Научная статья на тему 'Эссе «Нужны ли гендерные стереотипы?»'

Эссе «Нужны ли гендерные стереотипы?» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
7221
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Котихина Софья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эссе «Нужны ли гендерные стереотипы?»»

© С. Котихина, 2017

№3/201 7

СОФЬЯ КОТИХИНА

студент Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Челябинск, Россия

ЭССЕ «НУЖНЫ ЛИ ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ?»

Довольно часто мы слышим фразы типа «Ну, ты же девочка...», «Как настоящий мужчина, ты должен.», «Все мужики.». Меня всегда раздражала такая абсолютизированная, упрощенная форма мышления у людей, когда пол является критерием правильности или неправильности действий, поведения человека. Я решила разобраться в этом вопросе и выяснить, напрасно ли мое негативное отношение к проблеме и насколько хорошо или плохо иметь ген-дерные стереотипы?

Сначала ответим на вопрос, зачем вообще нужны стереотипы? Первый очевидный ответ: «Для того, чтобы упростить жизнь». Как гласит понравившаяся мне цитата: «Стереотипы похожи на костыли при здоровых

ногах: на них можно ходить, но невозможно бегать». Разумеется, стереотипы делают жизнь проще, — на них легко опереться при отсутствии собственных знаний и мнения и нежелании обогащаться новой информацией. Но, по моему мнению, простота здесь — весьма сомнительное достоинство. Стереотипы нередко искажают наше восприятие действительности и в результате приводят к неверному выводу о человеке. При таком способе восприятия мы смотрим на окружающих как будто с отдаления, через призму уже готовых наборов характеристик, порожденных усредненным, обывательским мнением, и тем самым лишаем себя возможности строить собственное суждение.

© С. Котихина, 2017

К примеру, мы видим женщину полного телосложения, несущую коробку конфет. Первой бессознательной мыслью будет мысль о том, что она собирается съесть всю коробку одна. Или молодой человек не уступает место бабушке в транспорте. Мы не думаем, что он мог устать после тяжелого дня на работе, а сразу считаем его наглым и невоспитанным.

Разумеется, стереотипы не всегда ложны. Но и это не отменяет неразумность возведения их в Абсолют, верно?

Я считаю, что одно из достоинств стереотипов — это их юмористическая сторона. Поведение человека, совпадающее с каким-нибудь стереотипным образом, часто является смешным — ворчливые бабушки на скамейке у подъезда, ВДВ-шники, купающиеся в фонтане, студент в больших очках или русский человек (согласно национальным стереотипам) обязательно должен быть в ушанке, с балалайкой в одной руке и бутылкой водки в другой. Это позволяет обнаруживать негативные черты, делать их очевидными и высмеивать их. Активное отрицание какого-либо поведения иногда вызывает желание повторить это поведение, чтобы «не быть как все», продемонстрировать свою независимость, индивидуальность. Высмеивание же показывает, что такое поведение вызывает пренебрежение, что общество считает такое поведение глупым, а выглядеть глупцом куда хуже, чем бунтарем.

Но вернемся к теме гендерных стереотипов: что говорят о них ученые?

Гендерные различия давно привлекают внимание учёных. Долгое время основной целью исследователей был поиск научных подтверждений гендерных стереотипов, то есть убедительное оправдание существующих ролей мужчин и женщин. Однако достичь этой цели не удалось: большинство исследований обнаружили гораздо больше сходств между мужчинами и женщинами, а выявляемые незначительные различия нередко имеют социальные причины. Например, мужчины, сообщают, что в отличие от женщин, не считают себя

№3/201 7

очень склонными к эмпатии, но измерения физиологических и мимических реакций показывают, что различий в эмпатических реакциях между мужчинами и женщинами нет. Другие исследования обнаруживают, что мужчины испытывают злость, грусть и страх так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают преимущественно злость и подавляют другие негативные эмоции; женщины же, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх. Отличная демонстрация влияния общества на поведение людей, не так ли?

Как они появились?

Корни гендерных стереотипов лежат в основе традиционного распределение ролей в семье. Так исторически сложилось, что мужчина должен быть сильным, мужественным, решительным работником, который не оставит семью голодной, а женщина — женственной, хозяйственной и заботливой матерью. Сегодня, несмотря на относительную эволюцию взглядов, многим просто лень отходить от этих традиций и принимать что-то новое. Таким образом, мы соглашаемся с гендерными ролями и все время следуем им, так или иначе становясь объектами гендерных стереотипов.

Говоря о мужских и женских особенностях поведения, нельзя не затронуть тему моды.

В большинстве случаев мода оказывает влияние на отношение человека к самому себе и окружающим; и хотя многие станут отрицать этот факт, их потребительские предпочтения подтверждают это. Рост значения моды как исторического явления — одна из главных черт современности, а именно - отход от традиций и бесконечная потребность «нового». Как пишет Вальтер Беньямин: «Мода — это вечное возвращение нового».

