Научная статья на тему 'Эссе «Евгений Миронов: три ярких образа одного актера»'

Эссе «Евгений Миронов: три ярких образа одного актера» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
284
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Метеор-Сити
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эссе «Евгений Миронов: три ярких образа одного актера»»

НАУКА РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА

ЭЛИЗАБЕТ ШТАЙНМЮЛЛЕР

независимый автор, г. Штутгарт, Германия

ЭССЕ «ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: ТРИ ЯРКИХ ОБРАЗА ОДНОГО АКТЕРА»

Фото: http://www.premiakumir.ru/blogs/1 /posts/16-evgeniy-mironov-fakty-i-sluchai-

ПРЕДИСЛОВИЕ

Поводом к написанию эссе стала заинтересованность творчеством актера Евгения Витальевича Миронова.

Когда я впервые увидела Миронова на экране в фильме «Анкор, еще анкор!», сразу поняла, насколько он уникален как актер — он одарен и умеет вжиться в роль. На мой взгляд, в современном российском кинематографе не хватает актеров от Бога и интеллектуальных фильмов.

Помню, о чем гласит вторая библейская заповедь («не сотвори себе кумира»), и знаю, что можно разочароваться в так называемых идолах. Не видела актера на сцене, не присутствовала на встречах с ним, но, анализируя его творчество, могу сказать: Миронов кажется мне очень талантливым, тонким и интеллигентным человеком. Интересно смотреть фильмы с его участием, читать его интервью. Когда видишь игру этого актера, хочется сказать «Верю!», как говорил Станиславский. Чувствуется, что каждую из своих ролей Миронов переживает по-настоящему. В каждую вкладывает множество эмоций и живых оттенков.

Одна театральная актриса сказала, что «Миронов — self-made man», и я с ней согласна. Это тот случай, когда «талант пробился сам» и когда особенную значимость приобрела работа над собой.

Удивляет способность актера к перевоплощению — диапазон его ролей неисчерпаем, но я выбрала самые яркие, на мой взгляд, фильмы с участием Е. Миронова — «Дневник его жены», «Космос как предчувствие» и «Время первых». Я внимательно пересмотрела фильм «Дневник его жены», изучила сценарий фильма «Космос как предчувствие», автором которого является А. Миндадзе, и ознакомилась с произведением «Время первых» В. Рощина, написанным на основе сценария фильма.

Названные выше кинофильмы не похожи друг на друга, но тем не менее на каждый из них стоит обратить внимание, в каждом из них есть смысл, который раскрывается благодаря блестящим ролям в исполнении Евгения Миронова.

«ДНЕВНИК ЕГО ЖЕНЫ»

В основу фильм положена история жизни и любви известного писателя и поэта Ивана Бунина. Весьма непросто разобраться во взаимоотношениях героев, т.к. эти отношения выходят за рамки типичного любовного треугольника. Традиционные мерки и общепринятые представления о любви оказываются неприменимыми к жизни гения.

Ивана Бунина (актер А. Смирнов) и Веру Муромцеву-Бунину (актриса Г. Тюнина) связывает брак. Вера по-настоящему предана своему мужу, для которого брак не является доказательством любви и ограничителем свободы. Бунин влюбляется в свою ученицу — поэтессу Галину Плотникову (актриса О. Будина). Но избранница Бунина, в свою очередь, не придерживаясь общепризнанных норм морали, вступает в любовную связь с Маргой Ковтун (оперной певицей, исповедующей, как тогда говорили русские в Европе, «специальную нравственность») (актриса Е. Морозова). Тем

Метеор-Сити

НАУКА РАЗВИТИЯ

временем к Буниным приезжает литератор Леонид Гуров (актер Е. Миронов), чтобы сообщить о присуждении писателю Нобелевской премии.

Вера искренне любит своего мужа — талантливого, но очень сложного человека. В одной из сцен она говорит Галине о том, что «нужно пытаться угадать сердцем его мысли». Возможно, это удается сделать только самой Вере: «А чтобы с Яном жить, надо иметь мой характер». Вера обладает бесконечным терпением. Она понимает, что вокруг «сумасшедший дом», но мирится с изменами мужа: «А что ей остается делать? Она жена гения, она сама так говорит».

Литератор Леонид Гуров остается жить у Буниных и влюбляется в Веру: «Иван Алексеевич, может быть, это совершенно бестактно, но я просто потрясен добротой и красотой Вашей жены», «Мне нравятся женщины...чистые, добрые, преданные женщины... вот как Вы, Вера... Вот если Вы не рассердились, тогда дайте мне руку поцеловать». С первых минут этот герой кажется человеком искренним и чутким. В ответ на любовное признание Гурова Вера восклицает: «Прекрасно, великолепно! Вы любите меня, я люблю его, он любит Галю, а Галя любит Маргу. Послушайте, это просто какая-то опера, а?». В этой фразе изложена последовательность взаимоотношений героев.

