Научная статья на тему 'Essence and specificity of realization rekreatsionnoimproving technologies in amateur choreographic collectives'

Essence and specificity of realization rekreatsionnoimproving technologies in amateur choreographic collectives Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ / REKREATSIONNO-IMPROVING TECHNOLOGIES / ACTIVITY AMATEUR CHOREOGRAPHIC COLLECTIVES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Chuksin A. N.

In article the basic stages rekreatsionno-improving technologies in amateur choreographic collectives are considered, classification of kinds and organizational forms by their introduction in activity amateur choreographic collectives is given

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Chuksin A. N.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Essence and specificity of realization rekreatsionnoimproving technologies in amateur choreographic collectives»

КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ И РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЫШХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

А. Н. ЧУКСИН

В статье рассматриваются основные этапы здоровьесберегающих и рекреационнооздоровительных технологий в любительских хореографических коллективах, дается классификация видов и организационных форм по внедрению их в деятельность любительских хореографических коллективов.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, рекреационно-оздоровительные технологии, деятельность любительских хореографических коллективов.

Культуротворческая деятельность любительских хореографических коллективов решает целый ряд важных социальных проблем. Прежде всего, она в значительной мере компенсирует недостаток возможностей для более полной реализации разносторонних творческих способностей участников коллектива. В реализации потребно -сти в самовыражении и самоактуализации необходимо использовать функции социально-культурной деятельности, которые направлены на стимулирование социальной активности, духовную адаптацию и социализацию личности, развитие творческих способностей личности с учетом индивидуальных запросов, интересов, возможностей, создание максимальных условий для полноценного социально-культурного творчества. В работе с участниками хореографического коллектива специалисты социально-культурной деятельности обращаются как к традиционным, так и к инновационным технологиям.

Рассмотрение основных потребностей участников любительского хореографического коллектива позволяет говорить о специфике их удовлетворения в социально-культурной сфере. Здоровьесберегающая и рекреационно-оздоровительная деятельность в социально-культурной сфере представляет технологическое организационное взаимодействие социально-культурного комплекса, которое включает в себя различные виды социальнокультурной деятельности, удовлетворяющие потребности и способствующие творческой активности и творческой самореализации участников любительского хореографического коллектива.

Социально-культурные виды деятельности, как правило, включают в себя познавательные,

рекреационные и коммуникативно-развлекательные элементы, тем самым, обеспечивая возможность комплексного подхода к развитию личности участков хореографических коллективов.

К конкретным видам здоровьесберегающей и рекреационно-оздоровительной деятельности мы относим:

- занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера;

- занятия, связанные с отдыхом и развлечением (в том числе занятия физкультурой и спортом);

- пассивный отдых, общение, развлечение в компании, (прогулки и др.);

- занятия творческого характера - любительский труд по различным направлениям;

- различные виды туристической деятельности.

Различают несколько уровней здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности, отличающихся друг от друга степенью социальной значимости, интеллектуальной и эмоциональной вовлеченности, физической и духовной активности участников любительских хореографических коллективов.

Первый уровень - «пассивная рекреация» -предполагает простое расслабление, снятие эмоционального напряжения.

Второй уровень - «активный» - направлен на затрату физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой эмоциональной и физической разрядки. Данный уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия - игры, танцы, праздники и т. д.

Третий уровень здоровьесбережения и рекреации связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и возможностей человека. Именно этот уровень побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.

Четвертый уровень рекреации и здоровьесбе-режения ориентирован на производство определенного вида культурных ценностей, стимулирования творческой активности и самореализации. Именно этот уровень позволяет человеку совершенствовать различные стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и потребности участников любительских хореографических коллективов.

Так, Т. Г. Киселева и Ю. Д. Красильников классифицируют здоровьесберегающую и рекреативно-оздоровительную деятельность на две группы. Первая группа - это деятельность, ориентированная на использование в работе методов биоэнергетики, элементов шейпинга, музыкального целительства и др.; реализацию специфических возможностей музыкально-медитативных и театрально-оздоровительных программ, использование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Вторую группу составляет деятельность, связанная с организацией конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ; туризм [1].

