Научная статья на тему 'Есть ли гражданское общество в Бангладеш?'

Есть ли гражданское общество в Бангладеш? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
249
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ОТНОШЕНИЯ "КЛИЕНТ-ПОКРОВИТЕЛЬ" / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / CIVIL SOCIETY / POLITICAL PARTIES / CLIENT-PATRON RELATIONS / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / CIVIL SOCIETY ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мд Сазедул Ислам

Гражданское общество представляет собой группу людей, не связанных с правительством и армией и обеспечивающих противовес и контроль государства на национальном и местном уровнях в стране. В Бангладеш с момента обретения независимости в 1971 году организации гражданского общества успешно участвуют в социальном развитии, однако их критикуют за неспособность обеспечить демократию в Бангладеш из-за их поддержки политических партий, что препятствует решительному противодействию коррупции и не демократической деятельности в стране. В этой статье с помощью исторического метода, автор анализирует особенности и роль гражданского общества в Бангладеш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IS THERE CIVIL SOCIETY IN BANGLADESH?

Сivil society is a group of people excluded from the government and the army and providing a counterbalance and control of the state at the national and local levels in the country. In Bangladesh, since independence in 1971, civil society organizations have been successfully involved in social development, but they have been criticized not to be able promote democracy in Bangladesh because of their support for political parties. Therefore, it impedes strong opposition to corruption and non-democratic activities in the country. In this article, using the historical method, the author analyzes the features and role of civil society in Bangladesh.

Текст научной работы на тему «Есть ли гражданское общество в Бангладеш?»

УДК: 321.728 ГРНТИ: 11.05.19 DOI: 10.32415^аепйа.2018.12.10

ЕСТЬ ЛИ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В БАНГЛАДЕШ?

Мд Сазедул Ислам

Российский университет дружбы народов Россия, 117198 г. Москва, ул. Миклухо Маклая, 10

И Мд Сазедул Ислам - sazid.ul.islam2010@gmail.com

Гражданское общество представляет собой группу людей, не связанных с правительством и армией и обеспечивающих противовес и контроль государства на национальном и местном уровнях в стране. В Бангладеш с момента обретения независимости в 1971 году организации гражданского общества успешно участвуют в социальном развитии, однако их критикуют за неспособность обеспечить демократию в Бангладеш из-за их поддержки политических партий, что препятствует решительному противодействию коррупции и не демократической деятельности в стране. В этой статье с помощью исторического метода, автор анализирует особенности и роль гражданского общества в Бангладеш.

Ключевые слова: гражданское общество, политические партии, отношения «клиент-покровитель», неправительственные организации, организации гражданского общества.

IS THERE CIVIL SOCIETY IN BANGLADESH? Md Sazedul Islam

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) 10 Mikluho Maklaya Ave., 117918 Moscow, Russia

El Md Sazedul Islam - sazid.ul.islam2010@gmail.com

Gvil society is a group of people excluded from the government and the army and providing a counterbalance and control of the state at the national and local levels in the country. In Bangladesh, since independence in 1971, civil society organizations have been successfully involved in social development, but they have been criticized not to be able promote democracy in Bangladesh because of their support for political parties. Therefore, it impedes strong opposition to corruption and non-democratic activities in the country. In this article, using the historical method, the author analyzes the features and role of civil society in Bangladesh.

Keywords: civil society, political parties, client-patron relations, non-governmental organizations, civil society organizations.

Гражданское общество - это группа людей, не входящих в правительство и армию, создает противовес и контролирует государство на национальном и местном уровне в стране. В Бангладеш с момента обретения независимости в 1971 году организации гражданского общества успешно участвуют в социальном развитии, однако их критикуют за то, что они не могут обеспечить демократию в Бангладеш из-за их поддержки политическими партиям, что препятствует решительной борьбе с коррупцией и не демократической деятельности в стране.

Идея гражданского общества уже много лет привлекает внимание исследователей [6, с. 44]. Она рассматривается как важная часть демократической страны, которая относится к позитивной, конструктивной социальной силе и способна самостоятельно ограничивать деятельность государства [9, с. 93]. Считается, что формирование современного гражданского общества связано с демократизацией, поскольку оба этих процесса ограничивают господство государства. Однако в случае гражданского общества это сложнее, поскольку что гражданское общество характеризует способности общества к самоорганизации и наличие ряда свобод и этических оснований, прежде всего идея справедливости [10].

