Научная статья на тему 'Эссе как один из этапов конкурсных состязаний на Международной Олимпиаде по английскому языку среди курсантов военных вузов'

Эссе как один из этапов конкурсных состязаний на Международной Олимпиаде по английскому языку среди курсантов военных вузов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
317
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭССЕ / ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ОЦЕНКА ЭССЕ / МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / AN ESSAY / OLYMPIAD IN ENGLISH / AN ESSAY ASSESSMENT / A TECHNIQUE FOR PREPARING ESSAYS / CADETS OF A MILITARY HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Анфилатова Ольга Викторовна, Вотинцева Марина Владимировна

Статья посвящена организационным и методическим вопросам подготовки команды по английскому языку к конкурсному этапу эссе. Особое внимание обращается на формулировку задания, его тематику и способы оценки. Эссе является одним из ключевых конкурсных состязаний на Международной Олимпиаде курсантов. На основе анализа системы оценки эссе с 2016 по 2018 гг. были выявлены основные проблемы, влияющие на подготовку к этому конкурсному состязания, а также на его результативность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Анфилатова Ольга Викторовна, Вотинцева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSAY AS ONE OF THE STAGES OF COMPETITIONS AT THE INTERNATIONAL OLYMPIAD IN ENGLISH LANGUAGE AMONG CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

The article is devoted to organizational and methodological issues of preparing a team in English for the competitive stage an essay. Particular attention is drawn to the formulation of the task, its subjects and methods of evaluation. The essay is one of the key contests at the International Olympics of cadets. Based on the analysis of the essay evaluation system from 2016 to 2018.the main problems affecting the preparation for this competition were revealed, as well as its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Эссе как один из этапов конкурсных состязаний на Международной Олимпиаде по английскому языку среди курсантов военных вузов»

Педагогика

УДК 372.881.111.1 ББК81.432.1

аспирант, старший преподаватель Анфилатова Ольга Викторовна

Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени маршала советского союза К. К. Рокоссовского» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, профессор Вотинцева Марина Владимировна Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени маршала советского союза К. К. Рокоссовского» (г. Благовещенск)

ЭССЕ КАК ОДИН ИЗ ЭТАПОВ КОНКУРСНЫХ СОСТЯЗАНИЙ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СРЕДИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ

Аннотация. Статья посвящена организационным и методическим вопросам подготовки команды по английскому языку к конкурсному этапу - эссе. Особое внимание обращается на формулировку задания, его тематику и способы оценки. Эссе является одним из ключевых конкурсных состязаний на Международной Олимпиаде курсантов. На основе анализа системы оценки эссе с 2016 по 2018 гг. были выявлены основные проблемы, влияющие на подготовку к этому конкурсному состязания, а также на его результативность.

Ключевые слова: эссе, олимпиада по английскому языку, оценка эссе, методика подготовки к написанию эссе, курсанты военного вуза.

Annotation. The article is devoted to organizational and methodological issues of preparing a team in English for the competitive stage - an essay. Particular attention is drawn to the formulation of the task, its subjects and methods of evaluation. The essay is one of the key contests at the International Olympics of cadets. Based on the analysis of the essay evaluation system from 2016 to 2018.the main problems affecting the preparation for this competition were revealed, as well as its effectiveness.

Keywords: an essay, Olympiad in English, an essay assessment, a technique for preparing essays, cadets of a military high school.

Введение. Эссе - это жанр с интересной и долгой историей. В литературе с ним связаны имена знаменитых мыслителей и писателей. Помимо этого, эссе - это еще и важнейший образовательный инструмент, так как оно учит мыслить. При работе над эссе каждая мысль должна быть самостоятельной и отражающей личные представления о мире. С помощью эссе студенты учатся ассоциировать факты и утверждения из разных источников, делать свои знания более четкими и систематизированными.

Во многих высших зарубежных учебных заведениях, в том числе военных, эссе используется как один из главных способов оценки и обучения. Эссе там, как правило, - это результат работы студента над определенными темой, курсом или предметом.

В российской высшей школе эссе как образовательный инструмент пока еще не утвердился, но активно используется как один из видов заданий на различных олимпиадах и конкурсах.

