Научная статья на тему 'Essentia - рациональный минимализм композитной системы!'

Essentia - рациональный минимализм композитной системы! Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
213
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Essentia - рациональный минимализм композитной системы!»

1№П

ESSENTIA - РАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНИМАЛИЗМ КОМПОЗИТНОЙ СИСТЕМЫ!

Javier Tapia Guadix, DDS, CG Artist

Хавьер Тапиа Гуадикс (Javier Tapia Guadix) родился в 1978 году в Мадриде, в Испании. Закончил стоматологическое отделение Европейского Университета Мадрида (European University of Madrid) в 2003 г., затем работал там же на кафедре ортопедии в 2004 г. В2005г начал карьеру профессионального художника по компьютерной графике с акцентом на иллюстрирование, анимацию и разработку приложений. Для этих целей основал фирму Juice - Dental Media Design. Также в 2005 г. получил академическую награду «За заслуги» от Испанской коллегии стоматологов 1-го региона (Spanish College of Dentists from the 1st Region) за свой вклад в продвижение новых технологий в стоматологии. В 2011 г. совместно с Панагиотисом Базосом (Panaghiotis Bazos) и Джанфранко Политано (Gianfranco Politano) основал компанию Bio Emulation group. Активно сотрудничает с несколькими европейскими университетами, является членом комиссии GC Restorative Advisory Board. Также работает в своей частной клинике в Мадриде, уделяя особое внимание реставрационной и эстетической стоматологии. Читает лекции на международных мероприятиях, принимал участие в большом количестве конгрессов, практических курсов и видеокурсов. Автор нескольких опубликованных статей, посвященных реставрационной стоматологии, фотографии в стоматологии, а также применению компьютеров в стоматологии.

Леонардо да Винчи утверждал, что простота - это крайняя степень изощренности. При создании композитного стоматологического материала для эстетических реставраций мы склонны слишком все усложнять, будь то в силу привычных старых концепций, по причине конкуренции в индустрии или же из-за неправильного анализа наблюдений за естественными тканями зубов. Однако если отбросить все эти факторы и начать разработку с нуля, мы можем в результате прийти к значительно более простому и совершенному решению. Система, разработанная при содействии комитета GC Europe Restorative Advisory Board, - Essentia - представляет собой воплощение минимализма в сфере композитных материалов: это максимально упрощенная система, позволяющая легко и эффективно выполнять эстетические реставрации, используя при этом очень ограниченное количество оттенков. В полный набор входит всего 7 оттенков и 4 модификатора - это настоящий прорыв в области реставрационных композитов, наносимых послойно.

Классическая концепция системы композитных материалов, с большим количеством вариантов тона и насыщенности компонентов, входящих в состав системы, становится все менее востребованной из-за избыточности подобного подхода. Тенденция сегодняшнего дня - один тон материала, но много вариантов его насыщенности. При разработке новой системы был найден новый оптимальный минимум базовых материалов: всего три оттенка дентина и два - эмали.

При выполнении реставрации зубов базовый цвет (тон, насыщенность и яркость) в основном зависит от выбранного оттенка дентина, а эмаль дополнительно влияет на уровень яркости окончательного цвета. Яркость также зависит от степени опаковости прозрачного материала: опаковые материалы обладают более высокой яркостью, а светопроницаемые - более низкой. Широко известно, что для выполнения безупречной реставрации точный подбор тона и насыщенности цвета не так важны, как правильный подбор его яркости.

