загадке, но и с доступным привлечением исторического материала: исследователи предполагают, что стишок был посвящен королю Ричарду III, который действительно упал со стены во время битвы 1485 г. Или при изучении английской народной сказки «Три поросенка» можно привлечь ассоциативную память младших школьников. Учащиеся вспомнят русскую народную сказку «Избушка лубяная и избушка ледяная», в которой при помощи учителя найдут как общие мотивы, так и уникальные реалии двух различных культур.
Более того, младший школьный возраст (от 6-7 до 9-11 лет) психологи называют сенситивным периодом для усвоения моральных норм, а значит, это благодатный период для первого, начального этапа формирования поликультурной позиции. В российских программах поликультурного образования отмечается, что на данном этапе поликультурное образование происходит через устное народное творчество с привлечением средств народной педагогики, элементов народного художественного творчества.
Таким образом, изучение аспекта детского английского фольклора в контексте диалога культур представляет собой условие эффективного формирования поликультурной позиции младших школьников.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колобова Л. В. Становление личности школьника в поликультурном образовании: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Оренбург. гос. ун-т. Оренбург, 2006. 349 с.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
3. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. М.: Прогресс, 1991. 176 с.
4. Костина Е. А. Роль поликультурного образования в условиях современной России // Актуальные проблемы современного университетского образования: материалы XII Рос.-амер. науч.-практ. конф. 12-14 мая 2009 г. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. С. 68-71.
5. Сысоев П. В. Языковое поликультурное образование в XXI веке // Ин. языки в школе. 2006. № 4. С. 96-110.
6. Демурова Н. М. «Июльский полдень золотой.»: Статьи об английской детской книге. М.: Изд-во УРАО, 2000. 256 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Рос. Образование. Федеральный портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf (дата обращения 11.03.2012).
8. Примерная программа начального общего образования по иностранному языку // Сайт ФГОС. URL: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id =316 (дата обращения 11.03.2012).
9. Чуковский К. И. Высокое искусство. М., 1968.
10. Зарубежная детская литература: учебник для студентов библиотеч. фак. ин-тов культуры / сост. И. С. Чернявская. М.: Просвещение, 1982. 559 с.
11. Демурова Н. М. Из истории английской детской литературы XVIII-XIX веков: пособие по спецкурсу. М., 1975.
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ESSENSE AND CONTENT OF THE CONCEPT "MORAL-AESTHETIC EDUCATION" BY MEANS OF MUSICAL PRESENTATION IN THE PROCESS OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL
Е. А. Давыдова
Статья посвящена рассмотрению возможностей нравственно-эстетического воспитания младших школьников в иноязычном образовании средствами музыкальной наглядности. Рассматриваютсямето-дические преимущества использования музыкальной наглядности в целях нравственно-эстетического воспитания, а также критерии отбора музыкальной наглядности и методика ее использования.
E. A. Davydova
The article is devoted to the analysis of moral-aesthetic education possibilities in the foreign language education of young learners by means of musical presentation. Methodical advantages of the use of musical presentation with a view of moral-aesthetic education, and also criteria of its selection and use techniques are considered in the article.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое вос- Keywords: moral-aesthetic education, musical presen-питание, музыкальная наглядность, методика tation, methodology of foreign language teaching. обучения иностранному языку.
Нравственно-эстетическое воспитание личности в системе образования является одной из важнейших и актуальнейших проблем современного общества. Во многом это обусловлено сменой образовательной парадигмы, ориентированной в настоящее время не на усвоение суммы знаний, увеличивающихся буквально в геометрической прогрессии, но на восприятие ценностей культуры, постижение основных типов сознания человечества, отражающих этапы его духовного развития. Знания, не прочувствованные, не пережитые, не осмысленные, носящие лишь информативный характер, не могут в полной мере способствовать гармоничному развитию личности, а значит, не могут соответствовать целям современного образования [1, с. 155]. Решить эту проблему может только установление прочных связей между образованием и нравственным воспитанием и развитием личности школьника. Особую роль в этом отношении играет иностранный язык (далее - ИЯ).