Начиная с 2016 года, эссе является важнейшей частью конкурсных заданий на Международной Олимпиаде по иностранному языку среди курсантов Вооруженных Сил Министерства Обороны Российской Федерации. Эссе как этап конкурсных заданий предполагает выражение индивидуального впечатления и соображений автора по просмотренному видеофрагменту (новостному сюжет, в том числе).

Изложение основного материала статьи. Эссе как отдельный этап, а зачастую и самый ключевой, включен в содержание олимпиадных конкурсов с 2016 года. С 2016 по 2018 гг. эссе являлось первым туром Международной Олимпиады, предполагающим под собой написание эссе-мнения по заданной тематике.

Место/год проведения Олимпиады Тематика Олимпиады Формулировка задания 1-го тура - эссе

2016 год Военная академия радиационной, химической и биологической защиты имени Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко (г. Кострома). 1. Основное устройство, конструктивные элементы технических устройств, механика работы частей и агрегатов. Материалы, физические характеристики и параметры работы образцов. 2. Научные открытия и технические новшества, положенные в основу развития военной и специальной техники. 3. Назначение технических устройств. Взаимодействие системы человек-машина. 4. Обоснование решений о внедрении (приобретении) новых образцов специальной техники. Перспективные образцы. 5. Корабли, автомобильная и иная самоходная техника, на борту которой размещается экипаж. Первый тур (номинация «Технический прогресс в военном деле») - письменный конкурс. Задание предполагает сочинение на английском языке по указанной теме, в котором участники должны использовать определенные в задании опорные слова, выражения и фактический материал, представленный в предварительно демонстрируемом видеосюжете. Данный конкурс проводится в целях оценки умения письменно выражать свое отношение к мысли другого человека в форме эссе с опорой на ранее воспринятую аудиовизуальную информацию и с привлечением в качестве доводов других известных конкурсанту фактов.Объем работы - 150-200 слов. Время выполнения конкурса - не более 60 мин. Возможными вариантами могут быть поддержка идеи теоретика в 2-4 абзацах, либо приведение контраргумента в 4 абзаце при сохранении общей поддерживающей позиции.

2017 год Военная академии 1. Общие взгляды на ведение войн и военных действий, Первый тур - письменный конкурс. При выполнении первого задания участники

связи имени Маршала Советского Союза С.М.Буденного (г. Санкт-Петербург).

выраженные известными

военными теоретиками.

2. Практика применения военно-морских сил и отдельных сил флота во Второй мировой войне.

3. Военные конфликты современности.

4. Логические и смысловые отношения в военном языке.

5. Налаживание взаимодействия по выполнению служебных (боевых) задач, и координация действий с учетом возможности влияния негативных факторов (погода, местность, противник, недостаток своих ресурсов).

6. Оценка массива иноязычной информации страноведческого характера.

должны просмотреть видеофрагмент на английском языке, по завершении которого на экране будет представлено высказывание выдающегося военного теоретика. Высказывание соотносится с фактами, описанными в видеофрагменте. Задачей конкурсантов является написание эссе на английском языке, в котором должно быть выражено личное отношение к представленному высказыванию,

аргументированное фактами из

видеофрагмента. [1]

2018 год

Военный Университете Министерства Обороны (г. Москва).

1. Современный мир и межгосударственные отношения в печатных и телевизионных СМИ.

2. Международное сотрудничество в области укрепления безопасности в мире, контроля над вооружениями, противодействия международной преступности и терроризму.

3. Обеспечение международных гуманитарных и спасательных операций.

4. Геополитические факторы и расстановка сил в различных регионах мира.

5. Технический прогресс в военной области.

6. Организация проведения переговоров и работа в совместной группе, поиск взаимовыгодных решений.

7. Традиции сотрудничества в России и за рубежом: вежливость, уважение, помощь, сочувствие.

Первый тур - письменный конкурс «По моему мнению», предусматривающий написание эссе на английском языке по указанной тематике с использованием содержания видеофрагмента,

просмотренного непосредственно перед написанием эссе. Формат эссе указывается в задании.

