Научная статья на тему 'Есть ли у женщины выбор: феминизм в массовой культуре и художественной литературе'

Есть ли у женщины выбор: феминизм в массовой культуре и художественной литературе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2667
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПИСЬМО / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ФЕМИНИЗМ / ФЕМИНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пракина Валерия Ивановна

В статье отражена тема феминизма в массовой культуре и художественной литературе на примере произведений зарубежных авторов: Сильвии Плат, Симоны де Бовуар, Эльфриды Елинек. Рассматриваются такие явления, как культурный феминизм, женское письмо, феминистская литературная критика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Пракина Валерия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers feminism in popular culture and literature in the context of the novels by Sylvia Plat, Simone de Beauvoir, Elfriede Jelinek. Such phenomena as cultural feminism, women's writing, feminist literary criticism are considered.

Текст научной работы на тему «Есть ли у женщины выбор: феминизм в массовой культуре и художественной литературе»

ПРАКИНА В. И.

ЕСТЬ ЛИ У ЖЕНЩИНЫ ВЫБОР: ФЕМИНИЗМ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Аннотация. В статье отражена тема феминизма в массовой культуре и художественной литературе на примере произведений зарубежных авторов: Сильвии Плат, Симоны де Бовуар, Эльфриды Елинек. Рассматриваются такие явления, как культурный феминизм, женское письмо, феминистская литературная критика.

Ключевые слова: феминизм, массовая культура, художественная литература, женское письмо, феминистская литературная критика.

PRAKINA V. I.

IF WOMAN HAS A CHOICE: FEMINISM IN POPULAR CULTURE AND LITERATURE

Abstract. The article considers feminism in popular culture and literature in the context of the novels by Sylvia Plat, Simone de Beauvoir, Elfriede Jelinek. Such phenomena as cultural feminism, women's writing, feminist literary criticism are considered.

Keywords: feminism, popular culture, fiction, women's writing, feminist literary criticism.

Возникновение термина «феминизм» (от лат. femina - «женщина») относится к началу XIX века. В то время под ним понималась совокупность качеств, присущих женщине, по аналогии со специфическими мужскими чертами - мужественностью. В конце XIX столетия в рамках суфражистского движения (за предоставление женщинам избирательных прав) появляется термин «феминистка», которым именуют активисток женского движения [1]. То есть к началу XX века значение слова меняется, и последние 100 лет феминистками однозначно именуют женщин, которые борются за свои права, причем не только политические. Термин приобретает более широкое социальное и культурное значение.

Англичанка Мэри Уолстонкрафт, жившая в конце XVIII столетия, в своем трактате «Защита прав женщины» (1792) подняла ключевые вопросы, связанные с женской судьбой: насколько женщина отлична от мужчины, насколько справедливы обвинения женщины в неспособности решать серьезные общественные задачи, как на роль женщины влияет материнство и домашний труд. Главный лозунг Уолстонкрафт, вызвавший скандал, состоял в том, что женщина может самостоятельно распоряжаться своей судьбой [там же].

Взгляды Уолстонкрафт разделяли ее соотечественники - писательница Мэри Эстел, с философской точки зрения смотревшая на проблему, и классик либеральной философии

Джон Стюарт Милль, опубликовавший трактат в защиту женских прав «Подчиненность женщины» (1869) и другие.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. возникает культурный феминизм - направление внутри радикального феминизма [2]. Эта идеология пытается вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооцененными, рассматривает различия между мужчинами и женщинами не только в разрезе биологии, но и с психологической, культурной и исторической точек зрения. Культурный феминизм поощряет женское, а не мужское поведение в любых сферах человеческой жизни.