Е. Г. Доронкина, изучая сущность здоровьесберегающей и рекреационно-оздоровительной деятельности, выделяет следующие структурносущностные свойства:

а) детерминируется объективной потребностью человеческого организма в восстановлении своего психофизического баланса;

б) осуществляется в свободное время;

в) характеризуется признаком добровольности выбором индивида ее вида;

г) «результатом» является наслаждение самим процессом деятельности;

д) ее структура представляется широкой совокупностью видов ее проявления.

Профессор В. М. Чижиков, в своих работах определяя сущность здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности, выделяет следующие ее существенные характеристики: данный вид деятельности осуществляется в свободное время и мотивируется чувством удовлетворения; участие в здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления,

принуждения или обязательств; данный вид досуговой деятельности является социально приемлемым, полезным и способствует развитию и укреплению здоровья.

Таким образом, сущность здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности с участниками любительских хореографических коллективов заключается в ориентации на здоровый образ жизни, стимулирование социально-культурной активности, повышение культуры быта, удовлетворение их разнообразных здоровьесберегающих и рекреационных потребностей (потребностей в физической активности и реабилитации, в социально-культурной адаптации, в укреплении и улучшении здоровья, интересном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной деятельности, психической релаксации и многом др.).

Специфика социально-культурной деятельности в организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности участников любительских хореографических коллективов по существу состоит в разработке и осуществлении развлекательных, игровых, оздоровительных досуговых программ, которые обеспечивают снятие эмоционального напряжения, определяют направленность усилий личности в сохранении и укреплении здоровья, формируют культуру здорового образа жизни [2].

Организация рекреативно - оздоровительной

деятельности должна строиться с учетом определенных функций социально-культурной деятельности. Перспективным для выявления функций в организации рекреативно-оздоровительной

деятельности являются работы ведущих теоретиков и специалистов социально-культурной деятельности М. А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой и Ю. Д. Красильникова, Ю. А. Стрельцова, А. В. Соколова,

В. В. Попова, В. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и др. Среди них отметим следующие:

Мировоззренческая функция, для которой характерна система общественных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и к самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

Социализирующая функция способствует усвоению социального опыта и удовлетворению личных и социально значимых потребностей, усвоению ценностей, стереотипов поведения.

Адаптивно-нормативная, связанная с адаптацией личности к социуму и его культуре, приоб-

ретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения.

Коммуникативная функция реализует потребность человека в творческом общении, во взаимном познании друг друга, обмене определенными ценностями и, прежде всего, осведомительной, эмоциональной, регулятивной информацией. Только в процессе творческого общения происходит интенсивный обмен мнениями, передается накопленный опыт, расширяются культур -ные интересы. «Общение способствует объединению усилий и придает деятельности совместную форму. В результате общения возникает развернутая система связей, основанных на продуманном распределении ролей. Действующая группа превращается в коллективно-творческий субъект, который обретает ряд существенных преимуществ по сравнению с индивидуально действующими субъектами». В данном случае, досуговая деятельность будет выступать как фаза активного усвоения действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности.

Кулътуротворческая функция связана с развитием способностей, активности, творчества, она компенсирует недостаток возможностей реализации творческих способностей, развития инициативы людей. Эта функция позволяет наиболее полноценно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил.

Информационно-просветительская функция обеспечивает более полное удовлетворение разнообразных индивидуальных досуговых интересов, увеличивает объем знаний во всех сферах жизнедеятельности человека, направлена на духовное обогащение личности, самообразовательную деятельность, получение необходимой информации и распространение знаний о сути наиболее значимых событий и явлений, отличается разнообразием средств, форм и методов.

Ценностно-гедонистическая функция проявляется в стремлении участников любительских хореографических коллективов к получению удовольствия, жизнерадостности, заботе о себе, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, чувство личной значимости, успеха.

Экономическая функция выражается в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах

досуга, призвана решать проблемы, связанные с формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ.

Нормативно-правовая функция обеспечивает конституционную свободу личности в условиях досуга, свободу реализации различных форм социальных инициатив.