Вряд ли любовь Гурова к Вере могла стать взаимной. В самом начале фильма мы наблюдаем сцену, в которой Вера признается мужу: «Да, ты знаешь, что Леня был в меня влюблен? Ну что ты, он даже ухаживал за мной. Нет, ну я, конечно, так не смогла в него влюбиться. Я, честно говоря, за всю жизнь так и не смогла больше ни в кого влюбиться, только тебя одного любила...».

Жизнь в доме Буниных приводит Леню в ужас: «Вы даже себе не представляете, как этой великий мучает, тиранит и унижает ту, которая одна его любит». Гуров — жертвенный человек. Он стремится помочь Вере. В диалоге с Маргой Гуров говорит о том, что «не может оставить Веру и обязан ее спасти». Марга догадывается о чувствах Лени к Вере:

- Вы ее очень любите.

- Кого?

- Веру Николаевну, не Галю же.

- Это что, так бросается в глаза?

- Бедный... Тяжело Вам, наверное.

- Вы знаете, порой просто совершенно невыносимо...

Парадокс в том, что Гуров любит Веру так же, как она своего мужа: «Скажите, а вот Вам не жалко меня, а? Нет? Который столько лет предан Вам, как собака? Который ради Вас терпит все эти унижения, оскорбления, эти скандалы... Знаете, ей-богу, вот мне иногда кажется, что Вы ко мне относитесь точно так же, как он к Вам».

Но, пожалуй, самой неоднозначной любовной линией становится линия Гали и Марги. Не стоит быть предосудительным к тому, что Галя попала под очарование этой женщины. Чувство Галины к Марге похоже на одержимость: «Дым сигарет, нарисованные брови и голос бархатный, стальная прелесть глаз... Я не скажу, которая из нас смирилась первая, поняв, что в этот раз спасения не будет.».

Бунин, влюбленный в Галю, не может смириться с тем, что она уходит к Марге. Он считает, что чувство Гали к женщине — настоящее сумасшествие: «Галя, опомнись. Это же безумие... Это наваждение какое-то! Послушай меня, ты с ума сошла!».

Бунин готов сделать все возможное, чтобы возлюбленная вернулась: «Скажи, чего тебе не хватает? Я все сделаю, только останься со мной».

Он пытается найти утешение в объятиях продажной женщины, но эти попытки тщетны — он не может забыть Галю: «Это же мука. Не могу спать. Работать не могу. Все мысли о тебе. Сны, как у мальчишки. Ты здесь рядом ходишь, а я не могу до тебя дотронуться». Но все уже предрешено, и Галя уходит от Бунина. Отчаяние писателя настолько сильно, что он лихорадочно ищет пути выхода из депрессии и находит весьма странный способ успокоения — заводит собаку и читает ей собственные произведения. В фильме словно нагнета-

ется идея сумасшествия. Чувство Гали к Марге похоже на безумие. Гуров, влюбленный в Веру, становится болен психически. Вера думает, что сходит с ума ее муж.

- Ты знаешь, у меня иногда такое чувство, что ее ты любишь больше, чем меня!

- Вера, тебе пора в сумасшедший дом! К кому ты меня ревнуешь? Это собака!

- Это я ревную? Я уже давно в сумасшедшем доме!

- Я читаю новый рассказ.

- Да ты что? Кому?

- Ей.

- Собаке?

- Вера, ну а что такого, не мешай, пожалуйста.

- . Ты что, шутишь, что ли?

- Нисколько.

- Господи, Ян, ты рехнулся.

- Я в своем уме и в трезвой памяти. Пожалуйста, оставь нас в покое.

Трагический финал фильма предрешен; прежняя жизнь не представляется героям более возможной. Гале и Марге удается уехать из Франции. Там Марге грозил бы концлагерь из-за того, что во время Второй мировой войны начались гонения на евреев. Девушки переезжают в США. Галя старается помочь Марге и просит помощи у Бунина: «Если Иван меня так любит, как он всегда говорил, может он хоть что-нибудь для меня сделать?».

Леня много размышляет в надежде изменить сложившуюся ситуацию, даже пытается покончить с собой. Так и не найдя выхода, Гуров покидает дом Буниных. Иван Алексеевич и Вера Николаевна остаются вдвоем. Казалось бы, возможно их воссоединение, но писатель умирает по дороге в Италию. Фильм заканчивается метафорической фразой из дневника Веры: «А потом я умерла».

Этот фильм можно назвать фильмом о гении и злодействе, где злодейство сродни одержимости. И однополая любовь, и любовный треугольник, который складывается между Буниным, его женой и Галей, не одобряются обществом и не являются нравственной нормой.

Возможно, основная идея этого кино изложена во фразе самого Бунина: «В любви столько звериного, грубого, темного... Ведь никто еще не написал это, как следует». И отношения героев оказываются весьма запутанными. Любовь возникает неожиданно и как будто беспричинно — это показано в фильме. Сложно и порой даже невозможно ответить на вопрос, за что любишь. Любовь не всегда бывает взаимной, иногда глубокое страстное чувство способно привести к настоящей трагедии. «Дневник его жены» — это кинофильм о любви жертвенной, искренней, все претерпевающей и все переносящей, но не всегда счастливой, пробуждающей страсть и подталкивающей к бездне. Это фильм о любви в самых разных ее формах и проявлениях.

