Научная статья на тему '«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»: к юбилею Светланы Михайловны смагино'

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»: к юбилею Светланы Михайловны смагино Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
603
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новое прошлое / The New Past
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА СМАГИНА / ПРОФЕССОР ИСТОРИИ / ЮБИЛЕЙ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / УЧЕНЫЙ-ИСТОРИК / РУКОВОДИТЕЛЬ АСПИРАНТОВ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КАФЕДРА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПОЛИТОЛОГИИ / SVETLANA SMAGINA / PROFESSOR OF HISTORY / THE FACULTY OF HISTORY / HISTORIAN / DIRECTOR GRADUATE STUDENTS LECTURER / DEPARTMENT OF POLITICAL HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономарева Мария Александровна

Статья посвящена юбилею Светланы Михайловны Смагиной профессора кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, Заслуженного работника науки и образования Российской Федерации. Выделяется роль С.М. Смагиной в изучении истории российской эмиграции и политической истории России начала ХХ века на юге России. Отмечается вклад С.М. Смагиной в подготовку кадров высшей квалификации. Обращается внимание на то, что с 1990-х гг. под ее руководством были защищены 20 диссертаций на соискание ученой степени кандидатов наук, в том числе иностранными гражданами. Описывается трудовая деятельность в качестве педагога-воспитателя в школе-интернате № 80 г. Ростова-на-Дону, затем преподавателя истории и обществоведения в кооперативном училище. Отмечается, что С.М. Смагина прошла путь от обучения в целевой очной аспирантуре РГУ в 1969 г. до профессора, заведующего кафедрой. Кафедра под руководством Светланы Михайловны Смагиной была включена в Золотой фонд российской науки, награждена дипломом «Золотая кафедра России». Автор раскрывает научный и жизненный путь С.М. Смагиной, делится собственными воспоминаниями о своем наставнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“If the Teacher Combines passion of business and to the Students, He is the Ideal Teacher”: to Anniversary of Svetlana Smagina

The article is devoted to anniversary of Svetlana Smagina, Professor of the Department of the History of Political Affairs at the Institute of History and International Relations, Southern Federal University, Honored professional in Science and Education of the Russian Federation. The role of S.M. Smagina in studying history of the Russian emigration and political history of Russia of the early twentieth century is highlighted. The contribution of S.M. Smagina in training personnel of higher qualification is noted. Attention is drawn to the fact that since 1990s under her leadership 20 theses for PhD degree, including foreign candidates, were defended. She began her career as a teacher in the secondary school No. 80, Rostov-on-don, and then as a teacher of History and Social Basics in a college. It is noted that S.M. Smagina has moved from Postgraduate student entering Rostov State University in 1969 to Professor, the head of the Department. Under the leadership of Svetlana Smagina the Department was included in the Golden Fund of Russian science, and she was awarded the diploma «Golden chair of Russia”. The paper reveals the scientific and personal life journey of S.M. Smagina, sharing memories of the mentor.

Текст научной работы на тему ««Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»: к юбилею Светланы Михайловны смагино»

DOI: 10.18522/2500-3224-2016-4-334-339

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель»:

к юбилею Светланы Михайловны Смагиной

М.А. Пономарева

Аннотация. Статья посвящена юбилею Светланы Михайловны Смагиной - профессора кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, Заслуженного работника науки и образования Российской Федерации. Выделяется роль С.М. Смагиной в изучении истории российской эмиграции и политической истории России начала ХХ века на юге России. Отмечается вклад С.М. Смагиной в подготовку кадров высшей квалификации. Обращается внимание на то, что с 1990-х гг. под ее руководством были защищены 20 диссертаций на соискание ученой степени кандидатов наук, в том числе иностранными гражданами. Описывается трудовая деятельность в качестве педагога-воспитателя в школе-интернате № 80 г. Ростова-на-Дону, затем - преподавателя истории и обществоведения в кооперативном училище. Отмечается, что С.М. Смагина прошла путь от обучения в целевой очной аспирантуре РГУ в 1969 г. до профессора, заведующего кафедрой. Кафедра под руководством Светланы Михайловны Смагиной была включена в Золотой фонд российской науки, награждена дипломом «Золотая кафедра России». Автор раскрывает научный и жизненный путь С.М. Смагиной, делится собственными воспоминаниями о своем наставнике.

