СТИХОВЕДЕНИЕ
В.Я. Малкина
«ЕСЛИ ЖИЗНЬ ТЕБЯ ОБМАНЕТ...»: ОПЫТ АНАЛИЗА (к вопросу о семантике четырехстопного хорея у А. С. Пушкина)
В науке неоднократно отмечалось, что стихи Пушкина конца 1820х - начала 1830-х, написанные четырехстопным хореем, близки к циклизации. Так, Ю.М. Лотман в «Анализе поэтического текста» писал, что среди пушкинских стихов второй половины 1820-х - 1830-х гг., написанных четырехстопным хореем, можно выделить «заметную группу лирических стихотворений, которые, бесспорно, циклизировались в сознании Пушкина в некое единство. <...> Описание всех этих стихотворений как единого текста на фоне ямбической традиции позволило бы более точно выявить семантику хорея в лирике Пушкина между 1826 и 1830 гг.»1. Он называет следующие тексты: «Зимняя дорога», «Ек. Н. Ушаковой» («В отдалении от вас...»), «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие» («Снова тучи надо мною...»), «Рифма, звучная подруга...», «Город пышный, город бедный...», «Стрекотунья-белобока...». А.Ф. Белоусов, замечая, что в лирике Пушкина «во второй половине 20-х - начале 30-х гг. складывается нечто вроде цикла произведений, объединенных друг с другом поисками смысла и цели в жизни, ощущением своей зависимости от рока и стремлением найти для себя опору в окружающем мире»2, добавляет еще несколько стихотворений: «Талисман», «Дорожные жалобы», «Бесы», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Зимний вечер», «Подъезжая под Ижоры...».
Названные исследователями тексты сходны субъектной структурой, пространственно-временной организацией, синтаксическими и лексическими конструкциями3. Но, как видно из приведенных выше цитат, из этого циклического образования исключается 1825 г. и стихотворение «Если жизнь тебя обманет.». С нашей точки зрения, оно прямо связано с последующими текстами, более того, как раз и явилось началом пушкинской циклизации, связанной с четырехстопным хореем. Для доказательства этого попробуем провести целостный анализ этого стихотворения.
Метрико-ритмическая схема стихотворения:
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Если жизнь тебя обманет, — и — и — и — и А
2. Не печалься, не сердись! и и — и и и — Ь
3. В день уныния смирись: — и — и и и — Ь
4. День веселья, верь, настанет. — и — и — и — и А
5. Сердце в будущем живет; — и — и и и — с
6. Настоящее уныло: и и — и и и — и D
7. Всё мгновенно, всё пройдет; — и — и — и — с
8. Что пройдет, то будет мило4. — и — и — и — и D
Стихотворение написано четырехстопным хореем, с чередованием мужских и женских рифм. Оно состоит из двух четверостиший, в первом -кольцевая рифмовка (ж-м-м-ж), во втором - перекрестная (м-ж-м-ж). Размер полностью реализован в половине строк (две в первой строфе и две во второй):
1 Если жизнь тебя обманет,
4 День веселья, верь, настанет.
7 Все мгновенно, все пройдет;
8 Что пройдет, то будет мило.
В первой строфе это первая и последняя строки (с женской рифмой), во второй - две последние строки. Рифмы глагольные во всех строках, кроме 6 и 8.
Словарь текста:
Существительные: жизнь, день (2раза), уныния, веселья, сердце (6) Субстантивированные прилагательные: будущем, настоящее (2)
Глаголы: обманет, печалься, сердись, смирись, верь, настанет, живет, пройдет (2 раза), будет (10)
Наречия: уныло, мгновенно, мило (3)
Личные местоимения: тебя (1)
Служебные слова: если, не (2 раза), в (2 раза), всё (2 раза), что, то (9)
В тексте полностью отсутствует предметный мир, нет ни одного слова с предметным значением. Существительные можно разделить на две основные категории:
1) обозначающие промежутки времени - короткий (день) и длинный (жизнь);
2) обозначающие состояние, вернее, два противоположных состояния (уныния, веселья)
Особняком стоит слово сердце - но поскольку понятно, что оно употребляется не в конкретно-физиологическом, а в отвлеченном, метонимическом значении, с нашей точки зрения, его можно отнести ко второй группе.
Над существительными (6 + два субстантивированных прилагательных) преобладают глаголы (10 + два наречия в функции сказуемых). 10 глаголов для 8 строк - это достаточно много5. Стихотворение наполнено действием, каждый стих содержит как минимум один глагол, а заключительные строки обоих строф (4, 8) - по два глагола. Напомним, что в этих строках также полностью реализован размер. По значению глаголы также можно разделить на те же две основные группы (время и состояние души).
Это же относится и к наречиям. А прилагательные (за исключением двух субстантивированных, настоящее и будущее), отсутствуют вовсе.
Таким образом, значимые слова стихотворения подразделяются на
два примерно равных тематических поля:
(1) Время (2) Состояние
жизнь уныния
день (2 раза) веселья
будущем обманет
настоящее печалься
мгновенно сердись
настанет смирись
живет верь
пройдет (2 раза) сердце
будет уныло
мило
В первом тематическом поле - два повтора (день и пройдет). Все глаголы из второго тематического поля сосредоточены в первой строфе. Но заканчивается она глаголом из первого тематического поля - настанет, - и во второй строфе глаголы уже только из тематического поля «время».