Евгений Миронов внес большой актерский вклад в раскрытие смысла фильма. Он играет одухотворенного человека, способного на сильное, не подвластное времени и обстоятельствам, чувство, на жертвенную любовь. Одновременно это образ человека робкого, не имеющего сил и, возможно, внутреннего права на то, чтобы изменить сложившуюся жизненную ситуацию и утвердить свою любовь. Проявлением решимости или выражением стремления разорвать сеть сложившихся взаимоотношений становится попытка самоубийства, а самым «сильным» поступком героя — уход из дома Буниных.

Фильм — обладатель Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» 2000 года, кинематографических премий «Ника» 2001 года за лучший игровой фильм года, лучшую мужскую роль (А. Смирнов) и лучшую работу кинооператора (Ю. Клименко).

«КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ»

Если характеризовать фильм «Космос как предчувствие» в целом, то он о мечтах и надеждах на светлое будущее.

Атмосфера фильма иногда кажется мрачной, даже тяжелой (особенно в начале и в конце картины), но мне удалось

преодолеть это ощущение, и при повторном и последующих просмотрах появлялись новые вопросы, открывались новые смыслы.

В фильме встречаются непохожие друг на друга люди — загадочный Герман (актер Е. Цыганов) и наивный Виктор Коньков по прозвищу Конек (актер Е. Миронов). Уже в этом прозвище передана идея наивности и простодушия Конька. Герман становится кумиром Конька, между ними складываются отношения учителя и ученика. Конек восхищается своим другом и учителем. Он готов простить Герману даже то, что тот «уводит» его будущую жену Лару (актриса И. Пегова). При этом в течение фильма возникала убежденность в том, что Конек превосходит прежнего кумира — Германа. В последних кадрах герой Миронова выглядит серьезным и уверенным в себе; именно ему судьбой дана встреча с первым советским космонавтом.

Прочитав текст сценария фильма, я отметила, что сценарий не полностью совпадает с эпизодами фильма, но излагаемые мной мысли буду подтверждать именно словами текста.

«Космос как предчувствие» — это фильм о бегстве от гнетущей социальной атмосферы и от самого себя. Это сейчас называют словом «эскапизм». Идея бегства пронизывает весь фильм: это мысль о полете в космос, побеге из страны и простая мысль — мечта о лучшей жизни: «А там четырехэтажки однотипные, небо серенькое — и сразу Герман из страны далекой вернулся!». Наблюдается явный контраст между мечтой и реальностью.

Предчувствие счастливой жизни витает в воздухе — об этом говорят эпизоды в парке (Герман приглашает друзей в парк, они гуляют, катаются на аттракционах и создается ощущение полного счастья героев).

В другом эпизоде ощущение счастья — это «звездный час», связанный с жизненным успехом. Героиня фильма Римма (актриса Е. Лядова) говорит Коньку: «Нужно каждому уметь ждать своего часа». И происходит удивитель-

ное событие — Конек встречает Гагарина в поезде, и мы наблюдаем, как Конек протягивает космонавту цветы.

Главный герой фильма Герман — бывший заключенный, который мыслит об убежище в другой стране. В тайной надежде на прорыв железного занавеса он учит иностранные языки (он рассуждает про себя: «I seek for political assylum» — «Я ищу политического убежища»). Конек очень удивляется, когда впервые приходит к Герману в гости и слышит иностранную речь из транзистора:

«Привел его в каморку... Зачем? Конек сразу, конечно, на транзистор обратил внимание, на карту географическую на столе. Впервые видит, слышит, ничего не знает — ни где живет, ни что целый мир вокруг, еще другие страны, голоса на разных языках... Слушает транзистор завороженно, сам ручку крутит, волны меняя».

Идея бегства в фильме метафорична. Ее выражение больше напоминает бегство в некое идеальное гармоничное пространство, где человек счастлив и свободен от волнений и тревог. Другие города, другие страны и — возможно, вовсе не существующие — планеты кажутся невероятно далекими и притягательными.

Поддерживая эту метафорическую идею, в фильме прямо или косвенно упоминаются все средства передвижения — от велосипеда до спутника. Спутник — загадочный символ покорения космоса, открытия нового пространства, радости, сбывшихся надежд; он словно не материален. Вероятно, посредством этого символа выражена и идея предчувствия (перемен, радости, открытий):

- В этом году спутник запустили, потом животное отправят, кошку какую-нибудь или собаку, а потом...

- Человека! — выдохнул Конек.