Ключевые слова: Светлана Михайловна Смагина, профессор истории, юбилей, исторический факультет, ученый-историк, руководитель аспирантов, преподаватель, кафедра исторической политологии.

I Пономарева Мария Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры исторической политологии Института истории и международных отношений Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42, ponomariya@sfedu.ru.

"If the Teacher Combines Passion of Business and to the Students, He is the Ideal Teacher": to Anniversary of Svetlana Smagina

M.A. Ponomareva

Abstract. The article is devoted to anniversary of Svetlana Smagina, Professor of the Department of the History of Political Affairs at the Institute of History and International Relations, Southern Federal University, Honored professional in Science and Education of the Russian Federation. The role of S.M. Smagina in studying history of the Russian emigration and political history of Russia of the early twentieth century is highlighted. The contribution of S.M. Smagina in training personnel of higher qualification is noted. Attention is drawn to the fact that since 1990s under her leadership 20 theses for PhD degree, including foreign candidates, were defended. She began her career as a teacher in the secondary school No. 80, Rostov-on-don, and then as a teacher of History and Social Basics in a college. It is noted that S.M. Smagina has moved from Postgraduate student entering Rostov State University in 1969 to Professor, the head of the Department. Under the leadership of Svetlana Smagina the Department was included in the Golden Fund of Russian science, and she was awarded the diploma «Golden chair of Russia". The paper reveals the scientific and personal life journey of S.M. Smagina, sharing memories of the mentor.

Keywords: Svetlana Smagina, Professor of history, the faculty of history, historian, Director graduate students lecturer, Department of political history.

I Ponomareva Maria A., Candidate of Science (History), Associate Professor, Chair of Political History, Institute of History and International Relations, Southern Federal University, 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russia, ponomariya@sfedu.ru.

Каждому в жизни должен встретиться человек, который определит судьбу. Если вы уверены, что сами строите свою жизнь, оглянитесь, возможно, вы просто в суете проскочили мимо и потеряли кого-то, кто вам вовремя сказал нужные слова, подал руку в сложный момент или попросту подтолкнул в нужном направлении.

Светлана Михайловна - мой судьбоносный человек вот уже 25 лет. Всё началось со вступительных экзаменов в университет и первого научного спора о роли Ивана Грозного в судьбе России. Потом Светлана Михайловна стала моим первым научным руководителем, с которым я постигала тайны противостояния белого и красного движений в Гражданской войне. Через пять лет она же стала моим руководителем в аспирантуре и довела меня, активно сопротивляющуюся (маленький ребенок, работа и все остальные прелести заочного обучения: «Я набираю материал, Светлана Михайловна, но Вы же понимаете, все не так просто...»), до защиты кандидатской диссертации. Именно благодаря Ее усилиям и вере я попала на т. н. «кафедру Смагиной».

Светлана Михайловна, как и многие дети войны, пережила многое. Она родилась в Пятигорске в 1936 г. В самом начале войны, когда возникла угроза оккупации города, семья переехала в Нальчик. Светлана Михайловна не так много рассказывала о своем детстве. Из редких рассказов мы, аспиранты и молодые преподаватели, узнали, насколько сложно проходил этот переезд, как ее семью спасли жители одного из горных сел. В 1944 году девочка Света пошла в школу № 1 г. Нальчика, которую окончила с серебряной медалью. Перед ней открывались многие пути, но она выбрала Ростовский государственный университет и поступила на историко-филологический факультет, отделение истории, который и окончила с отличием в 1959 году.

С особой теплотой Светлана Михайловна всегда рассказывала о своих родителях. Отец - Абрамов Михаил Константинович, до войны работал в редакции одной из газет. В 1941 г. он ушел добровольцем на фронт, работал спецкором в штабной газете. Погиб в сентябре 1944 г. в городе Сливен (Болгария). Мать - Абрамова Тамара Николаевна, работала в энергосети Нальчика. Я помню ее уже в преклонном возрасте, когда она приехала к дочери в гости - добрая, светлая, теплая. Каждый Новый год на кафедре мы вспоминаем Тамару Николаевну уже тем, что развешиваем игрушки на елке, привезенные ею из Нальчика: блестящие и загадочные.