Говоря о моде, чаще всего мы подразумеваем именно моду в одежде, однако следует понимать, что это понятие гораздо шире. Мода — это масштабный социальный механизм, проявляющий себя почти во всех сферах деятельности человека. Модными становятся не только вещи, но и манеры по-

© С. Котихина, 2017

ведения, формы общения, даже вредные привычки. Но в нашем случае я хотела бы уделить больше внимания одежде.

Спектр возможности самореализации у девушек в этой сфере значительно шире: пёстрая юбка или платье в один день, джинсы с однотонной футболкой — в другой, посещение мужского отдела одежды и покупка там чего-нибудь для себя — все это воспринимается как норма. Если же парень (особенно в нашей стране) надевает футболку, которую принято относить к женским (блестящую, полупрозрачную, обтягивающую и т.д.), воспользуется косметикой или средствами ухода за кожей, на него как минимум начнут «косо смотреть». Почему-то для женщины допустимо быть похожей на мужчину, а мужчине быть похожим на женщину — позорно.

Мне это кажется не совсем честным. Это не значит, что все парни должны начать носить короткие юбки и блестящие футболки? Сегодня это считается ненормальным. Но парадокс влияния общества состоит в том, что когда-то то же самое считалось нормой. Вспомним традиционные шотландские килты или мужской модой 70-х годов (см. вырезки из журналов того времени).

Многим это покажется смешным, потому как увиденное резко противоречит уже заложенным в нас стандартам «правильности» и кажется нелепым. Признаюсь, некоторые из этих нарядов заставляют улыбнуться и меня. Все потому, что общество заковало нас в эти рамки, ограничило наше восприятие, и теперь при встрече с какими-либо отклонениями от норм, нам трудно оставаться объективными. Нормы слишком глубоко в нас «засели», и мы уже практически не в состоянии поменять в себе эти устоявшиеся стандарты суждений. Большинством такие стандарты воспринимаются безболезненно, но меньшинству приходится либо подавлять в себе отклонения, не одобряемые обществом, либо же терпеть негативное отношение со стороны окружающих.

№3/2017

Подчеркну, что я — противник гендерных стереотипов, но не гендерных различий. Мужчина должен отличаться от женщины стилем одежды, образом жизни, обязанностями, увлечениями и так далее. Я за это. Но перечисленное выше очень относительно. Каждый человек уникален и он может быть малоспособен к одной деятельности, обладая талантом к другой, независимо от пола. И тому существуют доказательства — примеры разрыва шаблонов, так заботливо оберегаемых обществом. Это женщины, увлекающиеся футболом (и даже профессиональные футболистки), женщины, интересующиеся наукой, политикой, женщины-водители и т.д. Существуют мужчины, интересующиеся модой, не скрывающие слез, следящие за своей опрятностью (несмотря на стереотип, выражающийся, например, в строчке популярной песни: «У меня нет задачи подбирать к тебе ключ. Я мужик! Я угрюм, волосат и вонюч»...) и т.д. Сегодня мода активно меняется, и немалый процент людей относится к этому негативно, присваивая опрятность и стиль в одежде женскому полу и утверждая, что мужчине стыдно соответствовать этим тенденциям.

Я считаю, что единственное, в чем мужчина и женщина действительно отличаются друг от друга — это в степени физической силы, способе мышления и само собой детородной способности. Но, говоря о первом пункте, мы знаем, что сейчас существует множество возможностей самосовершенствования (спортзалы, фитнес-центры или регулярные упражнения дома), поэтому если женщину не устраивает ее физическая сила, то это можно изменить (как говорится, было бы желание). Что касается мышления, то по результатам многочисленных исследований, мужчины действительно чаще мыслят более упрощенно и у них больше развито логическое мышление; женщины же, как правило, более гибки, и у них хорошо развита интуиция. Это природные факторы, появившиеся без вмешательства общества.

Хотелось бы сделать акцент на этом «как правило». Как правило, но не всегда . Мы

© С. Котихина, 2017

все разные, и это естественно — иногда выходить за рамки, если от этого не страдают другие люди (заметим, страдают, а не возмущаются, ведомые стереотипами мышления). В жизни одно всегда преобладает над другим, это инь и ян. Но должно

МЕТЕОР-СЙТИ №3/2017

НАУКА РАЗВИТИЯ

быть место исключениям, поэтому во всем важно понимать чувство меры. Я считаю, что не нужно быть ярым противником традиций, равно как и бездумно реагировать на любое отклонение от нормы, как на преддверие катастрофы.

Библиографический список

Все, что нужно знать о гендерных стереотипах: http://psiholog.mirtesen.ru/blog/43342227706/Vse,-chto-nuzhno-znat-o-gendernyih-stereotipah

Sofya Kotikhina, Student of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia

Essay "Do We Need Gender Stereotypes?"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.