Специфика иноязычного образования состоит в том, что оно призвано способствовать формированию у школьников национальных и общечеловеческих культурных ценностей, которые должны носить не просто познавательный характер, но стать частью внутреннего мира формирующейся личности. Таким образом, цель обучения ИЯ всегда связана с проблемой взаимопонимания людей, их духовного родства, осуществления диалога культур (иностранной и родной). Перед преподавателями ИЯ встает задача воспитания личности, способной не только общаться на другом языке, но и организовывать это общение с учетом культурных особенностей собеседника, способной понимать и уважать эти особенности; личности толерантной, нравственной и эстетически сформированной [2]. Эта задача делает невероятно актуальной проблему поиска новых форм и методов обучения ИЯ, способствующих нравственно-эстетическому воспитанию личности средствами ИЯ. Неоценимую помощь в этом может оказать использование музыкальной наглядности в обучении ИЯ на всех ступенях обучения, и особенно на начальной ступени.
Каковы же основные теоретические и практические аспекты использования музыкальной наглядности в обучении ИЯ в начальной школе? И как музыкальная наглядность может способствовать нравственно-эстетическому воспитанию личности школьника в процессе изучения ИЯ?
Являясь проблемой актуальной и требующей детального изучения, она с давних времен вызывала особый интерес у целого ряда известных отечественных и зарубежных ученых. Следует отметить, что проблема использования музыкальной наглядности в иноязычном образовании с целью нравственно-эстетического
воспитания обучающихся является комплексной, и поэтому ее рассмотрение включает в себя ряд аспектов. Теоретическими и методическими аспектами проблемы в иноязычном образовании занимались И. Л. Бим, Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов, Р. П. Мильруд и многие другие. В свою очередь, психологические аспекты данной проблемы были проанализированы в работах Г. Лозанова, И. А. Зимней и многих других. Однако, несмотря на живой интерес к данной проблеме, нельзя сказать, что она является полностью, детально изученной, так как многими исследователями отмечается нехватка данных по многим ее аспектам, недостаточность ее освещения в теории языка.
Цель данной статьи - рассмотреть сущность и содержание понятия нравственно-эстетическое воспитание средствами музыкальной наглядности в процессе изучения ИЯ в начальной школе.
Указанная проблема исследования и его цель определили главные задачи данной статьи:
• рассмотреть роль и особенности нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности на занятиях по ИЯ;
• выявить и проанализировать методические аспекты и преимущества использования музыкальной наглядности с целью нравственно-эстетического воспитания личности.
Младший школьный возраст играет особую роль в нравственно-эстетическом становлении личности, так как именно в младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в межличностных отношениях детей. Здесь начинается формирование направленности личности, усвоение нравственных ценностей социума. Ребенок получает первый опыт проявления новых нравственных чувств и потребностей, которые в дальнейшем должны привести к формированию социально значимых качеств, ценностей и умений [3, с. 80]. Преподавание ИЯ у младших школьников должно строиться с учетом возрастных особенностей учащихся этого периода. Важной психологической характеристикой этого возраста является неустойчивость внимания, преобладание наглядно-образного мышления, а также большая роль эмоциональной составляющей в поддержании интереса к изучаемому материалу. Поэтому на данном этапе обучения необходимым становится включение в познавательную деятельность таких видов работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение [4, с. 24]. Важнейшим методическим приемом в этом отношении может оказаться использование музыкальной наглядности в обучении ИЯ. Значение музыкальной наглядности в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников сложно переоценить. В книге, посвященной нравственно-
эстетическому воспитанию школьников, Д. Б. Кабалевский пишет, что «искусство в воспитании играет особую, ничем не заменимую роль. Эта особенность вытекает прежде всего из того обстоятельства, что любое произведение искусства в самом себе содержит нравственное начало. В искусстве же, в частности в музыке, нравственное содержание - воспевание добра и осуждение зла - является его душой, смыслом его существования, основной силой его воздействия на человека, его преобразующим фактором в жизни общества» [5]. Таким образом, музыкальная наглядность, обладая большой художественной силой, способствует формированию нравственных позиций обучающихся, их эстетических интересов, формированию целостного мировоззрения, положительно воздействует на духовный мир обучающихся [6].