Если все оттенки дентина, входящие в состав системы, обладают одинаковой базовой степенью опаковости, это может вызывать проблемы и неудобства, ведь у детей зубы имеют очень низкую насыщенность цвета, но при этом высокую опаковость, в то время как зубы у взрослых, наоборот, имеют высокую насыщенность цвета при низкой опаковости. В составе системы Essentia присутствуют всего три оттенка дентина (светлый, обычный и темный); от светлого к темному их насыщенность увеличивается, а опаковость уменьшается, что соответствует естественным особенностям возрастных изменений зубов. Что касается эмали, здесь также ситуация похожая: у молодых пациентов эмаль более белая и более опаковая, а у взрослых - более прозрачная и более насыщенного оттенка. В составе системы Essentia эмалевых оттенков всего два: один - с высокой яркостью (светлая), а другой - с низкой яркостью (темная) и чуть более высокой насыщенностью цвета.

В комплексе эти три оттенка дентина и два эмалевых оттенка составляют четыре базовые комбинации, которые используются для выполнения любых реставраций фронтальной группы зубов: светлый дентин и светлая эмаль (дети/ отбеленные зубы), обычный дентин и светлая эмаль (молодые пациенты), обычный дентин и темная эмаль (взрослые пациенты) и, наконец, темный дентин и темная эмаль (пациенты пожилого возраста). Комбинацию темного дентина и светлой эмали можно использовать для выполнения реставраций в области жевательной группы зубов; в этом случае дентинная масса с высокой насыщенностью цвета модулируется эмалевой массой, которая имеет более высокую яркость и наносится на окклюзионную поверхность реставрации.

В некоторых специфических ситуациях, например, при обесцвечивании или изменении цвета тканей зуба, при послойном моделировании реставрации может потребоваться дополнительный этап. Для этих целей в системе есть высоконаполненный

www.akvarel2002.ru

ноябрь (47) 2015 1 3

опаковый жидкотекучий композит, который даже при нанесении очень тонким слоем позволяет маскировать все цветовые дефекты (маскирующий лайнер). Для работы с резцами, имеющими ярко выраженное опалес-центное гало (у молодых пациентов), в систему Essentia входит специальный эмалевый материал (опалесцентный модификатор), при использовании которого гарантирован абсолютно естественный эффект опалесценции.

Для внешней и внутренней ха-рактеризации реставраций, например, моделирования фиссур или белых пятен система Essentia содержит также три жидкотекучих модификатора (красителя): белый, черный и красно-коричневый. Наконец, стремясь к максимальному упрощению работы стоматолога, в систему также включили один универсальный оттенок композитного материала, обладающий оптимизированным «эффектом хамелеона». Этот материал предназначен в основном для выполнения реставраций жевательной группы зубов одним оттенком. Благодаря своим свойствам он также является неплохой альтернативой для фиксации реставраций на композит с использованием методики предварительного нагрева композитного материала.

Важно также отметить, что ден-тинные и эмалевые оттенки, входящие в систему, обладают различным химическим составом. Дентинные оттенки оптимизированы таким образом, чтобы давать максимальный эффект рассеивания светового потока, имитируя аналогичное свойство естественного дентина; эмалевые же оттенки обладают более высокой светопроницаемостью, а также хорошо полируются и долго сохраняют гладкость и блеск поверхности.

Приведенные ниже клинические случаи убедительно демонстрируют, что клинические результаты, полученные при работе с новой упрощенной системой композитов, соответствуют современным высоким стандартам стоматологии; выполненные реставрации сливаются с естественными тканями зубов и органично вписываются в общий вид улыбки пациента. Таким образом, мы можем с уверенностью заявить, что максимальное упрощение композитных систем - это уже не будущая вероятность, но существующая действительность.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ: ЖЕВАТЕЛЬНАЯ ГРУППА ЗУБОВ (РИС. 1)

1. Изначальная ситуация: кариозное поражение окклюзионной поверхности первого нижнего моляра.

2. Полная изоляция рабочего поля.

3. Ситуация по завершении препарирования полости.

4. Нанесение бондинга.

5. Нанесение дентинного оттенка композита, оттенок «темный дентин».

6. Нанесение эмалевого оттенка композита, оттенок «светлая эмаль».

7. Имитация затемнения фиссур, используется смесь черного и красно-коричневого модификаторов.

