Научная статья на тему '«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК РАВНОДУШЕН К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ СВОЕЙ СТРАНЫ, ЗНАЧИТ, ОН РАВНОДУШЕН К СВОЕЙ СТРАНЕ»: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО АКТИВИЗМА В ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК РАВНОДУШЕН К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ СВОЕЙ СТРАНЫ, ЗНАЧИТ, ОН РАВНОДУШЕН К СВОЕЙ СТРАНЕ»: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО АКТИВИЗМА В ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
536
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Культурный код
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ АКТИВИЗМ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АКТИВИЗМ / ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ / ВООПИК / КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Неплюев Петр Андреевич

Статья посвящена проблеме историографии историко-культурного активизма в позднесоветской период. Дается краткий обзор становления краеведения в СССР, а также основных направлений исследований по изучению историко-культурного активизма в отечественной и зарубежной исторической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«IF A MAN IS INDIFFERENT TO THE HISTORICAL MONUMENTS OF HIS COUNTRY, THEN HE IS INDIFFERENT TO HIS COUNTRY»: HISTORIOGRAPHIC REVIEW OF HISTORICAL AND CULTURAL ACTIVISM IN LATE-SOVIET PERIOD

This article is dedicated to the problem of historiography of historical and cultural activism in Late Soviet period. In the article there is a short review of Local Lore movement formation in USSR. Also, the main directions of research on the study of historical and cultural activism in Soviet, Russian and Western historical science are presented.

Текст научной работы на тему ««ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК РАВНОДУШЕН К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ СВОЕЙ СТРАНЫ, ЗНАЧИТ, ОН РАВНОДУШЕН К СВОЕЙ СТРАНЕ»: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО АКТИВИЗМА В ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

УДК 930.1 DOI: 10.36945/2658-3852-2020-3-38-49

П. А. Неплюев

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК РАВНОДУШЕН К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ СВОЕЙ СТРАНЫ, ЗНАЧИТ, ОН РАВНОДУШЕН К СВОЕЙ СТРАНЕ»: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО АКТИВИЗМА В ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

«Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране» - слова известного советского культуролога и искусствоведа Д. С. Лихачева стали неофициальным лозунгом историко-культурного активизма в позднесоветский период. Сама идея поиска локальной идентичности через изучение культуры и истории места проживания человека приобрели особый размах в 1960-1970-е гг. во многих странах мира. Развитие публичной истории, локальной истории, микроистории, устной истории в этот период кардинально меняло историческую науку в соответствии с заветами основателей «Школы Анналов» М. Блока и Л. Февра, которые видели фокус исторической науки во всем, что создал человек. Не оставался в стороне и Советский Союз, где традиции историко-культурного активизма были тесно связаны с краеведческим движением, уходившим корнями в дореволюционный период.

Но что же такое краеведение и какую роль оно играло в советском историко-культурном активизме? Само понятие «краеведение» появляется в Российской империи на рубеже XIX и XX вв., как один из укрепившихся переводов немецкого Heimatkunde (дословно: местная история). Как область знания краеведение - это синтетическая дисциплина, включающая в себя теоретические и методологические установки многих научных дисциплин. В своей терминологии и инструментах краеведение использует методы антропологии, истории, социологии, экономики, географии и ряда других наук, создавая целостное движение по изучению места. Ключевой задачей этого движения и его участников является исследование и описание как природных, так и человеческих ландшафтов на региональном уровне через деконструкцию мифов, анализ образа места в литературных произведениях и изучение локальных исторических источников [Johnson, 2006. p. 3-8]. Э. Джонсон описывает краеведение как дисциплину идентичности (Identity

© Неплюев П. А., 2020 г.

discipline). Это, в первую очередь, поле, участники которого идентифицируют себя с изучаемым предметом, рассказывая историю «себя» и связанного с собой места. Такие исследования зачастую ведут к борьбе за свои социальные и политические права, к исправлению ошибок прошлого, защите от официального дискурса и т. д. Это, в свою очередь, часто объединяет краеведческие изыскания с активизмом [Там же].