Поскольку в лирике тема сливается с мотивом6, мы можем говорить о том, что основные мотивы данного стихотворения - это время (жизнь) и состояние сердца (души, человека). Время течет, меняется, и с ним изменяется человеческая душа.
Присмотримся внимательнее к временной организации стихотворения. Из глаголов четыре стоят в форме императива, пять - в форме будущего времени, и только один - настоящего, но при этом в строке «сердце в будущем живет». Таким образом, на грамматическом уровне присутствует в основном будущее время. Но настоящее и будущее присутствуют в сти-
хотворении и на лексическом уровне. С настоящим связано уныние, с будущим - с одной стороны, веселье, с другой - обман и, опять-таки, уныние.
Однако здесь важно, с какой точки зрения настоящее и будущее рассматривается. Ведь то, что сейчас представляется настоящим и будущим, когда-нибудь станет прошлым, и тогда изменится и восприятие: «Что пройдет, то будет мило». Таким образом, восприятие времени и состояния зависит от точки зрения. С точки зрения настоящего (условно обозначим ее как «первая точка зрения») мы видим будущее. Со второй точки зрения (в будущем) - нынешнее настоящее станет прошлым.
О чьей же точке зрения здесь идет речь? В стихотворении сразу обращает на себя внимание практически полное отсутствие личных местоимений. Собственно, оно только одно, причем в пассивной конструкции: тебя. Я как грамматическое лицо и как субъект отсутствует. Пользуясь классификацией субъектов в лирике, разработанной Б.О. Корманом и дополненной С.Н. Бройтманом, можно сказать, что это стихотворение с вне-субъектными (внеличными) формами выражения авторского сознания. В таких текстах, пишет С.Н. Бройтман, «высказывание принадлежит третьему лицу, а субъект речи грамматически не выявлен. <...> Именно в стихотворениях, в которых лицо говорящего прямо не выявлено, в которых он является лишь голосом <...>, создается наиболее полная иллюзия отсутствия раздвоения говорящего на автора и героя, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в творении» . Активными, действующими в стихотворении оказываются жизнь, день и сердце, а не лирический субъект и даже не «ты», к которому он обращается - к нему обращен только призыв не печалиться, не сердиться и пр. (напомним, из 10 глаголов 4 стоят в форме императива).
Еще одна примечательная особенность данного стихотворения заключается в том, что в нем полностью отсутствует пространство. Нет ни
одного упоминания пространственных ориентиров, ни одного указания на какое-либо место. Из многочисленных глаголов ни один не имеет значения движения.
Таким образом, лирический сюжет стихотворения развивается только во времени: от унылого настоящего, которое когда-нибудь станет милым прошлым, - к будущему, которое сейчас представляется веселым, но станет унылым настоящим, а потом опять милым прошлым и т.д., согласно цикличности времени. Использование внеличных форм выражения авторского сознания подчеркивает универсальность ситуации. С другой стороны, исходная лирическая ситуация оптативна: стихотворение начинается со слова «если», таким образом, сразу же вводится определенное условие, при котором возможно развитие этой ситуации в событие - смену точек зрения на жизнь сердца с первой (из настоящего) на вторую (из будущего).
Использование условного наклонения, повторов, темы жизни и времени характерны для большинства стихотворений Пушкина, написанных четырехстопным хореем, начиная с середины 1820-х гг. Нам кажется, что и данный текст должен быть вписан в этот контекст и может рассматриваться как начало циклизации в творчестве Пушкина, связанной с четырехстопным хореем.
1 Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. С.-Петербург, 1996. С. 163. Курсив Ю.М. Лотмана.
2 Белоусов А.Ф. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер» // Русская классическая литература: Анализ художественного текста. Таллин, 1988. С. 20.
3 См. подробнее в нашей статье: О семантике четырехстопного хорея в лирике А.С. Пушкина 1825-1830 гг. // В свете исторической поэтики... : Книга памяти Самсона Наумовича Бройтмана: Статьи и воспоминания (в печати).
4 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. Т. 2. М., 1994. С. 365. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием номера тома и страницы.
5 Для сравнения: в «Дорожных жалобах» - 15 глаголов на 32 строки, в «Зимнем вечере» - 20 на 32 строки, в «Зимней дороге» - 11+3 деепричастия на 28 строк, в «Стихах, очиненных ночью во время бессонницы» - 9 на 15 строк).
6 См. исследование И.В. Силантьева: «Всякий мотив в лирике исключительно темати-чен, и любому мотиву здесь можно поставить в соответствие определенную тему. И наоборот, лирическая тема как таковая исключительна мотивна по своей природе, и
мотивы как предикаты темы развертывают ее через действие - конечно, применительно к лирическому субъекту. <...> В целом же лирическая тема принципиально и предельно рематична, и в этом отношении она функционально сливается с лирическим мотивом» (Силантьев И.В. Поэтика мотива. М., 2004. С. 87-88.).
7 Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2004. С. 314. Курсив С.Н. Бройтмана. Б.О. Корман для обозначения данного типа субъекта пользуется термином «автор-повествователь» (см., например: Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора. Ижевск, 1982).