В конце 60-70-х гг. XX века феминизм получил широкое распространение в литературе. Особенно активно он проявился в начале 80-х гг. XX века [1]. В конце 1980-х начале 90-х гг. активно заявила о себе женская проза - тексты, написанные женщинами. До сих пор дискуссии о ней не умолкают, высказываются разные взгляды относительно того, имеют ли право эти произведения рассматриваться как самостоятельная область словесности. И хотя далеко не все из этих текстов содержат в себе хоть какой-то феминистический «посыл», они интересны исследователям совокупностью факторов: автор - женщина, главная героиня - женщина, проблематика так или иначе связана с женской судьбой. Присутствует и специфический женский взгляд на окружающую действительность, связанный с женской психологией.

По мнению филолога О. Гаврилиной, определение «женская проза» имеет двойственную природу. С одной стороны, это все произведения, написанные женщинами, а с другой - это тексты, в центре которых лежит взгляд женщины на проблемы общества: «...в широком смысле, «женская литература» - это все произведения, написанные женщинами, вне зависимости от того, придерживается ли автор в своем творчестве позиций феминизма или следует патриархальным традициям. И в узком понимании - это круг текстов, в основе которых лежит собственно женский взгляд на традиционные общечеловеческие проблемы (жизни и смерти, чувства и долга, взаимоотношения человека и природы, семьи, и многие другие)» [3, с. 107]. Поэтому женская литература - объект интереса феминистской литературной критики, основные задачи которой - «изучение тем и жанров литературы, созданной женщинами; изучение новых предметов, таких как психодинамика женской креативности, лингвистика и проблема женского языка, индивидуальное или коллективное женское авторство, история женской литературы и исследование биографий отдельных писательниц и их произведений» [4].

Феминистская литературная критика получила большое распространение в Западной Европе и США. Сформировались самостоятельные учебные дисциплины, имеющие своим предметом гендерные аспекты литературного творчества.

В современном обществе, на первый взгляд, женщины и мужчины находятся на равных позициях. Но это не всегда так. Ежедневно на нас валится поток информации в виде рекламы, новостей, телепередач. Именно они формируют массовую культуру и общественное мнение. Люди сами себе создают стереотипы. Например, оценивая фотографию модели в журнале, многие женщины хотят быть именно такими и считают, что они «недостаточно идеальны». Стереотипизация оказывает главное давление на женщину. Стоит ей сказать: «Ты некрасивая» или «Ты не слишком умная», «Тебе стоит поправиться» или, наоборот, «Тебе стоит похудеть», «Ты должна выйти замуж», - и это может стать веской причиной задуматься, как стать «лучше». На протяжении нескольких веков женщины ломают себя, чтобы достичь этого «лучше». Сбрасывают килограммы, делают пластику, пытаются стать прелестной во всех отношениях «картинкой». В социальном смысле по-прежнему широко распространена следующая позиция: «Мужчина - хозяин в доме, женщина - мать и хранительница домашнего очага», хотя женщина при этом работает и успешно реализует себя на профессиональном поприще. И все равно ее социальная роль ставится под сомнение. Женщина имеет право развиваться, не посвящая время только «дому». У женщины есть свои цели, планы, мечты, которые она бы хотела осуществить в своей жизни. Женщина - прежде всего личность. На примере художественных произведений хотелось бы показать как судьбы женщин порой зависят от патриархального уклада жизни.

Первое произведение, обращающее на себя внимание в данном аспекте, это роман Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком». Американский автор, о котором написано так много за границей, в России известен мало. Это поэт и прозаик, лауреат престижной премии Пулитцера, основательница жанра под названием «исповедальная поэзия». Плат называют классиком современной американской литературы. Самое известное произведение, написанное ею в стиле «художественной биографии», роман «Под стеклянным колпаком» (1963). В данной книге на примере героини Эстер Гринвуд Сильвия Плат рассказывает свою жизнь в период стажировки в Нью-Йорке. Поначалу для Эстер все кажется сказкой. Мы наблюдаем за первыми ее успехами, потом видим, как приходят первые разочарования и поражения в писательском деле. Они возникают из-за непонимания окружающего мира, который подвержен рутине и стереотипам. Первые «разломы» внутреннего мира происходят в Эстер из-за разочарования в себе: «синдром отличницы», попытка сделать все как можно лучше приводят к первому крушению идеальной картины жизни. Она видит себя выдающимся писателем, незамужней, независимой женщиной. Это очень показательный момент: она хочет иметь разницу с тем, что диктует ей общество. Общество живет по одним законам, Эстер же, говоря образно, как «белая ворона среди черных птиц». Люди, живущие рядом с ней, не одиноки. Одиночество стало ее «колпаком». Она боится замужества не