Расцвет и становление краеведческого движения как историко-культурного активизма в СССР происходит в 1920-е гг. под эгидой Центрального бюро краеведения (ЦКБ), просуществовавшего с 1922 по 1937 гг. Основной задачей ЦКБ, объединившего краеведческие кружки и движения в ранний советский период, являлся процесс культурной трансформации, сохранение культурного наследия и укрепление национального сознания на периферии СССР. Так, «краеведение стало частью стратегии по вовлечению региональных сообществ в социалистическое строительство» [Донован, 2012, с. 382]. В 1920-е гг. региональные краеведческие сообщества получили значительную автономию, что с конца 1920-х гг. вызывало подозрение со стороны центральных властей. Результатом стало упразднение автономности и независимости краеведческих движений на местах [Там же, с. 380-383]. К 1937 г. «превратившись полностью в зависимую от государства организацию, растеряв свой кадровый потенциал и научный авторитет, краеведение организационно как массовая, ставшая из-за этого аморфной организация была ликвидирована самим же государством, в том числе и как дублирующая многие общественные, советские и хозяйственные организации» [Козлов, 2013, с. 80].

Возрождение историко-культурного активизма и его производной, краеведения, происходит на рубеже 1950-1960-х гг. Это было связано с ретроспективным поворотом в сознании советской интеллигенции, заинтересованной в создании локальной идентичности. Вершиной нового краеведческого движения становится создание в 1965 г. Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое является квинтэссенцией историко-культурного активизма в СССР [Митрохин, 2003, с. 300-338].

Проблема краеведческого историко-культурного активизма в позднесовет-ский период относится к малоизученным темам отечественной и зарубежной историографии. Условно, ее можно разделить на несколько периодов в соответствии с хронологическим принципом: становление идей историко-культурного активизма в научно-публицистических работах советских интеллектуалов конца 1950-х - первой половины 1960-х гг.; описание деятельности государства и государственных организаций (например, ВООПИК) по охране памятников истории и культуры (вторая половина 1960-х - начало 1990-х гг.); научное изучение образа историко-культурного активизма в позднесоветский период в отечественной и зарубежной науке (1990-2010-е гг.).

Рубеж 1950-х - 1960-х гг. ознаменовался широким распространением идей развития локальной истории и культуры в публикациях крупных советских ученых и публицистов, привлекавших внимание к сохранению и возрождению памятников в СССР. Так, в 1959 г. Д. Гранин со страниц «Известий» размышлял о необходимости возрождения дореволюционной идентичности республик, областей, городов через памятники, мемориалы, геральдику. В своей статье Гранин, отсылая к примерам первых советских лет, напоминал о важной роли монументальной пропаганды в создании локальной идентичности. Особое значение он придавал изучению местной истории и участию жителей в создании исторических и культурных памятников, для чего, конечно же, требовалась инициатива местных Советов [Гранин, 1959].

В вышедшей в 1960 г. работе доктора исторических наук, археолога Н. Н. Воронина «Любите и сохраняйте памятники древнерусского искусства», автор указывает, что интерес и любовь к памятникам русской архитектуры и искусства «это не праздное чудачество "любителей старины" [...], но естественное проявление живого чувства патриотизма, гордого сознания крепости и вечности тех глубоких корней, на которых выросла наша современная культура, созданная не вчера и не на пустом месте, а на земле, возделанной многовековым трудом народа» [Воронин, 1960, с. 3]. Призыв к уважению и сохранению исторического наследия, особенно церковного, тесно переплетался с критикой политики охраны памятников государством [Там же, с. 4-10].

Уже упоминавшийся Д. С. Лихачев в своей статье «Памятники культуры -всенародное достояние» продолжает мысль Н. Н. Воронина, создавая своеобразный манифест краеведческого движения на многие десятилетия. Лихачев, подчеркивая правильность политики в области охраны памятников в первые годы советской власти, жестко критикует «пресловутую "школу Покровского" с ее нигилистским отношением к русской истории» за уничтожение многих памятников истории и культуры, а также за роспуск краеведческих обществ по всей стране [Лихачев, 1961, с. 4]. Переключаясь на послевоенную систему охраны памятников, Лихачев отмечает проблему квалифицированной реставрации, изучения исторических памятников и передачи полученных знаний населению. По мнению Лихачева, необходима пропаганда культурного наследия через возрождение широкой сети краеведческих добровольных организаций, обществ содействия изучению и охраны памятников культуры [Там же, с. 9]. «Необходимо приручить нашу молодежь любить свой край, свой город, свое село, местные исторические и революционные традиции» [Там же].