Проблема для написания эссе задается на русском языке в бланке задания, предъявляемом участнику перед просмотром сюжета. Формулировка проблемы представляет собой утверждение объемом в 1 -2 предложения и вопрос, над которым предстоит размышлять участнику. Бланк задания будет также содержать 10 английских слов (словосочетаний), употребление которых является обязательным (допускается употребление дериватов). Демонстрируемый видеосюжет призван ввести участников в проблематику для написания работы и активизировать словарный запас по теме. Изложение фактов, описываемых или упоминаемых в нем, не является целью задания. При просмотре участникам будет разрешено делать заметки на черновике. Продолжительность сюжета составит до 5 минут с темпом закадровой речи в пределах 120-150 слов в минуту, язык - английский. Конечный объем работы участника ограничен диапазоном в 250-300 слов. Время на выполнение задания конкурса - 60 минут (без учета инструктажа и воспроизведения видеофрагмента). [2]_

Необходимо отметить, что критерии оценки эссе менялись из года в год. В 2016 году для оценки качества написания эссе жюри предлагалось только максимальное количество баллов.

Начиная с 2017 года, организационным комитетом Международной Олимпиады (Лингвистический Центр ВУ МО РФ) рассылаются методические рекомендации по оценке эссе за месяц до начала конкурсных состязаний. Методические рекомендации по оценке работ конкурсантов включали в себя следующие критерии:

Выполнено Баллы

1. Структура эссе и логика изложения

Вводный абзац (введение), в котором автор

обозначает вопрос, рассматриваемый в эссе (постановка проблемы) 2

сообщает о своей позиции по данному вопросу 3

2-й абзац

обеспечена связь с введением (общей идеей эссе) 1

обеспечена связь внутри абзаца (по смыслу, переходными словами, местоимениями, синонимами и иными средствами) 1

содержит тезис (ключевое предложение абзаца) 2

содержит сопровождающие идеи (сопровождение тезиса - аргумент) 2

содержит дополнительные идеи (примеры, иллюстрации) 1

3-й абзац

обеспечена связь с введением (общей идеей эссе) 1

обеспечена связь с предыдущим абзацем (по смыслу, переходными словами, местоимениями, синонимами и иными средствами) 2

обеспечена связь внутри абзаца (по смыслу, переходными словами, местоимениями, синонимами и иными средствами) 1

содержит тезис (ключевое предложение абзаца) 2

содержит сопровождающие идеи (сопровождение тезиса - аргумент) 2

содержит дополнительные идеи (примеры, иллюстрации) 1

4-й абзац

обеспечена связь с введением (общей идеей эссе) 1

обеспечена связь с предыдущим абзацем (по смыслу, переходными словами, местоимениями, синонимами и иными средствами) 2

обеспечена связь внутри абзаца (по смыслу, переходными словами, местоимениями, синонимами и иными средствами) 1

содержит тезис (ключевое предложение абзаца) 2

содержит сопровождающие идеи (сопровождение тезиса - аргумент) 2

содержит дополнительные идеи (примеры, иллюстрации) 1

Заключительный абзац

подтверждена своя точка зрения (резюмируется мнение автора) 3

представлены рекомендации или прогнозы 2

Представление собственной позиции

недвусмысленно выражена во введении 5

прослеживается в тезисах 2-4 абзацев 10

непротиворечивость суждений, в которых представлена личностная позиция автора 10

Использование информации из просмотренного видеофрагмента

в качестве доказательства (аргумента), который подтверждает выдвигаемый тезис причинно-следственной связью, аналогией, статистическим данными - за каждый смысловой блок, представляющий 1 законченную идею 10

в качестве примера (т.е. отдельного факта, который не противоречит постулируемой в тезисе закономерности) - за каждый пример 2

Языковые особенности работы

Грамматика (учитываются только правильно оформленные конструкции)

использование лексико-грамматических конструкций, передающих уступительное значение 5

использование лексико-грамматических конструкций, передающих противопоставительное значение 5

использование лексико-грамматических конструкций, передающих значение причины 3

использование лексико-грамматических конструкций, передающих значение взаимообусловленности, зависимости 4

использование лексико-грамматических конструкций, передающих значение результативности 4