потому, что боится мужчин, а потому, что боится подавления ими. Это одно из ее убеждений, которому она верна: «... замуж и обзавестись детьми - это все равно что подвергнуться промыванию мозгов, и твоя участь будет похожа на судьбу немого раба в некоем приватном, но тем не менее тоталитарном царстве» [5]. Тема скользит в романе неоднократно, как бы намекая, что люди живут клише и стереотипами, не думая о чувствах. «Мне невыносима была мысль, что женщина обречена на одну-единственную, причем непорочную, жизнь, тогда как мужчина способен вести двойное существование: одно - исполненное целомудрия, а другое - наоборот», - отмечает героиня [там же]. В произведении приводятся ее размышления о самореализации, общественном признании, собственном настоящем и будущем.

Мысли, чувства, желания переполняют Эстер, закрывают ее от внешнего мира, от людей, доводя до отчаяния. Все вокруг кажется ей ненастоящим и фальшивым. Ее терзают мысли, что она не состоится как писатель, женщина, личность. Она окончательно теряет свое внутреннее «я»: «Я почувствовала, как жизнь моя простирает надо мной свои ветви. С конца каждой ветви, подобно сочной смокве, свисало и подмигивало, маня, какое-нибудь лучезарное будущее. Одна смоква означала мужа, детей и полную чашу в доме, другая -судьбу знаменитого поэта, третья - карьеру университетского профессора, четвертая. -выдающуюся издательницу и редактрису, пятая звала в Европу, и в Африку, и в Южную Америку, шестая отзывалась именами. возлюбленных с непроизносимыми именами и непредставимыми профессиями, седьмая сулила мне звание олимпийской чемпионки по гребле, а выше на ветвях виднелись и другие плоды, ни названия, ни назначения которых мне пока не дано было угадать» [там же].

Из-за того, что Эстер не вписалась в общепринятую картину мира, и произошел этот диссонанс. В итоге героине все же удалось выбраться из гнетущего состояния и понять, «где черное и белое», но для этого потребовалось слишком много времени и сил.

Российский исследователь творчества Сильвии Плат Е. Герасимова в своей диссертационной работе «Художественный мир поэзии и прозы Сильвии Плат (конец 50-х -начало 60-х гг.)» акцентирует именно культурные аспекты конфликта героини романа с окружающей реальностью: «.выйдя из хронотопа «мужской» культуры, она оказывается в некоем вакууме, «под стеклянным колпаком». У нее нет ни внешнего культурного пространства, в котором она могла бы реализовать иную модель жизни, ни внутреннего духовного опыта, так как ее самоидентификация находится лишь в процессе становления» [6, с. 14]. Другими словами, Эстер, находясь во власти патриархальных влияний, не смогла проявиться как личность со своими взглядами и отношением к миру. Потому что, как только

она делала эту попытку, общество бескомпромиссно отвергало ее из-за принятой «модели жизни».