У Светланы Михайловны всегда на первом месте - ее семья. Ее дочь - Вера Дмитриевна - работает преподавателем в Ростовском филиале Российской таможенной академии. Внук - Миша, состоявшийся, вдумчивый, спокойный и мудрый молодой человек, поддерживающий маму и бабушку. Они вместе - как единый фронт против внешнего мира: друг за друга - горой, против ветра - сплошной стеной.

Свою трудовую деятельность Светлана Михайловна начала в качестве педагога-воспитателя в школе-интернате № 80 г. Ростова-на-Дону. Затем работала

в кооперативном училище преподавателем истории и обществоведения. И только через 10 лет, в 1969 году, сделала осознанный выбор: поступила в целевую очную аспирантуру РГУ. Научная целеустремленность и умение работать привели лучшую на курсе аспирантку к успешной защите кандидатской диссертации в 1972 году и одновременно с этим - началу карьеры преподавателя на историческом факультете РГУ. Через 15 лет Светлана Михайловна возглавит кафедру, а в 1997 году получит звание профессора.

Долгие годы Светлана Михайловна была неотделима от ее кафедры, и весь университет, да что там университет - истфаки как минимум юга России, на протяжении многих лет именно так и называли кафедру сначала истории политических партий и общественных движений России, а затем - кафедру исторической политологии: «кафедра Смагиной». Это уже не просто словосочетание - это своеобразный знак качества. В силу различных обстоятельств мне приходится часто посещать разные высшие учебные заведения в России, и словосочетание «кафедра Смагиной» порой значительно сокращает время для «научного притирания» между коллегами. Правда, такая ситуация накладывает определенного рода ответственность, чтобы соответствовать заявленному Светланой Михайловной уровню. Кафедра под руководством Светланы Михайловны включена в Золотой фонд российской науки, была награждена дипломом «Золотая кафедра России».

Светлане Михайловне удалось объединить членов кафедры в сообщество, в котором каждый преподаватель, будь то молодой ассистент или пожилой профессор, чувствовали себя единым целым. Мы вместе праздновали дни рождения, переживали горе, радовались победам, помогали, плакали, иногда спорили, потом мирились, поддерживали детей и родителей друг друга, вместе обижались, вместе прощали, словом, жили так, как полагается большой, неугомонной, разновозрастной семье.

Дети и внуки всех абсолютно преподавателей и многих аспирантов выросли на кафедре: и Любови Ивановны Лакизо, и Натальи Александровны Поповой, и Николая Васильевича Старикова, и многих-многих других. Я помню Мишу - внука Светланы Михайловны - маленьким десятилетним мальчиком, который приходил в 409 аудиторию на кафедру по адресу: Б. Садовая, 105, и мы вместе рисовали. Когда мы с мужем приехали в Ростов-на-Дону, то в первую очередь привели трехмесячного сына по тому же адресу - показать своим преподавателям, а через несколько лет Светлана Михайловна запускала с ним бумажные самолетики, пока я читала лекции.

С легкой руки Светланы Михайловны на кафедре прижилось много традиций: приятных, полезных и ответственных. Например, не обижаться на критику коллег, последовательно отстаивать свое мнение и не останавливаться на достигнутом -это из разряда полезных традиций. Постоянно и много читать по профессии - из категории приятных и полезных. Было и несколько однозначно приятных, но в ходе которых происходила масса полезных и ответственных, например, неспешное чаепитие после проведенных занятий с обсуждением произошедшего на парах.

Особые ритуалы связаны с заседаниями кафедр. Например, вот уже много лет каждое последнее в году заседание кафедры заканчивается мороженым с малиной. Новый год на кафедре начинается в 20-х числах декабря, и начинается вкусно: Светлана Михайловна великолепно готовит. Целый год преподаватели кафедры стойко ждут фирменного паштета и икры «от Смагиной». И это вы еще не пробовали ее еженедельные семейные обеды, которым позавидует любой сибарит.