использование лексико-грамматических конструкций, передающих значение цели 3

использование лексико-грамматических конструкций, передающих значение одновременности действия 3

использование согласования времен (при разновременности действий) 4

использование лексико-грамматических конструкций выделения 5

использование лексико-грамматических конструкций, передающих значение вероятности 3

использование лексико-грамматических конструкций, передающих значение возможности 1

использование лексико-грамматических конструкций, передающих значение способности 1

Использование условного наклонения (I тип) 3

Использование условного наклонения (II тип) 4

Использование условного наклонения (III тип) 5

Лексика

использование синонима для связи между предложениями - за неповторяющуюся лексическую единицу 2

использование двух релевантных определений в целях более точной характеристики объекта 2

использование фразеологизма (только для целей аргументации) 4

использование фразовых глаголов 3

использование глаголов, характерных для научного стиля 5

Допущенные ошибки не более 30 баллов (вычитаются из набранных)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

грамматическая 3

лексическая 2

орфография 2

стилевая (в т.ч. нарушение сочетаемости) 2

Избыточность

использование слов, не несущих смысловой нагрузки (за каждое) 1

Отклонение от предпочтительного объема работы (уменьшение набранных баллов)

менее 130 слов -80%

от 130 до 150 слов -20%

от 200 до 230 слов -20%

свыше 230 слов -60%

Как показала практика, оценка конкурсных работ - эссе - является самым спорным моментом в структуре всей Олимпиады. Ниже приводятся наиболее часто обсуждаемые вопросы, которые возникают при проверке и оценке эссе:

1. Количество слов в эссе:

2017 год - 200-250 слов (плюс/минус 10 слов)

2018 год - 200-230 слов (плюс/минус 10 слов)

Многие члены жюри активно поддерживали мнение, что нельзя ограничивать конкурсантов таким малым количеством слов.

2. Отклонение от структуры эссе.

Большинство участников при подготовке к 1 туру Олимпиады целенаправленно тренируются писать эссе по разработанной структуре (структуре из методических рекомендаций Лингвистического центра), что уже изначально исключает такие характерные черты эссе, как: свободный полет мысли, выражение собственного мнения, самостоятельный выбор структуры и т.д.

3. Избыточность, то есть использование слов, не несущих смысловой нагрузки. Главный и основной вопрос, который возникает при оценке такого качества эссе как «избыточность» это: Как понять, какие слова можно считать избыточными, а какие нет?

4. Заученные тексты эссе.

Здесь возникают следующие вопросы: Как их оценивать? Как определить, являются ли эссе заученными?

Как правило, заученные эссе видны с первого взгляда, потому что к Международной Олимпиаде привлекаются курсанты неязыковых специальностей. Соответственно, длинные, сложносочиненные, сложноподчиненные предложения в эссе, насыщенные оборотами и структурами, бросаются в глаза каждому члену жюри и апелляционной комиссии в том числе.

Все вышеперечисленные аспекты затрудняют оценивание работ и ведут к разногласиям в работе жюри.

Методика подготовки к написанию эссе (1 тур Международной Олимпиады).

Эссе является самым сложным и трудоемким заданием, которое занимает огромное количество временных, умственных и, в том числе, духовных ресурсов. Что касается духовных затрат - не каждый будущий потенциальный участник Олимпиады готов писать эссе 1-2 раза в неделю, с его последующим анализом и работой над ошибками, а ближе к проведению Олимпиады и заучиванием определенных структур эссе. Обратим внимание и на то, что подготовка заданий преподавателем имеет огромное значение.

Выводы. Со стороны преподавателя требуется следующее:

1. Изучить методические рекомендации по подготовке проектов заданий.

2. Опираясь на методические рекомендации, подбирать соответствующие тематике Олимпиады видеофрагменты. При подборе видеоматериала учитывается: количество слов в минуту, тематика видео, продолжительность видеофрагмента.

3. Разработать лист-бланк для написания эссе.

- лист-бланк, как правило, включает в себя: вопрос/утверждение/высказывание великого полководца - то есть постановка проблемы для будущего эссе;

- набор слов/словосочетаний (обычно до 10) для обязательного использования в структуре эссе. Данные слова необходимо использовать как в том варианте, который предложен в бланке, так и дериваты этих слов и словосочетаний;

- набор рекомендаций по написанию эссе.