Каждая из функций социально-культурной деятельности направлена на стимулирование социальной активности, социальную адаптацию людей, развитие творческих способностей, создание условий для полноценного социально-культурного творчества. Использование этих функций создает благоприятную возможность для углубления сотрудничества государственных, общественных, частных предпринимательских структур в социально-культурной деятельности. И в своем воздействии могут выступать эффективным механизмом организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности в условиях социально-культурных учреждений различного профиля.

Таким образом, все выше сказанное позволяет сделать следующие выводы о специфике, которые позволяют преодолеть стереотипы поведения участников хореографических коллективов в сочетании с широким спектром различных видов активной деятельности.

К условиям, способствующим личности эффективно интегрировать свою жизнь, относятся: успешное разрешение участниками хореографических коллективов нормативных кризисов и конфликтов, выработка ими адаптивных личностных свойств, умение извлекать полезные уроки из прошлого опыта, способность аккумулировать энергетический потенциал, выработка умений эмоционально-творческого выражения своих чувств.

Позитивная и деятельная «Я»-концепция обеспечивает продолжение личностного развития и оптимистический подход к жизни, позволяет развить физическое становление и вносит большую духовность и творческую озаренность в самоактуализацию личности.

Здоровьесберегающая и рекреативно-оздоровительная деятельность способствуют самоактуализации личности участников любительских хореографических коллективов, ориентируя их на творчество и реализацию духовно-нравственных отношений. Организация здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной работы является мощным средством профилактики негативных стереотипов поведения.

Социально-культурная сфера предоставляет условия для реализации комплексного подхода

к организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности.

К конкретным видам здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности можно отнести: 1) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный (в том числе занятия физкультурой и спортом, с учетом индивидуальных возможностей участников любительских хореографических коллективов) и пассивный отдых, общение, прогулки и др.); 2) занятия творческого характера - любительский труд по различным направлениям; 3) экскурсии и туризм. В комплексном использовании данные виды позволяют удовлетворить потребности и способствуют преодолению адаптационных барьеров, представляют возможность к творческой самореализации, тем самым, решая ряд важных социокультурных проблем участников любительских хореографических коллективов.

Успешность организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности для участников любительских хореографических коллективов измеряется степенью установки на внутреннюю интегрированность, расширением социальных связей, здоровым образом жизни, укреплением чувства собственного достоинства.

Сущность здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности определяется взаимодействием личности и социального окружения, в процессе которого вырабатывается такой тип жизнедеятельности, который способствует эффективному выполнению человеком функций отдыха, социально-культурной адаптации и социализации, укрепления духовного и физического здоровья.

Содержание и специфика организации здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности с участниками любительских хореографических коллективов обусловлена следующими методологическими положениями:

- направленностью здоровьесберегающей и рекреационно-оздоровительной деятельности на социальную адаптацию, на физическую и духовную реабилитацию, обогащение внутреннего мира, укрепление здоровья;

- учетом индивидуальных социально-психологических характеристик участников любительских хореографических коллективов, а также их ценностными ориентациями;

- добровольностью при выборе рода занятий и степени активности при использовании здоровьесберегающих и рекреативно-оздоровительных технологий;

- удовлетворенностью теми видами здоровьесберегающей и рекреативно-оздоровительной деятельности, которые способствуют стимулированию социально-культурной активности, обеспечению физического, психологического и эмоционального благополучия участников любительских хореографических коллективов, реализации их внутреннего потенциала.

Литература

1. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Основы СКД: учеб. пособие. М., 1995.

2. Мурзина О. Б., Четвертков А. Н. Социальнокультурные условия рекреативно-оздоровительной деятельности санаторно-курортных учреждений с пожилыми людьми: монограф. Тамбов, 2008.

* * *

ESSENCE AND SPECIFICITY OF REALIZATION REKREATSIONNO-IMPROVING TECHNOLOGIES IN AMATEUR CHOREOGRAPHIC COLLECTIVES

A. N. Chuksin

In article the basic stages rekreatsionno-improving technologies in amateur choreographic collectives are considered, classification of kinds and organizational forms by their introduction in activity amateur choreographic collectives is given.

Key words: rekreatsionno-improving technologies, activity amateur choreographic collectives.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.