Благодаря Светлане Михайловне мы, молодые преподаватели, научились «разгружать» и «загружать» мозг: она нас всегда учит, что, во-первых, если есть возможность, нужно всегда постараться хорошо отдохнуть, во-вторых, необходимо иметь любимое хобби, в-третьих, нужно постоянно тренировать память. Для самой Светланы Михайловны первого, как мне кажется, не существует, настолько она работоспособна (ей принадлежит ставшая крылатой фраза: «Мы в отпуск уходим, чтобы писать»). А вот хобби для ученого необычное - Смагина любит читать женские романы. И - да, каждую среду Светлана Михайловна разгадывает кроссворды вот уже на протяжении многих лет. Я уверена, что ее принципы жизни женщины-ученого позволяют ей быть по-прежнему в великолепной форме.

22 декабря дом Светланы Михайловны благоухает от роз - ее любимых цветов: с утра до вечера она встречает своих учеников разных возрастов, которые каждый год приезжают ее поздравить. А вечер посвящен близким, и только им.

Светлана Михайловна - лучший научный руководитель аспирантов. Старшие курсы, когда советуют поступающим выбор «научника», обычно говорят: «иди к Смагиной, даже если ты не захочешь, она научит тебя писать». Действительно, у нее редкий талант - увидеть даже в самом бесперспективном аспиранте то самое особенное, услышать ту мысль, за которую можно ухватиться, можно «раскрутить», и, при обоюдном желании, создать нового ученого. Вот уже 20 раз с начала 1990-х годов Светлана Михайловна создавала это чудо, у нее защитился и гражданин КНР сейчас в очереди «на рождение» - еще двое «умненьких из молодежи и подростков», как она называет своих учеников.

Ее ученики, аспиранты - вторая семья, она многочисленная и дружная. Многие ученики Светланы Михайловны теперь работают в других вузах, на кафедрах института истории и международных отношений ЮФУ: это Марина Васильевна Пятикова, Евгений Владимирович Шандулин, Жанна Валерьевна Галич, Антон Викторович Аверьянов, Сергей Владимирович Чуев и многие другие. Они давно уже доценты, профессора, занимают разные важные должности в образовании, но воспитаны в традициях кафедры и передают своим многочисленным ученикам то, чему научились в научной школе Светланы Михайловны.

Светлана Михайловна за свою научную жизнь издала более 200 научных работ, учебников, которые стали классикой для изучения истории российской эмиграции, истории российского политического процесса начала ХХ века. Она постоянно пишет статьи, участвует в конференциях, дискуссиях. Она подсказывает наиболее

интересные и читаемые журналы, представительные конференции, принимая во внимание научные интересы коллег, советует, какие предложения необходимо проигнорировать, чтобы не «подмочить» академическую репутацию.

Признанный ученый - исследователь российской эмиграции, знающий, казалось, все о политической жизни России первой трети ХХ века, Заслуженный работник науки и образования РФ, С.М. Смагина постоянно учится: «Вышла новая книга в издательстве "РОССПЭН", новые дневники. Читаю», «Будешь в Москве, зайдешь в книжный, позвони мне, может, будет что интересное». Светлана Михайловна научила меня важному выбору: из всей массы изданного сначала выбирай источники, потом методологию, а уж потом - все остальное.

Ее дисциплины - «История политических партий и общественных движений России», «Политические партии в эмиграции», «Общественно-политическая мысль России начала ХХ века» и многие другие, - одни из самых интересных и насыщенных в Институте истории и международных отношений ЮФУ. Открытые лекции с удовольствием посещают не только студенты-историки, но и учащиеся других факультетов. Сейчас магистры программы «Историческая урбанистика» учатся методике написания магистерской диссертации, а ее лекции по малым городам -наиболее востребованные из всех дисциплин программы.

Когда я дописывала статью, на мобильный телефон позвонила Светлана Михайловна, за несколько минут обсудила мой отчет по НИР на этот год, передала привет моим «мальчикам, в том числе и хвостатому», поделилась переживаниями о защите своего аспиранта («мальчик волнуется»), рассказала про свою статью, поданную в журнал. И в этом - вся Светлана Михайловна: Наставник, Человек и Женщина. И именно про нее совершенно справедливо писал Л.Н. Толстой, «„если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.