В фильме одновременно передан советский пафос и присутствует некая антисоветская направленность, в чем и заключается основной контраст. С одной стороны, есть гордость за достижения своей страны (запуск спутника, полет первого человека в космос). Подтверждением тому служит песня «Летят перелетные птицы», которая звучит в самом конце фильма. С другой стороны, передаются диссидентские настроения героя о прорыве тяжелого железного занавеса, о попытке скрыться от тоталитарного режима, стать свободным.

Слова Германа о космосе полны оптимизма, но при этом сам герой находится в отчаянном положении:

- а потом каждый год будем летать, как в автобусе ездить! И, Конек, на Луну! Человек высадится на Луну, это будет! — вдруг закричал Герман и сам удивился, что закричал.

- Как же с нар... к звездам ?

- А самый раз, друг!

- Так анкета испорчена.

- Наоборот. У тех, кто перестрадал, преимущество.

Конек покачал головой недоверчиво. Герман понял, что переборщил.

- Тебе-то что волноваться? У тебя чисто.

- Да.

- И полетишь.

- Думаешь?

- Обязательно. Не сейчас, так потом. Новая эра открывается, друг!.

Конек еле Лару уговорил: «Сейчас спутник пролетит, идем смотреть, а то пропустим».

- Спутник там.

- Где?

- Летит, Конек, мы увидели.

Герман пытается приукрасить ситуацию, может быть, он и сам желает искренне поверить в лучшее.

Нашел ли счастливую жизнь Герман? Вряд ли, и в доказательство тому можно привести следующие строки из сценария:

«Плыл, плыл... К французу или англичанину, который весь в огнях. Лучи прожекторов подползали — нырял.

Судно было еще далеко, а берег — еще - Гагарин. А вас как?

дальше». - Не важно. Конек.

«Герман не сразу понял эту игру нарядных огней на палубе — они вроде как уже близко были, но не приближались, хоть он изо всех сил старался. Не сразу понял, что судно двинулось, тихонько пошло — туда, к наметившемуся уже в рассветной мгле горизонту.

Ясно стало, что корабль от него уходит, а Герман плыл и плыл без надежды».

По сценарию фильма море символически передает атмосферу тревожности и неизвестности. Когда Конек теряет из виду плывущего Германа, он пугается не на шутку:

Финал фильма также остается открытым, неоднозначным. Остался ли Герман в живых? Скорее всего, надежды на побег не оправдались.

Космос — это ощущение победы и головокружительного счастья. Надежда Конька на благополучную жизнь метафорично связана с идеей полета. Таким образом, свобода воплощается посредством всех стихий:

Коньку, в отличие от своего учителя, удается увидеть вживую первого космонавта, что также символично:

Еще одной линией в фильме становится любовный «четырёхугольник» Конька, Германа и двух сестер — Лары и Риммы.

В самом начале показан роман Конька и Лары: «По десять раз на день Конек отрывается от кипящей плиты и встает в своем колпаке в закуток перед входом в зал, и Лариса уже к нему мчится через ресторан, будто знает, что Конек там ждет ее за занавеской... Впопыхах тыкается лбом ему в плечо».

«- Повезло тебе, Конек! И работа сразу, и личная жизнь!».

На первый взгляд их роман кажется счастливым, они мечтают быть вместе. Но оказывается, что отношения героев не всегда складываются просто: «Между вспышками любви не все у них бывает гладко, случаются и разногласия, и взаимные глубокие обиды, когда Конек заставляет Ларису таскать ему кофейные чашечки, устроившись в зале, как обычный посетитель».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У Лары есть сын Валерка, и мать Конька предлагает Ларе остаться жить у них дома. Несмотря на атмосферу благополучия, с появлением Германа отношения Лары и Конька начинают меняться. Печальный исход как будто предрешен:

«Нет, поехали, конечно, на ночь глядя, фару зажгли... Лара на раме сидела, притихшая.

- Какая мама у тебя хорошая!

- И ты хорошая, Лара! И я неплохой!

И по колдобинам во тьме ехать весело, когда жизнь впереди! Лара сказала тихо:

- Только не выйдет ничего у нас с тобой, Конек!

Он не расслышал или сделал вид».

Прогулка Германа, Конька и сестер в парке становится кульминационным моментом. Отношения «четырех» кажутся идиллическими («как между сестрами и братьями»), в этих эпизодах каждый становится счастливым. Но здесь и происходит пере-

- Когда полетим ?

- Уже летаем.

- Имя твое на всякий случай. Вдруг ты правда... по Герману — к звездам?

- Юрий.

- Полностью!

Они стоят среди танцующих, Конек в тяжелом раздумье повел Ларису в танце.

- Но ведь он уплыл и не вернулся!

- Утонул?

- Не знаю. Да.

«Заплыв Германа. В никуда, в море открытое».

- А мы не в Москву, кто тебе сказал, что в Москву?

- А куда? — испугалась Лара.

- В Кустанай.

- Ты что?

- К звездам.

лом в их отношениях. События развиваются не по запланированному сценарию, что приводит к драматической развязке.