Во второй половине 1960-х гг. на волне всплеска интереса к традиционной русской культуре большую роль в формировании историко-культурного активизма играли писатели и публицисты, участвовавшие в деятельности ВООПИК. Так, большой отклик встретили «Письма из Русского музея» Владимира Солоухина,

опубликованные в «Молодой гвардии», в которых советская культура упрекалась за утрату связи с национальными русскими корнями [Солоухин]. Важную роль сыграла вышедшая в 1965 г. статья заместителя председателя Совета Министров РСФСР В. И. Кочемасова (позже ставшего первым председателем ВООПИК) «Памятники Отечества» [Кочемасов, 1965], аккумулировавшая мысли многих советских интеллектуалов и ученых и, в какой-то степени, ставшая катализатором создания ВООПИКа.

После создания ВООПИК исчезает фрагментарный характер исследований в области охраны памятников истории и культуры. Большая часть публикаций этого периода продолжают развивать идеи Н. Н. Воронина, Д. С. Лихачева и др., нося проблемный характер, направленный на критику существующих в стране норм по сохранению историко-культурного наследия [Кулемзин, 2001, с. 39-40]. Ряд публикаций рассматривает конкретные сюжеты охраны памятников в отечественной истории, а также занимается изучением вопроса взаимодействия государственных и общественных организаций в рассматриваемой области.

К числу обобщающих работ, ставящих во главу угла критику государственной политики по охране памятников истории и культуры, относится статья М. Ю. Брайчевского [Брайчевский, 1966]. В ней автор ставит в пример систему развития краеведческих обществ и охраны памятников начала 1920-х гг., а также называет конец 1920-х - 1930-е гг. и рубеж 1950-1960-х гг. как два периода, в которые памятники больше всего пострадали от преднамеренного разрушения.

Д. А. Равикович продолжает [Равикович, 1968] идеи М. Ю. Брайчевского и на огромном фактологическом материале подтверждает его выводы о разрушении памятников истории и культуры в два описанных выше периода. Особый вред в деле охраны памятников, по ее мнению, принесли субъективисткие решения и высказывания высших государственных лиц в 1950-е - первой половине 1960-х гг. При этом Д. А. Равикович отмечает положительную динамику в деле охраны памятников после Октябрьского пленума ЦК КПСС (1964 г.) и, особенно, создание в 1965 г. ВООПИК.

В 1970-е гг. все большее количество публикаций в области охраны памятников сосредотачивается на взаимодействии общественных и государственных структур.

Серьезный вклад в понимание взаимодействия государственных и общественных организаций в дело охраны историко-культурного наследия внес П. А. Малафеев. В своей книге, на основе ряда статистических данных, он указывает на усиление автономии местных советов в деле социально-культурного строительства в СССР, а также на постепенную демократизацию этой сферы [Малафеев, 1974, с. 67]. Исследование П. А. Малафеева показывает на новую тенденцию в области охраны историко-культурного наследия - увеличение роли общественных организаций и населения страны в изучении истории и культуры, а также демонстрирует рост краеведческого компонента.

В публикациях научно-исследовательского института Министерства культуры со второй половины 1970-х гг. также появляются работы по анализу деятельности государства и общественности по охране памятников в 1960-1970-е гг., а позже и в 1980-е гг. В одной из первых работ на эту тематику Э. А. Шулепова показывает, что несмотря на всплеск демократизации и автономии в области охраны памятников, государство по-прежнему оставалось в тесном контакте с органами ВООПИК, сохраняя главенствующую роль в организации [Шулепова, 1979]. В дальнейшем в этом же направлении работала Т. Н. Медведева (Панкратова), рассматривая государственную деятельность по приданию массовости общественным движениям по охране памятников на основе обширного фактологического материала [Медведева, 1980; Панкратова, 1987].