8. Окончательная обработка и полировка.

9. Внешний вид реставрации сразу по завершении работы. 10.0кончательный внешний вид рес -таврации после полной регидратации.

КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ: ФРОНТАЛЬНАЯ ГРУППА ЗУБОВ (РИС. 2)

1, 2. Изначальная ситуация: обесцвеченные передние резцы со старыми реставрациями, неправильно подобранный оттенок реставраций.

3. Изначальная ситуация: общий вид улыбки пациента.

4. Определение оттенков с помощью снимков, изготовленных с использованием поляризационного светофильтра Polar eyes. На поверхность зубов наносятся и фото-полимеризуются маленькие капли композита без применения бондинга. На пришеечной трети зуба нанесены «светлый дентин» и «обычный дентин», на режущей трети - «светлая эмаль» и «опалесцентный модификатор» (на центральном и боковом резцах).

5. Полная изоляция рабочего поля, левый центральный резец.

6. Препарирование: удаление старой реставрации, минимальная редукция эмали (0,1-0,2 мм), пескоструйная обработка поверхности (27 цм).

7. Протравливание эмали (35% раствор ортофосфорной кислоты).

8. Нанесение бондинга.

9. Использование силиконового ключа для моделирования небной эмалевой стенки реставрации.

10. Сформирована небная эмалевая стенка реставрации, оттенок «светлая эмаль».

11. Реконструкция проксимальной стенки с помощью матрицы и клинышков, оттенок «светлая эмаль».

12. Послойное моделирование дентина от пришеечной области до режущего края одним оттенком - «светлый дентин».

13. Нанесение опалесцентного оттенка материала на режущую треть зуба, оттенок «опалесцентный модификатор».

14. Послойное моделирование эмали от пришеечной области до режущего края одним оттенком - «светлая эмаль».

15. Оконтуривание и предварительная полировка с помощью диска.

16. Полировка резиновым наконечником с алмазной крошкой.

17. Детализация поверхности с помощью алмазного бора.

18. Окончательная полировка кистью из козьей шерсти и алмазной пастой.

19. Полировка проксимальных областей.

20. Окончательный вид реставрации после полировки.

21. Фото на контрастном фоне для проверки светопроницаемости режущего края и уровня опалесцент-ности.

22. Препарирование правого центрального резца.

23. Вид правого центрального резца в процессе лечения: уже сформирована небная эмалевая стенка и нанесен дентинный композит.

24. Окончательный вид реставраций в полости рта.

25. Окончательный вид реставраций на контрастном фоне, фото с субэкспозицией.

26. Окончательный вид реставраций на контрастном фоне, проверка текстуры; при выполнении снимка использовался отражатель софтбокс.

27. Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации.

28. Оценка оттенков реставрации с помощью снимков, изготовленных с использованием поляризационного светофильтра Polar eyes. Хорошее цветовое совпадение реставрации с боковым резцом.

29. Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации: проверка текстуры поверхности.

30. Окончательный внешний вид реставрации после полной регидратации: общий вид улыбки пациента.

Javier Tapia Guadix, DDS, January 2015, printed with permission.

14 ноябрь (47) 2015

www.akvarel2002.ru

Opil Enamel 6l«k riart Red вкл

Таблица 1. Полный спектр оттенков, входящих в систему Essentia. Основные оттенки (верхний ряд) и модификаторы (нижний ряд).

Anterior Posterior

Light ОапЬэл Medium De nt n Dart Duntrn

bgjit LnamoJ

m %

J jp

Dark Dcrdtin

Light Enirnal

Diiifc Fii.iifH'l

tfnivfru'

Таблица 2. Базовые комбинации дентинных и эмалевых оттенков.

кЛ 9 Т г ^V д. 2

HP^i

Рис. 1. Клинический случай: жевательная группа зубов.

www.akvarel2002.ru

ноябрь (47) 2015 1 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.