По мнению Ектедера Ахмеда, гражданское общество -это социальное существование, которое прямо или косвенно зависит от военной силы. В этом смысле все граждане, включая широкий круг организаций, общественных групп, неправительственных организаций, профсоюзов, групп коренного населения, благотворительных организаций, ре-

лигиозных организаций, профессиональных ассоциаций и фондов, считаются гражданским обществом страны [1].

Деятельность и вклад гражданского общества могут быть различными. Шамсул Худа отмечал, что гражданское общество не только вносит свой вклад в развитие общественных движений, но и действует с целью получения прибыли и предоставляет различные услуги граждан. Они также проводят исследования и изыскания по различным вопросам, представляющим общественный интерес, и пропагандируют альтернативу государственной информации. Есть и другие, которые имеют национальную и региональную направленность и сосредоточены на нескольких важных вопросах. В зависимости от характера их деятельности роль этих различных гражданских обществ может быть информационно-пропагандистской, предоставлением услуг или просто государственным строительством. Поведение гражданского общества, которое посвящает себя задачи укрепления электоральной демократии, должно дистанцироваться от правительства и частных предприятий, ищущих прибыль [7].

В целом любая организация, которая не является частью государства и созданная снизу, и не основана исключительно на некоторых узких интересах, может квалифицироваться как гражданское общество.

Характер гражданского общества Бангладеш. В 1947 году индийский субконтинент был разделен на две части Индии и Пакистана. Бангладеш была включена в Пакистан и названа Восточным Пакистаном. Несмотря на то, что Восточный Пакистан был частью Пакистана, его народ был жерт-

Philosophy and Sociology | Juvenis scientia 2018 № 12

37

вой репрессий и дискриминации со стороны правителей Пакистана. Несколько движений сопротивления возглавлялось интеллектуалами и образованными группами людей. По словам Бхаттачарьи, они считаются предшественниками нынешнего гражданского общества Бангладеш [5].

Эти интеллектуалы внесли свой вклад в обретении независимости в 1971 году. Поэтому союзником Западного Пакистана группами Джаммати Ислами, Альбадор Аль-шамс 14 декабря незадолго до получения независимости и было убито значительное число нтеллектуалов, профессоров, писателей, актеров и певцов. После убийства первого президента Муджибура Рахмана 15 августа 1975 года власть страны перешла под власть армии, которая продолжалась до 1990 года. В этот период не была заметна деятельность сильного и нейтрального гражданского общества. В 1991 году демократическая парламентская система была восстановлена путем свержения военных и самодержавия. Избранные политические партии пришли к власти и начали влиять на все без исключения сектора страны, включая гражданское общество. По словам Ектедера Ахмеда, политические партии используют коррупцию, покровительство, кумовство и насилие для усиления своей поддержки и контроля над всеми институтами, поддерживающими альтернативные политические идеологии. В этом процессе гражданское общество было нарушено, поляризовано и контролируется политическими партиями [13].

В настоящее время в стране гражданское общество разделено на разные группы в соответствии с их поддержкой политических партий. Большинство членов гражданского общества связаны либо с идеологией правящей политической партии, либо с оппозицией, которая играет главную роль в снижении их специфичности и нейтральности. Некоторым членам приписываются нейтралитет, но они не имеют права занимать более сильную позицию из-за влияния политизированных членов гражданского общества [1]. Большинство из этих организаций гражданского общества принадлежат к одному из основных трех идеологических лагерей, светскому, националистическому и исламистскому. Правящая партия, будь то Авами Лига или Националистическая партия Бангладеш своими решениями и действиями показала, что она оказывает особую поддержку, и относится к тем организациям гражданского общества, которые сыграли позитивную роль в оказании помощи этой партии в период выборов и действуют против тех, кто сотрудничал с оппозицией [13].