Согласно сценарию фильма, Герман заинтересовался будущей женой Конька, поскольку та работает официанткой на норвежской плавбазе: «Конек был уверен, что Герман, конечно, начнет ухаживать за Риммой, от любви свободной, но ничего подобного не случилось, то есть случилось как раз обратное: Герман оказывал внимание его Ларе! Что ж он в ней нашел, ведь девушки были одинаковые?! Лара своей сестры Риммы только тем интересней, что обслуживает на плавбазе банкеты с иностранцами».

Однако нельзя исключать и личную симпатию Германа к Ларе. Можно предположить, что за ненавистью к Герману Лара скрывает свою заинтересованность таинственным персонажем.

Однажды, когда Конек приходит к другу, он «застает» Германа и Лару вдвоем. Он понимает, что будущая жена изменила ему. Становится очень жаль Конька — он до конца искренен в отношениях с Ларой, которая его предает. Раскаяние Лары не спасает ситуацию, и в следующем эпизоде ее место неожиданно занимает Римма: «Кажется ему — Лара, но нет — Римма, Римма! Он дышит ее волосами, задыхается... Его руки держат руль, а ее руки лежат на его руках, и уже руль сам поворачивается, поворачивается... И в лес они вкатываются с дороги и падают, на пень налетев... Ищут друг друга в траве, находят — молча, без слов, будто это не они».

В эпизоде, в котором Конек и Римма падают с велосипеда, создается ощущение чего-то ненастоящего. Открывается еще одна тайна: Римма в отношениях с Коньком уже давно «ждет своего часа». Она признается: «Да, Виктор. Ты самый умный в этом городе, поэтому я тебя выбрала». Но Конек пока не может прийти в себя после расставания с Ларой и понимает, что все еще любит ее. Осознание этого причиняет ему боль — Конек не ожидал «удара в спину от своих же»:

Метеор-Сити

НАУКА РАЗВИТИЯ

« - Это как же ты меня выбрала, если я всегда был с твоей сестрой... И мы любили друг друга, любили!

Осекся, так вдруг пронзило! Прежняя боль невыносимая».

Конек уступает Лару Герману, вспоминая слова известной песни: «Уйду с дороги, такой закон, третий должен уйти!». Конек пытается остановить друга, когда тот уезжает. Их дружба — духовная ценность, но попытки спасти отношения «четырех» безуспешны: «Тебе не надо уезжать, понимаешь или нет? Все будет, как было, только по-другому! Но все равно так же!... Ну, опять две сестры и два брата, но, как сказать... получается крест-накрест!». Уже ничего не может быть по-прежнему.

Лара остается одна с ребенком, Герман таинственно исчезает (скорее всего, погибает в море), а Конек с Риммой отправляются в Москву.

Подытоживая, могу сказать, что главной идеей в фильме становится идея бегства от реальности. Однако наряду с жизненной драмой, гнетущей обыденностью у всех героев существует предчувствие космоса как знак настоящего, безграничного счастья и внутренней свободы. Эта идея остается в подсознании и становится точкой отсчета интерпретации внимательного зрителя.

Фильм получил признание зрителей, критиков и профессиональных кинематографистов, что подтверждается многочисленными наградами:

Кинопремия Ника (2005 год):

• Лучший оператор — Юрий Клименко,

• Лучший актёр — Евгений Миронов. Золотой Орёл (2005 год):

• Лучшая режиссёрская работа — Алексей Учитель,

• Лучший сценарий — Александр Миндадзе. Золотой Овен (2005 год):

• Лучший сценарий — Александр Миндадзе,

• Лучшая мужская роль — Евгений Миронов. XXVII Московский международный кинофестиваль:

• Главный приз «Золотой Георгий» за лучший фильм — Алексей Учитель.

Конкурс профессиональных премий к/с «Ленфильм» «Медный всадник» (2005 год):

• Лучший режиссёр — Алексей Учитель.

Здесь Евгений Миронов играет совершенно другого героя, нежели в «Дневнике его жены». Мы вновь видим образ наивного и открытого миру человека, советского человека, который хочет простого житейского счастья. Но этот образ «эволюционирует» на наших глазах: встреча с Германом изменяет Конька, делает его серьезным, уверенным в себе мужчиной, отличающегося сильным характером, и герой находит, заслуживает свое право на то, чтобы быть счастливым.

«ВРЕМЯ ПЕРВЫХ»

В основу фильма «Время первых» легли реальные события — первый в мире выход человека (космонавта Алексея Архиповича Леонова) в открытый космос. Событие произошло18 марта 1965 года. Но это фильм не только об освоении космоса. Актер Евгений Миронов, который исполнил роль Алексея Леонова, сказал: «Фильм «Время первых» возник из желания разобраться в том, что такое русский характер, понять, что мы за люди, как нам удается совершать невероятные подвиги. Это кино про удивительное время и про удивительных людей. Многие из них прошли и войну, и лагеря. И у них не только обиды на страну не было — они не разучились мечтать. Это очень русская черта — желание вырваться из привычного хода вещей».