Кроме того, музыкальная наглядность обладает большой методической ценностью в ходе обучения ИЯ. Музыка помогает учащимся расслабиться, снять напряжение, настроиться на процесс обучения (в этом смысле музыка реализовала себя в суггестопедии). Иными словами, музыкальная наглядность способствует созданию психологического комфорта на уроке, помогает разгрузить сознание учащихся, преодолеть негативные эмоции, а также создать дружественную атмосферу. Такая атмосфера помогает преодолеть страх перед общением на ИЯ, установлением межличностного контакта, подталкивает к свободному высказыванию собственных мыслей, предположений. В этом случае язык становится не только целью, но и средством познания [7, с. 41].
Немаловажную роль играет музыкальная наглядность в формировании лексических, грамматических и произносительных навыков. Песни являются мощным средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика часто встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации. Повторяющиеся слова, рифма и ритм способствуют непроизвольному запоминанию лексических единиц, что особенно важно на начальной ступени изучения ИЯ. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. К тому же разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогает закрепить правильную артикуляцию и произношение звуков, правила фразового ударения, особенности ритма [8, с. 31].
Использование музыкальной наглядности открывает перед учителем ИЯ большие возможности, ведь музыкальная культура любого народа всегда богата и разнообразна. Часто именно использование музыкальной наглядности способно познакомить обучающихся с особенностями культуры, жизнедеятельности другого народа, так как в песнях часто содержится экстралингвистическая информация, отражающая факты истории, характерные черты быта, обычаев и традиций другой культуры. Особенно ценными в этом отношении являются аутентичные фольклорные песни. Являясь продуктом кол-
лективного художественного музыкально-поэтического творчества народа, фольклорная песня служит отражением внутреннего мира людей, их эстетических запросов, нравственного облика, мировоззрения. Все это помогает обучающимся приблизиться к пониманию менталитета носителей языка, прочувствовать родственное создателям такого рода произведений мироощущение. Через призму новых взглядов, идей, чувств обучающиеся учатся ценить высокохудожественную форму отражения действительности, а вместе с тем и толерантно, с пониманием относиться к представителям другой культуры [7, с. 16]. Не менее интересными в методическом отношении являются песни, построенные по принципу диалога. Такая наглядность приближает обучающихся к реальной ситуации общения, способствует развитию их коммуникативной компетенции, стимулируя тем самым монологические и диалогические высказывания. В свою очередь, инсценировка таких песен повышает уровень творческого мастерства учеников, активизирует их творческую активность, воображение [9, с. 71].
Следует отметить, что музыкальная наглядность всегда оказывает очень сильное эмоциональное воздействие на слушателей, и это воздействие может быть как позитивным, так и негативным. Исследователями доказано, что, например, классическая музыка благотворно влияет на духовный мир человека. В свою очередь, некоторые стили музыкального искусства, такие как «тяжелый металл», рок, могут вызывать меланхолию, отчужденность, тревожность. Поэтому очень важно внимательно относиться к подбору музыкальной наглядности и ее использованию [10, с. 49-55].
На этапе обучения ИЯ в младших классах важными являются следующие критерии отбора музыкальных произведений: аутентичность музыкального материала, положительное эмоциональное воздействие музыкального произведения на обучающихся, методическая ценность произведения.
На этом этапе обучения преимущество отдается последним двум критериям. Положительное эмоциональное воздействие музыкального произведения имеет большое значение для формирования положительной мотивации в изучении ИЯ. Кроме того, использование музыкальной наглядности с ярко выраженным положительным эмоциональным компонентом часто помогает преодолеть такие негативные последствия урока, как скука, напряжение, утомляемость. При этом эмоциональные переживания побуждают учеников к высказыванию на ИЯ или с использованием иноязычной лексики.
Что касается методической ценности музыкального произведения, то оно должно соответствовать тематике занятий, содержать наряду с изученным новый лексический и грамматический материал, то есть формировать и совершенствовать речевые навыки и умения в соответствии с программой обучения ИЯ. Кроме того, четкость ритма и рифмы в тексте песни способна облегчить процесс восприятия, запоминания и дальнейшего овладения иноязычным материалом [11, с. 42].