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. на фоне изменения общественно-политической ситуации и открытия многих, ранее закрытых направлений исторических исследований меняется характер публикаций. Ключевой его особенностью становятся критические статьи по отношению к существующей системе охраны памятников и несовершенства законодательства в этой области [Дьячков, 1992; Дьячков, 1993; Лихачев, 1987; Батов, Панкратова, Чернявская, 1987; Бобоедова, 1988 и др.]

Подводя краткий итог историографической ситуации в советский период необходимо отметить, что усилиями значительного количества ученых, публицистов, краеведов представлен достаточный фактологический и теоретический материал по истории охраны памятников России в советский период. Как указывает А. М. Кулемзин, основным вопросом исследования стала проблема охраны российских памятников в первые десятилетия советского государства. В тоже время, крайне ограничено освещался вопрос об охране памятников истории и культуры на региональном материале. В значительной степени все исследования зависели от идеологической ситуации в СССР [Кулемзин, 2001, с. 48]. Однако ошибочно было бы указать на полную зависимость исследований по охране памятников от официальной советской идеологии. В трудах консервативно настроенных ученых, публицистов и краеведов, в большей или меньше степени, уже прослеживался разрыв между мыслью «передовой советской интеллигенции» и официальной идеологией.

Если основной задачей отечественной историографии по охране памятников советского периода являлось совершенствование законодательства в этой области и освещение проблемных моментов, то, по понятным причинам, фокус исследований в западной историографии был иным. До распада Советского Союза основное внимание уделялось пониманию советской системы в целом и ее элементов в частности. Уже в этот период активно появляются работы, направленные на исследование советского гражданина и его жизни в авторитарном/тоталитарном обществе. Особое значение уделялось исследованию строя,

его стрессоустойчивости и реальному положению дел в СССР, скрываемых официальной пропагандой. Стоит указать на ранние исследования, посвященные природе советского активизма, волонтерского движения и их корням, поиску агентности советскими гражданами [Adams, 1963 и др.]. Большое внимание западные исследователи уделяли стремлению к автономии среди советской интеллигенции [Inkeles, Bauer, 1959]. Ряд работ был посвящен развитию и становлению советского регионализма, в которых исследователи на основе статистических данных показывали экономическое неравенство регионов и, как следствие, растущую социальную напряженность и противоречия между центром и периферией [Bahry, 1993; Bahry, Nechemias, 1981; Breslauer, 1986 и др.]. На мой взгляд, это важный сюжет при исследовании причин роста местного патриотизма и локальной культуры.

Отдельно рассматривался процесс возрождения национальной культуры в СССР. Так, историк и философ Дж. Клайн, на основе анализа советского самиздата и литературных общественно-политических журналов (например, «Молодая гвардия») отмечает возросший интерес советских граждан к русской культуре, церкви, подчеркивая при этом, что корни этого интереса лежат не только в религии, но в эстетическом, историческом и туристическом направлении [Kline, 1973]. Среди основных причин новой волны русского «культурализма» Клайн называет «демографическую травму» после последней (к моменту написания статьи) переписи населения в СССР (1970 г.) -«впервые великороссы сталкиваются с тем, что могут стать меньшинством в общем советском населении, с учетом стремительного роста азиатских и, особенно, мусульманских народов СССР» [Там же, p. 39]. Это и заставляет их возвращаться к «величию прошлого». Среди других причин Клайн выделяет пустоту культурного поля советского государства, в котором не представлены ни восточные, ни западные достижения культуры, что заставляет образованную советскую интеллигенцию с пылом и отчаянием обращаться к единственно доступной им культуре - своей собственной.

Некоторое внимание историко-культурному активизму и возрождению русской культуры западные исследователи уделяют в исследованиях русского национализма в позднесоветский период. Так Д. Б. Данлоп открывает достаточно новый для западной науки сегмент исследований. Он показывает, что в советском государстве существовал не только региональный и местечковый национализм, но также и крупнейшая республика СССР - РСФСР - переживала становление русского национализма с середины 1960-х гг. В своей в некоторой степени пророческой работе Д. Б. Данлоп говорит, что при возможном ослаблении советской идеологии, именно национализм может стать официальной доктриной государства [Dunlop, 1984].