В самом начале фильма мы видим смелого, даже отчаянного пилота, который пытается посадить самолет, действуя не по инструкции. Про него говорят: «Он сумасшедший!». Но именно «сумасшедшему» пилоту впоследствии удается покорить космос. Сам Леонов признавался, что не выжил бы, если бы не нарушал инструкций и не ломал стереотипы.

Метеор-Сити №3/2017

НАУКА РАЗБИТИЯ

В самолете между Алексеем Леоновым и его другом — летчиком-космонавтом Павлом Беляевым (актер К. Хабенский) — происходит следующий диалог:

- Лёш, ты не понял — мы сейчас не прыгаем.

- Кто сказал?

- Инструкция!

- А на войне ты тоже всегда действовал по инструкции?

После этих слов Леонов прыгает с парашютом, Беляев следует за ним.

Стоит отметить, что по некоторым чертам характера Леонов и Беляев являются противоположностями, но они замечательно дополняют друг друга. Возможно, благодаря этому, полет в космос становится успешным. Леонов очень эмоционален, в то время как Беляев рационален и спокоен. Он сознательно готов отдать за Родину жизнь и все время повторяет фразу: «Это как Родина прикажет.». Алексей Архипович всегда полон оптимизма, он умеет поддержать друга в ситуациях, которые кажутся безвыходными.

В первых кадрах фильма появляется маленький мальчик. Вместе с отцом он видит птичку в поле и интересуется, где находится ее домик:

- а это домик ее?

- Домик.

- А спит она тут же?

- Да кто ее знает...

- Бать, ну скажи, где птичка спит: тут в гнезде или на ветке?

- Надо тебе — сам узнаешь. Пошли, говорю!

Ночью маленький Леша один отправляется в поле, чтобы найти гнездо птицы. Этот эпизод говорит о том, что уже в детстве космонавт был человеком отважным и любопытным. Эти моменты фильма впечатляют: любуясь мерцанием светлячков в ночи и глядя на далекие звезды, совсем юный Леонов словно поднимается в небо и взлетает. Его полет метафоричен.

В конце фильма, когда режиссер возвращает нас к лирическому сюжету, маленький мальчик говорит обеспокоенному отцу, который потерял его в ночном поле: «Батя, я не бегал... Я летал!».

Повзрослев, Леонов сохраняет такие качества, как открытость миру, живой интерес к тому, что происходит вокруг, отчаянное страстное желание познать неизведанное. Он бесстрашно управляет самолетом. Он пытается помочь своему другу Беляеву, сломавшему ногу во время прыжка с парашютом, чем нарушает строгий больничный режим: «Жизнь у меня одна. И напарник тоже один — с другим я не полечу», ... «Плевать мне на врачей!... Если лететь, то только с тобой. Мы в космосе должны головами работать, а не ногами!...».

Леонов останавливает машину, в которой едет начальство, для того, чтобы попросить разрешения на полет Беляева. При этом он не соблюдает иерархию, принятую в армии. Законы чести и дружества для него выше.

Леонов не боится действовать вопреки

существующей системе. Он рискует и выигрывает, вдохновляя окружающих своим жизнелюбием и уверенностью в успехе.

Алексей Архипович в фильме предстает человеком разносторонним. Это не только высококлассный летчик, настоящий друг, но и удивительно талантливый человек. Уже в следующем эпизоде мы наблюдаем за тем, как он рисует картину. Но все же Леонов остается «рожденным для неба», он буквально одержим космосом. Он признается: «Да я сквозь потолок звезды вижу». И поэтому выбор Королевым его кандидатуры не был случаен.

Метеор-Сити №3/2017

НАУКА РАЗБИТИЯ

СССР и США ведут гонку вооружений, в которой каждая из сверхдержав старается опередить другую в освоении космического пространства. Но наш народ «готов лететь в кандалах», чтобы стать первым. Главный инженер-конструктор Сергей Павлович Королев (актер В. Ильин) — профессионал, человек строгий и рациональный. Королев понимает, что этот полет — огромный риск: «Мы получим два героических трупа вместо живых космонавтов?!». Он отговаривает от полета Леонова и Беляева, но Леонов и здесь не подчиняется инструкции. Космонавт уверен, что способен справиться с внештатными ситуациями в космосе, пережив множество трудностей на земле.

Об этом говорит его эмоциональный монолог о детстве.