Преподаватели и профессора университетов считаются значительной частью гражданского общества. В стране 40 общественных, 56 частных, 2 международных, 2 специальных университетов. Раньше профессора занимались научными исследованиями и преподавали в университетах, но теперь им мешает их политизированный характер. В кадровые назначения и карьерное продвижение в университете часто вмешивается правящей партией [1].

Профсоюзы широко участвуют в политике и контролируются политическими партиями. Особенно правящей партией. Правительство поддерживало лидеров, контролирующих администрацию, и часто находило, что они более связаны с их личными выгодами и покровительством, чем с коллективными интересами [13].

Адвокаты часто назначаются от имени сильно коррумпированных политических лидеров. Несмотря на то, что значительную часть гражданского общества составляют бизнесмены, журналисты, интеллектуалы, писатели все они находятся

под влиянием политики. Некоторые из них способны проявлять нейтралитет. По-видимому практически нет секторов и групп не подверженных влиянию политики [1]. Вероятно, неправительственные организации и организации социального обеспечения также связаны с политикой.

После обретения независимости многие национальные и международные организации социального обеспечения и неправительственные организации работали над восстановлением социально-экономической структуры страны. В частности, эти организации участвуют и развивают статус расширения прав и возможностей женщин, сокращения масштабов нищеты, повышения осведомленности о вопросах здравоохранения и планирования семьи. В период правления армии правительство не уделяло слишком много внимания этим организациям гражданского общества, потому что они не были связаны ни с какими движениями против господствующей власти, более того, они имели решающее значение для правительства из-за их участия в международных донорах [11].

Большинство авторитетных НКО Бангладеш на самом деле не являются частью того, что мы здесь называем гражданским обществом. На самом деле, они в значительной степени избегают роли гражданского общества, хотя это может несколько измениться в нынешних условиях. Это воздержание было сознательным, поскольку более крупные НКО решили сосредоточиться в своей работе на область развития, а не на справедливых политических программах, партиях, что, несомненно, было обоснованным опасением, что политическое участие приведет к репрессиям со стороны режима [4].

В стране зарегистрировано 78042 НКО, из них 233 являются международными. Крупнейшим донорами являются США, Великобритания, некоторые европейские страны, а также некоторые арабские страны [11]. По всей стране с этими НКО связано огромное количество людей, поэтому политические партии обращают на них внимание и создали патрон-клиентские отношения и использовали их в качестве базы поддержки для получения государственной власти. Как только политические добиваются успеха в управлении страной, они делятся полученной выгодой со своими клиентам. Это фактически порождает коррупцию и кумовство, которые снова делегитимируют государство [12].

Эти организации являются клиентами государства и покровителями граждан и сел. Такие отношения приносят пользу для группы, такие как различные проекты, финансовые гранты и рабочие места, а также личные услуги, включая государственные, занятость, продвижение по службе, рекламные акции, бизнес-гаранты и лицензии, государственные контракты, юридическую помощь и даже медицинскую помощь. В замен правительство и политические партии получают лояльность и поддержку со стороны различных социальных слоев населения, финансовую и материально-техническую поддержку во время выборов, контроль над различными учреждениями и даже СМИ, и обеспечивают необходимую организационную основу, защищающую такую политизацию, а не политическое проникновение. Это наблюдается среди всех типов организаций гражданского общества, городских и сельских районов на традиционных и современных основах [13].

Помимо этих организаций некоторые другие независимые комиссии способствуют борьбе с коррупцией, а также проведению честные выборов. Согласно Конституции (статья 118) в ней предусматривается создание избирательной комиссии, которая должна быть освобождена от какого-

либо влияния политических партий. Но отмечается, что каждая правящая партия пыталась вмешаться в эту комиссию, чтобы обеспечить себе власть. Поэтому в 1991, 1996 и 2001 годах при непартийных временных правительствах были проведены несколько парламентских выборов [2]. В 2014 году крупнейшая партия БНП бойкотировала выборы, поскольку правящая партия Авами Лига отменила это временное непартийное правительство. Слабость избирательной комиссии и доминирование правящей партии являются одной из основных причин предвыборного насилия в Бангладеш [3].