В дальнейшем поиск причин распада СССР приведет И. Брудного к идее ретроспективного поворота в рядах советской интеллигенции рубежа 1950-1960-х гг. [Brudny, 1998]. Однако стоит отметить, что исследования западных советологов, сосредоточенные, в первую очередь, на культурных центрах (Москве и Ленинграде), ошибочно или недостаточно полно показывают ситуацию в российских регионах.

Позже их идеи дополнит Н. Митрохин. Он пишет, что «минимум половина членов оргкомитета (ВООПИК - Прим. авт.) (И. Глазунов, В. Кочемасов, Л. Леонов) являлись участниками движения русских националистов» [Митрохин, 2003, с. 315-316], однако, это не сделает ВООПИК ядром движения русских националистов. Этому помешает стремительный рост новой организации (особенно в регионах), при котором основатели не сумеют массово распространить свои идеи на всех членов ВООПИК, ограничившись центральным аппаратом и Московской организацией. Другой причиной станет раскол основателей ВООПИК на тех, кто желал продвигать национальные идеи, и на интеллектуалов, которым сохранение культурного наследия было важнее идеологической повестки [Там же, с. 320].

Переходя к современной историографии, хочется отметить, что, несмотря на недостаточную изученность проблемы, количество публикаций по советскому активизму в целом и по историко-культурному активизму в частности регулярно растет, поднимая вопрос о взаимотношениях официальной советской идеологии и общественных организаций разных уровней [Мельникова, 2018; Разувалова, 2015; Цуканов, 2016; Costanzo, 1998; Kelly, 2005; Kozlov, 2006; Mayofis, Frede, 2016 и др.].

Большую роль в сохранении и увеличении интереса к историко-культурному активизму и его исследованию сыграло создание на исходе советского периода, в мае 1990 г., в Челябинске, Союза Краеведов России (СКР). Основной задачей новой организации (согласно Уставу) стало «содействие развитию краеведения в РФ, его популяризация, совершенствование организационных форм и методов осуществления краеведческой деятельности, активизация деятельности краеведческой общественности в области выявления, изучения и сохранения культурного и природного наследия России». Появление новой крупной краеведческой структуры обусловили «генеральное направление развития историко-краеведческого движения», возродили дискуссии о понятиях и взаимоотношении региональной истории и историографии, исторического краеведения, регионове-дения и других. Вновь возникает вопрос, что же такое краеведение? Например, один из основателей СКР, профессор РГГУ и доктор исторических наук С. О. Шмидт видел в краеведении не только науку по изучению региональных сообществ и территории, но также научно-популяризаторскую и просветительскую работу о прошлом и настоящем какого-либо края [Шмидт, 2000, с. 11-15]. С начала 90-х гг., на протяжении последующих десятилетий в Москве, Санкт-Петербурге и регионах регулярно проходили конференции и открытые столы [Мохначева, 2012, с. 78-84].

В постсоветской отечественной историографии также расширяется само поле исторических исследований в соответствии с антропологическим поворотом, дошедшим, в том числе, и до российской науки после распада СССР. Важным аспектом новых исследований становится работа в области исторической памяти, истории повседневности, ввод в оборот большого количества региональных документов и источников (в том числе личных архивов) [Klots, Romashova, 2018]. За последние годы было защищено несколько диссертаций по охране памятников истории и культуры, написанных на региональном материале [Голотин, 2011; Казка, 2006; Свичкарь, 2014 и др.]. Впрочем, стоит отметить, что фокус большей части диссертационных исследований - государственная политика в области охраны памятников, а не историко-культурный активизм, хотя эта тема, безусловно, затрагивается.

В 2000-е гг. важное понимание специфики российского и советского краеведческого движения дает Э. Джонсон, рассматривая краеведение как таковое, его развитие и становление до революции, а также в СССР до хрущевской эпохи [Johnson, 2006]. В качестве примера она выбирает Санкт-Петербург, как город с максимально развитым чувством локальной истории и традиций, часто противопоставляющим себя центральной, московской версии истории. Несмотря на всю ценность работы по пониманию краеведческого движения в России, пример Петербурга едва ли может использоваться при исследовании региональной специфики историко-культурного активизма в СССР.

