Научная статья на тему 'ЭСКИЗ ДЕТАЛЕЙ ИЗДЕЛИЯ НА СБОРОЧНЫХ ЧЕРТЕЖАХ МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ'

ЭСКИЗ ДЕТАЛЕЙ ИЗДЕЛИЯ НА СБОРОЧНЫХ ЧЕРТЕЖАХ МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
чертеж / механизм / размер / изделия / материал / деталь / машиностроении / виды / продукции / сборочные единицы / набор / сборочных / проектирования / проекции / геометрии / пространства / эскиз. / drawing / mechanism / size / products / material / detail / mechanical engineering / types / products / assembly units / set / assembly / design / projection / geometry / space / sketch.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Ахтам Мухторович Рустамов

Общеизвестно, что основная цель науки о рисовании научить рисованию и чтению сложных предметов, начиная с простых деталей. Поэтому вся графическая работа в области черчения направлена на постепенное овладение учащимися порядка и правил черчения и чтения. В данной статье рассматривается структура сборочных чертежей, особенности их чтения и черчения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKETCH OF PRODUCT DETAILS ON ASSEMBLY DRAWINGS READING TECHNIQUE

It is well known that the main goal of the science of drawing is to teach drawing and reading complex subjects, starting with simple details. Therefore, all graphic work in the field of drawing is aimed at the gradual mastery of the order and rules of drawing and reading by students. This article discusses the structure of assembly drawings, the features of their reading and drawing.

Текст научной работы на тему «ЭСКИЗ ДЕТАЛЕЙ ИЗДЕЛИЯ НА СБОРОЧНЫХ ЧЕРТЕЖАХ МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ»

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL

ЭСКИЗ деталей изделия на сборочных чертежах методика

ЧТЕНИЯ Ахтам Мухторович Рустамов

Преподаватель кафедры «Изобразительного Искусства и инженерной графики» Навоийский государственный педагогический институт https://doi.org/10.5281/zenodo.6629242

Аннотация. Общеизвестно, что основная цель науки о рисовании научить рисованию и чтению сложных предметов, начиная с простых деталей. Поэтому вся графическая работа в области черчения направлена на постепенное овладение учащимися порядка и правил черчения и чтения. В данной статье рассматривается структура сборочных чертежей, особенности их чтения и черчения.

Ключевые слова: чертеж, механизм, размер, изделия, материал, деталь, машиностроении, виды, продукции, сборочные единицы, набор, сборочных, проектирования, проекции, геометрии, пространства, эскиз.

SKETCH OF PRODUCT DETAILS ON ASSEMBLY DRAWINGS READING

TECHNIQUE

Abstract. It is well known that the main goal of the science of drawing is to teach drawing and reading complex subjects, starting with simple details. Therefore, all graphic work in the field of drawing is aimed at the gradual mastery of the order and rules of drawing and reading by students. This article discusses the structure of assembly drawings, the features of their reading and drawing.

Key words: drawing, mechanism, size, products, material, detail, mechanical engineering, types, products, assembly units, set, assembly, design, projection, geometry, space, sketch.

ВВЕДЕНИЕ

В известной из геометрии графов системе проекционных плоскостей H, V и W для любой заданной точки пространства горизонтальная, фронтальная и профильная проекции образованы пересечением проекционных лучей, исходящих из этих плоскостей. Это называется правилом рисования точки.

Так как фронтальные проекции являются основными проекциями в начертательной геометрии, то точка А (любая), данная на чертеже, будет располагаться в пространстве перед своей фронтальной проекцией, перпендикулярно А, на расстоянии YА от нее. если YA > 0, A'' впереди, если YA = 0, то в одном точке с A'', т. е. в плоскости V, если YA <0, то он расположен позади A'' (т. е. V). Это правило называется правилом чтения графа [1-5].

Поскольку передние вид является основным на чертеже, детали, данные на чертеже (например, точки), располагаются в пространстве перед его пред просмотром, а

* ; si ш

5

»

11

- 71

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL

на чертеже он совмещен с его основным видом, т.е. скрыто в нем.

Пространственное положение данной детали определяется согласно этому правилу по следующему алгоритму, рис. 1:

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Анализируются контурные линии мысли, то есть воображаемой детали в нашем сознании, и каждая из них восстанавливается последовательно в направлении, перпендикулярном плоскости изображения наблюдателя в пространстве.

То есть компоненты детали, скрытые в основном виде, один за другим воплощаются в воображении. Чтобы понять процесс чтения такого чертежа в уме, пусть общий вид детали будет описан без размеров, как на рис. 2, а, как на сборочном чертеже. [2-6].