Необходимо понимать, что перед тем как приступить к написанию эссе по определенной тематике группа участников, которые готовятся к участию в Международной Олимпиаде, довольно методично и тщательно изучает проблематику эссе. В зависимости от сложности изучаемой темы на подготовку к написанию эссе уходит полторы-две недели. Это период изучения темы включает в себя:

- изучение лексики по теме;

- отработка грамматических структур;

- работа с видеоматериалом по заданной тематике: подбор новостных сюжетов, изучение видеоматериала по теме, обсуждение видеофрагментов по теме, выполнение упражнений, направленных на отработку заданной тематике до/после/вовремя просмотра видеосюжетов и т.д.;

- самостоятельное изучение материала по теме эссе;

- структурирование информации по теме.

Как повысить шансы на победу в конкурсе эссе?

1. Оригинальная авторская идея - это половина успеха. Это главное на что стоит делать ставку. Как правило, на Олимпиаде представлено несколько идеальных эссе, и в конечном итоге выше оценят то, идея которого больше всего затронет жюри. Именно поэтому, проработке идеи стоит уделить особое внимание.

2. Логичность структуры эссе. В методических рекомендациях предлагается схема эссе (введение, аргумент №1, аргумент №2, контраргумент, заключение), которой обязаны придерживаться курсанты. Даже с учетом этой схемы нужно логично и последовательно излагать свои мысли, так чтобы смыл текста разворачивался перед жюри плавно, без резких переходов от одной мысли к другой.

3. Использование примеров в эссе. Утверждения будут выглядеть законченными и не станут вызывать лишних вопросов, если они подтверждены яркими примерами. Эссе с примерами производит более сильное впечатление на читателя и выглядит более насыщенным. Но все же, как и со всеми другими инструментами, стоит знать меру.

4. Целостность эссе. Этот тур Олимпиады, как уже говорилось выше, накладывает ограничения на объем текста эссе. Вот почему в рамках этих ограничений конкурсанту нужно донести свою мысль максимально полно до проверяющего. Следовательно, текст эссе должен быть одним целым: он должен раскрывать любую проблему и любой вопрос настолько полно, чтобы не оставалось лишних вопросов.

5. Оформление эссе. Эссе не должно быть одним большим блоком текста, а тем более не может быть написано мелким нечитабельным шрифтом. Эссе должно прилечь внимание еще до начала прочтения.

Литература:

1. Регламент проведения Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2017 году [Электронный ресурс]. URL: ens.miLm/education/documents/more.htm?id=12000560@egNPA (дата обращения: 12.09.2018).

2. Регламент проведения Международной олимпиады курсантов образовательных организаций высшего образования по иностранному языку в 2018 году [Электронный ресурс]. URL: http://inter-olimp.mil.ru/Reglamenty/In-yaz/Vsearmejskij-nacionalnyj-etap (дата обращения: 12.09.2018).

Педагогика

УДК 811.161.1

кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского языка как иностранного Ардатова Екатерина Владимировна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского языка как иностранного Вологова Татьяна Сергеевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ПОВЕСТЬЮ А.М.СТОЛЯРОВА «ЗВЁЗДЫ И ПОЛОСЫ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО

РКИ

Аннотация. В статье рассматривается неоднозначная интерпретация образа Китая в повести и возможность использования данного материала, имеющего дискуссионный характер, на занятиях по РКИ со студентами продвинутого уровня обучения. Предлагаются конкретные приемы работы с текстом, способы обучения выражению собственного мнения и его аргументации, согласия и несогласия.

Ключевые слова: образ страны, Китай, полемика, выражение согласия и несогласия, аргументы, контраргументы.

Annotation.The article examines the ambiguous interpretation of the image of China in the story and the possibility of using this material, which is of a debatable nature, at the lessons of Russian as a foreign language with students of advanced level of education. Specific methods of working with the text, ways of teaching expression of one's own opinion and its arguments, consent and disagreement are suggested.