Важнейшим поворотом в современной советологии «нулевых» стала ревизия устоявшейся концепции «бинарного социализма», которую в числе прочих подвергает сомнению А. Юрчак. Само деление «конформизм-нонкомформизм», «официоз-андерграунд» по отношению к власти, устоявшееся в постсоветских исследованиях как в западной, так и в отечественной историографии он называет упрощенным [Юрчак, 2017]. Так, «множество ее (власти - Прим. авт.) явлений включало в себя элементы, одновременно стоящие по обе стороны этого разделения. Одни и те же явления культуры могли быть и "подцензурными" и "неподцензурными" - в зависимости от конкретного контекста, периода, случая или от того, как конкретный бюрократ понимал их» [Там же, с. 40-41]. Это, безусловно, характерно и для всей системы историко-культурного активизма в позднесоветский период.

О таком взаимодействии в 2010-х гг. пишет В. Донован. Взгляд на «русское возрождение» снизу, из регионов, дает «важное измерение нашему пониманию политических изменений в позднесоветскую эпоху» [Донован, 2012, с. 400]. Рассматривая краеведческое направление по материалам Северо-Западного региона (Новгород, Псков, Вологда), она приходит к следующему выводу: попытки стимуляции патриотизма и местной идентичности для укрепления советского режима после 1953 г. имели далеко идущие последствия в период перестройки и ослабления центральной власти, способствуя усилению региональных элит. Из работы

В. Донован прекрасно видно, что процесс возрождения краеведческого интереса на рубеже 1950-1960-х гг. намного сложнее, чем уравнение «ученые и публицисты-консерваторы, в разрез с официальной советской идеологией воссоздают русскую культуру». Сам процесс развития краеведческого движения в центре и регионах показывал, как местную культуру и традиции воссоздавали люди, искренне верящие в социалистическое строительство на благо всего СССР.

Подводя итог, необходимо отметить основные направления исследования, которые на данный момент недостаточно полно представлены в отечественной и зарубежной историографии.

Во-первых, большая часть работ, посвященных историко-культурному активизму в СССР и постсоветский период сосредоточены на изучении государственной политики в этой области, на описании государственного компонента. Таким образом, часто сама проблема историко-культурного активизма в СССР, мотивации его участников и их деятельность остаются вне фокуса исследований. Отдельным вопросом остается механизм и степень взаимодействия бюрократического и активистского в советских органах власти и в негосударственных организациях. Помощь в этом вопросе (в соответствии с антропологическим поворотом) могут оказать устные интервью участников ВООПИК, а также их личные архивы, которые, безусловно, не представлены в должном объеме в исследовательской литературе.

Во-вторых, сама деятельность ВООПИК, как одной из ведущих институций в сфере охраны памятников культуры нуждается в дальнейшем исследовании. В большинстве случаев деятельность ВООПИК рассматривается на примере центральных органов или в рамке государственных практик охраны памятников истории и культуры, а не с точки зрения участников - активистов движения. Отдельным вопросом остается региональная деятельность органов охраны памятников истории и культуры, которая представлена в исследовательской литературе лишь выборочно на основе некоторых субъектов и регионов Российской Федерации (на примере Адыгеи, Мордовии, Волгоградской, Иркутской Ярославской областей), в числе которых Пермский край (и Пермская область) практически не представлены.

В-третьих, и западная (с 80-х гг.), и отечественная постсоветская историография уделяют значительное внимание росту националистических тенденций и неравенству регионов в позднесоветский период, как фактору развития национальной культуры и роста интереса к ней. Однако чаще всего для исследования националистических тенденций в СССР используются центральные и/или столичные регионы. В этом ключе большой интерес представляет региональный материал, который может подтвердить или опровергнуть тезис о роли региональной идентичности в формировании интереса к национальной культуре. На данный момент регионального материала (например, в Пермском крае), введенного в научный оборот, для этого недостаточно. В дополнение - многие работы

(особенно зарубежные) были написаны в рамках концепции «бинарного социализма» и могут нуждаться в некоторой ревизии, в том числе с привлечением регионального материала.