Гражданское общество обязано поднять свой голос против коррупции политических лидеров. В Бангладеш корни коррупции лежат глубоко в бюрократических и политических структурах, и согласно данным TIB (Трансперенси Ин-тернейшнл Бангладеш) полиция является самым коррумпированным сектором Бангладеш [8]. Хотя комиссия по борьбе с коррупцией и полиция играют решающую роль в искоренении коррупции, но оппозиционные партии утверждают, что эта комиссия и полиция очень политизированы и часто используются для подавления и контроля оппонента и контроля сторон.

Вывод. Гражданское общество играет очень важную роль в поддержании демократии в стране. В Бангладеш

ЛИТЕРАТУРА

основная проблема заключается в том, что власть осуществляется небольшой группой закрытых элит и повсеместно находится под влиянием политических партий. На профсоюзы, Федерации палат и религиозное гражданское общество влияние оказывает политизация. Их автономия скомпрометирована их политическим характером, в то время как, с другой стороны, многие лидеры организаций гражданского общества участвуют в партийной политике. Это политизированное гражданское общество не способствует укреплению демократии как нейтральной общественной силы. Более того, кажется, что у каждой партии есть свое гражданское общество, группу интеллектуальных людей. В некоторых случаях политические партии поддерживали отношения « клиентом - покровитель» с гражданским обществом, НКО и организациями гражданского общества. Наблюдая за характером гражданского общества, трудно сказать о существовании его как сильной структуры, поскольку когда гражданское общество разделяется на различные группы в зависимости от поддержки политических партий, оно утрачивает свой нейтралитет и подлинность, чтобы стать гражданским обществом, вместо этого мы находим некоторые организации гражданского общества, которые участвуют в социальном развитии при поддержке и с помощью правящей власти.

1. Ahmed Ekteder The neutral position of the civil society is desirable // The dailly Jugantor. URL: https://www.jugantor.com/old/window/2013/07/06/10718 (in Bengali language).

2. Akram Shahzada M, Das Shadhan Kumar Bangladesh Election Commission: A Diagnostic Study // TRANSPARENCY INTERNATIONAL BANGLADESH. URL: https://ti-bangladesh.org/research/ES_ElectionCommission.pdf.

3. Akbar Nafisa Tahmina Outside the Institutional Box: Why Political Parties Use Pre-electoral Violence in Bangladesh // A dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Political Science. 2016. URL: http://digitalassets.lib.berkeley.edu/etd/ucb/ text/Akbar_berkeley_0028E_16012.pdf.

4. Blair Harry Civil society, democratic development and international donors in Bangladesh. URL: https://cpb-us-w2.wpmucdn.com/campuspress.yale. edu/dist/b/405/files/2017/08/Bdesh07-HBlair-BdeshCivSoc-RJahan2000-208lmud.pdf.

5. Bhattacharya Debapriya Civil society evolution and some debate // The daily Prothom Alo. URL: https://www.prothomalo.com/opinion/article/332692/

(in Bengali language).

6. Богданов Е.В. Гражданское право и гражданское общество России // Современное право. 2014. № 6. С. 43-49.

7. Huda ATM Shamsul Electoral Democracy and civil society // The daily Star. URL: www.thedailystar.net/electoral-democracy-and-the-civil-society-14561.

8. Md. Awal Hossain Mollah, Md. Nizam Uddin Compating corruption in Bangladesh // UNPAN (DMS). URL: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/ public/documents/unpan/unpan009521.Pdf.

9. Нарыкова С.П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о гражданском обществе) // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2014. № 6. С. 92-96.

10. Pochta Yu.M. Muslim society between fundamentalism and liberalism: the problem of civil society // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2017. Т. 19. № 1. С. 15-24.

11. Rahman Anisur Importance of NGOs challenges and future. URL: somewhereinblog.net/blog/anisurrahman2015/29969953. (in Bengali language).

12. Shakil Ahmed The civil society of Bangladesh: Depoliticized in working agenda but politicized in power relation // Inter faculty. 2011. Vol. 2. URL: https:// journal.hass.tsukuba.ac.jp/interfaculty/article/view/16.

13. Tasnim F. Politicized Civil Society in Bangladesh: Case Study Analyses // Cosmopolitan Civil Societies: An Interdisciplinary Journal. 2017. Vol. 9. No. 1, Pp. 98-123.

Поступила в редакцию 27.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.