Keywords: image of the country, China, polemics, the expression of consent and disagreement, arguments, counterarguments.

Введение. Повесть современного петербургского писателя А.М.Столярова «Звёзды и полосы» была напечатана в 2010году [8]. Повесть имеет подзаголовок «хроника ожиданий» и написана, по сути, в жанре некой летописи, описывающей, однако, в отличие от традиционной, фантастические события, происходящие в будущем. Перед читателем предстает, таким образом, достаточно редкий вариант фантастического произведения, имеющего черты документалистики (или ее имитации), а также политического памфлета. Интересно, что в лингвистическом анализе повести «Звёзды и полосы», предложенном на сайте «Лаборатория фантастики», отмечается высокий словарный запас автора (3176 уникальных слов на 10000 слов текста), необычно большая средняя длина предложений (118 знаков при средней длине 81 знак), а также полное отсутствие диалогов (0 %) [4]. Данные наблюдения свидетельствуют о художественном своеобразии произведения.

Изложение основного материала статьи. Сюжет повести таков: во всех банках США происходит сбой компьютерной программы, в результате которого перестают функционировать системы электронных платежей, банкоматы не работают, люди не могут купить простейшие продукты, никакие сделки не проходят. Страну охватывает паника, наступает хаос. Опасаясь, что компьютерный вирус поразит системы других стран, мировая общественность прекращает все деловые контакты с США, и страна оказывается в полной изоляции. Фантастическим событиям, которые начинают разворачиваться на международной арене, после того как выведена из игры сверхдержава, долгое время диктовавшая миру свои правила, и посвящена основная часть произведения А.М. Столярова.

Повесть «Звёзды и полосы» имеет высокую степень полемической заострённости и отличается редкими для художественного произведения однозначными трактовками и суждениями. Надо отметить, что эта острая и злободневная книга, которая как будто специально создана автором для того, чтобы спровоцировать читателей, вызвать их на дискуссию, была встречена единодушным молчанием критиков и литературной общественности. Представляется, однако, что повесть недооценена во многих аспектах: и как весьма своеобразное, ломающее каноны художественное произведение, и как скандальный футурологический прогноз, представляющий особый интерес для политологов и специалистов в области международных отношений и политического пиара, и как учебный материал для иностранцев, изучающих русский язык.

Существует большой массив научной литературы, посвященной проблемам образа (имиджа, бренда) страны. Обычно образ страны вслед за Э.А. Галумовым рассматривается как «комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы (экономических, географических, национальных, культурных, демографических и т.д.), сформировавшихся в процессе эволюционного развития государственности как сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяют тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов в стране» [1, с. 12]. Мы же будем трактовать образ страны как «сумму убеждений, представлений и впечатлений людей» в отношении этой страны [3, с. 205]. Образ Китая в сознании россиян исследован в работах А.В. Лукина [6], В.Л. Ларина [5], С.В.Кононова [2], китайских ученых Шао Дэваня [9] и Лю Юаньюань [7] и др. Так, по мнению А.В. Лукина, «современный образ Китая в России — сложная система, состоящая из многообразных представлений на различных уровнях». Условно А.В. Лукин выделяет два противоположных взгляда на Китай: «китаефобию» и «китаефилию», подчеркивая, что они всегда сосуществовали.

Два диаметрально противоположных представления о Китае как о дружественном государстве со своеобразной культурой и как о потенциально опасном соседе «с громадным населением, готовым хлынуть в другие страны, в первую очередь Россию», выделяет в своей статье и С.В. Кононов [2].

Китайская исследовательница образа Китая в России Лю Юаньюань подчеркивает наличие негативных шаблонов и стереотипов друг о друге, которые властвуют над умами как представителей российской, так и китайской стороны: «Достаточно упоминания о глубоко укоренившемся в России синдроме «китайской угрозы» и «жёлтой опасности», о представлениях китайцев об «особой агрессивности русского царизма» и деструктивной, высокомерной позиции советских руководителей (Сталина, Хрущева) в отношении Китая» [7].

По мнению другого китайского исследователя, «в представлении россиян Китай - это страна со сложившейся традиционной культурой, доминантой которой являются аутентичные культурные традиции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.