Большую роль для отбора музыкальных произведений при обучении ИЯ играет правильно подобранный музыкальный компонент. Музыкальный компонент должен соответствовать физиологическим особенностям голосового аппарата учащихся. При несоблюдении специфических вокальных требований исполнение песни не доставит желанной радости обучающимся и не сможет служить целям развития и воспитания. В некоторых случаях нечистое интонирование способно даже замедлить развитие не только музыкального слуха обучающихся, но и речевого. Что касается мелодии, то она не обязательно должна быть веселой, главное, что она должна вызывать эмоциональный отклик у обучающихся и тем самым стимулировать мыслительные процессы [7, с. 17-18].
Для эффективного использования музыкальной наглядности в обучении ИЯ с целью нравственно-эстетического воспитания целесообразным может быть выработка алгоритма действий, руководствуясь которыми преподаватель может без особых сложностей организовать работу обучающихся над музыкальным произведением. Например, перед прослушиванием произведения эффективной может быть работа над ассоциативными представлениями обучающихся по поводу названия произведения, его возможного содержания [12, с. 37]. Затем необходимо выполнить ряд языковых упражнений на снятие лексических и грамматических трудностей. Далее следует этап знакомства с музыкальным произведением, а за ним и контроль понимания текста (если используется песня) или основного смысла произведения, а также выполнение упражнений различной направленности [11, с. 43]. После выполнения ряда упражнений на совершенствование лексических, грамматических и фонетических навыков обучающиеся могут выполнить задания творческого характера: проин-сценировать текст песни, описать вызванные эмоции, чувства, представления, нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению и т. д.
Таким образом, проблема нравственно-эстетического воспитания обучающихся начальных классов на уроках ИЯ может быть решена с помощью правильного, грамотно организованного использования музыкальной наглядности. Музыкальная наглядность обладает в этом отношении большим потенциалом, но трудности в ее отборе или методике применения могут ставить некоторые барьеры перед преподавателями ИЯ, что приводит к ситуативному, бессистемному ее использованию. Все вышесказанное является важным аргументом для более подробного теоретического и методологического исследования данной проблемы.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Доманский В. А. Культурологическая школа: смена образовательной парадигмы // Вестн. Томского гос. ун-та. 2004. № 282. C. 155-162.
2. Идрисова Ф. М. Песня на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. URL: http:// festival.1september.ru/articles/553512/ (дата обращения 18.07.2011).
3. Дудина Е. Н. Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 2 (80). C. 80-85.
4. Измайлова Е. В. Песни и стихи на уроках английского языка в III классе // Ин. языки в школе. 2005. № 3. С. 24-36.
5. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984. C. 177-178.
6. Маничева Т. М. Работа с песней на уроках французского языка // Ин. языки в школе. 2012. № 3. С.30-32.
7. Романовская О. Е. Методика работы с музыкально-поэтическим фольклором в курсе обучения английскому языку в школе // Ин. языки в школе. 2008.№ 8. С. 16-22.
8. Михайлова Е. А. Работа над песней на уроке английского языка // Ин. языки в школе. 2006. № 1. С.37-39.
9. Ефимова О. А. Использование песенного материала в обучении немецкому языку студентов вуза искусств // Ин. языки в школе. 2011. № 3. С. 71-77.
10. Баженова Н. Г., Петухова Н. Н. Роль музыки в формировании духовно-нравственной культуры учащихся при изучении французского языка // Ин. языки в школе. 2011. № 6. С. 49-55.
11. Комарова Ю. А. Использование современного песенного материала в обучении иностранному языку учащихся старших классов // Ин. языки в школе. 2008. № 4. С. 41-46.
12. Реймер Р. В. Использование песен на уроках немецкого языка // Ин. языки в школе. 2007. № 2. С. 40-44.
13. Курдюкова Л. А. Нравственно-эстетическое воспитание личности средствами музыки и пения при обучении иностранному языку [Электронный документ]. URL: http://omsk-perspectiva. narod2.ru/main/met-kop/kurdukova.doc (дата обращения 20.07.2011).