В книге французской писательницы, представительницы экзистенциальной философии и идеолога феминистского движения Симоны де Бовуар «Прелестные картинки» (1966) ставится вопрос: «Какой должна быть женщина?» Ответ дается на примере главной героини Лоранс. Она успешная женщина, у которой, казалось бы, есть все: муж, дети, престижная работа в рекламном агентстве. Постепенно героиня понимает, что все вокруг -лишь картинка, рекламный ролик. Глядя на своих друзей, которые довольны жизнью, она задается мыслью: «Что в них есть такого, чего мне не хватает?» [7]. Катрин, дочь героини, задает вопрос, который еще больше выбивает Лоранс из колеи привычного существования: «Мама, зачем мы существуем?» [там же]. И Лоранс начинает искать ответ на вопрос в себе: вспоминает детство, маму, которая хотела выйти замуж за миллионера, но этому не суждено было сбыться; отца, который был для нее примером. Она размышляет о том, почему жизнь у нее сложилась именно так, почему она вышла замуж за своего мужа: «Думаешь, что тебе дорог мужчина, а на самом деле тебе дорого некое представление о себе, некая иллюзия свободы или неожиданности, миражи» [там же]. Героиня ни в чем не обвиняет патриархальный общественный уклад, ее вопросы остаются без четких ответов, но рассуждения безусловно интересны с позиций феминистской литературной критики. Героиня надеется, что лучшая жизнь, которую она не получила, достанется ее дочкам. И они воплотят ее мечты.

Третья книга, которую важно упомянуть в данном исследовательском контексте, это книга австрийской романистки, драматурга, поэта и лауреата Нобелевской премии 2004 года по литературе Эльфриды Елинек «Любовницы» (1975). В одном из своих ранних интервью писательница сказала следующее: «Мои тексты - разрушение мифа. Я хочу вернуть вещам их историю и их правду» [Цит по: 8, с. 5]. Критики считают, что писательнице с успехом удалось создать пародию на массовую культуру, в первую очередь, на телевидение, прессу и рекламу, благодаря технике смешивания пластов реальности и фрагментов узнаваемых рекламных роликов, телесериалов, ток-шоу и вовлечению современников во взаимоотношения с телевизионными героями. Благодаря нелепости и абсурдности приводимых примеров творчество Елинек является своеобразным средством воздействия на массовую культуру, рекламу, противодействует распространению мифов.

Роман «Любовницы» является своеобразной сатирой на женский сентиментальный роман. Посредством данной литературной формы автор обличает современное общество и показывает его отношение к женщине. Почему книга так называется? Слово «любовницы» используется в значениях: «те, кто любит» и «те, кого любят». Типажи героинь этой книги

весьма своеобразны, как и их понимание мира. Одна из них, Бригитта - девушка, которая очень хочет замуж за конкретного мужчину. Ей кажется, что она получит жизнь, о которой мечтала. Бригитта хочет получить свое будущее в готовом виде. Сама она не может его создать.

Картина жизни героини весьма печальна. Работницы фабрики не видят ничего, кроме ежедневного изматывающего труда. Чтобы «выжить в замкнутом кругу», им нужна мечта. У Бригитты она появилась - это мужчина. Она хочет, чтобы ее любили, потому что любит она. Любит так, что не видит ничего вокруг. Мужчина по имени Хайнц, к которому она испытывает чувство, напротив, любви лишен, но не лишен желания. Бригитта ему не нужна, но он пользуется ею. У него есть неплохая перспектива открыть в будущем свое дело. Она же будет женой предпринимателя и это решит ее проблемы. У них будет дом, дети, свой магазин. Решив однажды, что ей нужен этот мужчина, героиня подписала себе приговор: теперь она обречена зависеть от него во всем, не имея ни своего мнения, ни своих взглядов, ни собственных интересов. Всю ее жизнь составляет Хайнц, она как бы перекладывает свою жизнь на него.

Живя в постоянном страхе быть одной и неспособной на какие-то серьезные решения и действия, Бригитта пытается получить защиту и любовь от того, от кого по факту это получить невозможно, упрямо внушает себе, что все придет. Эта любовь - побег от себя.