1. Для того, чтобы процесс реставрации был виден, линии, соединяющие контурные линии детали, параллельные s, с характерно-ограничивающими точками в направлении s, продумывают, немного наклонив перпендикулярное направление;

прямоугольник толщиной 70х87 мм имеет толщину 12 мм и радиус 12 мм и представляет собой полуцилиндрический перфорированный призм с удлинением 20 мм, рис. 2, в;

3. Реализовано, что второй мелкий воришка представляет собой прямоугольную, двух дырчатую диаметром 14 мм и призмам размером 30х70 мм, рис. 2, в;

4. Третий, воображаемый, представляет собой прямоугольный прямоугольник размером 10х75 мм с прямоугольным ободком (ребро йосткости). рис. 2, г; При более глубоком анализе призма с двумя подобными видами, т. е. прямой прямоугольник, может быть также полу призмой, ограниченной диагональю, или призмой, ограниченной вогнутой или выпуклой дугой относительно диагональной линии, рис. 2, д.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Отсюда следует, что если деталь содержит детали, имеющие одинаковый вид спереди и сверху, то можно будет выполнить их в нескольких вариантах. [1-3].

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL

На основе приведенного алгоритма мы воссоздаем в своем сознании четкий абстрактный образ скрытой в нем детали, и этот процесс называется чтением чертежа.

На рис. 3 представлены живые образы восстановленной в нашем сознании детали с ребрами разной конструктивной прочности.

ОБСУЖДЕНИЕ

Теперь рассмотрим использование вышеописанного алгоритма чтения чертежа клапана при делении сборочного чертежа на детали.

3-Рисунок

Чтение сборочных чертежей следует начинать с выявления наименования сборочной единицы, области ее использования и составных частей, например ее анализа. Для этого ознакомьтесь со спецификацией сборочной единицы.

Затем путем изучения изображений деталей, из которых состоит изделие, определяются их функции, конструктивное строение, размеры и взаимосвязь.

Исследуя, движутся ли части в подвижных соединениях относительно друг друга, определяют структуру и принцип работы сборочной единицы.

На основании сборочного чертежа изготавливают рабочий чертеж его деталей для производства товаров на промышленных предприятиях. Чтобы научить студентов этому процессу в обучении, их составные части разбиваются на воображаемые детали по заданному сборочному чертежу изделия.

ВЫВОДЫ

Оформляются их рабочие чертежи. Такое задание, которое выполняют студенты в процессе обучения, называется созданием рабочих чертежей - деталировкой или краткой деталировкой.

Рабочие чертежи рекомендуется выполнять в соответствии со сборочным чертежом изделия в два этапа:

SCIENCE AND INNOVATION

INTERNATIONAL SCIENTIFIC JOURNAL

На первом этапе выполняется четкое описание деталей изделия, т.е. технический чертеж.

На шаге 2 выполняются их рабочие чертежи с использованием изображения деталей изделия на сборочном чертеже и четкого изображения. [7-8].

Использованная литература

1. Рихсибоева Х., Алимова Н.,Халимов М.Давлатова А., Рихсибоев Т. ЧИЗМАЧИЛИК (Буюмнинг йигиш чизмаларини бажариш) Тошкент - 2014

2. А.А.Чекморев. "Начертательная геометрия и черчения". Москва - висшая образования. 2006 г.

3. Ж.Ё.Ёдгоров, А.Х.Нарзуллаев. Машинасозлик чизмачилиги. Тошкент, Узбекистон файласуфлари миллий жамияти нашриёти, 2009 й.

4. А.Тухтаев, Я.Абрамян. Машинасозлик чизмачилигидан маълумотнома. Тошкент. "Илм-зиё". 2010 й.

5. АД.Абдуллаев "Нравстиенное и эстетическое воспитание учеников через изобразительное искусство" ACADEMY № 4 (67), Российский импакт-фактор: 0,19 НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. https://cvberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-i-esteticheskoe-vospitanie-uchenikov-cherez-izobrazitelnoe-iskusstvo

6. AД.Aбдуллаев "УЗБЕКИСТОНДА ЧИЗМАЧИЛИК ВА ЧИЗМА ГЕОМЕТРИЯ ФАНИНИНГ РИВОЖЛАНИШ ТАРИХИ". Республика ОАК журнали. Утмишга назар02.2022.https://scholar.google.com/citations?view op=view citation&hl=en&user= YF4p ZQAAAAJ&citation for view=YF4p ZQAAAAJ:ULOm3 A8WrAC [2].

7. Rustamov Axtam Muxtarovich "THE USE OF CREAM IN THE SCIENCE OF SCIENTIFIC TOPICS IN GRADES 1-4 OF SECONDARY SCHOOLS AKADEMIYA" 2021 yil NOYABR https://indianjournals.com/ijor.aspx

8. Rustamov Axtam Muxtarovich "TALABALARGA "IKKINCHI TARTIBLI EGRI CHIZIQLAR VA TRANSTENDENT EGRI CHIZIQLARI" MAVZULARINI O'TISH METODIKASI". "ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XXI ВЕКЕ" 2021 yil 27 noyabr. http://hozir.org/mejdunarodnij-nauchno-obrazovatelenij -elektronnij-jurnal-obraz-v4.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.