / MARXISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белоногов М.И.

Статья представляет собой результат монистического прочтения трудов Гегеля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THERE IS SUCH A LOGIC!

The article is the result of the monistic reading of Hegel's works.

Текст научной работы на тему «Есть такая логика!»

Раздел III. Революции в науке и технологии

УДК 740

ЕСТЬ ТАКАЯ ЛОГИКА!

М.И. Белоногов, ОАО «Томскнефть» (Югра, Россия), e-mail: mihhail51@mail.ru.

Аннотация. Статья представляет собой результат монистического прочтения трудов

Гегеля.

Ключевые слова: философия, логика, Гегель, марксизм.

THERE IS SUCH A LOGIC!

Abstract. The article is the result of the monistic reading of Hegel's works.

Keywords: philosophy, logic, Hegel, Marxism.

Революция, совершенная Гегелем в теории познания...

Гегель. Самый глубокий ум планеты. Признанный еще при жизни, но не понятый и спустя 200 лет после смерти.

Работы Гегеля - образец непревзойденного материалистического понимания природы и мышления. Столь же непревзойденного, сколь, по сути, и по сей день не понятого.

Революция №1. Общественное сознание как продукт эволюции общественной практики

На первой ступени развития человеческого мышления Гегель за исходный пункт принимает эмпирический факт отражения человеком внешнего мира, родственный ему с животными. Отличие лишь в том, что человек отражает свои ощущения, восприятия в категориях «это», «здесь», «теперь». Эти категории есть опредмеченные в материальных символах (словах, образах, жестах) индивидуальные восприятия, отчуждаемые в социальную среду и закрепляемые в ней, а также присваиваемые индивидом из этой среды. Они еще лишены развитого мысленного содержания, они всецело чувственно конкретны. Дальнейшее восхождение человеческого мышления есть производство все более точных и емких для мысли категорий, которые являются ступеньками человеческого познания. Процесс восхождения мышления по лестнице категорий завершается производством абсолютной категории «субстанция» или, в терминологии Гегеля, «Абсолютная Идея». Эта категория имеет в себе всецело мыслимое содержание, охватывает в форме мысли всю природу и человека в ней вместе с его мышлением, но полностью лишена содержания чувственного.

Революция №2. Логика бесконечных понятий

Гегель - логик. Главная его заслуга - создание логики категорий. Задача, перед которой остановился Аристотель, задача, которая и поныне кажется неразрешимой, в значительной мере если не разрешена Гегелем, то существенно продвинута к решению. Возможно, именно современное убеждение, исходящее от позитивизма, что логику категорий создать невозможно, лежит в основе непонимания работ философа.

Нет такой логики! - утверждают позитивисты [5, с. 26]. Мы отвечаем: есть такая логика!

Именно построению диалектической логики посвящена «Наука логики», где Гегель идет от абстрактного к конкретному.

Логика Аристотеля научила человечество строить целое из частей, это логика механизма или механистическая логика. Логика Гегеля, наоборот, дает алгоритм построения частей из целого. Это - логика организма, логика холизма, которой следует природа, логика саморазвития, которая действует во всяком процессе природы, будь то химическая реакция или социальное движение. В конкретном познании логика должна быть опредме-чена в специфических терминах самого познаваемого процесса, чего и добивался Энгельс в своей «Диалектике природы». Увы, мы по-прежнему далеки от реализации этого требования классика марксизма.

О глубине непонимания предмета логики категорий свидетельствует молчание по поводу фундаментальных понятий «Науки логики». Гегель пишет: «...принципом философии является бесконечное свободное понятие, и все ее содержание покоится исключительно только на нем» [2, с. 288]. И - на совершенно новой логической операции, абсолютной негации. «Существенно важно, - пишет Гегель, - понимать абсолютное различие как простое. В абсолютном различии между А и не-А именно простое «не», как таковое, и составляет это различие» [3, с. 489]. Эта операция, как и ее операнд (бесконечное понятие), не были осознаны ни до, ни после Гегеля. Много ли найдется исследований, посвященных анализу этих констант гегелевской логики, представляющих исток и сущность его диалектики? Мне такие исследования неизвестны. Отсюда и критика Гегеля -крайне поверхностная, не касающаяся существа открытого им диалектического метода мышления.

Небольшое пояснение. Еще Аристотель предупреждал, что абсолютно бесконечное множество или «целое» (то, вне чего ничего нет) не может быть предметом исследования науки. Он уточнял: «.бесконечное есть там, где, беря некоторое количество, всегда можно взять что-нибудь за ним. А где вне ничего нет - это законченное и целое» [1, с.119]. Позднее Кант показал, что такие конструкции неизбежно приводят к антиномиям. Через сто лет проблема абсолютного проявила себя в математике как парадоксы теории множеств, что вызвало кризис оснований математики, а вместе с ним и кризис научного познания, не преодоленный и поныне. Г.М. Кантор справедливо отмечает, что виной всему является неразборчивость в определении категории бесконечного [4]. «Неустойчивость в определении понятий и связанная с нею путаница, занесенная впервые около века тому назад с далекого востока Германии в философию, нигде не обнаруживается столь ясно, как в вопросах, относящихся к бесконечности» (ссылка на восток Германии имеет в виду Канта, жившего и работавшего в Кенигсберге) [5, с. 267]. Кантор дает определение множеств, которые допустимы в качестве научных объектов, а именно: в математике допустимы только такие множества, вне которых обязательно существуют иные множества. Такие множества он называет актуальными трансфинитными бесконечными множествами. Множество же (ныне часто именуемое классом), которое не имеет вне себя никаких иных множеств, множество всех множеств, включающее в себя множество всех своих подмножеств, он назвал актуальным абсолютно бесконечным множеством.