Вторая героиня романа - Паула. Поначалу кажется, что именно ее любовь найдет свой отклик в душе противоположного пола. Но чем дальше мы углубляемся в историю ее жизни, тем быстрее понимаем, что она тоже обречена на нелегкую судьбу. В романе несколько линий: любовь Эриха к всевозможным моторам по сравнению с любовью Паулы к Эриху; любовь Эриха к спиртному по сравнению с любовью Паулы к Эриху. У Паулы были чувства, которые ее любимого не волновали. Но она поступает так же, как Бригитта, и получает «свое» будущее. Эти женщины не виноваты в своем выборе. Их такими сделало общество. У них нет свободы. Они - почти предметы, принадлежащие миру мужчин. «И Паула все время подглядывает за лучшей жизнью, которая могла бы принадлежать и ей, хотя создана эта жизнь не для нее» [9].

Героини проанализированных в данной статье художественных произведений смогли заглянуть внутрь себя и понять главное, касающееся статуса женщины в обществе. Эти важные вещи - самодостаточность женщины, активная жизненная позиция, вера в свои силы, желание быть успешной без мужской помощи, позитивное мышление. Все это могло бы изменить их жизнь. Но, к сожалению, осознали они это слишком поздно. Женщина имеет право любить кого хочет. В этом проявляется стремление женщин объяснить, что они - не «слабый пол» и нуждаются не в защите, а в уважении. Уважать женщину, значит, не

относиться к ней снисходительно, не опекать ее. Женская дружба, вера в себя - это те важные навыки, которые героини приобрели в своих историях. Да, не у всех героинь хорошо сложилась жизнь. Но они поняли, что им нужна свобода от гнета мужчин. Равновесие в правах (не только политических) - это и есть феминизм. Закончить статью хотелось бы словами знаменитой феминистки Бетти Фридан: «Кто знает, каких высот сможет достичь женщина, когда она наконец станет самой собой? Кто знает, на что способен интеллект женщины, которая любит и любима? Кто знает, насколько радостней будет любовь, когда общими у мужчины и женщины будут не только дети, секс, дом и дача, но и увлечение своим делом и ответственностью за него, благодаря чему человек ощущает будущее и осознает смысл жизни... Поиски женщинами своего «я» только начинаются. Но приближается время, когда голоса сторонников мифа о женском предназначении уже не смогут заглушить внутренний голос женщин, зовущих к развитию и совершенству. И это будет еще одна ступень в эволюции человечества» [10].

ЛИТЕРАТУРА

1. Что такое феминизм? Философ Кирилл Мартынов об истории борьбы за равноправие, движении суфражисток и радикальных феминистических теориях [Электронный ресурс] // ПостНаука. - 2015. - 8 марта. - Режим доступа: http://postnauka.ru/faq/44150.

2. Феминизм культурный [Электронный ресурс] // Словарь гендерных терминов. -Режим доступа: http://a-z-gender.net/feminizm-kulturnyj.html.

3. Гаврилина О. В. Чувство природы как один из способов создания образа героини в женской прозе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2009. - № 2. - С. 105-114.

4. Женская литература [Электронный ресурс] // Гендерный глоссарий проекта «Ресурсы гендерного образования». - Режим доступа: http://vocabulary.ru/termin/zhenskaja-literatura.html.

5. Плат С. Под стеклянным колпаком [Электронный ресурс] / пер. В. Топоров. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=1012802.

6. Герасимова Е. К. Художественный мир поэзии и прозы Сильвии Плат: конец 50-х -начало 60-х гг.: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Н. Новгород, 2007. - 20 с.

7. Бовуар С. Прелестные картинки [Электронный ресурс] / пер. Л. Зониной. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=127061.

8. Акашева Т. В. Разрушение мифов современного общества в ранней прозе Э. Елинек: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2009. - 23 с.

9. Елинек Э. Любовницы [Электронный ресурс] / пер. А. Белобратов. - Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=21967.

10. Макарова Г. Личность женщины и современность [Электронный ресурс] // Психология. - Режим доступа: http://psy.rin.ru/article/183/ Lichnost-zhenschiny-i-sovremennost.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.