«Я мог умереть в три года, когда отца арестовали как врага народа, на семью повесили клеймо «диверсантов». Сразу нагрянули соседи: забрали еду, мебель, а потом и дом, выгнав нас на улицу - в мороз. Мамка на сносях, нас - восемь ртов. А сосед еще вернулся и снял с меня штаны - я так и остался в одной длинной рубашке... Слава богу, старшая сестра с ее мужем приютили в комнате общежития - шестнадцать метров на всю ораву. Мое место прямо под кроватью было. И ничего - выжили. Потом война, все мужики ушли на фронт; остальные - на передвижные госпиталя, оборонку, воссоздавать переброшенные с запада страны заводы. А я учиться пошел. Мамка в школу привела - у меня вид гордый. А вниз посмотрел - босыми ногами в луже от стаявшего снега стою. Ботинок-то не было... И тоже выдержал, выучился. Потом победа великой ценой. Все мои дядья и братья погибли. И так у всей страны, в каждой семье. Сергей Павлович, да мы такое прошли! Мы столько пережили! Так не для того же, чтоб теперь испугаться внештатной ситуации! Да я дыру в этом люке прогрызу и выйду!... »

- Вы что себе позволяете, майор?! Хотите вылететь из отряда?!

- Вы видели?!

- Что?

- Бегает! Значит, годен для полета! Еще как годен!!

- Это все?

- Да. То есть... так точно!

- Вы свободны.

В полете Беляева и Леонова действительно ожидает множество трудностей, а именно происходит как минимум семь внештатных ситуаций.

18 марта 1965 с космодрома Байконур запущен космический корабль «Восход-2» с двумя космонавтами на борту — Алексеем Архиповичем Леоновым и Павлом Ивановичем Беляевым.

Выйдя в открытый космос, Леонов очарован тем, что происходит вокруг. Ему открывается захватывающий вид в момент парения: Вселенная — далекие мерцающие звезды — Земля внизу.

Фал, идущий от космического корабля, напоминает пуповину. Это метафорично: космонавт связан с Землей, как только что родившийся сын с матерью.

Неожиданно Леонов теряет ориентир в пространстве, и с ним нарушается связь: на время прекращается видеотрансляция из космоса, которую смотрит весь Советский Союз.

От давления сильно раздувается скафандр,

и Леонова начинает крутить в космосе. Когда связь восстанавливается, космонавт должен возвращаться в шлюз. Но раздувшийся скафандр не позволяет ему войти вперед ногами согласно инструкции. Леонов, снова нарушая предписание, входит в шлюз головой вперед, что делать категорически запрещается. Беляев старается остановить друга, но иного выхода из ситуации нет.

Внешний люк оказывается негерметично закрытым. Леонов принимается «стравливать» давление. Он прилагает огромнейшие усилия и пытается развернуться в узком проходе, чтобы закрыть внешний люк.

Никакими словами не передать нарастающее волнение: за космонавтов очень переживают их семьи, каждый житель СССР. На грани нервного срыва находится «Главный» — Сергей Павлович Королев; он контролирует весь полет: «Сейчас меня волнуют не тысячи, а двое». Для него по-человечески самое важное, чтобы ребята вернулись на Землю живыми.

МЁТЕОР1С/Т/ №3/2017

НАУКА РАЗБИТИЯ

Воздуха внутри скафандра Леонова уже не остается. Он теряет сознание, но Беляеву удается привести товарища в чувство.

Когда Леонов приходит в себя, он пытается разрядить напряженную атмосферу с помощью шуток. Алексей Архипович не забывает свое земное увлечение — рисование — и рисует даже в космосе. Между ним и Беляевым происходит забавный диалог:

- Тут дорисовать надо... Третьяковка ждет.

- Третьяковка?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ну, а ты как думал? Первая картина, написанная в космосе... Непременно повесят рядом с мишками в бору. Знаешь, как меня в Художественный звали?

- Чего не пошел-то?

- А смысл? Можно летать и рисовать, а вот рисовать и летать — это вряд ли.

Спустя некоторое время еще одна нештатная ситуация: в космическом корабле парциальное давление оказывается выше нормы — может наступить кислородное отравление. По указанию Королева, космонавты вынуждены отключить датчик компенсации утечки, но в обшивке находится множество оголенных контактов под напряжением. Эта операция, как и многие другие в космическом полете, может закончиться гибелью исследователей. Рискуя жизнью, Леонов отсоединяет провод.

Полет продолжается. Механизм автоматической посадки не срабатывает. Леонову и Беляеву нужно посадить корабль вручную. Сложность состоит еще и в том, что корабль должен приземлиться именно на территории нашей страны — идет холодная война, и государственные тайны могут стать известны врагам. Операция по ручной посадке корабля становится не менее рискованной — до последнего неизвестно, смогут ли космонавты точно приземлиться. Находясь в очередной внештатной ситуации, Леонов не теряет присутствия духа: «Да посадим мы нашу колымагу, Паш. И не такие корыта с тобой сажали!».

В космосе Леонов беспокоится о своих родных и мечтает скорее увидеть их: «Как считаешь, дети уже проснулись? Интерес-

но... Вика в садик пошла?». Вика гордится своим папой — «настоящим космонавтом» — и очень ждет его возращения. Она с тревогой спрашивает маму: «А когда я проснусь, папа уже прилетит?».