Иными словами: автореферентные объекты, являющиеся элементами самих себя, в науке, в строгом ее смысле, в науке, использующей математику, не допустимы. Гегель

работает именно с автореференцией, с категорией, отражающей абсолютное множество - субстанцию, включающую в себя и саму эту категорию в снятом виде. Эту категорию Абсолютного, которая содержит в себе все остальные категории, как в зародыше, а также формы, в которые в процессе развития отливается категория Абсолютного, Гегель назвал «бесконечным понятием» (в «Феноменологии духа» используется термин «бесконечное суждение»).

Именно актуальные абсолютно бесконечные множества порождают парадоксы, поскольку к ним не применима логика Аристотеля. Ибо та требует, чтобы для любого понятия А существовало его отрицание не-А, не пересекающееся с А, лежащее вне А. Но Абсолютное не имеет вне себя ничего, что можно было бы назвать не-Абсолютное. Отрицание Абсолютного может совпадать только с самим Абсолютным, но в иной, измененной форме. В логике Абсолютного справедливо: А = не-А, но отрицание здесь не имеет никакого отношения к отрицаниям в логике Аристотеля, это абсолютное отрицание, простое не (Nichts), как говорит Гегель. Оно порождает движение, меняя формы Абсолютного.

Понятно, здесь мы отказываемся от закона запрета противоречия, что, очевидно, может вести к разрушению системности познания. Чтобы этого не произошло, Гегель компенсирует свободу от непротиворечивости ужесточением требования к закону исключенного третьего. Этот закон также упраздняется, на его место заступает более жесткий -закон исключенного второго. Таким образом, философский дуализм, постулирующий альтернативу «либо материя, либо сознание» заменяется философским монизмом: «субстанция, и ничего вне субстанции».

Ленин о логике Гегеля

Ленин подчеркивает, что исследование гегелевской логики потребует еще немалых усилий. При этом он особо заостряет внимание на чисто логическом аспекте: «Логику Гегеля нельзя применять в данном ее виде; нельзя брать как данное. Из нее надо выбрать логические (гносеологические) оттенки, очистив от мистики идей: это еще большая работа» [6, с. 238].

Ленин осознает, что материализм марксизма необходимо развивать в сторону философского монизма. Он пишет: «...надо углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений» [6, с. 142]. Ленин также понимает, что для анализа категорий требуется иная, неизвестная человечеству логика: «.вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий ...» [6, с. 230]. Эти два момента - расширение категории материи до категории субстанции, до философского монизма, и разработку логики монизма - следует рассматривать как указание к дальнейшему развитию материалистической диалектики.

Заключение. Изучая мышление как высшую форму движения материи, понятой, как субстанция, мы изучаем наиболее общие свойства и закономерности материи. Изучаем материю, данную ей самой в форме мышления, без посредничества органов чувств.

Понимание мышления как продукта развития материи, несущего в себе все ее свойства и законы в снятом виде, дает нам основание причислять Гегеля к наиболее последовательным материалистам в истории философии, несмотря на архаичный язык философа.

Здесь стоит напомнить известный афоризм Маркса: анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны. Впрочем, подобные мысли мы находим уже в древности.

Признание истинного Гегеля - еще впереди. И оно придет не от философов, а от логиков. Когда мысль человеческая осознает, что Гегелем создана логика материи, тогда эта мысль получит теоретический инструмент для сознательного преобразования общества, тогда можно говорить о коммунистической партии, вооруженной действенной теорией, и говорить о революции, ведущей в коммунистическое движение.

Революционная теория предшествует революционному действию. И такая теория есть. Ее нужно только понять, овладеть ею и развить ее до нужд революционной практики.

Литература:

1. Аристотель. Физика // Сочинения в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981. 613 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Пер. Б.Г. Столпнера // Сочинения в 14 т. Т. 6. М.: Соц-экгиз, 1939. 458 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики / Пер. Б.Г. Столпнера // Сочинения в 14 т. Т. 5. М.: Соц-экгиз, 1937. 814 с.

4. Кантор Г.М. Труды по теории множеств / Под ред. А.Н. Колмогорова, А.П. Юшкевича. М.: Наука, 1985. 430 с.

5. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка / Пер. А.В. Кезина. URL: http://kant.narod.ru/carnap. htm

6. Ленин В.И. Философские тетради // Полное собрание сочинений. Т. 29. 782 с.

References:

1. Aristotel'. Fizika // Sochinenija v 4 t. T. 3. M.: Mysl', 1981. 613 s.

2. Gegel' G.V.F. Nauka logiki / Per. B.G. Stolpnera // Sochinenija v 14 t. T. 6. M.: Socjekgiz, 1939. 458 s.

3. Gegel' G.V.F. Nauka logiki / Per. B.G. Stolpnera // Sochinenija v 14 t. T. 5. M.: Socjekgiz, 1937. 814 s.

4. Kantor G.M. Trudy po teorii mnozhestv / Pod red. A.N. Kolmogorova, A.P. Jushkevicha. M.: Nauka, 1985. 430 s.

5. Karnap R. Preodolenie metafiziki logicheskim analizom jazyka / Per. A.V. Kezina. URL: http://kant.narod.ru/carnap.htm

6. Lenin V.I. Filosofskie tetradi // Polnoe sobranie sochinenij. T. 29. 782 s.

— • —

Сведения об авторе

Михаил Иванович Белоногов, приборист, ОАО «Томскнефть» (Югра, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.