Отдельным потенциальным направлением исследования является изучение историко-культурного активизма в СССР как проявление публичной сферы. Это может поставить советский активизм в один ряд процессами Public History (публичной истории), появившимися в этот же период (1970-1980-е гг.) на Западе. В таком случае перед исследователем открывается огромное направление (историко-культурный активизм как феномен публичной истории), которое на данный момент практически не затронуто в отечественной историографии.

Исходя из вышесказанного, исследование историко-культурного активизма в позднесоветский период далеко от своего завершения и требует развития сразу по нескольким направлениям, что обуславливает его актуальность.

Библиография

Батов, В. И., Панкратова, Т. Н., Чернявская, E. H. Практика государственной охраны памятников в РСФСР (1960-1980 гг.) // Памятник и современность. Вопросы освоения историко-культурного наследия : сб. научных трудов / НИИ Культуры. - Москва, 1987. - С. 133-149.

Бобоедова, Н. Д. Административно-правовые проблемы охраны памятников истории и культуры: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Н. Д. Бобоедова. -Москва, 1988. - 224 с.

Брайчевский, М. Ю. Сохранить памятники истории // История СССР. - 1966. -№ 2. - С. 205-226.

Воронин, Н. Н. Любите и сохраняйте памятники древнего искусства. -Москва : Искусство, 1960. - 48 с.

Голотин, И. В. Государственная политика в области охраны памятников истории и культуры в 1953-1985 гг.: по материалам Ярославской области: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / И. В. Голотин. - Ярославль, 2011. - 182 с.

Гранин, Д. Пусть у города будет герб // Известия. - 1959. - 17 ноября.

Донован, В. «Идя назад, шагаем вперед»: краеведческие музеи и создание местной памяти в Северо-Западном регионе, 1956-1981 // Антропологический форум. - 2012. - № 16. - С. 379-402.

Дьячков, А. Н. Актуальные проблемы сохранения и использования памятников культуры // Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры : сб. научных трудов / НИИ Культуры; отв. ред. Э. А. Шулепова. -Москва, 1992. - С. 8-19.

Дьячков, А. Н. Нравственный фактор в сохранении недвижимого культурного наследия // Памятники в изменяющемся мире : материалы междунар. науч.-практ. конф. / Российский институт культурологии; отв. ред. и сост. Э. А. Шулепова. - Москва, 1993. - С. 11-16.

Казка, Е. А. История охраны памятников историко-культурного наследия в Бурятии в 1918-1985 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Е. А. Казка. - Улан-Удэ, 2006. - 211 с.

Козлов, В. Ф. «Огосударствленное» краеведение. История и уроки (по страницам журнала «Советское краеведение». 1930-1936 гг.) // Вестник РГГУ. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2013. - № 9 (110). - С. 53-83.

Кочемасов, В. И. Памятники Отечества // Звезда. - 1965. - 30 ноября.

Кулемзин, А. М. Охрана памятников в России как историко-культурное явление: дис. ... д-ра культурологии: 24.00.03 / А. М. Кулемзин. - Томск, 2001. - 401 с.

Лихачев, Д. С. Заметки о русском // Избранные работы: в 3-х т. Т. 2. - Ленинград : Худож. лит., 1987. - С. 418-494.

Лихачев, Д. С. Памятники культуры - народное достояние // История СССР. -1961. - № 3. - С. 3-12.

Малафеев, П. А. Россия: Советы и культура. - Москва : Советская Россия. -1974. - 208 с.

Медведева, Т. Н. Опыт проведения в РСФСР смотров памятников истории и культуры советского общества в 1965-1977 гг. // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры: Труды НИИ культуры. - Москва, 1980. - Вып. 93. - С. 60-80.

Мельникова, Е. А. Руками народа: следопытское движение 1960-1980-х гг. в СССР // Антропологический форум. - 2018. - № 37. - С. 20-53.

Митрохин, Н. Русская партия: движение русских националистов в СССР. 1953-1985 гг. - Москва : Новое литературное обозрение. - 2003. - 624 с.

Мохначева, М. П. Регионалистика и историческое краеведение в России в 1991-2005 гг.: некоторые итоги и перспективы развития // Вестник РГГУ. Сер.: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2012. - № 6 (86). С. 78-90.