Корабль проходит несколько этапов снижения, и его начинает сильно трясти. Срабатывает парашютная система. В момент приземления космический корабль больше напоминает черный огненный шар. Леонов и Беляев приземляются в глухой снежной тайге. Замерзшие и смертельно уставшие, они пытаются согреться всеми возможными способами и разжигают костер. Начинается масштабная поисковая операция, но связь с космонавтами пропадает, их не могут найти. Леонов подает в эфир несколько сигналов, которые случайно обнаруживает радиолюбитель. Эпизоды с радиолюбителем говорят о том, насколько значимым был этот полет для всей страны. Образ неизвестного радиолюбителя становится собирательным: «Приземлились! Оре-лики-то наши приземлились! Они «ВН» передали только что, понимаешь?!...», «Это означает «Все нормально!».

Погодные условия ухудшаются, и по прогнозам врача космонавты могут продержаться еще сутки. Леонов намерен вернуться живым, во что бы то ни стало. Он говорит своему напарнику: «Ты о своих девчонках случайно не забыл? Они там форму наглаживают — папу встречать готовятся. Живого, между прочим, понял? Живого!», «Нет, друг, так не пойдет. Подсоби... Мне мои не простят. Кто Вику в первый класс поведет?.. В общем так, товарищ Беляев. Приказа сдаваться не было.».

Наступает один из самых драматических моментов фильма. Диктору Юрию Левитану предлагают записать два текста официального сообщения, один из них о гибели экипажа. А в это время окоченевший Леонов, собрав силы, стреляет в небо и в полном отчаянии кричит: «Да вы что там, охренели совсем?! Вы чего?! Эй! Где вас черти носят? Вы охренели что ли?! Мы живые здесь! Эй, мы живые!!». Сумевшие выжить во Вселенной, в

открытом космосе, не могли советские летчики погибнуть на родной земле!

Случайно поймав сигнал от космонавтов, радиолюбитель сообщает о посадке корабля: «Они сели! Удачно сели. И просят помощи. А за ними не летят, понимаешь?». Жена радиолюбителя считает, что он сходит с ума. Да и сам «Главный», находясь в крайнем напряжении и ожидании информации, с недоверием относится к новости о том, что удается поймать сигнал от космонавтов. Но, тем не менее, начинается поиск корабля.

Леонов и Беляев слышат звук летящего вертолета. Из последних сил они стреляют в небо. Из-за непогоды летчики вынуждены прекратить поиск космонавтов, но заметив отблеск сигнальной ракеты, тоже нарушают инструкцию, продолжают искать и, наконец, находят героев.

Особенно трогательной становится финальная сцена фильма, в которой жены с детьми встречают Леонова и Беляева у трапа самолета. Дочь Леонова радостно бежит к отцу — он берет ее на руки. «Все, мы дома, на Земле, на Родине!».

Не описать радость от встречи, от успешного завершения полета, который мог бы закончиться трагически. Фильм держит в постоянном напряжении. Во время просмотра сопереживаешь героям и очень надеешься на то, что они сумеют найти выход из очередной непредвиденной ситуации.

Горжусь тем, что в нашей стране совершен такой подвиг и тем, что герои не забыты. Думаю о том, что полет не стал бы успешным без находчивости и жизнелюбия Леонова и без силы характера и терпения Беляева, без настоящей дружбы. Их вдохновляла любовь к жизни, к Родине, они честно и профессионально выполняли свой долг. Это урок истинного патриотизма. Это страница славы СССР.

Наверное, главный урок, который я извлекла из фильма, состоит в том, что не стоит опускать руки в очень трудных ситуациях. Если проблемы могут разрешиться в кос-

мосе, то могут удачно разрешиться и наши земные проблемы. Важно не забывать об этом в повседневной жизни.

Несмотря на то, что фильм вышел недавно (в мае 2017 года), он уже получил Гран-при на XXV кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге.

По словам Евгения Миронова, он очень вжился в образ своего героя, и поэтому сумел искусно передать черты советского космонавта. Здесь актер изобразил человека страстного, склонного к безрассудным, на первый взгляд, поступкам, которые в своей сути становятся проявлениями настоящей храбрости и мужества. Мы видим патриота, рискующего своей жизнью ради своей страны, друга, семьи. Евгений Витальевич передает сильный, волевой характер, его герой оптимистичен, целеустремлен и обладает удивительной харизмой.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Мы проследили три различных образа одного актера. Каждый из них обладает завораживающей точностью и тонкостью актерского исполнения. Герои Миронова идеально вписываются в мир фильма и делают этот мир еще более достоверным и живым.

Сыгранные образы очень отличаются друг от друга, но мы неизменно верим в нежную, романтическую любовь, слабость и отчаяние Лени Гурова, в верность дружбе, открытость и внутреннюю силу Конька, в страстную преданность своему делу, Родине, дружбе, семье и настоящее, несгибаемое мужество Алексея Леонова. Я чувствую, что в каждую из этих и во многие другие роли, помимо актерского мастерства, вкладывается душа. А это знак истинного Дара.

Elisabeth Steinmuller, independent author, Stuttgart, Germany Essay "Eugene Mironov: Three Bright Characters of One Actor"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.