Панкратова, Т. П. Охрана памятников истории и культуры в Российской Федерации в 1960-1970-е гг. // Музееведение: Из истории охраны и использования культурного наследия в РСФСР : сб. науч. тр. НИИ культуры. - Москва, 1987. -С.25-45.

Равикович, Д. А. Охрана памятников истории и культуры в РСФСР (19171967) // История СССР. - 1967. - № 7. - С. 192-206.

Разувалова, А. Писатели-«деревенщики»: литература и консервативная идеология 1970-х годов. - Москва : Новое литературное обозрение, 2015. - 970 с.

Свичкарь, И. Г. Деятельность государственных органов власти и общественных организаций по сохранению историко-культурного наследия на Южном Урале в середине 1960-х - начале 2010-х годов: по материалам Челябинской области: дис. ... канд. ист. наук: 07.02.00 / И. Г. Свичкарь. - Челябинск, 2014. - 210 с.

Солоухин, В. В. Письма из Русского музея. [Электронный ресурс] URL: http://gosudarstvo.voskres.ru/solouhin/letters.htm. (дата обращения: 04.05.2020).

Цуканов, И. П. Идеологизация поисково-краеведческой работы в школах РСФСР в 1956-1965 гг. // Нам этот мир завещано беречь: проблемы сохранения

исторической памяти о событиях и героях первого периода Великой Отечественной войны. - Курск : Университетская книга, 2016. - С. 266-271.

Шмидт, С. О. Краеведение и региональная история в современной России // Методология региональных исторических исследований : материалы международного семинара. - 2000. - С. 11-15.

Шулепова, Э. А. О роли государственного и общественного руководства охраной памятников истории и культуры // Вопросы охраны, использования и пропаганды памятников истории и культуры: Труды НИИ культуры. - Москва, 1979. - Вып. 78. - C. 6-26.

Юрчак, А. Это было навсегда, пока не кончилось. - Москва : Новое литературное обозрение. - 2017. - 664 с.

Bahry, D. Society Transformed? Rethinking the Social Roots of Perestroika // Slavic Review: Vol. 52. - 1993. - No. 3. - Рр. 512-554.

Bahry, D., Nechemias, C. Half Full or Half Empty? The Debate over Soviet Regional Equality // Slavic Review: Vol. 40. - 1981. - No. 3. - Рр. 366-383.

Breslauer, G. W. Provincial Party Leaders' Demand Articulation and the Nature of Center-Periphery Relations in the USSR // Slavic Review: Vol. 45. - No. 4. -Pp.650-672.

Brudny, Y. M. Reinventing Russia: Russian Nationalism and the Soviet, 19531991. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 1998. - 352 p.

Costanzo, S. Reclaiming the Stage: Amateur Theater-Studio Audiences in the Late Soviet Era // Slavic Review: Vol. 57. - No. 2. - Pp. 398-424.

Dunlop, D. B. The Faces of Contemporary Russian Nationalism. - Princeton University Press, 1984. - 378 p.

Inkeles, A., Bauer, R. A. The Soviet Citizen. - Harvard University Press, 1959. -

533 p.

Johnson, E. D. How St. Petersburg Learned to Study itself: The Russian Idea of Kraevedenie. - Penn State University Press, 2006. - 320 p.

Kelly, C. "Thank-You for the Wonderful Book": Soviet Child Readers and the Management of Children's Reading, 1950-1975 // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History: Vol. 6. - 2005. - № 4. - Pp. 717-753.

Kline, G. L. Religion, National Character, and the Rediscovery of Russian Roots // Slavic Review: Vol. 32. - 1973. - No.1. - Pp. 29-40.

Klots, A., Romashova, M. Lenin's Cohorts: The First Mass Generation of Soviet Pensioners and Public Activism in the Khrushchev Era. // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History: Vol. 19. - 2018. - No. 3. - Pp. 573-597.

Kozlov, D. A. "I Have Not Read, but I Will Say": Soviet Literary Audiences and Changing Ideas of Social Membership, 1958-66 // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History: Vol. 7. - 2006. - No. 3. - Pp. 557-597.

Mayofis, M., Frede. V. The Thaw and the Idea of National Gemeinschaft: The All-Russian Choral Society // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History: Vol. 17. - 2016. - No.1. - Pp. 27-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.